80 лет назад начала действовать «Дорога жизни» — единственная транспортная магистраль, связывавшая Ленинград с «большой землей» во время блокады в 1941-1943 годах и проходившая по Ладожскому озеру. Всего по Дороге Жизни в Ленинград доставили более 1,6 миллиона тонн грузов, эвакуировали около 1,4 миллиона человек. 27 января 1944 года Красной армии удалось прорвать блокаду Ленинграда, открыв дорогу для восстановления связи с остальной частью страны.
Мемориал «Разорванное кольцо блокады»
Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледово-паромную переправу — «Дорогу жизни». По этой дороге, которую сами ленинградцы называли «Дорогой смерти», осажденный город снабжался с «Большой земли» продовольствием, по ней же вывозили из Ленинграда детей и других эвакуированных. В грозные дни блокады эта дорога являлась единственной транспортной магистралью, соединяющей через Ладожское озеро со всей страной обреченный на смерть Ленинград.
Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда
Сама дорога была запущена 7 февраля 1943 года, а уже к 23 февраля норма хлеба и пайка в Ленинграде сравнялась с московской — то есть буквально через две недели с момента открытия магистрали ситуация в городе резко изменилась. Какая дорога во время войны не была дорогой смерти? Необходимость проложить новую дорогу к Ленинграду возникла после того, как замкнулось кольцо блокады вокруг города. Разгромив по дороге советские войска, она должна была к осени триумфально войти в город. О значимости Дороги Победы свидетельствуют такие факты: с февраля по декабрь 1943 года в Ленинград было пропущено 3105 поездов, а из Ленинграда – 3 076. дорога жизни в блокадный Ленинград. Передача: Новости.
Ленинград: 872 дня ада
«Ещё не знают на земле страшней и радостней дороги…» | «Дорога жизни»: 78 лет назад была открыта ледовая дорога в Ленинград. |
В Ленобласти бегут тысячи. И машинам там - не проехать | дорога жизни в блокадный Ленинград. Передача: Новости. |
К жизни – по «Дороге смерти»
Даже после того, как 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду и на южном побережье Ладожского озера в короткие сроки была построена стационарная железная дорога, ладожская коммуникация продолжала действовать вплоть до окончательного снятия блокады Ленинграда. Создание и бесперебойное функционирование «Дороги жизни» стали возможны благодаря согласованным действиям военных и гражданских организаций, массовому героизму советских людей: за боевую и трудовую доблесть свыше 340 строителей и защитников магистрали, соединившей Ленинград с Большой землёй, были награждены орденами и медалями. Высшей советской награды - ордена Ленина - были удостоены начальник тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенант Ф. Лагунов, его заместитель генерал-майор интендантской службы А. Шилов и комиссар дороги бригадный комиссар И. А защищала ораниенбаумский плацдарм специально созданная Приморская оперативная группа, состоявшая из частей морской пехоты, гарнизонов островов Выборгского залива, Гогландского сектора и полуострова Ханко. Нависая над левым флангом 18-й армии противника, плацдарм не только прикрывал подступы к Ленинграду с побережья Финского залива, но и отвлекал на себя немалые силы неприятеля, создавал благоприятные условия для действий Балтийского флота, а в 1944 году плацдарм стал исходным районом для наступления советской 2-й ударной армии. По этой тридцатикилометровой магистрали в Ораниенбаум в дни блокады доставлялись продовольствие и боеприпасы, благодаря чему уже в январе 1942 года паёк осаждённых пополнился первой прибавкой хлеба. Тем не менее в 1941-1942 годах от голода здесь погибли около 5 тыс.
Поэтому летом 1942 года большинство населения Ораниенбаума было эвакуировано через Ленинград и Ладогу вглубь страны, но сам легендарный «пятачок» продолжал сражаться. И тут же ГКО принял постановление о строительстве вдоль Ладожского озера железнодорожной линии Шлиссельбург - разъезд Поляны. Командир 11-й железнодорожной бригады полковник Г. Дебольский вспоминал: «18 января, в день завершения прорыва блокады, ГКО принял решение о постройке железной дороги нормальной колеи в полосе прорыва между станциями Поляна, перегон ст. Жихарево - Назия и ст. Зубков , куда входили две железнодорожные бригады и специальные восстановительные организации Наркомата путей сообщения. Срок окончания работ был назначен 8 февраля 1943 года. За это время надо было построить линию протяжённостью 33 км, три железнодорожные станции с общим путевым развитием 6 км, мост через реку Неву длиной 1300 м, два средних моста через реку Назия и реку Чёрная, двадцать малых мостов и труб, линию связи, водоснабжение.
Начальником работ по постройке моста через реку Неву и первых 10 км главного пути был назначен командир 9-й бригады генерал-майор В. Начальником остальной части строительства назначили меня». Уже 7 февраля по построенной дороге прошёл первый поезд. Его встречали на Финляндском вокзале представители Военного совета Ленинградского фронта, Ленгорисполкома и жители города. Эту трассу ленинградцы назвали «Дорогой победы». Трасса была проложена по кромке Синявинских болот всего в 3-5 км от позиций противника, поэтому дорога нередко подвергалась артиллерийско-миномётному обстрелу. Отдельной проблемой стали неразорвавшиеся снаряды и мины. Только на пути трассы воины-железнодорожники обнаружили 1730 мин, 7 неразорвавшихся бомб и 52 артиллерийских снаряда.
О планах реконструкции участка Дороги жизни с 38-го по 44-й километр и мемориала «Разорванное кольцо» «Фонтанка» писала ранее. Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном. По теме.
Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи. Снег по пояс, мороз, а под снегом вода хлюпает. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну.
Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу сделать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью". Как химик спас блокадный Ленинград от массовой бомбардировки Наиболее сложной задачей в строительстве трассы стало сооружение низководного моста длиной через Неву, строительство которого началось 24 января 1943 года и велось, судя по документам из сборника "Был город-фронт, была блокада", колоссальными темпами. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени.
Оно служит напоминанием о том, что в годы войны у спуска располагалась зенитная батарея. На орудии написаны даты — начало блокады 8 сентября 1941 года, прорыв блокады — 18 января 1943 года, снятие блокады — 27 января 1944 года. Именно с этого места автоколонны те самые знаменитые «полуторки» преодолевали 30 км по льду до восточного берега. У подножия кольца выбиты строки Бронислава Кежуна: «Потомок, знай: в суровые года, Верны народу, долгу и Отчизне, Через торосы ладожского льда Отсюда мы вели дорогу Жизни, Чтоб жизнь не умирала никогда». Дорога жизни Дорога жизни с 12 сентября 1941 года по март 1943 года связывала осажденный врагом Ленинград со страной. Летом — по воде, зимой — по льду. К Вагановскому спуску суда никогда не приставали — это считалось невозможным. Но для спасения города возможным становилось все — и сюда подходили груженные зерном баржи.
Плавание это было особо опасным — не только немецкие самолеты и артиллерия, свирепствовала сама стихия: только в одну ночь с 16 на 17 сентября, на разбитых штормом баржах, погибло свыше 1000 человек. Но перевозки не прекращались. Создание ледовой трассы началось задолго до наступления зимы.
«Коридор смерти», давший жизнь: железную дорогу из блокадного Ленинграда построили за 17 дней
Езжай-ка ты домой». А куда ехать? Дома у неё не было. Квартиру так и не успели получить до войны. Война застала семью Вороновых в Карелии. Валя пошла работать на телеграф в Кеми. Ей 19 лет. Верила: война ненадолго.
Ведь позади уже русско-японская и финская. Тогда быстро выгнали врага, и сейчас казалось, что всё будет так же легко. В Волховстрой ехала с лёгким сердцем. А там её ждал ад. Волхов — железнодорожный узел, где пересекаются четыре направления. Скоро он стал единственным пунктом на пути грузов, идущих к Ленинграду. Фашисты хотели вывести из строя станцию.
Бомбили почти беспрерывно. Рельсы, шпалы, здания — всё взлетало в воздух. Но люди восстанавливали разрушенное, и поезда шли. В первый год войны в Волховстрой привозили детей ленинградцев, в основном из приютов, для санитарной обработки. Петрова помнит лица тех ребятишек: щёки внутри, глаза из орбит. Главное было уследить, чтобы они не съели хлеба или булки. Кормили их по особой схеме.
Ветку проложили за чуть более чем две недели. Многие называли этот путь «коридором смерти», однако для многих ленинградцев он стал дорогой к спасению. Начало строительства Спустя четыре дня после прорыва блокадного Ленинграда началось строительство «Дороги Победы». Именно по ней в измученный осадой город поступали продовольствие, медикаменты и топливо. Исполнительный секретарь Ассоциации историков Союзного Государства Дмитрий Суржик в интервью с «Ямал-Медиа» рассказал о том, как начиналось строительство «Дороги Победы» и почему ее называют «коридором смерти». Источник фото: Wikipedia В ходе военной операции «Искра» 18 января 1943 года Красная армия пробила брешь в обороне противника около рабочих поселков. В тот же день от врага был окончательно освобожден Шлиссельбург.
Южное побережье Ладоги перешло под контроль советских войск. Строительство железнодорожной ветки в заблокированный Ленинград началось всего через четыре дня после прорыва блокады — 22 января. Комитетом обороны было принято решение о строительстве железной дороги, чтобы облегчить положение ленинградцев.
К ветеранам и жителям города обратились губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и спикер парламента Александр Бельский. Они отметили, что над созданием этой важнейшей артерии трудились ученые ведущих институтов, инженеры, рабочие, красноармейцы. Сегодня утром петербуржцы, ленинградцы, ветераны и блокадники собрались у Мемориального комплекса «Дорога жизни, первый километр».
К месту, откуда началась Дорога жизни, пришли те, кого спасла легендарная трасса. На ней, как на тонкой нити, все 900 дней держалось существование осажденного города. Берег был диким. Ни пристаней, ни пирсов. Срочно надо было восстанавливать гавань.
В навигацию 1942 года в Ленинград удалось доставить 745 тысяч тонн грузов; по льду с конца 1941 года до весны 1942-го прибыла 361 тысяча тонн. Однако только часть этого груза составляло продовольствие — требовались топливо, боеприпасы, солдаты на Ленинградский фронт, запчасти… Город получал едва ли треть от необходимого объёма продовольствия. Так что вопрос о том, нужна ли железная дорога, не стоял. Однако эту дорогу ещё только предстояло построить. Весь коридор представлял собой сплошное поле недавнего сражения — изрытое воронками и заваленное военным мусором от разбитой техники до неразорвавшихся боеприпасов. Вдобавок коридор был очень узкий — считанные километры. Новые позиции немцев находились на таком расстоянии, что до любой точки коридора они доставали даже не авиацией, а артиллерийским огнём. Так что никакого хеппи-энда ещё и близко не было. Работа предстояла сложнейшая. В Государственном комитете обороны не колебались ни секунды — решение о строительстве железной дороги приняли прямо в день прорыва блокады. Ставка поставила задачу обеспечить пуск поездов за 20 дней. За это время требовалось с нуля возвести дорогу — 33 километра от Шлиссельбурга до Полян — и выстроить на этом пути переправы через Неву и две реки поменьше. Очень мало времени — и предельно сложная задача. На грани человеческих возможностей. Специалисты по невыполнимым задачам Строительством командовал Иван Зубков. До войны Иван Георгиевич занимался строительством ленинградского метро, но летом 1941 года проект надолго отложили, а Зубков со своими людьми работал в интересах военных. В самый скверный период осады Зубков строил переправу для тяжёлой техники на плацдарме у Невской Дубровки, тянул узкоколейку по льду Ладожского озера. Иван Георгиевич Зубков Всё это проделывалось в условиях жуткой нехватки оборудования, материалов и персонала при постоянных попытках противника сорвать работу. Так что в качестве специалиста по «экстремальной логистике» его отлично знали и в штабе Ленинградского фронта, и в Москве, и не колебались с выбором. Невыполнимую задачу получил эксперт по решению невыполнимых задач. Людей для стройки сняли с Ладоги — там строили узкоколейку на льду, и теперь рабочих срочно переместили на новое направление. Действовать предстояло чрезвычайно быстро и аккуратно. Полноценная дорога требовалась как можно скорее, но весь участок строительства был забит естественными и искусственными препятствиями; большинство квалифицированных рабочих давно было на фронте, а многие из оставшихся шатались на ветру от недоедания. И ни на секунду не давал забыть о себе противник, регулярно засыпавший стройку сталью и тротилом. То, что случилось дальше, стало примером на удивление удачной импровизации. Первой очевидной проблемой стал всяческий взрывоопасный военный мусор. За время работы сапёры сняли 1789 этаких сюрпризов — от противопехотных мин до невзорвавшихся авиабомб. Строители шли прямо за сапёрами. Рабочие чертежи готовились и доделывались уже в процессе строительства. Соблюдать принятые технические нормы было нереально — шпалы и рельсы укладывали прямо над промёрзшими болотами. Всё это — под постоянными обстрелами. Потери строителей в особо трагические дни доходили до нескольких десятков убитыми и ранеными. Над головами шла непрерывная артиллерийская дуэль — немцы охотились на строителей, а пушкари РККА давили огнём немецких «коллег». Причём РККА не ограничивалась обстрелами. Южнее коридора постоянно шли бои, которые даже в случае неудачи не позволяли немцам сосредоточиться на уничтожении «железки». Целенаправленно железную дорогу защищали специально выделенная артиллерийская группа и части ПВО, а вдоль дороги располагались аварийные бригады — универсальные команды со снаряжением, позволявшим и потушить пожар, и поставить дымзавесу, и оказать медпомощь раненым.
Таков путь: как «Дорога жизни» помогла выстоять блокадному Ленинграду
Оборона Ленинграда | Кто прокладывал Дорогу Победы, ставшую Коридором смерти. |
Как работала Дорога жизни во Вторую мировую войну: значение и факты | Но почему же эту дорогу прозвали Дорогой Смерти? |
Начала работать «Дорога жизни» на Ладожском озере в годы Великой Отечественной войны | Зимой 1941–1942 годов «Дорога жизни» для Ленинграда стала буквально «вопросом жизни и смерти», подчеркивает Борис Ковалев. |
Оборона Ленинграда
В ходе своей встречи со студентами в Выборге в среду, 9 сентября, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко затронул вопрос "Дороги Смерти". Чем была Дорога жизни для блокадного Ленинграда, все мы знаем с детства. Во время блокады Ленинграда Кобона стала одним из основных остановочных пунктов Дороги жизни.