Однако в этот раз муниципалитет ей отказал, так как по закону приватизировать жилье можно только один раз?ст. 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Граждане могут приватизировать жилые помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
В Госдуму внесен законопроект о деприватизации жилья
Приватизация: последние новости и события | Нормы закона будут распространены на жилье, поступившее в государственный жилищный фонд после дня вступления в силу законопроекта, либо уже поступившее, но еще не переданное по договору социального найма на день вступления в силу закона. |
Закон РФ О приватизации жилищного фонда в РФ, N 1541-1 от 04.07.1991 | Основной документ — Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541−1. |
Внесены изменения в законодательство о приватизации жилых помещений | Согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане, проживающие в муниципальных квартирах, имеют право 1 раз в жизни зарегистрировать право собственности. |
Свежие новости приватизации - квартиры, продление, на сегодня, после 1 марта 2023 и до 2023 года | Процесс приватизации регулируется законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от июля 1991 года № 1541-1. Процедура приватизации проводится бесплатно. |
«Известия»: Росимущество перевыполнило план по приватизации в 16 раз
Похожие. Следующий слайд. О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации. З ЦентрМаг. Похожие. Товары для взрослых. Бесплатная приватизация жилья может закончиться уже в 2017 году. Бесплатная приватизация жилья в России продлеваться не будет, рассказал глава Минстроя Михаил Мень, который выступил на онлайн-конференции «Час с министром» в Общественной палате РФ. Приватизация жилищного фонда. Число приватизированных жилых помещений, единиц. Первым документом, регулирующим процесс приватизации жилья, был закон РФ «О приватизации жилищного фонда», принятый в 1991 году.
Деятельность
- Можно ли приватизировать квартиру в Москве?
- Как приватизировать квартиру
- Курсы валюты:
- Пресс-центр
- Верховный Суд РФ подтвердил принцип однократности права на бесплатную приватизацию квартиры
- Защита документов
Справедливость или отъем? Зачем в России начали пересматривать итоги приватизации
Как приватизировать квартиру | Руководитель Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина Владимир Назаров предложил рассмотреть приватизацию в пользу пенсионеров. |
Приватизация квартиры через МФЦ в 2024 году: пошаговая инструкция | «Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»» Скачивание начнётся сразу после клика по иконке PDF. скачать файл в формате Word. |
Нормы о приватизации муниципального жилья уточнят
Правда, в некоторых городах администрация сама запрашивает этот документ достаточно проставить отметку в заявлении, что ордер отсутствует. Утерянный договор социального найма восстановить проще — все данные есть в реестрах, достаточно обратиться в местную администрацию. Но и здесь есть одна особенность. В договоре один из жильцов указывается как основной наниматель, и, если он отказывается от права на приватизацию, договор социального найма придется переоформлять. Обычно достаточно составить дополнительное соглашение к основному договору и утвердить его в администрации. Выписка из домовой книги и справка о неиспользовании права на приватизацию нужна только, если в выписке из личного дела указано, что заявитель проживал в другом жилье, которое в теории можно было приватизировать. Что касается письменных отказов от приватизации, то в регионах сложилась странная ситуация: где-то такой отказ должен быть обязательно нотариально заверен, где-то достаточно простой письменной формы. Справка об отсутствии долгов может касаться не только привычных коммунальных услуг. Некоторые муниципалитеты ввели на своей территории плату за социальный найм — выходит около 10-15 тысяч рублей в год. Если они не уплачены в срок, в приватизации откажут.
Проблем с кадастровым паспортом и выпиской из ЕГРН обычно не бывает, но в редких случаях есть ошибки в кадастре. Тогда сначала нужно исправлять ошибки, а потом уже собирать эти документы. Часто так бывает, что некоторые вещи получается доказать только в суде. Например, если не получается взять выписку из домовой книги с самого 1991-го — архивы могли просто не сохраниться. Если документы собраны, дальше особых проблем уже не будет, и действия будут такими: подать пакет документов включая заявление, которое будет составлено на месте в отдел приватизации местной администрации или МФЦ; нужно будет выбрать, в какую форму собственности передается квартира — в совместную или долевую, и если в долевую — то в каких долях; в течение 46 дней чиновники подготовят документы к передаче квартиры; затем заключается договор передачи квартиры — он означает, что государство согласно передать квартиру в собственность заявителей; с договором передачи можно идти в Росреестр, МФЦ или на сайт «Госуслуги» и регистрировать право собственности. В течение 10 дней Росреестр зарегистрирует право собственности, и владельцы смогут полноценно распоряжаться теперь уже полностью своей квартирой. Цена вопроса Хоть приватизация формально заявляется как бесплатная, в реальности потратиться нужно.
Общая сумма сделок составила 352,9 миллионов рублей при общей начальной цене в 195,1 миллионов рублей. Необходимо отметить, что ранее принятые изменения в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» значительно ускорили реализацию приватизируемого имущества, что привело к существенному увеличения динамики продаж в 2023 году по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Опубликовано: 13.
В службу Росреестра или МФЦ следует подать следующие документы: заявление о проведении кадастрового учета и регистрационных действий; общегражданские паспорта и свидетельства о рождении на каждого собственника; доверенность на представителя; договор о передаче жилья в собственность граждан; технический план на жилое помещение; платежное поручение об уплате госпошлины. На 2018 годы размер госпошлины за регистрацию прав на квартиру составляет 2000 рублей. После завершение регистрационной процедуры вам выдадут выписку из указанного реестра. Плюсы и минусы приватизации Приватизированная квартира является ценным активом, а приобретение права собственности дает свои преимущества. Вы получаете возможность распоряжаться жильем по собственному усмотрению — отчуждать по возмездным или безвозмездным сделкам продажа, дарение, мена и т. Также вы вправе вселить других граждан без согласия муниципальных органов, или использование недвижимость в качестве способа обеспечения обязательств например, путем передачи в залог при оформлении кредита. Но главное, вы можете завещать свою квартиру после смерти. К существенным недостаткам приватизации можно отнести повышенные расходы для собственника. С момента регистрации квартиры в Росреестре возникает обязанность по уплате ежемесячных взносов на капремонт и налога на имущество. Кроме того, вы обязаны нести расходы на содержание общего имущества дома. Стоимость приватизации Хотя вы не должны выплачивать муниципалитету стоимость приватизируемой квартиры, но придется оплатить: госпошлину за регистрационные действия — 2000 рублей; изготовление техплана — стоимость работы кадастрового инженера отличается в разных регионах, в среднем составляет 2500-5000 рублей в зависимости от срочности ; оформление доверенности в нотариальной конторе — до 2000 рублей; получение справки в БТИ — стоимость составляет от 300 до 1000 рублей в разных регионах. Дополнительно может понадобиться оплата юридических услуг представителя. Преимуществом такого варианта является быстрый сбор и оформление документов, соблюдение всех нюансов законодательства. Вопрос-ответ Рассмотрим наиболее распространенные вопросы, возникающие у граждан на различных стадиях приватизации.
Иное дело — приватизированное жилье. Оно сразу становится объектом рыночных отношений. Его можно продавать, дарить и передавать по наследству и каждое такое действие сопровождается налогом. На него нужно платить налог на недвижимость теперь по кадастровой стоимости , можно добавить сюда капремонт, обустройство прилегающих территорий и плату за землю, на которой стоит дом. Да что угодно, фантазии нет предела. Такое жилье можно оставлять в залог под кредит банку, развивая таким образом банковскую систему. А после, в случае невозврата кредита, такое жилье можно у должника изъять и оживить тем самым рынок недвижимости. Но в любом случае получается весьма прилично, поэтому разговоры о том, что оставшиеся крохи могут затормозить какую-либо программу строительства жилья, явно лишены оснований. Когда запускалась программа приватизации жилья, то предполагалось, что это создаст рынок и подстегнет строительство жилой недвижимости в стране. Объемы строительства действительно удалось нарастить и даже превзойти объемы ввода жилья, которые были достигнуты во времена СССР более 70 млн кв. Вот только доступным для широких слоев населения это жилье так и не стало. Построено огромное количество элитного жилья, в центре столицы можно видеть целые улицы из домов, в которых никто не живет.
Россиян хотят избавить от «бремени собственности» на их квартиры
Статья 7 \ КонсультантПлюс | это бесплатная передача жилья в собственность граждан (ст. 1 Закона о приватизации жилищного фонда). |
Приватизация | Внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации в части права требовать уплаты алиментов от другого супруга. |
В 2023 году значительно ускорилась реализация приватизируемого имущества
Так, иски, которые потенциально могут отменить итоги приватизации, рассматриваются в Краснодарском, Ставропольском, Пермском, Алтайском краях, Саратовской и Ленинградской областях и ряде других регионов. В верхней палате проходит круглый стол Комитета СФ по экономической политике на тему «Приватизация государственного и муниципального имущества в современных условиях». В России не идёт речь о пересмотре итогов приватизации, заявил президент Владимир Путин, выступая на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
В Госдуму внесен законопроект о деприватизации жилья
Приватизация недвижимого имущества регламентируется Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» №1541-1 от 04.07.1991 г. с действующими поправками, внесёнными Федеральным законом №170 от 16 октября 2012 года. Сроки оказания услуг по приватизации жилья в соответствии со статьей от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» составляет 2 месяца с момента подачи документов. 2. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, приватизируются исключительно путем продажи на аукционе. Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда. В федеральный бюджет в 2023 году поступило от приватизации 28,9 млрд рублей, сообщили «Известиям» в Росимуществе. Из них от продажи корпоративных активов — 27,3 млрд, а от реализации имущества госказны — 1,6 млрд рублей, добавили там. это бесплатная передача жилья в собственность граждан (ст. 1 Закона о приватизации жилищного фонда).
Закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
Положения данной статьи, предусматривая как принудительное изъятие жилых помещений по решению суда, так и договорный способ их передачи, в частности путем предоставления взамен другого жилого помещения, учитывают принцип свободы договора, направлены на защиту интересов собственников изымаемых помещений и конкретизируют предписания статей 35 часть 3 и 40 часть 1 Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для государственных или муниципальных нужд без предварительного и равноценного возмещения определения от 27 февраля 2018 года N 429-О, от 25 марта 2021 года N 528-О, от 24 июня 2021 года N 1187-О, от 21 ноября 2022 года N 3108-О и др. Такой подход нашел подтверждение в Постановлении от 25 апреля 2023 года N 20-П, в котором предметом изучения Конституционного Суда Российской Федерации стали конституционно допустимые варианты понимания статей 32 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации применительно к вопросу об условиях и порядке обеспечения потребности малоимущих граждан в жилище в случае признания принадлежащего им единственного жилого помещения непригодным для проживания. При этом отмечено, что переселение из аварийного жилищного фонда - одна из самых сложных социально-экономических задач последних десятилетий. Проживающие в аварийных домах граждане, в большинстве своем ставшие собственниками жилья в процессе приватизации, как правило, не в состоянии самостоятельно произвести капитальный ремонт дома или приобрести новые жилые помещения, пригодные для проживания, даже если они не признаны малоимущими. Муниципальные же образования ввиду высокой степени дотационности их бюджетов не могут в должной мере содействовать развитию жилищного фонда социального использования с целью переселения из аварийного жилья. Переселение даже малоимущих граждан за счет средств муниципальных образований путем предоставления новых жилых помещений по договору социального найма, как это предусмотрено статьями 49, 51 и 57 данного Кодекса тем более по нормам предоставления, им установленным , во многих регионах трудновыполнимо не только во внеочередном, но и в очередном порядке. Это тем не менее не должно снимать с органов власти обязанность поиска наиболее адекватного решения проблемы обеспечения жильем тех, кто его лишился, к тому же не по своей вине, и не может сам удовлетворить свои жилищные потребности. Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации указал, что собственники жилых помещений могут рассчитывать на получение жилья или денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в связи с изъятием земельного участка в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предусмотренное ею денежное возмещение за изымаемое жилое помещение, признанное непригодным для проживания, может быть направлено на приобретение другого жилья, в том числе с использованием дополнительно собственных или кредитных средств, что согласуется с требованиями статей 210 и 211 ГК Российской Федерации о бремени содержания и риске гибели или повреждения имущества, возлагаемых, по общему правилу, на его собственника и общих для любого имущества, включая жилые помещения.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что правовой механизм, закрепленный статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, неразрывно связан с гражданско-правовым институтом собственности и с возможностью изъять имущество для государственных или муниципальных нужд и в силу этого он не касается непосредственно защиты жилищных прав граждан, не обладающих ресурсами, чтобы самостоятельно, без участия государства решить вопрос о приобретении жилых помещений взамен пришедших в негодность, утраченных при пожаре и вследствие прочих чрезвычайных ситуаций. Кроме того, данная статья не предполагает и обязанности публичных органов по предоставлению жилья взамен, оставляя этот вопрос на усмотрение самих участников правоотношения часть 8 , действующих в русле гражданско-правового принципа свободы договора и автономии воли его сторон. Однако предметом исследования Конституционного Суда Российской Федерации не был конституционно значимый аспект применения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающийся обеспечения потребности в жилище бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, если это помещение признано непригодным для проживания. Между тем недопустима ситуация, в которой гражданин, имеющий определенные жилищные гарантии, после признания жилого помещения непригодным для проживания оказывается лишенным, не будучи способным самостоятельно удовлетворить свою потребность в жилище, не только этих гарантий, но и какой-либо поддержки со стороны публичной власти. Исходя из того что одной из основ конституционного строя России как демократического правового государства является частная собственность и свобода предпринимательства, федеральным законодателем в период перехода страны к рыночной экономике были определены правовые начала преобразования отношений собственности. В жилищной сфере такое преобразование осуществлялось за счет всемерного роста частного жилищного фонда, который пополнялся путем: приватизации занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов; жилищного строительства, в том числе товариществами индивидуальных застройщиков; участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах; купли-продажи жилья, в том числе через биржи, аукционы; приобретения в порядке наследования и по другим законным основаниям статья 19 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-I "Об основах федеральной жилищной политики", утратившего силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Поскольку, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июня 2006 года N 6-П, уровень доходов не позволял большей части населения России обеспечивать себя собственностью в жилищной сфере самостоятельно, граждане реально могли воспользоваться, как правило, только одним способом приобретения жилья в собственность - путем бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Правовой основой для этого стал Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", который определил основные принципы приватизации и одна из целей которого - создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище преамбула.
В силу части первой статьи 2 названного Закона в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 16 октября 2012 года N 170-ФЗ, принципиально важным требованием, при соблюдении которого граждане, занимая жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, были вправе приобрести их в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних, являлось согласие на такое приобретение всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Часть первая данной статьи в ныне действующей редакции предусматривает, что граждане, имеющие право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, могут реализовать свое право на их приобретение в собственность в порядке приватизации с согласия всех имеющих право на приватизацию этих помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Как следует из статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 209 ГК Российской Федерации, собственники жилого помещения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц. В случае же приобретения жилого помещения в порядке приватизации в собственность лишь некоторых из граждан, имеющих право пользования этим помещением на условиях социального найма, остальные наниматели члены семьи нанимателя, бывшие члены семьи нанимателя , в частности лица, отказавшиеся от участия в его приватизации, но давшие согласие на ее осуществление, получают самостоятельное право пользования этим помещением. Статья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой урегулированы права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, в части 1 к членам семьи собственника жилого помещения относит проживающих совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруга, детей и родителей собственника, а также других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и в исключительных случаях иных граждан, которые могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены им в качестве членов его семьи. Часть 2 названной статьи предоставляет этим лицам право пользования жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи, и обязывает их использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. Кроме того, в отдельную категорию выделены бывшие члены семьи собственника жилого помещения и установлено, что в случае прекращения семейных отношений с таким собственником эти лица, по общему правилу, утрачивают право пользования жилым помещением.
Однако было отмечено, что большинство внутрисемейных конфликтов должно решаться в суде, что позволит предметно разобраться в каждой ситуации и выносить наиболее объективное и справедливое решение с учётом интересов всех сторон. Предложение об исключении из закона понятия «совместно проживающие» граждане РФ и его замену на слова «имеющих право на приватизацию жилого помещения» депутаты сочли недостаточно обоснованным. Депутаты отметили, что при этом утрачивается важный критериальный признак — факт совместного пользования гражданами таким помещением.
То есть в таком случае согласие на приватизацию следует испрашивать у членов семьи нанимателя помещения, которые фактически не имеют права пользования жилым помещением по причине проживания в ином жилом помещении и пользования им. Бывшие же члены семьи нанимателя, которые согласно проекту закона тоже получат возможность согласовывать решение о приватизации, должны будут на момент его принятия доказывать наличие у них права пользования приватизируемым помещением. Комитет поддержал положение проекта закона об исключении из закона «О приватизации жилищного фонда РФ» понятия «ведомственный жилой фонд», так как данный термин отсутствует в Жилищном кодексе РФ.
Зарегистрировать жилье в Росреестре. Чтобы приватизировать государственную квартиру, в МФЦ должны явиться все граждане, которым больше 14 лет, с правом на приватизацию данного жилого помещения. Явка обязательна даже для тех, кто отказывается от своих прав на жилье. У всех с собой должен быть паспорт, а также при себе нужно иметь свидетельство о рождении всех детей младше 14 лет. Если в многофункциональный центр обращается представитель, у него должна быть нотариально заверенная доверенность. Необходимые документы Оформление приватизации квартиры требует тщательной подготовки пакета документов.
Все документы необходимо правильно заполнить, в противном случае есть вероятность получить отрицательный ответ. Рекомендуем обратиться за помощью к квалифицированному юристу. Он поможет собрать пакет документов в соответствии с вашей ситуацией и оформит их правильно. Это значительно увеличит шансы на получение разрешения Жилищного комитета. Сроки приватизации жилья через МФЦ Сроки оказания услуг по приватизации жилья в соответствии со статьей от 04. В случае если были предоставлены не все документы срок рассмотрения заявки может увеличиться еще на 1 месяц.
Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Статья 9. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Пресс-центр
Ограничение срока бесплатной приватизации отменено Федеральным законом от 22. Закон РФ от 04. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
К ним отнесены аварийные помещения и служебное жилье. В 1994 году Закон был дополнен. Внесенные поправки касались несовершеннолетних граждан, которые могли участвовать в процессе дважды — до 18 лет и после совершеннолетия.
Впоследствии Закон претерпевал еще немало изменений. Срок действия Начало приватизационного процесса позволило всем желающим обратиться в органы местной власти для переоформления жилплощади. Процесс шел не быстро, ввиду количества желающих, но имел четко очерченные конечные сроки. Воспользоваться правом, можно было в строго установленный период времени, после его окончания весь неприватизированный государственный фонд оставался таковым навечно. Затем период увеличили еще раз, теперь уже до начала 2018.
Вопрос дальнейшего продления обсуждался достаточно бурно, мнения озвучивались разные, но решение Правительства, в конце концов, осталось на стороне граждан и их права на приватизацию собственности. В феврале 2018 года было принято окончательное решение продлять приватизационный процесс. Бесплатная процедура продлена на бессрочной основе. Такой порядок не утверждает, что процесс будут продлевать до бесконечности, но решено, не прекращать его действия, пока надобность в нем не отпадет вовсе. Продление ранее приостановленной процедуры стало возможно по ряду причин: Многие граждане просто не успели оформить документы на новое жилье, которое должно выдаваться взамен помещениям, признанным ненадлежащими к проживанию.
Ряд лиц, получило жилище уже после завершения приватизационной процедуры и тем самым были ущемлены в правах. Присоединившиеся регионы Крыма и Севастополя также не принимали ранее участия в программе. К тому же следует учитывать негативное влияние установленных ограничений на граждан в частности и на экономическую ситуацию в стране в целом. Право на получение жилья в собственность Право на получение муниципальной или государственной недвижимости в собственность ограничено несколькими факторами: Оно носит исключительно добровольный характер, принудить человека к действиям нельзя. Если участников несколько и один из них не желает приватизировать помещение, оформить частичный переход не получится.
Процедура производится бесплатно. Принять участие в приватизационной программе можно единожды. Есть и ограничения по недвижимости, которую можно перевести в личную собственность. Нельзя приватизировать: Аварийные, ветхие и подлежащие сносу строения. Комнаты, расположенные в общежитиях не путать с коммуналками.
Служебные помещения. Жилплощадь, которая находится на территории закрытых военных городков. Стать участником программы могут те граждане, которые имеют заключенный с местными властями договор социального найма помещения. Круг лиц Ввиду того, что приватизационная программа действует с 1992 года, и большинство желающих уже воспользовались ею, рассматривался вопрос об ограничении круга лиц, которые имеют право принять участие в процедуре.
Комитет рекомендовал Государственной Думе принять законопроект в первом чтении, обратив внимание на то, что действующий уже почти 20 лет Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» утрачивает силу с 1 марта 2013 года. Адвокаты коллегии «Правовая защита» имеют богатый многолетний опыт в ведении дел административного, жилищного, уголовного права. Если Вам нужна помощь в данных вопросах, свяжитесь с нами по телефонам: 495 790-54-47. Отвечает: Кандидат юридических наук, адвокат Поляков Юрий Вячеславович, ГК "Правовая защита", запись на приём по телефону 495 790-54-47, адрес: 119019, Москва, ул. Новый Арбат, д.
Между тем недопустима ситуация, в которой гражданин, имеющий определенные жилищные гарантии, после признания жилого помещения непригодным для проживания оказывается лишенным, не будучи способным самостоятельно удовлетворить свою потребность в жилище, не только этих гарантий, но и какой-либо поддержки со стороны публичной власти. Исходя из того что одной из основ конституционного строя России как демократического правового государства является частная собственность и свобода предпринимательства, федеральным законодателем в период перехода страны к рыночной экономике были определены правовые начала преобразования отношений собственности. В жилищной сфере такое преобразование осуществлялось за счет всемерного роста частного жилищного фонда, который пополнялся путем: приватизации занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов; жилищного строительства, в том числе товариществами индивидуальных застройщиков; участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах; купли-продажи жилья, в том числе через биржи, аукционы; приобретения в порядке наследования и по другим законным основаниям статья 19 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-I "Об основах федеральной жилищной политики", утратившего силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Поскольку, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июня 2006 года N 6-П, уровень доходов не позволял большей части населения России обеспечивать себя собственностью в жилищной сфере самостоятельно, граждане реально могли воспользоваться, как правило, только одним способом приобретения жилья в собственность - путем бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Правовой основой для этого стал Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", который определил основные принципы приватизации и одна из целей которого - создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище преамбула. В силу части первой статьи 2 названного Закона в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 16 октября 2012 года N 170-ФЗ, принципиально важным требованием, при соблюдении которого граждане, занимая жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, были вправе приобрести их в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних, являлось согласие на такое приобретение всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Часть первая данной статьи в ныне действующей редакции предусматривает, что граждане, имеющие право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, могут реализовать свое право на их приобретение в собственность в порядке приватизации с согласия всех имеющих право на приватизацию этих помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Как следует из статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 209 ГК Российской Федерации, собственники жилого помещения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц. В случае же приобретения жилого помещения в порядке приватизации в собственность лишь некоторых из граждан, имеющих право пользования этим помещением на условиях социального найма, остальные наниматели члены семьи нанимателя, бывшие члены семьи нанимателя , в частности лица, отказавшиеся от участия в его приватизации, но давшие согласие на ее осуществление, получают самостоятельное право пользования этим помещением. Статья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой урегулированы права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, в части 1 к членам семьи собственника жилого помещения относит проживающих совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруга, детей и родителей собственника, а также других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и в исключительных случаях иных граждан, которые могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены им в качестве членов его семьи. Часть 2 названной статьи предоставляет этим лицам право пользования жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи, и обязывает их использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. Кроме того, в отдельную категорию выделены бывшие члены семьи собственника жилого помещения и установлено, что в случае прекращения семейных отношений с таким собственником эти лица, по общему правилу, утрачивают право пользования жилым помещением.
Закрепляющая это правило часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации носит диспозитивный характер, допуская возможность сохранения за бывшим членом семьи права пользования жилым помещением по соглашению с его собственником и предоставляя некоторые гарантии социально не защищенным категориям граждан: если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение этого лица и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда; при этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию. Согласно части 5 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации по истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, принятым с учетом положений ее части 4, право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается, если иное не установлено соглашением между ним и собственником; до истечения указанного срока право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собственности на жилое помещение этого собственника или, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для сохранения такого права, на основании решения суда. С учетом того, что наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены и бывшие члены его семьи до приватизации этого помещения имеют равные права и обязанности, включая право пользования жилым помещением части 2 и 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации , и что реализация права на приватизацию жилого помещения была поставлена в прямую зависимость от согласия всех лиц, занимающих его по договору социального найма, которое предполагало достижение договоренности о сохранении за теми из них, кто отказался от участия в приватизации, права пользования приватизированным жилым помещением, в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" была включена норма, регламентирующая правовые последствия прекращения семейных отношений с собственником приватизированного жилого помещения. Согласно статье 19 данного Федерального закона действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент его приватизации указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии к рассмотрению жалоб, исходил из того, что статья 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" направлена на защиту жилищных прав бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения, которые в момент его приватизации имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим определения от 29 сентября 2011 года N 1091-О-О, от 21 декабря 2011 года N 1660-О-О, от 22 января 2014 года N 18-О, от 23 октября 2014 года N 2332-О и др. Вместе с тем в Постановлении от 24 марта 2015 года N 5-П, опираясь на ряд сформулированных им ранее правовых позиций, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что данная статья не может расцениваться в качестве надлежащей гарантии защиты прав участников гражданского оборота, действующих разумно и добросовестно, в той мере, в какой она позволяет сохранять при переходе права собственности на жилое помещение в случае обращения взыскания на него как на заложенное имущество и его реализации путем продажи с публичных торгов обременения этого права, притом что требование их государственной регистрации не установлено.
Конституционный Суд Российской Федерации указал на недостаточность законодательных норм, регулирующих различные аспекты сохранения за членами семьи прежнего собственника жилого помещения права пользования этим помещением, которые учитывали бы различия в правовой природе приобретения права собственности на жилое помещение и обусловленные этими различиями права членов семьи собственников соответствующих помещений в случае прекращения семейных отношений, что не только существенно ограничивает право собственности приобретателя жилого помещения, допуская не сбалансированное с его интересами удовлетворение интересов членов семьи прежнего собственника этого помещения и не обеспечивая адекватный механизм судебной защиты права собственности, но и создает неопределенность в правовом положении членов семьи прежнего собственника отчуждаемого помещения. Из этого следует, что и жилищные гарантии, в том числе связанные с пользованием жилым помещением, для бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, в случае прекращения права собственности на это жилое помещение определяются совокупностью обстоятельств конкретного дела. Однако необходимость обеспечения таких гарантий не может быть поставлена под сомнение применительно к тем лицам, для которых это жилое помещение является единственным и которые не имеют реальной возможности самостоятельно удовлетворить потребность в жилище. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам правоотношений из содержания нормы или системы находящихся в очевидной взаимосвязи норм, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями постановления от 27 июня 2013 года N 15-П, от 23 декабря 2013 года N 29-П, от 22 апреля 2014 года N 12-П и др. Между тем в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не обеспечивает - на основе принципов равенства и справедливости - решения вопроса о порядке и условиях сохранения жилищных гарантий, предусмотренных для бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, в случае его признания непригодным для проживания, а многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Рассматриваемое регулирование, в целом ориентированное на защиту жилищных прав, не содержит нормативного механизма, рассчитанного на обеспечение прав указанной категории граждан.
Что еще почитать
- Самые свежие новости о приватизации
- Прокурор разъясняет - Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
- Курсы валюты:
- Россиян хотят избавить от «бремени собственности» на их квартиры
- Приватизация квартиры: документы и инструкция в 2024
Курсы валюты:
- Как приватизировать квартиру
- Приватизация квартиры через МФЦ в 2024 году: необходимые документы и сроки | Правоведус
- Порядок приватизации квартиры
- РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Защита документов
Первым документом, регулирующим процесс приватизации жилья, был закон РФ «О приватизации жилищного фонда», принятый в 1991 году. ГД рассмотрела проект ФЗ о приватизации жилищного фонда в РФ в целях реализации постановления Конституционного суда Российской Федерации. Галина Хованская выступила с комментариями к внесенной ей поправке к законопроекту. Рассказываем, как проходит приватизация квартиры в 2023 году, кто может заниматься приватизацией, а также когда в ней могут отказать. Граждане могут приватизировать жилые помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Условия приватизации остаются неизменными с 1991 года: • участниками договора приватизации могут быть только граждане Российской. Приватизация жилищного фонда. Число приватизированных жилых помещений, единиц.