70 лет назад, 27 февраля 1939 года, в день своего 70-летия, скончалась Надежда Константиновна Крупская, чье имя связано с созданием советской атеистической системы образования. Надежда Константиновна говорила, что учебник должен связывать учёбу с помощью производству, быту и всему строительству социализма. Надежда Константиновна внесла огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории.
Славная родословная. Моя Крупская
Весной 1917 года Ленин и Крупская возвращаются в Петроград, а после победы Октябрьской революции Надежда Константиновна стала известным на всю страну человеком. Надежда Крупская родилась в Санкт-Петербурге 26 февраля 1869 года, в небогатой дворянской семье. Надежда Константиновна через 20 лет после свадьбы стала вновь Крупской. Биография Надежды Константиновны Крупской. Надежда Крупская родилась в 1869 году в Петербурге, в семье обнищавшего дворянина Крупского Константина Игнатьевича. Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 года в Москве в возрасте 70 лет. Надежда Константиновна не могла не видеть симпатию между мужем и их общей подругой и предложила Ленину расстаться, чтобы он мог устроить свою личную жизнь открыто.
Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин
В 1905 году вместе с Лениным вернулась в Россию, была секретарём ЦК. После разгрома революции 1905-1907 годов отправилась во вторую эмиграцию. Работала преподавателем в партийной школе в Лонжюмо под Парижем. В качестве секретаря Ленина помогала налаживать связь с партийными организациями в России, принимала активное участие в работе большевистской прессы.
В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию, была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению.
В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения, выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей.
Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Ей была присуждена учёная степень доктора педагогических наук. Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную А.
Макаренко после её выступления на съезде комсомола в мае 1928 года с резкой критикой А. Макаренко последний был в скором времени снят с руководства колонией им. Крупская сыграла неблаговидную роль в судьбе К.
В феврале 1928 года в «Правде» была обнародована статья Крупской «О "Крокодиле" Чуковского»: «Такая болтовня - неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником - весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо».
Выступление вдовы Ленина означало в то время фактически запрет на профессию. Спустя какое-то время Чуковский публикует в «Литературной газете» письмо, в котором отрекается от сказок. После этого до 1942 года он не написал ни одной сказки.
Зиновьева и Л. Каменева в их борьбе против Сталина, но впоследствии признала эту позицию ошибочной, выступала на Пленумах ЦК партии и голосовала за предание суду Н. Бухарина, за исключение из партии Л.
Троцкого, Г. Зиновьева, Л. Крупская ходатайствовала за репрессированных, но большей частью безрезультатно.
В 1930-е годы Крупская была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы.
Всё, что к этому образованию не относилось, Надежда Константиновна могла объявить вредным, под её горячую руку в конце 1920-х годов попали и «аполитичные» сказки Корнея Чуковского. Она занимала жёсткую позицию в советской цензуре и антирелигиозной пропаганде. Крупская на похоронах В. Ленина Вопросы коммунистического воспитания Надежда Константиновна всегда ставила на первое место. К примеру, она очень критично отнеслась к педагогической системе, разработанной А. В 1928 году её критика на съезде комсомола привела к тому, что известного педагога освободили от руководства детской колонией им.
Ей разрешалось без ограничений заниматься лишь библиотечной работой и выступать в печати с правильными текстами о Ленине. Скончалась Надежда Константиновна на следующий день после своего 70-летия, 27 февраля 1939 года. В воскресенье, 26 февраля, на первой странице «Правды» ЦК ВКП б и Совнарком СССР передали «старому большевику и другу Ленина» горячий привет и пожелали многих лет дальнейшей плодотворной работы, а на второй странице была помещена поздравительная статья партийного идеолога Емельяна Ярославского с портретом художника Петра Васильева. А уже 28 февраля две первые страницы главной советской газеты были отведены под некрологи Крупской. Похоронили её в Кремлёвской стене. Урну с прахом лично нёс Сталин. Сегодня, по прошествии стольких лет, можно по-разному относиться к Надежде Константиновне Крупской.
В последние годы Ленин не отпускал от себя супругу ни на шаг. Отец мой ленин, а мать Надежда Крупская После революции Крупская с головой окунулась в строительство нового общества, которое ставили своей целью ее муж и его соратники. Она со всей ответственностью относилась к проблемам воспитания детей, написала по этому поводу много статей. Но подлинное значение Крупской — в работах Ленина. Сколько их, этих работ, было переписано ее руками, сколько было написано статей для революционных газет, сколько писем с указаниями Ленина она отправляла по самым разным адресам его соратников. Несмотря на тяжелую болезнь Надежда Константиновна не мыслила себя вне политики, вне построения социализма. Она всегда очень хотела быть полезной Ленину. Напряженная работа уже не требовалась, с ее мнением никто из соратников вождя не считался, и особенно Сталин.
Он еще при жизни Ленина крепко поссорился с Крупской, когда та выступила против попыток Сталина отстранить Ильича от управления страной. Ему пришлось по требованию Ленина извиниться перед Крупской. Но он этого не забыл, он это ей припомнил. В 1938 году писательница Мариэтта Шагинян обратилась к Крупской с просьбой — быть консультантом по различным сторонам жизни Ульяновых, которые описывались в ее книге «Билет по истории». Надежда Константиновна приняла предложение с удовольствием, не зная, чем это ей может грозить. А Сталин был крайне недоволен. Этот вопрос даже обсуждался на одном из пленумов ЦК партии. В постановлении пленума говорилось: «Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т.
Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП б , за спиной ЦК ВКП б , превращая тем самым общепартийное дело составление произведений о Ленине в частное семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда прав не давал…» Болезнь и причина смерти Из жизни Крупская ушла внезапно. Да, она уже была немолода, много болела.
Крупская — автор многочисленных работ о В. Ленине , трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков. Крупская активно переписывалась с пионерами, советскими детьми.
В 30-е годы Крупская пыталась противостоять установлению административно-командной системы, усилению классовой борьбы, выступала против гонений на детей «врагов народа» , но была практически отстранена от работы Наркомпроса и занялась вопросами библиотечной работы. Ей присуждена степень доктора педагогических наук. Она не поддерживала репрессии Иосифа Джугашвили Сталина , передавала корреспонденцию Ленина Ульянова для Льва Троцкого , сотрудничала с антисталинской оппозицией. После смерти в 1939 году была кремирована, прах помещён в урне в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве [источник не указан 66 дней]. Интересные факты По данным проф.
Похлёбкина , Н. Крупская не обладала кулинарными дарованиями. В своей статье в журнале "Огонёк" "Что ел Ленин" Похлёбкин прямо связывал периоды более высокой работоспособности В. Ульянова с возникновением обстоятельств, когда еду ему готовила не супруга, а другие женщины. Это и сибирская ссылка когда, среди прочего, в меню появляются и такие богатые витаминами и пр.
А в качестве "типичного" блюда от супруги Похлёбкин приводил пример повторяющейся несколько дней подряд "яичницы из четырёх яиц" и задавал вопрос - не с этим ли, в частности, связано возникновение у В. Ульянова выраженного атеросклероза головного мозга. Крупская сыграла весьма неблаговидную роль в творчестве К. В феврале 1928 года в «Правде» была обнародована статья Крупской «О «Крокодиле» Чуковского»: «Такая болтовня — неуважение к ребёнку.
Надежда Крупская - биография, личная жизнь, политические взгляды, фото и последние новости
Факты из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали в СССР » | Мало кто знает, что Надежда Константиновна была тесно связана с Алтайским краем и Барнаулом. |
150 лет со дня рождения Крупской. Жена Ленина, о которой никто ничего не знает | Надежда Константиновна не могла не замечать взаимной симпатии между Арманд и мужем, но при этом искренне дружила с Инессой и постоянно с ней переписывалась. |
Надежда Крупская. Яркая красота, нерядовой ум и «лазилки» детских площадок | Именно поэтому такие люди, как Надежда Константиновна Крупская, уходят в тень в силу того, что в их биографии нет ничего низменного и животного. |
Единственная Надежда. Была ли Крупская счастлива?
Крупская Надежда Константиновна, подробная биография | Надежда Константиновна Крупская родилась в Санкт-Петербурге, в дворянской семье офицера, участника революционного движения. |
Крупская сводила с ума многих мужчин | Надежда Константиновна Крупская родилась в Петербурге, в бедной дворянской семье. |
Надежда Крупская. Женой так женой | Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. |
КРУ́ПСКАЯ НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА | Биография революционерки Надежды Константиновны Крупской: личная жизнь, профессия матери, образование в гимназии, отношения с мужем Владимиром Лениным, базедова болезнь, улица ее имени. |
Крупская Надежда Константиновна: биография, фото | Мало кто знает, что Надежда Константиновна была тесно связана с Алтайским краем и Барнаулом. |
Крупская Надежда Константиновна
Вся тяжесть воспитания дочери легли на мать, Елизавету Васильевну, которая, несмотря на финансовые сложности, определила дочь в частную женскую гимназию княгини А. Оболенской в Петербурге. По некоторым источникам, Надежда окончила её с золотой медалью, правда, эту медаль никто не видел. Крупская, 1890-е гг. По окончании гимназии девушка год проучилась на Бестужевских курсах, но увлеклась революцией и вступила в студенческий марксистский кружок, а с 1891 года в течение пяти лет до первого ареста преподавала в воскресной вечерней школе и вела пропаганду среди рабочих. Упорная Надежда самостоятельно выучила немецкий язык, чтобы читать Маркса в оригинале. Подруга по кружку познакомила её с Владимиром Ульяновым.
Будущего вождя революции впечатлила убеждённость девушки и умение убеждать других. В 1896 году Крупская была сослана в Уфу, а Владимир Ильич был арестован и сослан в 1897 году в Шушенское. По итогам переписки с властями молодой революционерке было разрешено также отправиться в Сибирь и отбывать ссылку рядом с любимым. В 1898 году в Шушенском Надежда и Владимир, бывшие к тому времени атеистами, обвенчались на этом настояла мать Надежды. Обручальные кольца были выкованы местным умельцем из медных пятаков. Ленин и Н.
Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского.
Отсюда вывод: все советские декреты сводятся на нет, если дети продолжают учиться по таким учебникам. Учебники отменили, новых пока не было, и детская книжка стала самым востребованным средством коммунистического воспитания. Крупская всегда придавала колоссальное значение книге, которая может быть «организующая» или «дезорганизующая», может формировать мировоззрение, тем более у детей. Старая школа страдала разрывом книги с практикой жизни. Известен поход Крупской на сказки, большинство которых она отмела столь же категорически, как и старые учебники, отнюдь не настаивая на полной замене сказок былями, но призывая отделять форму от содержания. Недопустимы не только мистика и вредная фантастика, неприемлема мораль, так как большинство старых сказок содержат «классово чуждое нам содержание», да еще и подают его в чудесной фантастической форме более влияющей на детское сознание. Старую собственническую и рабскую мораль надо вытравлять.
Мистические сказки с феями, русалками и лешими следует выкинуть в мусорную яму вместе со страшными сказками, травмирующими детскую психику, и впредь не будить к небылицам нездоровый интерес. По мнению Крупской, каждый несуществующий в действительности образ задерживает развитие ребенка. В рассуждениях Крупской чувствуется некий привкус толстовства: знает ли ребенок, что ему поднесут под видом желанной сказки? Сказка должна быть «не фантастическая, а бытовая, схематизирующая известные социальные отношения», ибо и сказка призвана помогать познанию мира. Оттого в хрестоматиях разгрому подверглись не только пресловутая «птичка Божия не знает», но и басни Крылова «Ворона и лисица» или «Лисица и виноград» с их «практической житейской мудростью, которая так чужда детям». Крупская предлагала отобрать из имеющегося арсенала приемлемые сказки. Например, сказка «Три медведя» полезна, потому что детям интересна проблема о большом и малом.
В ней фигурируют медведи разной величины с соответствующим бытом. Ребенку эта сказка близка. А вот сказка «О рыбаке и рыбке» вредна своей идеологией, потому что, оказывается, учит: «будь скромен в своих желаниях, не гонись за многим, иначе останешься у разбитого корыта», и эта ее скрытая мораль имеет мало общего с моралью коммунистической, хотя ребята и интересуются рыбкой больше, чем моралью. Надо попытаться создать современную сказку — детскую по форме и коммунистическую по содержанию, то есть дающую детям «те понятия и живые образы, которые помогут им стать сознательными коммунистами. Ребят постарше следует защищать уже не от мистики, а от чуждой морали и от дезориентирующих оценок социальных отношений. С этой целью Крупская предлагала переписывать популярных детских классиков, например Жюля Верна, выбрасывая из них буржуазное содержание. Но главное — писать современные детские книжки по установке: «старая книжка давала только материал для чтения, а новая учит, как жить».
Книжки должны быть «не про кошечек и собачек», а об окружающей жизни, с картинками фабрик, которых многие крестьянские дети и не видывали, о героических революционерах, например о Софье Перовской, книжки должны проповедовать коммунистическую мораль в ярких, живых, правдивых образах, а не в сухих постулатах. Крупская очень предостерегала от мистификации образа вождя. Например, в одной книжке рассказывалось, как хулиган видит во сне Ленина, который велит ему ходить в школу и не обижать парнишку-бедняка. С учебниками дело обстояло еще сложней. Первые советские учебники Луначарский назвал «опилками с вазелином» по степени интереса, и Крупская с ним согласилась — она вообще была очень критичным, требовательным и по-своему умелым педагогом. Считая, что современный учебник должен быть коммунистическим, то есть формировать у ребенка материалистическое мировоззрение, она все же похвалила эти первые опыты за отсутствие Божественной темы и за обучение ребенка внимательно всматриваться в жизнь и устанавливать правильную связь явлений. Ее требования к учебнику сводились к следующему: чтобы весь учебный материал был диалектически взаимосвязан, чтобы антирелигиозная пропаганда была связана с мировоззрением во всех областях знания, и чтобы дух коллективизма проповедовался ребенку не через скучные назидания, а через доступные увлекательные формы.
В качестве удачной хрестоматии Крупская приводила в пример книгу Блонского «Красная зорька». В ней не было рассказов о Пасхе и Рождестве, о бабочках и зайчиках, но говорилось о временах года, о сезоном труде, о железных дорогах, об Октябрьской революции. Там не было мистики, но имелся здравый сказочный элемент: мальчик во снах уносится то в неведомый тропический лес, то на берег моря, то в страну будущего. Вместо «Вороны и Лисицы» дети знакомились с текстами «Интернационала», «Смело, товарищи, в ногу», «Мы — кузнецы»… Столь же ответственным был вопрос о методах преподавания. В 1923 году появились программы ГУСа — комплексные подходы, то есть преподавание не отдельных предметов с сообщением систематических знаний, а марксистское нагромождение общественных понятий, поясняемых конкретными фактами например, математика и химия преподавались в комплексе «труд и общество». Так пытались представить предметы в диалектической взаимосвязи и в связи с конкретной жизнью. Весь учебный материал был построен на главной теме — трудовой деятельности людей.
Промах обнаружили быстро — во-первых, выявились искусственные, надуманные связи. Сама Крупская однажды наблюдала в школе, как детям на уроке рассказали про Ленина, а потом предложили провести грамматический разбор рассказа. Во-вторых, у школьников не оказалось систематических научных знаний. Крупская признала промах. Преподавание каждого предмета насквозь «пропитывалось» общими задачамиатеистического коммунистического воспитания. Для этой цели Крупская предлагала преподавать в первую очередь естественнонаучные дисциплины, которые в силу исследовательского метода познания приводили к установлению взаимосвязей и закономерностей явлений. Так воспитывалось умение наблюдать, ничего не брать на веру и все проверять опытным путем.
Крупская требовала, чтобы такой подход пронизывал всю жизнь ребенка. Даже знаменитые юные натуралисты изначально были частью плана правильно поставленной антирелигиозной пропаганды, и на юннатах Крупская особенно настаивала, как и на технических кружках. Участвуя в них, дети выходили за пределы свой школы, делясь опытом со сверстниками из других школ, и кружок превращался «в очаг пропаганды определенных методов естествознания». Гуманитарные предметы пострадали наиболее сильно. Исторические факты брали только для изучения современности. Литература стала иллюстрацией обществоведения. Крупская настаивала на преподавании обоих предметов на марксисткой основе.
Правильное преподавание истории как этапов развития человечества и классовой борьбы даст понимание основ исторического материализма и взаимосвязей общественных процессов «вместо длинных анекдотов какого-нибудь Иловайского». Для правильного преподавания литературы она предлагала, во-первых, «вытащить из подполья» все прежде запрещенное — Радищева, Герцена, Чернышевского, Белинского, Добролюбова, Писарева и Льва Толстого, который может быть доступен читателю «только в результате установления социалистического строя». Во-вторых, пересмотреть отношение к классикам, многие из которых сами были дворянами, и подойти «к оценке произведений наших писателей с точки зрения масс», то есть провести новых подбор программных литературных произведений. Классиков нужно изучать, чтобы они способствовали пониманию текущего момента.
Шикалов, впоследствии писал: «Спокойно, но очень убедительно говорила Надежда Константиновна о Советской власти, о необходимости оказания ей всяческой поддержки, о роли женщины в строительстве нового государства, о детях, о народном образовании. Для нас, видевших тов.
Крупскую близко в лицо, ее образ, ее убедительные слова запечатлились в памяти на всю жизнь». После митинга Надежде Константиновне дети понесли букет цветов. Крупская уделила много времени ознакомлению с постановкой воспитательной работы среди детей в Воткинске. Луначарским и М. Покровским подготавливала первые декреты по народному образованию, была одним из организаторов политико-просветительской работы. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации.
В 1918 году избрана действительным членом Социалистической академии общественных наук. С ноября 1920 года — председатель Главполитпросвета при Наркомпросе. С 1921 года — председатель научно-методической секции Государственного ученого совета ГУСа Наркомпроса. Преподавала в Академии коммунистического воспитания. Была организатором ряда добровольных обществ: «Долой неграмотность», «Друг детей», председатель общества педагогов-марксистов. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания».
Ей принадлежат полные гордой уверенности слова: «Народ сбрасывает господство буржуазии, он освобождается от рабства, и ему нужна школа, которая воспитывала бы не господ и рабов, а свободных, сильных, умелых людей». Надежда Константиновна исходила всегда из высшего гуманистического принципа: человек должен быть счастливым, его физические и духовные силы должны гармонично развиваться и находить необходимое применение. Только социализм откроет эту возможность. И поэтому вся деятельность Н. Крупской в области просвещения была направлена к одному: подготавливать людей, способных строить социализм и творить при социализме. Школа должна помочь ребенку, подростку выявить его вкусы, способности, одаренность.
И она может это сделать, если правильно будет поставлено преподавание и воспитание в труде. Школа должна воспитывать человека всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного, «способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать». Для этого школа в Советской стране должна стать политехнической.
Ее воспоминания, как мадленки Пруста, стоит взять в руки, и тебя накрывает густой волной прошлого. Только крепче держись за поручень и дыши носом.
Потому что голова уже кружится, реальность мерцает, и ты чувствуешь….
Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь
Психология таких крестьян, тщательно изученная Крупской — «каждый сам за себя». Привет нынешнему населению краснодарского края. Цитата: «Исторические условия — крепостное право и потом экономическое и политическое засилье помещиков — сделали русского крестьянина еще вдобавок ко всему темным, суеверным, безграмотным, не знающим самых простых вещей. Деревня — это вместе живущие, но внутренне ничем не объединенные мелкие производители. Страна неограниченных возможностей и безграмотных, разрозненных поселян — мелких производителей». И через несколько лет добивается ее реализации во всей стране. И все это в условиях послевоенной разрухи гражданской войны. Крупская — чрезвычайно образованная женщина, имеющая свою собственную точку зрения.
Он и мать Крупской, с которой девушка отправилась в Сибирь, писали немало писем властям, чтобы ей позволили отбывать ссылку в Шушенском в связи со свадьбой. Кстати, был продан участок, где находилась могила отца, чтобы добыть денег. Поженились Ульяновы церковным браком в 1898 году. Дальше начинается рост революционерки: эмиграция, постоянная поддержка мужа во всех его начинаниях. Надежда работала с почтой, преподавала в партийной школе, была редактором, переписчицей статей. Позже стояла у истоков комсомола и пионерской организации изучив скаутское движение в Европе, посчитала, что оно отлично впишется в русскую действительность, изменившись под интересы большевиков. Следующим ее делом было образование.
В 1917 году Крупская входит в Государственную комиссию по просвещению. В 1924 году — член Центрального комитета партии, с 1929 года — заместитель наркома просвещения РСФСР, одна из создателей советской системы народного образования. Не имея своих детей, Крупская тратила любовь и силы на детей вообще, невзирая на происхождение и национальность. Заботилась об их жизни и о том, как облегчить жизнь их матерей. При этом раскритиковала систему Макаренко, основанную на воспитании трудом, утверждая, что коммунистическая идеология важнее. Возмущалась сказками Корнея Чуковского, не понимая важности волшебства и фантазии для малышей. Общественная деятельность После смерти Ленина Крупская пыталась как-то противостоять решениям Сталина, но довольно быстро сдавалась.
Поддержала Зиновьева и Каменева, а потом посчитала свое мнение ошибочным. Пыталась просить за репрессированных товарищей Ленина, но результата не было, при этом нельзя сказать, что у нее не было влияния, отсутствовала воля в достижении цели — пожалуй, так. Надежда Крупская и Владимир Ленин Комсомольская правда В 1930-е годы увидела, как начались гонения не только на «врагов народа», но и на их детей, пыталась противостоять, но ее отстранили от дел и отправили на библиотечную работу, чем она и занималась, да вновь писала о муже, рецензировала фильмы о нем. Крупская много содействовала открытию музеев, например Лермонтова в Тарханах. Ее избирали в комитеты, связанные с детством.
Но главная и самая трудная задача, которая встала перед Крупской, — это построение новой советской школы. Вчерашние беспризорники, трудные подростки, малолетние преступники — их необходимо было поместить в такую среду, в которой они могли бы найти себя. Стать полноценными гражданами своей страны. А добиться такого эффекта по щелчку пальцев было невозможно. Требовалось «резать по-живому» — проще говоря, полностью изменить подход к воспитанию и образованию. Казалось, что Крупской удалось найти правильное решение. Она заявила, что хочет сделать не «школу учёбы, а школу жизни». А жизнь в её представлении была неразрывно связана с трудом. Требовалось отказаться от религиозных дисциплин. Вместо этого детям начали преподавать историю революции, победу над самодержавием и буржуазией. Был введён метод проектной работы, а за образец взяли педагогический опыт Америки. Но если за океаном упор делался на индивидуальность, то в России — на коллектив. Советская школа: работа над ошибками В 1929 г. И поставила конкретную задачу: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Но решить её было не так-то просто. Крупская наткнулась сразу на несколько «подводных камней». В 1920-х гг. Этот «подводный камень» успешно ликвидировали. Но сразу же возник другой. Оказалось, что теперь двери школ и высших учебных заведений были закрыты для детей кулаков, дворян и священников. Надежда Константиновна заявила: «Ребёнок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чём не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо учить как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста». Советская школа, 1930-е гг. Wikimedia Commons И второй «камень» удалось ликвидировать. Однако, больше всего проблем доставил третий из них — производительный труд. Здесь возникло сразу несколько проблем.
По сути дела, кроме самого слова «коммунистический», мы приемлем все то, что несла в этой основе Надежда Константиновна. Возьмите систему образования. Реформа этой сферы привела к тому, против чего боролась Крупская. Мы видим, что образование становится лишь оказанием образовательных услуг, но не воспитанием. Воспитательная функция из образования сегодня исключена, о чем говорят в педагогическом сообществе. Все говорят о том, что это необходимо, но государство от этого уходит! В этой связи идеи Крупской становятся очень актуальными… — В чем вообще состояли ее идеи? Подозреваю, что об этом сегодня мало кто знает. Не просто разделить ее на части, а относиться к ней, как к общей системе воспитания. Во-вторых, основы педагогики — это воспитание и прямая работа с молодежью и детьми. В-третьих, отношение к молодому человеку, к ребенку как к личности, а не как к объекту, который надо чему-то научить, что-то в голову вложить, поиграть с ним и забыть. Нет, дети — это личности, которые таковыми являются с момента рождения. Педагогика, образование — это не игра, а развитие, требующее отдельной проработки вопросов детской литературы, детского телевидения, которого при Крупской, конечно, не было, но сегодня оно должно расширять кругозор, знания. Сравните советские мультфильмы с американскими. Советские были основаны на идеях Надежды Константиновны — они обучают в процессе игры. Посмотрите мультфильмы американские по комиксам, всяких покемонов и так далее. Они, наоборот, уводят в сторону и засоряют мозги ребенку. Вот вам яркий пример. Воспитание через труд. Труд должен быть важной составляющей воспитательного процесса, который позволяет человеку сориентироваться и понять свое будущее. Это, кстати, вопросы профтехучилищ, о которых сейчас все говорят, что их необходимо восстанавливать. Это вопрос наставничества, о котором говорил президент и даже проводил целый форум по этому поводу. Но Крупская форумы не проводила. Она внедряла все это в педагогическую среду, для людей все это становилось естественным. Да, в 90-е годы это выродилось в формальные уроки труда в школах. И здесь возникает еще один вопрос, который поднимала Крупская, — педагогика и образование должны быть не формальными, а содержательными. Форма не должна преобладать над содержанием. К сожалению, в нашей нынешней системе форма имеет гораздо больше значения, нежели содержание. Все эти «селигеры», «территории смыслов» и так далее — это форма, которая выше содержания. Так же, как и форум «Наставники». Вопрос должен состоять в том, чтобы это наставничество подкреплялось реальными действиями — и экономическими, и политическими, и социальными. Создание нового — патриотичного, сильного, знающего и умеющего человека, которого воспитала советская власть благодаря идеям Крупской, Ушинского, Макаренко, Луначарского и других, позволило СССР стать победителем в войне. Если же говорить о конкретике, то Надежда Константиновна основала восемь вузов, 12 музеев… — Что это за вузы? Московский библиотечный институт, который сегодня называется Московским государственным институтом культуры МГИК. Она также основатель крупнейших библиотек, в том числе педагогической, московской исторической библиотеки. Создание большого количества районных и региональных библиотек по всей стране — ее непосредственная заслуга. Крупская отдельно занималась вопросами библиотечного дела, его структурированием, которое, по сути дела, существует до сих пор. Сюда же относятся и музеи — начиная от лермонтовского и заканчивая музеями Белинского и Чернышевского.
Надежда Крупская. Яркая красота, нерядовой ум и «лазилки» детских площадок
Рядом помещены изображения Надежды Крупской, слушательницы знаменитых Бестужевских курсов, и актрисы Скарлетт Йоханссон, которую неоднократно называли самой сексуальной женщиной современности. Наде́жда Константи́новна Кру́пская — российская революционерка, советский государственный, партийный, общественный и культурный деятель. 26 февраля 1939 года Надежда Константиновна Крупская отпраздновала своё 70-летие. Надежда Константиновна Крупская. КРУПСКАЯ Надежда Константиновна — (1869 1939) политический деятель, почетный член АН СССР (1931). О личной жизни Надежды Константиновны до знакомства с Лениным практически нет никакой информации в официальной биографии.
Наденька Крупская: её не смог убрать из советской политики даже Сталин
Надежда Константиновна внесла огромный вклад в строительство советской школы и в разработку советской педагогической теории. Рядом помещены изображения Надежды Крупской, слушательницы знаменитых Бестужевских курсов, и актрисы Скарлетт Йоханссон, которую неоднократно называли самой сексуальной женщиной современности. Крупская Надежда Константиновна. В биографии Надежды Крупской было много диаметрально противоположных событий, о которых мы вам расскажем в данной статье. Весной 1917 года Ленин и Крупская возвращаются в Петроград, а после победы Октябрьской революции Надежда Константиновна стала известным на всю страну человеком.
Смертельная тайна Надежды Крупской. Что скрывала жена и соратница Ленина?
Котловина глубокая, напоминающая гроб. Ходить там практически нигде, а Надежде Константиновне очень надо ходить, там можно только лазить, что ей совершенно нельзя. А вот Боржоми, как раз, очень подходит, и удобное местоположение, и удобные площадки и тропы для прогулок. Надежде Константиновне это и надо». Когда Крупская впервые после смерти мужа пришла на заседание Наркомата просвещения 3 февраля 1924 года, все заметили, как сильно она похудела. Какова была цель этой операции, достоверно неизвестно. Но можно предположить, тогда ей провели гормональную терапию — так как к тому времени уже назначали препараты щитовидной железы крупного рогатого скота для компенсации гипотиреоза и повторную операцию. При пальпации ведь она не всегда определяется.
Увидеть ее на рентгене невозможно, ультразвука тогда еще не было, компьютерной томографии, МРТ — тем более. Соответственно, пошли на хирургическую ревизию,— Ольга Демичева. В 1937 году умерла Мария Ильинична Ульянова. Для Крупской это стало трагедией — в последние годы сестра Ленина жила вместе с ней. Крупская ясно ощутила, что большая семья ее мужа была все эти годы и ее семьей. Последний вздох 26 февраля 1939 года Крупской должно было исполниться 70 лет. За три дня до этого она приехала в Архангельское, в пансионат для ветеранов партии.
Вдруг у нее началась резкая боль в животе и открылась рвота. Вызванный консультант Лечсанупра Кремля профессор Михаил Коган предположил пищевое отравление и порекомендовал положить на живот горячую грелку. Стало хуже. Профессора Алексей Очкин и Михаил Кончаловский, предположили острый аппендицит и потребовали срочно доставить больную в Кремлевку. По дороге в Москву у Крупской началось трепетание предсердий. А уже в хирургическом отделении профессор Спасокукоцкий поставил диагноз — тромбоз сосудов брыжеечной артерии. Боль усилилась.
Новый консилиум поставил новый диагноз — перитонит. Но операцию делать не рискнули. На следующий день после юбилея Надежды Крупской не стало. Вскрытие подтвердило тромбоз в развитии верхней брыжеечной артерии. Если бы Крупская попала в клинику сегодня — ей провели бы обследование, которого в то время не было, поставили бы точный диагноз и с большой долей вероятности, спасли жизнь. А что касается ее основной болезни Грейвса-Базедова, то сегодня она была бы здорова и счастлива, как женщина и мать. В распоряжении радиойодтерапия и хирургические методы лечения — тиреоидэктомия и, наконец, заместительная гормональная терапия, чтобы человек без щитовидной железы жил обычной здоровой жизнью,— Ольга Демичева.
Крупскую захоронили в Кремлевской стене, как и Инессу Арманд. Памятники мужчине, которого они любили, можно встретить в любом городе нашей страны. Памятников Крупской — всего два. Один из них находится в Москве, на Сретенском бульваре. Фигура изящной, привлекательной женщины в длинном платье и шали. Здесь Надежда Крупская такая, какой она хотела бы быть — молодой, красивой… и очень счастливой.
С ранних снимков супруги вождя мирового пролетариата на нас смотрит симпатичная юная особа с чуть вздернутым носиком и пухлыми губами. Сегодня многие говорят, что Крупская была похожа на актрису Скарлетт Йоханссон и это на самом деле так. У Надежды были пронзительные зелено-голубые глаза и длинная русая коса. Сама она себя любила называть «дамой с петербургской внешностью», но красавицей себя не считала.
Внешность Крупской позднее испортили гормональные нарушения, связанные с заболеванием щитовидной железы. Надежда была не только миловидной, но и образованной девушкой. Она закончила с медалью гимназию княгини Оболенской, а потом без труда поступила на Бестужевские женские курсы. Правда, окончить их она не смогла — помешало увлечение марксизмом и бунтарский дух. Мало кто знает, что Крупская зарабатывала на жизнь репетиторством. В свободное же время она бесплатно учила писать и читать взрослых в воскресной школе. Венчание с Лениным С Владимиром Ильичем, известным в революционной тусовке под кличкой «Старик», Крупская встретилась в 1894 году. Судьбоносная встреча состоялась на конспиративной квартире, где собирались революционно-настроенные молодые люди. В тот раз с 24-летним юношей Володей ушла не Надя, а другая девушка — Аполлинария Якубова. Они даже какое-то время встречались, пока революционера не арестовали.
А вот в тюрьму к Ильичу ходила уже не Якубова, а Крупская. Надежда стала настоящей революционной подругой — нетребовательной, заботливой и идейной. На отношения пары не повлияли ни аресты Ленина, ни трехлетняя ссылка самой Крупской. Любящие сердца воссоединились тоже в ссылке, в сибирской деревне Шушенское в 1898 году. Чтобы отбывать наказание вместе, Владимиру и Надежде пришлось венчаться в церкви. По законам Российской империи, политзаключенные могли жить под одной крышей, только если были супругами. Администрации поселений охотно шла навстречу пожеланиям ссыльных связать себя узами брака. Тогда считалось, что женатые люди быстрее остепенятся и забросят свои революционные глупости. Как же власти ошибались!
Биография Надежда Константиновна родилась 14 февраля 1869 года в городе Санкт- Петербурге в бедной дворянской семье. Обучение давалось юной Наде на редкость легко и она с успехом в 1887 году окончила с золотой медалью частную женскую гимназию. В 1889 году стала слушательницей высших женских курсов и членом марксистского кружка. Период с 1891 по 1896 годы характеризуется преподаванием в вечерней школе для взрослых и пропагандистской работой. Совместно с Ульяновым активно участвовала в деятельности «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». За что была подвергнута аресту и сослана в Сибирь. В 1901 году вынуждена была уехать в Германию, где работала секретарем в газете «Искра».
Неудивительно, что Крупская и Ульянов-Ленин сразу проявили друг к другу интерес. Крупская и Ленин Оба были поглощены идеями Маркса и делали все возможное, чтобы пропагандировать коммунизм. В итоге у них возник прекрасный союз, как в семейном, так и в политическом плане. Вступив в брак в 1898 г. И хотя у ее мужа были романы на стороне, она никогда не устраивала ему скандальных сцен, а всегда пыталась войти в его положение. Смерть Надежда Константиновна Крупская умерла 27 февраля 1939 года в Москве в возрасте 70 лет. Стоит отметить некоторые странности, связанные с ее кончиной. За день до смерти у нее неожиданно открылся перитонит. При этом операция почему-то не была сделана. Вследствие этого у многих возникли подозрения, что она умерла не естественной, а насильственной смертью. Надежда Крупская, 1936 г. Фото Крупской в молодости Если вам понравилась биография Крупской — поделитесь ею в социальных сетях. Если вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности — подписывайтесь на сайт.
Надежда Крупская - кратко
В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Крупская в центре Н. Крупская справа и К. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную А. Макаренко после её выступления на сьезде комсомола в мае 1928 г.
Макаренко последний был в скором времени снят с руководства колонией им. Была активистом советской цензуры и антирелигиозной пропаганды. Зиновьева и Л. Каменева в их борьбе против Сталина , но впоследствии признала эту позицию ошибочной [4] , выступала на пленумах ЦК партии и голосовала за предание суду Н. Бухарина , за исключение из партии Л. Троцкого , Г.
Зиновьева , Л. Крупская ходатайствовала за репрессированных , но большей частью безрезультатно. Крупская — автор многочисленных работ о В. Ленине , трудов по коммунистическому воспитанию, педагогике и истории партии большевиков.
Мы не будем отрывать ее от широкой общественной жизни». Крупская всегда стояла за широкое вовлечение женщины в общественную жизнь. Это участие ни в коей мере не отвлекает женщину от обязанностей матери, наоборот, именно мать-общественница и может давать детям настоящее, «наше, советское воспитание». В своем первом произведении — «Женщина-работница» 1899 года — Надежда Константиновна рассказывает о тяжелом положении трудящейся матери в дореволюционной России, когда, занятая работой, она не может уделить необходимое время воспитанию своего ребенка. В 1917 году Надежда Константиновна выдвинула программу организации широкой сети яслей, детских садов и площадок для детей рабочих людей. Своими многочисленными статьями про важность дошкольного воспитания она пробуждала огромный интерес у всех трудящихся матерей того времени. Крупская выдвигала целый ряд предложений о новой организации дошкольных учреждений, о ночных группах в детских садах, о детских площадках на бульварах и парках, об организации детских комнат в рабочих клубах. Она дала много практических указаний о содержании и методике коммунистического воспитания детей дошкольного возраста, о физическом, умственном, трудовом, эстетическом воспитании ребенка-дошкольника. После смерти Крупской в 1939 году, интерес к ее деятельности значительно снизился, а вскоре и вовсе пропал. Но после смерти так не любившего ее Сталина, работы Надежды Константиновны по воспитанию и педагогике снова стали изучаться и претворяться в жизнь. Тем не менее, ее полное собрание сочинений мир увидел лишь в 1989 году. В педагогических трудах Н. Крупская выражена большая любовь к ребенку, огромная забота о детях трудящихся, стремление с раннего детства воспитывать советских детей как будущих граждан великой социалистической Родины. И именно эта великая и самоотверженная женщина ответственна за появление лучшей в мире системы образования — советской. Пожалуйста, оставьте это поле пустым. Подпишитесь, чтобы получать замечательный контент каждую неделю.
Жизнь стала светлой. Коммунистическое воспитание смены : ст. Крупская ; Гос. Ленина, Центр. О преподавании в средних школах взрослых : сб. Рядом с Лениным : Воспоминания о Н. Крупской: к столетию со дня рождения. Крупской ; В. Семашко, Ирина Ильинична. Наследница : Страницы жизни Н. Артамонов, Альфред Александрович. Обичкин, С. Манбекова, В. Степанов и др. Крейдлина, Лидия Моисеевна. Кузнецова, Е. Кунецкая, Людмила Ивановна. Кунецкая, К. Воскресенская, Зоя Ивановна. Воскресенская ; худож. Дридзо, Вера Соломоновна. Обичкин, В. Манбекова и др. Литвинов, Степан Андреевич. Крупская и Прикамье : сб. Педагогические взгляды и деятельность Н. Гончарова гл. Кощеев, Николай Артемьевич. Самохин, Андрей.
Не нравилось родственникам Ульянова и само выражение лица его избранницы. Измученная Петербургским климатом невеста была бледна и нездорова. Детей иметь она не могла, крайне редко улыбалась и казалась им холодной. Надежда Крупская. Даже внешне вождю нравились другие женщины. Аристократичной Петербургской красоте он предпочитал дам из разряда «кровь с молоком». Однако с Надеждой ему было интересно и комфортно. Его привлекала в Крупской идейная близость. После ареста Ульянов понял, что рядом должна быть не красивая женщина, а та, что угадывает каждое его слово. Предложение руки и сердца своей соратнице Ульянов сделал совсем неромантично. Перед отправкой в ссылку в Шушенское он озвучил Крупской: «Не хотите ли вы стать моей женой?
Славная родословная. Моя Крупская
9 марта 1800) - выдающегося русского горного инженера, изобретателя-механика, гидротехника. Надежде Константиновне Крупской педагогика была интересна с юных лет. Надежду Константиновну Крупскую многие воспринимают как супругу и верную соратницу вождя революции Владимира Ильича Ленина.