Название «Сороки» произошло от 40 Севастийских мучеников, память которых совершается Православной церковью в этот день, однако сам праздник с 40 мучениками не имеет ничего общего[14]. В этот день православные празднуют память 40 мучеников Севастийских, называемых согласно молдавским народным традициям Мучениками.
Праздник настоящих мужчин: 22 марта — память 40 Севастийских мучеников
Новости Передачи Телепрограмма Персоны Вопрос-ответ. Для православных христиан эта дата – Воскрешение праведного Лазаря, день памяти святого Мартина исповедника, папы Римского, мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских, мученика Ардалиона, мучеников 1000 Персидских и Азата скопца. Для православных христиан эта дата – Воскрешение праведного Лазаря, день памяти святого Мартина исповедника, папы Римского, мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Литовских, мученика Ардалиона, мучеников 1000 Персидских и Азата скопца. Сорок мучеников – это праздник, посвященный памяти сорока мучеников Севастийских, которые были римскими солдатами и отказались отречься от своей веры во Христа.
СОРОК МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ
В праздник 40 мучеников в Иверском монастыре г. Самара была совершена литургия Преждеосвященных даров. Верующие отметят праздник в честь сорока Севастийских мучеников 22 марта 2024 года. День «Сорок Сороков» — праздник, который связан с памятью сорока Севастийских мучеников, принявших тяжелую смерть за свою веру.
День памяти 40 севастийских мучеников – 2024: традиции
- СОРОК МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ / СВЯТОЙ ДНЯ
- 40 святых мучеников (Сороки) в 2025 году: что за праздник, когда будет, традиции и приметы дня
- История праздника
- Народные приметы на 22 марта 2024 года: что нельзя делать в день Сорока Сороков
- Предыдущие выпуски
40 святых: праздник и приметы
Название «Сороки» произошло от 40 Севастийских мучеников, память которых совершается Православной церковью в этот день, однако сам праздник с 40 мучениками не имеет ничего общего[14]. Сегодняшний праздник сорока мучеников Севастийских – это единственный большой непреходящий праздник, который всегда падает на время Великого поста, независимо от того, ранняя Пасха или поздняя. В православном церковном календаре это день почтения памяти сорока мучеников Севастийских. Приближается день памяти святых Сорока мучеников Севастийских, который в 2023 году, из-за уставных особенностей этой недели, переносится на 21 марта, на вторник 4-й седмицы Великого поста.
40 мучеников Севастийских. За что пострадали верные воины? (22 марта)
На фото выше вы можете увидеть всех сорок воинов XII римского легиона, который погибли за веру во Христа в 320 году неподалеку от Севастии. Воины появились на свет в Каппадокии, они служили в составе римского войска, которое стояло в городе Севастии. Один из военачальников по имени Агрикола потребовал, чтобы солдаты принесли жертву языческим богам, однако ему было отказано, в итоге римские воины раздели всех мучеников и отправили их на середину озера, которое было сковано льдом. На берегу в то время постоянно грели баню для тех, кто захотел заступничеством спасти свою жизнь. Один из солдат не выдержал страданий и покинул озера, однако на пороге бани скончался. Один из надзирателей, который был шокирован мужеством воинов, сказал, что он тоже является христианином, и зашел в озеро, воинов вновь стало сорок. Согласно преданию, римские воины видели, что мученики не замерзают, поэтому они перебили им голени и сожгли. Обугленные кости солдат сбросили в воду, чтобы христиане не собрали их.
Палачи увидели, что обреченных на гибель ограждает от нее какая-то неведомая сила путали ее с магическими чарами. Не могли не заметить и то, какое впечатление произвела на солдат неудачная казнь.
Что ж, тем важнее было сломить дух жертв, заставить их отречься. Им придумали особенную муку. Воинов раздели страшное событие происходило в марте, холодном для горной Севастии месяце и выгнали на лед озера, а на берегу, на виду у всех, растопили баню: мол, отречешься — милости просим. С гор дул холодный ветер, ночью мороз усилился. Сорок человек неимоверно страдали, поддерживая себя лишь общей молитвой. Не вынес мучений только один из них: после полуночи помчался к бане, но, едва переступив ее порог, упал замертво. Уже и стража едва-едва переносила лютую стужу, потеплее закутавшись, дремала у костров. Охранник по имени Аглаий не спал. Он-то и стал свидетелем того, как в третьем часу ночи мучения воинов облегчил Сам Господь: вдруг разлилось повсюду яркое сияние, лед растаял, вода потеплела, и над головами подвижников появились светящиеся венцы.
Чудо настолько вдохновило солдата, что он разбудил товарищей, сбросил одежду и торжественно объявил: «И я — христианин! Приехавшее утром начальство буквально ошалело. Из приговоренных мертвым оказался лишь один, сломленный. Озеро растаяло, и в нем по-прежнему стояли 40 человек к жертвам добавился возносивший молитвы ко Христу охранник. Немедленно был отдан приказ вывести всех из воды и перебить им голени молотом: так в то время добивали выживших при распятии — смерть наступает от страшного болевого шока. При этом истязании присутствовала мать Мелитона, самого молодого из мучеников возможно, и ночью была на берегу , она ободряла сына, убеждала не страшиться, терпеть до конца. Лисий и Агриколай, вероятно, знали, как христиане почитают святые мощи, поэтому тела убиенных велели сжечь, а что останется — бросить в воду в потаенном месте. Сорок казненных легионеров явились во сне севастийскому епископу Петру, который ночью с помощниками нашел и собрал светившиеся в темноте, словно звезды, останки. Благодаря этой истории становится понятно, почему в России мужским днем считался праздник Сорока мучеников.
Их образ — идеал настоящих мужчин, сильных, выносливых, умелых, спаянных товариществом, готовых к самопожертвованию воинов. Такие свойства ценились и у язычников, но вера во Христа, сплавившая лучшие мужские качества, подняла их на неизмеримо более высокий уровень. На Руси она, эта вера, была основой всего — Отечества, семьи, отношений между людьми, потому-то праздник до революций 1917 года имел у нас совершенно особый смысл. Когда-то бытовавшие у нас дохристианские обряды приобрели новое содержание. В эту пору парни гуляли всю ночь с песнями, что символизировало ночное стояние мучеников с пением молитв. В каждом доме пекли, закликая весну, «жаворонков», которых соотносили с человеческими душами, стремящимися ввысь, к Богу. Желавшие выйти замуж девушки варили по сорок вареников и раздавали их представителям сильного пола сочетаться браком с настоящим мужчиной, таким, как один из Сорока, — это ли не девичье счастье? Праздник у русских людей весьма почитался, однако приходился и поныне приходится на Великий Пост, поэтому отмечали его скромно.
Во времена гонений на веру Христову сорок римских воинов-христиан отказались приносить жертву языческим богам, были за это подвернуты пыткам, а потом их раздетыми вывели на лед.
Рядом затопили баню для отступников, готовых отказаться от веры. Один из воинов не выдержал, вбежал в баню и, согласно преданию, тут же упал замертво. Однако его место занял другой римский воин, который был так потрясен стойкостью однополчан, что сам уверовал в Христа. Героические воины были казнены, их тела сожжены, а кости брошены в воду, однако епископ севастийский сумел собрать останки и предать их земле. День памяти Сорока севастийских мучеников в православии считается день всех православных мужчин, по аналогии с Днем жен-мироносиц отмечается в мае , который считается праздником православных женщин.
Один из страдальцев не выдержал и побежав к бане, замертво рухнул перед ней. Ночью свет озарил оставшихся мучеников, пали на их головы 39 венцов, и вода в озере чудесным образом согрелась. Пораженный стойкостью воинов, один из стражников, Аглай, уверовал во Христа и присоединился к страдальцам. К утру, разбили молотами голени, и мучеников предали огню.
В этот праздничный день всегда дается послабление — разрешается растительное масло. А в храмах совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
40 святых: праздник и приметы
Такие дела, которые были распланированы на Сороки, могут исполниться. Можно ли убираться? Нельзя мыть полы — к слезам. Можно ли ходить на кладбище?
Нет запретов на посещение могил родных и близких. Можно ли крестить ребёнка? Крещение взрослых и детей разрешено в любой день.
Можно ли жениться? В народной традиции нет запретов на проведение свадьбы, а вот в православном календаре проходит Великий пост, когда не приветствуется проведение пышных торжеств. Можно ли работать?
Нельзя заниматься рукоделиями и тяжёлым физическим трудом — ничего не получится. Можно ли мыться? Воду после купания или умывания нельзя выливать на землю — здоровье пропадёт.
Можно ли сегодня гадать? Интересное гадание бытовало в прошлом.
Нельзя заниматься пересчётом ворон и галок — к разорению. По народным приметам, если 22 марта тёплый день — ближайшие 40 дней будут тёплыми. Тёплый ветер — к дождливому лету. Мороз — год окажется богатым на урожай. Чайки прилетели — скоро лёд пойдёт. Жаворонки прилетели — скоро наступит стабильное потепление. Зяблики прилетели — к похолоданию.
Какая погода в этот день, такая будет наблюдаться и на сенокос. Можно мечтать, строить планы, заниматься планированием будущих дел. Такие дела, которые были распланированы на Сороки, могут исполниться. Сон в ночь на 22 марта может быть предупреждающим. Можно увидеть некий знак или указание, что впереди вас ждёт какая-либо проблема, неприятность или испытание. Рождённые в этот день являются самоуверенными людьми, которые способны выбрать правильное направление в жизни, чтобы проявить свои таланты сполна, добиться максимально возможного.
Дата не является переходящей, отмечается православной церковью ежегодно в один и тот же день. Традиции и обычаи: выпекали 40 штук печенья в виде птиц, раздавали детям; дети привязывали выпеченных птиц к шестам и призывали птиц приносить весну быстрей; в этот день запрещен физический труд. Севастия, расположенном в Малой Армении на территории современной Турции. В те времена правил император Лициний.
Житие святых мучеников Каппадокия — родина воинов, которые служили в римском 12-м Молниеносном легионе. Он базировался в городе Севастия. По требованию военачальника Агриколы христиане должны были совершить языческое жертвоприношение, но он услышал от воинов отказ. Раздетыми под принуждением римлян мученики стояли в озере, которое покрыл лед. Недалеко возле них находилась теплая баня, где отрекшиеся от Спасителя воины согрелись бы. Утром силы покинули Мелетия, который решил отогреться в бане, но там он моментально скончался. Мучения воинов-христиан происходило на глазах римлянина Аглаия, который был восхищен стойкостью мужчин.
Его благодать дарит силы вытерпеть любые лишения и препятствия — даже те, которые, казалось бы, превышают человеческие возможности. Чудесный свет, согревший воду и воздух вокруг воинов, исходил из их душ, очистившихся во время подвижничества. А значит, долготерпение, смирение и твёрдость в вере способны победить любое зло! Праздник сорока Cевастийских мучеников всегда был большим событием в Православной Церкви. Издревле, с самого времени их мученической кончины в 320 году, Церковь торжественно прославляла этих святых. Они приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Тогда уже был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания, но были еще отдельные вспышки гонений перед той полной победой, когда христианство утвердилось во всей Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть. Эти воины приняли страдание за Христа в ледяном Севастийском озере. Их смерть была особенно славной, потому что они имели возможность избавиться от страданий. На берегу озера была растоплена баня, и каждый из них мог оставить место мучений и прибегнуть к этому спасению. Их подвиг памятен для нас и тем, что один из воинов не выдержал и предпочёл безопасную, благополучную жизнь без Христа смерти со Христом. Это видел один из стражников. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, — жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Видя мученические венцы, сходящие на воинов, он закричал: «И я христианин! Церковь с самого начала увидела в этом образе то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе мы оказываемся перед этим выбором. Либо мы должны пожертвовать Христом ради своего благополучия, либо пожертвовать своим благополучием ради Христа. Ни один человек не может обойти этот выбор. Испытания не всегда бывают столь страшными, как в описанном примере — гораздо чаще дьявол искушает верующих мелкими проблемами, заботами, неприятностями. Они не требуют ни явного отречения от Иисуса Христа, ни попрания основополагающих жизненных принципов — однако с каждым днём всё сильнее и сильнее расшатывают моральные устои, заставляют грешить и отступать от данных Творцом заповедей. Именно нерадение, беспечность и небрежность в таких вопросах — бич современного человека. Поэтому молитва 40 Севастийским мученикам, дополненная истовым покаянием, участием в богослужениях, тщательными постами и ревностным исполнением христианского долга, позволяет приумножить полученную при таинствах крещения, исповедей и причащений благодать. Она избавляет от неверия, апатии, скорби, отчаяния и печали, приносит спокойствие, счастье и умиротворение, прогоняет нечестивые помыслы и пагубные привычки. Взывая к подвижникам, люди обретают решимость что-то изменить в своей жизни, выбирают праведный путь, принимают решения в сложных ситуациях. Перед иконой, на которой запечатлены римские воины, просят о мужестве и отваге, необходимых для того, чтобы вытерпеть любые беды. Небесные покровители оказывают духовную помощь всем, кто находится в заточении, страдает от гонений, оскорблений, насмешек.
День памяти сорока Севастийских мучеников
Праздник 40 Севастийских мучеников или день Сорока сороков по новому стилю приходится на 22 марта (9 марта по старому стилю). По-другому его именуют Сорок сороков или Сорок святых, а также День сорока мучеников и День жаворонка. Сорок Севастийских мучеников были арестованы в 320 году военачальником Агриколой.