Первая пьеса Островского, которая принесла ему известность, хотя с трудом прошла цензуру и долгое время не разрешалась к постановке, — «Банкрот, или Свои люди — сочтемся». Главные новости о персоне Александр Островский на Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии.
Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося драматурга Александра Островского
Наш бот для ваших новостей и обратной связи: @OstrovskiNews_bot. В этом году мероприятие организовано к 200-летию со дня рождения русского драматурга и писателя Александра Островского. «Слава Островского как драматического писателя родилась и выросла в один день» (Н.В. Берг, русский журналист, XIX век).
В Киеве снесли памятник советскому писателю Николаю Островскому
В Калязине с Островским случилось несчастье: лошади взбесились и опрокинули повозку, которая своей тяжестью сломала писателю ногу. Большевик и писатель Николай Островский родился на Волыни, в селе Вилия Острожского уезда, а жизнь и творчество его оказались наиболее тесно связаны с Шепетовкой. русского драматурга, театрального деятеля и основоположника современного русского театра. Новаторство пьесы Островского ярко проявилось в постановке Малого театра, в частности, в исполнении роли Любима Торцова знаменитым актером Провом Садовским. Островский принес в русскую драматургию необычайно много нового, его имя называют среди столпов, на которых держится русский театр, наряду с Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем. В 1933 году Николай Островский в Сочи продолжил работу над второй частью романа, а в 1934 году вышло первое полное издание этой книги.
Алексей Островский
От нее — простор, широта, стремление к полету. А город Калинов — душит, сковывает, взлететь не дает; конфликт в пьесе не только столкновение характеров, но и столкновение воли и неволи, волжской свободы и душных купеческих домов с их высокими заборами и тяжелыми засовами. Островский заставил актеров жить на сцене Слева направо: актер Федор Бурдин, драматург Александр Островский, актеры А. Репродукция Фотохроники ТАСС Островский принес в русскую драматургию необычайно много нового; его имя называют среди столпов, на которых держится русский театр, наряду с Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем. И, конечно, он гораздо дальше прошел по пути создания национального театра — и реалистического театра, — чем каждый из предшественников. Чтобы играть в пьесах Островского, актерам надо было пересмотреть свою привычную манеру декламации, восходящую еще к театру классицизма, и начать жить на сцене; не себя вносить в роль, а отказываться от себя и вживаться в своего персонажа; говорить не книжным языком, а живым простонародным; отказаться от скудного запаса заученных жестов и начать жить на сцене. Каждому актеру в пьесах Островского было что играть — даже если роль самая маленькая, в несколько реплик. Критики отмечали, что зрителей захватывает даже не столько сюжет он может быть и самым немудрящим , сколько сама языковая стихия пьесы.
Именно в этих пьесах особенно ярко заблистал талант Прова Садовского и Сергея Васильева. Впрочем, Михаил Щепкин Островского не принял, с первой репетиции «Грозы» демонстративно ушел, инициировав конфликт, который один из современников назвал «войной армяков с фраками». Щепкин, представитель «западничества» в театре, переигравший сотни ролей в водевилях, исполнитель не только главных ролей в классических русских и иностранных пьесах, но и вечный благородный отец в сотнях водевилей, не мог принять театра Островского. Островский привел на театральную сцену мелких чиновников и купцов, приказчиков и свах, странниц-богомолок и нянек, мещан и разорившихся дворян — уже не этнографических «русских типов», а живых людей с их смешными, глупыми, трагическими речами, с их мелкими проблемами, возвышенными мечтами, небольшими огорчениями или огромным горем. Он пошел тем же путем, которым в прозе шел Тургенев, а в поэзии Некрасов: все они учили русскую литературу говорить о незнатном человеке в первую очередь как о человеке, не обращая внимания на сословия, классы, чины, звания. Они учили видеть не только своеобразие речи с ее диалектными или просторечными словечками, но и человеческую душу, прекрасную или безобразную — «горячее сердце» Параши из одноименной пьесы или жуткую, вымороженную скупостью душу отставного чиновника Михея Михеича Крутицкого из «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Недаром из «Москвитянина» Островский ушел к Некрасову в «Современник» — и не потому, что это был лучший литературный журнал страны, и не потому, что Некрасов хорошо платил авторам, а потому, что они совпадали в главном — во взгляде на человека вообще и на человека из народа в частности.
Автор фотографии Сергей Львович Левицкий. Он не раз жаловался в письмах друзьям, что не может позволить себе отдыхать даже летом: вынужден без конца работать, чтобы к новому театральному сезону была новая пьеса — и чтобы прокормить семью. Семья у него скоро появилась и быстро разрослась: через два года после смерти первой жены он женился на молодой актрисе Марии Бахметьевой; у них появилось шестеро детей. А заработки драматурга, даже самого успешного, были ничтожными: с каждого представления в императорских театрах он получал четыре рубля, в провинциальных — вовсе ничего. Островский принимал деятельное участие в создании в 1859 году и работе Литературного фонда, который в конце концов добился права драматургов, оперных либреттистов и композиторов получать адекватную их труду оплату, а кроме того, занимался выплатой пенсий престарелым писателям, их вдовам и сиротам, давал литераторам стипендии на поездки и т. В 1874 году Островский стал председателем только что образованного Общества русских драматических писателей и оперных композиторов и оставался на этом посту до своей кончины, защищая интересы театральных авторов. На встречи артистического кружка, основанного Островским в 1866 году, в его доме собирались писатели, композиторы, актеры — у него бывали Толстой, Достоевский, Тургенев, Гончаров, Садовский, Ермолова, Чайковский.
Гончаров очень ценил Островского; Достоевский терпеть не мог его исторических пьес, но «купеческие» ставил очень высоко. Фото: РИА Новости Толстой был с Островским на «ты», хотя в их отношениях бывали периоды охлаждения: Толстому не нравились какие-то пьесы Островского, Островский ужаснулся моральной проповеди Толстого и просил его оставаться романистом: «а то, что ты взялся умы мутить, это к хорошему не приведет». Толстой писал: «Он мне нравился своей простотой, русским складом жизни, серьезностью и большим дарованием. Он был самобытным, оригинальным человеком, ни у кого не заискивал, даже в литературном мире». При этом Толстого слегка забавляла страсть Островского к созданию всяческих докладных записок, посвященных реформированию театра. Один современник вспоминал, что Толстой говорил: «Помню, в последнее время пришел к нему, он после болезни, с коротко остриженной головой, в клеенчатой куртке, пишет проект русского театра. Это была его слабая сторона — придать себе большое значение: я, я, я».
Да, Островский прямо так и говорил. Я — все: и академия, и меценат, и защита».
Крупской Ленинград. Набережная Волги. Сад Кабановой. Эскиз декорации к спектаклю «Гроза» Бакинского театра русской драмы. Население города составляют купцы, ремесленники, мещане и крестьяне. Всех их объединяет малограмотность и невежество. Даже самые богатые слои общества пренебрегают чтением, всю информацию жители получают не из газет, а от странников. Так, например, некоторые жители Калинова думают, что Литва упала на землю с неба, а в далеких странах живут люди с собачьими головами.
Иногда в Калинове случаются происшествия, нарушающие привычный, размеренный уклад жизни горожан: самоубийство молодой Кабановой или появление шайки странных разбойников в необычных костюмах, по слухам свирепствующих в окрестных лесах... Богатая купчиха, вдова. У нее есть дочь Варя и сын Тихон, живущий вместе со своей женой Катериной в ее доме. Ей все время кажется, что дети делают все неправильно, постоянно учит их «уму-разуму», любит давать наставления и обижает их своими придирками и устаревшими требованиями. Страшно ревнует сына к невестке. Строга, сварлива, одинока. Ей кажется, что держать порядок в семье можно только опираясь на постоянный страх близких. Что бы выжить, домочадцам приходится или подчиниться ее воле, или научиться обманывать деспотичную мать. Не так давно схоронил мать, оставившей ему свое состояние. Живет вместе с женой, дочерями-подростками и бедным племянником, приехавшим к богатому дядюшке из Москвы за своей долей бабушкиного наследства.
Сварливый и скандальный, жадный человек, домашний тиран и самодур. Дикой обижает тех, кто слабее его или ниже по положению, но при этом никогда не ругается с тем, кто сильнее его. Ему трудно угодить и работники никогда не знают, заплатит ли хозяин им за работу или нет. Даже городничий не в силах повлиять на Савела Прокофьевича. Иллюстрация А. Молодая красивая женщина, жена Тихона Кабанова. Живет с мужем в доме свекрови. Искренняя, открытая, эмоциональная, она не умеет обманывать и притворяться. Катерина любит мечтать: иногда ей хочется стать птицей и улететь из этого города в родительский дом, в свою прежнюю счастливую жизнь к маме и папе, или с песнями кататься в лодке по Волге, обнявшись с любимым человеком. Окружающие люди считают Катерину странной, «мудреной», «чудной» женщиной.
Свекровь все время придирается к ней, «возводит напраслину», а муж не может защитить от злобных нападок своей матери. Живет вместе с женой и младшей сестрой Варварой в родительском доме, как в тюрьме. Бесхарактерный мужчина, «маменькин сынок», он глубоко несчастлив, но не смеет ступить и шагу без согласия деспотичной матери. По натуре своей Тихон человек добрый, но лишен собственной воли и мысли, а потому решительно не в силах защитить жену от оскорблений свекрови. Он мечтает вырваться на свободу и использует любую возможность чтобы сбежать из дома и утопить свои горести в вине. Дочь богатой купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой. Живет в доме матери вместе со старшим братом Тихоном и его женой Катериной. Умная и хитрая девушка, она, как и все остальные члены семьи, терпит обиды своей матери. С детства она приспособилась к самодурству Кабановой и научилась врать. Она тайно по ночам встречается с Кудряшом, служащим купца Дикого, что для незамужней девушки патриархального Калинова совершенно неприемлемо.
Он хорошо играет на гитаре и пользуется вниманием женского пола города Калинова. Кудряш статный, сильный мужчина с независимым характером. Он не страшится вздорного хозяина, которого в городе боятся все, не лебезит перед ним, за словом в карман не лезет и на грубость отвечает грубостью. Cтранница, частая гостья в богатых купеческих домах. Разнообразные байки о заморских странах, фантастические истории о людях с песьими головами и правителях, которые «что ни судят они, все неправильно», рассуждения о далекой суетной московской жизни, о страшном «огненном змие»— паровозе — все эти истории помогают скрасить унылые провинциальные будни жителям Калинова.
На улице Арбат 27 мая откроется выставка в честь 200-летия со дня рождения Александра Островского. Выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения драматурга и писателя Александра Островского, откроется 27 мая на улице Арбат, ее подготовили в рамках общероссийской акции «Библионочь», сообщила заммэра Москвы Наталья Сергунина.
Наталья Сергунина: «Выставка продлится до 15 июня. Москвичи и туристы смогут проследить театральную историю произведений Островского с конца XIX века до наших дней.
В 1930 — 1970-е годы XX века книга Н. Островского «Как закалялась сталь» была одной из самых любимых настольных книг молодежи. С момента начала ее публикации в журнале «Молодая гвардия» прошло 90 лет. Роман называют частично автобиографическим. Он входил в обязательную школьную программу, по нему организовывались конференции, писали сочинения и эссе. Многие критики считают роман «Как закалялась сталь» актуальным и сегодня. Образ главного героя романа — Корчагина был автобиографичен. Писатель переосмыслил личные впечатления и документы, и создал новые литературные образы.
В 2023 году исполняется 200 лет русскому драматургу и писателю Александру Николаевичу Островскому.
Михаил Успенский / РИА Новости. Усадьбу Щелыково купил отец писателя в 1847 году, а сам Островский впервые посетил ее в 1848 году. К юбилею писателя в Москве проводят XIII международный театральный фестиваль «Островский в Доме Островского».
А. Н. Островский - великий драматург и писатель
«С этого дня, — говорит Островский, — я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание». Усадьбу Щелыково купил отец писателя в 1847 году, а сам Островский впервые посетил ее в 1848 году. 12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского (1823–1886), великого драматурга и писателя, основоположника современного.
Островскому — 200: «Дурного хорошим не назовешь»
Когда он приезжал Щелыково, то сразу сбрасывал с себя городской наряд и облачался в деревенский. Имел талант чтеца женских ролей. Эксперты творчества Александра Островского отмечают, что он «прекрасно, с тонким, едва уловимым комизмом» передавал речь купцов, приказчиков и чиновников, но особенно уникальными становились его женские роли — он неподражаемо читал свах и купчих. Сам был режиссёром.
Оказывается, очень часто Островский сам ставил свои пьесы.
О личности драматурга и революции, которую он произвел в театре, мы говорили с директором Государственного музея истории российской литературы Дмитрием Баком. Александр Островский как был, так и сегодня является лицом и душой Малого театра. Грибоедов погиб в Персии, Пушкин и Лермонтов убиты на дуэли, Тургенев всю жизнь любил французскую певицу Виардо, Достоевский побывал на каторге, Гончаров совершил кругосветное путешествие, Толстой ушел из Ясной Поляны, Чехов побывал на Сахалине... И только в жизни Островского не было ничего запоминающегося.
Просто написал много прекрасных пьес. Его называют "домоседом с бледной биографией". Это так? Дмитрий Бак: Конечно, трагедий в прямом смысле слова с Островским не случалось. Справедливости ради заметим, что почти все перечисленные вами трагедии и резкие жизненные перемены связаны с Петербургом - столицей империи, где кипела жизнь политическая и светская...
С Москвой из вашего перечня связано только одно событие - отъезд на Сахалин Антона Чехова. Впрочем, это случилось много позже, в 1890 году, когда писатель навсегда покинул "дом-комод" на Садовой-Кудринской, где несколько дней назад открылся обновленный музей русского прозаика и драматурга. Редкий театральный сезон на пике карьеры Островского проходил без его новой пьесы Так вот, в срединные десятилетия позапрошлого века Москва была по преимуществу "грибоедовской" - меткое определение Михаила Гершензона. Здесь текла внешне размеренная жизнь с "обедами, ужинами и танцами", совершались не трагедии, но идейные споры. Это был город обычая и рассуждения, но не действия.
Драмы здесь не выставлялись на общее обозрение. И все же были в жизни Островского несколько чудес. Все они произошли на грани 1840-х и 1850-х годов, когда не юный уже под 30 лет недоучившийся студент-юрист, мелкий чиновник судебного ведомства, автор нескольких незначительных публикаций вдруг обрел общегородскую славу. Апогей этих событий - чтение пьесы "Банкрут" в доме Михаила Погодина на Девичьем поле. Читал сам Островский в дуэте с Провом Садовским, в будущем основавшим знаменитую актерскую династию.
Погодин не только был университетским профессором истории, но также издавал крупнейший в Москве того времени литературный журнал. И он без колебаний отдает в руки дерзкого дебютанта Островского критический отдел "Москвитянина". Чем не чудо - все равно, что в наши дни безвестный молодой человек получил бы в свое ведение, ну, скажем, городской телевизионный канал... Островский родился в семье обычного судебного стряпчего и дочери пономаря.
Имя великого драматурга до сих пор красуется на исторических и учебных постройках, а также украшает названия улиц России и других стран. Островского , с которой можно ознакомиться в абонементном отделе библиотеки Таганрогского института имени А. Чехова по адресу: пер. Тургеневский, 32 до 15 апреля 2023 года.
Учитывая большое значение творчества А. Островского для отечественной и мировой культуры и в связи с исполняющимся в 2023 году 200-летием со дня его рождения, 13 ноября 2020 года Президентом РФ подписан Указ «О праздновании 200-летия со дня рождения А. Предстоящий юбилей даёт возможность учреждениям культуры актуализировать внимание театралов, книголюбов к этой знаменательной дате, способствовать популяризации произведений Александра Николаевича Островского.