Новости универсам группировка в казани

Жизнеописание одной из старейших группировок Казани, на днях потерявшей предводителя Силовики Татарстана задержали предполагаемого лидера ОПГ «Борисково» Сергея Новоселова, он помещен в СИЗО. Группировка Хади Такташ в Казани 90 е. ОПГ третьевские Казань. Создатели сериала вдохновлялись историей криминальных группировок в Казани, а особенно — судьбой преступников из «Хади Такташ». История одной из старейших группировок Казани, на днях потерявшей предводителя Силовики Татарстана задержали предполагаемого лидера ОПГ «Борисково» Сергея Новоселова, он помещен в СИЗО. После и вовремя просмотра сериала режиссера Крыжовникова «Слово пацана» многие зрители задумывались, существовала ли группировка «Универсам» в реальности.

Иерархия криминальных банд в сериале «Слово пацана: кровь на асфальте»

  • Казань пацанская. Как молодёжные уличные банды держали в страхе столицу Татарстана
  • Уличные группировки сериала «Слово пацана: кровь на асфальте»
  • Казанский феномен — Википедия
  • Универсам.Кто такие_Логотипы Казанских Группировок.

Группировка «Универсам» на самом деле существовала в Казани в 80-х годах

В родной Казани Гараев состоял в группировке «Низы», и криминальные 1980-е были буквально его жизнью. Он дрался со сверстниками, ходил на сборы, бегал от милиции и получал от Боевой комсомольской дружины. К счастью, Гараев завязал с этой деятельностью раньше, чем его начали бы брать на действительно серьезные дела. Но для парней его возраста в Казани 1980-х почти не было другого пути. Ты либо автоматически состоял в банде и топил за свой район, либо получал статус «чушпана». Это словечко уже движется к культовому статусу благодаря сериалу Крыжовникова.

На YouTube валяется крайне недооцененное интервью Роберта Гараева, где он катается по Казани и с невероятным погружением рассказывает о быте и нравах группировок тех лет. Он и ведущий даже находят граффити NZ, доказывающее, что его родные «Низы» все еще существуют. Посмотрите, потому что то, как этот подкованный дядька сыплет терминами «первогоровские», «асфальт», «пробег», «111-й двор», «Теплоконтроль» — потрясающее зрелище. В рассказах Гараева фигурируют как чудовищные истории, вроде расстрела в клубе «Эйфория», так и неожиданные подробности, не укладывающиеся в наши представления о криминальных хрониках. Например, о том, какую музыку предпочитали молодые преступники из Казани.

Их главным хитом был не шансон и не протестный рок, а веселое диско от певицы Сабрины — Boys Boys Boys. Согласитесь, не под эту музыку вы представляли себе гангстерские разборки. Но Гараев — тот случай, когда автор лично знает все, о чем пишет, и прорабатывает собственные травмы. Тем более, журналиста от смерти или тюрьмы спасло только то, что в 1991 году его «отшили» — то есть, изгнали из банды. О его книге активно говорили и в 2021-м, когда она только вышла.

Анастасия, 35 лет: «Я рада, что правоохранительные органы активно ведут борьбу с преступностью. Мы видим реальные результаты и чувствуем себя гораздо спокойнее. Конечно, еще много работы впереди, но это уже большой шаг вперед для нашего города и его жителей». Я очень рад, что полиция и ФСБ смогли найти эффективные методы борьбы с ними. Это дает мне уверенность, что наш город становится все безопаснее и чище от преступников». Ольга, 28 лет: «Я давно замечала, что в Казани снизилось количество мелкой преступности. Я очень благодарна правоохранительным органам за их работу и оперативность. Теперь я могу спокойно гулять по улицам города, зная, что мою безопасность обеспечивают профессионалы». Отзывы жителей Казани свидетельствуют о доверии к местным правоохранительным органам и о надежде на то, что они продолжат успешно бороться с преступностью и обеспечивать безопасность города.

На таком сайте можно найти информацию по многим темам, начиная от науки и технологий, заканчивая искусством и культурой. Одной из главных преимуществ такого сайта является наличие статей от профессионалов в соответствующих областях. Это означает, что информация, которую вы получите, будет точной и достоверной. Кроме того, статьи могут быть написаны разными авторами, что дает возможность получить разные точки зрения и подходы к одной и той же теме. Еще одним преимуществом такого сайта является возможность задать вопросы авторам статей. Если вы не смогли найти ответ на свой вопрос в статье, вы можете написать автору и получить ответ от эксперта в соответствующей области. Это дает возможность получить дополнительную информацию и узнать больше о теме, которая вас интересует. Поделиться с друзьями: Вам также может быть интересно.

Источник: телеграм-канал «Татарстан-24 Новости Казани и Татарстана» Дошла информация, что про старших фальшь пишут. Как вы себе это позволяете, скорлупа? Старшие на то и старшие, чтобы их уважали. На видео драк подростки закидывают друг друга снежками — тот, кто догоняет соперника, валит его с ног. Одни считают, что школьники дурачатся и шутят, другие боятся, что подобные стычки и романтизация ОПГ могут привести к чему-то более серьезному.

Хади Такташ взяли под свой контроль предприятие «Оргсинтез», которое выпускало дефицитную полиэтиленовую пленку. Между «стариками» и молодыми в ОПГ постоянно случались стычки из-за нежелания молодых подчиняться старикам. Позже молодые «победили» и тогда ОПГ взяла под свой контроль торговлю наркотиками в городе и проституцию. От вседозволенности у членов Хади Такташа кружилась голова, и тогда они начали войну с другими ОПГ Казани — особенно сильно сцепились с «Перваками» В результате руководящие части группировок сильно поредели. В 2002 году состоялся суд над уцелевшими в бандитских войнах участниками ОПГ. Вся группа получила 180 лет заключения на всех. Свои названия ОПГ выбирали либо по территориальному принципу Тяп-Ляп, Хади Такташ либо по отличительному месту Мебелька — на районе был магазин мебели. Преступления разнообразны, методы — понятны, страх жителей города тоже. Но неужели никто и ничего не предпринимал, чтобы «освободить» Казань от наплыва преступников? В 1991 году вышла книга Любови Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность». Любовь Агеева — журналист, проработала в «Вечерней Казани» с января 1979 года по январь 1991 года. Годы ее работы в «ВК» пришлись как раз на расцвет многих преступных групп, поэтому у нее была уникальная возможность собрать материал для осмысления этого феномена. Книга вышла скромным, в 5 тысяч экземпляров, тиражом. Но уникальность этой книги в том, что в ней собраны сотни публикаций и различных мнений по поводу ситуации с ОПГ. Агеева пишет, что, несмотря на оригинальность казанского феномена, в этом деле причины типичные. Конфликт «отцов и детей», мальчики, которые росли без папы, отсутствие развитой социальной инфраструктуры в Казани. Еще одна проблема — в 70-е и 80-е годы в городе был низкий культурный и духовный уровень. Закрывали дискуссионные клубы, запрещали творческие культурные мероприятия самодеятельности.

Последние материалы

  • Казанский феномен — Википедия
  • Наши проекты
  • Комментарии
  • Популярное
  • Как появилась банда «Хади Такташ»?
  • Обзор активности группировки универсам в Казани

Подростки в Татарстане подражают героям «Слово пацана». Выдумывают ОПГ как в 80-х и делят район

После и вовремя просмотра сериала режиссера Крыжовникова «Слово пацана» многие зрители задумывались, существовала ли группировка «Универсам» в реальности. Начиная с конца 80-х группировка считалась самой влиятельной в Казани: бандиты захватили местный завод и создали четкую структуру с боевыми подразделениями и контрразведкой. Эта группировка была одной из самых жестоких и дисциплинированных группировок Казани. Создатели сериала вдохновлялись историей криминальных группировок в Казани, а особенно — судьбой преступников из «Хади Такташ». Существовала ли группировка Универсам в реальности: что известно о прототипах героев сериала «Слово пацана».

Казанская опг универсам - 88 фото

То и дело в дежурную часть звонили граждане, сообщая о появлении больших групп молодежи. На самом деле это были окодовцы… В эту ночь не было зафиксировано ни одного уличного преступления. Естественно, никаких «панков» и в помине не было. Мне показалось, что именно с этого времени наступил коренной перелом в сознании властей. Начали проводить совещания, осмысливать явление. Сначала накручивали правоохранителей, потом педагогов, затем стали взывать к общественности... Наконец явление назвали своим именем. Потом появились списки активных участников. Лично мне в горкоме комсомола для работы дали «черный список» из трех тысяч человек с адресами, местами работы, учебы. Я должен был закрепить за ними «шефов-комсомольцев» — та еще была благоглупость!

Но не пересажать же все три тысячи? Я объехал практически все ПТУ и техникумы города, побывал в десятках школ, во всех инспекциях по делам несовершеннолетних... Не забуду никогда встречи с растерянными педагогами и с разъяренными родителями мальчишек, которых приходилось провожать в школу и встречать... Милиция сосредоточилась на выявлении лидеров группировок, которые старались оставаться в тени. В районах города были созданы неофициальные сводные формирования правоохранительных органов под названием «Лидер». Была проведена большая и тонкая работа с привлечением агентурной сети. Выявили около трехсот главарей. Но тогда еще не было законодательства об организованной преступности. Тем не менее, силовики почти всех их пересажали — по разным статьям, в том числе по которым раньше суды давали зачастую условные сроки.

Задержанных привлекали к административной ответственности. Во время групповых стычек задерживались в основном подростки, и в их отношении прокуратура процентов на 80 отказывала в возбуждении дел, находя в их действиях только признаки мелкого хулиганства. Это было от непонимания остроты обстановки, да и сказывалось нежелание портить статистику детской преступности. Тоталитарная система еще работала, административный ресурс, когда надо, был мощный. Суды назывались правоохранительными органами, а не органами правосудия. Им были даны соответствующие рекомендации. Судей и прокуроров приглашали на межведомственные совещания по этой теме, чтобы прониклись общей задачей. Надо отдать должное, в целом для молодежи стало многое делаться: повсеместно во дворах за счет предприятий создавались спортгородки, хоккейные корты, в жилых массивах работали подростковые клубы с кружками по интересам. Всем дворцам, домам культуры и ведомственным клубам строго предписано было проводить по выходным дискотеки.

Я сам ездил по вечерам по всем танцполам города, и если где клуб был закрыт, руководство завода получало от парторганов нагоняй. Помню, как инструктор Кировского райкома КПСС Александр Барышев брал меня с собой на подворовые обходы, а наутро поручал обзванивать директоров предприятий насчет непорядка на их подшефных площадках. Другое дело, что многими плодами этим благих дел пользовались в своих целях группировщики. Скажем, хоккейные корты стали местом их сбора и драк, благо оружие — клюшки — всегда при себе... В целом, уже не только силовики, но и предприятия, организации были вовлечены в системную работу. Заниматься начали так, что к нам стали приезжать делегации со всей страны перенимать опыт, так как везде была проблема групповой подростковой преступности. Просто в других регионах ее продолжали замалчивать. Новый всплеск прогнозировался где-то лет через семь, когда основной костяк главарей, еще более заматеревших, должен был выйти после отсидки. Но так совпало, что в это время стал активно развиваться частный бизнес, и организованный преступный мир переключился на коммерсантов.

Сначала крышевали, рэкетировали, потом сами занялись делом. Этим ребятам уже не нужны были уличные разборки, и они практические были прекращены. Дворовую братву, «пехоту» привлекали к своим делам. Сформировался тот самый образ «нового русского» со специфическими манерами. Им совершенно не нужны были психопатические личности, девианты, лишний шум. Главари стали стремиться в депутаты, и не только для получения иммунитета от уголовного преследования, а чтобы «решать вопросы». Сегодня опять появились опасения, что «казанский феномен» может вернуться, и уже есть симптомы. Любой кризис, ухудшение жизни населения, безработица на фоне резкого расслоения общества дают такие предпосылки. Но все-таки ситуация у нас заметно улучшилась по сравнению с теми годами.

И если ОПГ вернутся, они будут технологичными, более продвинутыми. Примитивный же бандитизм идет от мигрантов, которые не связаны ни с территорией, ни с местными устоями. Мы дали всей стране методику работы в этой сфере. Основная масса ОПГ была разгромлена только в начале 2000 годов при министре внутренних дел республики Асгате Сафарове. Но это — процесс без конца. Мы рубили одну голову, а вместо нее вырастали две, причем часто еще более наглые. Проблема до сих пор острая. Сейчас вновь возрождаются группировки, в том числе и в школах. Теперь они уже контролируют ночные клубы и прочие подобные заведения.

Боюсь, что это бомба замедленного действия, и ее фитиль еще не выдернут. Поэтому не надо расслабляться. Опыт борьбы есть, надо им постоянно пользоваться.

Они предпочитали рэкет, грабежи и вымогательства. Рауф Шарафутдинов даже внешне напоминает Кощея Соцсети Анвар считал себя бизнесменом и не хотел делиться деньгами с «безработной» бригадой Рауфа. Финансовый конфликт перерос в войну, разделившую «Хади Такташ» на два лагеря. Это был 1991 год — пока другие группировки делили территорию, «Хади Такташ» воевали сами с собой. Анвар погиб 4 ноября 1992 года, когда приехал в офис «Сандры» на встречу со своими людьми. Он вышел во двор, и раздались выстрелы — киллер просунул дуло ружья через забор.

Анвар погиб на месте, и «молодые» затаились, чтобы нанести ответный удар. Бригады продолжили войну, и «молодые» победили — Дидя с приближенными исчез в Москве.

Меня и не только меня всегда интересовала, как работает эта организация, кто ее финансирует, кто ею руководит. Были сборы, на которые могли прийти 200-300 молодых бойцов с ножами и арматурой. Это ведь настоящая армия, со своим порядком-курить молодым и пить спиртное было нельзя, за это били страшно, про наркоту даже не слышали в те времена. Кто не приходит на сборы, того тоже могли отметелить. В общем дисциплина была жесткая. С началом перестройки все это как-то начинало исчезать, познакомился с девченкой с 39 квартала вражеская территория. Спокойно ездил, меня никто не трогал, я был попросту неинтересен молодым людям. Я мог просто подойти к толпе молодых около какого-нибудь дома и попросить прикурить или сигарету.

Все, все это исчезло, будто бы попросту уничтожили организаторов. В газетах об этом писали как о "Казанском феномене", сняли фильм "Жестокие игры молодых", показывали по телевидению и не скрывали этого явления. Но оно исчезло с изменением экономической ситуации. Зачем ломать кому-то голову, если можно попросту заработать. Те, с кем я "бегал", сейчас ведут разную жизнь, один стал ОЧЕНЬ крутым бизнесменом, другой спился, третий вообще умер. Но все же ответ на свой вопрос я так и не получил. Кто это организовывал. КГБ для отвлечения молодежи от реальных проблем? Ну сдавали каждый месяц по 3-5 рублей, 5000 руб с квартала, ведь это мелочь по сравнении с тем, какие деньги крутятся сейчас.

Первыми в ней пали Хайруллин и сторонник борисковских, вор в законе Ринат Игламов Иглам , который был смотрящим за Казанью. На рядовых подручных Блохина люди Узкого охотились, пуская в ход прослушку или притворяясь милиционерами, чтобы подбираться к своей цели как можно ближе. Перебравшись в столицу, лидеры группировки взяли под контроль ряд объектов на Старом Арбате и открыли развлекательные зоны в гостинице «Севастополь». В тот момент у борисковских обострились отношения с «Жилкой» — одной из самых мощных ОПГ Казани Чтобы победить в этом противостоянии, Узкий объединил свою и ряд других группировок в организованное преступное сообщество ОПС «Севастопольские». В итоге на улицах Казани началась кровопролитная война.

Остановить ее удалось лишь после ужесточения ответственности для причастных к оргпреступности на законодательном уровне: лидеры враждующих группировок предпочли покинуть Казань. Впрочем, главарям ОПС «Севастопольские» все равно не удалось пережить лихие 1990-е. С Французом расправились киллеры, а Узкого и Карася отправили на тот свет болезни. В 2021 году его заподозрили в причастности к расправе 1990-х, но Дмитриев избежал наказания: истек срок давности. ОПГ «Жилка» Локация: казанский микрорайон «Жилплощадка» Основавшего в 1985 году ОПГ «Жилка» уроженца казанского микрорайона «Жилплощадка» Хайдара Закирова Хайдер отличала невероятная амбициозность: он мечтал покорить весь преступный мир Казани, поэтому старался привлечь в свою группировку самых мощных бойцов из 20 уличных банд.

В октябре 1995 года его заблокировали в лифте, который изрешетили из автоматов киллеры: криминального авторитета спасли телохранители, прикрывшие босса своими телами. Тяжело раненый Хайдер попал в больницу, где его попытались добить — выстрелили в больничное окно из гранатомета. Но лидеру ОПГ «Жилка» повезло и на этот раз: незадолго до покушения его перевели в другую палату. Однако в 1996 году, когда Хайдер выходил из машины, удача ему изменила. Автомобиль закидали дымовыми шашками, дезориентировав телохранителей, и снайпер двумя выстрелами отправил лидера «Жилки» на тот свет.

После того как главаря не стало, его группировка быстро растеряла былое влияние, а ее новый лидер Юрий Марухин довольно скоро был задержан и получил пожизненный срок в колонии «Полярная сова». ОПГ «Перваки» Локация: казанский микрорайон «Первые Горки» Группировку «Перваки» еще в 1970-х годах основал житель казанского микрорайона «Первые Горки» Ринат Шагвалиев: поначалу он просто хотел научить местных парней давать сдачи уличной банде из соседнего микрорайона «Старые Горки».

Банды Казани: что творилось в конце XX века в столице Татарстана

К 2000 году власть в Казани была поделена, поэтому войны между ОПГ стихли, успокоились, между собой договорились. Группировка «Универсам» из «Слова пацана» не является вымыслом режиссера. Группировка Хади Такташ в Казани 90 е. Казанский феномен Хади Такташ. Жизнеописание одной из старейших группировок Казани, на днях потерявшей предводителя Силовики Татарстана задержали предполагаемого лидера ОПГ «Борисково» Сергея Новоселова, он помещен в СИЗО.

Казань пацанская. Как молодёжные уличные банды держали в страхе столицу Татарстана

Это была первая преступная группировка, осуществлявшая в СССР заказные убийства. «Казанский феномен» — собирательное название образовавшихся в 1970-е и 1980-е годы в Казани и ряде городов Татарской АССР многочисленных банд, составленных из малолетних и несовершеннолетних лиц. После и вовремя просмотра сериала режиссера Крыжовникова «Слово пацана» многие зрители задумывались, существовала ли группировка «Универсам» в реальности. Молодежные группировки в Казани существуют и по сей день. Казанские группировки глазами жителей города: 3 реальные истории.

"Их боялась даже Москва". Роберт Гараев написал историю казанской банды

Мы поехали в ДК, там был выпускной с красными ленточками, и зацепились с местными. И он прямо тринадцати людям отвечал, и он был как МС просто, такой гоп-МС, — все мог рассказать и пояснить. Он, кстати, потом на юрфак пошел, потом в прокуратуру и посадил низовских и кинопленовских, которых особенно ненавидел. Потом занялся строительным бизнесом — интересная история у него такая».

Марат имя изменено : «Это лагерная тематика. На лагере распространенная тема, когда задают вопросы человеку новому, который заходит в хату: статья, че как, за что попал, кого знаешь? Ну и всякие такие вопросы с подвывертом: «А че, жена есть?

На моей памяти не было, чтобы за такое предьявлялось. Все мы в сексе разные, и все зная, что это косяк, вряд ли будут об этом распространяться. То есть такое если и было, никогда нигде не всплывало».

Мода Пацан должен быть одет в опрятную и удобную для драки одежду, иметь аккуратную стрижку. Приветствовались спортивные костюмы и кроссовки. В качестве зимнего головного убора в конце восьмидесятых на смену выходящим из моды норковым «формовкам», помимо «вальтовок» и «фернанделек», пришли разноцветные кооперативные «петушки» и черные или темно-синие вязаные «гондончики».

Елена имя изменено : «Белые носки, калоши, телаги — обязательно. И красивые шапки. Это был кокс!

Фернандельки, либо еще, знаешь какие были, — они были просто вязаные, не петушки. Карандаши они назывались что-ли. А Михон всегда говорил: "Я джинсы не надену, в них говно убирают"».

Айрат: «Никакого строгого регламента по одежде не было. Короткая стрижка — романтика уголовной жизни. Телаги и прощайки — действительно, дешево и сердито.

Но именно из-за дешевизны и вошли в обиход, так как группировки зарождались в рабочих небогатых районах и в первую очередь туда шли ребята из простых слоев населения». Железнодорожные билеты были недорогие, парни надевали самую плохую одежду, чтобы вернуться назад в модных фирменных шмотках, которые они снимут с московских мажоров. Саша Фашист, олдовый московский панк: «Мне не повезло жить рядом с тремя вокзалами.

В конце 1980-х район был оккупирован сначала люберами, потом казанскими, а в начале 1990-х уже было тихо. Любера оккупировали «Новорязанскую», Курский, Казанские вокзалы, круглосуточную пельменную на Лубянке. Появлялись в Сокольниках и в районе Парка культуры, затем они ушли в криминал, а оставшихся лохов потеснили Казань и прочая мордва.

Они заняли все вокзалы, оккупировали общежитие Бабаевской фабрики на Верхней Красносельской. На Новорязанской улице оставляли на ночь троллейбусы, и там ночевал всякий сброд. Оказаться ночью между троллейбусами и глухими стенами Новорязанской было смертельно опасно — один раз я там серьезно попал.

Получил белочкой под дых, и мне порезали нос, — чудом убежал. Друзья жили на Верхней Красносельской. Так вот пока идешь по Краске, встречаешься с тремя-четырьмя бригадами.

Если любера качались, ходили группами около 10 человек и приставали в основном по неформальным причинам, то казанские хоть и переняли стайл — широкие штаны и заправленные в них свитера, — были обсосами. У них был упор на холодное оружие, поэтому мы носили с собой отвертки — остальное отбирали менты. На Красносельской во дворах были схроны с ножами на случай стычек, которые возникали порой по несколько раз в день».

Войны Их пик пришелся на 1984-86 гг. Причинами могли служить мелкие конфликты на дискотеках, в школе или техникуме. Ближе к 1990-м в ход пошло огнестрельное оружие, когда уличные военные действия из потасовок превратились в бандитские разборки.

На 1993-96 гг. Тогда город буквально разделился на две части, и жертвы шли на десятки. Нас старшие выстроили на горе.

На YouTube валяется крайне недооцененное интервью Роберта Гараева, где он катается по Казани и с невероятным погружением рассказывает о быте и нравах группировок тех лет. Он и ведущий даже находят граффити NZ, доказывающее, что его родные «Низы» все еще существуют. Посмотрите, потому что то, как этот подкованный дядька сыплет терминами «первогоровские», «асфальт», «пробег», «111-й двор», «Теплоконтроль» — потрясающее зрелище. В рассказах Гараева фигурируют как чудовищные истории, вроде расстрела в клубе «Эйфория», так и неожиданные подробности, не укладывающиеся в наши представления о криминальных хрониках. Например, о том, какую музыку предпочитали молодые преступники из Казани.

Их главным хитом был не шансон и не протестный рок, а веселое диско от певицы Сабрины — Boys Boys Boys. Согласитесь, не под эту музыку вы представляли себе гангстерские разборки. Но Гараев — тот случай, когда автор лично знает все, о чем пишет, и прорабатывает собственные травмы. Тем более, журналиста от смерти или тюрьмы спасло только то, что в 1991 году его «отшили» — то есть, изгнали из банды. О его книге активно говорили и в 2021-м, когда она только вышла.

Но теперь, с появлением сериала, слава Гараева и «Слова пацана» стала значительно выше. А что в самой книге? По большей части, прямая речь. Для «Слова пацана» Роберт Гараев взял интервью у огромного количества людей: членов банд, жителей опасных районов, сотрудников правоохранительных органов и так далее. Автор только связывает одни события с другими и переводит на более доступный язык.

Так становится понятнее и кто такие «чушпаны», и что означало «воевать за асфальт», и почему каждому подростку тех лет в любом случае приходилось знать, к чьей территории он принадлежит.

Происшествия 12 февраля 2022 18:00 Анвар Маликов: «Бандитскую страницу истории Казани надо знать» Фитиль темы «казанского феномена» снова разгорелся. Запалом дискуссий стали запланированные съемки сериала по мотивам книги Роберта Гараева «Слово пацана». Я поучаствовал в создании книги своими воспоминаниями, которые оказались раскиданы по всему тому. Неприятно вспоминать то мрачное время, но эту страницу истории нельзя просто так закрыть. Скопировать ссылку Анвар Маликов: «Мы росли в обстановке пацанских драк, начиная с детского сада. Подспорьем стали и переданные мне записи воспоминаний Александра Авдеева. Этот замечательный человек в 1977-1989 годах занимал должность заместителя начальника УВД Казани и был одним из организаторов борьбы с подростковыми группировками. До первой крови Где истоки «казанского феномена»? Так называют явление, связанное с агрессивными молодежными группировками Казани 70-80-х годов.

Драки село на деревню, двор на двор, улица на улицу были всегда. Незримый маркер «свой-чужой» проходил везде, где была хоть какая-то видимая граница — речка, овраг, школьный забор… Я из Альметьевска, 1957 года рождения. Мы росли в обстановке пацанских драк, начиная с детского сада. Врагами были все, кто из соседнего подъезда, потом, по мере подрастания, — из соседнего дома, другого двора, квартала… Выросли новые массивы — первый микрорайон, второй… — начались массовые побоища на пустыре, разделяющем части города. В Альметьевске были свои иерархии, свои авторитеты — в большинстве своем спортсмены. Шло соперничество между боксерами и самбистами. Спокойно пройти по городу, даже по центральной улице, было удачей. Обязательно где-нибудь, да пристанут. Поэтому многие предпочитали состоять в дворовом сообществе, держаться каких-то авторитетов, которые за тебя заступятся. И я старался существовать в системе уличных координат, хотя был белой вороной — из известной в городе писательской семьи.

В кармане всегда носил самостоятельно изготовленный свинцовый кастет. На слуху были «Гестапо», «Бразилия», «Чили»... Делом чести было постоять за свой двор. Бывало, сидишь во дворе с товарищами, подбегает незнакомый пацан кто-то из нас его вроде знает и кричит: «Подъем, на наших прыгнули! После короткой стычки начинают выяснять, кто да что, кто кого знает. Такие дешевые разборки. Дрались до первой крови. Бить ногами, тем более лежачих, было не по-пацански. Чтобы увечить друг друга — такого не припомню. Тем более — убивать...

На первый взгляд, обстановка в Казани еще не предвещала того, что потом прогремело на всю страну, — с необъяснимой жестокостью и убийствами. Но Авдеев вспоминает, что в начале 70-х милиция начала фиксировать появление совершенно непонятных групп. В дежурную часть стали сообщать граждане из Приволжского района о группах дерзких подростков, одинаково одетых. Затем подобное распространилось на другие районы города. Похожее стало наблюдаться в бурно развивавшихся Набережных Челнах и Нижнекамске. Александр Авдеев в 1977-1989 годах занимал должность заместителя начальника УВД Казани и был одним из организаторов борьбы с подростковыми группировками Фото: rosgvard. Об их существовании знали все, но мер против них не принималось. Тогда существование организованных преступных группировок официально отрицалось. Пацанская субкультура стала получать гипертрофированные формы, оформилась в некую идеологию не по уголовным «понятиям», а со своей дисциплиной, ритуалами, некими целями. Кто незримый стоял за этим, осталось неизвестным.

Зато были и есть конспирологические версии на этот счет, вплоть до «руки ЦРУ». Глубинная же причина, как я считаю, в том, что выросло неприкаянное поколение — дети выбитого поколения. Войны, репрессии вымыли цвет народа, масса людей переместилась на новые территории. В итоге произошла маргинализация молодежи, совпавшая с гребнем демографической волны. В 50-60-е годы большое число людей «понаехало» на стройки и заводы, в основном из деревни. Родители не стали городскими по сути, не понимали, что в городе детьми надо заниматься, и упустили их. Это в селе чада росли в труде, на глазах и слушались взрослых. Родители перестали быть авторитетом. Позже многие журналисты, исследователи искали национальную подоплеку «казанского феномена», ведь здесь живет много национальностей, русских — меньше половины. Но это явление было полностью интернациональным.

Ни одной группировки в Казани не было по национальному признаку. Другое дело, что национальный момент сыграл свою определенную роль. Дело в том, что нерусские вчерашние селяне не имели общего языка со своими детьми в прямом смысле слова. Дети стеснялись своих родителей за плохой русский язык, акцент всегда высмеивался. Из истории известно ярчайший пример — США , что «плавильный котел» народов дает бурный синергетический эффект для страны, но на первых порах — со знаком минус. Вот и в Поволжье вначале образовалась «гремучая смесь». Основным же катализатором стала критическая масса молодежи в огромных «спальных» комплексах городов. Для формирования же криминальной среды достаточно двух-трех «лидеров отрицательной направленности» и с десяток «шестерок» вокруг них. Для остальных же важно было сообщество, некая защищенность. В вопросах автора, которые он задавал мне во время интервью, я почувствовал определенную заданность.

Дескать, это были те же группировки, только создававшиеся и крышевавшиеся милицией, и в них состояли отщепенцы. Что ж, расскажу, как было на самом деле. В университете я увидел, что есть команда, близкая мне по духу, — Боевая комсомольская дружина БКД. Официально такие организации по всей стране назывались «Оперативный комсомольский отряд дружинников — ОКОД». Законодательно ОКОДы не были никак формализованы и официально не защищены законом. Поэтому действовали под эгидой Добровольных народных дружин — ДНД. Это такие аморфные организации, в которые поголовно в «добровольно-принудительном» порядке записывали сотрудников предприятий и организаций. За каждый выход на дежурство давали отгул. БКД же держалась на полном энтузиазме. Создавался ореол, что «в наших рядах — только избранные, спортсмены».

Но попасть в дружину было несложно. Я вступил в нее, как и многие, в 17 лет. В отряде много было выпускников престижных казанских школ, детей известных людей из творческой интеллигенции, технократии, власти. Романтики, которые были не против подраться за правое дело. А драться приходилось часто. Чувства самосохранения у нас не было. Много было и иногородних студентов благодаря мифу, что всем бэкэдэшникам дают общежитие, а тогда с этим было очень сложно. Лично я так и не получил общагу за все годы учебы. БКД действовала под эгидой комсомольской организации, подчинялась комитету комсомола университета. Командир, комиссар, начальник штаба избирались на общем собрании отряда.

В этом плане была полная демократия, но в остальном — единоначалие и жесткая дисциплина. В первом ряду третий справа - А. Маликов» Фото из личного архива Анвара Маликова Скрытое патрулирование Всего у нас насчитывалось человек пятьдесят активных бойцов. Отряд делился на десятки, а те — на пятерки. Из-за проблемы с набором кадров и их большой текучести в десятках на самом деле было по 5-7 человек. На следующий год я сам набрал команду из своих знакомых и стал командиром десятки. Так было принято. Выручали отряды имени Дзержинского ОиД из подшефных школ. Так уж сложилось, что действенные ОиДы были в элитарных школах нашего Вахитовского района — 18-й «английской», 131-й физико-математической и 116-й. Рослые и безупречно воспитанные старшеклассники участвовали в наших дежурствах на равных с нами.

Мы же, в свою очередь, защищали эти школы от гопоты, не пускали ее на танцевальные вечера. Основной работой было патрулирование улиц.

По словам писателя, если подросток не состоял в какой-либо группировке, то ему было попросту опасно ходить по улицам. Всего в группировках было шесть возрастов: «скорлупа», «супера», «молодые», «средние», «старшие» и «старики». А во главе группировки стоял «пахан». Важнейшим ритуалом группировки были сборы, которые проходили ежедневно и длились по 2-3 часа. Пропускать сборы без уважительной причины было нельзя. Уважительной причиной считалась смерть матери или проблемы с милицией. Если кто-то пропускал сбор без уважительной причины, то за него отвечал весь «возраст».

В свободное время группировки «щемили чушпанов», то есть требовали у подростков выворачивать карманы. При этом самим участникам группировок в карманы «чушпанов» залезать было нельзя. Однако если «пацан» бросал девушку, то воспользоваться ей мог уже любой участник или несколько участников группировки. Кстати, оральный секс в группировках был запрещен. Он должен был давать отпор, если его оскорбили. Бить «пацана» ногами или трогать «пацана» из другой бригады, если тот шел с девушкой, было нельзя. Также «пацаны» не могли общаться с милицией.

«Эхо бандитизма затихло только в нулевые»: 8 крими­наль­­­ных воспоминаний жите­лей Казани

Войны, которые велись между группировками, получили название «асфальтных» [1] , поскольку на жаргоне подростков борьбу за территории описывали выражениями «делить асфальт» [5] или «битва за асфальт» [47]. Эти войны также называли «монтажными», поскольку в драках подростки в качестве оружия использовали монтажки , хотя в ход также шли кирпичи, монтировки, цепи, металлические шары и любое другое похожее оружие [16]. Наличие огнестрельного оружия у члена «конторы» вызывало как минимум недоумение, хотя есть свидетельства того, что в 1970-е годы «в Борисково и на Тёплом шмаляли будь здоров» [53]. Под контролем каждой из «контор» находились техникумы и ПТУ, вследствие чего попасть в некоторые учебные заведения было физически невозможно: автобус или троллейбус мог быть обстрелян металлическими шарами, которые швыряла враждебная группировка. Из-за страха попасть «под раздачу» из других городов перестали приезжать абитуриенты, а у школьников сократились возможности для выбора училища [15]. Специалисты-практики делили группировки на два вида. Один тип «контор» носил чисто оборонительный характер, и их создавали подростки с целью защиты себя и своей территории от незваных гостей. Другой тип «контор» был связан с агрессивными набегами на соседние территории: такие банды укрепляли своё влияние и авторитет путём драк с «чужими» или избиений таковых лиц. Группировки второго типа считались близкими к преступным бандам: численность агрессивных «контор» варьировалась от 6 до 13 в 1980-е годы.

Смысл подобного разделения часто оспаривался [57]. По словам Анвара Маликова, известными дворовыми бандами Альметьевска были «Гестапо», «Бразилия» и «Чили» их названия изображались огромными буквами на стенах домов [13]. Структура банды Иерархия Ядро каждой молодёжной группировки называлось «коробкой» и обычно включало или двор, или несколько рядом стоящих многоэтажных домов. Группировку могла образовывать как одна такая «коробка», так и сразу несколько «коробок» [49]. Гараев, который состоял в банде под названием «Низы» [59] , утверждал, что в казанских бандах была сформирована собственная возрастная иерархия, которая могла насчитывать до шести уровней возрастов в крупных бандах: разница между членами одного возраста составляла один или два года, однако все ребята с одного уровня переходили на уровень выше в один и тот же день [60]. Названия возрастов в иерархии казанских банд отличались в зависимости от группировки [61]. Подобных людей члены группировки презирали и могли безнаказанно избить, ограбить [3] или забить до смерти [62]. Согласно Гараеву, в шестиуровневых группировках выделялись следующие возрасты — «скорлупа», «супера», «молодые», «средние», «старшие» и «старики».

При ориентировочной численности шестиуровневой группировки от 150 до 200 человек в её состав могли входить порядка 30 «младших», 30 «суперов», 30 «средних», 40 «старших», небольшое количество «стариков», порядка двух лидеров и ещё несколько авторитетных людей, хранивших у себя оружие [60]. Новичков этой группы называли «шелухой» дети от 10 до 13 лет [49] и высматривали из них потенциальных кандидатов на более высокие должности [64] , считая их своеобразным резервом конторы [49]. Занимавшим низшую ступень в этой иерархии не доверялось никаких серьёзных поручений, кроме как «постоять на пиках» покараулить, побыть на шухере [60]. Ступень выше занимали «супера» от 14 до 17 лет [49] , которые всегда сидели в своём микрорайоне и не имели права выходить за его пределы; от них требовали всегда быть на виду [64]. Выше них шли «молодые» от 17 до 19 лет [49] , которые были главной силой в драках с представителями банд других районов, используя кирпичи, арматуру и дубинки [65]. Они также устраивали драки рано утром перед началом школьных занятий «бежали с добрым утром» или вечером «спокойной ночи». Так называемые «средние» шли ещё выше и имели право ездить в другие микрорайоны на переговоры, объявляя войну и заключая мир, а также наказывая «молодых» за провинности [64]. Выше всех шли «старшие» или «армейцы» [26] возраст мог быть в пределах 20—35 лет или старше [49] , которые определяли политику группы: только они имели право ходить на дискотеки, устраивать ссоры с представителями других банд «чужими» и затевать войну против других микрорайонов.

Во главе каждой небольшой группы стоял «автор» [66] , который входил в руководящее ядро группировки и обеспечивал связь своего отряда с другими частями и компаниями. Высшее звено руководства любой группировкой называлось также «авторитетами» [65] , «стариками», «дедами» или «королями» [49]. Количество «авторов» варьировалось: во главе мог стоять совет таковых лиц или один конкретный человек, которого рядовые «мотальщики» не знали [67]. Выбирать лидера группировки могли демократическим путём из наиболее авторитетных «стариков», но самый авторитетный и заинтересованный сам мог её возглавить [60]. Людей, отошедших по возрасту от руководства бандой старше 40 лет , называли иногда «древними» [60] : это прозвище перекочевало и на лидеров казанских ОПГ в постсоветской России [46]. Иерархия казанских банд была схожа с армейской: младшие возраста всегда беспрекословно подчинялись старшим, однако никто из старших не должен был злоупотреблять властью; со стоящими ниже по возрасту старшие обязаны были поступать по справедливости. За связь между возрастами, дисциплину и коммуникацию отвечали «смотрящие», которыми становились красноречивые люди с лидерскими качествами. Многоступенчатая возрастная иерархия имела сходства с боевыми комсомольскими дружинами, пионерскими отрядами и лагерными «мастями» [60].

Банды считались символическими «государствами», «граждане» которых обязаны были защищать свою территорию и честь — давать сдачи тому, кто их оскорблял или посылал куда подальше — и имели полное право обобрать и унизить любого «чушпана» [68]. Личный состав банды Казанские дети в 1975 году В составе типичной банды были выходцы из разных семей — рабочих, служащих, интеллигенции, рядовых и руководителей. Позже там стали появляться школьники и учащиеся ПТУ, а также студенты [69]. По словам Светланы Стивенсон , среди членов подобных банд были и те, у кого была постоянная работа например, врач-педиатр [10] ; в некоторых бандах действовал запрет на работу в сфере обслуживания то есть её члены не могли быть, к примеру, уборщиками, официантами или таксистами [16] [68]. Среди членов банд порой встречались и дети известных партийных деятелей: так, в доме, где селились члены обкома КПСС, обосновалась группировка «Сквер», которая влилась в состав банды «Калуга» [3]. В известной стычке на Глубоком озере участвовали преимущественно хулиганы в возрасте от 18 лет [1]. По словам Роберта Гараева, подавляющее большинство мужчин, родившихся с 1958 по 1979 годы, состояли в бандах или имели хотя бы одного родственника, числившегося в бандах [71] ; согласно некоторым исследованиям, к концу 1980-х в Казани каждый третий молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет входил в какую-либо компанию [72]. Гараев сравнивал банды с символическими «государствами».

У некоторых из членов «контор» было своё прозвище, которое они должны были доказывать своими делами на благо банды [43]. Психолог Т. Горшенина называла типичную казанскую уличную банду характерной «примитивной группой» с иерархией групповых ролей главарь, авторитет, ведомые и нормы поведения : такая группа всегда замкнута, не допускает инакомыслия и низводит отдельного человека до положения «винтика» [73]. По своей сути «молодые» и «старые» были агрессивными фанатиками, для которых существовал только культ силы и которые не думали ни о чём, кроме драк [74]. По версии Агеевой, верхушку банд составляли те молодые люди, которые не смогли себя реализовать ни в школе, ни в ПТУ; их подчинённые в бандах легко привыкали к авторитету своих лидеров, поскольку привыкли к «абсолютному повиновению» родителям и учителям — и те, и другие считались «аутсайдерами» [75]. В банды часто втягивали молодых ребят, нередко проводя для приглашённых «новичков» жёсткое испытание: под угрозой расправы хулиганы требовали от «новичка» встать на колени. Если он отказывался это делать и дрался, то тогда его признавали «своим». Представитель «суперов», который отличился в драке, мог быть повышен до «молодого» [76].

По мнению Юрия Щекочихина, верхушку каждой «конторы» составляли исключительно уголовные элементы [18]. Общак У каждой конторы была собственная коллективная касса — «общак», формируемый из добровольных взносов членов этой конторы разовых и регулярных и из средств, добытых преступным путём [49] , в том числе и путём вымогательства мелочи у школьников — это действие называли словом «шакалить» [77] [78]. Обычно молодого человека спрашивали о наличии карманных денег, и если он говорил, что у него не было денег, его просили подпрыгнуть, чтобы по звуку определить наличие денег. В случае обнаружения мелочи человека избивали [43]. Сбор денег в «общаки» вёлся и в школах в классе было по три-четыре члена группировки : ежемесячно и пионеры, и комсомольцы платили в «общак» 2 или 3 рубля [47] [6]. Собранные деньги шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, в том числе и находившихся в заключении [16]. За сбор общака отвечали «смотрящие» [60]. Группировщики, которые занимались квартирными кражами в одиночку или небольшими компаниями, платили бандам дань за то, что не могут быть активными членами банды.

Салагаев в газете «Космомолец Татарии» утверждал, что сумма всех «общаков» достигала 1 миллиона рублей, а в « Литературной газете » утверждалось, что главари покупают на средства из общаков себе машины. Представитель «тяп-ляповцев» отвергал заявления о машинах у лидеров, утверждая, что лишь одна группировка может «позволить себе» такую роскошь [79]. При этом именно у « первогоровских » в Казани появились первые жёлтые внедорожники типа «Хаммер» [60]. Во время Перестройки данью обкладывались различные цеховики , которые не платили налоги: с них собирали изначальную сумму в размере от 10 до 15 процентов, которую называли данью «за боюсь». Решение цеховиков пожаловаться в милицию привело впоследствии к стравливанию группировок с цеховиками и друг с другом. По мнению продюсера Ильхама Сафиуллина, именно момент начала сбора дани с цеховиков превратил уличные и дворовые группировки в преступные шайки [43]. Девушки в бандах Хотя в «контору» входили преимущественно мальчики и юноши [80] , некоторые девушки в письмах утверждали, что состояли в той или иной «конторе», «мотались» наравне с парнями и рано вступали в интимные отношения [81]. Девушек, которые состояли в отношениях с парнями из «контор», на жаргоне называли «матрёшками» [77].

С каждой бандой были связаны и так называемые «общие девочки», жившие строго по законам какой-то конкретной «конторы» и являвшиеся сексуальными партнёршами всей компании [49] , что вызывало у некоторых девушек откровенное отвращение [81]. Среди «общих девочек» были как вступившие на этот путь добровольно, так и вынужденные сделать это под угрозами [82]. Девушки в бандах носили олимпийки, широкие клетчатые юбки, яркий макияж с румянами и косую лакированную челку, а их банды назывались «бабскими конторами» и существовали на территориях мужских. Достаточно часто парни разгоняли женские «конторы» [71] , хотя их деятельность ограничивалась хулиганством и не имела криминальной направленности [83]. Отношение к девушкам варьировалось от банды к банде: в одних действовал закон «Не смейте защищать девчонок, девчонки — не люди» [84] ; в других запрещалось бить представителя «чужих», если он шёл с девушкой [18] , хотя в последние годы существования СССР нападению подвергались и парни, гулявшие с девушками [85] ; в третьих у состоящего в банде парня девушка обязательно должна была быть девственницей до 1988 года это правило действовало во многих бандах [71]. Девушка, подвергавшаяся групповому изнасилованию, часто получала психологическую травму и иногда готова была предпочесть смерть подобному позору: об этих случаях члены банд вспоминали со стыдом [71]. Законы банды Одежда и знаки отличия Состоящий в банде подросток или юноша должен был носить опрятную и удобную для драки одежду и иметь аккуратную стрижку: в бандах часто приветствовались спортивные костюмы и кроссовки [53]. В середине 1980-х годов новым элементом их зимней одежды стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, наглухо завязанная под подбородок: эта шапка защищала при ударе арматурой по голове [15].

В конце 1980-х годов в качестве зимнего головного убора вместо норковых «формовок» пришли разноцветные кооперативные шапки-«петушки» [53]. Требования к одежде варьировались от банды к банде: так, банда «56-го квартала» носила синие шапки-помпоны, «Чайники» и «Жилка» — красные шапки, а члены других банд носили шапки с помпонами другого цвета или без помпонов, за неправильную шапку «своего» могли избить [26]. В некоторых бандах «мотальщики» должны были носить белые носки, калоши, телогрейки и шапки типа «фернанделек» или вязаных «карандашей», а носить джинсы запрещалось. Для внешности казанских гопников также были характерными короткая стрижка или стрижка налысо, а также галоши на толстый носок домашней вязки, которые не мешали в драке. Несмотря на общую схожесть с одеждой и внешним видом гопников других городов, казанские малолетние банды явно выделялись на этом фоне [86]. Чтобы отличить «своих» от «чужих», банда могла использовать отличительный знак, роль которого могли играть значок, тип вязаной шапочки [87] , причёска члена группировки [88] , татуировки или вышивки на одежде например, LVI для «56-го квартала» или определённый пароль [2]. Так, банда «Чайники» чётко очерчивала свою территорию, вешая на фонарных столбах своей улицы чайники [65] позже их снимали милиционеры [47] , а банда «Грязь» оставляла на стенах домов надпись GRZ [1]. Члены банд дежурили на автобусных остановках, в парках и на детских площадках — ключевых точках, необходимых для контроля над территорией [65].

По негласным законам любой банды, в ответ человек должен был сказать, в какой банде он состоит. Если он не понимал, о чём речь, то его могли ограбить для описания грабежа использовали слово «доить» [18] и избить, иногда имели случаи избиения до смерти [2]. Если он врал, то его могли и вовсе изгнать из банды [37]. У членов казанских банд был собственный жаргон: в 1991 году в книге Л. Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» был представлен словарь жаргона казанской молодёжи из «контор» [42] , а в 2019 году в журнале «Идель» появилась ещё одна версия словаря казанских подростков, в составлении которой участвовали писатели Айдар Сахибзадинов и Булат Безгодов, поэт Алексей Остудин, режиссёр Тимур Садыков и продюсер Ильхам Сафиуллин [89]. Дисциплина Банды функционировали на основе коллективной ответственности и железной дисциплины, что превращало их в подобие военизированных структур: за нарушение закона «старшими» избивался не только нарушитель, но и все представители его возрастной группы [3]. У каждой банды был свой кодекс чести, который отчасти ориентировался на здоровый образ жизни и патриотизм, а отчасти базировался на блатной романтике [3] , уголовных понятиях и воровском законе , хотя «воры в законе» не пользовались таким авторитетом в Казани [18]. В большинстве группировок действовала жёсткая дисциплина: строго запрещалось курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также беспричинные оскорбления и употребление конкретных слов.

Участникам банды нельзя было сотрудничать с милицией, барыжить или сбегать с драки [53]. У отдельных «контор» мог быть свой подвал, переоборудованный в тренажёрный зал, где они могли бы заниматься спортом и качать мышцы. Эти традиции вскоре перекочевали и в места лишения свободы [15]. Помимо запрета на курение, алкоголь и наркотики, от каждого члена банды требовали быть в хорошей физической форме это выражалось в виде занятий спортом для младших возрастов , контролировать речь и сохранять самообладание [68]. Среди обязанностей членов банды были участие в сборах дани и «войнах» против соседних группировок [3] : стычки назывались «пробежками» и могли носить как «тренировочный», так и «боевой» характер [15]. Банда могла проводить «сборы», которые делились на «простые» и «строгие». На простых сборах члены банды собирались во дворе и могли вести разговоры, «постоять часок без дела», посидеть в подъезде или поиграть в карты. На строгих сборах наказывали провинившихся например, «суперов» за самовольную отлучку или куда-либо бегали.

Сборы приводили к тому, что у школьников ухудшалась успеваемость: они не успевали делать уроки, а также не могли ничем развлечься [76]. Ряд членов банды занимался в спортивных школах: те были освобождены от обязанностей присутствовать на всех сборах [91]. Молодых людей, кто посещал тренировки по карате , общественность почти всегда считала состоящими в одной из «контор» [43]. В 1990-е годы вместо слова «сборы» стало употребляться «сходняк» [16]. Драка с более сильным противником с 1970-х годов стала важнейшим элементом вступления во многие банды: этот ритуал назвали «пришиванием», иногда от новичка требовали напасть на прохожего или члена другой «конторы» [71]. Иногда человека могли «пришить» к банде путём его же избиения [92]. В драках между группировками обычно использовались арматура или ножи [26] в частности, ножи при себе всегда имели члены «Жилки» [68]. Черепно-мозговую травму, наносимую в драках между бандами, казанцы называли в разговорной речи «копилкой» [49] , а под выражением «сделать копилку» подразумевалось причинение такой травмы с помощью арматуры.

Иногда такую травму называли «доброе утро», а по аналогии с такими ударами в речи членов «контор» появилось выражение «добрый вечер», иллюстрацией которого могла быть ситуация, когда около 10 человек перебегали на другую сторону дороги и били врагов арматурой [53]. В драках могли использоваться бомбочки из баллончиков от сифонов, от которых чаще страдали не члены «контор», а посторонние люди [15]. Имели место драки «район на район» одна такая драка была на пляже реки Казанки с участием по 200 человек с каждой стороны [26] или «коробка на коробку» [93] , иногда банда могла приказать участвовать в драке тем «мотальщикам», которые боялись выходить из своего района [94]. Некоторых новичков «контор» избивали, надев им на голову оконную раму, что называлось «пропиской» подобные вещи проделывали и в колониях для малолетних преступников [43]. Главари группировок враждовали друг с другом настолько, что из принципа не шли на заключение мира, считая, что в таком случае исчезнет надобность в существовании «контор» [95]. В то же время некоторые лидеры «контор» считали организацию драк и вражды с районами единственным, на чём вообще могла держаться группировка — имели место случаи, когда дрались две банды, лидеры которых спокойно сидели вместе в кабаке [96]. Члены банд полагали, что у подростков с исчезновением структуры «контор» пропадёт стимул к развитию, но в качестве альтернативы «мира» между группировками предлагали райкомам комсомола учредить регулярные встречи представителей контор [97]. Драки могли иметь место на глазах у прохожих, которые иногда просто не реагировали [26].

В городе часто можно было встретить группы по 10-15 молодых парней, которые целенаправленно шли строем на какую-либо встречу [15]. По словам Анвара Маликова, двор мог собраться на драку по первому же крику о нападении: члены банды, как правило, бросались в бой, лишь на ходу узнавая, где и с кем их ждала драка. Все бои велись до первой крови, однако соблюдались ряд правил — не бить ногами, не избивать лежачих, никого не увечить и не убивать [13]. Для них были характерны полное безразличие ко всему, что выходило за интересы группы: воспитывалась своеобразная жёсткость к «чужакам» [99].

Но главным оружием была абсолютная безбашенность.

А шрамы в ОПГ назывались «копилками», которыми гордились, словно воинскими наградами. Комсомольские бандитские дружины Большинство бандитов были старшеклассниками. За основу кодекса организаторы взяли систему комсомольских дружин. Строгий порядок и четкая иерархия держали банду в мощном кулаке. Имелись командиры, их заместители, поддерживалась специализация.

Одна команда отвечала за оружие, вторая решала денежные вопросы. Третьи контролировали физвоспитание, организовывали тренировочные сборы. Ребята объединялись в низшие подразделения — пятерки, взаимодействие между которыми держалось в условиях строжайшей конспирации. Разработанный Хантимировым устав строился на запретах и штрафах. За злоупотребления приходилось платить.

А неявка по приказу и вовсе каралась телесно. Небесплатным был выход из банды: передумал участвовать — выложи тысячу рублей. Донес на товарищей милиционерам — смерть. Последний пробег Из судебного заключения. Собираясь агрессивным коллективом в каком-то месте, они избивали каждого, кто встречался на пути.

В мясорубку «тяпляповцев» попадали городские пляжи, дискотеки, парки. Самым трагичным стал подобный инцидент в последний летний день 1978-го. Полсотни вооруженных арматурой, цепями и обрезами молодчиков прибыли в неподконтрольную им слободу Новая Татарская.

Тьма распространялась по всему городу.

Группировки росли и ширились, банды бесконечно делили город, повсюду в Казани были вполне явные и ощутимые границы: вот здесь человеку, который «мотался» входил в состав группировки , ходить было можно, а вот через этот мост переходить уже нельзя — можно было живым не вернуться. Разные группировки заключали между собой пакты о перемирии, были и воюющие стороны. Казань была вся разделена на зоны влияния. Например, члены «Тяп-Ляп» воевали с «ново-татарскими» — и даже как-то раз убили одного из лидеров.

Закат «дедушки казанских группировок» Милиция с бандами до поры до времени не связывалась — у нее просто не хватило бы на это ресурсов. Шептицкий и Беляев в своей книге пишут: «Даже те преступления, которые попадали в поле зрения органов МВД и прокуратуры, сходили бандитам с рук. Но в 1978 году не выдержала даже совершенно «вегетарианская» на тот момент казанская милиция. Самым громким преступлением «тяп-ляповцев» было нападение на улицу Меховщиков, во время которого один человек был убит, а десять в том числе и двое милиционеров получили ранения.

Работали два десятка следователей, а обвинительное заключение состояло из трех сотен страниц. Всего обвинение в бандитизме, убийствах, грабежах было предъявлено 28 членам группировки. Антипов и его товарищи получили тюремные сроки от 10 до 15 лет. В начале 1990-х Антип освободился, но к тому моменту в Казани его уже не особенно ждали: криминальная арена была полна другими персонажами.

Банды формировались почти в каждом районе города. В них входили и школьники, и студенты, и праздношатающаяся молодежь, но во главе всегда стояли серьезные взрослые люди. Банды дрались между собой стенка на стенку, и слово «арматура» до сих пор по старой памяти звучит в Казани не как термин из строительной отрасли, а как зловещий привет из восьмидесятых. Банды делили территорию «асфальт» и бесконечно вели «асфальтные войны», не говоря уже о том, что они контролировали начинавший крепнуть малый бизнес в республике, занимались рэкетом на рынках, не брезговали ни грабежами, ни кражами — в общем, чувствовали себя в городе полными хозяевами.

Данные о численности банд варьируются. В 1986 году советская милиция составила список из 3,5 тысячи членов уличных преступных группировок. А вот Роберт Гараев, который написал книгу «Слово пацана», считает, что крупных уличных банд было не менее 150. Но особо опасными и влиятельными были примерно полтора десятка: «Теплоконтроль», «Грязь» в Кировском районе , «Сквер», «Калуга», «Перваки» Первые Горки , «кварталовские» Квартал , «Жилка», «борисковские» и многие другие.

Война или мир между группировками зависели от того, есть ли у них спорные интересы. Поэтому между соседними группировками, как правило, были лютые войны, а союзы заключались с теми, кто живет далеко. Проблем было множество, в том числе и бытового плана. Например, если парень «мотался» входил в состав группировки в «Калуге», то навещать бабушку в Борисково ему было максимально проблематично — в чужом враждебном районе ему напрямую и буквально грозила смертельная опасность.

Большим вопросом была учеба — ПТУ или техникумы выбирались в границах своей территории. А вот те, кто собирался в вузы, редко «мотались» — парней, не входивших в группировки, называли чушпанами или ботаниками. С одной стороны, им было все равно, где ходить и ездить, потому что формально они не нарушали законов улицы. С другой — за них не вступился бы никто, вздумай их кто ограбить или избить.

По знаменитым широким штанам казанских группировщиков узнавали даже в Москве. Большинство группировок было устроено по принципу железной иерархии и дисциплины. Был и так называемый кодекс чести, который, впрочем, никаким краем к общественной морали и нравственности не относился — убить, изнасиловать, ограбить, обокрасть, унизить было вполне дозволено.

ОПГ «Жилка» — чушпаны, дерущиеся не по правилам.

Источник: телеграм-канал «Татарстан-24 Новости Казани и Татарстана» Дошла информация, что про старших фальшь пишут. Как вы себе это позволяете, скорлупа? Старшие на то и старшие, чтобы их уважали. На видео драк подростки закидывают друг друга снежками — тот, кто догоняет соперника, валит его с ног.

МВД по РТ: погромы в ТЦ «Алтын» и на рынке устроила группировка «Суконка»

Речь о сюжетной линии, когда у примерного ученика чушпана — человека не с улицы Андрея начинают вымогать деньги, и он подтягивается к группировке, чтобы решить свои проблемы. Фото предоставлено героем публикации «У нас был свой круг дворовых пацанов. А всякого рода такие вот тихони жили своей жизнью, и мы их особо не подтягивали к себе. Предлагали, конечно, прийти на сборы, но те отказывались. Потом мы стали их щемить и даже отбирали одежду», — вспоминает мужчина. Хотя опрошенные нами горожане неожиданно вспомнили, что в районе Кварталов действительно была такая группировка — «Универсам». Не такая многочисленная, как другие, да и территория у нее была маленькая. Это члены группировки в 90-х компенсировали своей жесткостью.

Надо было же следить за «порядком» на местном рынке. Его, кстати, казанцы посещали, когда хотели купить эксклюзивные вещи. Несмотря на это, он получает свой входной билет, так как его дух не был сломлен. Принимали скорее сильных духом, нежели телом, — говорит Дмитрий. Стиснув зубы, та плясала под его дудку, пока из армии не вернулся Вова Адидас. В наше время все служили, и откосить могли только те, у кого здоровье не позволяло, или студенты», — вспоминает Дмитрий.

Бывает такое, что кто-то даже оказывается с литературными задатками и пишет как сценарист. Часто после интервью со мной собеседники отправляют сообщения: «Ну вообще, знаешь, Роберт, я жалею о том времени, и что я так поступал с людьми. Я бы не хотел такого своим детям, но это не означает, что я не хотел бы высказаться». Мое личное мнение — забывать нельзя ничего, и пока есть живые свидетели, нужно сделать достоверное исследование о том, что происходило. Заседание «бизнес-клуба» в ресторане «Акчарлак». Казань, 1992 год Пацанские понятия и противостояние города с деревней Меня рэкетировал мальчик из параллельного класса — чтобы избежать этого, я вступил в группировку «Низы» в 14 лет и провел там два года. Больше всего запомнилось, как меня отшивали исключали, — прим. Дико и страшно, когда десять человек, которые были твоими приятелями, пытаются тебя избить. Ты с ними только на той неделе здоровался, болтал — вот так легко можно было стать изгоем. Формально я понимал, что не самый подходящий участник для группировки: я не спортсмен, и особо коммуникативными навыками не обладал, чтобы разрулить по понятиям. Зато увлекался искусством и книжками. Тогда все это было для меня травмирующими воспоминаниями, которые я яростно пытался забыть. Это еще надо проверить: по крайней мере, «тяп-ляповцы» утверждают, что их группировка не была нацелена на теневиков и цеховиков. Другое предположение того же ученого — начало противостояния города и деревни. На окраинах начали появляться многоэтажки с их новыми жителями, а рядом все еще частный сектор, где сильны деревенские традиции. Обитатели последнего идут знакомиться к новичкам из высоток — естественно, возникают стычки. Когда в одном быстрорастущем городе сталкиваются такие разные слои населения, это неизбежно приводит к конфликтам. И тем, кто из многоэтажек, приходится объединяться против деревенских — вспомним примеры с поселками Борисково, Мирный, тот же район завода «Теплоконтроль». Там все это, возможно, еще с 60-70-х годов началось, и, конечно, они были прародителями «казанского движения». Возможно, во время исследования появятся еще причины его возникновения. В 70-х и 80-х еще не было кооперативов и свободного рынка, но, думаю, был рэкет. В какой-то из публикаций было написано, что первое зарегистрированное в Казани дело о рэкете относится к 1988 году. Кажется, кого-то рэкетировала группировка «Дом обуви». Тогда только появился свободный рынок — люди были растеряны. В сознании народа те, кто начинает торговать — все еще спекулянты, в глазах милиции — тоже: вот вчера их ловили и сажали, а теперь мы должны их защищать. Тут появляются представители группировок и предлагают «крышу». Чем 90-е отличались от предыдущих двух десятилетий? Помимо войн между ОПГ, начались распри внутри группировок: одни оказались внутри прибыльного дела, а другие нет. И последние могли применить огнестрельное оружие и любые незаконные методы, чтобы отобрать прибыль. Казанские группировки отличались от остальных тем, что они были территориальными. Даже социологи называют ОПГ в других регионах «созданными по казанскому типу» — подразумевается разделение по территориям и существование возрастной иерархии: «скорлупы», «суперы», молодых, старших. Еще одна из основных характеристик группировок в Казани — свод понятий, он был как некий морально-духовный кодекс. Интересно, что один из моих информантов говорил: «Да что вы, какие понятия? Их не было, старшие нас просто использовали! Так или иначе пацанский кодекс был очень силен — это как сетка, наброшенная на твое сознание: ты можешь не понимать, что все твои действия исходят из понятий, но это именно так. Те же императивы «пацан сказал — пацан сделал», «слово пацана» или «следи за базаром». Они оставляют следы на всю жизнь. Я спрашивал у бывших участников ОПГ, остались ли на них эти отпечатки, и один из них рассказал, что до сих пор заходит в незнакомое помещение и рассматривает людей: кто из них опасен, с кем может возникнуть конфликт, с кем надо рамсить. Это уже выработалось как безусловный рефлекс. Я, наоборот, противился понятиям — у меня была панк-идеология. К примеру, меня не устраивало принятое в среде пацанов патриархальное отношение к сексу — запрет делать девушкам кунилингус. Ну это как вообще? Моя жена меня не поймет, если я такое заявлю. Вечеринка в ресторане «Акчарлак». Казань, 1993 год Последствия «казанского феномена» и романтизация ОПГ Как-то общался с подписчиком своей группы про творчество и сказал ему, что, похоже, в Казани эта ниша процветает, а он ответил: «Ну нет, у нас даже хипстеры все такие аккуратненькие и собранные». Имеется в виду, что в Москве и Питере они на расслабоне, а казанские, наоборот, подтянутые — внешний вид, стиль одежды и вообще, в целом. Даже во время моей лекции про ОПГ в Казани во время обсуждения кто-то из ребят сказал фразу «пояснить за шмот» — откуда у хипстеров в голове такие слова? Это, конечно, субкультурная вещь: панки, металлисты, хиппи и эмо тоже должны пояснять за шмот. Но все равно здесь, в столице Татарстана, есть осторожность, она чувствуется. Куда бы ты ни пошел — везде найдешь бывшего группировщика. Отголосок того времени ощущается в менталитете: к примеру, ездил по делам в такси, а водитель был такой борзоватый, говорил, что всегда прав не клиент, а тот, кто за рулем.

Бойцы с окраины города участвовали в самых лютых криминальных войнах, терпели расколы, убивали друг друга, вставали против Хайдера, пытавшегося взять всю Казань под себя. Выходец из «Борисково» Ленар Речапов мало того что имел влияние в Москве, сколотив банду «Севастопольских», так и вовсе, можно сказать, поставил кровавую точку в войне против «Жилки». В первой половине 70-х годов на территории от озера Кабан до окраины Приволжского района начинают формироваться первые преступные группировки В первой половине 70-х годов на территории от озера Кабан до окраины Приволжского района начинают формироваться первые преступные группировки Выход на арену «казанского феномена» В первой половине 70-х годов на территории от озера Кабан до окраины Приволжского района начинают формироваться первые преступные группировки. Самой первой из них принято считать «Тяп-Ляп» с района «Теплоконтроля», но и соседи самой нашумевшей и положившей начало «казанскому феномену» группировки долго ждать не заставили. В поселке Борисково также стали появляться пацаны, которые грудью стояли за свою территорию. Про последнего, кстати, существует весьма интересная история. Во время становления «тепловских» и «борисковских» между бандами произошел конфликт. Самый возрастной на данный момент из «тепловских», «дядя» Жора Сауленко, в одном из интервью автору книги «Слово пацана» Роберту Гараеву рассказывал, как решать вопрос группировки вышли на поле неподалеку от территорий двух ОПГ. Выставляли бойцов один на один. Чей «гладиатор» победит, тот и прав. Уже лет в 15 Карась был крупным и подкачанным юношей. Против него «тепловские» выставили того самого Джавду Жавдат Хантимиров , который после станет одним из первых получивших смертный приговор опэгэшников. На момент боя он был ровесником Карася. Наблюдаем — это как амфитеатр. Джавда этого Карася уделал. Но удар был хлестким. Но особо жестокой войны между бандами не произошло. В сети есть немало дружеских фотографий участников банд. Но существует утверждение, что Антип попросту не смог подчинить себе соседей. Так и сколотились независимые «борисковские». Карась же в дальнейшем стал уважаемым человеком среди городского криминалитета. Про таких говорят: мог разрешить любой конфликт. Был почти профессиональным боксером, тренировался в клубе «Локомотив», позже в «Электроне». Умер Карась в 1994 году своей смертью, от болезни. Пока все делили асфальт, «Борисково» делило заводы В 80-е годы, пока весь город еще делил асфальт, «борисковским» это уже было не так интересно. Под их влияние попали крупные производства, например ликеро-водочный завод и «Красный Восток». Однако в итоге группировка не смогла поделить доход и раскололась на два лагеря. Во второй — Линар Речапов и Талгат Хайруллин. Закончилось все достаточно предсказуемо.

Как отмечается в Telegram-канале ведомства, в 1997 году мужчина совместно с иными лицами создал в Казани ОПГ «Кинопленка», участники которой совершили серию тяжких и особо тяжких преступлений в Казани, Буинске и Зеленодольском районе. Обвиняемый имеет отношение к убийству трех человек и покушении на двоих человек, уточнили в СК. Обвиняемому удалось скрыться от следствия, и он был объявлен в розыск. В ходе следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий 26 ноября 2023 года он был задержан в городе Ростове-на-Дону», — говорится в сообщении.

Казанский спрут: «Асфальтовые войны», групповые изнасилования, кладбищенские аллеи из пацанов

Группировка Хади Такташ в Казани 90 е. ОПГ третьевские Казань. Почему банды возникли именно в Казани? Силовики задержали в Ростове 61-летнего экс-лидера казанской ОПГ «Кинопленка», он скрывался от следствия 16 лет, пишет Большинство уличных банд прекратили своё существование с распадом СССР и коренным общественно-политическим переломом, некоторые из них стали известными в Казани ОПГ[3]. Среди подобных казанских группировок широко известны «Борисково», «Грязь», «Жилка». Группировка «Универсам» из «Слова пацана» не является вымыслом режиссера.

Казанский спрут: «Асфальтовые войны», групповые изнасилования, кладбищенские аллеи из пацанов

Главная» Новости» Опг тукаевские казань последние новости на сегодня. Логотипы Казанских Группировок. История одной из старейших группировок Казани, на днях потерявшей предводителя Силовики Татарстана задержали предполагаемого лидера ОПГ «Борисково» Сергея Новоселова, он помещен в СИЗО. Журналист Роберт Гараев в прошлом диджей с никнеймом Pornosuperstar, собрал и опубликовал в паблике Психо Daily мемуары людей, заставших разгул группировок в Казани в позднесоветские времена.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий