Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих молиться за сохранение духовного единства русских и украинцев. 6 ноября 2023 года, в праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию. как живёт патриарх кирилл вся правда. патриарх кирилл последние новости на сегодня 2023. После отпуста вечерни Святейший Владыка произнес проповедь.
Патриарх Кирилл призвал молиться за братьев и сестер на украинской земле
Выступление на XXV Всемирном Русском Народном Соборе 28 ноября 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора «Наст. Патриарх Кирилл: актуальные новости за сегодня, связанные с персоной, заявления, обсуждения. Путин поздравил патриарха Кирилла с 15-летием со дня интронизации. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в канун четверга 1-й седмицы Великого поста. Патриарх Кирилл: актуальные новости за сегодня, связанные с персоной, заявления, обсуждения. Патриарх Кирилл в ходе проповеди заявил, что принадлежность к русскому народу должна сопровождаться «глубокой православной верой».
Патриарх Кирилл перед обращением Путина говорил о недопустимости предательства
Внешне оно выглядит как проповедь, как миссия. После отпуста вечерни Святейший Владыка произнес проповедь. После отпуста вечерни Святейший Владыка произнес проповедь. Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Вианору, епископу Уральскому и Атыраускому.
Патриарх Кирилл с пониманием отнесся к решениям руководства Украинской Православной Церкви
И как важно, чтобы эта школа молчания давала нам силы хранить себя от пустых слов в нашей повседневной жизни! Храм Божий дает удивительную возможность и обращаться к Богу с молитвой, и размышлять о своей собственной жизни, и учиться благоговейному молчанию. Всякий раз, когда мы вступаем в отношения с людьми, когда мы произносим некие слова, мы должны помнить о большой ответственности, которая ложится на человека, вступающего в разговор с кем-то, с кем его свел случай или жизненные обстоятельства. Наши беседы, наше общение есть некая школа, которую можно пройти с успехом, а можно провалить экзамен.
Если мы наполняем межличностное общение пустыми, никчемными словами, то ослабляем свою внутреннюю духовную жизнь и, несомненно, наносим ущерб тем, с кем общаемся. И эти слова, обращенные к Богу, являются молитвой, помогающей нам хранить молчание в случаях, когда это необходимо. Хранить молчание, дабы сохранить свой внутренний мир, сохранить покой и не совершить ничего греховного, что могло бы омрачить жизнь других людей.
Мы должны быть научены тому, что слово — это великий Божий дар, данный человеку, чтобы он, используя слово, мог входить в сообщение с другими. И этот дар мы не должны ни в коем случае омрачить празднословием и всем тем, что приносит людям вред, духовный и не только духовный. И да поможет нам Господь хранить молчание тогда, когда это необходимо, удерживаться от пустых и тем более злых слов и сохранять мир в сердце.
Пусть Господь каждого из нас вразумит на жизненном пути, чтобы избегать всего того, что греховно и пагубно, и устремляться к тому, что открывает нам двери спасения. Проповедь после великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста в Богоявленском кафедральном соборе г. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
И в каждом слове этой молитвы есть то, над чем стоит подумать, применяя к своей собственной жизни. Вообще, молитвы, которые мы произносим в храме или дома, — это не какие-то застывшие исторические формы, литературные или литургические. Это живые слова, которые имеют свою актуальность, которые никогда не устаревают.
Но для того чтобы было так, мы должны вникать в смысл этих богослужебных текстов, а если что-то непонятно, спрашивать у людей просвещенных или самим искать ответы на свои вопросы, благо теперь так просто все найти в Интернете. Понятие целомудрия, о котором говорит святой Ефрем Сирин, мы обычно относим к плотской чистоте. И это правильно, хотя понятие целомудрия куда шире.
Два слова — «целостность» и «мудрость». Целомудрие — это образ жизни, который помогает человеку сохранять целостность своей личности. Что же является противоположным целостности?
А противоположное — это раздробленность, разделение, то есть нечто несомненно опасное для человеческой жизни. В самом деле, когда человек теряет целостность своей жизни, возникает такое явление, как двоедушие. Нередко оно проявляется в лицемерии, когда человек по сути один, а представляет себя другим.
Но даже если человек, потерявший целостность своей личности, не лицемерен, все равно его внутренней жизни нанесен огромный ущерб. Теряя целостность, мы теряем свою внутреннюю силу. А что же мы понимаем под целостностью?
Не только определенный образ жизни, который помогает сохранять целомудрие в обычном, традиционном понимании этого слова. Целостность — это отсутствие двоедушия. Это отсутствие внутреннего разделения, когда человек думает одно, а говорит совсем другое, когда он представляет себя окружающим совсем не таким, каким он есть на самом деле.
Мы нередко объясняем потерю человеческой целостности необходимостью «с волками жить — по-волчьи выть». Есть и другие пословицы, которые словно поощряют нас к двоедушию: быть одним с самим собой и совершенно другим — с окружающими нас людьми. Но это и есть потеря целостности.
Очевидно, что с людьми незнакомыми мы ведем себя не так, как с близкими. Но это не значит, что вести себя с людьми неблизкими мы должны принципиально иначе. Если есть навык христианского общения с ближними, то его непременно нужно распространять и на дальних.
Не может быть одной жизни дома, а другой — вне дома. Конечно, внешняя среда налагает на нас многие ограничения, и мы никогда не будем вести себя вне дома так же, как дома. Но не должно быть внутреннего разделения, не должно быть двух разных человек, не должно быть двуличия.
Собственно говоря, заповедь целомудрия — именно об этом. Почему же мы относим ее в основном к плотским грехам? А потому что в плотском грехе это двуличие, эта двойственность приобретает свое максимальное выражение.
Ведь чаще всего эти грехи связаны с обманом — обманом самых близких и родных людей, отца или матери, жены, мужа, детей. Грехом плотской нечистоты мы разрушаем свою внутреннюю жизнь, свою целостность. А целомудрие обеспечивает человеку внутреннюю силу.
Действительно, ни град, ни страна, ни коллектив, ни семья не могут устоять, если они разделяются. Если теряется целостность, всё становится уязвимым. Мы знаем, как даже небольшие страны одерживают победу над многократно превосходящим в силе противником, если они сохраняют свое единство, если они сплоченно отражают агрессию, — в истории много таких примеров.
Но то же самое можно отнести и к личной, и к общественной жизни. Когда мы едины, у нас сила, мы способны отразить неприятеля, но, самое главное, мы способны защитить свою собственную жизнь — и семейную, и общественную, и государственную. Когда мы говорим о целомудрии, мы говорим именно о способности человека быть сильным.
Целомудрие — это не о слабости, это о силе. И пусть никого не смущают идеологические штампы, которые искажают всякое понимание целомудрия, в том числе через использование средств массовой культуры, рекламы, кинематографа и прочих орудий современного воздействия на человека. Хранение заповеди целомудрия является важнейшим условием сохранения внутренней силы человека, единства и целостности личности, семьи и общества.
Древние слова молитвы святого Ефрема Сирина, как я уже сказал, не теряют своей актуальности, да и не могут потерять, потому что их источником является Божественное откровение, слова Самого Господа. Для нас не может быть более убедительных, более важных слов. Задача заключается лишь в том, чтобы эти слова и Божественные заповеди претворять в жизнь.
И да поможет нам Господь в течение дней Святой Четыредесятницы приблизиться к пониманию того, насколько важно хранение и исполнение Божественных заповедей, всего того, чему Господь научил нас ради нашего спасения. Что такое смиренномудрие, или исполненная смирения мудрость? Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В молитве святого Ефрема Сирина мы просим Господа даровать нам смиренномудрие. Слово «смиренномудрие» составлено из двух слов — «смирение» и «мудрость», и это сочетание означает, что речь идет о мудрости, исполненной смирения. Что же такое смиренномудрие, или исполненная смирения мудрость, и чем она отличается от мудрости вообще, от знаний, от образованности?
Отличается чем-то очень важным. Смиренномудрый человек способен объективно оценивать самого себя, свою внутреннюю жизнь и выносить пред лицом Божиим и пред своей совестью нелицеприятный о себе суд. Это очень редкое качество, потому что всякий раз, когда мы оцениваем себя, особенно в связи с какими-то конфликтами, переживаниями, мы непременно ставим себя в некое особое положение.
Всегда кто-то виноват больше, чем мы, всегда мы находим для себя оправдание, а для тех, с кем находимся в трудных отношениях, — осуждение; и никакому смиренномудрию места нет. Но смиренный и мудрый человек видит свои грехи и трезво оценивает самого себя. При чем же здесь мудрость, ведь мудрость проявляется прежде всего в отношениях человека с окружающим миром?
Но смиренномудрие, способность реально оценивать свое духовное состояние и выносить суд о себе, действительно связано с мудрым отношением к окружающим. Потому что человек, способный видеть свои грехи, обретает мудрость в оценке всего того, что вокруг него происходит. У него есть навык размышления о происходящем.
Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки.
Все духовенство он призвал обращаться к верующим с "самым ярким, самым убедительным, исполненным любви" словом. И проповедь ваша должна быть актуальной, - подчеркнул он. По словам патриарха, "мы вступили в очень сложную, опасную полосу исторического развития". И ревностное служение Церкви в такой ситуации не сводится к совершению богослужений и треб, нужно рельное пастырское окормление народа, в укрепление его любви к Богу, Церкви и Отечеству.
Патриарх Иерусалимский Феофил высоко оценил взаимоотношения и братское сотрудничество с Русской Православной Церковью и лично с Святейшим Патриархом Кириллом. Также Патриарх Феофил положительно оценил деятельность Фонда Андрея Первозванного и высказал готовность развивать сотрудничество Иерусалимского патриархата с фондом.
Патриарх Кирилл призвал архиереев к меньшей помпезности и большей любви к людям
Аминь!», — закончил свою проповедь патриарх Кирилл. Санкт-Петербургская Митрополия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Об этом заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей проповеди, сообщает РИА Новости. Очередная программа «Слово пастыря» посвящена проповеди Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенной им после Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля, в день памяти святителей Московских. Читать Проповедь в Неделю 37-ю по Пятидесятнице (о Закхее) 18.03.2024 г. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Главная» Новости» Выступление кирилла патриарха.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Другими словами, Великий пост — это школа благочестия, в каком-то смысле школа спасения. И одновременно это замечательная возможность разобраться в самих себе: что мы можем, чего не можем; если не можем, то почему; какие обстоятельства, внутренние склонности, или, может быть, особенности характера препятствуют тому, чтобы мы шли по пути восхождения от земного к небесному. По пути преодоления греха, а значит, к обретению спасения. Вот в нескольких словах смысл всего поприща постного. С одной стороны просто, а с другой стороны очень тяжело; просто на словах, но тяжело в деле. Наступает Великий пост. Человек привык вкушать скоромное, и некоторым нужны огромные усилия, чтобы отказаться от куска колбасы или сыра.
Но если не хватает сил это сделать, то призрачной становится главная цель — самосовершенствование, духовный рост и спасение. Поэтому пост как самоограничение, как воздержание от скоромной пищи и развлечений является одновременно и школой, и экзаменом. Школой, потому что формируется навык преодоления своих собственных слабостей, а экзаменом, потому что происходит реальная проверка того, на что же ты способен. По результатам этого экзамена и надо ставить самим себе диагноз, и если он будет разочаровывающим, то лучше всего найти опытного и доброго человека, чаще всего, конечно, священника, который поможет разобраться в этих трудностях и дать совет. Конечно, и на священниках наших огромная ответственность. Великим постом, действительно, приходит множество народа, так что иногда просто физически трудно выслушать исповедь большого количества людей.
Но, братья, надо принимать на себя эту тяжесть, потому что эта тяжесть физическая снимает с людей тяжесть духовную, и, может быть, через эту тяжесть и многие наши слабости и грехи прощаются Господом. Великий пост открывает реальную возможность перемены к лучшему — изменения нашей души, изменения образа мыслей и образа жизни. И только от нас зависит, как завтра начнется день.
Между тем патриарх Кирилл глубоко убежден, что, поскольку все эти усилия не от Бога, их цели никогда не будут достигнуты. Сегодня новые силы, по словам патриарха, «выступают за некое благо кого-то из наших народов, снова выкапывают эти рвы, думая, что тем самым обеспечат свое счастье и благополучие». Однако их попытки обречены, считает патриарх Кирилл, потому что «где ложь, где война, где ненависть, где попытка столкнуть людей, там не может быть и человеческого благополучия».
Серафимо-Дивеевскую икону встречали архиереи, духовенство Храма Христа Спасителя, верующие. Икона была установлена на аналое в центре Храма Христа Спасителя.
Во имя Президента, преемника Его и «Единой России»! В пресс-службе РПЦ отметили, что мероприятие было организовано Русской православной церковью совместно с ЦИК России в целях повышения сознательности населения и явки избирателей на предстоящих выборах в Госдуму. Аналогичные службы в скором времени должны пройти во всех православных приходах страны. Все тексты на этом сайте представляют собой гротескные пародии на реальность и не являются реальными новостями.
Патриарх Кирилл
Они отягощают нашу духовную жизнь, однако Великий пост дает нам возможность вспомнить всё, в чем мы не раскаялись, принести Господу покаяние и вообще подумать об устроении своей жизни: так ли мы живем, то ли мы делаем, тому ли отдаем большую часть своего времени, свои силы, свое внимание, свою заботу. Стиль современной жизни переориентирует наше внимание на второстепенное, но это второстепенное кажется нам очень важным, потому что от него нередко зависит уровень нашей жизни, нашего комфорта, нашего благополучия. И мы настолько свыкаемся с тем, что заботы о земном благополучии стали самой главной нашей заботой, что чаще всего забываем про самое важное — заботу о своей собственной душе. Вот для того чтобы вырваться из этой круговерти событий, отвлекающих нас, мешающих нам сосредоточить свое внимание на самом главном, и дается нам время Великого поста, особенно его первой седмицы. Те, у кого есть возможность, всенепременно посещайте службы и утром, и вечером. Может быть, кому-то это покажется трудным, но великопостное молитвенное поприще очень помогает нам сосредоточиться на самих себе, на своих духовных проблемах, а молитва, совершаемая вместе с теми, кто окружает нас в храме, привлекает к нам Божию благодать и дает силы избавиться от грехов наших — если не всех, то по крайней мере тех, которые отягощают нашу совесть. Действительно, время Великого поста — это время очищения. Так и в эпоху Ветхого Завета были обряды очищения, но они носили более поверхностный характер, потому что были приспособлены к мировоззрению и психологии древних людей, в основном ориентированных на внешние проявления религиозности. Нам же, людям Нового Завета, многое открыто через Господа и Спасителя.
Мы знаем Евангелие, мы посещаем храмы Божии, мы причащаемся Святых Христовых Таин, и благодать Божия, конечно, касается нашего сердца и помогает нам увидеть свои прегрешения, узреть свои грехи, а зрение своих грехов является первым шагом к исправлению. Но ведь для того чтобы исправлять себя, нужно знать, что следует исправить, а для этого нужно разобраться в самих себе, в своих ошибках, в своих греховных поступках, в своих недостойных мыслях. И эта перемена достижима! Это не какое-то сверхсложное дело — только нужно начать заботиться об этой перемене. Посещение богослужений в Великом посту, особенно в первые недели Великого поста, молитва, слушание слова Божия, несомненно, дают человеку силу и возможность увидеть свои грехи, принести покаяние, а значит, и очищение от грехов. В Ветхом Завете, чтобы освободиться от грехов, приносили жертвы Богу.
Он заявил, что надеется, что Господь поможет россиянам и украинцам преодолеть испытания, обрести мир, уважение и согласие, строя общее будущее. В ходе пасхального обращения патриарх заявил , что подлинное предназначение человека осуществляется только тогда, когда он избегает зла и греха. Поделиться Патриарх Кирилл выступил с пасхальным обращением Патриарх Кирилл выступил с пасхальным обращением Отметим, что на пасхальное богослужение в храм Христа Спасителя приехал президент России Владимир Путин. Пасха — главный христианский праздник.
При этом справедливо — и в этом нет никакого непослушания — не принимать слов, отвергающих церковное единство и направленных против него, которые, к сожалению, можно слышать от некоторых священнослужителей. Ещё один важный практический вопрос, связанный с церковными нестроениями, касается урегулирования положения клириков, покидающих епархии, нередко одновременно с паствой. Например, когда их семьям грозит реальная опасность для жизни, в частности при изменении линии фронта. Каждый случай требует отдельного изучения, в связи с чем надлежит применять разные подходы в зависимости от ситуации. И при возникновении недоумений следует обращаться за консультацией в Управление делами Московской Патриархии. Отдельно упомяну о случаях, когда прибывающие клирики были запрещены в служении своими епархиальными архиереям и, при этом, утверждают, что поводом к запрещению стал их отказ нарушить каноническую норму богослужебного поминовения Патриарха. Таковые священнослужители вправе подать апелляцию в Высший Общецерковный Суд. При этом должен отметить, что может случиться и такая ситуация, когда клирик, представляя себя жертвой произвола, в действительности является нарушителем церковного порядка. В связи с этим не следует предвосхищать решения Высшего Общецерковного Суда по подобным делам, которые особенно требуют обстоятельного рассмотрения. Завершая эту тему, обращу ваше внимание на важность того, чтобы священнослужители, прибывающие в Россию как беженцы, могли рассчитывать на нашу помощь и поддержку, в том числе материальную. Наши епархии и приходы много помогают беженцам, и уж кому как не нам следует помочь нашим собратьям и сослужителям у Престола Божия. Пользуясь случаем, приведу информацию о помощи беженцам и пострадавшим мирным людям Новороссии и Украины, оказываемой нашей Церковью. Уже в феврале 2022 года для организации помощи был создан общецерковный штаб при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению. За истекшее время только на счетах упомянутого Синодального отдела и Московской Патриархии собраны средства объёмом в 568 миллионов рублей. Закуплена и направлена гуманитарная помощь на сумму свыше 331 миллиона рублей. В епархиях на территории России было собрано, закуплено и передано беженцам и пострадавшим мирным жителям более 2920 тонн гуманитарной помощи. Центральная клиническая больница Московской Патриархии имени святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси оказывает помощь беженцам в Москве, а также направляет добровольные бригады врачей для работы в больницах Новороссии, а также для эвакуации раненных, требующих стационарного лечения в Москве. Кроме того, больница неоднократно передавала сложное медицинское оборудование и организовала краткосрочные курсы по уходу за ранеными. За время работы этих курсов более 400 добровольцев из Москвы съездили в зону конфликта еженедельными вахтами. Выездные курсы также организованы больницей святителя Алексия в Новороссии и прифронтовых регионах. С начала марта 2023 года Синодальный отдел по церковной благотворительности еженедельно направляет в Мариуполь из Москвы волонтеров для ремонта жилых частных домов нуждающихся жителей города. К 1 июля съездили 18 смен добровольцев, 220 человек, отремонтирован 71 дом. Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии собирает и самостоятельно доставляет помощь в населённые пункты у линии боевого соприкосновения. К 1 июля сотрудники специального гуманитарного центра совершили 85 поездок и доставили более 600 тонн гуманитарных грузов. Подчеркну, что представленная информация охватывает далеко не всю совокупность предпринимаемых трудов, поскольку многие епархии, монастыри и приходы собирают средства и оказывают помощь самостоятельно. Я хотел бы всех трудящихся на этом поприще сердечно поблагодарить. Особые слова благодарности хотел бы также адресовать тем священнослужителям, которые с риском для жизни несут служение по окормлению военнослужащих, участвующих в настоящее время в боевых действиях. Воин, находящийся на фронте, особенно нуждается в таинствах церковных, наипаче же в причащении Святых Христовых Таин. Воины ждут и с благодарностью принимают от священников укрепляющие слова о Боге, о жертвенности, о христианской стороне их ратного труда. Воины нуждаются и в пастырском наставлении о борьбе со страстями, которые могут проявлять себя с особенной силой в постоянной стрессовой ситуации. Нуждаются в утешении и заботе и те воины, которые получили ранения и находятся в больницах или проходят реабилитацию. В медицинских учреждениях, где они находятся, трудятся духовенство и церковные волонтёры. Уверен, что могу выразить им нашу общую благодарность. Знаю также, что многие священнослужители и прихожане живо откликнулись на многоразличные нужды воинов, находящихся на фронте, что приходы собирали и собирают материальную помощь и средства для приобретения необходимого воинам: вещей, средств защиты, лекарств. Поддерживаю эти дела. Да будут они благословлены Богом! Как я уже ранее отметил, нынешний вооруженный конфликт является отражением более глобального столкновения цивилизаций: той, которая всё больше уходит от Богом заповеданных устоев жизни, и той, которая стремится сохранять их, несмотря на многолетние усилия, предпринимаемые против этого идеологами апостасии. К сожалению, последним удалось вовлечь в это противостояние государственное руководство Украины и тех населяющих её людей, которые были им обмануты. Таким образом была спровоцирована междоусобная брань между единокровными и единоверными людьми России и Украины. Показательно, что, когда костёр войны разгорелся, в военных действиях на стороне Украины стало принимать участие большое число иностранных наёмников, зачастую поддерживаемых своими государствами, которые явно и недвусмысленно заинтересованы в этой войне и потому поставляют оружие на Украину и разными другими способами поддерживают конфликт. Другими словами, междоусобная брань, которая была спровоцирована и до сих пор поддерживается из заграничных центров, переросла в международный, фактически мировой вооруженный конфликт. Этот конфликт уже повлёк многочисленные жертвы. Разрушены, подчас до основания, города, храмы, монашеские обители. Целые территории становятся непригодными для жизни! С глубокой болью воспринимаю происходящее, наипаче страдания и скорби мирных людей, тем более что по обе стороны линии боевых действий находятся, в том числе, и чада единой Русской Православной Церкви! Помолимся о всех убиенных и от ран и болезней скончавшихся в эти дни. Помолимся обо всех страждущих и лишившихся крова, об утешении скорбящих и ободрении унывающих. Помолимся и о воинах наших, дабы Господь сохранил их от смерти, ран, пленения и всякого зла. Помолимся о том, чтобы Господь даровал нам всем глубокий и неотъемлемый мир. Помолимся и о победном торжестве над ополчающимися на Святую Русь и желающими разделить и погубить её единый народ из молитвы о Святой Руси. Грозные обстоятельства времени закономерно вызывают у многих страх, который усиливается при сообщениях о терактах и диверсиях, затрагивающих людей как у самой линии боевого соприкосновения, так и вдалеке от нее. Этот страх — орудие дьявола, направленный в том числе на то, чтобы попытаться заставить нас отступиться от хранения богозаповеданных идеалов, отступиться от защиты нашей веры и Отечества. Наш ответ на этот страх — в молитве Богу, в мужественном доверии Ему даже при тяжёлых испытаниях, в поддержке друг друга и в сохранении нашего единства. Это единство нам следует всеми силами оберегать. В конце июня мы были свидетелями того, как обиды и личные амбиции едва не привели к вооруженному противостоянию внутри России. В эти дни многие из нас вспомнили о событиях вековой давности, когда во время Первой мировой войны в нашей стране была спровоцирована внутренняя рознь. Тогда для этого внешними и внутренними врагами Отечества использовались как частные интересы, так и претензии к действиям тех или иных государственных лиц, подчас, к сожалению, и справедливые. Мы знаем, какой катастрофой для России, для Церкви, для всего народа нашего стали мятежи и революции. Мы помним, как некоторые люди, желавшие блага Отечеству, поддержали в 1917 году революцию, представлявшуюся им неизбежной и нужной, а потом в этом горько и запоздало раскаивались. Да, справедливое устроение жизни народа и государства является несомненным благом. Да, допускаемая порой несправедливость требует исправления, в том числе и через церковное ходатайство за пострадавших от неё людей. Однако исторический опыт свидетельствует, что смута и междоусобная брань, даже под лозунгами справедливого устроения общества, никогда не приносили блага народам нашего Отечества, и наш пастырский долг — предостерегать народ Божий от участия в этих бесплодных делах тьмы срав. Какой бы ни была меняющаяся повестка дня, в центре нашей проповеди должно находиться то, что всегда остается неизменным. Мы, христиане, призваны свидетельствовать, что мы — самые счастливые и свободные люди, поскольку нам во Христе открыта истина о том, каким должен быть и может стать человек. Нам открыты и последние судьбы мира, сегодня мятущегося и терзающегося в греховном ослеплении, но чающего встречи со своим Творцом и Искупителем во Втором пришествии. Поэтому наши слова должны открывать людям спасительную истину о снисхождении Бога в мир людей до самой крестной смерти и победы над смертью в Воскресении. Мы призваны говорить об открывающейся в служении основанной Христом Церкви возможности богообщения и освобождения от греховного рабства. Наши дела должны свидетельствовать о презрении к идолам современности, о нашей преданности Воскресшему Господу и Его заповедям, о поклонении истинному Богу, о братолюбии и милосердии, об исповеднической твердости и терпеливой готовности делиться с другими богатством жизни во Христе. Архиерей, то есть предстоятель местной Церкви, как определяет Устав епархии, несет ответственность за церковную жизнь во вверенной ему области. При этом важно помнить, что труд архиерея — это не «княжение» над людьми, а служение великому домостроительству Божию. Тем более это важно в нынешних условиях, когда многие люди столкнулись со скорбью и претерпевают лишения.
Вознося молитвы о мирном разрешении сложившейся ситуации, как Предстоятель Русской Православной Церкви призываю одуматься тех, кто взяв в руки оружие, готов направить его против своих собратьев. Перед лицом общей угрозы надлежит сохранять единомыслие, преодолевать обиды и личные амбиции. Как бы сложно это подчас ни было.
Патриарх Кирилл заявил, что Россия отстаивает в зоне СВО национальные духовные ценности
По словам патриарха, сегодня на Русскую Православную Церковь ополчились «духи злобы поднебесной», которые стремятся не просто разделить православных людей Руси и Украины, но сделать так, чтобы между ними пролегла пропасть, «не просто пропасть, а чтобы ров был выкопан, подобно тем рвам, которые используют во время военной операции, чтобы враг не прошел». Между тем патриарх Кирилл глубоко убежден, что, поскольку все эти усилия не от Бога, их цели никогда не будут достигнуты. Сегодня новые силы, по словам патриарха, «выступают за некое благо кого-то из наших народов, снова выкапывают эти рвы, думая, что тем самым обеспечат свое счастье и благополучие».
По словам патриарха, он глубоко убежден в том, что в то время как в каких-то странах еще ведутся поиски национальной идеи, в России уже "все нашли". По его словам, Россия переживает особый период отечественной истории. Патриарх призвал верующих, которые сейчас в силу разных обстоятельств не могут непосредственно участвовать в происходящих "судьбоносных событиях", усилить молитву за Отечество и народ, за президента страны и "за тех, кто с оружием в руках защищает духовные ценности Святой Руси".
В истории нашего Отечества бывали и такие времена — тяжелые, отмеченные значительными проблемами в жизни страны и страданием людей. Властолюбие является грехом, и власть оправдана только тогда, когда служит единственной цели — приносить пользу людям, служить людям. Словом «министр» обозначается высокое должностное лицо в государстве.
Но в переводе с латинского министр — это служитель. Не может быть другой цели у человека, облеченного властью, кроме как служить людям. Все то, о чем мы сейчас говорим, касается не только светской власти, — то же касается власти духовной даже в большей степени, чем светской. В Церкви не может быть власти, направленной на достижение личных целей того, кто этой властью обладает. В Церкви власть — это синоним служения. Чем больше полномочий у священнослужителя, тем больше он должен сораспинаться на пути служения Богу и людям. И это единственное оправдание того уважения, того авторитета и той признательности, которые верующий народ обращает в адрес своих служителей. И сегодня, задумываясь через слова молитвы святого Ефрема Сирина о власти, прося Господа избавить нас от властолюбия, мы должны ясно понимать, что все сказанное относится не только к тем, кто обладает властью, но и к каждому из нас.
Потому что и в самых простых межличностных отношениях очень часто один человек пытается взять верх над другим, иногда сознательно, а иногда бессознательно, в силу черт характера, волевых качеств. И это стремление быть выше другого, воздействовать на другого, управлять другим тоже есть не что иное, как властолюбие, хоть и без реальной власти. Наверное, большинство из нас, если повнимательней посмотрит вглубь своей души, увидит в себе этот порок, иначе святой преподобный Ефрем не вложил бы в великую свою молитву обращение к Господу с мольбой избавить нас от этого греха и порока. Пусть силой Божией и нашими собственными усилиями искореняется из нашей жизни всякое стремление к властолюбию, всякое стремление к тому, чтобы господствовать над другим человеком. А те, кто обладает некими властными полномочиями, в полной мере должны сознавать, что главный смысл и единственная цель такого ответственного служения есть не что иное, как служение Богу и людям. Проповедь во вторник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. В молитве «Господи и Владыко живота моего», в первом прошении, есть два слова, которые имеют один и тот же корень: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Праздность и празднословие.
Праздность — это пустота, отсутствие всякого плода, отсутствие всякого содержания. А пустой человек — это человек никчемный. Не просто несостоявшийся потому что есть люди несостоявшиеся в силу жизненных обстоятельств , а тот, кто оказался ни на что не способным. Так бывает — очень редко, но бывает. И чаще всего эта пустота является не проявлением каких-то физических или умственных слабостей, а проявлением слабой воли и слабых усилий, которые не могут сформировать человеческую личность. Эта праздность и слова, и личности небезразлична ни для самих людей, ни для окружающих. Когда человек произносит праздные слова, он тем самым являет свою собственную несостоятельность. И те, кто внимательно относится к словам других, могут с легкостью определить, что собой представляет эта личность.
Другими словами, праздные слова работают против нас. Они свидетельствуют о нас с самой плохой стороны. Нет ничего более опасного, чем празднословие с точки зрения формирования отрицательного отношения к человеку. Но в празднословии есть опасность и для окружающих людей. Праздные слова могут нанести людям ущерб. Хорошо известны случаи, когда праздные слова приводили к жизненным катастрофам. Разве множество семейных конфликтов, которые заканчивались разводом, не начинались с пустых, праздных слов, незаметно переходивших в оскорбления и наносивших ущерб и тем, кто эти слова произносил, и, несомненно, тем, кто был вынужден их слушать? Празднословие — это сила с отрицательным содержанием.
Мы ни в коем случае не должны поверхностно относиться ко всему тому, что говорим и что слышим, потому что и произносимое, и воспринимаемое нами имеет прямое отношение к нашей духовной жизни. Как же избавиться от празднословия? Нет другого средства, как только научиться молчанию. Казалось бы, что хорошего в том, что человек молчит? На самом деле много хорошего в том, когда мы молчим, — это ограждает нас от пустых слов. Если человек говорит, только когда произносит нужные, правильные слова, когда ограждает себя от пустых, лишних слов, тем более тех, которые могут обидеть других людей и нанести им урон, — он совершает деяние очень большой духовной важности. Как же научиться этому молчанию? Лучшей школой молчания является храм Божий.
Находясь в храме, мы молчим на протяжении часов. Это удивительно. Мы не разговариваем друг с другом в храме, за исключением каких-то особых случаев. Храм и молитва есть школа молчания. Но как важно, чтобы эта школа приносила плоды и чтобы мы, покидая храм, помнили, что за каждое праздное слово будем нести ответ пред Господом см. И как важно, чтобы эта школа молчания давала нам силы хранить себя от пустых слов в нашей повседневной жизни! Храм Божий дает удивительную возможность и обращаться к Богу с молитвой, и размышлять о своей собственной жизни, и учиться благоговейному молчанию. Всякий раз, когда мы вступаем в отношения с людьми, когда мы произносим некие слова, мы должны помнить о большой ответственности, которая ложится на человека, вступающего в разговор с кем-то, с кем его свел случай или жизненные обстоятельства.
Наши беседы, наше общение есть некая школа, которую можно пройти с успехом, а можно провалить экзамен. Если мы наполняем межличностное общение пустыми, никчемными словами, то ослабляем свою внутреннюю духовную жизнь и, несомненно, наносим ущерб тем, с кем общаемся. И эти слова, обращенные к Богу, являются молитвой, помогающей нам хранить молчание в случаях, когда это необходимо. Хранить молчание, дабы сохранить свой внутренний мир, сохранить покой и не совершить ничего греховного, что могло бы омрачить жизнь других людей. Мы должны быть научены тому, что слово — это великий Божий дар, данный человеку, чтобы он, используя слово, мог входить в сообщение с другими. И этот дар мы не должны ни в коем случае омрачить празднословием и всем тем, что приносит людям вред, духовный и не только духовный. И да поможет нам Господь хранить молчание тогда, когда это необходимо, удерживаться от пустых и тем более злых слов и сохранять мир в сердце. Пусть Господь каждого из нас вразумит на жизненном пути, чтобы избегать всего того, что греховно и пагубно, и устремляться к тому, что открывает нам двери спасения.
Проповедь после великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста в Богоявленском кафедральном соборе г. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! И в каждом слове этой молитвы есть то, над чем стоит подумать, применяя к своей собственной жизни. Вообще, молитвы, которые мы произносим в храме или дома, — это не какие-то застывшие исторические формы, литературные или литургические. Это живые слова, которые имеют свою актуальность, которые никогда не устаревают. Но для того чтобы было так, мы должны вникать в смысл этих богослужебных текстов, а если что-то непонятно, спрашивать у людей просвещенных или самим искать ответы на свои вопросы, благо теперь так просто все найти в Интернете. Понятие целомудрия, о котором говорит святой Ефрем Сирин, мы обычно относим к плотской чистоте. И это правильно, хотя понятие целомудрия куда шире.
Два слова — «целостность» и «мудрость». Целомудрие — это образ жизни, который помогает человеку сохранять целостность своей личности. Что же является противоположным целостности? А противоположное — это раздробленность, разделение, то есть нечто несомненно опасное для человеческой жизни. В самом деле, когда человек теряет целостность своей жизни, возникает такое явление, как двоедушие. Нередко оно проявляется в лицемерии, когда человек по сути один, а представляет себя другим.
Но если депрессия есть результат неблагополучия психического, то есть следствие болезни, то уныние таковым не является. Понятие «уныние» вообще можно определить и описать только в системе религиозных координат. Если человек теряет веру в Бога, если он начинает во многом сомневаться, если утрачивает некие жизненные координаты, связанные с его религиозным выбором, то, как следствие, наступает уныние, тяжелейшее душевное состояние. Уныние невозможно лечить медикаментозно, из уныния невозможно выйти через внушение извне.
Это состояние, которое может преодолеть только сам человек, опираясь на силу Божию. А как же возможно совершить такой подвиг? Есть два непременных условия: человек должен верить в Бога и верить в то, что все происходящее с ним является в конечном счете действием Божественного промысла — либо попущением Божиим, если происходящее скорбно и печально, либо проявлением Божественной милости, если происходит что-то радостное и доброе. Когда человек приучается предавать себя в руки Божии, уныние исчезает, потому что вместо уныния обретается глубочайшая уверенность в силе и разумности Божественного Промысла. Мне приходилось встречаться с людьми, прошедшими тяжелейший жизненный путь, в том числе с теми, кто прошел через заключение, ссылки, лагеря только потому, что верил в Бога. И вот что удивительно: у этих людей никогда не было уныния. Еще во время несения послушания в Смоленске я встретился с одним человеком. Он посетил меня, узнав мою фамилию, и сказал, что с каким-то юношей, носившим ту же фамилию, он плыл из тогдашнего Ленинграда в бухту Нагаева, а затем по Колымской трассе был доставлен до места заключения. И рассказал, что тот юноша никогда не был в плохом настроении — он всегда оставался спокойным, мирным и даже радостным. И когда его спросили, почему он пребывает в таком добром расположении духа, ответ был простой: «Но ведь я ради Христа еду туда, куда меня посылают.
А разве может быть плохой жизнь ради Христа? Чем больше в жизни комфорта, чем больше материальных возможностей, тем слабее становится человек. Ему есть, что терять, он боится понизить уровень своего потребления и комфорта и потому становится очень уязвимым. И не только потому, что волнение охватывает при одной только мысли, что жизнь может измениться в худшую сторону, но и просто потому что очень часто такой человек впадает в уныние. А уныние там, где исчезает вера и где на место веры приходит страх. Вот почему в молитве святого Ефрема Сирина просьба к Господу избавить нас от уныния стоит на втором месте — особым образом подчеркивается необходимость избавиться от уныния как душевного состояния, несовместимого с подлинным человеческим благополучием. Каждый из нас в той или иной мере, при тех или иных обстоятельствах подвержен этому чувству. И для каждого из нас, кто хотя бы раз был подвержен этому чувству, звучат сегодня проникновенные слова молитвы святого Ефрема Сирина с просьбой избавить нас от уныния. А избавиться от уныния — значит изменить свой взгляд на жизнь, расстаться со страхами, расстаться с недоумениями, с попытками прозревать будущее, не имея никаких возможностей по-настоящему это сделать. Это означает предаться в руки Божии с полным доверием Господу, без всякого страха, но с великой надеждой на Божие милосердие.
Всему этому учит нас молитва святого Ефрема Сирина. И, повторяя эти слова, будем просить Господа, чтобы Он избавил нас, в том числе, и от пагубного уныния и дал возможность обрести радость и мир в душе. Проповедь после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя. Молитвой святого Ефрема Сирина мы испрашиваем у Господа помощи на путях нашей духовной жизни. Мы просим оградить нас от чувств, мыслей, деяний, которые разрушают внутренний мир человека и препятствуют делу спасения. Менее всего мы обращаем внимание на опасность любоначалия, ведь каждый чувствует свою вину пред Богом в празднословии, унынии, а вот склонность к любоначалию для большинства остается незаметной. Но на самом деле любоначалие — это очень болезненная страсть, и страсть греховная. По-русски любоначалие именуется властолюбием. Когда человек стремится к власти, тогда его обуревает страсть властолюбия. Только у Господа — власть над миром и над каждым человеком, и древние хорошо это понимали.
Из Ветхого Завета мы знаем, что в Израиле, который по праву считал себя народом избранным, первоначально не было царей. Израиль поставлял себя под власть Бога; в истории такое управление государством называется теократией, в переводе на русский — властью Бога. Но поскольку кто-то должен был эту власть осуществлять, древние израильтяне учредили особое служение — служение судей. Не будучи царями, судьи исполняли определенные функции, связанные с управлением государством, памятуя, как и весь народ, о том, что подлинным Правителем, подлинным Царем Израиля является Господь. Но в какой-то момент израильтяне сочли, что жившие вокруг народы, имевшие царей, имевшие достаточно организованную государственность, начинают возвышаться над израильтянами, что особенно чувствовалось во время военных действий. В народе израильском возникла мысль о необходимости иметь царя. Последним судьей был пророк Самуил, и народ потребовал от него, чтобы был избран царь и тем самым закончилось правление над Израилем духоносных мужей, которые, не имея царских полномочий, являлись скорее моральными авторитетами и духовными лидерами. Самуил обратился к Господу с молитвой и услышал ответ: «Они не тебя — они Меня отвергли» см. И Бог дал им царя Саула. Власть привлекает людей тем, что через обладание ею можно свою собственную волю исполнять посредством других людей, осуществлять свою волю в жизни других.
Это открывает огромные возможности для достижения таких целей, какие были бы совершенно недостижимы, если опираться только на свою волю и на свои силы. Власть дает право и возможность мобилизовать волю и силы многих для достижения тех целей, которые ставит перед собой обладающий властью человек. Вот почему к власти нередко устремлялись и устремляются люди недостойные. Если человек достойный удостаивается власти, он направляет ее на достижение целей, которые служат благу не только и не столько его самого, но всех тех, ради кого он эту власть осуществляет, то есть ради народа. Люди чувствуют и уважают таких правителей, окружают их почтением, считают великими авторитетами. Так, в истории нашего государства многие цари были окружены почтением и обладали высочайшим авторитетом. Ибо народ сознавал, что государь, будучи во главе страны, всего себя отдает для служения Отечеству. И мы знаем, что многие из наших достойных правителей были убиты именно потому, что беззаветно служили своему народу. Но власть может проявляться и самым дурным образом, когда она служит интересам одного человека или группы людей, когда во имя узких корпоративных интересов и целей напрягаются силы народа, который принуждается властью к исполнению того, что служит благу немногих. В истории нашего Отечества бывали и такие времена — тяжелые, отмеченные значительными проблемами в жизни страны и страданием людей.
Властолюбие является грехом, и власть оправдана только тогда, когда служит единственной цели — приносить пользу людям, служить людям. Словом «министр» обозначается высокое должностное лицо в государстве. Но в переводе с латинского министр — это служитель. Не может быть другой цели у человека, облеченного властью, кроме как служить людям. Все то, о чем мы сейчас говорим, касается не только светской власти, — то же касается власти духовной даже в большей степени, чем светской. В Церкви не может быть власти, направленной на достижение личных целей того, кто этой властью обладает. В Церкви власть — это синоним служения. Чем больше полномочий у священнослужителя, тем больше он должен сораспинаться на пути служения Богу и людям. И это единственное оправдание того уважения, того авторитета и той признательности, которые верующий народ обращает в адрес своих служителей. И сегодня, задумываясь через слова молитвы святого Ефрема Сирина о власти, прося Господа избавить нас от властолюбия, мы должны ясно понимать, что все сказанное относится не только к тем, кто обладает властью, но и к каждому из нас.
Потому что и в самых простых межличностных отношениях очень часто один человек пытается взять верх над другим, иногда сознательно, а иногда бессознательно, в силу черт характера, волевых качеств. И это стремление быть выше другого, воздействовать на другого, управлять другим тоже есть не что иное, как властолюбие, хоть и без реальной власти. Наверное, большинство из нас, если повнимательней посмотрит вглубь своей души, увидит в себе этот порок, иначе святой преподобный Ефрем не вложил бы в великую свою молитву обращение к Господу с мольбой избавить нас от этого греха и порока. Пусть силой Божией и нашими собственными усилиями искореняется из нашей жизни всякое стремление к властолюбию, всякое стремление к тому, чтобы господствовать над другим человеком. А те, кто обладает некими властными полномочиями, в полной мере должны сознавать, что главный смысл и единственная цель такого ответственного служения есть не что иное, как служение Богу и людям. Проповедь во вторник первой седмицы Великого поста после утреннего богослужения в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. В молитве «Господи и Владыко живота моего», в первом прошении, есть два слова, которые имеют один и тот же корень: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Праздность и празднословие. Праздность — это пустота, отсутствие всякого плода, отсутствие всякого содержания.
Навигация по записям
- Видео: Призыв патриарха Кирилла не ходить в храмы
- «Вся история нашей страны связана с явлениями милости Божией»
- «Первосвятитель»
- Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла перед чином прощения в Храме Христа Спасителя
- Публикации
- Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи
Четыре революционных пожелания патриарха Кирилла на 2024 год
Иногда мы прибегаем к помощи священников, духовников, и правильно делаем. Но даже самый опытный священник не сможет проникнуть в глубину души, если сам человек этого не желает, если он не раскрывает своих помыслов. По разным причинам так происходит: кто-то стесняется, у кого-то навыка нет. Но даже если не хватает сил открыть свои помыслы священнику на исповеди, то ведь каждый может сделать это перед образом Божиим и, уяснив свои слабые места, свои греховные склонности, свои дурные поступки, сделать все для того, чтобы за время Великого поста максимально освободиться от тяжелых гирь греха, которые тянут человека к земле и не дают ему воспарить к небу. Это достаточно трудная работа, она предполагает способность к самоанализу, критическому восприятию собственной личности, а вот это и является самым трудным. Ну что греха таить — когда мы вступаем в конфликт, мы ведь исключительно в других видим его причину.
Если же спросить нас, как мы оцениваем себя в этом конфликте, какие собственные отрицательные черты характера мы можем вычленить из этой ситуации и признаться «вот в этом я и виноват», то каждый из нас окажется в трудном положении и мало кто сможет это сделать — за редким исключением тех, кто привык приносить Богу покаяние в своих грехах. Но если этот навык есть, значит, человек способен к самоанализу — беспрепятственному, объективному, тому самому, который является непременным условием духовного возрождения, преодоления своих слабостей и грехов. А без проникновения в свою собственную жизнь, без внутренней самокритики, без осознания греховности не может быть никакого духовного роста. Собственно говоря, Великий пост и предлагает нам определенные средства для того, чтобы мы смогли провести анализ своей собственной жизни, своих мыслей, своих поступков. Церковь предлагает молитву, участие в Таинствах, ограничение в пище.
Все это требует усилий, но ведь без усилий невозможно решить главной задачи — изменения себя к лучшему. Если у человека не хватает сил отказаться от скоромной пищи, как же он может изменить свою жизнь? Некоторые говорят: «вы знаете, я не пощусь, но зато…», — и дальше по списку какие-то добродетели. А ты попробуй попостись — хотя бы для проверки собственных возможностей. И если почувствуешь, что поститься не можешь, значит, дело плохо.
В своем обращении к верущиюм которое впрочем, было записано заранее , патриарх говорил о важности защищать Отечество и недопустимости предательства. Программа началась со слов: «Кто отречется от меня перед людьми, от того и я отрекусь. Мы знаем к чему в нашей стране привела эта жизнь без Бога».
Ранее патриарх Кирилл сообщал , что Россия не стремится захватить другие государства или стать богаче в нынешнем конфликте с «мироправителями тьмы века сего».
Когда задумываешься об этом таинственном событии, отделенном от нас тысячелетиями, понимаешь, что действительно некая великая Божественная тайна реально вошла в жизнь людей — тайна, абсолютно не объяснимая человеческим разумом. Для спасения людей Господь избирает не царя, не полководца, не того, у кого сила и власть, чтобы с опорой на эту власть произвести благоприятные перемены в жизни рода человеческого.
Как же это отличается от всех вождей, революционеров, реформаторов и прочих и прочих, которые стремились изменить жизнь людей к лучшему, опираясь на собственную силу, на силу своих единомышленников, на силу политических партий или на военную силу! Но ведь ни одна перемена за всю историю человечества не оказалась такой принципиальной и радикальной, изменившей жизнь людей на «до» и «после», как та, что произошла в день, который мы сегодня вспоминаем. Господь избирает Деву Марию, не имевшую никакой человеческой силы, никаких связей в обществе, никакой политической поддержки, никакой финансовой поддержки, — абсолютно беззащитное и чистое существо. И что же происходит? Именно Такую Деву избирает Бог, чтобы через Нее войти в ткань человеческой истории, стать Одним из нас и через воплощение реально победить смерть и избавить человечество от греха. Это событие действительно лежит вне всякой человеческой логики, потому что любой, кто хочет произвести изменения, даже самые добрые, в собственной жизни и тем более в жизни общества, народа, государства, всегда опирается на определенную человеческую силу. Наверное, отчасти это верно, но сегодняшний праздник убеждает, что грандиозные перемены могут произойти и иным способом, если человек полностью посвящает себя Богу и жизнь свою отдает Божиему Промыслу, соединяя свои возможности с Божественной благодатью и силой.
Это соединение энергий, соединение сил или, как называют это явление богословы, синергия и достигает особого результата.