Новости неделя вторая великого поста

Особенности второй недели Великого поста. Второе воскресенье Великого поста и следующие за ним будние дни посвящены памяти византийского богослова святителя Григория Паламы (1296—1359), архиепископа Фессалоникийского (Солунского). Следует упомянуть, что в 2024 году на субботу третьей недели Великого поста выпадает предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому особое поминовение усопших не совершается, и следующая, последняя в посту, родительская приходится на 13 апреля.

«Душеполезную совершивши Четыредесятницу»

В первую неделю Великого поста мы праздновали победу Православия над нечестивыми иконоборцами, а во вторую неделю мы празднуем торжество и победу над еретиками, которые появились в XIV веке и, по зависти диавола, стали клеветать на Бога и Благодать Божию. Во второе воскресенье Великого поста, 11 и 12 марта 2023 года, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры епископ Кронштадтский Назарий в сослужении братии обители совершил Всенощное Бдение. Вторник седмицы второй Великого поста. В 2024 году Великий пост начался 18 марта и продлится до 4 мая включительно. Во вторую неделю (воскресенье) Великого поста Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов – святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского. Текст богослужения второго воскресенья Великого поста. ТРЕТИЙ ЧАСИерей: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки : Тебе, Боже наш, слава Небесный.

Оптина пустынь

Во вторую неделю Великого поста Церковь отмечает два переходящих праздника: святителя Григория Паламы и преподобных отцов Киево-Печерских. Вторая Неделя Великого поста посвящена памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Со второй по шестую недели Великого поста рекомендуется придерживаться следующей схемы питания. Во вторую неделю Великого поста Церковь нам напоминает, что брань наша не против плоти, а против наших страстей и пороков. Именно поэтому мы вспоминаем святителя Григория Паламу, который был наставником для монахов, ушедших от мира, чтобы вести эту брань.

Неделя светотворных постов: что это такое?

Сегодня вечером мы предстанем перед Лазаревым воскрешением. То, что Пост завершается Лазаревой субботой, неслучайно. Жизнь наша завершается смертью и Пост — нашей смертью. Пост — время, которое мы ощущаем как образ всей нашей жизни.

Конечно, Господь мог бы всех нас воскресить, как Лазаря, когда кончается наша жизнь. Но смерть, о которой идет речь, — не только физическая смерть, но смерть духовная, наше пребывание в грехах. Смысл Поста заключается в том, чтобы увидеть, что мы — в таких грехах, которые невозможно исцелить никаким воскрешением к временной жизни, и нам надо пройти через смерть.

Тем не менее Господь воскрешает четверодневного Лазаря, «общее воскресение прежде Своея Страсти уверяя». Чтобы мы видели, что в Его власти и жизнь, и смерть рода человеческого, каждого из нас. Что у Него достаточно любви сокрушить эту смерть, и Он явит еще большую любовь, разрушив ту глубину смерти, которая не преодолевается внешним воскрешением.

Мы услышим завтра в Евангелии за литургией слова о том, что пока есть день, мы должны ходить в свете. Этот день есть срок нашего Поста, срок нашей жизни. И времени достаточно много: сорок дней и вся жизнь.

Существует письмо Иринея Лионского Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий Hist. Ириней отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего её поста. Он также настаивает, что эти различия существуют с давних времён, тем самым подразумевая отсутствие Апостольского предания на этот счёт. Руфин , переводя Евсевия с греческого на латинский , передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается[ источник не указан 4057 дней ] в пользу правильности перевода, приведённого выше. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней. Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана.

Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня». Ссылаясь на эти слова Дебольский Г. Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа.

Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели.

Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста.

Прошла первая неделя Великого поста. Пришло первое воскресенье Великого поста, посвященное Церковью Торжеству Православия.

Какому торжеству? В чем это торжество? Конечно, в установлении иконопочитания, потому что именно это событие вспоминалось в первое воскресенье Великого поста.

Но оно праздновалось нами совсем не как историческое событие, праздновался нами догматический смысл установления иконопочитания. Много-много лет назад христиане не знали, как относиться к иконам. Много-много лет шла борьба между христианами.

Как можно изображать Бога, Которого никто никогда не видел? И, поклоняясь иконе Бога, мы поклоняемся не дереву, мы поклоняемся не скульптуре какой-нибудь, мы поклоняемся не веществу — мы поклоняемся Самому Богу, потому что связь эта такова, что некоторые свойства Первообраза в данном случае — Самого Бога переходят на изображение, на икону, на образ Божий. Поэтому иконы — место встречи человека с Богом, человека со святым, со святостью.

И некоторые свойства изображаемого на иконе — и Бога, и святого — переданы на этой иконе. Эта святость становится свойственной самой иконе. Так что, поклоняясь иконе и почитая икону, мы почитаем эту святость и приобщаемся силе, которая имеется в ней как свойство изображаемого на ней святого, или Самого Бога, или Божьей Матери.

Смысл Торжества Православия заключался в том, что открыта была новая истина православной веры. И когда после этого первого воскресенья Великого поста мы вступили во вторую седмицу, мы уже шли новым путем. Каким же путем?

Дело в том, что икона, изображающая Бога, как учили святые отцы, установившие иконопочитание, возможно, соединяется с некоторыми свойствами Божиими потому, что Сам Бог-Творец вписал в каждого человека Свой образ, Свою икону. Каждый человек носит в себе живой образ Божий. И вот, вступив во вторую седмицу Великого поста, мы уже хорошо знали, что образ Божий в нас есть.

Подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения. Часто идеи святителя Григория рассматривают как имеющие отношение к исключительно монашеской практике. Почтенные старцы, подобно йогам, сидят по своим келиям, овладевают особой техникой дыхания, а для большей сосредоточенности смотрят на свой пупок так карикатурно писал об исихастах основной оппонент святителя — монах Варлаам Калабрийский из Калабрии в Италии. Но на самом деле оппонент святителя Григория ошибался. Хотя бы потому что апостол Павел заповедовал «непрестанно молиться и за все благодарить» всех христиан, а не только иноков: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» 1 Фес 5, 16-18. Монах Варлаам приехал в Константинополь и начал полемику с Григорием Паламой, продолжавшуюся 6 лет до 1341 года.

«Душеполезную совершивши Четыредесятницу»

Особенности второй недели Великого поста. Второе воскресенье Великого поста и следующие за ним будние дни посвящены памяти византийского богослова святителя Григория Паламы (1296—1359), архиепископа Фессалоникийского (Солунского). 2-ю Неделю Великого Поста Святая Церковь посвящяет такому важному историческому событию, как победе над ересью Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете. 2 апреля 2023 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, глава Омской митрополии митрополит Омский и Таврический Владимир соверш. Пассия как одна из составляющих Великого поста ведет нас через поприще Святой Четыредесятницы, подготавливая к встрече с Седмицей Страстей Христовых и Его Славному Воскресению. 31 марта 2024 года в Неделю вторую Великого поста, в день памяти святителя Григория Паламы, Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы г.

Седмица 2-я Великого поста 2024 года: Что можно и чего нельзя делать во вторую неделю

Таким образом, сегодняшний Лекционарий в сочетании с историческим названием этой Недели учит нас тому, что Христос способен не только дать человеку здравие, но и преобразить его природу, приобщить его к Своей Божественной природе. А что для этого нужно от человека? Очищение от грехов. Именно избавляясь от тьмы в себе, человек делает шаг навстречу тому нетоварному Свету, который способен зажечь на лице человека сияние вечной жизни, символическим изображением чего, собственно говоря, и являются нимбы на православных иконах. Об этом же и учил святитель Григорий Палама. Ну а в следующее воскресенье древний Лекционарий и церковный став будут нас учит тому, как достигается это преображение души и какой путь ведет к нему?

Но Святой Дух не может войти в нечистое место. Наша задача состоит в том, чтобы подготовить место для его пришествия, очистить себя от страстей. Это наше человеческое участие в нашем же спасении: Бог спасает, но не без нас, а видя наше желание, выраженное в трудах благочестия. Тогда и посылает нам благодать, меняет, исцеляет от греха.

Действие Бога в своей жизни мы можем видеть постоянно. Вопрос в том, хотим ли мы видеть, потому что это не всегда приятно. Очень важно приобщаться ко всему опыту церкви. И поститься, чтобы очищаться духовно.

Установление поста — Божие установление. Первая заповедь, данная Богом человечеству, — заповедь о посте. Поминовение усопших — дело Богоугодное и спасительное для душ, особенно для отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища. Есть люди, которые сами себя лишают утешения молиться за усопших.

Они, как правило, больше любят умствовать, чем веровать. Почему не совершают они молитв за усопших? Видимо, им непонятно, как действие молитвы может простираться так далеко: из одного мира в другой, из мира видимого — в мир невидимый.

Святой Григорий, будучи великим подвижником горы Афон, названный сыном Божественного Света, обличая еретиков, защитил свое учение о несотворенном Божественном Свете, которым просиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигшие высот святости посредством молитвы и поста. Молитвенные песнопения, возвещающие о вожделенных плодах истинного благочестия — благодатного света и воссоединения с Богом, исполнил хор храма под управлением Л. В читаемом апостольском послании к Евреям, святой Павел представил образ Господа Иисуса Христа, как истинного Бога: в доказательство этой истины апостол указал на ветхозаветные пророчества, свидетельствующие об Иисусе Христе, как о Творце неба и земли, сидящем одесную Бога Отца и единосущном с Ним. Евангельским чтением, возвещенном священником, стал рассказ апостола Марка об исцелении расслабленного, пронесенного его друзьями сквозь кровлю жилища и поставленного перед Господом, о даровании Спасителем этому больному прощения грехов и, как следствие этого прощения — телесного здравия.

Григорий Палама богословски обосновал практику исихазма: углубленное Богопознание через познание себя, через сердечную молитву, через внутреннее сосредоточие сил, самоконтроль, через очищение ума и сердца. Именно Григорий Палама глубоко обосновал термин «синергия», что означает совместное действие Божественной благодати и человеческой свободной воли в деле спасения. Главная идея Григория Паламы: достижение полного соединения человека с Богом через очищение и стяжание Божественной благодати и это как никогда актуально в Великом посту, именно поэтому Церковь вспоминает этого учителя и Отца Церкви во второе воскресенье Великого Поста.

Великий пост в 2024 году

Вскоре его назначили игуменом Есфигменского монастыря. В то время его учение о Нетварном Свете многие осмеивали, не принимали всерьез. Тогда он написал несколько богословских трудов в защиту исихастов. Григорий утверждал, что каждый во время внутренней молитвы может сподобиться видеть этот свет. Враг рода человеческого воздвиг на него клевету, из-за чего Григорий был осужден и посажен в темницу на три года. Когда патриарх сменился, святого освободили и возвели в сан архиепископа. В 1351-м году на Соборе было утверждено его учение о Нетварном Свете. Скончался святой в 1359 году, перед смертью ему явился святой Иоанн Златоуст. Через девять лет он уже был канонизирован. Смысл Второй седмицы Великого поста Поскольку на второй седмице вспоминается учение святого Григория Паламы о Нетварном Свете, то всем верующим рекомендуется учиться в это время внутренней молитве, цель которой лицезрение Самого Господа в Фаворском Свете.

Сама Жертва Голгофская и её бескровное воспоминание на ежедневной евхаристической Жертве Церкви приносится «во оставление грехов и жизнь вечную». Нам, коль скоро мы христиане, нельзя забывать об этом! Как ни важно здоровье телесное, нам не унести его с собою на Небо. Ибо как грешное тело ни лечи, оно всё равно истлеет. Поэтому не «здоровый образ жизни» является нашим приоритетом, а «сердце сокрушенное и смиренное», которое «Бог не уничижит» Пс. Расслабленному из Капернаума повезло не в том, что он стал ходить, а в том, что Господь, видя веру четверых его друзей, простил ему грехи. Вот воистину дар Божий, у которого нет временных границ! На что богатырское здоровье там, где «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» Мф.

Как им распорядиться в блаженной вечности? Ответ очевиден и едва ли нуждается в доказательстве, а вот поставь любого из нас перед выбором: здоровье или спасение, — что мы выберем недрогнувшей душой, что останется для нас безусловной ценностью? Вот нам сегодня апостол Павел и напоминает: «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» Евр.

Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Телевизионная и радиовещательная компания «Тамбовская губерния» Учредитель СМИ: Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Телевизионная и радиовещательная компания «Тамбовская губерния» Юридический адрес: 392000, Тамбовская область, г. Тамбов, Моршанское шоссе, д.

Как питаться после окончания поста В первую очередь нужно соблюдать осторожность в период пасхального разговения. Не стоит налегать на яйца и мясные продукты. Это является большой нагрузкой для организма и может привести к возникновению или обострению хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. Следует постепенно увеличивать в рационе долю пищи животного происхождения.

В первые дни рекомендуют добавить молочные продукты, рыбу, яйца, и в последнюю очередь мясо. Не стоит налегать на жирную, копченую и пряную пищу. Отдавать предпочтение следует блюдам, приготовленным путем варки, тушения или на пару. В период разговения также не следует в большом количестве употреблять алкогольные напитки. От крепкого спиртного лучше отказаться, отдав предпочтение вину. Соблюдение этих правил уменьшит стресс для организма. Что можно и что нельзя делать во время Великого поста Великий пост не ограничивается исключением из рациона продуктов животного происхождения и алкоголя. Он подразумевает духовное очищение, которое означает воздержание от некоторых повседневных занятий. Во время поста нельзя унывать, злиться, раздражаться, ругаться, сплетничать, таить обиды и зависть.

Рекомендовано воздержаться от развлечений и веселья. Свободное время необходимо уделить молитве и посещению храмов. В пост приветствуется благотворительность, забота о близких и помощь нуждающимся людям. Можно ли крестить ребенка Крещение разрешается церковью в любой день года. Можно ли играть свадьбу В период поста молодожены могут планировать законное оформление отношений в государственных учреждениях расписываться. Отгулять свадьбу и обвенчаться в таком случае лучше после окончания поста. Можно ли венчаться Церковь не благословляет связывать себя семейными узами во время поста. Существует поверье: «Брак, заключенный в пост — пустой: в семье не будет согласия, и она скоро распадется». Венчание в этот период не совершается.

Можно ли отмечать День рождения Во время поста приветствуется общение с семьей и близкими людьми. Однако на таких посиделках следует воздержаться от переедания, употребления алкоголя, танцев, песен и развлекательных конкурсов. Можно ли зачинать ребенка В церкви нет запрета на зачатие ребенка в период поста. Приветствуется воздержание супругов от интимной близости во время поста по обоюдному соглашению. Если же в пост был зачат ребенок, то это никак не отобразится на его будущем. Можно ли поминать усопших Во время Великого поста дома можно ежедневно поминать усопших. Церковью совершается литургическое поминовение по субботам и воскресеньям, а также в особые праздничные дни — субботы второй, третьей и четвертой недель. Можно ли читать светскую литературу В пост не распространяется запрет на чтение литературы. Духовники рекомендуют обратить внимание на книги, которые имеют духовное содержание.

Такие произведения можно найти в классической русской литературе. Великий пост прижмет подожмет хвост. В Великий пост как узлом затянет. Пост не в брюхе, а в духе. Пост не мост, можно и объехать. В год хлебородный пост не голодный. Не желательно давать в этот период деньги в долг, иначе сами три года из них не вылезете. Великий пост у католиков У католиков Великий пост начинается с Пепельной среды за 40 дней до Пасхи.

Неделя светотворных постов: что это такое?

Дорогие мои, великим помощником в этом труде над собой, труде ведущем человека к духовному совершенству, является пост. Шестая неделя Великого поста известна как Вход Господень в Иерусалим. В 2024 году Великий пост начался 18 марта и продлится до 4 мая включительно. Главная › Воскресная проповедь › Проповедь в Неделю 2-ю Великого поста.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий