98 фото | Фото и картинки - сборники. Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году, став «красивейшей религиозной декорацией» на выставке и породив вокруг себя жаркие споры. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из «Дворцаец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907) из Пермской ной художественной галереи. «Сокровище Ангелов» — начальная буква в художественных письменах Рериха, насчитывающих десятки и десятки полотен. Грандиозна по своему замыслу и картина «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, — символы чего начертаны на камне».
Николай Рерих. Описание картины — Сокровище ангелов
«Сокровище Ангелов» — начальная буква в художественных письменах Рериха, насчитывающих десятки и десятки полотен. Идея создания «Сокровища Ангелов» была непосредственно связана с проявлением того высокого представления о художественном произведении как способе отражения сакрального духовного измерения. Ольга Любимова добавила, что московским зрителям впервые представили шедевр художника «Сокровище Ангелов» и задник к легендарному балету «Половецкие пляски» по эскизам Рериха. “Сокровище ангелов” — первая работа на тему индийских легенд в творчестве Рериха [40,с.21,22]. Грандиозна по своему замыслу и картина «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, — символы чего начертаны на камне». Грандиозна по своему замыслу и картина «Сокровище Ангелов», сюжет которой художник объяснял так: «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро и зло, — символы чего начертаны на камне»19.
7 шедевров Николая Рериха, которые нужно знать (КАРТИНЫ)
За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. Краеугольный камень. На нем мир стоит.
Вся земная твердь на камень опирается. Бытие все на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы.
За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. Краеугольный камень. На нем мир стоит.
Вся земная твердь на камень опирается. Бытие все на камне узорами начертано. Пуще всего хранят камень архангелы.
Я уже проснулся, а мужи наяву стояли около меня. И вознесли меня на небо, и поставили меня там. И показали мне двести Ангелов, которые владеют звёздами, расположенными на небесах.
И показали мне сокровища снега и холода, и Ангелов грозных, охраняющих сокровища те. И видел я Ангелов, пресветлых и преславных, и лица их словно лучи солнечные блистали... И есть Ангелы над временем и над годами, и есть Ангелы над реками и над морями, и Ангелы над плодами, и травами, и над всеми живущими, и над людьми... И увидел я свет великий и все воинства огненные бесплотные... Из Священного Писания и преданий известно, что Ангелы «владеют знанием и чистотою, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные...
Их назначение — служить Единому Богу, воюя с Его врагами, воздавая Ему честь, неся Его волю стихиям и людям. Лермонтов пишет: По небу полуночи Ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звёзды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О Боге Великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нёс Для мира печали и слёз; И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли7. Известны многочисленные изображения Ангелов художниками разных эпох.
Начиная с IV века Ангелов изображали в человеческом облике с двумя крыльями. В раннехристианском искусстве они... Западное средневековье создаёт тип юношески-прекрасных Ангелов; именно такие Ангелы с трубами... В эпоху Возрождения начинают преобладать уже не "грозные" Ангелы, но исполненные мягкости и кротости; часто, особенно в итальянской и немецкой живописи, Ангелы — дети»8. Ангельские «чины» часто называют «хорами», так как они «непрестанно прославляют Бога песнопениями. Конечно, ангельское пение люди не могут воспринять на слух, это "музыка" небесных сфер...
Оставаясь для большинства людей невидимыми, они являлись Святым и Апостолам, о чём имеется много свидетельств. Так, на фреске Джотто «Сон Иакова» изображён летящий легкокрылый Ангел. В Откровении Святого Иоанна сказано: «И видел я... Ангела сильного, сходящего с неба, облечённого облаком; над головою его была радуга, и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные... Будешь строить Царство и в нём Храм будущий". И потом Вестник загорелся серебром и листья дерева стали прозрачными и радужными.
И после затрепетал воздух и всё пришло в обычный вид»11. Святому Сергию также сослужил Пламенный. Вот видит Исаакий в алтаре четвёртого, чудного Образом, сослужащего им. На первом выходе с Евангелием Он шёл за Преподобным, и весь Облик Его так сиял, что Исаакий не мог смотреть на Него, и чудо это разрешило уста его, и он спросил рядом стоявшего Макария, который, казалось, тоже видел необычайное явление, не знает ли он, кто сей дивный Муж? По окончании литургии оба ученика обратились к Сергию, прося объяснить виденное ими. Сергий вышел из церкви, не промолвив ни слова, но когда вошёл в келью свою, сказал им: "Чада мои, если Господь уже открыл вам тайну сию, то и я не могу утаить от вас, что виденный вами был Ангел Господен, и не только теперь, но и всегда бывает такое посещение Божие мне, недостойному, во время совершения Божественной Литургии.
Вы же сохраните сие в тайне до исхода моего"»12. Видела нередко Ангелов и на людях: "Потому что часто бывают они среди людей, но люди их не видят, а я вижу"»14.
А когда вещи начинают наскучивать, от них избавляются самым простым способом — выставляют на аукцион.
И тогда заголовки газет пестрят сообщениями о том, что продана картина из коллекции Фрэнка Синатры или Эндрю Ллойда Уэббера. Но так, чтобы частное артистическое собрание продавалась целиком, бывает крайне и крайне редко. Ценность таких событий не только в том, какие выставляются вещи и кому они принадлежат.
Впервые во всем объеме можно увидеть вкус и предпочтения создателя коллекции. И это, пожалуй, самое интересное. Вот почему предстоящая аукционная продажа коллекции знаменитой во всем мире четы Ростропович—Вишневская вызывает столько ажиотажа.
В самом деле, событие беспрецедентное — такой цельной, качественной и в то же время индивидуальной коллекции русского искусства на торги, пожалуй, еще не выставлялось. Масштабные коллекции, которые складывались на территории России, как правило, передавались государству из них и вырос, например, Музей личных коллекций. Но Вишневская и Ростропович в первую очередь музыканты, их главными сокровищами всегда были голос и руки.
А еще два музыкальных фонда и медицинский фонд помощи детям. Все это требует постоянных вложений, тем более теперь, после ухода великого виолончелиста. Поэтому место этой коллекции на аукционе, а не в музее.
Впрочем, чудеса случаются, и кто знает, вдруг найдется меценат, желающий привести эти произведения в российские музеи. Потому что у самих музеев, которые, безусловно, выражают большую заинтересованность, таких средств просто нет.
"Сокровище Ангелов" Н.К. Рериха
НИКОЛАЙ РЕРИХ | На выставке впервые можно увидеть огромное полотно «Сокровища ангелов» — как и картины Врубеля, оно похоже на переливающуюся мозаику. |
Третьяковская галерея представляет уникальную выставку "Николай Рерих" | Сокровище Ангелов. |
Сокровища ангелов картина рерих - 98 фото
Николай константинович рерих, «гонец. восстал род на род», «ангел последний» | XX века ~ Рерих Николай Константинович (1874-1947) ~ Сокровище Ангелов, 1905. |
7 шедевров Николая Рериха, которые нужно знать (КАРТИНЫ) - Узнай Россию | Идея создания «Сокровища Ангелов» была непосредственно связана с проявлением того высокого представления о художественном произведении как способе отражения сакрального духовного измерения. |
Николай Рерих. Сокровище ангелов | Кажется, ему было ведомо многое, скрытое от человечества, и об этом он стремился предупредить, от чего-то предостеречь, а главное – поведать миру нечто очень важное. |
Что искал художник в истории Руси: в Новой Третьяковке открыта выставка Николая Рериха | Русский: "Сокровище ангелов". |
Николай Рерих. Описание картины — Сокровище ангелов
В создании выставки «Николай Рерих» в Третьяковке участвовали 17 музеев — Ольга Любимова | Считается, что «Сокровище» художник написал для усыпальницы князя Вячеслава Тенишева, изобразив краеугольный камень мироздания, заключающий добро и зло, который охраняют ангелы. |
«...За древами бытия лежит сокровище ангелов» | Сокровище ангелов рерих. |
Книга (аналит. описание): "Сокровище ангелов" Николая Рериха
Его площадь — больше 200 квадратных метров. Александра Орловская, художник-реставратор высшей категории: «Полотно приехало в Третьяковку в аварийном, в руинированном состоянии, и перед нашей мастерской встал вопрос, как реставрировать полотно. Реставрировать его горизонтально не представляется возможным, потому что у нас нет даже площадей такого размера. Для реставрации этого полотна создали специальную конструкцию, которая позволила работать нам в вертикальном положении». Революцию Рерих не поддержал и уехал в большое путешествие по миру длиною в 30 лет. Владимир Никишин, куратор выставки «Николай Рерих»: «Это другой уже период, другие сюжеты.
Рериха окружал другой мир. Когда вы путешествуете по Средней Азии с экспедицией, проходите как минимум 25 тысяч километров по нагорьям, по перевалам, по пустыням, вас уже окружает совершенно другая реальность».
Тэги: ростропович , вишневская , аукцион , сотбис «Сокровище ангелов» Николая Рериха — один из главных лотов торгов. Не секрет, что творческие люди ищут творчество и красоту во всем. И уж тем более в тех вещах, которые окружают их изо дня в день. Так появляется страсть к собирательству, у всех разная.
А когда вещи начинают наскучивать, от них избавляются самым простым способом — выставляют на аукцион. И тогда заголовки газет пестрят сообщениями о том, что продана картина из коллекции Фрэнка Синатры или Эндрю Ллойда Уэббера. Но так, чтобы частное артистическое собрание продавалась целиком, бывает крайне и крайне редко. Ценность таких событий не только в том, какие выставляются вещи и кому они принадлежат. Впервые во всем объеме можно увидеть вкус и предпочтения создателя коллекции. И это, пожалуй, самое интересное.
Вот почему предстоящая аукционная продажа коллекции знаменитой во всем мире четы Ростропович—Вишневская вызывает столько ажиотажа. В самом деле, событие беспрецедентное — такой цельной, качественной и в то же время индивидуальной коллекции русского искусства на торги, пожалуй, еще не выставлялось. Масштабные коллекции, которые складывались на территории России, как правило, передавались государству из них и вырос, например, Музей личных коллекций. Но Вишневская и Ростропович в первую очередь музыканты, их главными сокровищами всегда были голос и руки. А еще два музыкальных фонда и медицинский фонд помощи детям.
Поднялся против недругов. Идут колонны бойцов. Захваченная фашистами земля горит под их ногами. Блиц-криг, как на западе, провалился.
Войска тьмы увязают в распутье дорог и наступающей снежной зиме. Москва ополчилась против недругов надолбами, противотанковыми рвами, силой духа и героизма. Москва за нами, враг не пройдет. Видя воскрешение духа российского народа, идёт помощь из Космоса от Божественных сил, видящих стойкость народа в испытаниях и стремления отстоять свою Родину, уничтожить и изгнать захватчиков. Силы обороны переходят в наступление, и каждый воин чувствует правду, справедливость и помощь космоса, поддержки и укрепления духа российского народа, Света на пути к освобождению. Трудится весь народ в тылу, на своей Родине, в тылу врага и на фронте. Огромные жертвы во имя мира на всей Земле. Фашистский зверь будет уничтожен. Светоносные войска освобождают другие народы, Европу от власти тьмы, концлагерей.
Фашистская нечисть забивается в щели, огрызаясь. Освобождаются пленники, и вот уже главари фашистов под судом народов. Гаснут пожары от набегов врага. Искореняются пособники фашистской тьмы над Миром. Торжество Света, духовного единения народов, укрепления сил Мира. Необходима бдительность. Духовные Учителя наготове. Они с мечом готовы достойно встретить новых захватчиков, откуда бы они не стремились поработить народы и погасить Свет. Но силы противостояния остались.
Всякое послабление, потеря контроля народа над своими управителями грозит бедой, новыми жертвами. Возрождаются Храмы. Дети видят подвиг отцов и готовятся идти по Пути Света. Будем бдительны!
Исследователи Рериха считают, что это важная деталь: так ангел становится ближе к людям и не оставляет без внимания их беды и чаяния.
И, наконец, третья, не менее удивительная работа, приковавшая к себе взгляды зрителей, — "Сокровище ангелов". Художник создал её в 1905 году, обратившись к теме перехода от язычества к христианству. Ангелы стерегут драгоценный крае-угольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло". Сам Рерих считал, что его фамилия происходит от скандинавского имени Рюрик, поэтому неудивительно, что за прототип камня он взял Еллингский камень — глыбу высотой 2,5 метра с рунами викингов. Камень на его картине тоже украшен руническим узором, но он несёт в себе иной смысл — христианское понимание человеческого бытия.
Николай Рерих в Третьяковке
Рерих Николай Константинович. «Сокровище ангелов». Сокровище ангелов. Другие работы. 1897 Гонец. Сокровище Ангелов. Автор. Николай Константинович Рерих. Год. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из «Дворцаец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907) из Пермской ной художественной галереи.
В создании выставки «Николай Рерих» в Третьяковке участвовали 17 музеев — Ольга Любимова
Фрагмент Состав выставки: около 150 произведений живописи и графики, скульптуры, произведения декоративноприкладного искусства, костюмы, книги, мемориальные предметы, а также редкие архивные документы. Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей искусства народов Востока, Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов, Нижегородский государственный художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. Радищева, Пермская государственная художественная галерея, Воронежский областной художественный музей им. Крамского, Государственный центральный театральный музей им. Бахрушина, Смоленский государственный музей-заповедник, Астраханская государственная картинная галерея им. Догадина, Рязанский государственный областной художественный музей имени И. Пожалостина, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Государственный исторический музей, Государственный комплекс «Дворец конгрессов», Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Национальная галерея Армении и Российский государственный исторический архив. Бажанова в Санкт-Петербурге. Дягилевым в 1909 году в Париже.
Фантастическое противоборство на земле и в небесах раскрывается в знаменитых картинах «Бой» и «Небесный бой». В «Велениях неба» и «Звездных рунах» живет мечта о небесном заступничестве: взирая ввысь, в горячей молитве и светлой надежде пребывают рериховские герои. Архитектор Алексей Викторович Щусев, построивший Казанский вокзал в Москве, в конце 1912 года предложил Рериху оформление главной башни, повторявшей в своих формах башню Сююмбике Казанского кремля. На выбор Щусева оказал влияние театральный проект Сергея Павловича Дягилева 1911 года, для которого по эскизам Рериха был выполнен занавес «Сеча при Керженце», на его фоне исполнялся симфонический антракт из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». В интерьере башни вокзала слева и справа от входа архитектор предложил разместить два живописных панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани». Оба панно Рериха ввиду приостановки работ по оформлению вокзала после революции 1917 года были переданы в АХ СССР и позднее уничтожены при расформировании музея Академии художеств. Сохранились только эскизы. Пантелеймон-целитель Николай Рерих. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея Финалом рериховских «сказаний в красках», его благодарным прощальным приветом Руси и родине представляется картина-притча — «Пантелеймон-целитель». Трагедийность переживаемых страной событий войны, эпидемии, природные катаклизмы заставляет художников обратиться к вечным ценностям, воспевая мир, гармонию, любовь. Именно эти чувства заставили Николая Рериха обратиться к образу святого Пантелеймона в переводе с греческого — всемилостивый. Симптоматично, что героем картины становится не святой воин, а мудрый целитель. Раннехристианский великомученик Пантелеймон из Никомидии слыл искусным врачом, лечившим по вере «от имени Христа». В православной традиции он изображается в образе юноши. У Рериха Пантелеймон — старец-отшельник, знахарь, убеленный сединами. Под высоким весенним небом идет Пантелеймон среди холмов, покрытых мхами, усеянных цветами, в поисках полезных растений. Полотно не воспринимается безмятежным: далекой перспективе пустынных синих и зеленых холмов вторят белые караваны облаков, гонимые ветром над неподвижной землей, переливаются и светятся сине-голубые и зеленые оттенки с легкими точками лилового, желтого и сиреневого цвета. Фигура старца, склонившегося к земле, одухотворяет суровую красоту природы. Такого целителя, человека зрелого возраста, Рерих встретил позднее на Алтае в 1926 году. Вахрамей Семенович Артамонов стал проводником художника и его семьи во время их Центрально-Азиатского путешествия. И до самой седой бороды, набрав целый ворох многоцветных трав, он просветляется ликом. И гладит их, и ласково приговаривает об их полезности». Роспись храма Святого Духа в Талашкино В 1903 и 1904 годах летом Рерих совершил большие путешествия по городам Русского Севера, изучая древнерусские архитектурные памятники, запечатлевая их в живописных этюдах. В это же время он побывал в имении княгини Марии Клавдиевны Тенишевой в Талашкино и был потрясен ее просветительской и художественной деятельностью. Вместе они разработали программу росписей небольшой церкви Святого Духа, построенной по проекту Сергея Малютина. Однако к работе художник смог приступить лишь спустя пять лет. За эти годы по его эскизам были созданы мозаики и росписи церкви Покрова Пресвятой Богородицы в имении Пархомовка Киевской губернии, храма во имя святых апостолов Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах в Санкт-Петербурге, Троицкого собора Свято-Успенской Почаевской лавры и иконостас для церкви Казанской иконы Богоматери в Перми. Когда в 1909 году начались работы в Талашкине, художник использовал опыт и идеи, которые у него накопились со времени первоначального замысла. Эскиз росписи алтарной конхи Рерих изначально сочинил для храма в Пархомовке. Художник предпринял для этого заказа путешествие по Италии, где собирал необходимые материалы, вдохновляясь живописью раннего Ренессанса. На эскизе изображена Богоматерь, сидящая на престоле в окружении небесных сил и мандорлы, у Ее ног символы евангелистов и река, по которой плывут лодки с путниками. Этот эскиз не был принят одним из заказчиков, и художник с горечью писал второму из них: «Скажу одно, что брат твой указывал мне сделать вещи банальнее!! Все мои доводы и ссылки на лучших, на Ан[д]желико, на Гоццоли и других попали не по адресу». Княгиня Тенишева предложила отвергнутый эскиз скорректировать и использовать при возобновлении работ по украшению храма в Талашкине. Вокруг Богоматери здесь было написано множество фигур князей, воинов, жен, отроков по подобию православной иконографии «Всех скорбящих Радость» и «О Тебе радуется». Преизобилие сюжетных и ярких декоративных элементов придавало традиционному образу нарочитую новизну и необычность, к чему осознанно стремился художник. Рерих назвал композицию «Царица Небесная над рекой жизни» и посвятил ей поэтический текст: «Высоко проходит небесный путь. Протекает река жизни опасная. Берегами каменистыми гибнут путники неумелые: не знающие различить, где добро, где зло. О малых путников вразумлении, о Божьих путей посещении, о спасении, заступлении, всепрощении. Подай, Господи, Великий Дух». Параллельно с росписями храма в Талашкине Рерих разработал эскизы для часовни святой Анастасии Римлянки в Пскове.
Об этом написала министр культуры России Ольга Любимова. По словам министра, проект стал первой выставкой работ Рериха, организованной Третьяковкой. В создании выставки приняли участие Российский государственный исторический архив и 17 музеев, в том числе Русский музей, Музей Востока, Бахрушинский театральный музей, Исторический музей и другие.
А этот задник из «Плясок» приобрела три года назад Третьяковская галерея. В пути художник создал порядка 500 картин, в том числе серию «Сюита Майтрейя» — живописные размышления о приходе Будды будущего и наступлении мирного времени, когда люди будут вместе трудиться в ашрамах на благо человечества. В конце 1927 года Рерих увидел массив Тангла, одну из самых высоких горных систем Тибета — считается, что именно там находится Шамбала. В 1935 году он обосновался в Индии и оставался до самой смерти : здесь пережил творческий расцвет — написал больше тысячи картин, две книги, его работы показывали в крупнейших галереях мира. Земля славянская». Монах, рассматривающий уходящий вдаль пейзаж с куполами храмов на холме — то ли видение, то ли мечта о «твердыне Союза народов». Рерих верил, что славянские народы объединятся, и называл Россию «мессией новых времен». Покинув страну еще до революции, он не оставлял попыток вернуться на родину. После 1917 года молодая страна закрыла свои границы, но все же художник надеялся рано или поздно увидеть родные места.
Сокровища ангелов картина рерих - 98 фото
Особое внимание уделено опытам Н. Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Экспозиция позволит получить представление об особенностях мировоззрения художника и оценить его вклад в развитие искусства XX века. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Его жизненный путь начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии. Он создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценностей — Пакт Рериха, участвовал в археологических раскопках.
Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить Рериха не только как «мастера гор», но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра. Экспозицию составили как знаменитые произведения автора —«Гонец. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи.
В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг - аллегория колеса сансары.
Одно из центральных мест занимает серия "Майтрейя" 1925, Нижегородский государственный художественный музей , написанная Рерихом в о время Центрально-Азиатской экспедиции. Разделы "Путь индийский", "Гималаи", "Криптограммы Востока" представлены картинами странствий "Великая стена" 1935 , "Твердыни Тибета" 1931-1932, обе - Государственный музей искусства народов Востока , "Меч Гэссэр-хана" начало 1930-х , "Тень Учителя. Тибет" 1932, обе - Государственная Третьяковская галерея , "Кришна" 1946, Государственный Русский музей и серией гималайских этюдов. Третья часть выставки посвящена работе Рериха в т еатре.
В этой части выставки впервые в процессе реставрации будет показан публике задник к легендарному балету "Половецкие пляски", созданный по эскизам Рериха "По ловецк ий стан". Кстати, специально для выставки совместно с оркестром musicAeterna подготовлен новый выпуск проекта "Музыкальное изменение". В него вошли музыкальные подборки, тематические дискуссии экспертов и выступления оркестра.
Но Попов был неумолим. В ту пору шла агрессивная холодная война.
А система Советского Союза уже трещала по всем швам и латала западными займами дыры в экономике. У меня накопился негативный опыт общения с советскими чиновниками. Любая сделка, как правило, заканчивалась взяткой. Дело можно было уладить, но Попов был мне неприятен, и взятку я ему не предложил. Не было смысла идти к министру Демичеву, ибо я знал, что они одного поля ягоды.
Отца моего расстреляли чекисты после войны в болгарском лагере Пасарджик. А со мной надо было считаться, чтобы получать миллионные кредиты... Она согласилась. Директор отдела импрессионистов в Лондоне Джулиан Барран приехал в Париж взглянуть на картину, которая хранилась тогда на складе на авеню Клебер. Он был восхищен чудной живописью и оценил ее в 100 тысяч фунтов стерлингов.
Но на аукционе она не была продана, так как в 1977-м покупатели посчитали ее очень дорогой. Там ее и приобрел Мстислав Ростропович. Сейчас у русских финансово одаренных людей появился шанс вернуть портрет в Россию, так как в 2004 году правительство отменило идиотские тридцатипроцентные таможенные сборы на ввоз антиквариата в страну. Есть аукцион, вещи оценены. Кто хочет — купит, не хочет — не купит.
Могут целиком коллекцию купить, пожалуйста, возражать не будет никто. В своем особняке в Петербурге они устроили настоящий музей сокровищ императорской России, наполненный мебелью в стиле ампир, бронзой, фарфором, портретами русских царей... Все это покупалось на Западе и вернулось в Россию благодаря уникальной семье. И — ее жизнь с Мстиславом Ростроповичем. Валентин Серов.
Карл Брюллов. Александр Иванов. Борис Григорьев. Владимир Боровиковский. Репин стартует с 300 000 фунтов.
Экспозиция разделена на три части. Выставку открывает «Гонец. Фото экспозиции ГТГ В основу архитектурного решения второй части экспозиции положен круг — аллегория колеса сансары. В разделах «Язычество» и «Начало Руси» раскрывается творческий интерес Николая Рериха к древнему прошлому. Серия этюдов древнерусских городов показана в разделе «Памятники русской старины», где также экспонируются эскизы росписей и мозаик Рериха для церквей. В раздел «Святость» вошли образы святых и подвижников, в том числе знаменитая картина «Пантелеймон-целитель» 1916, Государственная Третьяковская галерея. А в разделе «Бой земной и небесный» представлены произведения, особое внимание в которых сосредоточено на изображении неба.
Одно из центральных мест здесь занимает серия «Майтрейя» 1925 , написанная Рерихом во время Центрально-Азиатской экспедиции. Тибет» 1932, обе — Третьяковская галерея , «Кришна» 1946, Государственный Русский музей и серией гималайских этюдов. Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. В этой части выставки впервые в процессе реставрации будет показан публике задник к легендарному балету на музыку А. Бородина «Половецкие пляски» — созданный по эскизам Рериха «Половецкий стан». Николай Рерих. Сапоги половецкой девушки.
Голубейко сконструировал и изготовил уникальную валовую конструкцию, позволяющую реставрировать это крупноформатное произведение в вертикальном положении. Этот раритет — часть блистательных выступлений «Русских балетов» С.
Богатый славой. Вопреки
Коллекция приобретена российским бизнесменом Алишером Усмановым в сентябре 2007 года и передана государству. Nicholas Roerich. Treasure of the Angels. Mural design. Canvas, oil, tempera. Konstantinovsky palace, Strelna near to St. Petersburg , Russia. From a collection by G.
Vishnevskaya and M. The collection is acquired by the Russian businessman Alisher Usmanov in September, 2007 and is transferred to the state. В 1904 году Рерих написал первые из своих картин на религиозные темы. К этой тематике Рерих возвращался не раз, и позже были написаны разные варианты этих картин. Это черно-синий камень с высеченным на нем изображением распятия, сияющим изумрудными тонами. Совершенно ясно, что он имеет в виду не материальные богатства, а духовные сокровища, которые спрятаны, как клад, но доступны тем, кто стремится их найти. Дерево, масло.
Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году, став «красивейшей религиозной декорацией» на выставке и породив вокруг себя жаркие споры. Сам художник называл ее «частью эскиза стенописи усыпальницы».
В нём подразумевается безусловный характер защиты культурных ценностей без оговорок о военной необходимости. Скульптор Сергей Конёнков писал, что «нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия Земли стали нормами международного права». Но уничтожение культурных сокровищ по-прежнему не редкость… — Сам Рерих говорил, что его пакт «не должен остаться на полке законохранилищ». Эти слова нельзя было не вспомнить и после разрушения афганскими моджахедами статуй Будды в долине Бамиана, и после разграбления Национального музея в Багдаде, и после уничтожения православных храмов в Косове… А это лишь малая часть утрат. Становится особенно очевидным, что необходимо осознание глобальной ответственности всех цивилизованных стран за судьбы мирового культурного достояния и консолидация усилий всех, кому небезразлична судьба многотысячелетнего исторического достояния народов мира.
Именно к этому призывал Рерих, именно на этот путь он наставлял. Автор её — известный тогда критик Сергей Маковский — утверждал, что в отечественном изобразительном искусстве есть три ярких представителя, чьё творчество обращено к прошлому. По его мнению, Константин Богаевский предпочитал изображать дерево, Лев Бакст — камень, Николай Рерих же посвятил свою кисть человеку. Как же произошла неожиданная для сторонних взглядов трансформация интересов или даже призвания Николая Константиновича? Он блестяще начинал как исторический живописец, пейзажист — и вдруг Индия, Гималаи, глобальные проблемы человечества… — В нём всё сочеталось неразрывно. Рерих всегда оставался русским художником, однако у него была своя определённая, возможно, сакральная миссия в жизни, и он выполнял эту миссию. Вспомним: история человечества не только череда событий, смена эпох — это ещё история духовности, узловые моменты которой связаны с определёнными людьми.
И Рерих был одним из них. К таким личностям он относит, скажем, Николая Гоголя, Андрея Рублёва… Можно ли отнести к ним Рериха и считал ли он себя сам неким наставником человечества? Что же побудило вас уделить добрых четыре десятилетия жизни Рериха и его наследию? Она всегда была моей страной — я же профессиональный индолог — и осталась ею. В 1968 году мне присудили Международную премию имени Джавахарлала Неру и вместе с другими лауреатами пригласили в поездку по Индии. И вот в Мадрасе я вдруг поняла, что мне нужно встретиться со Святославом Николаевичем Рерихом.
Дело в том, что «Сокровище Ангелов» изначально задумывалось как часть эскиза стенописи усыпальницы князя В. Тенишева - мужа М. Тенишевой, с 1900 года строившей в своем имении церковь Преображения Господня, - в Талашкине. Во многом под влиянием бесед с Рерихом княгиня изменила название на храм Святого Духа. Замысел стенной росписи воплощен не был. Это вековое сопоставление добра и зла, и его ревниво охраняют толпы ангелов, прелестных ангелов XIII века монастырской России»[31]. В России полотно «Сокровище Ангелов» как самостоятельное произведение было показано позже, чем в Европе Вена, 1906; Париж, 1907; Лондон, 1908. Широкая публика впервые с ним могла познакомиться с января 1909 года в «Салоне», устроенном критиком и единомышленником Рериха С. В «Сокровище Ангелов», как в визуальном каноне, явлен контрапункт двух главных духовных измерений человеческой жизни: на уровне считываемой иконографии мы видим иерархически выстроенную Божественную природу «нового неба и новой земли» - жизнь вечную; на уровне скрытых внутренних чувств - неявную повесть о пути души, уже сделавшей свой выбор в земной юдоли добра и зла и постигающей дальнейшую судьбу за границами материального мира. Реквиемообразная интонация очень важна в контексте формирования музыкальной ауры, которая наполняет это одно из наиболее лиричных и в то же время торжественно-религиозных произведений Рериха. Камень как образ, символически выражающий средоточие Абсолютной истины, - сквозная тема всего творчества художника, которого Максимилиан Волошин, например, также одним из первых сравнил с камнем[33]. Неслучайно он появляется и в апокалипти- чески озаренном каменном нагромождении одной из наиболее эсхатологических по звучанию композиций «Героической сюиты» «Спрятанное сокровище» вариант названия: «Клад захороненный», 1917, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк , и в сияющем огненным дыханием духа «камне мудрости» на седле несущего это «Сокровище Мира» коня «Сокровище Мира - Чинтамани», серия «Его страна», 1924, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк , возникающего затем как символ космической гармонии в овеянной розово-голубым прозрачным светом композиции «Конь счастья» 1925, Нижегородский государственный художественный музей , входящей в живописную сюиту художника о приходе Мессии в Азию «Майтрейя» 1925, Нижегородский государственный художественный музей. Примечательно и то, что ставшее концептуально «краеугольным», программным в творчестве художника полотно «Сокровище Ангелов», принадлежавшее Елене Ивановне Рерих, находилось в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке открыт 17 ноября 1923 года , украшая центральную лестницу[34]. У Рериха был особый, отличный от других русских художников эпохи символизма круг тем, связанный с архаическими славяно-скандинавскими, «варяжскими» пластами истории Древней Руси, что изначально действительно было навеяно серьезными занятиями археологией. Сюжетная сторона творчества художника опиралась на внутренние, «архаические» слои его интересов как историка, археолога, одаренного поэтической интуицией мыслителя[35] причем если перенести этот научный потенциал в сравнительную с художеством область, то характеристика «археолог-охотник» имеет прямое отношение к темпераменту Рериха, упорного и деятельного. Научная проработка материала сопутствовала формированию образной системы Рериха на протяжении всей его жизни, позволяя синтезировать знания в образы. Так, например, в сохранившемся в Русском музее альбоме Рериха с записями об археологических раскопках[36] можно найти зарисовки курганов, абрис которых, стилизованный под узор, получил новую ипостась образной жизни в трансформированных пейзажных мотивах символистских работ художника, в частности в картинах «Заклятие земное» 1907, ГРМ , «Залив» 1917, Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник , отдельных эскизах декораций «Половецкого стана» к опере «Князь Игорь» 1908-1909. Здесь стоит вспомнить и реальные натурно-практические опыты художника, связанные с его поездками: сначала от Ладоги до Новгорода 1899 , а затем по старинным городам России, путешествие по которым легло в основу высокохудожественной серии архитектурных этюдов 1903-1904 годов[37]. Однако, отдавая должное научным интересам Рериха, следует отметить, что интуиция постижения прошлого а память о родовом синкретичном язычески-христианском начале прошлого оказывалась незавершенной с течением столетий в процессе творческого воплощения замысла уводила художника от сухой фактографии в область поэтического мифологизма, задачи которого сводились к созданию образно убедительного, «аутентичного» внутреннему представлению о старине визуального произведения. Примечательно, что этот новый механизм отражения прошлого сквозь призму современного мироощущения отметил уже Николай Гумилев в упомянутой выше статье о выставке нового русского искусства в Париже, «королем» которой, по мнению поэта, стал именно Рерих: «Устроители хотели здесь представить ту часть русского искусства, которая занимается воскрешением старинного стиля, что еще интереснее, старинной жизни. Поэтому здесь старательно изгнан элемент антикварности или подражательности, и художники еще раз хорошо доказали мысль, что тот, кто действительно поймет и полюбит русскую старину, найдет ее только в своем воображении»[38]. Поиск «неподдающейся формулы убедительности» в «художественном понимании дела старины»[39] вел Рериха, как и других мастеров модерна, в частности художников «Мира искусства», не под землю, а устремлял ввысь, в ту поэтическую область, которая над землей[40]. В искусстве эпохи модерна обе грани художественного постижения темы прошлого - историческая и поэтическая - объединялись творческим началом лирической веры в значимость душевной жизни личности. Именно этот «метафизический произвол души», основанный на чуткой интуиции подобий, это «душевное напряжение слуха и зренья», как охарактеризовал творческий процесс А. Толстой, строки которого приведены Рерихом в его «Очерке русского художества в 1896 году»[41], будет одним из ведущих голосов в постижении незримой истории в искусстве начала XX века. Родство между визуальным и вербальным выражением поэтической системы образов было на творческом уровне освоено как художниками модерна, так и поэтами, писателями, что, в частности, подтверждает сближение Рериха с организованной Сергеем Городецким группой «Краса» 1915 , в которую входил Алексей Ремизов и Вячеслав Иванов. Отметим, что и музыка играла большую роль в эмоциональной жизни Рериха, который мог бы назвать себя не только «природным ницшеанцем», но и «природным вагнерианцем». Лихтман писала в очерке «Рерих в музыке»: «... Весь Парсифаль, и Валькирия, и полный набор других вагнеровских опер сопровождали художника во всех его странствиях»[42]. Это нашло прямое отражение и в работах мастера, причем не только в конкретных тематических композициях, сюжетно связанных с музыкальными постановками эскизы декораций к опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда», 1912, Государственный центральный театральный музей имени А. Бахрушина, Москва , но и в вагнеровской теории повторяющихся лейтмотивов в нашем случае - визуальных , а также в самой формотворческой логике - в склонности мыслить сериями, в которых «ряд картин подчинен одной сущности»[43]. На протяжении всей жизни Рерих постоянно развивал эту идею, задумав множество циклов воплотившихся полностью или частично. Приведем названия лишь некоторых из них при этом отметим, что близкие по семантике и иконографии мотивы варьируются Рерихом и вне серий : «Начало Руси. Славяне» 1897-1902 , цикл работ на общую тему «Древняя Русь» 1900-е , «Богатырский фриз» 1910 , «Карельская сюита» 1917 , «Героическая серия» авторское название - «Heroica» сюита, 1917 , серия «Вечные всадники» 1918 , живописная сюита «Мечты мудрости» 1920 ; «Sanrta» «Святые», 1922 , серия «Мессия» 1923 ; притчевые по характеру - «Его страна» 1924 , «Зарождение тайн» 1924 , «Тибетский путь» 1924 , «Сикким» 1924 , «Знамена Востока» 19241925 , «Майтрейя» 1925 ; пейзажные серии с элементами динамичного символико-цветового абстрактного начала в трактовке природных стихий - «Океан» 1922 , «Гималаи» 1924 , «Святыни и твердыни» 1925 ; и другие. В основе художественного мышления Рериха лежала циклическая модель восприятия времени, что было одним из главных структурообразующих начал визуально-семантической системы стиля модерн. Руководившие художниками этого времени творческие принципы стержневые элементы в формировании их образного мира были напрямую связаны с поэтическими аспектами восприятия настоящего как духовно насыщенной целостности, замкнутой герметичной в своем единении с прошлым сферы, ориентированной не столько на горизонтальное земное движение в будущее, сколько на вертикаль устремленности в божественную бесконечность: «Пока цепляемся за нити, идущие в высоту, - мы счастливы и живы»[44]. Был ли модерн, знаменовавший собой пластический эквивалент внутренних чаяний рубежа XIX-XX столетий, очередным созидающим прекрасное великим заблуждением, как и все преходящие усилия человека придать стилистическую форму времени и удержать в ней чувствуемую за жизнью глубину, - тема философского размышления. Подлинные интенции искусства в творчестве любого крупного мастера по сути область неуловимого, однако индивидуальный путь к этому неуловимому восстановим по тем визуальным приметам, что сгруппированы временем в произведениях разных периодов жизни художника. В настоящей статье «хотелось только намекнуть, что мы видим, что мы слышим»[45] при встрече с искусством Рериха по существу его главной идеи. Одна из «призм» восприятия визуальной поэтики Рериха показывает то, что именно образы, берущие свои истоки в России эпохи модерна, стали темой постоянных внутренних возвращений художника, позволявших обрести собственную мелодически узнаваемую интонацию, индивидуальный лад, служивший основанием в «странническом» пути его творческих поисков. Почти все итоговые визуально-поэтические и пластические качества образного мира Рериха были заложены в его искусстве уже в эпоху модерна, причем не только заложены, но и развиты на материале тем и сюжетов, характерных для неоромантических и символистских интересов времени. Общая же динамика становления художественного языка Рериха связана с движением его мышления от исторического аспекта выражения времени к философскому, от стихийного чувства природы к универсальному космизму, проявленному с помощью реалистических мотивов, но, в силу цветовой и ритмической трактовки, порой захватывающих с силой абстрактной поэзии, что очевидно при рассмотрении горных облачно-горных пейзажей художника, созданных в 1920-1940-х годах. Наряду с натурно узнаваемыми или интерпретированными в притчевом духе изображениями камней, заливов и гор у Рериха есть такие образы, которые, как в совершенных абстрактных композициях, прорываются за постижимые зрением пределы, словно говоря, что в визуально или вербально отраженных впечатлениях есть та высшая мера бесконечности, которой нет у земных морей, гор, вообще у всех тех поэтически притягательных физических высот, которые лишь намекают о возможности жизни в бесконечном. В этом и заключается уникальное, выраженное в художественной форме на примере разных иконографических мотивов личное высказывание Рериха о живущем в человеке Абсолютном начале. Рерих Н. Малларме С. Песни Мальдорора. Эрнст С. Далее: Эрнст С. Размер листа: 19 x 14,5. Подробнее о списках работ Рериха и их количестве, колеблющемся между 55007000, см. Далее: Балтрушайтис Ю. Внутренние приметы. Сочинения в стихах и прозе: Сборник. В приведенных на русском языке вариантах названия серии «Sancta» отражены разные версии его возможного перевода. Рерих не зафиксировал точного авторского русскоязычного наименования серии в отличие от названий работ, входящих в нее , именно поэтому, исходя из смысловых и языковых особенностей латинского и английского языков, возможны разные переводы общего названия серии, что, однако, не меняет концептуальную сущность замысла в противоположность модифицированным переводам названий картин. Указанные без квадратных скобок названия картин серии с конструкцией «И мы...
Как Н. Забываешь всю усталость, жаждешь момента быть с ним вместе, но, увы — летит время, уже больше недели! И все время мы ярко чувствуем возле нас Е. Любимые наши, светлые учителя! Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес.
Сокровища ангелов картина рерих - 98 фото
Рерих Н.К. сокровище ангелов (фрагмент стенописи). Дружины ангелов. Ходят там ангелы дружинами тесными. Картину «Сокровище ангелов» можно назвать краеугольной в творчестве Рериха. Кроме того, Тенишевой принадлежала небольшая работа Рериха 1904 года «Архангел», которую считают эскизом к «Сокровищу ангелов». Ольга Любимова добавила, что московским зрителям впервые представили шедевр художника «Сокровище Ангелов» и задник к легендарному балету «Половецкие пляски» по эскизам Рериха. По ее словам, одним из важнейших предметов собрания является картина Николая Рериха «Сокровище ангелов».