Однако с самого начала расследование о восстании Черниговского полка производилось только в дивизионной квартире в Белой Церкви, откуда шло рапортами обычным порядком до самого царя57. Восстание Черниговского полка состоялось уже после восстания декабристов на Сенатской площади. Бунт длился с 29.12.1825 г. по 03.01.1826 г. Полк был расквартирован на территории Киевской губернии.
Черниговская восьмёрка
Восстание Черниговского полка было задумано давно, но началось оно довольно спонтанно. Третье: во время восстания Черниговского полка солдаты напились и даже буянили, что было моральным падением мятежных офицеров. Восстание Черниговского полка, разгоревшееся на территории тогдашней Киевской губернии и продолжавшееся с 29 декабря 1825 года по 3 января 1826 года, отчётливо продемонстрировало ряд отличительных особенностей, свойственных декабризму как таковому.
Декабристы
Тем временем число восставших уменьшилось. Фельдфебель гренадерской роты понял, что происходит что-то странное, и сумел убедить Муравьёва вернуть гренадеров на квартиры, чтобы забрать забытое снаряжение. Гренадеры ушли в Белую Церковь и более не возвращались. За это они позднее были вознаграждены переводом в лейб-гвардии Московский полк. Никакого хотя бы условного плана у восставших не было. Из Мотовиловки они двинулись на Житомир, но передумали и пошли на Белую Церковь, однако из-за ошибочных сведений не решились атаковать поселение, думая, что там есть превосходящие силы. Видимо, первоначальный расчёт был в том, что восстание спровоцирует последовать этому примеру и ряд других частей. Тем более что у Южного общества имелись неплохие связи с Обществом соединённых славян, которое действовало на Украине и, как считается, поддерживало идею независимости всех славянских государств с потенциальным преобразованием в республиканскую федерацию. К юбилею Адама МицкевичаРодившийся 24 декабря 1798 года в Виленской губернии Российской империи Адам Мицкевич, в Польше считается польским поэтом, в Белоруссии — белорусским, а в Литве — литовским Ряд наиболее активных членов общества в тот момент находились неподалеку: в Киеве, Житомире и Новограде-Волынском. Однако на помощь восставшим никто не пришёл, не со всеми удалось установить контакт, кто-то даже не знал о спонтанном восстании Муравьёва, иные посчитали затею обречённой на провал и устранились. Вместо Белой Церкви они вновь повернули на Трилесы, но, не дойдя до квартир, наткнулись на правительственные войска под командованием генерала Гейсмара.
Никакого сражения не получилось. Войска дали сначала залп ядрами, затем два картечью. Поняв, что по ним стреляют всерьез, солдаты попросту кинулись врассыпную. Причем Муравьёву-Апостолу помешали бежать его же солдаты. Погибли 24 человека, в том числе и брат Муравьёва-Апостола. Сам предводитель восстания был ранен в шею. Более 900 участников сдались, включая шестерых офицеров. Муравьёв-Апостол оказался в сложном положении.
И никто тогда не предполагал, что полк уже взяли в «клещи» правительственные части. А отряд генерала Гейсмара перекрыл Черниговскому полку путь вперед. Декабрист Горбачевский позже так вспоминал произошедшее: «Едва колонна вышла из околицы и сделала не более четверти версты, как пушечный выстрел поразил слух изумленных солдат, которые увидели в довольно значительном расстоянии орудия, прикрытые гусарами. За сим выстрелом последовало несколько других, но ни один из оных не причинил ни малейшего вреда колонне, может быть, стреляли холостыми зарядами». Муравьев-Апостол призвал солдат принять бой. Солдаты стали проверять оружие, но снова грохнули пушки, на этот раз заряженные картечью. Первым же выстрелом убило несколько человек и ранило лидера похода Сергея Муравьева-Апостола. Тут раздались новые пушечные залпы, разом унесшие жизни более 70 человек. И наконец, наступила паника, солдаты стали разбегаться. Все было кончено. Восстание Черниговского полка было подавлено. Муравьев-Апостол потерял сознание, его брат Ипполит и некоторые офицеры застрелились, глядя на приближающуюся с фланга кавалерию.
Усиливается дезертирство рядовых. У Устимовки 3 января 1826 г были разбиты правительственными войсками. Глава мятежа подполковник Сергей Муравьёв-Апостол отдает приказ своему войску не стрелять, а идти прямо на пушки. Которые картечью наносят ощутимый урон рядам восставших и рассеивают их колонну. Сергей Муравьёв-Апостол был в этом бою тяжело ранен, а его брат Ипполит застрелился, в бою погибли Кузьмин и Щепилла, 895 солдат и 6 офицеров были взяты в плен. Поведение руководителей восстания. У руководителей восстания отсутствовали ясные цели, об этом свидетельствует их странный маршрут движения, напоминающий собой восьмерку. Новые цели и, соответственно, направления движения начинались и тут же бросались. Единственной надеждой на успех было распространение мятежа среди армейских частей по принципу цепной реакции. И эта надежда не оправдалсь. Поведение рядовых и нижних чинов. После восстания полк был переформирован. Впоследствии участник восстания Иван Сухинов возглавил заговор на Зерентуйской каторге Зерентуйский заговор. В 1825 году на юге страны ситуация дошла до вооруженных беспорядков, а именно — до восстания Черниговского полка. Роты Черниговского полка всего их было шесть после освобождения Муравьева-Апостола вступили в Белую Церковь. Однако их настигла конная артиллерия. Приказ Муравьева идти вперед без выстрела в надежде перехода правительства на его сторону не увенчался успехом. Черниговский полк не ожидал, что все произойдет именно так. Их растерянностью и воспользовались правительственные войска. Дата: 29 декабря 1825 года — 3 января 1826 года. Кто возглавил: Сергей Муравьев-Апостол. Как известно, накануне этого события было организовано декабристское восстание на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Хронология событий Организатором событий конца декабря-начала января стало Южное общество. После событий, произошедших четырнадцатого декабря, командир полка приказал арестовать Муравьева-Апостола, который непосредственно был в связи с выступающими. Но 29 декабря офицерами Плехановым, Соловьевым, Сухиновым и Щепилло было произведено освобождение арестанта. Произошло это в селе с названием Трилесы. Однако просто так совершить им свое дело не удалось, они напали и даже пытались уничтожить Гебеля, полковника, командира полка. Гебель, не собиравшийся освобождать Муравьевых и объяснять причины ареста, был заколот штыками, сильно ранен в живот. Но полковник все-таки был спасен от декабристов. Уже тридцатого декабря повстанцы оказались в Василькове. Там они завладели оружейными запасами и всеми денежными средствами полка. Сумма была немаленькой — примерно десять тысяч рублей бумагами и семнадцать тысяч — серебряными монетами.
Все разошлись на Рождество по домам. Тогда они пошли к Белой церкви. Восстание Черниговского полка 3 января 1826 года у Белой Церкви восставшие встретились с войсками генерала Федора Гейсмара. Муравьев и Бестужев-Рюмин надеялись на то, что государственные войска перейдут на сторону восставших. Но после первого залпа стало ясно, что этого не будет. Сергей Муравьев получил ранение в голову и был арестован. Остальные разжалованы и получили бесплатную путевку на вечное поселение в Сибирь. Итоги восстания Восстание декабристов на Сенатской площади, а также восстание Черниговского полка показало, что гвардия не может считаться опорой режима. Вместе с тем многие историки рассматривают это восстание как очередную попытку Дворцового переворота , коими был наполнен весь 18 век. Только вот самодержавие уже окрепло и без труда расправилось с этой попыткой. Становилось ясно, что крепостное право является красной тряпкой не только для самих крестьян и мыслящей интеллигенции, но и также и для цвета русского общества — гвардейства, которое все насквозь было дворянским. Поделиться в соц.
Строка навигации
- Восстание черниговского полка — история России
- Большой энциклопедический словарь
- План восстания
- Описание документа
- ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА НА ЮГЕ РОССИИ
- Первое выступление восставших
Предыстория восстания Черниговского полка
- «Я положил начать возмущение»: как было подавлено второе восстание декабристов
- ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА НА ЮГЕ РОССИИ
- 15 января 1826 г. - На Украине подавлено восстание Черниговского полка
- Южный бунт. Восстание Черниговского пехотного полка - Оксана Киянская
- Восстание черниговского полка. Следствие и суд над декабристами Восстание черниговского полка 1825
Восстание Черниговского полка. Восстание черниговского полка дата.
Без плана и цели. Восстание южных декабристов и малороссийский сепаратизм | Восстание Черниговского полка (Бунт Черниговского полка) — одно из двух восстаний декабристов, произошедшее уже после выступления на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 года. |
Декабристы | Черниговские офицеры, твердо и без колебаний решившие начать восстание, предполагали, что оно не ограничится только Черниговским полком; они немедленно решили поднять и окрестные полки, которыми командовали члены Южного общества. |
Восстание Черниговского полка — Рувики | Южное восстание (восстание черниговского полка). Восстание 14 декабря послужило сигналом к восстанию на юге. |
Декабристы. Восстание черниговского полка - YouTube | Южное восстание (восстание черниговского полка). Восстание 14 декабря послужило сигналом к восстанию на юге. |
Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами
С помощью караульных солдат они с оружием в руках освободили из-под ареста Муравьевых, ранили Гебеля. В этих условиях Сергей Муравьев, освобожденный из-под ареста, принял решение начать восстание. Дата его начала—утро 29 декабря 1825 г. Маршрут восстания сложился следующим образом: первой восстала 5-я рота Черниговского полка, стоявшая в Трилесах. Вечером того же 29 декабря она пришла в деревню Ковалевку, где соединилась с другой ротой того же полка — 2-й гренадерской. Ранним утром 30 декабря С. Муравьев-Апостол во главе двух рот вступил в Васильков, где к нему присоединились другие -роты Черниговского полка. Полк оказался, таким образом, почти весь в сборе. Из Василькова 31 декабря после полудня восставшие войска двинулись в деревню Мотовиловку, куда пришли к вечеру. Это вызвало недовольство солдат, требовавших быстрых действий. Из Мотовиловки восставшие двинулись на Белую Церковь, но, не доходя до нее, остановились в селении Пологи, откуда, еще раз, резко переменив маршрут, стали дви- [ 124 ] гаться к Трилесам и, пройдя деревню Ковалевку, не дойдя до Трилес, встретили отряд генерала Гейсмара, который их разбил.
Таков маршрут восстания. Если взглянуть на карту местности, видно, что этот маршрут имеет приблизительную форму восьмерки. Этот зигзаг становится понятен, если с помощью документов вникнуть в мотивы изменения маршрутов. Все движение восстания состоит из осколков начатых и брошенных маршрутов, изучение которых раскрывает надежду на присоединение новых полков что было характерно и для 14 декабря и борьбу противоречий во внутренней жизни восстания. Движение из Трилес в Васильков было целесообразным и неизбежным: там стояла основная масса полка. Днем 30 декабря 1825 г. Оставшийся на стороне правительства майор Трухин старший в Черниговском полку после Муравьева бросился навстречу авангарду и «начал еще издалека приводить его в повиновение угрозами и обещаниями», пишет мемуарист Общества соединенных славян, но, «когда он подошел поближе, его схватили Бестужев и Сухинов, которые, смеясь над его витийством, толкнули его в середину колонны. Мгровенно изчезло миролюбие солдат. Они бросились на ненавистного для них майора, сорвали с него эполеты, ра- [ 125 ] зорвали на нем в клочья мундир, осыпали его ругательствами, насмешками и, наконец, побоями». Подоспевший С.
Муравьев приказал арестовать майора Трухина. Восставшие захватили город Васильков. Приехавший из Белой Церкви подпоручик Вадковский из 17-го егерского полка обещал С. Муравьеву поднять на восстание если не весь полк, то, по крайней мере, батальон и с этим намерением отправился в Белую Церковь, но был арестован ври въезде на заставу. Полк собрался на площади. Полковые знамена, полковая казна — все было в руках восставших. Восторг был всеобщий; офицеры и солдаты изъявили готовность следовать всюду, куда поведет их любимый и уважаемый начальник». Подъем духа достиг в Василькове особенно высокой точки. Муравьев позвал полкового священника Даниила Кейзера, и тот по его поручению прочел перед полком сочиненный С. Муравьевым революционный политический катехизис, который, по словам «славян», «состоял из чистых республиканских правил, приноровленных к понятиям каждого».
В революционном движении того времени например, испанском была распространена подобная «катехизисная» форма прокламаций, составленная из вопросов и ответов. Вот некоторые его вопросы и ответы: «Вопрос: Какое правление сходно с законом божиим? Ответ: Такое, где нет царей. Бог создал нас всех равными и, сошедши на землю, избрал апостолов из простого народа, а не из знатных и царей. Вопрос: Стало быть, бог не любит царей? Ответ: Нет! Они прокляты суть от него, яко притеснители народа. Вопрос: Отчего же упоминают о царях в церквах? Ответ: От нечестивого приказания их самих, для обмана народа» 6 [ 126 ] Но уже в Василькове проявилась борьба двух направлений в руководстве восстанием: штаб восстания состоял из четырех офицеров-«славян» Сухинова, Щепило, Кузьмина и Соловьева , с одной стороны, и Сергея Муравьева-Апостола, его брата Матвея и Бестужева-Рюмина — с другой. Муравьев-Апостол и его сторонники придерживались выжидательной тактики.
Муравьев медлил, потому что ждал присоединения других восставших полков под командованием членов Южного общества. В Василькове славяне умоляли Муравьева немедленно идти на Киев: там были сочувствующие офицеры и распропагандированные «славянами» части например, пропаганду среди рабочих арсенала вел Андреевич 2-й ; этот план имел некоторые реальные основания. Муравьев не решился принять этот план и предпочел выжидать. Осколок замысла «славян»—идти на Киев—видев в небольшой уступке Муравьева: он послал в Киев офицера Мозалевского с записками к «верным людям» и с экземплярами цитированного выше революционного «катехизиса» для распространения в народе. Позже в 1861 г. Движение из Василькова на Мотовиловку имело своей целью Брусилов, место, которое С. Муравьев-Апостол, веря в присоединение других полков, полагал удобным сборным пунктом для восставших войск: в том же районе стояли Алексопольский полк и уже упомянутый гусарский Ахтырский, на которые С. Муравьев продолжал рассчитывать. В случае удачи Муравьев предполагал идти дальше, на Житомир, вокруг которого были расположены [ 127 ] воинские части под командой членов Общества соединенных славян. Но в Мотовиловке новые полки не присоединились.
Положение становилось тревожным. Бестужев-Рюмин, посланный для связи с Алексопольским полжом, принес самые неутешительные вести: член Южного общества Повало-Швейковский отказался принять участие в восстании. Муравьев переменил маршрут и направился на Белую Церковь, где стоял 17-й егерский полк, в котором был верный человек—член Южного общества офицер А.
Он получил легендарные 14 штыковых ударов, но они не были смертельными. Братья были освобождены и возглавили восстание. Черниговский полк был сформирован из 970 солдат. Вскоре все повстанцы встретились в Василикьеве.
Здесь они ожесточенно спорили о том, что делать дальше. Славяне» хотели продвигаться к Киеву, чтобы захватить его. Они надеялись, что жители деревни и другие полки последуют за ними по дороге. Михаил Бестужев-Рюмин 1801 — 1826 , член Южной компании. Сергей Муравеев придерживается другой точки зрения: нужно подождать и посмотреть, что будет, если к повстанцам присоединится еще несколько полков? Поэтому Александр Вадиковский пообещал развернуть в Белой Черкве 17-й маневренный полк. Но вскоре он был арестован, и эта надежда рухнула.
В это же время стало известно о поражении Санкт-Петербургского восстания. Там никого не было, ни полка. Все разъехались по домам на Рождество. Затем они отправились в Белую церковь. Схема карты. Восстание Черниговского полка 3 января 1826 года повстанцы встретились с войсками генерала Федора Гейсмара у Белой Черкавы. Муравьев и Бестушев-Рюмин надеялись, что государственные войска перейдут на сторону повстанцев.
Но уже после первого залпа стало ясно, что этого не произойдет. В результате повстанцы были расстреляны: Матвей Муравьев был расстрелян, «славяне» были расстреляны. Сергей Муравьев был ранен в голову и арестован. Остальные были разжалованы и получили вольную на вечное поселение в Сибири. Итоги восстания Восстание декабристов на Сенатской площади и восстание Черниговского полка показали, что гвардия не может считаться опорой режима. В то же время многие историки рассматривают восстание как очередную попытку переворота, которыми был полон весь XVIII век. Однако самодержавие уже окрепло и без труда справилось с этой попыткой.
Стало ясно, что крепостное право было красной тряпкой не только для самих крестьян и мыслящей интеллигенции, но и для цветка русского общества — опекунов, которые все были дворянами. Вспышка Смерть Александра сорвала планы декабристов и заставила их действовать немедленно. Он потерпел неудачу и унес жизни 1 271 человека, в основном мирных жителей.
В конце концов он остановился на Белой Церкви, где его лейтенант Вадковский, очевидно, имел влияние на сослуживцев 17-го егерского полка.
Он не знал, что к этому времени Вадковский уже был арестован и что правительство вывело нестабильных 17-й егерей из Белой Церкви. Между тем, неожиданная остановка и растущая неопределенность деморализовали как рядовых, так и кадровых офицеров. Солдаты предавались преследованиям местных евреев. Объединенным славянам удалось спровоцировать местных украинских крестьян, но их поддержка не смогла компенсировать отсутствие стратегии.
К исходу следующего дня они добрались до Пологи, где Сухинов устроил передовой разведывательный отряд на Белую Церковь. Разведчики вернули страшную новость о том, что 17-й егерский полк перебрался в Сквиру , на целый день перехода к западу от Белой Церкви. Теперь правительство перехватило инициативу и удалило нестабильные войска из этого района. Теперь Муравьев-Апостол мог рассчитывать только на товарищей-декабристов в Житомире.
Повстанцы снова повернули, на этот раз направившись на северо-запад через ту же Камянскую долину, которую они покинули четыре дня назад. Тем временем из полка дезертировало еще больше офицеров, и дисциплина в рядах угасала. На полпути между Устимовкой и Коваливкой повстанцы вошли в бой с правительственными войсками во главе с Фридрихом Каспаром фон Гейсмаром. У Гейсмара было около 400 человек - четыре эскадрона гусар с двумя полевыми пушками.
Артиллерия быстро подчинила повстанцев. Сергей Муравьев-Апостол был ранен первым выстрелом из канистры , Соловьев спас его от немедленного линчевания деморализованными солдатами. Повстанцы потеряли 60 солдат, трех офицеров и двенадцать мирных жителей. Ипполит Муравьев-Апостол и Анастасий Кузьмин застрелились.
Наказание Сразу после подавления восстания лоялисты арестовали причастных к восстанию офицеров, в том числе дезертировавших от мятежников в Мотовиловке. Последовали новые аресты, поскольку заключенные в Санкт-Петербурге сообщали о своих связях, реальных или мнимых. Все офицеры были доставлены в Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге и предстали перед теми же следователями и судьями, что и петербургские декабристы.
При активном участии членов Васильковской управы и группы «соединенных славян» 10 января восстала 5-я рота Черниговского полка. На следующий день к ней присоединился весь Черниговский полк, стоявший в городе Василькове.
Возглавивший восстание С. Муравьев-Апостол через особых гонцов попытался установить связь с членами тайного общества в других полках второй армии. Из Василькова восставший полк в походном порядке двинулся на Житомир, навстречу ожидавшемуся подкреплению. Но в последующие дни маршрут Черниговского полка неоднократно менялся, так как командование армии, осведомленное через шпионов о деятельности тайного общества, заранее изменило местопребывание связанных с ним полков. Укрепить силы восставшего полка С.
Муравьеву-Апостолу так и не удалось. Против Черниговского полка были высланы конные части генерала Гейсмара с артиллерией. Столкновение произошло 15 января 1826 г. Гейсмар рассеял восставший полк залпами картечи. Многие участники восстания погибли.
Раненного в голову С. Муравьева-Апостола захватили с оружием в руках. Восстание Южного общества было разгромлено. В истории каждого государства есть восстания и перевороты. Россия не исключение.
Событие на Сенатской площади, произошедшее 14. Если практически каждый человек России знает про события на Сенатской площади, то про восстание Черниговского полка, явившееся продолжением выступления декабристов, было известно мало. Этому способствовало разочарование в правлении императора Александра I, а также война 1812 года, которая всколыхнула всю Россию, сплотила весь народ, начиная от дворян и заканчивая простыми крестьянами. Победоносные походы по странам западной Европы, знакомство просвещённой части дворянства с прогрессивными движениями Запада вызывали двоякое чувство в обществе. С одной стороны - гордость за народ и Отечество, а с другой - чувство неловкости за крепостное право, за угнетение соотечественников, осознание отсталости страны.
Реакционная политика Александра I по отношению к просвещению в своей стране, участие в подавлении революций в Европе привели наиболее передовую часть граждан к мысли о незамедлительной необходимости изменений, так как крепостное право считалось оскорблением национального достоинства. Создание Северного и Южного общества Что предшествовало выступлению на Сенатской площади и восстанию Черниговского полка? Самое первое политическое тайное общество было создано в Петербурге в 1816 году. Его участниками стали 28 человек, в том числе П. Пестель, Н.
Муравьёв и два брата Муравьевых-Апостолов. Через два года в Москве создаётся более крупная организация «Союз благоденствия», в которой состояли уже 200 человек. Её отделения находились в разных городах России. Союз распался из-за внутренних противоречий. В Санкт-Петербурге Н.
Муравьевым создаётся Северное общество. На Украине создаётся Южное общество, руководителем которого становится полковник П. Цель обществ - ликвидация крепостного права и конституционное ограничение монархии, вплоть до убийства императора, ареста царской семьи и установления правления диктатора, которым предполагалось назначить князя Сергея Трубецкого. Что предопределило восстание Главной причиной восстания стала противоречивая юридическая ситуация, возникшая вокруг прав на престолонаследие. Император Александр I был бездетным.
Идущий по старшинству за Александром I Константин Павлович написал ранее отказ от престола, что давало право младшему брату Николаю Павловичу занять престол. Но он был крайне непопулярен среди высшей знати, представлявшей военно-чиновничью элиту. Под влиянием генерал-губернатора С. Милорадовича он пишет отказ от наследия в пользу старшего брата. Создалось положение, называемое междуцарствием.
Позднее Николай Павлович провозглашает себя императором. Назначается новая присяга, которая должна произойти 14 декабря, так как Константин повторно отказался принять престол. Ночью 14. Сенат признал законность передачи престола будущему императору Николаю I.
Восстание черниговского полка кратко
Восстание Черниговского полкаУчастие в восстании декабристов Дата10 января [ОС 30 декабря] -. 15 января [ОС 3 января] 1826МестоположениеКиевская губерния, Украина РезультатПобеда правительстваВоюющиеРоссийская Империя Повстанцы-декабристы. Восстание Черниговского пехотного полка. Мятеж Черниговского полка стал примером того, как ни в коем случае не следует устраивать восстание. Грабежи, дезертирство, повальное пьянство — и всё это из-за того, что руководители восстания не имели внятной программы и не могли поставить цель.
Странное восстание: как декабристы обманули солдат Черниговского полка
На Юге сложилась принципиально иная ситуация. Иная и с эмоциональной, и с правовой точек зрения. Войска уже присягнули Николаю, и любое нарушение этой присяги было государственным преступлением. Во время восстания Черниговского полка подполковник Сергей Иванович Муравьев-Апостол Леонид Бичевин , обманом склонив солдат и офицеров к нарушению данной ими присяги императору Николаю I, в одночасье превратил полноценную воинскую часть в незаконное вооруженное формирование - в банду насильников, грабителей и потенциальных убийц. Их первой жертвой стал командир Черниговского пехотного полка Август Иванович Гебель Владислав Ветров , ветеран всех наполеоновских войн, которому мятежники нанесли 14 штыковых ран. Спустя годы сын Гебеля напишет о конфликте, который был у отца с Муравьевым-Апостолом и другими офицерами полка. Отец мой был человек строгий, исполнительный, и при всей своей доброте вспыльчивый до крайности. Полк был распущен, и отца, в чине подполковника, назначили командиром с тем, чтобы он подтянул полк. За это подтягивание и невзлюбили его, и Муравьев этим воспользовался.
Все недовольное отцом группировалось около Муравьева. Отец, ненавидя наушничество, не знал полковых сплетней, но в то же время не знал и того, что знать было необходимо - о происках Муравьева". Раненый полковой командир до конца исполнил воинский долг. Он сумел спрятать и сохранить от расхищения полковую казну, в которой было 20 тысяч рублей. Подполковник Муравьев-Апостол утверждал, что ведет солдат к грядущей виктории, а фактически вел их к бесславию, позору и гибели. Для марша на Петербург нужны были деньги, которых не было. Дисциплина упала.
Дидицький, Н. Малиновский, А. Оно было порождено сложными условиями национальной жизни в Австро-Венгрии.
Первоначально оно имело относительно прогрессивный характер. В нем объединились, с одной стороны, сопротивление насильственному ополячиванию, утрата иллюзий и надежд на австрийское правительство, которое поддерживало курс на подавление украинства в Галичине силами польского дворянства, а с другой - неверие в возможность украинской нации и поиск опоры в этнически родственном государстве. Сначала москвофильство имело культурническое направление, выступая за то, чтобы литературным языком в Галиции стал русский. Однако постепенно оно стало набирать политическую окраску, пропагандируя идеи об этническом тождестве русских, украинцев и галицких русинов, отрицая существование украинцев как нации, утверждая необходимость объединения всего славянства под патронатом России. Именно в противовес движению москвофилов в начале 60-х гг. Движение народников возникло на основе идей национального возрождения, сформулированных «Русской Троицей» и Кирилло-Мефодиевским братством, и сформировалось под влиянием творчества Т. Шевченко, П. Кулиша, Н. Исходя из того, что украинцы - это отдельная нация, проживающая на территории от Кавказа до Карпат, народники выступали за единство всех украинских земель и развитие единого украинского языка на основе народных говоров. Народовцы отстаивали права украинского народа на государственную жизнь.
Лидерами народников были Василий Барвинский , Ю. Романчук, В. Навроцкий, А. Огоновский, А. Ими проводилась широкая научно-просветительская работа. В частности, по их инициативе в 1864 г. Большое значение для развития украинского языка и литературы имело создание в 1873 г. Шевченко, которое в 1892 г. Толчком к началу активной политической деятельности народников стали выборы 1879 г. В 1890 г.
Романчук, С. Сембратович, О. Барвинский при посредничестве В. Антоновича заключили с польскими политическими кругами и австрийским правительством компромиссное соглашение, получившая название «Новой эры». Соглашение предусматривало уступки австрийского правительства украинцам, признание прав галицкого украинского как отдельного народа. Предусматривалось предоставление украинцам определенного количества мест в парламенте в Галицком сейме, открытие гимназий в ответ на лояльность украинцев к австрийским властям. Но уже в 1894 г. В 1899 г. Это была первая ячейка «Просвещения» в украинских землях. Общество «Просвита» в Галичине родилось в противовес антиукраинским течениям в культурной жизни: колонизаторскому, поддерживаемому царской властью, - с одной стороны, и москвофильскому - с другой.
Главной задачей общества стало содействие просвещению украинского народа в культурном, национально-политическом и экономическом направлениях.
Муравьев-Апостол, раненый в голову, был арестован. Его брат убит картечью. Причины поражения Дата восстания Черниговского полка была предварительно назначена на лето 1826 года. Однако события в Петербурге и арест С. Муравьева-Апостола привели к тому, что восстание началось раньше, чем предполагалось. Восстание Черниговского полка 1825 г.
Основная причина - это полное отсутствие предпосылок к восстанию. Крестьянство, которое собирались освобождать мятежники, не было готово к переменам и не желало их. Военные, которые мечтали о конституции только на собраниях, не смогли поступиться семьями, должностями и идти до конца. Надежда на то, что сразу после восстания по принципу цепной реакции начнутся возмущения в других частях, была утопией. Не было никаких революционных предпосылок. Романтическая наивность, политическая недальновидность, привели к необоснованным жертвам, репрессиям, сломанным судьбам. Но тем не менее чистые, честные, благородные романтики-идеалисты, цвет и совесть нации, кем на самом деле были декабристы, изменили сознание просвещённых людей, зажгли искорки того пламени, которое почти через 50 лет привело к отмене крепостного права, а через 90 лет снесло самодержавие вместе с его чиновничье-бюрократическим аппаратом.
В Петербурге. В историю оно вошло как восстание декабристов. Но значительно меньшее освещение получило восстание Черниговского полка, произошедшее непосредственно после него и явившееся его продолжением. Командование получило известие о событиях, происшедших в столице, и о причастности к ним их офицера, подполковника С. В связи с этим он был заключён под арест в селе Трилесы. Узнав об этом, 29 декабря по старому стилю четверо офицеров, также членов тайной организации, силой освободили его, при этом совершив нападение на командира полка, полковника Густава Гебеля. Из последующих материалов дела становится известно, что С.
Муравьёв-Апостол нанёс полковнику тяжёлое ранение в живот. Другие участники схватки также набросились на командира полка, нанеся ему множественные раны солдатскими штыками. Лишь чудом полковому командиру удалось спастись. При этом любопытной подробностью является тот факт, что присутствовавшие при этом солдаты и нижние чины оставались абсолютно пассивными наблюдателями, не оказав помощи ни одной, ни другой стороне. Исключение составил лишь единственный солдат Максим Иванов, оставшийся верным присяге и спасший жизнь злополучному полковнику. Первое выступление восставших После случившегося восстание Черниговского полка нужно было начинать немедленно, так как заговорщики уже вышли за рамки закона и подлежали военному суду и неизбежному наказанию. В связи с этим на следующий день, 30 декабря, мятежные офицеры вывели полк из казарм и направили его в город Васильков.
Здесь находились многочисленные оружейные склады и хранилища боеприпасов. Протоколы, составленные во время следствия, свидетельствуют о том, что в их руки попали десять тысяч рублей ассигнациями и семнадцать тысяч серебром. По тем временам это была огромная сумма. В следственных материалах отразилось во всех подробностях восстание Черниговского полка 1825 года. Так, уже на следующий день декабристы занимают село Мотовиловка. Здесь руководители восстания, построив полк, зачитали перед строем прокламацию, носящую название «Православный катехизис». Его авторы, Муравьёв-Апостол и Бестужев-Рюмин, создавая документ, делали расчёт на то, что интеллект тех, к кому он был обращён, окажется достаточным для его восприятия и правильного понимания.
Однако солдатская масса осталась равнодушна к услышанному, и данная акция не возымела действия. Разложение личного состава полка Произошло как раз обратное тому, что ожидали народные освободители. Вместо того чтобы воспылать в едином революционном порыве, солдаты и нижние чины предались безудержному пьянству и начали грабить местное население. Показания свидетелей этих бесчинств сохранились в следственных протоколах. Не исключено, что это явилось одной из причин, по которой восстание Черниговского полка не имело широкого освещения в советский период. Однако возникшая угроза встречи с правительственными войсками заставила их повернуть на Белую церковь. Разгром полка правительственными войсками Следует заметить, что до сих пор декабристы нигде не встречали сопротивления и двигались вперёд совершенно беспрепятственно.
Однако за эти дни их ряды значительно поредели в результате массового дезертирства. Очень многие понимали всю авантюрность происходящего и не желали жертвовать свободой, а может быть, и жизнью за чужое безрассудство. В первом же сражении с правительственными войсками у деревни Устимовки повстанцы были разбиты. Этим и закончилось восстание Черниговского полка. Дата его разгрома отстаёт от даты начала всего на пять дней.
Муравьев-Апостол верил, что у него тоже хватит мужества и воли, чтобы возглавить столь же победоносную военную революцию в России.
Его, как и Риего, боготворили солдаты, и он искренне считал, что за его восставшим батальоном пойдет весь полк, а за полком — и вся армия. Он также не сомневался, что переворот в России, как и в Испании, обойдется без крови, поскольку кто же в силах противиться требованиям просвещенного офицерства, разоренного дворянства, несчастного крепостного крестьянства, задавленных муштрой солдат и обиженных горожан? Пестель, человек сугубо рациональный, волевой, мужественный, был далек от романтической позы и предпочитал обходиться без романтических масок. План восстания, разработанный руководителем Южного общества, заметно отличался от того, что предлагал один из представителей разветвленного семейства Муравьевых, которое современники подчас называли «муравейником ». Пестель полагал, что восстание на юге страны начнет его Вятский полк, который должен был прежде всего арестовать в Тульчине командование армии. Одновременно поднимаются те части 19-й дивизии, которыми командовали генерал-декабрист Сергей Волконский и другие члены Южного общества.
При этом центром восстания, местом, где решалась его судьба, для Пестеля, бесспорно, оставался Петербург. Поэтому он сам сразу же после начала событий на юге собирался отправиться в столицу, чтобы лично контролировать происходящее в самой важной точке. Однако данному плану не суждено было осуществиться. Сначала внезапная смерть Александра I спутала заговорщикам все карты, а вскоре после нее на Украину с особой миссией прибыл генерал-адъютант Александр Чернышев. Он должен был, опираясь на доносы капитана Аркадия Майбороды и генерала Ивана Витта, арестовать руководителей Южного общества, что и было сделано. В итоге Пестель попал под арест 13 декабря 1825 года — за день до восстания на Сенатской площади.
С этого момента судьба восстания на юге России целиком оказалась в руках Муравьева-Апостола. Ситуация полностью отвечала его давним желаниям: подполковнику предстояло не только возглавить восстание, но и действовать без оглядки на указания руководителей Южного общества и столичных единомышленников. Бунт вместо восстания 25 декабря 1825 года, приехав в штаб 3-го пехотного корпуса в Житомире, Сергей Муравьев-Апостол узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге. Именно тогда он принял окончательное решение о самостоятельном выступлении. Однако подполковник моментально столкнулся с проблемами, о которых ранее или не задумывался, или полагал их второстепенными. Прежде всего ему пришлось подсчитывать собственные силы и искать тех?
Он решил, что может для начала опереться на два пехотных Черниговский и Полтавский и один гусарский Ахтырский полки. Как показали дальнейшие события, его расчеты оказались ошибочными. Не менее важной стала проблема связи между мятежными ротами, батальонами и полками.
Восстание Черниговского полка
Следовательно, именно Матвей Иванович фактически спас полкового командира. Он был очень совестливым и чрезвычайно прозорливым человеком. Армия первая изменит нашему делу. Прочного фундамента не было. Здание виктории, к которой так настойчиво стремился Сергей Иванович Муравьев-Апостол, воздвигнуть не удалось. Подполковник Муравьев-Апостол, обманув черниговцев, сумел увлечь за собой большую часть полка. Расплата последовала спустя несколько дней.
Восстание было подавлено девятью залпами картечи и атакой двух гусарских эскадронов. В этой сумятице подполковник Муравьев схватил было брошенное знамя, но заметив приближение к себе гусарского унтер-офицера, бросился к своей лошади, которую держал под уздцы пехотинец. Последний, вонзив свой штык в брюхо лошади, проговорил: "вы нам наварили каши, кушайте с нами"". Однако и этот выразительный эпизод отсутствует в сериале. Мы видим, как Сергей Иванович, подобно Наполеону Бонапарту на Аркольском мосту, со знаменем в руках идет навстречу верным присяге правительственным войскам. Видим, как его поражает картечь.
Но создатели фильма, подгоняя исторические факты под собственную концепцию и творя рукотворный исторический миф, стыдливо умалчивают о неудачной попытке офицера скрыться с поля проигранного сражения, в котором Муравьев-Апостол уповал на викторию. В фильме "Союз спасения" нет ни одного кадра, который бы запечатлел и судьбу солдат, неправдой втянутых в водоворот русской Смуты. В советские времена, когда декабристы трактовались исключительно как подвижники и рыцари без страха и упрека, о трагической участи рядовых солдат, обманом вовлеченных в бунт, говорить не было принято.
Через несквлько часов прибыл в Трилесы также и генерал-лейтенант Рот с капитаном Стихом, которому я собственноручно передал отобранные у пленных бумаги, а именно: целый портфель Бестужева и составленную на французском и русском языках конституцию, которую Муравьев выронил из кармана на поле сражения и которую заметил и подобрал подполковник Лёвенштерн.
Несколько часов спустя ген. Рот уехал обратно в Житомир, приказав мне доставить пленных в Белую Церковь и известить обо всем ген. Тихановского, что мною с точностью и было исполнено 4 января. Генерал-майор, барон Гейсмар.
Января 15 дня 1826 г. Стратегия Муравьева-Апостола, странный маршрут, которым он вел мятежные роты, — все это впоследствии вызвало раздраженное недоумение у многих заговорщиков. Уже в 1861 году один из самых решительных членов Общества объединенных славян подпоручик-артиллерист Иван Иванович Горбачевский, отвечая на вопросы Михаила Александровича Бестужева, писавшего мемуары и собиравшего сведения у живых еще декабристов, писал: «Мы, славяне, — слушай, — были народ очень смирный; втихомолку хотели, рано или поздно, хорошо ли худо, соединить все славянские народы в одну федеративную республику. Дела наши шли медленно, но хорошо; но черт нас попутал, или, лучше сказать, Тютчев капитан Алексей Иванович Тютчев, член Общества соединенных славян.
Страсти разгорелись; собрался 3-й корпус под Лещиным на маневры, и тут-то мы упрашивали и умоляли Муравьева-Апостола начать действия; ибо мы уверены были увлечь всех и все. Но не тут-то было: Муравьев заразился петербургской медлительностью и случай был упущен с 30-ю тысячью солдат. Потом, когда славно отбили его и вырвали из когтей, арестовавших его, эти же славяне упрашивали его и умоляли идти в один переход и упасть, как снег на голову, на Киев и взять его; тем более, там была в карауле бригада с готовыми членами тайного общества, ожидавшими его. Он и тут не послушал, отговариваясь, что к нему придут войска для усмирения и к нему же они присоединятся; ходил, ходил, пока ему картечь лоб не расшибла, и все кончилось Сибирью и веревкой».
Горбачевский, человек твердый и чрезвычайно достойный, сильно преувеличивал изначальную «смиренность» «славян». Он сам же далее приводил слова Муравьева-Апостола, всерьез опасавшегося, что «славяне» начнут действовать, не дожидаясь готовности всех остальных. Горбачевскому, лидеру «Славянской управы» возникшей после присоединения «славян», он резко наказывал: «Вы этих собак славян держите в руках; это цепные бешеные собаки, которых только тогда надо спустить с цепей, когда придет время действовать». Так ли должно действовать, так ли надо управлять людьми, для которых нет страха, нет преград, в душе которых только и было одно слово действовать, и с исступлением каким-то бешеным и отчаянием!
Безоглядно решительный Сергей Иванович Муравьев-Апостол в сложившейся ситуации проявил совершенно на него не похожую растерянность и наивность. Он ведь помнил, что за несколько дней до черниговского мятежа давний и убежденный член всех трех тайных обществ — Союза спасения, Союза благоденствия и Южного общества — полковник Артамон Захарович Муравьев, некогда вызывавшийся на цареубийство, несмотря на уговоры Сергея и Матвея Муравьевых-Апостолов, отказался поднимать Ахтырский гусарский полк, которым командовал… Это и многое другое свидетельствовало о психологическом надломе, который произошел у членов тайного общеетва, неожиданно оказавшихся перед роковым выбором. Недаром радикал Пестель, готовый — на словах! Лорер отговорил Пестеля от этого шага.
Недаром арестованный 13 декабря Пестель, когда с ним сумел увидеться генерал Волконский, отказался дать сигнал к восстанию, ибо осознал безнадежность этой неподготовленной попытки. Психологическую атмосферу, царившую в эти дни в верхах тайного общества, выразительно описал тот же майор Лорер: «Всю ночь мы жгли письма и бумаги Пестеля. Возвратившись к себе, я занялся и у себя тем же и для верности сжег все, что у меня было писанного. Как теперь вижу Пестеля, мрачного, сериозного, со сложенными перстами поднятой руки… Мог ли я предположить тогда, что в последний раз вижу его перед фронтом и что вскоре и совсем мы с ним расстанемся?
В этот день все после присяги обедали у Пестеля, и обед прошел грустно, молчаливо, да и было отчего. На нас тяготела страшная неизвестность… Великий князь Константин Павлович. Гравюра с оригинала П. Вечером, по обыкновению, мы остались одни и сидели в кабинете.
Если будет арестован хоть один член, я начинаю дело. Стало быть, дело наше начало разыгрываться. Легко себе представить, как мы провели эту ночь. На другой день мы узнали, что общество открыто через донос Майбороды….
Предчувствия мои сбылись». Все они безропотно пошли на заклание. Все, кроме Сергея Муравьева-Апостола и нескольких офицеров его полка, — членов Общества соединенных славян. Вспомним Горбачевского… Всеподданнейший доклад аудиториатского департамента от 10-го июля 1826 г.
Аудиториатского Департамента Доклад. Черниговского пехотного полка штабс-капитаны Маевский и барон Соловьев, порутчики Сизиневский и Петин, подпорутчики: Быстрицкий, Войниловичь, Рыбаковский и Кондырев, прапорщики: князь Мещерский, Апостол-Кегичь, Белелюбский и Мозалевский, переведенный из того полка в Александрийский гусарский полк Порутчик Сухинов и 17-го егерского полка подпорутник Молчанов, по приказу главнокомандующего 1-ю армиею, генерала от инфантерии графа Сакена, отданному 28 генваря и по предписаниям, последовавшим от него 26 февраля и 25 марта сего 1826 года, преданы военному суду, из них барон Соловьев, Быстрицкий, Мозалевский и Сухинов закованными в кандалах, а прочие арестованными, за участие их в произведенном в том полку подполковником Сергеем Муравьевым-Апостолом возмущении. По суду же открылось: Бывший командир Черниговского пехотного полка подполковник, что ныне полковник, Гебель 26 декабря 1825 года в три часа пополуночи получил от приехавших к нему в г. Васильков двух жандармских офицеров, порутчика Несмеянова и прапорщика Скокова, секретное повеление начальника главного штаба 1-й армии генерал-адъютанта барона Толя, об арестовании, по высочайшему повелению, подполковника того полка Сергея Муравьева-Апостола, который пред тем за два дня был отпущен Гебелем в корпусную квартиру в г.
В селе декабристы сплошь и рядом грабили местных жителей. Кроме того, рядовые все чаще стали пьянствовать. Первого января повстанцы покинули Мотовиловку. После выхода их Василькова роты планировали попасть на Житомир. Там они хотели воссоединиться с членами Общества соединенных славян. Однако понимая, что противник армия правительства имеет огромное превосходство над ними, декабристы решили повернуть на Белую Церковь город в восьмидесяти километрах от Киева. К тому же среди рядовых появлялось все больше дезертиров.
Наконец, третьего января 1826 года близ Устимовки декабристы были разгромлены армией правительства. Сам Муравьев-Апостол приказывал своим идти вперед, буквально «на смерть», при этом не стреляя. Пушки противника на глазах истребляют восставших, значительно уменьшая размер войска. Ранили и главу восстания. Наказания и расплата Муравьева-Апостола арестовали, как и 895 солдат и шесть офицеров. Около сотни солдат были телесно наказаны, а восемьсот сосланы на Кавказ. Сергея Муравьева-Апостола казнили 13 июля 1826 года.
При повешении его тело сорвалось с петли, поэтому пришлось вешать его повторно. Кстати, ошибочно считать, что нельзя второй раз исполнить смертную казнь. Причины разгрома декабристов Отсутствие четких целей и задач. Это подтверждается их нерациональным маршрутом. Не достигнув одной цели, армия Муравьева-Апостола переходила к другим. Кроме того, многие участники восстания не осознавали, что от них требуется, да и в ряды повстанцев попадали случайно. Их завлекали деньгами, насильно, обманным путем, обещаниями лучшей жизни.
В рядах декабристов властвовало пьянство и разбой. Воровали водку, деньги и даже одежду простых жителей. Также у рядового состава не было уважения к руководителям восстания. Это особенно четко прослеживается в последних событиях, третьего января. После всех событий Черниговский полк переформировали. Таким образом, декабристам так и не удалось добиться отмены крепостного права и самодержавного строя. Восстание Черниговского полка Поделитесь с друзьями Восстание Черниговского полка После получения известия о разгроме выступления в Петербурге члены Южного общества организовали восстание Черниговского полка на Украине 29 декабря 1825 г.
Восстание черниговцев не могло претендовать на осуществление основной задачи — захват власти и государственный переворот — по своей отдаленности от центра, но оно явилось ярким свидетельством солидарности декабристов и героических усилий продолжать дело, начатое в Петербурге. Выступление началось в селе Трилесы Киевской губернии. Его возглавил С. Вечером того же дня восставшая 5-ая рота полка из Трилес пришла в деревню Ковалевку, где соединилась с другой — 2-й гренадерской ротой. С этими двумя ротами ранним утром 30 декабря Сергей Муравьев-Апостол вступил в Васильково, где его активно поддержали др. Почти весь полк оказался в сборе. Теперь в нем было пять рот общей численностью 970 солдат при восьми офицерах.
Сергей Муравьев-Апостол и М. Он предназначался для распространения среди солдат и населения. Этот документ был написан в виде вопросов и ответов на основе текстов Священного писания и в доходчивой форме доказывал необходимость свержения самодержавия и установления республики. Документ Отрывок из «Катехизиса» С. Муравьева-Апостола и М. Бестужева-Рюмина «В о п р о с. Какое правление сходно с законом божиим?
Такое, где нет царей. Бог создал всех нас равными и, сошедши на землю, избрал апостолов из простого народа, а не из знатных и царей. Стало быть, бог не любит царей? Они прокляты суть от него, яко притеснители народа… В о п р о с. Отчего же упоминают в церквях о царях? От нечестивого приказания их самих, для обмана народа…» 31 декабря после полудня из Василькова войска направились в деревню Мотовиловку, куда пришли к вечеру. Поход на Мотовиловку имел своей целью занять Брусилов, в районе которого стояли Алексопольский и Ахтырский полки, на присоединение которых надеялся Сергей Муравев-Апостол.
Но эта надежда не оправдалась. Положение становилось тревожным. Этому способствовало бегство из восставшего полка ряда офицеров. Муравьев-Апостол хотел переменить маршрут и двинуться на Белую Церковь — там в 17-м егерском полку был надежный офицер А. Вадковский, член Южного общества, обещавший поднять полк на восстание. Но при возвращении из Василькова в Белую Церковь Вадковский был арестован. Тогда из Мотовиловки полк опять через Ковалевку напрвился в деревню Пологи, а затем в трилесы.
Гейсмана и расстреляли его картечью. Муравьев-Апостол получил ранение в голову, его брат Ипполит, сражавшийся рядом, погиб. Среди черниговцев было арестовано 869 солдат и 5 офицеров. Документ Из воспоминаний декабриста И. За сим выстрелом последовало несколько других, но ни один из оных не причинил ни малейшего вреда колонне: быть может, стреляли холостыми зарядами.
Их мнение возобладало. Муравьев отдал приказ идти на запад, в Брусилов, подальше от Киева, для соединения с «союзными» Ахтыркинским и Алексапольским полками. Поражение 12 января [ ОС 31 декабря] 1825 г. Черниговский полк выехал из Василькова в Брусилов. В Мотовиловке Муравьев-Амурский узнал, что декабристы Алексапольского полка отказались присоединиться к восстанию, что сделало бесполезным дальнейшее движение на запад. Муравьев-Амурский заказал ночлег в Мотовиловке и не спешил, оценивая варианты. В конце концов он остановился на Белой Церкви, где его лейтенант Вадковский, очевидно, имел влияние на сослуживцев 17-го егерского полка. Он не знал, что к этому времени Вадковский уже был арестован и что правительство вывело нестабильных 17-й егерей из Белой Церкви. Между тем, неожиданная остановка и растущая неопределенность деморализовали как рядовых, так и кадровых офицеров. Солдаты предавались преследованиям местных евреев. Объединенным славянам удалось спровоцировать местных украинских крестьян, но их поддержка не смогла компенсировать отсутствие стратегии. К исходу следующего дня они добрались до Пологи, где Сухинов устроил передовой разведывательный отряд на Белую Церковь. Разведчики вернули страшную новость о том, что 17-й егерский полк перебрался в Сквиру , на целый день перехода к западу от Белой Церкви. Теперь правительство перехватило инициативу и удалило нестабильные войска из этого района. Теперь Муравьев-Апостол мог рассчитывать только на товарищей-декабристов в Житомире. Повстанцы снова повернули, на этот раз направившись на северо-запад через ту же Камянскую долину, которую они покинули четыре дня назад. Тем временем из полка дезертировало еще больше офицеров, и дисциплина в рядах угасала. На полпути между Устимовкой и Коваливкой повстанцы вошли в бой с правительственными войсками во главе с Фридрихом Каспаром фон Гейсмаром. У Гейсмара было около 400 человек - четыре эскадрона гусар с двумя полевыми пушками. Артиллерия быстро подчинила повстанцев.
Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами
Основная солдатская масса участвовала в восстании несознательно, будучи втянута в него офицерами, и без полного понимания того, что совершает, без осознания целей восстания. Для этого декабристами использовались любые средства: от простого приказа старшего по званию до раздач денег примкнувшим к мятежу и сознательной лжи. Уговаривая солдат и колеблющихся офицеров примкнуть к мятежу, Сергей Муравьёв-Апостол уверял их, что сам он получил официальное назначение полковым командиром вместо раненого им Гебеля, а всё высшее руководство физически уничтожено. Отправной точкой для обоснования мятежа было утверждение о том, что, присягнув Константину Павловичу, армия должна сделать всё возможное для его сохранения на престоле. Своего младшего брата, Ипполита, прапорщика квартирмейстерской части, он представлял как курьера цесаревича Константина, привезшего приказ, чтобы Муравьёв прибыл с полком в Варшаву.
Декабристы убеждали солдат, что вся 8-я дивизия восстала в поддержку воцарения Константина Павловича. Вершиной этой пропаганды стало утверждение полковника Сергея Муравьёва-Апостола, который за несколько часов до разгрома восстания, узнав о приближении правительственных войск, убеждал подчинённых, что войска эти присланы не для подавления мятежа, а для соединения с ними. Поведение рядовых и нижних чинов[ ] Исходя из множества свидетельских показаний и прочих документов, складывается впечатление, что большинство рядового состава мятежников на протяжении всего восстания были пьяны. Часты были и случаи грабежей мирного населения.
Так, например, владелец трактира Иось Бродский заявил об украденных у него солдатами Черниговского полка 360 ведрах водки. Часты были случаи грабежа не только арендаторов и состоятельных людей, но и простых обывателей: у «вдовы Дорошихи», например, украли «кожух старый», оцененный Панковым в 4 рубля ассигнациями, на такую же сумму понёс убытков житель Василькова Степан Терновой. Показательным является поведение солдат, которые в трудный момент поражения восстания отвернулись от своего руководителя: «Раненный в голову картечью, Сергей Муравьёв схватил было брошенное знамя, но, заметив приближение к себе гусарского унтер-офицера, бросился к своей лошади, которую держал под уздцы пехотинец. Фамилия рядового была Буланов, он числился в 1-й мушкетёрской роте.
В тайном обществе подполковник не занимался ни «партийным строительством» то есть поиском новых членов организации, выработкой программ и уставов , ни революционной пропагандой среди солдат, готовящей их к восстанию. Муравьев-Апостол являлся военным лидером, разрабатывающим планы вооруженного выступления. Немаловажно и то, что во времена, о которых идет речь, в России, как и во всей Европе, господствовал романтизм, представлявший собой не только особое художественное направление, но и — что гораздо важнее — умонастроение, определенный стиль поведения и образ жизни молодого русского просвещенного дворянина.
Перед романтиком той поры открывались два пути. Он мог попытаться ощутить себя сверхчеловеком, отвергавшим все и вся, отрицавшим общество, государственные институты, человеческий род в целом, поскольку они не соответствовали его идеалу. Или, напротив, взять за образец поведение античного героя-стоика, жертвующего собой ради счастья сограждан.
Нарочито афишируемая деятельность, а то и показательная гибель такого героя должны были, по представлениям романтика, вдохновить людей на борьбу с традиционными порядками, приблизив победу общества справедливости. Оба варианта романтического поведения роднит одно; подлинным историческим деятелем в них предстает только и исключительно сильная личность. С данной точки зрения Сергея Муравьева-Апостола можно назвать образцовым русским романтиком 1820-х годов.
Это подтверждает и далеко не случайно брошенная им однажды фраза: «Масса — ничто, она будет тем, чего захотят личности, которые всё». Борьба самолюбий Муравьев-Апостол не только ощущал себя избранной и призванной на подвиг личностью, но и имел перед глазами образец того, как подобный герой обязан действовать в критической ситуации. Рафаэль Риего, подполковник испанской армии, в 1820 году поднял свой полк, стоявший в Андалусии, дошел до Мадрида и, опираясь на поддержку части армии, крестьянства и горожан, заставил короля Фердинанда VII восстановить упраздненную им было Конституцию Испании.
Муравьев-Апостол верил, что у него тоже хватит мужества и воли, чтобы возглавить столь же победоносную военную революцию в России. Его, как и Риего, боготворили солдаты, и он искренне считал, что за его восставшим батальоном пойдет весь полк, а за полком — и вся армия. Он также не сомневался, что переворот в России, как и в Испании, обойдется без крови, поскольку кто же в силах противиться требованиям просвещенного офицерства, разоренного дворянства, несчастного крепостного крестьянства, задавленных муштрой солдат и обиженных горожан?
Пестель, человек сугубо рациональный, волевой, мужественный, был далек от романтической позы и предпочитал обходиться без романтических масок. План восстания, разработанный руководителем Южного общества, заметно отличался от того, что предлагал один из представителей разветвленного семейства Муравьевых, которое современники подчас называли «муравейником ». Пестель полагал, что восстание на юге страны начнет его Вятский полк, который должен был прежде всего арестовать в Тульчине командование армии.
Одновременно поднимаются те части 19-й дивизии, которыми командовали генерал-декабрист Сергей Волконский и другие члены Южного общества. При этом центром восстания, местом, где решалась его судьба, для Пестеля, бесспорно, оставался Петербург. Поэтому он сам сразу же после начала событий на юге собирался отправиться в столицу, чтобы лично контролировать происходящее в самой важной точке.
Однако данному плану не суждено было осуществиться.
У каждой из них были свои руководители. Центр первой — Тульчинской — управы по-прежнему находился в Тульчине. Управой этой, как и Директорией, руководил Пестель. Своего рода столицей второй, Васильковской, управы стал расположенный в тридцати верстах от Киева уездный город Васильков, где располагался штаб 2-го батальона Черниговского пехотного полка, входившего в состав 1-й армии. Командир батальона, подполковник Сергей Муравьев-Апостол, был председателем этой управы; вместе с ним управу возглавлял его друг, молодой подпоручик Полтавского пехотного полка Михаил Бестужев-Рюмин. Центром же третьей, Каменской, управы, во главе которой стояли отставной полковник Василий Давыдов и генерал-майор Сергей Волконский, была деревня Каменка, имение Давыдова.
В 1823 году руководители южных управ приняли ее основные положения в качестве программы собственных действий после победы революции. Свой проект Пестель писал пять лет. По авторитетному мнению М. Нечкиной, первые строки самой ранней редакции этого документа появились в 1820 году, когда во время петербургских дискуссий членов Союза благоденствия Пестель сделал доклад о преимуществах республиканской формы правления над монархической и предлагал голосовать за цареубийство[39]. Впоследствии этот документ несколько раз переделывался: известны его три редакции. Первая из них дошла до нас в кратком изложении на следствии Никиты Муравьева, вторая и третья — в рукописях самого Пестеля[40]. Название своему проекту Пестель придумал только в 1824 году.
Однако ни одна из редакций не была закончена. Поэтому сегодня в полном объеме содержание этого документа можно восстановить с большей или меньшей долей условности, с помощью показаний на следствии самого Пестеля и его товарищей по заговору. Некоторые сведения можно почерпнуть и из подготовительных документов к «Русской Правде», а также из текста под названием «Конституция Государственный завет» — краткой выжимки основных идей проекта[41]. О том, для чего на самом деле составлялся заговор декабристов, Пестель прямо говорит в «Русской Правде». Уже в преамбуле ко второой ее редакции читаем: «Первоначальная обязанность человека, которая всем прочим обязанностям служит источником и порождением, состоит в сохранении своего бытия. Кроме естественного разума, сие доказывается и словами Евангельскими, заключающими весь закон христианский: люби Бога, и люби ближнего, как самого себя курсив в тексте. Естественное право человека — право на жизнь — Пестель толкует «расширительно», понимая его прежде всего как «любовь к самому себе», законодательно закрепленное право на эгоизм.
Именно из таким образом понятого права на эгоизм проистекает важнейшая идея «Русской Правды» — идея всеобщего юридического равенства граждан перед законом. Ведь только в обществе равных возможностей эгоизм каждого гражданина государства может быть реализован в полной мере. Из сего явствует, что все люди в государстве должны непременно быть пред законом совершенно ровны и что всякое постановление, нарушающее сие равенство, есть нестерпимое зловластие, долженствующее непременно быть уничтоженным», — писал автор «Русской Правды»[42]. Согласно предположениям Пестеля сословное деление общества уничтожалось. Однако юридическое неравенство подразумевает два предела: условно говоря, верхний и нижний. Применительно к России нижний предел неравенства являли собой бесправные крестьяне. Верхний же — государь император, который мог все.
Естественно, что уравнение должно было приближаться к верхней границе, иначе вообще теряло смысл. Однако для того, чтобы столь страстно желаемое юридическое равенство было реальным, необходимо было прежде всего освободить и дать права гражданства крестьянам. По Пестелю, «право обладать другими людьми как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для своей прибыли, выгоды и прихоти есть дело постыдное». Пестель прекрасно понимает, что для истинного освобождения крестьян одних «правильных» законов мало. Освобождение без земли окажется пустым звуком, приведет их к разорению. Между тем как «освобождение сие должно доставить лучшее положение противу теперешнего»[43]. Отсюда напрямую вытекает аграрный проект «Русской Правды» — пожалуй, важнейший и сложнейший для ее автора, вызывавший острую критику со стороны многих декабристов, в том числе того же Николая Тургенева[44].
Этот проект хорошо известен историкам. Пестель исходит из того, что земля «есть собственность всего рода человеческого», но не ставит под сомнение и важнейшее естественное право — право частной собственности, в том числе и на землю. Он планирует разделение всей пахотной земли на две части: «Одна половина получит наименование земли общественной, другая земли частной». Граждане, приписанные к определенной волости, имеют право получить свои наделы из общественной земли — «не в полную собственность, но для того, чтобы их обрабатывать и пользоваться их произрастениями». Подобная система предусматривала и конфискацию значительной части помещичьей земли. Идея всеобщего юридического равенства вполне воплотилась и в национальной программе «Русской Правды». Давно отмечено, что программа эта была крайне жесткой по отношению к населяющим Россию «инородцам»: предлагала «силою переселить во внутренность России» «буйные» кавказские народы, выселить два миллиона русских и польских евреев в Малую Азию, изгнать из России цыган, которые не пожелают принять христианство, истребить древние татарские обычаи многоженства и содержания гаремов.
В итоге подобных действий национальности, подобно сословиям, должны быть уничтожены, «все племена должны быть слиты в один народ». Все обитатели России должны стать русскими. Дело здесь, конечно же, не в том, что Пестель не любил татар, евреев или цыган. Любое национальное своеобразие: культурное, религиозное или политическое, уничтожало принцип равных возможностей. И поэтому народам предоставлялся выбор: либо слиться с русскими, приняв их образ жизни и формы правления, либо испытать на себе много неприятностей — вплоть до выселения из страны. Все части России должны были связаны общностью русского языка, православной веры, законодательства и традиций. Южный лидер прекрасно понимал, что ввести все эти преобразования мирно невозможно.
Недовольных будет много: лишающиеся значительной части земли дворяне, почувствовавшие «вольность» крестьяне, не желающие ни становиться русскими, ни покидать Россию «инородцы». И дело вообще может кончиться «ужасами и междоусобиями», которые не пойдут ни в какое сравнение даже с тем, что происходило во Франции в конце XVIII века. Введение новых законов, по Пестелю, «не должно произвести волнений и беспорядков в государстве». Государство обязано «беспощадную строгость употреблять противу всяких нарушителей общего спокойствия». Именно для того, чтобы предотвратить гражданскую войну, была нужна многолетняя диктатура Временного верховного правления. Опирающаяся на штыки и сильную полицию явную — жандармерию, и тайную — «канцелярию непроницаемой тьмы» диктатура — самый действенный способ обеспечить «постепенность в ходе государственных преобразований». Так и только так Россия сможет избежать «ужаснейших бедствий» и не покориться вновь «самовластию и беззаконию».
И диктатура, и сильная государственная идеология должны были, по Пестелю, добиться от всех без исключения граждан новой России «единородства, единообразия и единомыслия»[45]. Многие современные историки видят в Пестеле прежде всего убежденного сторонника «антидемократических» форм правления, а в государстве, которое он замышлял, угадывают «тоталитарную сущность»[46]. Это мнение не вполне справедливо, как несправедливо и утверждение, что только ради воплощения в жизнь идеи диктатуры южный лидер и замышлял военный переворот. Пестель понимал, конечно, что диктатура, основанная на подавлении всякого инакомыслия, сама по себе не может предоставить людям всеобщее равенство. Согласно его представлениям после того, как будут проведены основные реформы и уйдет опасность гражданской войны, в России должно наступить царство демократии. Единовластию диктаторов придет конец, будет принята конституция и избран двухпалатный парламент. Его нижняя палата «Народное Вече» будет избираться на пять лет на основе всеобщего и равного избирательного права; при этом каждый год должна происходить ротация пятой части палаты.
Палата будет осуществлять законодательную власть: она «объявляет войну и заключает мир», принимает законы. Главные же из этих законов, касающиеся конституционных основ жизни страны, выносятся на референдум — «на суждение всей России предлагаются». Верхняя палата «Верховный Собор» должна состоять из 120 членов, которые «назначаются на всю жизнь» и именуются «боярами». Кандидатов в число «бояр» предлагают губернии, а «народное вече» утверждает их. В руках «Верховного Собора» сосредотачивается «власть блюстительная». В частности, он должен следить за тем, чтобы принимаемые нижней палатой законы строго соответствовали конституции. Исполнительная власть принадлежит «Державной Думе», состоящей из пяти человек, «народом выбранных».
Для того чтобы среди этой пятерки не появился новый диктатор, предлагается опять же ежегодная ротация. Собственно, тогда, когда эти органы будут сформированы и заработают, в стране и наступит всеобщее равенство. Христианский принцип «люби ближнего, как самого себя» сможет воплотиться в жизнь, и люди смогут наконец реализовать свои равные права. У «Русской Правды» была и еще одна, так сказать, тактическая функция — она должна была обеспечить организационное единство Южного общества. Поручик Николай Бобрищев-Пушкин описал на следствии одно из своих свиданий с Пестелем, посвященное обсуждению его конституционного проекта. Речь в данном случае шла о введении к «Русской Правде» — где Пестель описывал «основные понятия» своего проекта. Цитата эта, как и окружающие ее несколько фраз, действительно была написана рукой Бобрищева-Пушкина — и в таком виде дошла до нас.
Текст «Русской Правды» сохранил и образцы почерка большинства руководителей Южного общества — они вносили в него правку, делали попытки перевести этот документ на французский язык и т. Тот же Бобрищев-Пушкин показывал на следствии, что, вставив свои дополнения в текст «Русской Правды», «через несколько минут уже догадался, что это были сети, расставленные мне для того, чтобы лишить меня возможности донести, что у него Пестеля. Очевидно, что подобного рода сомнения посещали и Алексея Юшневского. По мнению авторитетного текстолога С. Опасения и «догадки» Бобрищева-Пушкина и Юшневского вряд ли были безосновательными. Пестель недаром просил своих товарищей вносить изменения в свой текст, обсуждал проект на съездах руководителей тайного общества, в 1823 году добился формального голосования за него. Идея совместной работы над программным документом в целом похожа на ту, которую он преследовал, уговаривая членов Союза благоденствия проголосовать в 1820 году за цареубийство.
Те, кто обсуждал «Русскую Правду» и голосовал за нее, чей почерк остался на ее страницах, не могли уже отговориться незнанием о существовании этого документа. И перед лицом власти они становились государственными преступниками. У них оставался единственный выход — содействовать скорейшему осуществлению революции и воплощению «Русской Правды» в жизнь. Пестель недаром подчеркивал на следствии преемственность своей организации с организацией предыдущей, называя ее «Южным округом Союза благоденствия».
Сбор рядовых полка дался заговорщикам с большим трудом — на Рождество большинство солдат разошлось по своим деревням. Но всё же небольшие отряды собрались в Василькове, недалеко от Киева. Там перед строем был зачитан «Православный катехизис» — документ, составленный Бестужевым-Рюминым и Муравьёвым-Апостолом. Восставших попытался образумить лояльный к властям майор Трухин, но Бестужев и Сухинов схватили его и толкнули в середину колонны. Солдаты сорвали с Трухина эполеты, разорвали на нём мундир, осыпали его ругательствами, насмешками и побоями. От гибели майора спасло лишь заступничество Муравьёва-Апостола. Между тем в руках мятежников оказались полковые знамёна и казна — около 27 тыс. Но плана действий у них не было. Идеи Муравьёва-Апостола о восстании в Киеве носили теоретический характер. Вожаки мятежа хотели разного: Бестужев и братья Муравьёвы планировали дождаться присоединения других полков, а Щепило, Сухинов, Кузьмин и Соловьёв требовали немедленного выступления в сторону Киева, предлагая по пути привлекать на свою сторону местных крестьян. В итоге решили ждать и пошли в сторону Мотовиловки, чтобы там встретиться с Алексопольским и Ахтырским полками. Но те бунтовщиков не поддержали. Тогда мятежники отправились в сторону Белой Церкви, там они надеялись получить поддержку со стороны бойцов 17-го егерского полка. Эту поддержку Муравьёву-Апостолу обещал прапорщик Александр Вадковский, полагавший, что сможет убедить несколько рот присоединиться к мятежу. Но Вадковского арестовали сразу по прибытии в расположение полка. Полковник Николай Муравьёв-Карский, по некоторым сведениям, сам сочувствовавший декабристам, на деле мятеж не поддержал. Тогда было решено идти к Житомиру. Из-за изменений в планах перемещения полка были хаотичными.
Восстание черниговского полка. Следствие и суд над декабристами Восстание черниговского полка 1825
ЧЕРНИГОВСКОГО ПОЛКА ВОССТАНИЕ вооруженное выступление, организовано членами Южного общества декабристов на территории Киевской губернии 29.12.1825-3.1.1826. Портал НЭБ предлагает скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Восстание Черниговского полка. (Схемат. карта движения восставшего Черниговского полка. Лишь в одном только трактире в Мотовиловке солдаты мятежного Черниговского пехотного полка употребили 360 вёдер «водки и прочих питий» Сергей Иванович Муравьёв. Несколько офицеров Черниговского полка освободили Муравьева-Апостола.