Что ждет начальное и высшее образование уже в 2023 году — в материале Общественной службы новостей.
В Госдуме предупредили об угрозе массового перехода школ на дистанционное обучение
должен иметь такую возможность, кто-то хочет традиционную форму экзаменов - могут сдавать такие", - заявила Лантратова. В Госдуме анонсировали обсуждение важнейшей реформы школьного образования. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал подробности о модернизации высшего образования в России. А помощник президента РФ Владимир Мединский заверил ТАСС, что отмена уроков обществознания никак не повлияет на снижение качества образования.
Что ждёт школы и вузы? Анзор Музаев подвёл итоги и озвучил планы на 2024-й
вузы школы министерство образования образование новости россии. Теперь и замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев пришел к выводу, что для разных направлений магистратуры необходимо оставить выбор. В 2022 году Россия вышла из Болонского процесса, а в 2023 году в рамках послания Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин подтвердил: систему «бакалавриат — магистратура» все-таки отменят. Что Владимир Путин сказал про образование в России в послании к Федеральному собранию 29 февраля 2024 году, читайте на ФедералПресс.
Введение ФООП
- Изменения в школах с 1 сентября 2023 года
- Что изменится в системе вузов
- И в столице, и в поселке одинаковые знания
- Какие изменения ждут российскую систему высшего образования в ближайшее время?
- Женись, плодись и подчиняйся: чему будут учить школьников в 2024 году
- Что изменится в школах и вузах в 2023 году
Каким будет образование будущего в России и мире
По его словам, новые наработки всегда следует проверять через пилотную апробацию в тех или иных вузах. Лучше всего, чтобы эти университеты находились в разных регионах, указал министр. Также этому может помочь проверка в разных специализациях вузов.
То есть позволит существенно повысить конкурентоспособность выпускников вузов с учётом большой неопределённости рынка труда и обеспечить преемственность поколений в промышленности и науке. Первый — это «ядро» высшего технического образования, рассчитанное на первые три семестра. В течение этих полутора лет все студенты, вне зависимости от своего направления подготовки, учатся по абсолютно одинаковым программам. То есть изучают общеобразовательные и общетехнические дисциплины, которые необходимы для формирования фундаментальной базы, вне зависимости от специализации. Это основы российской государственности, русский язык и культура речи, высшая математика, физика, введение в IT, начертательная геометрия, математическое и компьютерное моделирование, экономика отрасли… Освоение «ядра» высшего технического образования, включающего также дисциплины по базовой научной компетенции, — это своего рода пропуск к занятиям по специальности. Для того, чтобы его получило максимальное число юношей и девушек, в Горном университете создана новая структурная единица - Институт базового инженерного образования. В его задачу вошла работа по повышению качества знаний и навыков недавних школьников, которое в последние годы, к сожалению, заметно «просело», а также воспитательная работа. Ведь государству нужны не только компетентные специалисты, но ещё и патриоты, нацеленные на то, чтобы реализовывать свой потенциал на благо Отечества.
Взрастить пул нового поколения инженеров, чья ментальность сочетает стремление к высокой образованности и любовь к Родине, людей, которые в меньшей степени являются потребителями, а в большей — созидателями, пожалуй, основная цель всех нынешних преобразований. Её непосредственным воплощением в жизнь занимаются 84 куратора, назначенных из числа преподавателей Института. Им поручено наладить контакты с конкретными группами, оказывать молодым людям все необходимые консультации, а также помощь в решении тех или иных, в том числе, бытовых проблем. Это второй модуль базового высшего образования, который займет ещё 4 года то есть в общей сложности срок обучения составит 5,5 лет. Если взять в качестве примера буровиков, то они, начиная с четвёртого семестра, приступают и к подготовке по общим для всего нефтегазового факультета наукам, допустим, к изучению технологий бурения нефтяных и газовых скважин, и к узконаправленным. Таким, как «Монтаж и эксплуатация бурового оборудования». Получение знаний по общеобразовательным и общеинженерным дисциплинам к этому моменту уже завершается, но гуманитарные предметы и базовые научные компетенции в учебные планы по-прежнему входят. Кроме того, студенты должны получить не менее восьми дополнительных профессиональных компетенций. Например, если говорить о рабочих специальностях, то на одной из учебных баз Горного университета в Саблино можно освоить такие программы дополнительной профессиональной подготовки, как оператор нефти и газа, управление скважиной, трубопроводчик линейный и так далее. Что касается IT, то молодые люди могут получить знания и навыки в области численного моделирования нефтегазовых конструкций и оборудования с применением различных программных комплексов, изучить основы геологического моделирования и так далее.
Всего в вузе подготовлено более 260 программ дополнительных профессиональных компетенций, и это не случайно. Очевидно, что если горняк или геолог обладает навыками в цифровой сфере, экономике, управлении или владеет рабочими профессиями, то его адаптация на производстве займёт гораздо меньше времени, а значит, он будет более востребован на рынке труда. Цель — получение сертификата дополнительной профессиональной компетенции, который даёт его обладателю возможность продолжить обучение после 5,5 лет ещё в течение полугода. Этот срок отводится на обретение знаний и навыков, необходимых для получения диплома второй профессиональной квалификации, который выдаётся «в довесок» к документу о наличии базового высшего образования.
Три формальных уровня Замена непрерывного специалитета на уровневое образование стала обязательной для всех российских вузов с 2009 года. Формально таких уровней три: бакалавриат, магистратура и PhD защита кандидатской диссертации.
Нижний и самый массовый по численности студентов уровень высшего образования — бакалавриат. Он предполагает четырехлетнее обучение. Поначалу, правда, особо горячие головы грезили о трехлетнем — так называемом техническом бакалавриате. Но, к счастью, эта идея не прижилась. Все бакалавры — люди с высшим образованием. Однако обучение можно продолжить на следующем уровне высшего образования — в магистратуре.
Формально двухлетняя магистратура предназначена для выпускников бакалавриата, намеренных двинуться в науку либо заняться работой аналитического характера. Но на деле бывает по-всякому. Так, социологи отмечают, что в ряде случаев в магистратуру идут ребята, не стремящиеся к трудоустройству и предпочитающие сидеть за партой как можно дольше. Впрочем, суть в другом. Количество мест в магистратуре значительно уступает числу выпускников бакалавриата. По некоторым прикидкам, туда может попасть лишь каждый пятый бакалавр.
Это главное, за что критикуют современную систему высшего образования России. Но не единственное. Чтобы попасть в магистратуру, выпускникам бакалавриата надо заново сдавать вступительные экзамены. Причем не факт, что продолжишь учебу за счет бюджета, как это было в бакалавриате. Многие места в магистратуре стали платными. А выпускникам специалитета после 2012 года и вовсе не видать бюджетных мест как своих ушей.
Для них магистратура считается вторым высшим образованием, а значит, учиться там можно только за свой счет. Подвергается критике и понижение статуса аспирантуры. Если до перехода на Болонскую модель подготовка кандидатской диссертации в нашей стране считалась научной работой, то ныне степень PhD «разжалована» до уровня образования. А это, по мнению многих экспертов, принципиально неверно. Впрочем, есть у сегодняшнего высшего образования и положительные моменты. К их числу прежде всего относится практикоориентированность программ бакалавриата.
Производственные практики наконец-то перестали быть формальностью, и лучшие студенты находят рабочие места еще до завершения учебы. Разбитые на два уровня обучения вузовские программы стали более короткими и гибкими, а значит, более соответствующими сверхскоростным изменениям современного мира.
Эта интеграция предполагает, что компании будут взаимодействовать с вузами, помогая формировать учебные программы и обеспечивая практическую подготовку студентов.
Такое сотрудничество позволит подготовить специалистов, которые будут полностью соответствовать текущим и будущим требованиям IT-отрасли. Ранее сообщалось, что в Санкт-Петербурга откроют первую государственную IT-школу. В 2025 году она наберет около 1,1 тысячи детей.
Образовательная программа будет разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, но также включит учебную модель, которая обеспечит непрерывное изучение информационных технологий.
Анатомия развала российского образования. Что же будет построено на месте развала?
Такую поправку ко второму чтению закона о мобильниках внесли депутаты Госдумы, в том числе Вячеслав Володин и лидеры всех думских фракций. Если с детства ребенку прививать трудолюбие, то в будущем у него все будет хорошо», — подчеркнул на своей странице в соцсетях спикер. Одной из основных задач урока труда станет подготовка учеников к важнейшему выбору их жизни — профессии, отметила ранее Ольга Казакова. Кроме того, эти уроки формируют «огромный комплекс социально-бытовых навыков, которые нужны детям для достижения успехов в будущем и уверенности в разных областях — образовании, семье, профессии, повседневной жизни». Так, мальчиков могут научить столярничать, а девочек — готовить. Ну и что вы со мной сделаете? Этот издевательский вопрос, намекающий на бессилие учителя перед учеником, с 1 сентября 2024 года задавать станет бессмысленно: все тот же закон разрешит педагогам делать замечания детям. Для этого закон об образовании дополнили положениями, которые позволяют школам устанавливать требования к дисциплине на занятиях и правилам поведения в учебном заведении, а учеников обязывают соблюдать вышеперечисленные нормы.
Кроме того, администрации учебных заведений должны рассматривать обращения педагогов о применении дисциплинарных взысканий к ученикам, которые нарушают правила. До этого такое право было только у учеников. Учить этим навыкам будут в 5-11-х классах. Так, в средней школе объяснят, какие мероприятия проводятся в стране для защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций или при возникновении военной угрозы. Учеников научат правильно реагировать на сигнал «Внимание всем! Также школьникам предстоит ознакомиться с боевыми свойствами и устройством стрелкового оружия и положениями общевоинских уставов. В 10-11-х классах теоретические знания подкрепят практическими навыками, включая тактическую, огневую, инженерную, военно-медицинскую и техническую подготовку.
Участникам пилотного проекта, в том числе самим вузам, поручено разработать и утвердить до 30 июня образовательные стандарты новых образовательных уровней и в эту кампанию начать принимать на них абитуриентов наряду с программами бакалавриата, специалитета и т. Правительству, в свою очередь, поручено также в двухмесячный срок определить порядок перераспределения участниками пилота бюджетных мест. Минобрнауки должно выдавать студентам, которые успешно завершат обучение, дипломы нового образца, которые давали бы право заниматься профессиональной деятельностью. Фальков, отвечая на вопрос журналистов на Петербургском международном юридическом форуме, пояснил, что у вузов — участников проекта будет возможность поработать как по уже действующим программам, так и по новым. Это зависит от университета. Им предоставлена возможность поработать и с теми программами, которые уже идут, и с теми, на которые будут набирать», — сказал министр.
Им предоставлена возможность поработать и с теми программами, которые уже идут, и с теми, на которые будут набирать», — сказал министр. По его словам, запуск эксперимента позволит обозначенным в президентском указе вузам поработать над своими программами, а также сроками обучения. В зависимости от потребности работодателя вузы могут оперативно эту работу сделать», — подчеркнул Фальков. Министр заверил, что кардинально сильных отличий в учебном процессе не будет ни с точки зрения ЕГЭ, ни с точки зрения других принципиальных моментов. По ее словам, вузы не будут разрабатывать за два месяца новые образовательные стандарты, а возьмут собственные уже имеющиеся и представят их министерству. Скорее всего, эти вузы уже предложили свои концепции в министерство до указа, в противном случае эти университеты участниками пилота не оказались бы, считает научный сотрудник Центра институционального анализа науки и образования Европейского университета Алексей Железнов.
Если мы говорим о том, чтобы юрист-бакалавр узко специализировался в магистратуре по юриспруденции, то никаких сложностей устраивать не надо. Ровно такая система применяется сейчас в МГУ. Зачем [ужесточать], если студент только что сдал экзамены в бакалавриате и это сделано на качественном уровне? Зачем мы еще раз будем заставлять его сдавать экзамены в магистратуре? Другое дело, если, скажем, журналист хочет стать экономистом или, наоборот, экономист хочет стать журналистом, что, с моей точки зрения, тоже вполне возможно, если он будет специализироваться на экономических вопросах. Здесь экзамен не помешает. На всякий случай хочу напомнить, что, если не ошибаюсь, 7 июня группа депутатов фракции КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым внесла подготовленный мною законопроект, который отчасти возвращает концепцию закона о высшем образовании 1996 года. В нем предполагается, что стандарты специалистов должны разрабатываться по всем направлениям. Вузы сейчас имеют право выбора: либо они выбирают систему бакалавриат плюс магистратура, либо систему специалитета. Думаю, что если будет принят наш закон, то ситуация еще больше изменится в пользу специалитета. Но я бы добавил вот что: стандарты для специалитета должны быть разработаны для всех специальностей, чтобы у университетов был выбор. То есть действующие стандарты не трогать, а эти [дополнительные] — разработать. По поводу ориентации на технологии — это абсолютно правильно. Стране нужна модернизация. Чем отличался бакалавр в техническом образовании? Он готовился, учился, как пользоваться чужими конструкциями. Специалист же готовился как разработчик, конструктор. Мы много лет поднимали вопрос о развитии электронного обучения не взамен живого, а в дополнение к живому обучению в российском высшем образовании. К сожалению, очень долго российская бюрократия это тормозила. Когда ударила пандемия, оказалось, что многие вузы к этому не готовы, и наше электронное обучение сводилось к говорящим головам профессоров в Zoom.
Что изменится в образовании после послания президента и почему это важно
Оно продлится до 29 ноября. Кстати, недавно стало известно, что срок обучения специалистов в магистратуре можно будет сократить до одного года. Такое решение будут принимать сами вузы с учётом специфики направления подготовки. Ранее ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров заявил о готовности апробировать в вузе годичную магистратуру для специалистов. Зачем нужны эти изменения В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что его подготовили в рамках выполнения одного из поручений президента, которое он дал по итогам прошедшей 21 сентября встречи с руководителями передовых инженерных школ и их индустриальными партнёрами. Тогда Владимир Путин поручил правительству проанализировать, целесообразно ли разрешать тем, кто окончил специалитет, поступать на бюджетные места в магистратуре.
В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. Социальная активность Социальная активность Федеральный проект «Социальная активность» направлен на создание условий для развития и поддержки добровольчества волонтерства как ключевого элемента социальной ответственности развитого гражданского общества. Социальные лифты для каждого Социальные лифты для каждого Федеральный проект «Социальные лифты для каждого» нацелен на создание для граждан возможностей для профессионального и карьерного роста путем формирования и развития системы профессиональных конкурсов.
Патриотическое воспитание Патриотическое воспитание Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Изменение правил поступления и приема в вузы В 2024 году абитуриентам облегчат поступление на программы высшего образования — бакалавриат, специалитет и магистратуру. Одно из нововведений — выбор приоритетного вуза.
Сейчас абитуриенты могут подать заявление в пять учебных заведений на разные направления. Внутри одного они могут выбрать предпочтительную специальность: то есть руководство вуза сразу видит, какую профессию пойдет получать поступающий, если пройдет по конкурсу. В этом году такие же приоритеты можно будет расставить и между разными университетами.
При этом после вступительных испытаний конкурсные списки будут обновляться в режиме реального времени, чтобы абитуриенты понимали, каковы их шансы и не нужно ли сменить предпочтения по вузам. Такой запрос со стороны поступающих был.
Предлагаю продлить ее еще на 6 лет и выделить дополнительно порядка 190 млрд рублей», — сказал президент. Также Владимир Путин анонсировал капремонт 800 общежитий вузов — за ближайшие шесть лет на это будет выделено 124 миллиарда. Еще президент объявил о выделении 9 млрд рублей из федерального бюджета на обновление инфраструктуры педагогических вузов. К 2030 году в России построят не менее 40 студенческих городков — на них выделят примерно 400 млрд рублей. Президент особо отметил, что нынешние подростки должны стать профессионалами своего дела, готовыми трудиться в экономике XXI века. Глава государства также поручил определить параметры по повышению оплаты труда преподавателям в вузах. Стартуют пилотные проекты в этой области с 1 сентября 2024 года. Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, что президент сказал о последних достижениях в сфере оборонной промышленности.
Минобрнауки готовится ввести новую систему высшего образования в 2024 году
Помимо этого, правительство России регулярно принимает комплексные меры для совершенствования системы среднего профессионального образования (СПО). Замглавы Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре Минпросвещения опубликовало приказ об изменениях в школьной программе сенатор Екатерина Алтабаева так объяснила причины нововведения: «[Программа по обществознанию]. Президент России подписал указ о запуске пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования.