русские свадебные традиции и обычаи 3 Самый главный свадебный обряд в русских традициях – сватовство. 04 Если проанализировать источники, описывающие свадебные обычаи русского народа, можно выделить несколько важных этапов создания новой семьи, каждому из которых соответствовал свой обряд. Свадебные традиции, которые вмещает в себя свадьба в России сегодня, далеки от старинных и смешаны с современными трендами, заимствованных у католиков, с.
Лучшие свадебные обычаи на Руси
- Жители Тулы предоставили свыше 110 фото из личных архивов в рамках выставки о свадьбах
- Не пропустите самое важное
- Русская свадьба
- Традиции на свадьбе: русские приметы и обычаи для начала счастливой семейной жизни
- ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ
Названы самые любимые свадебные традиции россиян. Драка в них не входит
После соблюдения всех традиция Жасмин устроила для молодоженов уже более яркий праздник со звездными гостями. О новых и старых обычаях в стране, особенностях их соблюдения в России — в материале РИА е традиции и обычаиРусские традиции формировались и видоизменялись на протяжении многих веков. русские свадебные традиции и обычаи 3 Самый главный свадебный обряд в русских традициях – сватовство. Традиции и обряды». Экспозиция знакомит с забытыми и во многом утраченными свадебными традициями русского народа, напоминает об их истоках и содержании. Обычаи, обряды и традиции славянской свадьбы. Современные традиции на свадьбе в России уже устоялись, обычно все проводится по одному сценарию, за редким исключением иногда вносится разнообразие.
Русская свадьба
На этом месте клали бархатные или камчатные золотые изголовья, а сверху покрывали их соболями, подле самого места становилось одно лицо из свадебных чинов; это лицо держало в руке пук соболей; его должность была опахивать молодых. Пред местом сидения новобрачных ставили стол, накрытый тремя скатертями, одна на другой; на них клали соль в солонице, калач или перепечу и сыр творог. Над местом прибивали икону, и кроме того, в комнате, назначенной для торжества, ставили во всех четырех углах по одной иконе. Константин Маковский. Под венец. После того как в доме невесты было все готово и сама невеста одета, ей на голову возлагали венец — символ девичества — и вели с торжественностью в залу, где было устроено место для нее с женихом. Впереди шли женщины — плясицы, которых обязанностью было плясать и петь песни. За ними каравайники несли на полках, обшитых богатыми материями, караваи. На караваях лежали золотые монеты, называемые в описании царских свадеб «пенязями».
Потом следовали свечники со свечами и фонарщики с фонарями для свеч. Как у жениха, так и у невесты было по свече; два свечника несли одну свечу, так она была массивна, например, женихова в три пуда, а невестина — в два пуда. На свечи надевались серебряные или серебряно-вызолоченные обручи и бархатные или атласные кошельки. Возле свеч несли обручальные свечи и Богоявленскую крещенскую свечу , которою зажигали брачные свечи. В частных свадьбах жениховы караваи, свечи и фонари несли перед ним, когда он прибывал к невесте. За каравайниками, свечниками и фонарщиками невесты шел дружка и нес осыпало, то была большая серебряная миса или просто металлическая. В ней лежали на трех углах: хмель, собольи и беличьи меха, платки, шитые золотом, червонцы и деньги. Двое по сторонам предшествовали княгине, или невесте, и держали путь, чтобы кто-нибудь не перешел дороги.
За ними две свахи вели невесту в венце под покрывалом. За невестой следовали сидячие боярыни, составлявшие ее свадебный чин; две из них держали по мисе или по блюду. На одном лежала кика — головной убор замужней женщины с принадлежностями, как то: подубрусником или волосником, гребешком и чаркою с медом, разведенным в воде или в вине. На другом лежали убрусы, назначенные для раздачи гостям. Блюдо с осыпалом и с убрусами ставилось на столе перед главным местом, где лежала перепеча с сыром. По бокам становились каравайники, свечники и фонарщики. Невесту сажали на место, а возле нее сажали какое-нибудь лицо, чаще всего брата или родственника, иногда мальчика возрастом. Все, составлявшие чин невесты, садились по своим местам, каждый по своему чину.
Когда все занимали свои места, то как отец, так и мать невесты, как действительные, так по недостатку их нареченные, посылали дружку к жениху. Приходя, он извещал, что время ему идти за невестой. Брачный поезд Священник первый вставал с места и провозглашал: «Достойно есть! Жених кланялся им в ноги, целовал им ноги, целовал образ и получал родительское благословение. Потом поезд отправлялся; в таком торжественном шествии впереди шли каравайники с караваями, свечники и фонарщики со своими принадлежностями, потом шел священник с крестом, потом бояре, а за ними жених, которого вел под руку тысяцкий, за ним поезжане, то есть все те лица, которые составляли чин жениха. Они садились на лошадей или в сани. Таким образом, смотря по времени года, церемониальным шествием жених достигал двора невесты. Родители невесты выходили навстречу поезду жениха и встречали его.
Жених и поезжане входили в покой, где находилась невеста. Жених молился, ограждая себя крестом, и кланялся на все четыре стороны находящимся по углам образам. Потом вместе с дружком подходил к своему месту; но место это занималось мужчиною или мальчиком из родственников невесты, который занимал место жениха. Непременно требовалось жениху дать занимавшему его место рядом с невестой откуп, то есть несколько монет, и тот уступал свое место, а жених садился рядом с невестою и притом на одну подушку с нею. Свадебный поезд Когда, таким образом, усаживались, начинали разносить кушанья и ставить их на столы. По словам Котошихина, гости ели, но с умеренностью и только для того, чтобы совершить чин, другими словами — оказать вежливость, внимание хозяину. Едва ставили на стол все блюда первого кушанья, как священник прочитывал «Отче наш», потом молитву «покровения». По окончании последней молитвы сваха подходила к отцу и к матери невесты и просила благословения невесту чесать и крутить.
Зажигались свадебные свечи богоявленскими свечами; свечники, поставив свои свечи, держали протянутый между женихом и невестою большой кусок тафты с нашитым крестом так, что жених и его поезжане, которые сидели на одной с ним стороне, не могли видеть невесты. Окручивание невесты Сваха снимала с невесты покрывало, потом венок; другая женщина подносила мису с кикой и гребнем. Сваха омочала гребень и чарку с медом и расчесывала невесту, потом свивала или скручивала ей волосы и надевала волосник, кику и подзатыльник и наконец закрывала иногда тем же покровом, который разделял ее от жениха. Венок отдавался на сохранение, на память о девичестве. После того подносили свахе мису с осыпалом; она осыпала невесту и жениха и опахивала сорока соболями, которые держал, как выше сказано, один из свадебных чинов, называемый держальником. У посадских людей во время расчесывания был такой обычай: когда жених и невеста сидели, отделенные друг от друга покровом, им приказывали приложить щеки к покрову. Перед ним держали зеркальце, и жених мог увидеть в зеркало лицо будущей своей жены и дружелюбно ей улыбнуться; в то же время один из гостей подходил к ним в вывороченной шубе вверх шерстью и желал невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. Во все продолжение обряда окручивания невесты сидячие боярыни и девицы пели свадебные песни; а дружка, взяв нож, подходил к отцу и матери невесты и говорил: — Благословите резать перепечи и сыр?
Дружка резал перепечу и сыр на мелкие куски, клал на большое блюдо, накладывал туда же множество ширинок и отдавал поддружему или меньшому дружке; сам получал от невесты вышитый ее руками убрус и подносил его жениху; а меньшой дружка разносил и раздавал всем гостям куски перепечи и ширинки, также посылал отцу и матери жениха, оставшимся в своем доме. В то же время сваха осыпала свадебных бояр и гостей, то есть бросала в толпу их гостями все, что было на осыпале, — серебряные деньги, хмель, куски материй и прочее, и всяк налету хватал, что успевал схватить. Между тем подавали другое яство, за нею подавали третье; как только оно появлялось на столе, сваха подходила к родителям невесты и просила благословения — везти молодых к венцу. Церемония до ухода в церковь в брачном доме. Миниатюра «Благослови Бог! Все вставали. Родители брали по образу, обыкновенно в окладах с драгоценными украшениями. Подле них становился священник.
Новобрачные кланялись и принимали благословение. Отец и мать разменивали их кольцами и, взяв дочь за руку, отдавали ее жениху, взаимно кланяясь друг другу. Наконец, отец брал плеть и ударял ею свою дочь, говоря: «По этим ударам ты, дочь, знаешь своего отца; теперь эта власть переходит в другие руки; вместо меня за ослушание тебя будет бить твой муж! В продолжение этого обряда каравайщики и свечники выходили. За ними выступали свадебные гости. Устилался путь кусками материй, и новобрачные шли по этим кускам к дверям. Женихова и невестина свахи вели невесту за руки, все еще закрытую. Тысяцкий устраивал порядок шествия.
Между тем те, которые держали сорок соболей, взятых с места, где сидели новобрачные, клали их на то же место, а скатерть, на которой резали перепечи и сыр, складывали и отдавали ключнику.
Этот ритуал определяет будущую новобрачную. На современной свадьбе России к традиции добавился пикантный нюанс. Невеста снимает подвязку с чулка и бросает холостым мужчинам, чтобы узнать, кто из них следующий потенциальный жених. Похищение невесты Конечно сейчас счастливую девушку никто не похищает, разве что если жених русской невесты — мусульманин. На Руси новобрачную из простой крестьянской семьи иногда мог похитить деспотичный помещик. И чтобы уберечь любимую, жениху приходилось щедро откупаться. Туфелька невесты Свадебная традиция России, похищать друзьями жениха туфельку невесты на второй день ради шуточного откупа, проходила в древности иначе. Юная новобрачная сама предлагала примерить свадебную обувку своим подружкам.
Девушка, которой туфелька была впору, с полным правом требовала выкуп с молодца. Рушник Полотенце или рушник на Руси — особый ритуальный предмет бракосочетания, на котором выносили свадебный каравай, а в церкви молодым полагалось стоять во время венчания. Вышитым праздничным полотенцем в некоторых поселениях обвязывали руки новобрачным. Красивый этнический рушник невеста дарила суженому на сватовство, несколько видов полотенец должно было иметься в приданом.
Одежда украшалась красивой вышивкой с символическими узорами.
На Руси красная краска изготавливалась из кармина — вещества, добываемого из насекомых кошенили. Поэтому русская невеста, даже если ее семья была небогатой, могла позволить себе красивейший наряд темно-красного цвета. Наряд невесты Девушка обувала сандалии, лапти или шерстяные валенки. Ближе к началу ХХ века использовались и сапожки из натуральной кожи. Под одежду обязательно надевалась рубаха из домотканого полотна.
Свадебная рубаха была очень красивой, из мягкой ткани. Невеста начинала украшать свои наряды еще до того, как точно определялась дата венчания. Чаще всего использовали нитки красного и желтого цветов. На рубаху надевался сарафан — платье с лямками. Портные в те времена не уделяли внимания женской талии, поэтому наиболее узкое место сарафана располагалось сверху, в области груди.
Цвет почти всегда был красным, в редких случаях — белый или черный с яркой вышивкой. Поверх сарафана надевали передник — это считалось «визиткой» девушки, поскольку на его украшение тратились годы. Весь костюм стягивали одним или несколькими поясами. Отдельно стоит отметить головной убор — обычно девушки надевали кокошники, которые могли отличаться по форме, количеству декоративных деталей. Девушки снимали кокошники лишь перед будущим мужем, в процессе церемонии венчания.
Священник возлагал на склоненные головы молодых венцы, после чего начинал обряд. В разных губерниях кокошник мог называться по-разному: например, сорокой, кичкой, повойником. Однако суть его всегда была одинаковой — твердый околыш и яркая ткань, которая украшалась различными деталями. Наряд жениха Если в других странах жених, как правило, надевал неприметный костюм и мог «затеряться» в пестрой толпе, то на русской свадьбе он, напротив, сильно выделялся среди других. Главным элементом была красная рубаха, или косоворотка.
Зимой или холодной осенью ее мог заменить кафтан, а для пошива костюма чаще всего использовали тонкую льняную ткань, которая выглядела очень красиво, утонченно. Рубаха обязательно украшалась вышивкой, но ее было меньше, чем у невесты. Богатые люди зимой на свадьбу надевали шубы. На ноги жених надевал штаны, или, как они назывались, портки. Обычно они было черного цвета, однако особого значения нижняя часть костюма не имела.
Головной убор — это всегда шапка, даже в теплое время года. Меха всегда стоили дорого и считались признаком богатства человека. Поэтому жених мог надеть меховую шапку, которая была украшена жемчугом или бархатом, и летом. Простые же крестьяне носили шапки из войлока. Русский свадебный обряд в деталях Многие свадебные традиции дожили и до наших дней.
Хотя форма их осталась почти такой же, как и сотни лет назад, суть их практически полностью изменилась. Если сейчас обращаются к девушке для получения согласия, то раньше за этим шли к ее отцу. Во время сватания вопрос женитьбы еще не решался точно.
Главное, чтобы машины выглядели празднично, чтобы всем при первом жевзгляде на них становилосьясно — это свадебный кортеж. И помните, что машины жениха и невесты должны быть самыми красивыми и нарядными. Свадебный кортеж, маршрут Обычно жених и невеста в церковь обычно приезжали отдельно. Свадебные кортежи, только уже из разукрашенных легковых автомобилей, повсеместно сохраняются и в наше время. Свадебный кортеж должен состоять как минимум из двух машин. При наличии большого количества приглашенных на церемонию бракосочетания число машин в свадебном кортеже может быть увеличено. Заказанные машины подъезжают к дому жениха. Жених приезжает за невестой в её дом со свидетелем и друзьями. После проведения обря да выкупа невесты свадебный кортеж направляется в ЗАГС. В первой машине едут жених со свидетелем, во второй — невеста совидетель ницей. В эти машины могут сесть и гости. По прибытии к ЗАГСу первыми выходят свидетель и жених, затем они помогают выйти из машины сведетельнице и невесте. Церемония бракосочетания Строгих правил насчет того, кто должен присутствовать на церемонии бракосочетания, не существует. Поэтому жених с невестой самостоятельно решают вопрос о том, кого следует пригласить на регистрацию брака. Как правило, на церемонии в загсе присутствуют родители,близкие родственники, друзья жениха и невесты. Впрочем, родители жениха и невесты могут встречать молодоженов и дома. Когда молодую пару приглашают в регистрационный зал, то жених ведет невесту правой рукой под левый локоток, во время регистрации они встают наразостланный свидетелем рушник - символическую дорогу совместной жизни. После подписания женихом и невестой актовой записи о браке они торжественно объявляются мужем и женой. В знак любви и взаимной верности они обмениваются обручальными кольцами, которые надевают на безымянный палец правой руки. Первым надевает кольцо муж жене, затем жена - мужу. Первой молодоженов поздравляет ведущая, затем родители, если ониприсутствуют на церемонии, близкие родственники и друзья. Выйдя из ЗАГСа, молодожены садятся в первую машину кортежа. Гости, присутствовавшие на церемонии бракосочетания, размещаются в последующих машинах свадебного кортежа. Маршрут поездки обычно планируется заранее. Можно просто совершить автомобильную поездку по городу. Часто молодожены возлагают цветы кпамятникам. Если позволяет время и погода, неплохо бы выехать за город, а уже потомтправиться к дому родителей как правило, к дому родителейжениха , где их уже ждут и встречают упорога. Мать мужа - хлебом-солью, держа на вышитом полотенце традиционный свадебный каравай - символ домашнего благосостояния. Молодожены отламывают или откусывают от края по кусочку, обмакивают кусочки в соль и съедают их. Собравшиеся около дома соседимогут потребовать, чтобы муж «выкупил» дорогу. Это так называемое куничное. Следует помнить об этоми заранее запастись конфетами, цветами и вином. Затем молодожены проходят в комнату, где накрыт стол с шампанским, конфетами и фруктами. Собравшиеся поднимают тост за молодую пару. Если праздничное мероприятие планируется в банкетном зале, молодые и гости отправляются на праздник. Обручальные кольца Обручальное кольцо носят на пальце как символ супружеской верности и брачных уз - «у кольца нет конца». О кольцах должен позаботиться жених. На внутренней стороне кольца можно сделать надпись имени или инициалов и даты регистрации брака. На кольце невесты - имя жениха, на кольце жениха -имя невесты. Многие носят обручальные кольца в знак помолвки на безымянном пальце левой руки. Кольцо с левой руки надевают на правую после регистрации брака. В день бракосочетания кольца надевает на руки молодым тот, кто регистрирует брак или же сначала жених - невесте, затем невеста - жениху. Вдовые носят свое кольцо и кольцо покойного супруга супруги на левой руке, разведенные тоже на левой руке, но только своё. Если родители молодых разведенные или вдовые, встречать жениха с невестой должны либо крестные родители, либо посаженные - специально выбранная из числа родственников счастливая семейная пара, подходящая по возрасту. Мама жениха свекровь подает молодым каравай с солью на подносе, покрытом нарядным расписным рушником, и просит отведать «хлеба мира и соли земли». Мама невесты теща благословляет молодых семейной иконой. Это может быть образ Богородицы, Николая Чудотворца либо святого - покровителя семьи. Отец невесты тесть держит поднос с двумя бокалами, а отецжениха свекор оржественно вручает невесте грамоту о том, что она с радостью принята в семью. Молодые откусывают от одного каравая, чтобы было у них в семье единение, совет и любовь. А когда входят в дом, их обсыпают дождемиз зерна и хмеля, чтобы жили богато. Возможно, корни этой приметы лежат в крестьянском веровании русского народа-земледельца, ведь дождь несет в себе саму жизнь. Современный «дождь» может состоять из риса, пшена, гречки - чтобы в семье было много ребятишек как в колоске зерен; мелких конфет подойдет драже - чтобы жизнь была сладкой; монеток мелких и легких - чтобы был достаток в семье; лепестков и конфетти - чтобы жизнь молодых была красивой и романтичной. Праздничный стол Та часть стола, за которым будут сидеть молодые, должна быть сориентирована на восток. Место для молодых нужно выбрать так, чтобы они не оказались за разными столами, чтобы между ними не было никаких разрывов или стыков. Желательно, чтобы и сидели молодые не на отдельных стульях, а на общей скамейке. Если скамейку найти невозможно, то хотя бы настулья положите общее покрывало, алучше вывернутый наизнанку кожух. Если молодых супругов посадить за столом на мохнатую шубу - жизнь у них будет богатая и привольная. Наиболее оптимальной является Г-образная форма свадебного стола. При этом молодых следует посадитьна угол но ни в коем случае через угол стола , а рядом с каждым из них рассаживаются представители их родов. Рядом с невестой садится ее дружка свидетельница, шаферка , а рядом с женихом - его друг свидетель, шафер. Вслед за свидетелями садятся крестные родители невесты и жениха. Гостей рассаживают в соответствии с возрастом: в красном углу рядом с молодыми - молодежь, а чем дальше от красного угла, тем старше и старше. Самые пожилые люди должны сидеть в противоположном от молодых конце стола. Свадебные подарки Не принято дарить на свадьбу вилки, ложки и ножи. Такой подарок считается плохой приметой. Для подарка не годятся вещи, которые ассоциируются с болезнью грелка, медицинские банки и т. Если виновники торжества — люди слишкомпечатлительные, лучше отказаться от носовых платков, которые якобы располагают к слезам и ссоре. Подарок всегда дарят в завернутом виде. Если вы решили подарить молодоженам деньги, то это должна быть солидная сумма. Деньги дарят в конверте, поозможности в крупных купюрах, сопровождая их словами «на жизненный путь». Оригинально будет, если подарить букет зелени, где вместо цветов будут привязаны деньги. Любой праздник, а тем более свадьба нуждается в непринужденной обстановке и в различных розыгрышах. Будет необычно и ве- село молодоженам наряду с большими традиционными подарками получить шутливые подарочки и сувениры. Несколько вариантов таких необычных шутливых подарков для свадьбы: Длинный рубль Сумма, которую вы хотите подарить, разменивается мелкими купю- рами и склеивается скотчем в длинную ленту. Скалка для невесты Чтобы жених не думал, что жена будет слабой и беззащитной. А на скалке надпись: «Только лаской изаботой ты встречай его с работы». Пылесос с траншей а гарантия - веник Вместо фотографий в альбом вложить купюры. Носки мужские и шейные дамскиеплаточки Жениху - носки. Вот тебе носочки, чтоб у вас родились сыночки! Невесте - платочки. Вот тебе платочки, чтобы родились и дочки! Морковь - для невесты Вот тебе морковь - чтоб любила ты свекровь. Чтобы держать своего мужа в «ежовых» рукавицах. Сделать эти рукавицы очень просто: взять большие варежки для технических работ, пришить к ним кнопки иголками вверх. Фото- и видеосъёмка на свадьбе, советы профессионального свадебного фотографа Серьезные съемки обычно проводят двумя аппаратами. Хорошо на одном иметь широкоугольный зум 20-35 , а на другом — телезум 70- 200. Последним обычно приходится пользоваться чаще. Однако для нормальной работы двумя аппаратами нужна тренировка. Вспышка фотографу на свадьбе нужна обязательно. В том числе и на улице — времени для поворачивания жениха с невестой в сторону солнца или ожидания, когда солнце закроется легким облачком, не будет! Стоит попросить жениха с невестой и свидетелей при подписании не наклоняться слишком низко. Если не успел нажать на спуск — стоит попросить сделать дубль. Обычно никто никогда не отказывал. Начинать съемку надо не с приезда или отъезда, а намного раньше! С момента одевания невесты. Это же целый спектакль с изрядной импровизацией! Все остальное достаточно жестко запланировано и однообразно. В загсе порой бывают лестницы. Их стоит использовать — вся группа спускается с лестницы после росписи. Или уже после того, как все спустились, а фотограф остался наверху — окликнуть всех. Обязательно стоит заглянуть в комнаты жениха и невесты до росписи. Там обычно есть зеркала. Это дополнительная возможность для фотографа поимпровизировать. В процессе процедуры росписи новобрачных в загсе для съемки очень мало вариантов: Все вошли, стоят и слушают, что им рассказывает сотрудница загса. Приглашают молодых и свидетелей поставить подписи. Молодые одевают друг другу кольца. Родители и гости поздравляют молодых. Все выходят сначала из зала, а затем из загса. Рассаживаются в машины. Нормальные снимки последнего действа получить достаточно сложно. Хотя, может, это и не надо… Общее правило — фотограф всегда впереди. Он первым входит в зал, где расписываются, и первым из него выходит. Конечно, это не значит, что надо всем мешать.
Звездные гости, ведущий Басков и традиции: как прошла свадьба сына Жасмин, длившаяся неделю
это не только знакомство представителей старшего поколения со стороны жениха и невесты, но и обсуждение будущей свадьбы, принятие решения о материальных затратах с обеих сторон. Свадебные обычаи даже в дореволюционной России нельзя назвать дикими и неприемлемыми для современных людей. Мы составили список свадебных традиций, рассмотрели, какие свадебные обряды можно забыть, а какие стоит использовать на бракосочетании в текущем 2024 году. Современные традиции проведения свадьбы в России перекликаются со свадебными обрядами Древней Руси, хотя время, как и везде, вносит свои коррективы.
Традиции и обычаи русского народа – свадебные обряды
Конечно, за много лет изменились свадебные традиции и обычаи, но сохранилась пышность празднования создания новой семьи. необычайно красивых, торжественных, трогательных мероприятий. С этой традицией я столкнулась на цыганской свадьбе в конце 90-х, на которой работала в качестве певицы. Отмена свадебных традиций. Современные традиции на русской свадьбе во многом перекликаются с традициями прошлых веков и большой частью с привычками советской эпохи.
Традиции и обычаи на свадьбе
Свадьба — это целый набор традиций и обычаев, и отдельное важное место занимает подготовка к ней. В этой статье мы попробуем разобраться, какие свадебные традиции пришли из глубокой древности, а какие зародились чуть позже, но при этом отлично вплелись в славянскую культуру. Свадьба — это целый набор традиций и обычаев, и отдельное важное место занимает подготовка к ней. В русской традиции считалось нормальным шить самой себе свадебное платье.
Свадебные традиции и обычаи в 2024 году
Последние пару лет, по моим наблюдениям, пары достаточно импульсивно проводят свадьбы. Люди перестали ждать по году с момента начала отношений, чтобы их узаконить. Теперь все стало проще. Фото из личного архива Свадьбы организуются в кратчайшие сроки — от полутора месяцев до трех. Для сравнения, раньше планирование занимало от полугода до года. Изменился формат свадеб, он стал свободнее. Многие ушли от банкетного застолья и пришли к недолгому ужину, переходящему в вечеринку.
Сейчас большинство пар организуют свадьбы своими силами. Поэтому в их действиях считывается свобода и раскрепощенность. У них нет никаких рамок и привязки к социальному статусу. Ты сразу видишь, что свадьба для них — осознанный шаг, это решение быть вместе. Не зря пары приходят к нам с полноценным планом. Они живут в моменте.
Они сегодня любят и сегодня женятся, и это прекрасно. Какие форматы свадеб существуют? Прежде чем выбрать формат, мы анализируем саму пару — запросы, предпочтения, настрой, ритм жизни. И на основе этого формируем идеи. Например, для камерных свадеб, которые популярны для посиделок с самыми близкими людьми, мы чаще всего выбираем уютную локацию и музыкантов. Ведь даже на двух персон можно насыщенно распланировать весь день.
На свадьбе старшая родственница пытается уйти, а невеста должна умолить ее остаться. Поэтому сценарии с увещеваниями проигрывается заранее. Родителей невесты на празднике нет — к ним приезжают на следующий день с богатыми дарами, и свадьба продолжается уже там. Дагестанская В свадебных обычаях этой страны до сих пор сохранилась традиция кражи невесты.
И она не носит шуточный характер — все делается по-настоящему, если родители пары по каким-либо причинам против этого брака. Но насильно замуж девушек все-таки не выдают. Дагестанские свадьбы отличаются огромным размахом — на них никогда не бывает менее одной тысячи гостей. Конечно, вместить такое количество народа банкетный зал не может, поэтому приезжающие дальние родственники, друзья и знакомые часто просто свидетельствуют свое почтение к паре, дарят подарки и откланиваются.
Остается многочисленная родня. Собирать средства на такую свадьбу дагестанцы начинают с рождения дочери и сына. Обязателен калым, который в современных реалиях теперь равен целому состоянию. Ну и, конечно, особый колорит мусульманской свадьбы в музыке и танцах — лезгинку учат и мастерски танцуют с детства.
Чеченская Особенностью чеченского сговора является то, что это полностью обязанность женской половины клана — о будущей свадьбе договариваются матери будущих молодоженов, а когда согласие получено, это сообщается патриархам. Старейшины берут на себя ответственность за судьбу невестки, входящей в семью и очень строги с женихом на протяжении всей жизни. Еще одна традиция — собирать чемоданы с приданым. Тут участвует вся родня невесты.
Каждая семья из клана считает своим долгом подарить молодой дорогой подарок — одежду, драгоценности, утварь. Штамп в паспорте для чеченской пары необязателен. Главное — пройти Никах с имамом. Современный обряд теперь требует обязательной справки о здоровье — нация и лидер уделяют огромное внимание к здоровью граждан и будущим детям.
Якутская Суровый северный народ перенес черты своего характера и в семейную жизнь. Например, тюркская культура настаивает выбирать спутника жизни для дочери с момента ее рождения из сверстников детей. Оценивается семья будущего мужа — удачливость отца, его умение обеспечить семью, навыки в хозяйстве, охоте, рыбалке, даже в кулачных боях. Считается, что мальчик обязательно переймет эти качества.
Сговор также осуществляется между семьями без участия детей. Якутскую свадьбу благословляет шаман. Выглядит это колоритно, и современная свадьба действительно получится нетривиальной. В качестве калыма семье невесты ведут оленей, дарят натуральные шкуры и меха.
Если его догоняли, давали тумаков и в свадьбе отказывали, наоборот — сговор проходил на следующий день в доме жениха; плетение кос — до замужества невеста носила одну, перед свадьбой, после омовений в бане подружки плели уже две, что означало переход во взрослую, женскую жизнь; представление невесты духам — будущая родня после свадьбы вела молодую к могилам предков, на которых она и родственники мужа молились принять ее в семью, помогать и не препятствовать счастью. В остальном свадьба шла традиционно — много еды, напитков, увеселений. У мордовских невест очень яркие наряды, сразу выделяющиеся из всех известных свадебных платьев. Татарская Красивый и самобытный народ сохранил свадебные традиции, обычаи по сей день. В исламском мире очень тверды понятия семьи и верности — разводы там крайне редки. К торжественному дню начинают готовиться чуть не с рождения детей — будущего жениха и невесты. Но, конечно, теперь уже нет той строгости, с которой сваты сговаривались без их участия. Что примечательного: калым — требовался как выкуп только от жениха, а приданного у невесты могло не быть вовсе, если не считать расшитой национальной одежды. При этом дама «капризничала», если размер калыма ее не устраивал; Никах — обряд венчания до подачи официального заявления в ЗАГС. Проводится имамом или муллой в доме невесты — в тишине звучат Суры из Корана, молодые скромно внимают; Туй — праздничное веселье с народными танцами и песнями.
Свадьба длится несколько дней, чтобы почтить всех приглашенных гостей в национальном ключе. Особенностью татарской свадьбы стал наряд невесты. Выдержанный в мусульманских традициях, с платком, он, тем не менее, совсем не бледный. Напротив, разрешено надевать шикарные платья любых цветов, подчеркивающих красоту девушки. Калмыцкая Пожалуй, самая быстрая свадьба у народа России. Сговор, сватовство и прочие этапы, вплоть до обсуждения меню стола и приглашенных гостей, проводили в один вечер! На следующий день уже отмечали. Ну а чего тянуть : Конечно, это было все возможно только при согласии обоих любящих, о котором знали, естественно, задолго до официального предложения. Интересные обряды: свататься в дом невесты шли обязательно с дарами, среди которых была водка, но ее никогда не пили, а берегли для того, чтобы лечить заболевших в общине. Обычными дарами был чай и густое масло, которое тоже добавляли в напитки и блюда; традиционное жертвоприношение на счастливую жизнь молодых была свежеотрубленная баранья голова.
Она находилась в доме все время, пока семья «оформлялась»; невеста после свадьбы получает другое имя, которое ей «назовет» дух предков жениха. Для скрепления союза произносится йорял — молитва, похожая на шаманские камлания. Это очень колоритно, но в наши дни придется долго уговаривать настоящего колдуна взяться за дело — они не любят суеты и показухи. Тувинская Культура относится к буддийским, отсюда и свадебные обряды, и традиции с соответствующим колоритом. В принципе, сватовство и прочие этапы помолвки схожи с общепринятыми, но есть несколько интересных моментов, отличающих тувинскую свадьбу от остальных: сватовство происходило только в доме родителей девушки, иначе считалось, что она «не вышла», и свадьбу могли даже признать недействительной. Даже теперь современные молодые люди поддерживают этот обычай и едут для этого шага в родные края, если живут отдельно от родных; связывание кос — в старину их носили и мужчины. На свадьбе молодым связывали концы волос и соединяли руки шерстяной ниткой. Так молодые сидели все торжество, не веселясь в прямом смысле; возможный развод считался проклятием для женщин — ради них на сватовство забивался баран, а это в буддийской вере считается страшным грехом, если жертвоприношение было сделано зря.
Над нею держали соболей. Этот обряд соблюдался также и относительно жениха. У крыльца стоял его аргамак, а на аргамаке сидел другой; когда являлся жених, то этот другой вставал и шел пешком, а жених садился на аргамак и ехал к венчанию. Если же, по причине непогоды, нельзя было ехать верхом, то жених садился с тысяцким в сани или в коляску, а тот, кто прежде сидел в экипаже, шел пешком. Жених должен был ехать с своим поездом вперед и прибыть ранее невесты. В самых простых свадьбах новобрачные ездили, а не ходили пешком. В простонародных свадьбах впереди поезда пели свадебные песни и забавники отпускали шутки. Это не одобрялось Церковью, и духовные особы свадебные песни называли нелепым криком и козлогласованием. Когда молодые входили в церковь, то ясельничий со своим двумя помощниками стерег коня и сани, чтоб кто-нибудь не перешел дороги между верховым конем жениха и санями невесты и чтоб вообще лихие люди не наделали чего-либо дурного колдовством, в которое тогда сильно верили. Путь от церковных дверей до аналоя устилался кусками материй; самое место пред аналоем также устилалось, и сверх того, на нем клали соболей. Когда свадьба была вечером, то жених и невеста тотчас после прихода в церковь становились на свои места; но иногда свадьбы были после обедни: тогда жених и невеста становились у церковных столбов и слушали литургию и по окончании… становились к аналою. К свету Божьему» После венчания невесту раскрывали, и священник читал новобрачным поучение; в нем обыкновенно наставлял их ходить часто в церковь, слушаться духовников, хранить посты и праздники, подавать милостыню, а мужу повелевал жену учить палкою, как подобает главе. Потом брал жену за руку, вручал мужу и приказывал им поцеловаться. Жена в знак повиновения припадала к ногам супруга и касалась челом его сапога, муж же покрывал ее полою своего платья в знак будущего покровительства и защиты. Наконец священник давал новобрачным деревянную чашу с вином; муж принимал, отпивал и давал жене; та отведывала и опять подавала мужу. Таким образом, оба пили три раза, наконец, муж допивал, бросал под ногу чарки и топтал ее разом с женою, приговаривая: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут посевать между ними раздор и нелюбовь». Существовало поверье, что кто из супругов прежде успеет наступить на чашу, тот удержит за собою первенство пред другим. Но как ни старались в этом жены, им никогда этого первенства не удавалось [1]. Потом подходили свадебные гости и поздравляли обвенчавшихся, а между тем тысяцкий уже посылал дружку вперед к отцам жениха невесты и к оставшимся в доме свадебным чинам известить, что молодые обвенчались в добром здоровье. Каравай В то же время дружка разрезывал каравай, и священник его вероятно, чрез того же дружку посылал отцам обоих семейств как символ будущего их свойства и родственной приязни, и оба рода давали обещание быть людьми одного стола и одного хлеба — хлебосолами и жить дружно, как зерна одного колоса. При выходе из церкви сваха осыпала новобрачных хмелем, семенами льна и конопли, желая счастья, другие дергали за рукав, показывая вид, будто хотят разлучить ее с женихом, а жена тесно прижималась к своему суженому. Если венчание было вечером, из церкви весь поезд отправлялся в дом мужа; у простого народа сопровождался он песнями, криками и плясками. Когда поезд прибывал в дом мужа, навстречу выходили отец и мать жениха, с образом и с хлебом-солью благословляли новобрачных. Вероятно, на свадьбах частных людей, если венчание было после обедни, новобрачные разъезжались по своим домам, а уже к вечере жену проводили в дом мужа, и там происходило брачное торжество. Приезд молодого от родителей в дом тестя на свадебный пир При входе в дом потешники, по распоряжению ясельничьего, играли в сурьмы и бубны чинно, благолепно, доброгласно. Тогда новобрачные садились за стол: все также садились на свои места, и невеста, будучи открытою, должна была плакать по обычаю , выражая тем разлуку с родителями и робкий страх нового образа жизни, причем женщины и девицы пели печальные песни. Ни жених, ни невеста не должны были ничего ни пить, ни есть, хотя перед ними ставили разные кушанья. Когда гостям подавали третью перемену — лебедя, перед новобрачными ставили жареную курицу; дружка брал эту жареную курицу и обвертывал скатертью, второю из трех скатертей, положенных на постели перед новобрачными до венчания. При этом он обращался к отцу и матери и говорил: — Благословите вести молодых опочивать! Те отвечали «Бог благословит» и шли к дверям; отец останавливался у дверей, а мать шла к сеннику. Тогда дружка уносил курицу в сенник, за ним шли свечники, каравайники и ставили свечи в кадь со пшеницею, стоявшую в изголовье брачного ложа молодых. Тысяцкий, дружка и свахи вставали, жених и невеста подходили к дверям; и отец брал за руку невесту и говорил жениху: — Сын наш! Божьим повелением а если свадьба устраивалась по повелению царя, то прибавлялось и «царским желанием» и благословением нашим и матери твоей повелел тебе Бог сочетатися законным браком и понять взять такую-то. Приемли ее и держи, как повелел Бог и как Он чадолюбивый устроил в законе нашей истинной веры и святые апостолы и отцы предаша. Брачная комната Сын брал жену за руку, выходил с нею из дверей и шел из сенника; тут встречала их мать или сваха в вывороченной шубе мехом кверху, посыпала их хмелем или льняным семенем. Таким образом новобрачные входили в сенник. Гости уходили в покой, откуда вышли, и продолжали допировывать, и дружка и сваха вступали с новобрачными в сенник и раздевали — дружка жениха, а сваха невесту, и потом сами уходили, чтобы присоединиться к прочим гостям и продолжать пирушку. Когда молодые были на сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил или ездил ясельничий с обнаженным мечом для предохранения от всякого чародейства и лиходейства. По прошествии некоторого времени отец и мать посылали дружку узнать о здоровье новобрачных; если чрез дверь жених отвечал, что он в добром здоровье, это значило, что между ними доброе совершилось, и тысяцкий тотчас посылал к родителям невесты сказать, что новобрачные в добром здоровье; дружка за то получал подарки, и все свадебные гости отправлялись в сенник кормить новобрачных. Кормление молодых Как жених, так и невеста ничего не ели в тот день, и теперь пищею была им та самая курица, которую дружка им приносил в сенник, обвернутая скатертью. Взявши курицу, новобрачный должен был, по старинному обычаю, отломить у ней ножку и крыло и бросить через плечо назад. По другим известиям, этот обряд совершался пред укладыванием молодых в постель. Затем подавали им и другие блюда. Во время кормления новобрачных муж подавал гостям вино, и все пили с поздравлениями. Потом новобрачных снова укладывали в постель, а гости возвращались в прежнюю комнату и продолжали веселиться. Тогда веселье часто переходило в оргию и нередко забывались всякие приличия. Музыки не было; только трубили в сурьмы, били в бубны и накромы. Второй день свадьбы На другой день новобрачных вели при звуке сурьм и литавр и пении песен в отдельные мыльни. В мыльнях их поили вином, также мыли вином и медом. Жена шла в мыльню со свахою и матерью жениха и показывала знаки своего девства; с нее снимали сорочку и вместе с простынею прятали как свидетельство целомудренного поведения. Муж мылся с тысяцким и дружкою, тогда молодая присылала ему в мыльню сорочку, обыкновенно унизанную жемчугом. По выходе из мыльни новобрачный шел вперед в сенник; за ним приходила новобрачная. Тут являлись женщины, а впереди их сваха несла горшочек или два горшочка, поставленные на одном блюде и обвернутые соболями; в этих горшках была каша; сваха кормила ею и мужа, и жену; перед мужем держал горшочек дружка, перед женою — сама сваха; этот обычай наблюдался и у царей, и у крестьян. После кормления кашею жених вместе со своим родителем, с тысяцким, дружкою и со всеми свадебными поезжанами ехал к родителям невесты. Вступая к ним в дом, новобрачный бил челом и благодарил за то, что они вскормили и вспоили дочь свою, его жену, и ласково приглашал к себе на обед со всеми гостями невестина чина. Тогда у жениха был торжественный пир, называемый и по сие время повсюду у русских княжим. Это название и посейчас существует у крестьян, которые никогда не равнялись князьям, и у царей, которые были всегда выше всех князей. Когда в конце пира подавали на стол овощи и разные лакомства, отец и мать благословляли новобрачных образами, и все гости дарили их разными вещами и тканями; все ели, пили в изобилии и веселились. Борис Кустодиев. Свадебный пир Но если бы невеста не сохранила своего девства, то общее веселье омрачалось и посрамление ожидало ее бедных родителей. Отец мужа подавал им кубок, проверченный снизу. Когда сват брал кубок, отец жениха отнимал палец от отверстия в кубке, и вино лилось при общем поругании и насмешках, и жизнь молодой с этого времени подчинялась вечным попрекам в среде чужой семьи. Впрочем, Котошихин говорит, что в подобных случаях сам новобрачный, скрывая проступок жены от прочих, пенял только тестю и теще, и затем все проходило бесследно. Посещение царского двора В этот день новобрачный, если он имел к царю доступ, после посещения родителей невесты являлся во дворец со всем поездом, состоявшим тоже из лиц, имевших приезд ко двору. Государь принимал их, сидя в шапке. Все кланялись в землю.
Больше не «Горько!»: как проводит свадьбы молодежь и почему банкеты больше не в моде
Благословение родителей В европейских странах мужчина просит у отца невесты благословение сделать ей предложение. На Руси же родители благословляли пару на счастливую жизнь, когда решение о свадьбе уже принято. В старину это была обязательная часть торжества. Без благословения молодым не видать счастливой и богатой жизни. Если родителей у одного из молодых нет, значит благословляли их крестные родители или самые уважаемые представители рода. Первое благословение молодые получают на утро в день свадьбы от родителей невесты. Раньше это делалось задолго до торжества. Сегодня же перед посещением ЗАГСа или церкви родители благословляют своих детей на счастливый брак. Сам ритуал благословения проводится так, как посчитают нужным молодые и их родители. Можно расстелить рушник, на который жених и невеста встают на колени, взять икону и сказать напутственные слова. Или же родители могут просто пожелать молодым счастья и дать несколько важных советов.
Благословение показывает, что родители невесты полностью одобряют выбор дочери. Они принимают мужчину в семью. Второе благословение получают уже от родителей жениха. Это происходит чуть позже, по традиции, на пороге дома жениха, куда он приводит молодую жену. Сегодня благословлять молодых можно перед входом в ресторан, после бракосочетания в ЗАГСе, на поляне при выездной регистрации и т. Жених и невеста по своему желанию могут включить процедуру благословения в само торжество. На банкете ведущий даст родителям слово. Они пожелают любви и долгих счастливых лет, скажут напутственное слово. Чтобы сделать эту церемонию более трогательной и милой, можно подготовить видео с детскими фото. Традиция кричать «Горько!
Существует несколько версий происхождений этого обычая. По одной из них, это слово отображает горечь расставания молодой дочери со своими родителями. Поцелуй мужа должен был скрасить эту горечь. По другой версии «Горько! Также это слово может быть напрямую связано с горькой настойкой, которую часто подавали на свадебном торжестве. Современным невестам не всегда нравится этот немного устаревший обычай. Как только начинается дружный перезвон, молодые понимают, что пришло время для поцелуя. Для жениха и невесты может стать дискомфортным момент прилюдного поцелуя. Поэтому они могут использовать забавные таблички или маски, которыми прикрывают нижнюю часть для во врем поцелуя. Обязательна ли фата на свадьбе?
Фата — это не только красивые свадебный атрибут, который делает образ невесты еще более воздушным, нежным и неземным. Корнями фата уходит в далекое прошлое. Раньше ее необходимо было носить, чтобы защитить юную невесту от дурного глаза. В Древнем Риме невесту полностью закутывали в фату, оставляя лишь лицо.
Свадебные традиции и обычаи в России Автор Владимир Мананников На чтение 5 мин Свадебные традиции и обычаи в России довольно устойчивы. Институт семьи процветает, люди по-прежнему женятся, но делают они это по-разному. Один предпочтет загс и «расписаться по-быстрому», другой устроит выездную церемонию на западный манер — с цветочными арками и белыми скамьями.
Но большинство все-таки вспомнит свадебные традиции России и устроит настоящую русскую свадьбу со всеми вытекающими. О вытекающих-то мы сегодня и поговорим. Зачем соблюдать русские свадебные обычаи? Всем хочется веселую свадьбу-праздник, насыщенную событиями, имеющую четкую структуру. Если соседка Валька на днях выпустила десяток голубей и слопала огромный каравай на пороге дома, то как же нам отстать? Надо быть быстрее, выше и сильнее. В свадебном мире это означает иметь больше ярусов в торте и платье пышнее.
Любой выбранный тамада или организатор свадьбы будет подкован на предмет свадебных обычаев в России. Он обязательно предложит что-то из них осуществить, вам же желательно понимать значение обрядов и символов. Ведь это не просто слова и действия. На Руси подготовка к свадьбе начиналась со смотрин и сватовства. Если родственникам удавалось сговориться, происходило обручение. Перед самым ритуалом проводились по отдельности девичник и мальчишник, где молодых шутливо провожали во взрослую жизнь.
Но, справедливости ради следует сказать, что особой популярностью брачный контракт не пользуется. Большинство пар идут под венец без каких либо обязательств. Свадебное застолье на Руси Свадебное застолье на Руси происходило по строгим канонам. Молодых у порога встречали родители, а их головы обильно посыпали зерном. Считалось, что такое действо принесет в молодую семью счастье и благополучие. Затем новобрачных нужно было накормить хлебом-солью. Для этого ритуала пекли огромный каравай. Современное застолье проходит в свободном формате, его, собственно, заменяет свадебный банкет в кафе или ресторане, где всю организационную часть торжества берет на себя тамада. Гости брали по очереди рюмку водки с подноса, бросали взамен деньги, а затем говорили «Горько! Это означало, что обмен был совершен, и они выпили горький напиток. Не утратила своего значения давняя свадебная традиция, когда свидетели связывали воедино две бутылки шампанского. Одну супруги обязаны открыть на годовщину свадьбы, другую — когда в их семье появится первенец. Свадебное застолье завершается танцевальной частью, которую, по традиции, открывают молодожены совместным вальсом.
В церемонии открытия экспозиции принял участие губернатор Тульской области Алексей Дюмин. Губернатор поблагодарил Исторический музей за идею провести такую выставку и в целом за реализацию масштабных проектов на Тульской земле. Уверен, что в этом году в музее будет еще немало интересных событий», — сказал Алексей Дюмин. Русский свадебный обряд — важнейшая часть бытовой и духовной культуры народа. При большом разнообразии местных вариантов и деталей в крестьянской культуре он сохранялся вплоть до начала XX века. Отдельные элементы свадебной традиции, старинные слова и фразы, обозначающие традиционные действия, используются и в современном свадебном обряде. Посетители увидят уникальные памятники из собрания Государственного исторического музея, в их числе иллюстрированная миниатюрами рукопись с описанием свадьбы царя Михаила Федоровича в 1626 году.