Мы прокатились на Северный полюс на ледоколе и теперь можем показать вам, как там все устроено. Головной ледокол проекта 22220 «Арктика» вошёл в состав российского атомного флота.
5 САМЫХ БОЛЬШИХ АТОМНЫХ ЛЕДОКОЛОВ В МИРЕ
Как работают атомные ледоколы и почему Россия лидирует в этом направлении | За 30 лет работы атомный ледокол «Ленин» прошел свыше 654,4 тыс. морских миль, что в три с лишним раза превосходит по длине расстояние от Земли до Луны. |
АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛ Арктика, проект 22220 – АО ЦКБ «Айсберг» | Отмечается, что атомный ледокол проекта 10 510 «Лидер» с реакторными установками Ритм-400 является турбоэлектрическим ледоколом мощностью на валах 120 Мвт с четырёхвальной гребной установкой. |
Сделано в России
Представители второго поколения атомных ледоколов гораздо мощнее — два ядерных реактора (ОК-900А) дают им 75 тысяч лошадиных сил. Западные санкции не сорвут строительство в России самого мощного в мире атомного ледокола проекта "Лидер", заявил РИА Новости заместитель генерального директора госкорпорации. Новый российский атомный ледокол проекта 22220, который строится на верфи в Санкт-Петербурге, был назван «Сталинград». Атомные ледоколы проекта 22220 будут способствовать открытию круглогодичной навигации в восточном секторе акватории СМП. 11. После первого атомного ледокола «Ленин» в СССР разработали серии тяжёлых и мелокоосадочных ледоколов.
Севморпуть. Часть 3: ледоколы.
Сам ледокол на прошлой неделе прибыл в порт Мурманска, завершив этап ледовых испытаний. За три недели «Арктика» преодолела около 4800 морских миль почти 9000 километров , пройдя при этом через географическую точку Северного полюса Земли. Судно было заложено почти семь лет назад, в ноябре 2013 года. Летом 2016-го его спустили на воду; тогда же на «Арктику» установили атомные реакторы.
Эти суда предназначены для обслуживания Северного морского пути и проведения экспедиций в Арктике.
Силовая установка спроектирована в начале 2010-х гг. В декабре 2023 года премии правительства РФ в области науки и техники были удостоены четыре специалиста "ОКБМ Африкантов" машиностроительный дивизион Росатома , ответственные за разработку ядерной реакторной установки РИТМ-200 для ледоколов проекта 22220: главный конструктор Юрий Фадеев, главный конструктор Олег Бых, начальник отдела Владимир Болнов и начальник бюро Константин Вешняков. Конструкция Особенность конструкции универсальных атомных ледоколов проекта 22220 - балластные емкости для воды, позволяющие менять осадку судна.
Если на строительство «Арктики» потребовалось более семи лет, то ледоколы «Сибирь» и «Урал» строятся уже за 6,5—7 лет.
При этом плановые сроки строительства ледокола «Якутия» составляют 4,5 года. Для ускорения производства ключевых судов существует несколько причин: как успешное выстраивание цепочки поставщиков, которую пришлось создавать заново в связи с развалом хозяйственных связей между предприятиями стран бывшего СССР, так и модернизация производства. Россия сумела выбраться из кризиса постсоветских лет, а в условиях внешнего давления не остановила ни один проект по развитию Арктики. Огромную роль в развитии отрасли играет правительство России и его инициативы.
В частности, при поддержке властей страны ведется активная работа над национальными проектами «Наука» и «Модернизация транспортной инфраструктуры». Кроме того, для формирования нового задела в ключевых технологических направлениях в 2020 году была утверждена программа «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года», ставшая 14 национальным проектом. Первый ледокол проекта «Лидер» Настоящей гордостью России можно назвать строящийся новейший атомный ледокол проекта 10510 «Лидер». Судно станет крупнейшим атомоходом в истории мирового судостроения: его мощность составит 120 мегаватт, что вдвое больше, чем на современном ледоколе «Арктика».
Это создаст благоприятные условия для превращения Северного морского пути в международную транспортную артерию, значительно сокращающую путь из европейских портов до портов и потребителей в странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Строить мощнейшие атомные ледоколы будут в Приморском крае. По расчетам, атомный ледокол «Лидер» сможет с легкостью преодолевать арктический лед толщиной более 4 метров. Три атомных ледокола проекта «Лидер», которые являются самыми мощными в мире, будут введены в эксплуатацию в 2027-2032 годах.
Суда получат комплекс современного радиоэлектронного оборудования, обеспечивающего эффективную навигацию во всех широтах и в различных условиях. Кроме того, на ледоколах будут использованы средства наблюдения за обстановкой, связи и другое. В кормовой части корпуса предусматриваются места для размещения груза или специального оборудования. Для работы с грузами «Лидер» получит два подъемных крана.
За счет полезной нагрузки в кормовом отсеке ледокол сможет решать научно-исследовательские, спасательные или иные задачи, а также брать на борт научные экспедиции.
Лифт рассчитан на транспортировку защитного контейнера для сбора отходов. Обслуживающий персонал пользуется пассажирским лифтом, расположенным в надстройке. Грузоподъемность лифта — 4 человека или 350 кг на 9 остановок с высотой подъема 22,4 м. Это вертолетная посадочная площадка, командный пункт, ангар для обслуживания вертолета Ка-32, устройство транспортировки и средства швартовки, средства палубного обслуживания. Также на площадке можно раскрепить вертолеты Ка-32 и Ми-8 по-походному. В составе комплекса есть водолазная кран-балка с электрическим и ручным приводом для спуска и подъема водолаза в беседке. На палубе бака установлены 4 спасательные шлюпки вместимостью 65 человек каждая, по 2 с каждого борта в комплекте с СПУ.
В качестве спасательных средств на ледоколе на па- лубе бака расположены 12 спасательных плотов сбрасываемого типа вместимостью 25 человек каждый, по 6 с каждого борта. Плоты установлены на стеллажах в контейнерах, по 2 штуки на один стеллаж, и снабжены гидростатическими разообщающими устройствами. В дополнение к спасательным средствам на ледоколе, на палубе бака предусмотрена дежурная шлюпка в комплекте с СПУ. При этом на судне предусмотрено 120 отдельных кают. Из дополнительных удобств на борту можно отметить спортивный и тренажерный залы, бассейн и сауну. В рамках контракта «Транзас», принимавший участие в разработке технического проекта с ЦКБ «Айсберг», поставляет комплекс радио- и навигационного оборудования, пульты ходового мостика, метеооборудование и систему управления рулевой машиной. Комплексы радионавигационного оборудования оснащены системами обогрева и имеют повышенный класс защиты для эксплуатации в среде отрицательных температур Арктики. До конца 2022 года Балтийский завод должен сдать еще один — «Урал», а до 2027 года еще два судна серии «Якутия» и «Чукотка».
На стадии заключения заказа на строительство последних двух ЛК-60 руководство ОСК и Балтийского завода говорило о перспективах закладки еще двух ледоколов проекта, что позволило вывести серию в прибыль для самих судостроителей. Это совпадало бы с планами развития инфраструктурных объектов в российской Арктике. Но исходя из последней ситуации в мире и ситуации с энергоносителями, рынками сбыта и т. Однако наверняка наработки проекта 22220 будут использоваться в строительстве ледоколов 10510 типа «Лидер», которые будет строить судостроительный комплекс «Звезда». Пока эта дальневосточная верфь планирует справляться со строительством всех трех единиц судов самостоятельно, без привлечения Балтийского завода. Но для унификации и снижения себестоимости производства комплектующих спецификация ледокола «Лидер» имеет существенное сходство с классической серией проекта 22220.
Как работают атомные ледоколы и почему Россия лидирует в этом направлении
После первого атомного ледокола «Ленин» в СССР разработали серии тяжёлых и мелокоосадочных ледоколов. В начале сентября атомный ледокол проекта 22220 "Урал" прибыл на Кронштадтский морской завод для проведения планового ремонта. Создание проекта 22220 ЛК-60Я началось после того, как разработчик советских, а после и российских атомных ледоколов ЦКБ «Айсберг» попробовал сделать увеличенный проект ледокола типа «Арктика» и столкнулся с проблемой расширения корпуса.
Атомные ледоколы: зачем нужны и почему их производят только в России
16 июня на Балтийском заводе состоялся спуск на воду головного атомного ледокола «Арктика» проекта 22220», — говорится в сообщении предприятия, которое цитирует РИА Новости. На петербургском Балтийском заводе спущен на воду атомный ледокол «Якутия» — третий из пяти запланированных ледоколов проекта 22220, которые должны заменить в Северном ледовитом океане советские атомные ледоколы типа «Арктика» и «Таймыр». Мы прокатились на Северный полюс на ледоколе и теперь можем показать вам, как там все устроено. Почему атомные ледоколы есть только у России и чем важен Северный морской путь, читайте в материале РИАМО. Изначально в рамках концепции развития атомного ледокольного флота было запланировано строительство пяти ледоколов проекта 22220. Новости партнеров.
«Арктика»: сверхледокол
В Петербурге сегодня спустили на воду атомный гигант — ледокол «Якутия». Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 предназначены для круглогодичной эксплуатации в Западном районе Арктики, а в летне-осенний период – в Восточном районе Арктики, и должны решать следующие задачи. Третий в серии, но не по значимости для страны: к первому рейсу в Арктику готовится новейший атомный ледокол "Урал" – третий в проекте "22220". Атомный ледокол «Арктика» сделает перевозки по Северному морскому пути дешевле и быстрее. Атомные ледоколы проекта 22220 будут способствовать открытию круглогодичной навигации в восточном секторе акватории СМП.
Атомные ледоколы: как они устроены и зачем нужны
Это и стало началом формирования полноценного атомного флота. Постепенно он пополнялся новыми мощными кораблями: «Россия», «Сибирь», «Таймыр», «Советский Союз», «50 лет Победы» и другие. Это обеспечило безусловное лидерство страны в атомном судостроении — ни одно государство в мире не обладает подобными ресурсами. Функционал ледоколов Задачи у атомного ледокольного флота вполне определённые: они обеспечивают доступность для других кораблей к замерзающим российским портам. Преимущественно это относится к Северному морскому пути. Это функция ледоколов номер один.
Второстепенные, но не менее важные задачи: научно-исследовательские экспедиции в области с высокой замерзаемостью акватории, спасательные операции, сопровождение судов и даже туристические круизы. Если более конкретно, то корабли ледокольного флота обеспечивают стабильную навигацию и безопасное мореплавание на протяжении всего Северного морского пути. По нему происходит транспортировка нефти и многого другого на международный рынок.
В 2021 году будет заложен пятый ледокол «Чукотка» со сроком сдачи заказчику в 2026-м. Финансирование строительства кораблей осуществляется за счёт бюджетных денег и привлечения средств госкорпорации «Росатом».
Новые корабли заменят постепенно выводящиеся из эксплуатации атомные ледоколы советских проектов. В настоящее время Россия продолжает использовать четыре таких судна: «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» и «50 лет Победы». В комментарии RT заместитель председателя комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Пушкарёв заявил, что замена советских ледоколов осуществляется в плановом порядке. Наша страна своевременно создаёт новые суда, способные работать в высоких широтах. Это важно делать, так как другие страны тоже предпринимают определённые шаги на этом направлении», — сказал Пушкарёв.
Как отметил депутат, модернизация атомного ледокольного флота является стратегической задачей для современной России. По его словам, ввод в строй новых кораблей позволит эффективно развивать экономику отечественного Заполярья. В частности, ледоколы проекта 22220 обеспечат достижение плановых объёмов транспортировки грузов по Северному морскому пути СМП в 80 млн т к 2024 году. В Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики ожидают , что к 2030 году грузопоток по Северному морскому пути увеличится до 120 млн т, а к 2035 году — до 160 млн т. По его словам, чрезвычайно важно, что ледокол уже был испытан на Северном полюсе во время перехода в Мурманск.
У нас по морскому регистру судоходства более 40 ледоколов, включая атомные. Эксплуатация новых ледоколов необходима главным образом для обеспечения роста грузопотока по Северному морскому пути. Это наша национальная транспортная артерия», — сказал Журавель.
В план по улучшению экологии Арктики включено 13 мероприятий. Их закрепили за профильными ведомствами. Им стал знаменитый ледокол «Ленин». Однако приобретать черты настоящей транспортной артерии Севморпуть стал только в 1970-е годы. С тех пор у атомного ледокольного флота России, находящегося в ведении «Росатомфлота», появились такие суда, как «Россия», «Арктика», «Сибирь», «Таймыр», «Советский Союз», «Ямал», «Вайгач» и «50 лет Победы». До появления судов проекта 22220 самым мощным ледоколом считалась советская «Арктика». Ее мощность доходила до 75 тысяч лошадиных сил на валах, тогда как мощность новых ледоколов возросла до 81 577 лошадиных сил.
Кроме того, у России есть единственный в мире атомный ледокол-транспорт «Севморпуть». Он предназначен для доставки грузов в лихтерах и контейнерах в отдаленные северные районы и может преодолевать льды толщиной до одного метра. Развитием собственного ледокольного флота занимаются и крупные промышленные компании, в частности «Норникель».
Я серьезно.
Паротурбинные установки, которые АО "Завод "Киров-Энергомаш" входит в группу компаний ПАО "Кировский завод" выпускает для ледоколов серии 22220, в машинном отделении "Сибири" сейчас выглядят так: Уже скоро 5 лет длится судебная тяжба между Балтийским заводом и "Киров-Энергомашем". Она насчитывает 7 процессов, 5 из которых пока не завершены. Общая сумма претензий 1,7 млрд рублей, но не все иски содержат финансовые требования. В марте питерский арбитраж взыскал с "Киров-Энергомаша" 76 млн рублей за задержку поставки паротурбинной установки для атомохода "Урал ".
В июле "Киров-Энергомаш" окончательно проиграл процесс, где пытался взыскать с Балтийского завода 1,1 млрд рублей за испытательный стенд, который пришлось строить в Петербурге из-за пропавшей возможности использовать украинский. А в середине сентября "Киров-Энергомаш" заставил судостроителей отсрочить поставку силовых установок для "Сибири" и "Урала" - но это решение не вступило пока в законную силу. Очень многое учтено, и весь этот процесс пусконаладки, испытаний, восстановления идет значительно быстрее. По моему мнению, мы не очень серьезно отнеслись к тому, что нас ожидает, год назад и не были достаточно подготовлены.
Появилось значительное количество вопросов по рекламационным актам по качеству техники. Сейчас потихоньку разгребаемся. После замены гребного двигателя "Арктика" стоит у пирса Балтийского завода и с кормы "Сибири" неплохо смотрится: - На текущий момент сколько рекламационных актов?
Атомный ледокол
Основные характеристики атомных ледоколов проекта 22220: длина —173,3 метра, ширина - 34 метра; осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 м, минимальная рабочая осадка — 9,3 метра. Мощность - 60 МВт на валах ; водоизмещение - 33,54 тыс. Расчетный срок службы - 40 лет, численность экипажа- 54 человека. Президент и Правительство РФ уделяют больше внимание развитию транспортно-логистического комплекса. Повышение объема перевозок по СМП имеет первостепенное значение для решения поставленных задач в области транспорта и доставки грузов. Развитие этого логистического коридора обеспечивается за счет организации регулярных грузоперевозок, постройки новых атомных ледоколов и модернизации соответствующей инфраструктуры.
Помимо этого, на судно наносят покрытие, которое минимизирует трение. Обычные суда имеют заостренный нос, он минимизирует сопротивление, чем делает их быстрее. Но ледоколам такая форма не подходит.
Их носовая часть имеет округлую форму, которая помогает судну двигаться по льду, продавливать его своим весом и отталкивать битый лед, чтобы предотвратить его налипание. Помимо этого, ледокол должен иметь относительно короткий корпус, чтобы была возможность маневрировать во льдах, а не только двигаться вперед. Ледокол — это всегда тяжелое судно. Именно большой вес позволяет проламывать толстые льды.
Сегодня на Балтийском заводе работает около 6 тысяч человек. Персонал предприятия обладает уникальными навыками и компетенциями в сфере строительства надводных атомных судов, поэтому компания серьезно подходит к обучению работников. Здесь действуют две программы развития: подготовка новых сотрудников в рамках малой академии судостроения и корпоративный университет для повышения квалификации действующих. Помимо технических моментов тренеры обучают персонал современным методикам ведения работы — в частности, инструментам бережливого производства.
Несмотря на разницу в «возрасте» «Ямал» начал работу в 1992 году, «50 лет Победы» был готов в 2007 году , по размеру они почти одинаковые, разве что слегка отличаются длиной. Над водой оба возвышаются на высоту 12-этажного дома 37,8 метра. Внешне вы их никогда не перепутаете: на носу «Ямала» красуется огромная зубастая улыбка изначально нарисованная для гостивших там детишек, а потом просто не стали убирать — стильно! Атомный ледокол «50 лет Победы» возит туристов на Северный полюс. Ямал 50 лет Победы Осадка у них около 11 метров, подходящая для движения по морям. По ровному неподвижному льду толщиной 2,7 метра они развивают скорость 3,7 километра в час два узла. Конечно, ударами корпуса атомные ледоколы способны ломать и гораздо более толстый лёд. Причём как задом, так и передом — ледокольные «способности» работают в обе стороны, иначе ледоколы часто застревали бы во льдах. Свыше десяти лет эти атомные ледоколы были самыми большими в мире, но в 2020 году на Северном морском пути заработала «Арктика», а в 2022-м — «Сибирь». Арктика Сибирь Главная особенность нового поколения проект 22220 — двухосадочность на 9,03 и 10,5 метра; они могут работать как в море, так и в устьях рек. Такую универсальность обеспечивает большая балластная система набора и сброса воды. Ядерные установки, конечно, тоже мощнее: два реактора РИТМ-200 дают 81,5 тысячи лошадиных сил. Прибавка в мощности позволяет универсальным ледоколам развивать скорость в два узла по льду толщиной уже 2,8-2,9 метра. Именно эти ледоколы обеспечат к концу 2024 года круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Прошлой зимой «Арктика» водила караваны до Певека, самого северного города России — не так давно такая задача казалась невозможной. Уже в конце года к ним присоединится «Урал», его испытания почти завершены. Через несколько лет войдут в эксплуатацию ещё два ледокола этой серии. Урал на ходовых испытаниях Эффективность этого поколения ледоколов хорошо иллюстрируется простым сравнением: одна «Арктика» прокладывает такой же широкий канал, как пара «Таймыр» и «Вайгач». Впрочем, скоро и она будет казаться «мелкой». К концу десятилетия на Северном морском пути появится качественно новый ледокол «Россия», первый представитель проекта 10510 «Лидер».