Новости новгородов семен андреевич

Якутский букварь был выпущен Семеном Андреевичем в 1917 году тиражом четыре тысячи экземпляров и положил начало обучению родному языку в школах. человек, который внес огромный вклад в массовое развитие и просвещение якутского народа, выдающийся просветитель, ученый-лингвист, составитель и издатель первых якутских учебников. Главная Красовицкая Т.Ю. Национальные элиты как социокультурный феномен сов Документы Новгородов Семен Андреевич.

Новгородов, Семен Андреевич (1892 - 1924)

Саха норуотун тылын-өһүн сайдыытыгар улахан өҥөлөөх Новгородов Семён Андреевич төрөөбүтэ 130 сылыгар аналлаах, "Ийэ тыл, сурук-бичик" чэрчэтинэн араас тэрээhиннэри ыытылыннылар. Максим Сергеевич Бойко Сергей Андреевич Чентемиров Георгий Ростиславович «Теплица социальных технологий» Альянс гетеросексуалов и ЛГБТ за равноправие «Настоящая Россия» Общество с ограниченной ответственностью «Хроникёр» Бабченко Аркадий Аркадьевич. В сентябре того же года Семен Андреевич приехал в Якутск и присоединился к якутскому культурно-просветительному обществу «Саха аймах». Семён Андреевич Новгородов родился 13 февраля 1892 года во 2-м Хатылинском наслеге Ботурусского улуса (сейчас Болтогинский наслег Чурапинского Улуса). Ознакомьтесь с фактами из жизни первого якутского ученого-лингвиста Новгородова Семена Андреевича, похороненного на Смоленском кладбище. человек, который внес огромный вклад в массовое развитие и просвещение якутского народа, выдающийся просветитель, ученый-лингвист, составитель и издатель первых якутских учебников.

🗊Презентация Новгородов Семен Андреевич

Семен Новгородов был выпускником Петроградского государственного университета, продолжительное время жил и работал в этом городе. Бизнесвумен владеет 4/6 долями ООО «Энергия-Криосиб», Семёну Андреевичу МИДЕДЕ и Анне Андреевне МИДЕДЕ принадлежит по 1/6 доли общества. Москва Санкт-Петербург Северо-Западный Центральный Уральский Сибирский Приволжский Южный Дальневосточный. Новости.

«Дойдум дьоно» биэриигэ: Семен Андреевич Новгородов үтүө аатын үйэтитии (11.02.22)

Ознакомьтесь с фактами из жизни первого якутского ученого-лингвиста Новгородова Семена Андреевича, похороненного на Смоленском кладбище. Семен Андреевич Новгородов родился во 2-м Хатлинском наслеге Ботура. us Улус (ныне Болтогинский наслег Чурапчинский улус of Саха). В 2027 году республика отметит 135-летие со дня рождения первого ученого-лингвиста из якутов, публициста, политика, создателя якутского букваря и алфавита Семёна Андреевича Новгородова. • Семен Андреевич Новгородов умер 28 февраля 1924 года в возрасте тридцати двух лет. лингвисту-ученому, создателю первого якутского алфавита» являются: Местоположение и габариты памятника, участвующего в формировании. Новгородов, Семен Андреевич. Заглавие. Первые шаги якутской письменности [Текст]: Статьи и письма.

В Санкт-Петербурге почтили память создателя якутской массовой письменности Семена Новгородова

Лингвист Семен Андреевич Новгородов хаалларбыт баай ис хоһоонноох үлэлэрэ туоһулууллар, төрөөбүт норуотун инники кэскилин оӊкуллааһыны кытары сибээстиирэ, ол да иһин доруобуйатын харыстаабакка туран үлэлээбитэ. Семён Андреевич Новгородов родился 13 февраля 1892 года во 2-м Хатылинском наслеге Ботурусского улуса (ныне Болтогинский наслег Чурапчинского улуса, Якутия) в семье богатого человека Андрея Александровича[источник не указан 142 дня]. В 2027 году республика отметит 135-летие со дня рождения первого ученого-лингвиста из якутов, публициста, политика, создателя якутского букваря и алфавита Семёна Андреевича Новгородова.

Главное слово в каждой судьбе

Семен Андреевич Новгородов в 1917 представил вариант якутского алфавита и был одним из составителей первого якутского букваря. Семён Андреевич сделал значительный вклад в развитие Якутской письменности, во время учебы письменность, которой он пользовался не удовлетворяла его. 73' Емелин Семён Андреевич.

Новгородов, Семён Андреевич

Вследствие широкого развития импровизации якутские песни не подлежат строгой группировке. Тем не менее, надо отметить, что среди них бывают художественно-описательные о наступлении и смене дня и ночи, времен года, о могуществе и плодородии природы, благодати данной местности — озера, реки, елани, о величии и вечности вселенной и т. С шаманскими песнопениями граничат различные виды алгыс призывания, заклинания, обращенные к божествам, гимны. Большинство алгысов произносятся речитативом. Видное место в якутской жизни занимают героические поэмы олонхо. Умелые передатчики этих поэм в долгие зимние вечера нарасхват приглашаются в богатые дома, угощаются там изрядно и целыми ночами повествуют о своих героях и героинях, их потомстве, иногда до третьего колена включительно. Описательная часть поэмы громко излагается мерной аллитерированной речью, а чужие слова выпеваются с модуляцией голоса согласно требованию содержания то грубым голосом демона — богатыря тьмы, то плачем похищенной им красавицы и т. Из присутствующих избирается какой-нибудь опытный любитель поэм для поддержания рапсоду в наиболее интересных местах, обычно сам рапсод заблаговременно удостоверяется в наличии такого любителя, бодрящего его потом своими кстати произнесенными восклицаниями «но! Если старый рапсод приглашается в старый дом по соседству, верст за 5-7, то они идут за ним по пятам и там вновь наслаждаются красивыми описаниями чудесной природы, жестоких боев, изумительных превращений и тому подобное. Чабыргах можно сопоставить с русскими скороговорками: эти произведения якутской народной словесности также говорятся одним духом и бывают также складны по форме.

Новый якутский алфавит, который Семен Андреевич создал в 1917 году, признали государственным в 1924 году, он действовал до 1929 года. Алфавит был создан на основе принципа «пиши, как говоришь», чтобы максимально точно передать звуки. С использованием алфавита, созданного Семеном Новгородовым, опубликованы первые художественные произведения на якутском языке. По данным статистики, более 372 тыс. В официальном поздравлении с Днем родного языка и письменности в Якутии глава региона Айсен Николаев обратил внимание на реализацию государственной программы по сохранению и развитию родных языков.

В 1913 году поступил на арабско-персидско-турецкий разряд Восточного факультета Петербургского университета в Санкт-Петербурге. В декабре 1913 года принял участие во Всероссийском съезде народных учителей, выступив с докладом об обучении детей из национальных меньшинств на родных языках и необходимости учебников на якутском языке. Годом позже Новгородов переходит на монголо-манчжуро-турецкий разряд Восточного факультета.

В 1914 году по заданию Русского комитета по изучению Средней и Восточной Азии Новгородов собирает фольклорные сказания в Таттинском улусе Якутии. Летние каникулы 1915 года проводит в Уфимской губернии , где практикуется в татарском языке и собирает фольклор волжских татар. Также Новгородов изучает различные системы письменности для создания новой якутской. После долгих поисков его привлёк международный фонетический алфавит. Он добивался того, чтобы этот алфавит был принят для якутского языка. Многие представители якутской интеллигенции, возглавляемые поэтом А. Кулаковским , защищали кириллицу. У Новгородова были следующие аргументы: Якутская кириллица использовалась лишь 50 лет, и большая часть якутов была неграмотна.

Она не была унифицирована; параллельно использовались два варианта: бетлинговский академический и хитровский миссионерский. Главной проблемой якутской кириллицы было большое количество умляутов , а также знаков долготы и краткости. Новгородов считал, что они замедляют скорость письма, а также приводят к многочисленным ошибкам — при наборе, написании и произношении, особенно это касалось миссионерского варианта. Политическая деятельность Фрагмент из Сахалыы сурук-бичик Зиму 1916—1917 гг.

Опубликовано: 14. Все студенческие группы техникума провели ко Дню родного языка и письменности кураторские часы на знаковые темы праздника. О родном языке, проблемах и перспективах сохранения, изучения якутского языка разговаривали студенты группы 2 Охот 9 под рукjводством куратора Сайыыны Николаевны Гоголевой. И хотя многие студенты данной группы находятся на производственных практиках, тем не менее, большая часть из студентов с удовольствием собрались, встретились и поговорили.

🖋️ Имя якутского лингвиста Семена Новгородова присвоили скверу в Санкт-Петербурге

Он писал много различных статей, рецензий и стихотворений, собирал произведения якутского фольклора. В 1914 году по заданию Русского комитета по изучению Средней и Восточной Азии он собирает фольклорные сказания в Таттинском улусе Якутии. Летние каникулы 1915 года он проводит в в Уфимской губернии, где практикуется на татарском языке и собирает фольклор волжских татар. Зиму 1916—1917 гг. Новгородов провёл, преподавая в якутской школе. Его статья «Основные задачи якутской интеллигенции» была опубликована в газете «Якутские ведомости». Так как он изучал монгольский, он свободно говорил на бурятском и участвовал в местных собраниях. В марте 1919 года Новгородов опубликовал несколько статей, в которых требовал создания кафедры якутского языка при Иркутском государственном университете , а также отметил сходство современного якутского и языка орхоно-тюркских памятников, подтверждённое более поздними работами других исследователей. В сентябре 1919 года Новгородов приехал в Якутск и присоединился к якутскому культурно-просветительному обществу «Саха аймах». Он участвовал во многих съездах и даже был избран членом исполкома бюро Комитета общественной безопасности Якутска. Новгородов развивает бурную общественную и научную деятельность; он руководит подотделом по научному исследованию Якутской губернии, заведует его лингвистической секцией, участвует в научных экспедициях в восточных улусах Якутии, ведёт лекции на агитационно-политических и педагогических курсах, занимает должность председателя комиссии по составлению учебников на якутском языке.

В 1922 году Новгородов окончил университет и вместе с М.

Позднее Новгородов учился русскому языку и арифметике у сонаслежника-псаломщика Андрея Винокурова. Потом он посещал частную школу политссыльного И.

Цыпенко в Чурапче. Так как Семён был прекрасным учеником, в 1905 году он поступил в реальное училище в Якутске. Во время обучения Новгородов много читал; начал собирать якутский фольклор.

Якутская письменность Первый вариант якутской письменности, созданной русскими, недостаточно хорошо отражал особенности фонетики якутского языка. В своих первых трудах Новгородов использовал смесь кириллицы и латиницы. После того, как Новгородов окончил реальное училище, он преподавал в Еловской начальной школе и Вилюйском городском четырёхклассном училище.

В 1913 году поступил на арабско-персидско-турецкий разряд Восточного факультета Петербургского университета в Санкт-Петербурге. В декабре 1913 года принял участие во Всероссийском съезде народных учителей, выступив с докладом об обучении детей из национальных меньшинств на родных языках и необходимости учебников на якутском языке. Годом позже Новгородов переходит на монголо-манчжуро-турецкий разряд Восточного факультета.

В 1914 году по заданию Русского комитета по изучению Средней и Восточной Азии Новгородов собирает фольклорные сказания в Таттинском улусе Якутии. Летние каникулы 1915 года проводит в Уфимской губернии , где практикуется в татарском языке и собирает фольклор волжских татар. Также Новгородов изучает различные системы письменности для создания новой якутской.

После долгих поисков его привлёк международный фонетический алфавит.

Именно он, когда Семену было 10 лет, научил писать и читать на русском языке и арифметике. Участвовал в создании 1-го журнала на якутском языке "Саха саната" 1912 , где опубликовал ряд народных песен. С 1913 учился с перерывами в Петербургском - Петроградском университете окончил его в 1923 году.

В 1917 представил вариант якутского алфавита и был одним из составителей 1-го якутского букваря 1917, первое полное издание в 1923. Входил в состав Якутского представительства Наркомата по делам национальностей с 1922.

Ионовым, также он разрешил Новгородову пользоваться рукописью своего букваря. Съезд поддержал его, и весной-летом 1917 года Новгородов вместе с Н. Афанасьевым переработали рукопись Ионова. Новый букварь был назван Сахалыы сурук-бичик [1]. Однако в нём не использовался алфавит МФА, поскольку некоторые его знаки невозможно было печатать в местных типографиях.

Осенью 1917 года Новгородов возвратился в Петроград , чтобы продолжить образование. Летом 1918 года он нанялся переводчиком в гидрографическую экспедицию, которая должна была изучать устье Лены, но гражданская война разрушила его планы. Поэтому он провёл 4 месяца, работая в Эхирит-Булагатском аймаке Иркутской губернии. Так как он изучал монгольский, он свободно говорил на бурятском и участвовал в местных собраниях. В марте 1919 года Новгородов опубликовал несколько статей, в которых требовал создания кафедры якутского языка при Иркутском государственном университете , а также отметил сходство современного якутского и языка орхоно-тюркских памятников, подтверждённое более поздними работами других исследователей. В сентябре 1919 года Новгородов приехал в Якутск и присоединился к якутскому культурно-просветительному обществу «Саха аймах». Так как правительство Колчака не поддерживало идеи Новгородова, он приветствовал возвращение советской власти.

В это же время Новгородов развивает бурную общественную и научную деятельность; он руководит подотделом по научному исследованию Якутской губернии , заведует его лингвистической секцией, участвует в научной экспедициях в восточные улусы Якутии, ведёт лекции на агитационно-политических и педагогических курсах, занимает должность председателя комиссии по составлению учебников на якутском языке. Так как в Якутии были проблемы с типографским оборудованием, в 1920 году Новгородову была поручена его закупка в Центральной России. Могила С. Этот букварь был гораздо лучше других и состоял из пяти частей: художественная литература, история, география, медицина и фольклор.

Лингвист Семен Новгородов. Прерванный в вышине полет

Елена Семёновна Новгородова История Окончил училище в Якутске в 1905году, затем преподавал в Вилюйском городском четырехклассном училище и в начальной школе. Участвовал в создании 1-го журнала на якутском языке "Саха саната" 1912 , где опубликовал ряд народных песен. С 1913 учился с перерывами в Петербургском - Петроградском университете окончил его в 1923 году.

Поэтическая жилка свойственна каждому якутскому мальчику и якутской девочке…Наиболее даровитые из них получают признание певцов. Отсутствие письменности у якутов обусловило развитие импровизации. В ее построении выработаны практикой следующие принципы: известной ритмичности в смысле постоянного количества слогов в стихах данного вида поэзии ударение же ставится в якутском языке всегда на последнем слоге и созвучия слов в начале стихов или аллитерации. При этом считается тем лучше, чем больше уснащен данный вид поэзии аллитерацией. Теперь рассмотрим некоторые виды якутской народной поэзии. Сюда относятся : песни, призывания — заклинания, благопожелания, героические поэмы, чабыргах, пословицы и загадки. Вследствие широкого развития импровизации якутские песни не подлежат строгой группировке.

Тем не менее, надо отметить, что среди них бывают художественно-описательные о наступлении и смене дня и ночи, времен года, о могуществе и плодородии природы, благодати данной местности — озера, реки, елани, о величии и вечности вселенной и т. С шаманскими песнопениями граничат различные виды алгыс призывания, заклинания, обращенные к божествам, гимны. Большинство алгысов произносятся речитативом.

Елена Семёновна Новгородова История Окончил училище в Якутске в 1905году, затем преподавал в Вилюйском городском четырехклассном училище и в начальной школе.

Участвовал в создании 1-го журнала на якутском языке "Саха саната" 1912 , где опубликовал ряд народных песен. С 1913 учился с перерывами в Петербургском - Петроградском университете окончил его в 1923 году.

Увековечить имя и назвать улицу предложила общественность В 2016 году общественность республики вышла с инициативой об увековечивании памяти С. Новогородова и присвоении улице его имени.

Общественность предложила назвать так улицу в Залоге на участке от Крупской до Строда в Залоге. В декабре того же года всё необходимое было собрано и документы были поданы в мэрию Якутска. Но межведомственная комиссия по присвоению названий отклонила инициативу общественности. Отклонила не полностью, а с рекомендацией уточнения местоположения вновь образовываемой улицы «имени лингвиста Семена Новгородова».

С таким решением документ был передан в Департамент градостроительства и архитектуры г. В феврале 2018 года комиссия вновь собирается и принимает решение: «улице, образованной на территории квартала 55а г. Якутска длиной 310 погонных метров… присвоить наименование «лингвиста Семена Новгородова». И в июне 2018 года Якутская городская дума присвоила этой улице имя Семена Новгородова.

Казалось бы, вопрос решен: заслуги лингвиста признаны, запрос общественности удовлетворен, улице присвоено имя Новгородова. Почему именно в Залоге? Почему улица имени Новгородова именно должна появиться в Залоге? Этот вопрос мы задали историкам.

Алексей Амбросьев: Каждое поколение якутян должно открывать своего Семена Новгородова

Якутская письменность Первый вариант якутской письменности, созданной русскими, недостаточно хорошо отражал особенности фонетики якутского языка. В своих первых трудах Новгородов использовал смесь кириллицы и латиницы. После того, как Новгородов окончил реальное училище, он преподавал в Еловской начальной школе и Вилюйском городском четырёхклассном училище. В 1913 году поступил на арабско-персидско-турецкий разряд Восточного факультета Петербургского университета в Санкт-Петербурге. В декабре 1913 года принял участие во Всероссийском съезде народных учителей, выступив с докладом об обучении детей из национальных меньшинств на родных языках и необходимости учебников на якутском языке. Годом позже Новгородов переходит на монголо-манчжуро-турецкий разряд Восточного факультета. В 1914 году по заданию Русского комитета по изучению Средней и Восточной Азии Новгородов собирает фольклорные сказания в Таттинском улусе Якутии.

Летние каникулы 1915 года проводит в в Уфимской губернии, где практикуется в татарском языке и собирает фольклор волжских татар. Также Новгородов изучает различные системы письменности для создания новой якутской. После долгих поисков его привлёк международный фонетический алфавит. Он добивался того, чтобы этот алфавит был принят для якутского языка. Многие представители якутской интеллигенции, возглавляемые поэтом А.

Без нее ничего бы не получилось. Действительно, глухой край был в этом отношении. Революционность алфавита Новгородова заключалась в том, что он руководствовался принципом "как слышим, так и пишем". Отказывался от умляутов, ведь они затрудняли и типографский набор, и процесс восприятия при обучении.

Отказывался от умляутов надстрочных знаков , ведь они затрудняли и типографский набор, и процесс восприятия при обучении. Хотел сделать алфавит максимально удобным для использования, в том числе и с технической точки зрения. Исследователь понимал, что рукой, конечно, можно написать множество умляутов, но если все это переводить на типографский набор, печатать книги, а ведь именно для этого и нужна была письменность, пользоваться бётлингковской транскрипцией очень неудобно. На алфавите Новгородова выросло целое поколение наших великих народных писателей, интеллигентов и просто грамотных людей. На основе имеющихся материалов попытался проанализировать тот или иной поступок будущего ученого, начиная с юношества. Например, я задавался вопросом: почему именно Санкт-Петербург… — И ответили? Нетрудно представить себе подростка, у которого под влиянием рассказов учителя о столице России зародилась мечта не только увидеть этот город, но и учиться в нем. А на выбор будущей профессии, скорее всего, повлиял другой его наставник, с которым Новгородова судьба свела в Якутском реальном училище. Я говорю о Всеволоде Ионове , русском этнографе, фольклористе и лингвисте, исследователе Якутии, также выходце из Санкт-Петербурга.

Мои предшественники, которые писали о Новгородове, были в основной массе своей людьми из ученых кругов, потому они опирались строго на исследовательские данные. А я мог допустить художественные предположения, в таком ключе, например, написаны книги из серии "Жизнь замечательных людей". Кроме того, немного по-другому преподношу прекрасную переписку Семена Новгородова со своей сначала невестой, а потом женой Марией Новгородовой Фелициной. Доцент кафедры Алексей Пылев предоставил полную информацию о том, какие предметы изучались в те годы в университете, и какие из них конкретно мог учить Новгородов.

Позднее Новгородов учился русскому языку и арифметике у сонаслежника-псаломщика Андрея Винокурова. Потом он посещал частную школу политссыльного И. Цыпенко в Чурапчу. Так как был прекрасным учеником, в 1905 году поступил в реальное училище в Якутске.

Во время обучения Новгородов много читал; он начал собирать якутский фольклор. Принял участие в создании первого литературного и политического журнале на якутском языке Саха саната 1912—1913гг , в котором он публиковал свои работы. После окончания реального училища преподавал в Еловской начальной школе и Вилюйском городском четырёхклассном училище. Затем окончил арабско-персидско-турецкий разряд Восточного факультета Петербургского университета. В Уфимской губернии практиковался в татарском языке и собирал фольклор волжских татар. Зиму 1916—1917 гг. Его статья «Основные задачи якутской интеллигенции» была опубликована в газете «Якутские ведомости». Новгородов поддерживал Февральскую революцию 1917 года.

Участвовал во многих съездах, был избран членом исполкома бюро Комитета общественной безопасности Якутска. На первом свободном съезде крестьян-якутов представил свой вариант якутского алфавита. Осенью 1917 года возвратился в Петроград, чтобы продолжить образование. Летом 1918 года нанялся переводчиком в гидрографическую экспедицию, которая должна была изучать устье Лены, но гражданская война разрушила его планы. Поэтому он провёл 4 месяца, работая в Эхирит-бухачатском аймаке Иркутской губернии. Так как он изучал монгольский, он свободно говорил на бурятском и участвовал в местных собраниях. В марте 1919 года опубликовал несколько статей, в которых требовал создания кафедры якутского языка при Иркутском государственном университете, а также отметил сходство современного якутского и языка орхоно-тюркских памятников, подтверждённое более поздними работами других исследователей. В сентябре 1919 года приехал в Якутск и присоединился к якутскому культурно-просветительному обществу «Саха аймах».

Его алфавит, основанный на латинице и максимально упрощенный оказал огромное воздействие на ликвидацию безграмотности якутов и приобщение отсталого края к русской и мировой культурам. До Новгородова якутская письменность существовала на основе кириллицы, а разработанный им алфавит — с 1917 по 1929 годы. Его алфавит, основанный на латинице и максимально упрощенный, оказал огромное воздействие на ликвидацию безграмотности якутов и приобщение отсталого края к русской и мировой культурам. Всего на новгородовском алфавите до введения унифицированного новотюркского алфавита на латинской основе было издано более 200 книг, в том числе около 30 учебников и пособий. Тогда в нем на четырех факультетах учились около 10 тысяч человек. Как говорит доцентом кафедры тюркской филологии Восточного факультета СПбГУ Маргарита Дубровина , также изучавшая жизнь Новгородова, простой человек туда поступить не мог. А у Семена Андреевича это получилось благодаря обширным знаниям и неуемной жажде к учебе. Простой человек не мог поступить в Санкт-Петербургский императорский университет. У Семена Андреевича это получилось благодаря обширным знаниям и неуемной жажде к учебе. Семен Андреевич Новгородов Кроме того, меня поразило то, что, будучи учеником Якутского реального училища, Семен Новгородов понял несовершенство имеющегося на тот момент алфавита.

Записи фольклорных произведений он уже в те годы производил не на русском, а на "своем" смешанном алфавите, состоящем как из русских, так и латинских букв. Заказа на книгу не было. Но я так "зарылся" в материалы, меня по-настоящему увлекла судьба молодого человека, который прожил всего 32 года, но за это время успел столько сделать, что многим бы хватило на несколько жизней. Однажды заикнулся своей жене и одновременно продюсеру Надежде Дмитриевне , мол, столько изучил материалов, что можно было бы и книгу написать. Она тут же включилась, провела какие-то переговоры, попросила литературный синопсис, несколько глав и т. В конце концов, издательство "Бичик" объявило, что будет выпускать мою книгу. Меня по-настоящему увлекла судьба молодого человека, который прожил всего 32 года, но за это время успел столько сделать, что многим бы хватило на несколько жизней.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий