Понятие эмоционального интеллекта вошло в обиход больше 30 лет назад и с тех пор укрепилось на Западе. Эмоциональный интеллект (EQ) – основа харизмы, обаяния, стрессоустойчивости, умения оставаться уравновешенным в любой ситуации.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
Как развить эмоциональный интеллект | Уровень развития эмоционального интеллекта может зависеть от множества факторов, например. |
Эмоциональный интеллект: что это, как и зачем развивать | Программы по развитию эмоционального интеллекта на западе внедряются для всех школьников и успешно там работают. |
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить | Но для развития эмоционального интеллекта в первую очередь нужно понять, что нет хороших и правильных или плохих и неправильных эмоций — все они нужны и важны. |
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить | Станьте спонсором канала, и вы получите доступ к эксклюзивным бонусам. Подробнее: этом видео:0. |
Развитие эмоционального интеллекта: правила и упражнения | Это упражнение на развитие эмоционального интеллекта поможет ребенку научиться осознавать свои состояния. |
Как развить эмоциональный интеллект у взрослого: упражнения
- Что такое эмоциональный интеллект (EQ)
- Как я прокачала свой эмоциональный интеллект и испытала весь спектр чувств
- Внутренний наставник: 7 шагов для развития эмоционального интеллекта
- Составляющие эмоционального интеллекта
- Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- 10 игр на эмоциональный интеллект для взрослых - Психология - 2024
Это важнее IQ: 5 упражнений для развития эмоционального интеллекта
Понимание чувств окружающих. Навыки отношений. Умение общаться с окружающими и выстраивать доверительные отношения. Сегодня психологи едины во мнении — развитие эмоционального интеллекта нужно начинать с детства.
Особенности эмоционального интеллекта Эмоциональные проявления можно заметить уже на первом году жизни ребенка. Например, в 6 месяцев ребенок может улыбаться при виде значимого для него взрослого. До трех лет ребенок не способен на сопереживание и плохо понимает свои эмоции, но может копировать мимические проявления чувств других людей.
С 3 до 6 лет ребенок с помощью родителя может научиться распознавать и проговаривать свои базовые чувства, например: злость, страх, радость. Но еще не понимает сложные чувства и плохо распознает переживания других людей, так как эмпатия начинает развиваться только с 6 лет. В 6—7 лет ребенок уже способен распознать и назвать свои эмоции, а также представить себя на месте другого человека и понять его чувства.
В младшем школьном возрасте идет активное развитие всех сторон личности ребенка, в том числе эмоционально-волевой сферы. Поэтому можно сказать, что это лучший период для развития эмоционального интеллекта. Важно беседовать с ребенком, обсуждать книги, мотивировать его к участию в играх, в том числе командных со сверстниками.
На развитие интеллекта у младшего школьника влияют отношения с семьей и сверстниками. В среднем школьном возрасте ребенок хорошо понимает свои эмоции, но может испытывать проблемы с их проживанием. Это обусловлено особенностями развития мозга — отделы, отвечающие за саморегуляцию еще не до конца сформированы.
К тому же свойственная подростковому возрасту гормональная буря может вызывать эмоциональные перепады и вспышки. В норме в к 16—18 годам у человека развивается способность к эмоциональной саморегуляции. По мнению Джона Готтмана и Джоаны Деклер, психологическая особенность структуры эмоционального интеллекта подростков — самоопределение.
С одной стороны, человек уже неплохо понимает других, но с другой стороны, его навыки эмпатии еще слабы. Часто бывает так, что в общении он перетягивает внимание на себя. То есть использует рассказ человека для того, чтобы начать говорить о себе и исследовать себя, например: «Ой, я бы так не смог.
Зато у меня хорошо получается вот что. Как думаешь, у меня получится сделать то-то? Он может выбирать: проявить эмоции или нет, и если показать их, то как.
Способен слушать и слышать другого, говорить о нем.
Исследователи ЭИ подчеркивают, что максимально реализовать свой потенциал можно только тогда, когда человек достиг гармонии со своими эмоциями и научился обходиться с чужими, — именно поэтому для достижения самореализации важно развивать эмоциональный интеллект. Последние две ступени — трансцендентность и эмоциональное единство — уже находятся на уровне духовных гуру: человек, достигший таких высот ЭИ, помогает реализоваться другим, живет в гармонии с людьми, природой, не разделяет страдания и радости на свои и чужие. Упражнения для «прокачки» эмоционального интеллекта Эмоциональный интеллект — это, как минимум отчасти, навык. А значит, его можно тренировать. Это подтверждают и исследования: уже после шести месяцев занятий люди отмечают , что стали лучше распознавать свои эмоции и управлять реакциями на них. Какие именно упражнения в этом помогут? Ориентироваться можно на программы , разработанные для развития ЭИ у детей. Самое базовое упражнение на распознавание собственных эмоций: остановитесь в любой случайный момент времени, обратите внимание на тело и чувства. Что вы испытываете?
Где эта эмоция находится в теле? Повторять регулярно, чтобы наладить контакт с самим собой. Доставайте из подсознания чувства, которые уходят от вашего внимания. Для этого можно, например, писать «утренние страницы» или делать какие-то другие письменные практики подобного типа, вести дневник. Или, как дети в тель-авивских школах, рассказывать свои сны — в них могут таиться скрытые и подавляемые эмоции. Используйте творчество и воображение. Пишите стихи, рассказывайте, придумайте сказку своему ребенку или сценарий для онлайн-игры — главное, чтобы у героев были узнаваемые эмоциональные реакции. Старайтесь не проецировать на всех свой взгляд на мир, а учесть, что кто-то может — и будет — думать, чувствовать и вести себя по-другому. Активно слушайте. Не отвлекайтесь на телефон и собственные мысли, погрузитесь в то, что вам рассказывает собеседник, задавайте вопросы.
Позвольте себе не знать. Когда вы не понимаете, что кто-то имеет в виду, постарайтесь не додумывать — а вместо этого честно сказать: «Я тебя не понимаю. Например, вы заметили тенденцию, что вы постоянно испытываете тревогу перед поездками, — и поняли, что это связано с тем, что вы пакуете чемоданы в последний момент и боитесь опоздать на самолет. Простым решением, которое спасет от многих неприятных чувств в будущем, будет писать заранее список дел и вещей, которые вы должны взять с собой. Учитесь говорить «нет», когда вам неприятно, не хочется чего-то делать.
Для развития EQ важно понимать механику возникновения эмоций в мозге человека. Наш эмоциональный фон определяют скрытые в подкорке базовые потребности. Их три: потребность в безопасности, социальная и половая. Если мы строим социальные отношения, увеличиваются шансы на продолжение рода. Как итог — образуются положительные эмоции. И наоборот — если жизнь оказывается под угрозой, есть негатив со стороны социальной группы, а наша сексуальная чувствительность лишена встречного интереса, мы будем страдать. Например, во время страха учащаются сердцебиение и дыхание, из-за стыда или злости краснеют щеки. Эти реакции мы не можем контролировать сознательно. Здесь идут желание доминирования, сексуальное возбуждение, чувство боли и поисковый интерес. В случае страха появляются пугающие картины того, что может случиться. При сексуальном возбуждении — мысли о любви. При чувстве боли — картины смерти. Таким образом, эмоции проявляются на трёх уровнях: телесном, поведенческом и когнитивном. Эти принципы важно знать, чтобы правильно определять как свои, так и чужие чувства. Обращая внимание лишь на один компонент, очень легко ошибиться. Например, вы можете испытывать тахикардию и сделать неверные выводы о том, что у вас проблемы с сердцем. Но если внимательнее приглядитесь к тому, что с вами происходит обратите внимание на свои мысли, которые сопровождают сердцебиение, и проанализируете, какая потребность может давать о себе знать , то заметите, что на самом деле так проявляется страх.
Однако существуют ситуации, когда лучше испытывать негатив, дабы правильно решить определенную задачу. Например, при подготовке к важному мероприятию нужно включить легкую печаль, помогающую проработать все детали. При написании бизнес-плана хорошо работает страх заставляющий помнить о рисках и учитывать возможные непредвиденные факторы , а при мозговом штурме — радость мышление становится более творческим и масштабным. Игры для развития и-кью у детей Лучший способ научить ребенка чему-то — использовать игру. Главными помощниками родителей станут любые визуальные инструменты: книги, мультики, картинки, фигурки. При чтении сказок полезно останавливаться и спрашивать у малыша, что чувствуют герои в сложившейся ситуации. Можно периодически возвращаться к определенным эпизодам и просить вспомнить и показать героя, когда он испугался, обрадовался, разгневался, удивился. Управление настроением Взять тотальный контроль над подсознанием посильно только тибетским йогинам и далай ламам. В повседневной жизни все наоборот: людьми управляют эмоции, предсказать которые невозможно. Однако научиться управлять настроением и реакциями — посильная задача для любого желающего. Главное понять механизм работы и индивидуальность собственной психики. Самоконтроль служит основой оптимизма, воли к победе и положительной мотивации, поэтому активно развивается спортсменами и бизнесменами.
Упражнения для развития эмоционального интеллекта
Каждый участник группы исполняет по очереди роль скульптора. Он «ваяет» скульптурную композицию из других участников группы. Первая тема: «Я среди людей — реальный»; вторая тема: «Я среди людей — идеальный». В символической форме каждый тренеруемый изображает свое место среди других более-менее приближенное к реальности; во втором случае — как бы ему хотелось, чтобы было на самом деле. Обсуждение обязательно. Стрессоустойчивость - способность активно и позитивно противостоять стрессогенным ситуациям А.
Мини-лекция «Что такое стресс? Выполняется письменно. Каждый участник описывает типичную для себя стрессовую ситуацию в подпункте «сценарий». Затем он размышляет и записывает, как он может изменить эту ситуацию, избежать ее или принять. После этого выбирается лучший вариант.
Обсуждение результатов обязательно. Сценарий: Изменить: Как вы можете убрать источник стресса? Избежать: Как вы можете отдалиться от источника стресса? Принять: Как вы можете жить со стрессом? Контроль импульсивности - способность сопротивляться импульсу к действию, контролировать агрессивность, враждебность и безответственное поведение.
Говорим гадости. Группа объединяется в две команды, участники становятся друг напротив друга. Каждая получившаяся пара говорит по очереди. Члены одной команды говорят гадости. А члены другой команды отвечают на них комплиментами.
Нецензурные слова не употреблять, говорить с улыбкой, ровно и спокойно. Затем команды меняются ролями и упражнение повторяется снова. При обсуждении итогов важно задать вопрос: в каких ситуациях было трудно удержаться в рамках упражнения. По центру круга ставится стул, на который садятся по очереди участники тренинга. Группа говорит участнику неприятные и обидные фразы.
Задача — никак не отвечать на услышанное. В процессе обсуждения итогов важно сделать акцент на следующих моментах: легко ли было молчать в ответ? Какие слова задевали сильнее всего, какой тон? Что помогало сдерживаться и не реагировать? Групповая дискуссия «Как мне удается контролировать свою импульсивность?
Реалистичность - способность ясно различать, что происходит в действительности «здесь и сейчас». Работа по вопроснику самосознания письменная, затем комментарии в парах Вопросник самосознания. Что я собой представляю как человек? Как я выгляжу со стороны? Какие черты моей личности воспринимаются другими положительно, а какие — отрицательно?
Как мое понимание себя совпадает с пониманием меня другими людьми? Какие я имею способности понимать ситуации, других людей? Какими стереотипными установками в понимании и оценивании других людей я обладаю? Что мешает мне в ситуациях общения? Умею ли я анализировать и оценивать ситуации с позиции будущего?
Какими положительными и отрицательными коммуникативными качествами я обладаю?
Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку. Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик , которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными. Про понимание себя Упражнение «Квадрат настроений» Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход.
Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то. Фото: из книги «Коммуникация» Виктории Шиманской Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе? Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.
Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.
Управление эмоциями — про навык настраиваться на позитив. Самомотивация — про умение преодолеть чувство растерянности и вплотную заняться решением задачи. Управление отношениями — про навыки взаимодействия. Помощь другим в решении эмоциональных проблем — про умение сочувствовать и оказывать поддержку людям. Источник: shutterstock. Здесь существует пять направлений изучения: Осознание и понимание своих эмоций — про умение видеть и определять чувства.
Эмоциональная отходчивость — про навык преодолевать растерянность и вплотную начинать заниматься решением задачи. Управление своим поведением — про умение настраиваться на позитивные эмоции. Сопереживание другим людям — про эмпатию и способность поддержать окружающих. Эмоциональное воздействие — про умение решать проблемы в процессе общения. В обоих тестах прохождение и подведение итогов осуществляются аналогично. Так что для начала достаточно пройти один из них. Другой вариант — после выполнения одного теста сделать выводы и постараться исправиться, а уже позднее приступить к другому, чтобы оценить перемены.
Плачущий маленький ребенок обычно чувствует усталость или голод. Разгневанная соседка страдает из-за бессонницы, вызванной шумом строителей. Расстроенному коллеге пришлось с трудом прекратить отношения. Мама вынуждена заняться большим объемом дел. Жене тяжело найти баланс между домом и работой. У начальника похмелье, он мрачен, груб. Лучший друг — в длительной депрессии.
Нетрезвый прохожий жаждет беседы. Подчиненный, волнуясь, не справляется с заданием. Анализ собеседника и его состояния дает возможность подробнее разобраться в его чувствах и мотивах конкретных поступков. Ясно, что иногда требуется установить определенные рамки. Но мы в любом случае должны иметь представление о жизни людей, с которыми пересекаемся ежедневно, чтобы их поступки соответствовали нашим ожиданиям. Представьте себя на месте женщины с ребенком в коляске, вынужденной преодолеть полгорода, или мужчины, третий год подряд остающегося без отпуска, или малыша, чьи просьбы всегда удовлетворяют. Тогда вы намного быстрее осознаете их чувства в данный момент.
В то же время гнев не следует путать с обидой и расстройством, то есть анализ чувств позволяет выявить собственные недостатки. Лучше всего это достигается путем запоминания характеристик разных эмоций: уловите разницу между тревогой и раздражением, усталостью и апатией. В этом может пригодиться дневник настроения: каждый день описывайте свое настроение и фиксируйте эмоции, которые испытывали в яркие моменты и после. Тогда поймете, в каких ситуациях и почему к вам приходят разные чувства позитивные и негативные , сможете привести в порядок свои разрозненные ощущения, спровоцированные теми или иными обстоятельствами. После того как вы осознаете, какие отрицательные эмоции являются для вас преобладающими, борьба с ними не будет сложной: справиться с гневом помогут регулярные тренировки, а для преодоления тревоги не надо употреблять сладости. Обретя способность называть и определять свои чувства, вы облегчите определение чужих — по речевым и невербальным признакам. И научитесь выявлять связанные напрямую с вами эмоции: действия недовольного пассажира метро не должны вызывать интереса, а регулярные замечания партнера надо изучить подробно.
Расширять кругозор Низкий уровень эмоционального интеллекта нередко бывает обусловлен нашей недостаточной осведомленностью об окружающем мире. Исследования показали, что владение несколькими языками способствует более качественному усвоению информации о разных событиях, явлениях. Расширение кругозора — важная задача и состоит в чтении литературы, просмотре фильмов, художественных и документальных, знакомстве с наукой, путешествиях, самообучении — все это нужно для понимания того, что у всех людей разные способности и наклонности, поэтому на работе и в личной жизни трудно судить обо всех одинаково. Открыть для себя многогранный и хаотичный мир, где есть возможность добиться всего — значит приблизиться к жизненной гармонии. Чтение книг и посещение выставок расширяют знания, позволяют укрепить отношения. Думать на два шага вперед Формирование и развитие эмоционального интеллекта связано с долгосрочным планированием: определением ключевых направлений, оценкой ресурсов, составлением плана действий. Когда выстраиваете отношения с людьми, обязательно проводите черту между теми, кто вас окружает постоянно, и занимающими мало места в вашей жизни.
Эмоциональный интеллект должен быть в первую очередь направлен на повышения качества общения с близкими. Старайтесь больше времени находиться в кругу тех, кто дает вам знания, может стать для вас примером во всем, поддерживайте тесные отношения с отзывчивыми и позитивными людьми и тогда сами сможете достичь успехов. Найдите способы влиться в подобный коллектив или сформировать его, если это в вашей компетенции. Подумайте, что вы хотите изменить в жизни, и что следует для этого предпринять. Выделите средства и стремитесь ограничивать траты, перед любой покупкой убедитесь в ее целесообразности. Будьте готовы пройти через трудности, чтобы в итоге выйти на новый уровень. Всегда предварительно уточняйте, какие задачи предстоит решить, не беритесь за то, что вам не по силам, и не ожидайте того же от других.
Эмоциональный интеллект способствует правильной оценке своего потенциала и выявлению тех, у кого есть желание и возможность содействовать в реализации ваших планов. Если в данный момент вы не настроены на движение к поставленной цели, то всегда можете повторить попытку. Пройти тренинг или психотерапию К кардинальному преобразованию личности, изменению отношения к себе и окружающим нужно тщательно готовиться.
Робертс и др. Сферы, в которых исследование возможностей развития эмоционального интеллекта сегодня наиболее перспективно: клиническая и организационная психология, геронтопсихология, педагогика, образование, современные информационные технологии и т. В настоящее время существуют различные пути организации внешнего целенаправленного воздействия, как на отдельные компоненты эмоционального интеллекта, так и на его общий уровень. Мы классифицируем эти пути следующим образом: тренинг формирование навыка ; групповая психотерапия групповая проработка и проживание материала ; индивидуальная психотерапия индивидуальная проработка и проживание материала ; консультирование; коучинг; самостоятельное развитие эмоционального интеллекта статьи, книги, приложения, представленные в информационном пространстве. При этом, С. Деревянко отмечает важность теоретического обоснования программ по развитию эмоционального интеллекта, выделяя наиболее целесообразные направления: поведенческое, когнитивное, гуманистическое.
Деревянко также выделяет наиболее эффективные методы развития эмоционального интеллекта: арт-терапия, поведенческая и когнитивная терапии, игра, дискуссия [3]. В основном программы развития эмоционального интеллекта представлены в разрезе тренингов, которые направлены на развитие эмоциональной компетенции, и направлены в основном на когнитивную и поведенческую составляющие, то есть - на изменение поведения, формирование новых навыков, связанных с настоящим периодом жизни. Также работа направлена на осознание собственных эмоций, причин их появления, знакомство с эмоциями, способами управления ими, и, как следствие, - изменение поведения. Однако, высокий уровень эмоционального интеллекта не всегда помогает справиться с аффектом, сильными эмоциями, как отмечают участники тренингов, руководители. На наш взгляд, это связано с тем, что в данных программах не уделяется внимание прошлому эмоциональному опыту, который активизируются в различных жизненных ситуациях, в которых поведение человека стереотипно. В связи с этим, возникает необходимость в создании таких программ, которые будут иметь комплексный подход к развитию эмоционального интеллекта. В данном случае имеется в виду учет прошлого опыта разбор различных ситуаций прошлого и переживание «застывших» эмоций , а так же расширение знаний умений и навыков в использовании информации, которая содержится в эмоциях, для решения задач в настоящем. Иными словами, в работе, направленной на развитие эмоционального интеллекта, нельзя обойтись без "ретроспективной составляющей" в виде анализа опыта и стереотипных реакций прошлого что предполагает, в том числе, привлечение психотерапевтической практики. Так, Е.
Гордеева отмечает положительное влияние клинической трансперсональной психотерапии на развитие как внутриличностного, так и межличностного эмоционального интеллекта участников, после прохождения групповой психотерапии [2] При этом, Е. Гордеева пишет, что в результате интенсивного отреагирования психологических травм, у некоторых участников происходил спад эмоциональной чувствительности. Однако, после завершения групповой психотерапии и индивидуальной психокоррекции произошло восстановление и развитие эмоционального интеллекта. Таким образом, можно сделать предположение о том, что создание программ, объединяющих психотерапию и тренинговый подход в области развития эмоционального интеллекта, возможно. Интерес вызывают исследования, посвященные развитию эмоционального интеллекта у людей, страдающих психическими расстройствами, с помощью арт-терапевтических методов. Так, Н. Назарова, отмечает, что у пациентов с шизофренией и психическими расстройствами в результате органического заболевания головного мозга, произошло увеличение общего уровня эмоционального интеллекта за счет улучшения таких показателей как эмоциональная осведомленность и управление собственными эмоциями [7]. Говоря об арт-терапевтических методах, нельзя не упомянуть о проведенном нами исследовании по развитию эмоционального интеллекта с помощью метода Нейрографика. Данный метод арт-терапевтический, коучинговый метод появился сравнительно недавно и нуждается в научном обосновании, однако, несмотря на это, нейрографика получила широкое распространение и популярность в среде специалистов помогающих практик психологов, психотерапевтов, коучей, врачей.
Подробные результаты исследования были освещены автором в статье "Применение нейрографики для развития эмоционального интеллекта личности" [4]. Здесь же мы можем отметить, что полученные данные и анализ результатов исследования показали положительную динамику роста всех компонентов эмоционального интеллекта испытуемых, что привело к росту общего уровня эмоционального интеллекта почти каждого участника исследования. В связи с вышеуказанным, можем сделать вывод, что нейрографика способствует развитию эмоционального интеллекта, а также подтвердить идею о том, что эмоциональный интеллект действительно развивается в результате целенаправленного воздействия. Также необходимо отметить, что в результате исследования проявился психотерапевтический эффект нейрографики, о котором изначально не заявлял автор метода. Объяснить это можно тем, что в процессе исследования испытуемым предлагались нейрографические техники, в результате применения которых они сталкивались со своим прошлым опытом, который вызывал в них сильные негативные переживания. При этом, несмотря на то, что работа происходила с актуальными жизненными задачами, темами, эмоции и переживания, связанные с ними, имели свои корни в детском, подростковом или более позднем опыте испытуемого. В процессе рисования, рефлексии, беседы испытуемые смогли отреагировать эмоции прошлого опыта. Конечно, этот феномен еще требует дальнейшего изучения, исследования и научной верификации его эффективности по ряду направлений психотерапия, психиатрия, коучинг, педагогика. Подводя итог написанному выше, можем сделать следующие выводы: 1.
Вопрос о принципиальной возможности развития эмоционального интеллекта все еще актуален как в отечественной, так и в зарубежной научной среде. При этом, большинство исследователей теоретиков и практиков полагают, что эмоциональный интеллект развить можно, он не является раз и навсегда данным. Существует дискуссия о методах развития эмоционального интеллекта. В настоящее время существует множество методов развития эмоционального интеллекта; изучение путей развития эмоционального интеллекта привело к формированию особого направления помогающей практики - "специалист эмоционального интеллекта", "тьютор эмоционального интеллекта", "эксперт эмоционального интеллекта". Иными словами, появилась новая профессия практика, помогающего клиенту развивать эмоциональный интеллект. Если раньше существовал, преимущественно, только тренинговый формат развития эмоционального интеллекта, то сегодня существуют различные пути: от группового тренингового формата - до индивидуального, вплоть до психотерапии. В процессе развития эмоционального интеллекта применяются как методы когнитивно-поведенческой терапии, направленной на формирование способностей, знаний, навыков, умений, привычек, так и методы арт-терапии, направленной на проработку собственной эмоциональной сферы. Также в процессе развития эмоционального интеллекта действенна работа с прошлым клиента, позволяющая ему снизить эмоциональное напряжение в отношениии прошлого опыта, и, в результате - изменить эмоциональные реакции на подобные события настоящего и будущего. Можно создавать программы развития эмоционального интеллекта, интегрирующие тренинговый формирование знаний, умений, навыков и психотерапевтический групповой и индивидуальный подходы.
Нейрографика как метод, родственный арт-терапии, а также проективная методика, показала хорошие результаты в развитии эмоционального интеллекта испытуемых в рамках экспериментального исследования, проведенного автором статьи. Литература: 1. Андреева И. Санкт-Петербург: редкол. Дежкин [и др. Гордеева Е. Изменение коэффициента эмоционального интеллекта как следствие трансформационного воздействия клинической трансперсональной психотерапии. Деревянко С. Зорина Н.
Применение нейрографики для развития эмоционального интеллекта личности. Конференция "Работающий эмоциональный интеллект в бизнесе и образовании".
Развитие эмоционального интеллекта: правила и упражнения
Это хорошее упражнение закрывает сразу две области компетенций. Когда люди наблюдают друг за другом, они развивают свой навык понимания себя своей гаммы эмоций и навык понимания других чтение эмоций по мимике другого человека. Каждый человек может увидеть гнев или печаль на лице другого, когда эмоция интенсивная. Если ты не аутичный человек или психопат. Но, развивая эмоциональный интеллект с помощью правильных упражнений, можно научиться видеть и подавляемые эмоции. И даже те который человек в себе не осознает или пытается скрыть. Создание доверия в программе тренинга по эмоциональному интеллекту Важный момент в тренинге по эмоциям — создать экологичную атмосферу, чтобы люди не боялись делиться своим опытом с другими людьми. В обществе мы привыкли подавлять эмоции, не показывать их. И это нормально.
А на тренинге нужно изменить эту сильную привычку: сбросить защитные реакции, поделиться эмоциями и узнать, что в этом нет ничего страшного. Люди становятся ближе и сильнее, когда проживают этот совместный опыт. Для того, чтобы провести эту детабуизацию в группе необходимо особое мастерство тренера. Вопрос должен расположить группу: создать доверие к себе и к процессу. Доверие складывается из 2-х компонентов. Могу ли я доверять тренеру как профессионалу? Могу ли я доверять тренеру как человеку? Это бывает сделать сложнее, когда в группе собраны люди, не расположенные к доверию.
Например, тренинг по распознаванию обмана по лицу для сотрудников безопасности, которые не ориентированы на то, чтобы делиться друг с другом. В этом случае тренер должен выступить в роли верификатора: показать экспертизу на примерах, когда он сам не знает, правдивая история или нет. После этого защитные механизмы группы удается снять. Хотите получить карту всех компетенций эмоционального интеллекта в подарок? Как происходит развитие эмоционального интеллекта на тренинге, за счет чего? Эмоциональный интеллект — понятие очень широкое, его сложно измерить. Поэтому даже само название нашего тренинга звучит как: «Эмоциональные навыки и компетенции». Это навыковый тренинг.
Развитие эмоционального интеллекта через сказки для детей 4-5 лет — Фоксфорд Этот курс Развитие эмоционального интеллекта через сказки для детей 4-5 лет предназначен для тех, кто ищет современные методы обучения детей и хочет научиться объединять коллектив с помощью приемов мотивации. Он состоит из 4 модулей и итоговой работы. По завершении студентам выдается сертификат и удостоверение учителя, оригиналы которых высылаются по почте бесплатно. Стоимость — 2 690 рублей. Эмоциональный интеллект: как стать счастливее и быстрее добиться успеха — Lectera Сайт: promotion. Что представляет собой программа: 2 часа 40 минут видео; 8 тестов; После покупки курса доступ ко всем материалам будет открыт в личном кабинете навсегда. Стоимость со скидкой составляет 4 200 рублей. Часть из них пройдет очно в Москве и Санкт-Петербурге, часть — в онлайн-формате.
В результате прохождения тренинга: вы сможете оценить свой уровень EQ; получите более 10 техник по управлению своими эмоциями и простые практики по повышению EQ на каждый день; разработаете собственную модель эмоциональных состояний; получите профессиональные рекомендации тренера и сертификат об окончании. Стоимость онлайн-обучения — 41 000 руб. Эмоциональный интеллект — Анастасия Мизитова Сайт: amizitova. Здесь вы не только узнаете, как улучшить навыки распознавания эмоций, но и самостоятельно создадите проект развития своего EQ и выберете подходящие инструменты для этого. Автор курса — Анастасия Мизитова, сертифицированный специалист HR, разработчик и ведущая множества известных программ. Обучение длится около 4 недель.
Также следует отличать собственно потребности от желаний: последние направлены на реализацию первых. Рано или поздно вы выйдете на какой-либо уровень пирамиды Маслоу. И очень часто это будет самый нижний.
Невербальная коммуникация Один из наиболее достоверных способов узнать реальное эмоциональное состояние человека — наблюдать за его невербальным поведением. Только один этот навык позволит сделать большой скачок в умении взаимодействовать с людьми. В последнее время наука достигла в этой сфере серьезных успехов, и теперь вам не нужно пробираться через дебри лженауки физиогномики. Изучайте невербальное поведение и наблюдайте за людьми. Супруг или супруга, брат, сестра, шеф, подчиненный, продавец — теперь они все работают на развитие вашего EQ. Вы также можете пройти наш курс по профайлингу. Резюме Эмоциональный интеллект — это комплексное понятие, которое предполагает владение многими навыками. Среди них — эмпатия, самосознание, любопытство, аналитическое мышление, понимание базовых потребностей, интерпретация невербальных сигналов. Все это поможет правильно идентифицировать эмоции других людей и управлять ими для достижения собственных целей.
Советуем также прочитать:.
Владимир Иванович, 64 года Раньше не могла заниматься одним делом больше 20 минут — мысли улетали, а уж если что-то отвлекало, то долго не могла погрузиться обратно в работу. Спустя четыре месяца занятий на Викиум, я вижу как стала более сконцентрированной и работоспособной. Ольга, 45 лет Познакомился с девушкой в сети. Когда встретились первый раз, понял, что со мной что-то не так — мысли были путанные, не мог завести тему или поддержать её. Теперь я вижу, что стал более внимательный, научился легко импровизировать в диалогах.
Снимки экрана (iPhone)
- OPPORTUNITIES FOR DEVELOPING EMOTIONAL INTELLIGENCE
- Снимки экрана (iPhone)
- Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект
- Как я прокачала свой эмоциональный интеллект и испытала весь спектр чувств
- Ваш план развития социального интеллекта
Самый лучший способ для развития EQ у детей
Для развития всех сторон эмоционального интеллекта необходимы многие навыки, например, практика осознанности, увеличивающая разрыв между мыслью и эмоцией и дающая нам лучшее осознание первой и контроль над второй. Для развития эмоционального интеллекта необходимо уметь продуктивно общаться с другими. К сожалению, такой кнопки нет, но есть приемы для развития эмоционального интеллекта, которые помогут справиться с многими жизненными ситуациями, но для начала мне бы хотелось сказать пару слов, которые вам возможно не понравятся.
Эмоциональный интеллект: что такое и как его развивать, маркеры низкого и высокого EQ
Упражнения для развития эмоционального интеллекта. Поскольку эмоциональный интеллект состоит из набора компонентов, то тренировать необходимо каждый из них, а именно. О том, что это такое простыми словами, как развить эмоциональный интеллект человека во взрослом возрасте и у детей, а также как определить его уровень, — в материале РИА Новости. Станьте спонсором канала, и вы получите доступ к эксклюзивным бонусам. Подробнее: этом видео:0. упражнения на развитие эмоционального интеллекта у взрослых. После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта и родители смогут наблюдать ребёнка, который. Хотя развитие этого типа интеллекта рассматривается как нечто, чего можно достичь только в детстве, правда в том, что есть игры на эмоциональный интеллект для взрослых, все они веселые и помогают получить глубокое эмоциональное самопознание.
Эмоциональный интеллект и психология отношений
- 6 упражнений для развития эмоционального интеллекта
- Эмоциональный интеллект: что это, как узнать свой EQ | Сила Лиса
- 3 совета по развитию эмоционального интеллекта
- 1. Осознать, что происходит
- Как развить эмоциональный интеллект у взрослых и детей самостоятельно. Упражнения и рекомендации
6 упражнений для развития эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EI) — один из «мягких», надпрофессиональных навыков, от которых зависит карьерный успех и производительность труда. О том, что это такое простыми словами, как развить эмоциональный интеллект человека во взрослом возрасте и у детей, а также как определить его уровень, — в материале РИА Новости. Для развития эмоционального интеллекта необходимо уметь продуктивно общаться с другими. Данное упражнение по развитию эмоционального интеллекта не требует выделения отдельного времени или согласия родственников. Понятие эмоционального интеллекта вошло в обиход больше 30 лет назад и с тех пор укрепилось на Западе. Программы по развитию эмоционального интеллекта на западе внедряются для всех школьников и успешно там работают.