Ассоциация НОМ создана усилиями ведущих общественных организаций в сфере мониторинга электоральных процессов для того, чтобы каждый гражданин мог узнать, как проходят выборы на самом деле. В завершении доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» отмечается, что избирательная система России готова противостоять внешнему давлению. Ассоциация НОМ уделяет большое внимание организации и реализации избирательного процесса в муниципалитетах и ведёт его тщательный мониторинг, опираясь на силы местных общественных наблюдателей и электоральных экспертов. Во вторник, 15 декабря Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» провела онлайн-семинар, предваряющий масштабную программу обучения независимых наблюдателей к выборам в Госдуму РФ в 2021 году. Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) подготовила ряд предложений по расширению возможностей общественных наблюдателей на выборах.
В Югре представили доклад НОМ о деятельности института общественного наблюдения
Доклад достаточно объемный, он охватил практически все аспекты подготовки к выборам Президента, - отметил заместитель директора Иркутского института ВГУЮ, региональный эксперт ассоциации "Независимый общественный мониторинг". Такую статистику привели представители Экспертного ситуационного центра НОМ и Мониторинговой рабочей группы по Совета по правам человека. На данный момент на карте сообщений Независимого общественного мониторинга (НОМ) выборов есть 15 фейков, сообщила РИА Новости исполнительный директор НОМ. платформа для мониторинга электоральных процессов поможет подготовиться к наблюдению, пройти обучение, легко найти нужную норму закона и рассказать. По мнению Александра Брода, общественный контроль, общественное участие занимают важное место в независимой оценке всех этапов избирательной кампании. Ассоциация "Независимый общественный мониторинг" (НОМ) выступила с рекомендациями по организации будущих выборных кампаний, сообщает сайт НОМ.
НОМ обучила наблюдателей за выборами в новых регионах
Структура занимается мониторингом избирательных процессов, экспертной деятельностью, а также наблюдением за выборами в дни голосования. Независимый общественный мониторинг (НОМ). Завтра ЦИК может утвердить, приняв за основу, трехуровневую систему наблюдения за дистанционным электронным голосованием (ДЭГ), выяснил портал НОМ. Я считаю, что общественное наблюдение — это то звено, которого придало нашей избирательной системе структурную завершённость. «Общественное наблюдение на выборах Президента России-2024: инструменты, инфраструктура, практики». Доклад был подготовлен Ассоциацией «Независимый общественный мониторинг» и представлен руководителем Вологодского регионального отделения Ассоциации Егором Левчуком.
В Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» отметили важность работы наблюдателей на выборах
Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» представила доклад «Итоги выборов в Госдуму VIII созыва: оценки и выводы». Он подчеркнул, что «Независимый общественный мониторинг» — это важнейший партнер системы общественных палат, то есть Общественной палаты России и общественных палат регионов. Независимый общественный мониторинг предлагает несколько направлений деятельности, которые сделают нашу избирательную систему более устойчивой. В ходе дискуссии заместитель секретаря Общественной палаты РФ Александр Точенов призвал коллег создавать на базе палат общественные штабы для наблюдения за выборами. Такую статистику привели представители Экспертного ситуационного центра НОМ и Мониторинговой рабочей группы по Совета по правам человека.
Доклад НОМ: выборы «на паузе»
Ассоциация НОМ (ИНН 9702002703) Москва реквизиты и контактные данные организации. Юридический адрес, руководство, учредители и другие данные на Rusprofile. Вместе с экспертами общественного штаба по наблюдению обсудили доклад «Общественное наблюдение на выборах Президента России – 2024: инструменты, инфраструктура, практики», подготовленный ассоциацией «Независимый общественный мониторинг». Впервые технологической основой наблюдения на предстоящих президентских выборах станет портал «Национальный общественный мониторинг» (). Ассоциация "Независимый общественный мониторинг" (НОМ) выступила с рекомендациями по организации будущих выборных кампаний, сообщает сайт НОМ. Член Общественной палаты Волгоградской области, эксперт Независимого общественного мониторинга Антон Лукаш представил с Артемом Ямщиковым и Ангелиной Удовенко в прямом эфире «Реального времени».
НОМ по итогам выборов представил рекомендации для совершенствования законодательства
Они основаны на положениях Конституции РФ, законов о выборах и об общественном контроле. При этом регионы внедряют собственные форматы реализации общественного наблюдения. Эти форматы делают наблюдение за выборами интересным и понятным широкому кругу наших граждан. В качестве примера в докладе НОМ приводится и Краснодарский край. Это один из трех субъектов РФ, где избирательные комиссии уже предусмотрели в своих регламентах возможность присутствия на заседаниях уполномоченного представителя региональной общественной палаты. Постепенно эта практика распространяется и на регионы.
Активность в вопросах реализации гражданами своего избирательного права, а также участия в осуществлении общественного контроля за выборным процессом — показатель высокого уровня гражданской ответственности. Благодаря высокой эффективности института общественного наблюдения, профессиональной работе избирательных комиссий и правоохранительных органов - выборы показали свою абсолютную, не вызывающую никаких сомнений, легитимность.
Надо отметить, что основу участников общественного наблюдения составили те люди, которые уже не единожды принимали участие, в контроле за ходом голосования.
В ходе разговора Александр Брод выделил три безусловных фактора легитимности выборов: политическую конкуренцию, доверие граждан и общественный контроль. Он заметил, что в Свердловской области общественный контроль за выборами находится на очень высоком уровне. В вашем регионе выборы всегда проходят очень конкурентно, динамично, с серьезным информационным сопровождением. К сожалению, не всегда все участники избирательной кампании настроены на честную бескомпромиссную борьбу.
Чтобы граждане имели объективное представление о том, что происходит, могли разобраться в происходящем, чтобы возможным нарушениям был поставлен правовой заслон, как раз эффективен институт общественного наблюдения. Именно независимый общественный наблюдатель может предотвратить нарушение, обратить на него внимание избирательной системы, СМИ, органов власти. В Свердловской области сформировано сильное экспертное сообщество.
В нем эксперты проанализировали готовность избирательной системы и института общественного контроля к президентским выборам 2024 года. Политологи Сахалина выделили ключевые тезисы доклада НОМа. Во вторник, 12 декабря, на площадке МИА «Россия сегодня» состоялась презентация доклада ассоциации «Независимый общественный мониторинг» «Отвечая на вызовы времени: подготовка к выборам президента РФ 2024 года». В обсуждении приняли участие эксперты, юристы, а также преподаватели вузов. Авторы доклада провели анализ готовности избирательной системы и института общественного контроля к выборам глав государства в предстоящем году. Особое внимание участники дискуссии уделили развитию института общественного наблюдения за выборами для обеспечения легитимности и прозрачности избирательного процесса.
Все положения доклада НОМа встретили у сахалинских политологов полное одобрение. Так, политический эксперт Игорь Папушев отметил, что обеспечены все условия для успешного проведения выборов президента РФ. Политолог отметил, что доклад, посвященный подготовке к важнейшему для общественно-политической жизни событию, в очередной раз подтверждает уверенность в готовности избирательной системы.
НОМ представил доклад об институционализации общественного контроля на выборах
Аверьянов акцентировал внимание участников мероприятия на процессе общественного наблюдения в Сосновоборском городском округе Ленинградской области, в том числе, на процессе формирования корпуса общественных наблюдателей. По мнению С. Аверьянова, большое значение имеет преемственность, когда более опытные общественные наблюдатели передают в процессе осуществления общественного наблюдения опыт более молодым коллегам. Орлов рассказал об опыте участия в мобильных группах Штаба общественного наблюдения на выборах, а также о значении предварительной проверки соответствия помещений для голосования установленным требованиям. К обсуждению доклада были привлечены студенты юридического факультета ЛГУ им. Пушкина, которые проявили интерес к обозначенной теме и получили возможность задать интересующие вопросы экспертам — участникам дискуссии. По итогам дискуссии В. Журавлев отметил, что по результатам проведенного общественного наблюдения за выборами можно констатировать исторический минимум замечаний к работе участковых избирательных комиссий, а также впервые полное отсутствие замечаний во время подсчета голосов.
Выборы продлятся три дня — с 15 по 17 марта. Но если практика трехдневного голосования стала уже привычной, то голосование без открепительных удостоверений — важное нововведение. По заявлению Председателя избирательной комиссии Оренбургской области Евгении Ивлевой на пресс-конференции 19 декабря 2023 года, жителям нашего региона предстоит голосовать в привычной форме — на участках и на дому по предусмотренным законодательством обстоятельствам. Выборы в России остаются высокотехнологичными с точки зрения видеоконтроля. В марте 2024 года видеонаблюдение будет применяться в помещениях для голосования участковых и территориальных избирательных комиссий, а также в ТИКах дистанционного электронного голосования. Важно, что фото- и видеосъемку могут вести только аккредитованные СМИ и наблюдатели. При Общественной палате РФ традиционно действует Координационный Совет по общественному контролю за голосованием. Здесь обсуждают вопросы избирательного законодательства и правоприменения, готовят предложения и рекомендации по совершенствованию избирательных процедур на основании экспертного мнения. Приоритетным направлением в ходе подготовки к президентским выборам является обучение общественных наблюдателей, реализуемое в форме семинаров, вебинаров, мастер-классов. Базой для подготовки общественных наблюдателей является «золотой стандарт» наблюдения, подготовленный в Общественной палате. Общественные штабы по наблюдению за выборами, создававшиеся в большинстве регионов России, действуют как постоянные центры координации общественного контроля и наблюдения. Но, похоже, еще более пристально, чем наши наблюдатели, за выборами будет наблюдать Запад. В октябре 2023 года Парламентская ассамблея Совета Европы обратилась с призывом к государствам — членам Совета Европы не признавать легитимность власти Владимира Путина в случае его избрания Президентом Российской Федерации в 2024 году. Отметим, что срок окончания полномочий Владимира Путина — 7 мая 2024 года. Результаты очередных выборов мы узнаем в марте. В случае победы, штабу кандидата и всей избирательной системе России стоит ждать изощренных провокаций провокации накануне и во время избирательного процесса не обсуждаются — к ним уже готовы. Уехавшие из России журналисты и общественные деятели могут и, вероятно, будут представлять альтернативную повестку через источники и каналы информации, позицию которых не разделяет Роскомнадзор. Опасность VPN для информационного поля состоит в возможности получения доступа к заблокированным сайтам и платформам. Таким образом, прогнозы на мартовскую блокировку VPN кажутся чем-то более реальным, чем ранние попытки «вывести из игры» мессенджер «Телеграм». В завершении доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» отмечается, что избирательная система России готова противостоять внешнему давлению. Важную роль здесь играет гражданское общество России.
Давно ясно, что эти индивиды никакими наблюдателями не являются, они — солдаты информационной войны, а это место должно быть в полной мере занято корпусом абсолютно независимых, профессиональных, сертифицированных наблюдателей, которые прошли все необходимые уровни обучения, знают закон и практически отработали свои навыки», — считает политолог Олег Матвейчев. Поскольку независимое общественное наблюдение — ключевой элемент общественного контроля за выборами, задачу взяли на себя общественные палаты и профильные некоммерческие организации, такие как ассоциация «Независимый общественный мониторинг». Уже известно, что к этой работе, организуемой отдельно от обучения членов избиркомов, привлекаются серьезные специалисты в области избирательного права и практики, что должно сделать общественное наблюдение на выборах-2021 действенным инструментом контроля за соблюдением избирательных прав граждан и гарантировать легитимность выборов», — отмечает эксперт. Член Общественной палаты Российской Федерации Азамат Тлисов заявляет, что эта работа позволила снять, с одной стороны, недоверие к институту выборов, с другой — оградить от различного рода нарушений и возможных спекуляций. Совершенно понятно, что какие бы сложности в прошлом наблюдателям не удалось успешно пройти, изменения в законодательстве требуют актуализации тех знаний, которые у них есть, также специалистам необходимо регулярно практиковаться. А без системного обучения обеспечить должный уровень компетенции команды наблюдателей будет сложно», — отмечает член ОП РФ. Большинство ошибок члены избиркомов совершают не по злому умыслу, а из-за недостатка необходимых знаний и навыков. Обучение поможет это минимизировать. За время пандемии приобретен большой опыт по обучению в ходе онлайн-курсов, методических, обучающих семинаров. Этот задел компетенций и навыков необходимо развивать и наращивать, максимально широко включать как новых наблюдателей, так и актуализировать знания, обращая внимание на различные нюансы, тонкости, которые требуют постоянной корректировки, сверки, для того, чтобы не допустить нарушения, а также, чтобы сами наблюдатели достаточно уверенно себя чувствовали в предмете. То, что к работе привлекаются эксперты в области избирательного права и практики, позволит гарантировать качество организации работы и интерес к выборам. Наши граждане за этот, казалось бы, небольшой опыт пандемии, помимо пристального внимания к личной гигиене, выработали такое качество, как информационная гигиена. Люди проявляют внимание к жесткому отсеву попыток информационных вбросов, которые мы видели довольно часто в последние годы.
На открытии мероприятия выступил руководитель рабочей группы Общественной палаты Российской Федерации по мониторингу реализации избирательных прав граждан Максим Григорьев. Он подчеркнул, что «Независимый общественный мониторинг» — это важнейший партнер системы общественных палат, то есть Общественной палаты России и общественных палат регионов. Поскольку закон об общероссийском голосовании будет базироваться на законодательстве о выборах Президента Российской Федерации, наше совместное наблюдение за выборами должно быть по всем параметрам не хуже того, что было на выборах Президента», - отметил выступающий. Председатель ассоциации НОМ Александр Точенов рассказал о том, как будет выглядеть предстоящее в апреле общероссийское голосование по поправкам в Конституцию: «Исходя из источников в открытых СМИ, высказываниям руководителей рабочей группы, Андрея Александровича Клишаса, Павла Владимировича Крашенинникова, мы понимаем, как будет выглядеть процесс голосования. Возможности по наблюдению будут несколько другими, потому что только Общественная палата России и региональные палаты имеют право направлять наблюдателей на участки. От общественных палат в качестве наблюдателей будут участвовать не только общественники, но и партийные наблюдатели.
НЕЗАВИСИМЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ
Особенностью российской системы является ее открытый характер, способность к постоянным изменениям, совершенствованию, формированию эффективных ответов на вызовы», - говорится в докладе «Институционализация общественного контроля на российских выборах: этапы, формы и механизмы, перспективы развития». Авторы документа отмечают, что система общественного наблюдения и контроля за избирательным процессом в России опирается как на национальный опыт организации наблюдения, так и на продуктивные мировые практики в данной сфере. Между тем в докладе подчёркивается, что в России создана система общественного контроля за выборами, не имеющая аналогов в мировой практике как по масштабам деятельности, так и по институционально-правовому оформлению. Разработана эффективная система обучения и методического сопровождения общественного наблюдения. Создана организационная, правовая и информационно-коммуникационная инфраструктура обеспечения общественного контроля», - говорится в документе.
Итогами совещания поделился Сергей Улитин, председатель штаба общественного наблюдения. По его словам, для всех участников выборов были установлены четкие и понятные правовые требования. Он также подчеркнул, что действует эффективная система контроля за соблюдением законодательства в процессе выборов. Кроме того, на выборах будут использоваться только проверенные, удобные и безопасные методы голосования, такие как голосование в течение нескольких дней, электронное дистанционное голосование и голосование по месту пребывания.
К сожалению, не всегда все участники избирательной кампании настроены на честную бескомпромиссную борьбу.
Чтобы граждане имели объективное представление о том, что происходит, могли разобраться в происходящем, чтобы возможным нарушениям был поставлен правовой заслон, как раз эффективен институт общественного наблюдения. Именно независимый общественный наблюдатель может предотвратить нарушение, обратить на него внимание избирательной системы, СМИ, органов власти. В Свердловской области сформировано сильное экспертное сообщество. Знаю, что на прошлой неделе состоялась встреча общественников и представителей политических партий. Мы приветствуем такой диалог. И то, что Центр общественного наблюдения стал точкой притяжения разных политических, общественных сил, показывает, что он превратился во влиятельную силу, которую слышат, с которой хотят сотрудничать и на которую надеются, что она сможет обеспечить прозрачную среду в ходе избирательной кампании, — отметил Александр Брод.
Поэтому вполне логичными выглядят выводы экспертов НОМ о том, что все достижения ЕДГ-2023 будут иметь большое значение в ходе предстоящей президентской кампании. Например, как заявил член президентского Совета по правам человека, председатель НОМ Александр Брод, выборы «продемонстрировали политический консенсус, который разделяется большинством избирателей, при этом консолидация общества не несла дискриминацию — политические партии были настроены позитивно». Отмечены были и выборы в новых регионах, которые показали, что «в условиях военного положения избирательная система сработала четко и организованно».
В свою очередь, дистанционное электронное голосование ДЭГ было обеспечено необходимым общественным контролем, а кибератаки не привели к снижению устойчивости данной системы. На атаках, особенно внешних, в докладе НОМ сделан особый акцент в том смысле, что попытки дискредитации избирательного процесса к успеху не привели. Конечно, высоко был оценен и сам институт общественных наблюдателей. Активная деятельность общественных штабов ОШ повышала интерес к избирательной кампании», — пояснил Брод. И она напомнила, что в 49 регионах было проведено 1309 обучающих семинаров для наблюдателей, которых было подготовлено 103 тыс. В итоге на ЕДГ действовало всего 182 тыс. Избирательная система развивается динамично и занимает лидерские позиции», — подытожил презентацию доклада НОМ замдиректора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки Владимир Шаповалов.
Международные эксперты посетили экспертный центр НОМ и МРГ СПЧ
Во-первых, то обстоятельство, что в голосовании приняло участие 87 397 569 избирателей — более 77 процентов от списочной численности избирателей. Это самый высокий показатель явки на общефедеральные выборы в истории современной России. Причина этого всплеска активности избирателей связана, прежде всего, с мотивированным электоральным ответом за угрозы Запада добиться стратегического поражения России самыми разнообразными мерами практического характера от экономических санкций до стимулирования милитаристской антироссийской активности официального Киева. Политический смысл высокой явки — это голосование граждан России за перспективу стратегической победы России, олицетворением которой выступает президент РФ В. Дополнительным мотиватором активного голосования в Нижегородской области было адресное, персонализированное видеообращение губернатора Г.
Эксперты НОМ озвучили рекомендации по итогам общественного мониторинга, в их числе: дополнить перечень тех, кто имеет право подачи заявления по месту нахождения, введение на законодательном уровне правовой ответственности для физических и юридических лиц за публичные призывы к умышленной порче бюллетеней, проработка вопроса о возможности присутствия членов общественных штабов. Александр Брод также заявил, что механизм «Мобильный избиратель» показал востребованность, при этом его возможности необходимо расширять. Кроме того, эксперты предложили проработать правовой алгоритм решения проблемы неудавшегося по техническим или другим причинам голосования по ДЭГ. О том, что выборы и сама кампания прошли на фоне беспрецедентного внешнего вмешательства, заявил руководитель проектов Экспертного института социальных исследований, член правления Российской ассоциации политической науки Владимир Шаповалов. При этом он напомнил, что были массовые попытки запугивания, угрозы, телефонный терроризм, провокации на участках, кибератаки.
По его словам, особого внимания заслуживает доклад в части обозначения проблемы попыток внешнего вмешательства в российские выборы. В условиях усиления геополитического противоборства избирательный процесс стал одной из главных «мишеней» внешнего давления недружественных государств. За несколько месяцев до президентских выборов в России на Западе уже началась кампания по непризнанию их результатов. В ней участвуют государственные и межгосударственные структуры стран Запада, политики, общественные деятели, западные журналисты и эксперты, а также агенты влияния Запада из числа российских граждан.
Того, что сделано в последнее время для организации качественного общественного наблюдения все еще недостаточно. Давным-давно пора, сделать следующий шаг, чтобы прекратилось это безобразие, когда мошенники, которые вовсе не ставят своей целью чистоту выборов, а наоборот изобретают способы провокации, способствуют делигитимации, мешают волеизъявлению граждан, дискредитируют государство, власть, политическую систему и действуют в интересах политических иностранных заказчиков, имеют право что-то у нас в России наблюдать. Давно ясно, что эти индивиды никакими наблюдателями не являются, они — солдаты информационной войны, а это место должно быть в полной мере занято корпусом абсолютно независимых, профессиональных, сертифицированных наблюдателей, которые прошли все необходимые уровни обучения, знают закон и практически отработали свои навыки», — считает политолог Олег Матвейчев. Поскольку независимое общественное наблюдение — ключевой элемент общественного контроля за выборами, задачу взяли на себя общественные палаты и профильные некоммерческие организации, такие как ассоциация «Независимый общественный мониторинг». Уже известно, что к этой работе, организуемой отдельно от обучения членов избиркомов, привлекаются серьезные специалисты в области избирательного права и практики, что должно сделать общественное наблюдение на выборах-2021 действенным инструментом контроля за соблюдением избирательных прав граждан и гарантировать легитимность выборов», — отмечает эксперт. Член Общественной палаты Российской Федерации Азамат Тлисов заявляет, что эта работа позволила снять, с одной стороны, недоверие к институту выборов, с другой — оградить от различного рода нарушений и возможных спекуляций. Совершенно понятно, что какие бы сложности в прошлом наблюдателям не удалось успешно пройти, изменения в законодательстве требуют актуализации тех знаний, которые у них есть, также специалистам необходимо регулярно практиковаться. А без системного обучения обеспечить должный уровень компетенции команды наблюдателей будет сложно», — отмечает член ОП РФ. Большинство ошибок члены избиркомов совершают не по злому умыслу, а из-за недостатка необходимых знаний и навыков. Обучение поможет это минимизировать. За время пандемии приобретен большой опыт по обучению в ходе онлайн-курсов, методических, обучающих семинаров. Этот задел компетенций и навыков необходимо развивать и наращивать, максимально широко включать как новых наблюдателей, так и актуализировать знания, обращая внимание на различные нюансы, тонкости, которые требуют постоянной корректировки, сверки, для того, чтобы не допустить нарушения, а также, чтобы сами наблюдатели достаточно уверенно себя чувствовали в предмете. То, что к работе привлекаются эксперты в области избирательного права и практики, позволит гарантировать качество организации работы и интерес к выборам.
Воронежские эксперты высказались об опасности фейк-ньюз накануне выборов
Соответственно, эта практика будет распространена на все избирательные кампании. Это тысячи избирательных участков по всей стране. В каждом регионе будут созданы цифровые избирательные участки, оснащенные современными техническими средствами. Предполагается, что на таких участках избирателям будет предоставлена возможность голосовать в том числе и не по месту прописки, заранее поданное заявление позволить отдать свой голос по месту нахождения, вне своего субъекта. После дня голосования мы сосредоточимся на работе по цифровым избирательным участкам, будет серьезное расширение эксперимента». По мнению председателя Общероссийской общественной организации «Юристы за права и достойную жизнь человека» Александра Брода, семинар служит точкой отсчета в процессе создания экспертной сети, которая будет привлечена к работе для оценки подготовки к голосованию по поправкам в Конституцию, а затем будет заниматься оценкой избирательной кампании, привязанной к единому дню голосования и последующих избирательных кампаний.
Профессор ВГУИТ, доктор политических наук, эксперт Общественного штаба Роман Савенков: - Наблюдение за процедурой голосования требует не только юридических знаний, но и психологической подготовки по урегулированию конфликтов, а также мужества требовать от участников голосования соблюдения всех правовых процедур. Этому нужно специально учиться. Для обучения была разработана единая федеральная методическая программа на полный день, включающая большое количество практических и интерактивных модулей. Очевидно, что лекциями и рассказами навыку наблюдения не обучишь. Усилиями Общественной палаты Воронежской области была сформирована команда тренеров по подготовке общественных наблюдателей на выборах Президента РФ из разных общественных сфер: университета, НКО, юридических компаний... В результате почти 5 тыс. Пять тысяч пар глаз на 1700 участках области в дни голосования — это серьезная армия на страже интересов граждан. Иногда события и факты подаются в искаженном виде. Мониторинговая группа общественного штаба по наблюдению за выборами отслеживает публикации в СМИ и социальных сетях и передает их на правовую оценку юридической группе. Опровержение фейков и недостоверной информации - одна из важнейших задач Штаба. Опыт работы на предыдущих выборных компаниях показал, что Штаб с этим справляется благодаря профессионалам в его составе.
О признаках и ответственности за распространение фейковой информации рассказал Юрий Афанасьев, врач психиатр высшей категории, заведующий детским психиатрическим отделением Череповецкого психоневрологического диспансера, аккредитованный эксперт Роскомнадзора, директор Центра информационной безопасности в сети Интернет «Защита». Он предупредил об ответственности распространителей фейков, сославшись на статью 15. Своим мнением поделилась член Общественной палаты Светлана Павлушкова: «Я признаю право людей на свою позицию, на свой голос, на своё принципиальное убеждение. Но при этом нельзя бездумно следовать на поводу у полученной информации, нужно критично, спокойно разобраться и сформировать собственное мнение. Люди массово что-то начинают копировать, рассылать в социальных сетях, порой совершенно непроверенные, необоснованные посты на уровне страшилок. Прежде чем поддаваться на такую манипуляцию, нужно удостовериться, насколько правдива информация и к чему ведут те призывы, которые в ней содержаться». Подробнее о фейковых «вбросах» и манипуляциях — по ссылкам: доклад Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» - «Картина фейком. Шаповалова «Провал кампании по дискредитации общероссийского голосования» Московский комсомолец, 09.
Большое внимание в докладе уделяется общественным наблюдателям. Как отметил руководитель Штаба общественного наблюдения Ленинградской области, член Общественной палаты Российской Федерации В. Журавлев, Общественная палата Ленинградской области осуществила подготовку 3000 наблюдателей, обучение которых прошло качественно и с учетом практики общественного наблюдения, а также последних изменений действующего законодательства. Все общественные наблюдатели были обеспечены блокнотами с «Золотым стандартом» по общественному наблюдению за голосованием во время выборов, разработанным Общественной палатой Российской Федерации. На избирательных участках Ленинградской области на выборах Президента Российской Федерации осуществляли общественное наблюдение наблюдатели, направленные Общественной палатой Российской Федерации и Общественной палатой Ленинградской области. Одновременно на участках работало два таких наблюдателя. В день голосования многие члены Общественной палаты Ленинградской области, а также члены муниципальных общественных палат посещали избирательные участки, встречались с наблюдателями и членами участковых избирательных комиссий. Необходимо отметить, что общественные наблюдатели впервые работали в территориальных избирательных комиссиях, и присутствовали при приеме протоколов от участковых избирательных комиссий.