Новости лествица великого поста

Сегодня святая Церковь дает нам образ великого подвижника, желая нас утвердить в том пути, которым мы шли от начала поста, и который мы в течение последней седмицы освятили Крестом Господним. История возникновения Великого поста и его смысл для христианина. Краткие правила соблюдения Великого поста. Кому полагаются послабления в посте. «Неделя 4-я Великого поста посвящена воспоминанию Св. Прп. Иоанна Лествичника – выдающегося аскета VI-VII вв., игумена Синайского монастыря, автора знаменитого произведения «Лествица», в котором был собран духовный опыт египетских монахов. Шествуя по пути Великого поста, христиане неслучайно совершают память этого великого подвижника Церкви, ибо он открывает для каждого новый «Декалог» — Лествицу райскую и скрижали духовные, и потому единодушно взывают.

Иоанн Лествичник. Что можно и что нельзя делать 14 апреля 2024 года

В Неделю 4-ю Великого поста Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника. В четвертую неделю Великого поста, вслед за поклонением честному и животворящему Кресту, Святая Православная Церковь постановила поминать преподобного и богоносного отца нашего Иоанна, списателя Лествицы духовной. Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет – до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет. Великий пост дан нам для того, чтобы успеть хоть немного продвинуться по ступеням в Царство Небесное. Структура Великого поста построена так, что каждая неделя поста имеет свой духовный смысл, свою духовную направленность. Некоторым людям трудно отказаться в пост от просмотра новостей или чтения фейсбука, что оправдывается необходимостью быть в курсе событий.

4-я Неделя Великого поста – Неделя преподобного Иоанна Лествичника

В воскресенье четвертой недели Великого поста пекут лесенки (лесеньки, лестницы, лествицы) – особое постное печенье. В четвертое воскресенье Великого и спасительного поста, Церковь предлагает вспомнить о святом преподобном Иоанне Лествичнике, авторе книги «Лествица». Пятая седмица Великого поста характерна тем, что в четверг на утрене прочитывается весь Великий канон святого Андрея Критского, который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, а также житие прп. Мы вспоминаем его великое аскетическое произведение «Лествица».

Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника

Главная > Новости благочиния > Проповедь протоиерея Георгия Климова в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника. Лествица великого поста. Великий пост – многодневный пост, предшествующий Празднику Пасхи, состоящий из поста св. Четыредесятницы и Страстной седмицы. В Великий пост верующие нередко читают Лествицу, чтобы укрепиться в вере.

Великий Пост. Неделя Иоанна Лествичника

Суббота четвертой недели Великого поста, 25 марта, (так же как на второй и третьей неделе) установлены для поминовения усопших. Поэтому святая Церковь благословила читать поучения из «Лествицы» в дни Великого поста. В Великий пост верующие нередко читают Лествицу, чтобы укрепиться в вере. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. История возникновения Великого поста и его смысл для христианина. Краткие правила соблюдения Великого поста. Кому полагаются послабления в посте.

Неделя четвертая. Иоанн Лествичник

История возникновения Великого поста и его смысл для христианина. Краткие правила соблюдения Великого поста. Кому полагаются послабления в посте. В четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова празднует память преподобного Иоанна Лествичника, автора известной во всем христианском мире книги «Лествица». Великий пост в 2024 году Великий пост в 2024 году Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая Подготовительный период к Великому посту Включает 3 седмицы и 4 Недели. Церковь предлагает нам это произведение в Великом посту именно для того, чтобы мы в эти дни поучились духовной тактике борьбы со своими грехами. Четвертая неделя Великого поста была посвящена этому святому сравнительно поздно — только в XIV веке, но это как раз свидетельствует в пользу того, что его слава великого подвижника и учителя благочестия не угасала со временем.

Неделя 4-ая Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника

Подобно лествице, виденной патриархом Иаковом Быт. По лествице Иакова восходили и нисходили Ангелы, означая, что христианские добродетели суть ангельское дело и совершаются при помощи святых Ангелов. На верху лествицы святой Иаков видит Господа Быт. Сие неописанное благо, братие, предзря, мужественно, приступим к сей лествице и бодренно понудим себя к неленостному по ней восхождению.

Мужественно приступим и бодренно понудим себя положить доброе начало сему восхождению. Если везде доброе начало — половина дела, тем паче в жизни духовной, которой оно бывает полным предначертанием. Ибо смотрите, чего требует здесь первый шаг?

Требует оставить землю. Как в житейском порядке нельзя ступить на лестницу, не отделившись от земли, над которою неизбежно поднимаются вместе с тем, как вступают на первую ступень, так и в порядке духовном первая степень восхождения к христианскому совершенству есть оставление земли — греха, то есть удаление от грешных дел и страстных чувств и расположений, которое совершается в Покаянии, когда, отвергши все недоброе и оплакавши, полагают благую решимость угождать Единому Богу. Кто дошел до сей решимости, тот сделал первый шаг, вступил на первую ступень.

Как тому, кто как бы прирос к земле, нельзя подниматься по лествице, так тому, кто еще обременен грехами, невозможно и думать о восхождении к совершенству. Уклонись прежде от зла — и начнешь творить благое. Вступив на лестницу, как потом восходят?

Действуя руками и ногами, ступая то правою, то левою ногою и напрягаясь всеми членами тела. Так и покаявшийся и возымевший благую решимость угождать Богу тотчас вступает в труд, требующий напряжения и душевных, и телесных сил и безжалостного их утомления. Ибо ему необходимо противиться себе в худом и нудить себя на добро, внимать себе и всему встречающемуся, из многого избирать лучшее, не упрежу дать и не отставать, не пропускать без внимания и малых приражений греха, отстранять препятствия, угадывать способы в нападениях врагов и бороться с ними, не слагая оружий.

Все сие и подобное составляет труд борьбы со страстьми и преуспеяние доброделания, которым определяется самое восхождение к совершенству. Ибо что есть совершенство, как не искоренение страсти и вкоренение вместо нее доброго расположения. Это и есть главный труд наш.

И не одну ступень надо перешагнуть, пока он кончится. Не искоренишь вдруг всех страстей и не насадишь всех добродетелей. И то, и другое совершается постепенно.

И каждой страсти умаление имеет свои степени, равно как и утверждение всякого доброго расположения. Почему у святого Лествичника изображение сего труда кончается двадцать шестой уже степенью.

Ектенья Причастие После Литургии во время пения 33-го псалма о. Андрей раздал всем прихожанам просфоры, обильно окропил всех святой водой. Андрей раздает просфоры после Литургии 26. Андрей напомнил прихожанам житие прп.

Иоанна Лествичника, порекомендовал для изучения его бесценный для монахов и для мирян труд "Лествица". Проповедь о. Андрея после Литургии Василия Великого 26. О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь.

Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние".

Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок.

Это своего рода кульминация Страстей Христовых. Вспоминаются события Тайной Вечери, страшная ночь в Гефсиманском саду, час суда и предание Христа на смертные муки. Накануне страшного дня Христос совершает последнюю трапезу со своими учениками. В знак смирения Господь омывает ноги своим ученикам, показывая пример того, как должно им обращаться друг с другом, не превознося себя. В память об этом моменте евангельской истории в Церкви установлена традиция — чин омовения ног.

Он совершается архиереем епископ, архиепископ, митрополит, патриарх на богослужении Великого Четверга. Находясь же среди учеников своих, Иисус сказал, что один из них предаст Его. Тогда ученики опечалились и стали спрашивать: кто это? Господь же сказал, что это будет тот, кто опустит вместе с Ним руку в чашу. Ещё Господь предсказал ученикам искушения, которые им предстоят, а апостолу Петру — что он три раза отречётся от Него. Но также Господь предрёк им Своё явление по Воскресении в Галилее. По окончании праздничной трапезы Иисус отправляется с учениками в Гефсиманский сад, где возносит свои молитвы Богу Отцу и скорбит о предстоящих мучениях. Около полуночи приходит в сад предатель Иуда с множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин.

И сказал им: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его Мф 26:48. И, подойдя к Спасителю, поцеловал Его. Тогда же Иисуса схватили, и Он смиренно предал Себя в руки грешников, чтобы понести великие страдания на Кресте. А ученики, бывшие с ним, бежали, оставив Его.

Преподобного Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн назван «Лествичником» потому, что написал особое руководство для духовной жизни — «Лествицу духовную» «лествица», по-славянски, значит «лестница». Но почему же приводится нам на память именно прп. Иоанн, а не другой какой святой? Для того, чтобы в течение поста мы имели перед глазами живой пример человека, достигшего духовного совершенства, великого наставника, и не забыли о необходимости для каждого христианина изучать его богодухновенную книгу «Лествица духовная», в которой он изобразил все христианские добродетели в той постепенности, как они должны утверждаться в человеке, дабы привести его к единению с Богом, и чтобы понудить нас через это к самоисправлению. О жизни прп. Иоанна малоизвестно. Годы жизни, примерно, 579 — 649 гг. С юных лет он возлюбил Господа. По словам его учеников, прп. Иоанн был выдающимся человеком — по дарованиями, способностям и образованию. Приняв иноческий постриг в Синайском монастыре, он долгие годы жил в уединении, соблюдая строгий пост. Пост и молитвы возвели его на высокую степень чистоты.

Просветительская деятельность

Обратно в алтарь он будет унесен в пятницу, 24 марта, отметили в Челябинской епархии. Благодаря обряду поклонения Честному и Животворящему Кресту Господню в народе четвертая седмица Великого поста называлась Крестовой, Крестопоклонной. Воскресенье Крестопоклонное ещё именуют «Средокрестным», так как оно знаменует середину Святой Четыредесятницы. Среда четвертой седмицы считается половиной Великого поста. В среду, 22 марта, по благословению митрополита Челябинского и Миасского Алексия в 17 часов в Свято-Симеоновском кафедральном соборе будет совершена Литургия Преждеосвященных Даров — особого великопостного богослужения, уникального по своей красоте и духовной насыщенности. В пятницу, 24 марта, в соборе также будет совершена Литургия Преждеосвященных Даров, а после - молебен с акафистом святому праведному воину Феодору Ушакову. В 17 часов - великая панихида «парастас». Суббота четвертой недели Великого поста, 25 марта, так же как на второй и третьей неделе установлены для поминовения усопших.

Продолжительность Великого поста - 48 дней. Начинается он в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед этим Великим праздником. В 2024 году длится с 18 марта по 4 мая включительно.

Пасха - 5 мая. Состоит из двух частей - Святой Четыредесятницы первые 6 недель и Страстной Седмицы последняя неделя - 6 дней. Каждая неделя Великого поста имеет свое название и символическое значение. Торжество Православия - 24 марта. В первое воскресенье Великого поста называется Торжество Православия в честь события, которое произошло в 843 году в Константинополе. Тогда царица Феодора собрала иерархов Церкви, одобрявших иконопочитание, и низложила иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика. Так были воплощены решения VII Вселенского собора, который постановил почитать святые иконы. Этот праздник решили сделать ежегодным, чтобы напоминать людям об опасности впадения в ересь. Отмечают Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на такой день. Тексты чина Торжества Православия говорят о победе Церкви над ересями и провозглашают постановления семи Вселенских соборов.

Святителя Григория Паламы - 31 марта. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, - один из величайших богословов и учителей Церкви. Его главный вклад - учение о непрестанной молитве, исихии молчания , нетварных энергиях и Фаворском свете. Святитель писал, что верующий человек способен с Божией помощью удалиться от греха настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом еще при жизни, увидеть нетварный фаворский свет, который был открыт апостолам на горе Преображения. Преображение - одно из важнейших событий евангельской истории праздник в честь него отмечается Церковью 19 августа. Во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. Ученики увидели, что с Ним беседуют пророки Моисей и Илья. Это поразило апостолов. Долгое время не только простой народ, но и ученики Христа считали Его прежде всего земным царем. На иконах праздника Христа обычно изображают в ореоле «фаворского света» - необычайного сияния, которое увидели апостолы.

Пост - лучшее время для упражнений в воздержании и молитве, поэтому на второй неделе мы вспоминаем святителя Григория Паламу, который учил, что внутреннее преображение доступно каждому из нас. Крестопоклонная - 7 апреля. Великий пост подходит к своей середине, и верующие начинают уставать от ограничений и напряженной духовной жизни. Чтобы ободрить их, Церковь предлагает вспомнить о цели постного подвига. Мы постимся, чтобы разделить с Христом Его страдания, а затем глубже прочувствовать радость Пасхи. В центре внимания в этот день - крест, главный христианский символ. На воскресной всенощной Животворящий Крест Господень выносится в центр храма и остается там до пятницы. Под пение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» верующие совершают перед крестом поклоны. Крест напоминает нам о страданиях Спасителя, укрепляет в намерении духовно трудиться в ожидании Пасхи. Митрополит Антоний Сурожский говорил об этом так: «Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно».

Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля. Об событии Благовещения рассказывает Евангелие от Луки. Там говорится, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи Бог послал архангела Гавриила в город Назарет к Деве Марии с вестью о том, что она родит Спасителя мира. Войдя к Марии, ангел произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами». Слова архангела - первая добра весть от Бога для человечества после грехопадения.

Посему отчаявающийся сам себя губит». Итак, прежде всего и помимо всего прочего в «Лествице» надо видеть любовь Божию. Книга о любви Любой текст — это не просто череда слов.

Композиция текста, то, как он устроен, управляет всем остальным, всем частным. Описание «темницы», процитированное выше, испугало нас как раз потому, что мы рассматривали его вне контекста. В своей книге Иоанн Лествичник описывает путь совершаемой в свободе метанойи покаяние, поворот ума , обретения бесстрастия истинной свободы , и через него — священного безмолвия, в котором становится возможным услышать голос Божий. От начала и до конца, все больше и больше, это — путь возгорания любви, постоянно усиливающейся динамики стремления к Богу. В начале долгого пути Лествичник напоминает главное — Любовь Божья не знает границ: «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; несть лицеприятия у Бога». На последней тридцатой ступени «Лествицы» подвижник встречает эту Любовь: «Тогда Она Агапе сия Царица, как бы с неба явившись мне, и как бы на ухо моей души беседуя, говорила: доколе ты, любитель Мой, не разрешишься от сей дебелой плоти, не можешь познать красоты Моей, какова она. Лествица же […] пусть научит тебя составлять духовную лествицу добродетелей, на верху которой Я утверждаюсь, как и великий таинник Мой говорит: Ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия: больши же сих — любы». Итак, композиционный принцип Лествицы — «история любви к Богу». Лествичник пишет: «блажен, кто имеет такую любовь к Богу, какую страстный любитель имеет к своей возлюбленной.

Из нашей души ещё никуда не делись проросшие там сорняки страстей. Склонность ко злу по-прежнему живёт там. И без окончательной победы над пороками мы рано или поздно впадём во грех опять. И нам опять придётся раскаиваться в нём… Преподобный Иоанн хорошо понимал, что из этого рабского круга христианину необходимо вырваться на свободу бесстрастия. Поэтому следующие девятнадцать глав своей «Лествицы» синайский игумен посвятил советам по преодолению отдельных страстей.

Проходя эти ступени, верующий побеждает сквернословие, стяжательство, уныние и лень, гнев, похоть. Центральное место в этой борьбе занимает искоренение тщеславия — «корня всех грехов». Святой Иоанн так писал об этом пороке: «Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь.

Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу — опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху». Уклонившись от зла, сотвори благо Святой пророк и царь Давид в своих псалмах пел человеку, желающему достигнуть святости: «уклонися от зла и сотвори благо». Для того чтобы стать совершенным, обрести по благодати богоподобие, человеку мало отрешиться от суеты и раскаяться.

Неделя 4-я Великого поста 2024. Преподобного Иоанна Лествичника

Кто также не в состоянии сказать, вступил ли он, по раскаянии во грехах, в борьбу со страстьми, борется ли с ними или поддается им? Так что же мы с вами скажем, братие? Стали ли на лестницу? Сделали ль хоть этот шаг?

Пусть ответит на сие совесть каждого. Я же приложу, что хоть шаг только кто сделал — все хорошо. Он уже на лестнице, уже на добром пути.

Пусть много еще надо трудиться, пока покажутся в нем ясные следы совершенства, но начало положено. Не ослабевай только и не ленись по мере сил подвигаться вперед. Благословенно будет шествие твое и, если будет постоянно и неуклонно, несомненно увенчается успехом.

Так хорошо хоть это. Но то дурно, если еще и первый шаг не сделан, если кто предан страстям и отстать от них не думает или и думает, но все отлагает день от дня, или, жалея свою страсть любимую, хочет заменить ее каким-либо добром, не отказываясь от нее, или, не имея резких страстей и порочных дел, живет, однако же, как живется, не радея о чистоте сердца. Все такие и подобные им не на добром пути стоят, еще не вступили на лестницу, возводящую к Богу, и им предлежит сделать сей первый шаг.

Вот почему «Лествица» и воспоминается нам среди поста, чтоб, если кто, уразумев уроки ее, найдет, что он блуждает еще вне ее, имел время прийти в себя и покаяться. Вот это и поспешите сделать все, кому сие надлежит еще сделать. А потом усугубьте усердие заняться исправлением себя и утверждением в себе добрых навыков.

Ведь другие не стоят, а всё идут. Зачем же и нам отставать? Да и все, братие, «тако» будем тещи, да постигнем 1Кор.

Кто остановился, тот уже не идет. Кто не идет далее, тот неизбежно отстает или даже более подвигается назад. Нет у нас и минуты без дела и нет дела, которое бы не было Богу или угодно, или неугодно.

Это потому, что мы лица и всюду влагаем свое намерение, по которому дела обращаются или во славу Божию, или в угоду нашей самости и служат потому или в благопоспешение в нашем шествии, или в препону ему. Внимательный к себе и всему окружающему и остановиться не может, а, что ни шаг, все вперед в совершенстве своем, от всего собирает с Господом и от всего богатеет.

Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу — опять предаюсь ему.

Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху». Уклонившись от зла, сотвори благо Святой пророк и царь Давид в своих псалмах пел человеку, желающему достигнуть святости: «уклонися от зла и сотвори благо». Для того чтобы стать совершенным, обрести по благодати богоподобие, человеку мало отрешиться от суеты и раскаяться. Но мало и достигнуть бесстрастия, удалив из души угнездившиеся в ней пороки. Образовавшаяся пустота обязательно должна чем-то наполниться… Преподобный Иоанн Синайский рекомендовал христианам не дожидаться, пока в ум и сердце вновь постучатся греховные помыслы и желания, но взамен их, воспитать в себе добродетели. Наполнить душу благодатью Духа Святого.

Советам о том, как достигнуть этого, и посвящены последние четыре главы его сочинения. В них он говорит о внутреннем покое, молитве и союзе трёх основных добродетелей: веры, надежды и любви. Все же они составляют одно сияние и одну светлость. Великий пост дан нам для того, чтобы успеть хоть немного продвинуться по ступеням в Царство Небесное. Но пост бесполезен без молитвы!

Обратим внимание на слово «представления» — образы, иллюзии. В Любви Божьей можно жить, тогда можно и говорить о ней — а без этого даже речь о любви Божьей будет иллюзией, прелестью. Поэтому, наверное, нам надо замолчать — и послушать, что говорит Церковь. Перед неделей Лествичника была Крестопоклонная , срединная неделя Великого Поста, напоминающая о главном в христианстве — Кресте. Мы поражены страстями, умираем. Но милосердный Господь спасет нас. Покаяние рождается от желания спастись, в надежде на спасение, а не в странном мазохистком наслаждении самоунижением. Покаяние, надежда и спасение идут в одной связке. Это очень важно. Смысл аскезы не в том, чтобы уйти от скверны мира мир вообще не скверен, а благ, ведь создан он благим Богом , а в том, чтобы обрести еще лучшее. То, чем занимался Иоанн — «слаще меда», потому что радости подвижничества делают мирские наслаждения горькими. Если это не так — то все напрасно, и погнавшись за одним, мы потеряем и то, что у нас было. Все делается ради этих сверхъестественных благ, а не вопреки мирским благам. Конечно, мы рекомендуем для чтения саму «Лествицу» — и аудиокнигу и текст. Воскресные Литургии обладают своим неповторимым содержанием:.

Склонность ко злу по-прежнему живёт там. И без окончательной победы над пороками мы рано или поздно впадём во грех опять. И нам опять придётся раскаиваться в нём… Преподобный Иоанн хорошо понимал, что из этого рабского круга христианину необходимо вырваться на свободу бесстрастия. Поэтому следующие девятнадцать глав своей «Лествицы» синайский игумен посвятил советам по преодолению отдельных страстей. Проходя эти ступени, верующий побеждает сквернословие, стяжательство, уныние и лень, гнев, похоть. Центральное место в этой борьбе занимает искоренение тщеславия — «корня всех грехов». Святой Иоанн так писал об этом пороке: «Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост — тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь — благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану — попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу — опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху». Уклонившись от зла, сотвори благо Святой пророк и царь Давид в своих псалмах пел человеку, желающему достигнуть святости: «уклонися от зла и сотвори благо». Для того чтобы стать совершенным, обрести по благодати богоподобие, человеку мало отрешиться от суеты и раскаяться. Но мало и достигнуть бесстрастия, удалив из души угнездившиеся в ней пороки.

4-я Неделя Великого поста – Неделя преподобного Иоанна Лествичника

Это время примирения, а примирение — это радость Божия и наша радость; это — новое начало. Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особенно значительных для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние — это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся — это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние — это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние — это очищение нашей совести. Покаяние — это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль».

И если мы спросим себя, как, каким путем достичь этого, как мы можем отозваться Богу, Который принимает нас, как отец принял блудного сына; Богу, Который столько ждал нас, с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас — как мы можем отозваться такому Богу? На это вот еще короткий отрывок о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей.

На это вот еще короткий отрывок о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них.

За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, — держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу».

Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, который знал, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и радоваться о Нем. Память и личность святого Иоанна Лествичника предлагаются нам сейчас, когда мы восходим к страстным дням, в пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру. Научимся от него, станем следовать его примеру, станем радоваться о том, что Бог может Своей силой сделать с человеком; и с уверенностью, с надеждой, с ликующей и вместе с этим тихой, невозмутимой радостью последуем этому совету прислушаться к Богу, умоляющему нас найти путь жизни и говорящему нам, что с Ним, в Нем мы будем живы, потому что Он есть Истина, но так же и Путь, и Жизнь вечная. Тропарь святому Иоанну Лествичнику Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси свтильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Провел там сорок лет, смиренно и кротко трудился с молитвой, сочиняя книги. В семидесятипятилетнем возрасте он был избран игуменом Синайской обители. По просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, им была написана знаменитая «Лествица добродетелей», где он раскрыл 30 ступеней восхождения к духовному совершенству.

Цель этого творения — показать, что дело спасения требует от человека самоотвержения и усиленных подвигов. Ступени «Лествицы» — это путь человека к совершенству, которое постепенно, а не вдруг может быть достигаемо, дабы он мог приблизиться к Царству Небесному.

Хотя преподобный не уклонялся от пищи, разрешенной уставом во время поста, чтобы сокрушить, как он сам говорил, рог гордыни; но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, нежели вкушающим; зато от всякой страсти воздерживался он решительно, повелительно говоря к ней: молчи, онемей! Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами.

Долго и после его блаженной кончины показывали под горою весьма тесную пещеру — это сокровенное место подвигов покаяния, которое называют слезоточным, и которое настолько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтоб рыдания Иоанна не слышали другие. Преподобный Иоанн, поставленный руководителем игуменом других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу. Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали «Лествицу Рая» , кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо. Восходя далее по степеням духовных совершенств, и с большею ревностию, нежели до принятия начальства над братиею, он изложил книгу к пастырю, и таким образом сделался руководителем самых руководителей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий