Великий князь Юрий Всеволодович, главный воевода владимирский Жирослав Михайлович и другие князья, сражавшиеся бок о бок с простыми ратниками, пали в бою. Битва на реке Сить, или Ситская битва[1] — эпизод Западного (кипчакского) похода монголов (1236—1242) и монгольского нашествия на Русь (1237—1240), в частности, одно из ключевых сражений монгольского похода на Северо-Восточную Русь (1237—1238). Великий князь Юрий Всеволодович отсутствовал во Владимире, так как начал новый сбор войск на реке Сити. Битва на реке Сити, или Ситская битва, — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая.
Благоверный князь Юрий Всеволодович, последний владыка Древней Руси
Кто обрёк на смерть основателя Нижнего Новгорода | Князь Владимирский Юрий Всеволодович оставил в этом городе вместо себя сыновей Всеволода и Мстислава, а сам с небольшой дружиной ушел на реку Сить собирать войска для организации отпора врагу. |
Битва на реке Сить: когда она произошла и какой князь погиб при военных действиях | | Великий князь Юрий Всеволодович, бросив город на произвол судьбы, бежал. |
Битва на реке Сити - Энциклопедия России | “Бегство великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича после Липицкой битвы. |
Последний прорыв: как стечение обстоятельств спасло Европу от монгольского нашествия | Вокруг Света | Накануне исполнилось 785 лет битве на реке Сить, в котором татаро-монгольское войско разбило русскую дружину великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. В бою погиб и он сам. |
Сражение на реке Сить
Сразу оговорюсь, это не более чем версия, но, на мой взгляд, она более или менее позволяет увязать между собой все различные аспекты этой битвы. Максимум того, что могли в этот момент выставить северные города и волости княжества, было 12 000—15 000 ратников и ополченцев, но значительное число небольших отрядов так и не успело подойти на Сить до рокового дня 4 марта. Также спешил с дружиной Иван Стародубский, но и он не успел, поскольку велик был риск натолкнуться на монгольскую облаву, а это было очень опасно. Потому и пробирались все лесами по нехоженым тропам, что соответственно сказывалось на сроках прибытия в боевой стан. Но главной надеждой князя Георгия оставался Новгород и брат Ярослав, однако сведений, которые хоть немного бы осветили то, что происходило в этот момент в самом Господине Великом, в письменных источниках нет. И лишь в Никоновской летописи мы встречаем сообщение, которое немного приоткрывает завесу тайны: «И жда брата своего Ярослава, и не бе его, и повеле воеводе своему и окрепляти люди и готовитися на брань». Ясно сказано — ждал, а раз ждал, значит, знал чего. О том же свидетельствует и В.
Татищев: «Он же, ожидая брата Ярослава или помощи от него, но видя, что ни известия нет, более опечалился». Но Ярослав почему-то задерживался, и тогда князь принимает решение, которое можно истолковать так, что он решился на битву с монголами без помощи из Новгорода: «и повеле воеводе своему и окрепляти люди и готовитися на брань». Другого толкования у фразы просто не может быть, особенно если исходить из того, в каком контексте она дается. Да и воевода этот — Жирослав Михайлович, главный военачальник великого князя который «воеводьство приказа Жирославу Михайловичю» , получает четкий и конкретный приказ, из которого следует, что назревают некие события. И потому, исходя из имеющихся в нашем распоряжении данных, мы можем осторожно предположить, что же планировали великий князь, его родственники и воеводы. Разгромив Тверь и осадив Торжок, орда опасно приблизилась к стану на Сити с запада, и русские военачальники не могли не считаться с этой угрозой. От Торжка до Бежецка, ближайшего городка, к расположению великокняжеских войск в наши дни по трассе 191 км, но дело в том, что дорога эта проходит через Тверь, которая на этот момент была уже захвачена монголами, и на Сити об этом хорошо знали.
От Твери до Бежецка — 130 км, а от Бежецка до Божонки, где стоит полк Владимира Константиновича, будет километров 40, а это не так уж и много. И князья, и воеводы чувствовали ту опасность, которая подползала к ним с юго-запада, и просто были обязаны принять соответствующие меры. И они их приняли. Очевидно, было решено все полки выдвинуть в верхнее течение Сити и именно там ждать встречи с монгольской ордой — место, как мы уже убедились, было выгоднейшее, да и князь Владимир, судя по всему, подготовил позиции для боя. Опять же, если вдруг объявится Ярослав, то идти ему будет гораздо ближе до Божонок, чем до района Игнатово — Станилово, и в этом случае появлялась вероятность либо ударить по монголам с двух сторон, либо объединить войска. Но был еще один момент, и он мог стать одним из важнейших — дело в том, что наступила весна со всеми вытекающими последствиями. Пока погода стояла холодная, и лед на реках был крепок, но именно что пока.
Если весна вступит неожиданно в свои права и снег начнет таять, то это могло бы привести к необратимым последствиям для всей русской рати. Дело в том, что по весне и сегодня в тех местах передвигаться достаточно сложно, даже на внедорожнике это довольно проблематично, ну а что уж говорить про XIII век! Оставаясь в среднем течении Сити, русские полки реально могли там увязнуть в трясинах и чащобах на неопределенный срок без возможностей получать продовольствие и пополнения. Конечно, утопающая в грязи русская рать сразу же стала бы недоступной для монголов, но собирали ее не для того, чтобы отсиживаться по лесам и прятаться от врага! И если бы Ярослав все же выступил из Новгорода на помощь брату, то он запросто рисковал попасть под удар монголов, не имея ни малейшего шанса на помощь со стороны князя Георгия, который со своей ратью барахтался бы в ситских болотах. И потому решили начать выдвигать войска к Божонке, а самым первым должен был выступить пеший трехтысячный полк под командованием воеводы Дорожа Дорофея Семеновича. Скорее всего, первоочередной задачей воеводы было укрепить немногочисленную рать угличского князя и крепко удерживать позиции для подхода главных сил.
В главном же расположении войск стали готовиться к предстоящему выступлению — собирали продовольствие и свозили корм для лошадей, поскольку стояла весна и закрома крестьян в окрестностях Божонки уже были опустошены. Что же касается воеводы Дорожа, то совершенно непонятно, почему ему приписывают командование трехтысячным конным полком, поскольку никаких указаний на этот счет в источниках нет. Вряд ли таким количеством всадников располагали князья и воеводы в районе Станилово — Игнатово, поскольку, как уже отмечалось, сам князь Георгий привел на Сить очень мало владимирских гридней. Это однозначно зафиксировано в летописях: «В ту же зиму выехал Юрий из Владимира с небольшой дружиной» Лаврентьевская летопись. Опять же, все эти всадники могли быть только княжескими гриднями, а свои дружины князья водили сами, зачем им доверять над ними командование воеводе, пусть даже и толковому! Князей собралось на Сити достаточно, и любой из них мог бы возглавить этот отборный отряд, так что версия о 3000 лихих наездниках полностью отпадает. О том, что полк Дорожа шел в сторону Божонки, свидетельствует тот факт, что он столкнулся с монголами, которые шли от Коя — с юга.
О цели похода летописи свидетельствуют так: «и после мужа храбра Дорофея Семеновичя и с ним три тысящи мужей пытати татар» Никоновская , «Князь же Юрьи посла Дорожа въ просокы въ 3-хъ 1000-хъ» Новгородская , «Князь же Юрьи посла Дорожа в просокы в 3000 — х муж» Троицкая. А вот как это звучит в изложении В. Татищева: «Вперед же от войска послал в разъезд мужа храброго Дорофея Семеновича с 3000, проведать о татарах». С одной стороны, информация Василия Никитича вроде бы перекликается с информацией Никоновской летописи, но если посмотреть с другой, то зачем посылать такое огромное количество людей в разъезд «проведать о татарах»? Но скорее всего, именно с легкой руки историка и пошла гулять по научным трудам байка о 3000 всадниках, поскольку в разъезд ходят на лошадях. Опять же, сама фраза «въ просокы» вызывала недоумение, вплоть до того, что шел этот отряд по лесным просекам либо сам эти просеки прорубал. На мой взгляд, совершенно прав краевед П.
Голосов, директор Ординской школы Мышкинского р-на, который вполне логично разъяснил ситуацию: «Объяснение этого слова как «просека в лесу» тоже не подходит, так как просеки прорубались для обозначения границ лесных владений. Эта работа требовала больших усилий и в XIII веке в глухих лесных местах была просто не нужна. Поэтому слово «просоки», скорее всего, имеет то же значение, что и «засеки», т. И вот здесь все сходится, поскольку именно в Божонках как раз могли быть те самые засеки и укрепления, о которых говорили местные краеведы. Переславль-Залесский — родина Александра Невского. Фото автора Но в самый канун решающих событий Георгий Всеволодович получил страшную весть о гибели всей своей семьи. И был князь Юрий в великом горе, думая не о себе, но о разорении церкви и гибели христиан» Тверская летопись.
Источники единодушны в том, что свое горе великий князь переживал страшно, но именно на нем в этот кризисный момент лежала ответственность за всю Суздальскую землю и именно от него зависело дальнейшее развитие событий. Он не имел права устраняться от дел, он был последней надеждой разграбленной и униженной страны, и от этого Георгию Всеволодовичу было еще тяжелее. Ведь он лишился не только всей своей большой семьи, он практически лишился и своего княжества, столица которого теперь лежала в руинах. Именно это и имел, скорее всего, в виду летописец, когда записал, что «Князь же, услышав это, в слезах закричал громким голосом, оплакивая правоверную христианскую веру, и особенно сокрушаясь о гибели церкви, епископа и всех людей ведь он был милостив , нежели о себе, о жене и о детях» Лаврентьевская летопись. И Тверская, и I Софийская летописи тоже об этом свидетельствуют, и скорее всего, именно в эти черные дни князь Георгий осознал весь масштаб катастрофы, которая постигла его землю и которую он не смог предотвратить. Погибло все, чему он посвятил свою жизнь, и от этого на душе было еще горше — но не только ему. Весть о падении Владимира-Суздальского и разгроме всего княжества произвела самое негативное впечатление на воинство: и явно не прибавила ратникам боевого духа, что и отметил Татищев: «Князь великий Юрий с племянниками, уведав, что Владимир и другие грады взяты, великая княгиня и князи все побиты и пожжены и татары на него идут, плакали о том горько, и были печаль и страх великий во всем войске его».
Но на скорбь времени уже не оставалось, поскольку события вступили в решающую фазу и развивались стремительно. Ершова «Тайна битвы на реке Сить». Хотя, на мой взгляд, никакой тайны в этом нет, все очень ясно и понятно, просто иногда люди зачем-то усложняют то, что и так видно невооруженным глазом. Конечно, на карте все охваты и обходные маневры на сотню километров выглядят красиво, но с реальностью они, как обычно, не имеют ничего общего. Вот как выглядит подход туменов Бурундая на исходные позиции перед атакой в изложении С.
Да и особенных сил у них уже не было — слишком беспокойным было предыдущее десятилетие. Полагаться на новгородцев также было затруднительно.
Для созыва ополчения требовалось решение веча, скептически смотревшего на дальние походы, прямая выгода от которых была неочевидной. Фактически Ярослав мог располагать только собственными дружинниками. Но прибыть на помощь уже не успевал. Даже если он получил тревожные известия в ноябре, то сначала такое предположение напрашивается само собой он должен был направиться в Новгород, в надежде собрать ополчение, а уж потом повернуть к Владимиру. Зимний путь от Киева до Новгорода мог длиться до трех месяцев, то есть в лучшем случае к концу февраля 1238 г. Ярослав прибыл на север. Здесь его должны были застать известия о падении Владимира, а также о подходе монголов к Торжку.
Гибель в битве Великого Князя Юрия Всеволодовича 4. Погибло почти всё население, которое яростно сопротивлялось, сложили свои головы сыновья князья, Всеволод и Мстислав. Не предполагая столь быстрого падения укрепленной столицы своего княжества, Великий Князь Юрий еще до осады оставил Владимiр и ушёл в леса около реки Сить северо-запад современной Ярославской области , где надеялся собрать объединенное русское войско вместе с соседними княжествами. Там собирались и разрозненные остатки войск из разоренных городов.
Иконография Георгия Всеволодовича достаточно обширна, включает образцы, свидетельствующие о его почитании в московских, во владимирских и в нижегородских землях. По мнению некоторых исследователей Н. Воронин, Г.
Вагнер и др. XII в. Согласно традиционной интерпретации сюжета, это изображение вел. Всеволода Юрьевича Большое Гнездо и 5 его сыновей, родившихся к моменту строительства храма, в т. Георгий Всеволодович Воронин Н. Зодчество Северо-Вост. Изображения Георгия Всеволодовича без индивидуальных особенностей, но с возрастной характеристикой, присутствуют на миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг.
XVI в. Константином и битва на р. Липице, Георгий Всеволодович садится на вел. Новгорода и др. Судя по сохранившейся росписи Архангельского собора Московского Кремля 1652-1666 гг. Одно из ранних изображений сохранилось на иконе блгв. Александра Невского с 36 клеймами жития кон.
XVI - нач. XVII в. Житие Александра Невского в станковой живописи нач. Единоличные образы святого появились, очевидно, вскоре после обретения его мощей в связи с их почитанием, хотя могли существовать и немного раньше, т. На крышке серебряной раки, устроенной в 1645 г. Троицы Ветхозаветной; позднее икона стояла в местном ряду иконостаса Успенского собора Антонова, Мнева. Тогда же, ок.
Почти без изменений и с образом Св. Троицы вверху рисунок повторяется на шитой иконе сер. Скорее всего ок. Гурия Казанского ГММК; с 1681 находился в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля , в технике высокой чеканки, с близким, но поясным типом изображения блгв. Важной особенностью ранней иконографии Георгия Всеволодовича является изображение доспехов, которое отличает его от других русских князей, как правило представленных в плащах или шубах. Стремление подчеркнуть воинское достоинство св. Георгий Всеволодович именуется «добропобедным Христовым мучеником» - Путь к граду Китежу.
Другим необычным для русской княжеской иконографии признаком является появление головного убора в виде закрытого венца с городчатым ободом, сближающее изображения Георгия Всеволодовича на крышке раки и покрове с образом мч. Возможно, эта деталь подчеркивала принадлежность Георгия Всеволодовича к династии владимирских вел. Этот типичный извод княжеской иконографии с некоторыми вариациями встречается в храмовых росписях сер. Георгий Всеволодович с благословляющей десницей , в Архангельском соборе Московского Кремля - одеяния святого, в т. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. В это же время создана серебряная позолоченная пластина 1656 г.
Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве. К реликвиям имп. Судя по сохранившимся памятникам, особая роль в создании произведений с изображением Георгий Всеволодович принадлежала патриарху Иосифу, очевидно, уроженцу Владимира, инициатору обретения мощей блгв. С его именем связано не только изготовление раки и надгробного покрова святого, но и заказ росписей в соборе Княгинина монастыря, где образ Георгий Всеволодович занимает одно из важных мест. У предстоятеля хранилась икона Г. Георгий Владимирский. По-видимому, по заказу патриарха лучшими московскими мастерами была выполнена и Владимирская икона Божией Матери в киотной раме с избранными святыми, сер.
ГВСМЗ; судя по составу изображений, происходит из Успенского собора во Владимире : на правом поле серебряного с позолотой оклада помещен килевидный киотец с образом Георгия Всеволодовича в молении, без типичных для его ранней иконографии меча и мученического креста; на левом поле - мч. Димитрий Угличский. Парное изображение этих святых располагается и на верхнем поле киотной рамы: здесь Георгий Всеволодович представлен без доспехов, с поднятыми руками, продетыми в рукава шубы, в повороте к изображенному фронтально св. Сочетание изображений 2 святых может быть объяснено текстом описания погребений владимирского Успенского собора в сборнике XVII в. Иосифа патриарха... История кафедр. Успенского собора в губ.
Владимир, 1905. Вероятно, идея уподобления владимирского блгв. Их изображения соседствуют и в росписи юго-зап. Иконописный подлинник. XIX в.
Битва на реке Сить
17 февраля. Благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский , смотреть онлайн | Готовясь к решающей битве монголами князь Юрий Всеволодович оставил столицу на попечение сыновей, а сам направился на север, где организовал военный лагерь на реке Сить и ждал подхода оставшихся сил Суздальской земли. |
О том, который не пришел - Ярослав Всеволодович и битва на Сити | Князь Владимирский Юрий Всеволодович оставил в этом городе вместо себя сыновей Всеволода и Мстислава, а сам с небольшой дружиной ушел на реку Сить собирать войска для организации отпора врагу. |
Злая и великая сеча
Битва на реке Сити — сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и татаро-монгольским войском. После вторжения монголов во Владимирское княжество Юрий оставил столицу княжества и ушёл в леса около реки Сити. Тайна битвы на реке СитьТайна Ситской битвы существует до сих пор, как в причинах внезапного скрытного окружения войск князя Юрия на протяжении почти всего течения Сити (более 100 километров), так и в средствах и неразгаданных путях темника Бурундая. Сражение на реке Сить, произошедшее, согласно летописным данным, 4 марта 1238 года между войском великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича и монголо-татарами Бурундая, стало одной из самых трагических страниц в истории Древнерусского государства. Ключевым событием окончания монголо-татарского ига стала Куликовская битва, а в первые годы нашествия им была битва на реке Сить.
Описание битвы русских и монголов на реке Сить
Дальше орда двинулась к Покровскому, где стояли полк правой руки и засадный полк. Силы были неравны, и русские дружинники отступили на север. Некоторые исследователи полагают, что битва длилась около трех дней: началась 2 марта, а закончилась 4 марта. Именно последняя дата стала традиционно использоваться в отечественной историографии. Последствия битвы В битве на реки Сить погибли великий владимирский князь Юрий его отрубленную голову, по одной версии, преподнесли хану Батыю и его племянник князь Всеволод Ярославский, также пал главный владимирский воевода Жирослав Михайлович. Чуть позже монголы пленили князя Василько Ростовского и после его отказа принести клятву верности Батыю казнили. Его тело было найдено в Шернском лесу. Князьям Святославу Юрьевичу и Владимиру Углическому удалось спастись.
Князья погибшие на реке Сить, были найдены епископом владимирским Кириллом и похоронены в Ростове и Владимире. Татищев указывает на то, что потери татаро-монгол значительно превосходили потери русских сил. Они смогли «добыть» победу только при поддержке союзников и пленных использование пленных традиционная практика татаро-монгол, апробированная еще в Средней Азии. Главным итогом битвы стало окончательное прекращение сопротивления князей Северо-Восточной Руси. Они попали в прямую зависимость от воли хана Батыя. Золотая Орда Хан Батый Но и татаро-монголам победа далась тяжело. Тумен Бурундая оказался полностью обескровленным, что в преддверии похода на Новгород серьезно снижало шансы завоевателей на быструю победу.
В конечном итоге Батый вообще отказался от похода на Новгородское княжество, что спасло Северо-Западную Русь от разорения.
Князь Юрий погиб вместе с войском, его голова была отрублена и преподнесена в дар Батыю. Погиб ярославский князь Всеволод Константинович. Захваченный в плен ростовский князь Василько Константинович был убит 4 марта 1238 года в Шернском лесу. Святославу Всеволодовичу и Владимиру Константиновичу Угличскому удалось спастись. Последствия Поражение русских войск сломило сопротивление князей Северо-Восточной Руси монгольскому нашествию и предопределило попадание Северо-Восточной Руси в зависимость от Монгольской империи.
Здесь кругом леса и болота. Есть где скрыться русским дружинам от татар и тайно собирать рати. Одни историки и краеведы считают, что свою рать князь Юрий Всеволодович сосредоточил в Божонке и соседних деревнях, другие, что здесь находился лишь передовой отряд воеводы Дорожи с тремя тысячами конных воинов, чтобы защищать верховья Сити от вторжения татар. Основной же стан великого князя находился в среднем течении реки Сить. Так это или нет, в настоящее время установить довольно сложно. Основательно подготовиться к битве князь Юрий не успел. Другое войско, которым руководил сам хан Батый, прошло по Волге до Углича, а затем по реке Корожечне до села Кой Сонковский район. Таким образом территория боевых действий в Ситской битве увеличивается еще на два района Тверской области — Бежецкий и Краснохолмский. Захватив и разграбив Красный Холм в то время село с другим названием , завоеватели двинулись в сторону Божонки. Одно из военных столкновений русских с татарами могло быть у д. Малое Рагозино местечко Типня , раньше оно называлось «Тяпня». Это было укрепленное городище. По преданию здесь сторожевые отряды русских воинов «тяпались» с татарами. Оно располагалось недалеко от села Божонка. Сам он успел оповестить князя Юрия о внезапном нападении врагов: «А уж, княже, обошли суть нас около татарожи» Троицкая летопись. Князь Юрий, собирая войска, не ожидал, что татары так быстро придут на Сить. Суздальская летопись гласит: «И наче князь полки ставити, и ее внезапу приспеша татарове на Сить, противу князю Юрию». Битва была жестокой и кровопролитной. Об этом сообщает Воскресенская летопись: «бысть сеча зла и велика и побегаша перед иноплеменники. И ту убиен бысть великий князь Юрий Всеволодович на реке Сити и вои его побиша». Приведу еще высказывание одной из летописей: «Битва была велика и сеча зла, и лилась кровь, как вода».
Сложно сказать, насколько киевляне были готовы отправиться на далекий северо-восток поддерживать брата своего новоиспеченного сюзерена. Да и особенных сил у них уже не было — слишком беспокойным было предыдущее десятилетие. Полагаться на новгородцев также было затруднительно. Для созыва ополчения требовалось решение веча, скептически смотревшего на дальние походы, прямая выгода от которых была неочевидной. Фактически Ярослав мог располагать только собственными дружинниками. Но прибыть на помощь уже не успевал. Даже если он получил тревожные известия в ноябре, то сначала такое предположение напрашивается само собой он должен был направиться в Новгород, в надежде собрать ополчение, а уж потом повернуть к Владимиру. Зимний путь от Киева до Новгорода мог длиться до трех месяцев, то есть в лучшем случае к концу февраля 1238 г. Ярослав прибыл на север.
Юрий (Георгий) II Всеволодович, великий князь Владимирский
Битва на реке Сити, или Ситская битва [1] — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. #русь #золотаяорда #битванаситиДве крайности в описании нашествия Батыя говорят о том, что якобы Русь почти не сопротивлялась монголам и каждый князь, с мало. Битва на реке Сити стала финальным событием в разгроме Владимиро-Суздальского княжества. Битва на реке Сить (Ситская битва) – сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между объединенным войском нескольких русских князей во главе с владимирским князем Юрием Всеволодовичем и монгольским корпусом во главе с Бурундаем. В исторической памяти об эпохе Батыева нашествия сражение под Коломной было вытеснено на второй план рассказом о "битве на реке Сити", произошедшей 4 марта 1238 года, в которой принял участие великий князь владимирский Юрий Всеволодович.
СИ́ТСКАЯ БИ́ТВА 1238
Сам Юрий Всеволодович погиб 4 марта 1238 года в битве на реке Сить. В результате битвы погибли сам Юрий Всеволодович и его племянник Всеволод. Битва на реке Сить. Великий князь Юрий Всеволодович, главный воевода владимирский Жирослав Михайлович и другие князья, сражавшиеся бок о бок с простыми ратниками, пали в бою.
Описание битвы русских и монголов на реке Сить
Темник взял эти города в течение трех недель. Их быстрое падение было связано с тем, что основные дружины и большая часть ополчения отошли на реку Сить для соединения с Юрием Всеволодовичем. Корпус Бурундая преодолел большее расстояние, чем основные силы монголов под командованием Батыя, но к точке соединения вышел вовремя. Таким образом, только за февраль 1238 года татаро-монголы взяли и разграбили около 14 русских городов по Верхней и Средней Волге, а также по Клязьме, зачистив себе тылы. Из летописных хроник становится понятно, что монгольские полководцы целенаправленно искали Юрия Всеволодовича.
Он же выбирал для Ставки реку Сить из-за ее удаленности, труднодоступности, а также из-за большого количества лесов, труднопроходимых для татарской конницы, и близости новгородских границ князь рассчитывал на поддержку новгородцев. Некоторые исследователи полагают, что одной из причин поражения русских дружин стало предательство. У татар должны были быть либо очень хорошие карты местности, либо проводники из жителей региона некоторые считают, что проводниками были либо волжские булгары, либо нижегородцы, но этот факт сейчас доказать уже невозможно , которые вывели орду прямо на ставку князя. Ситская битва Соотношение сил перед битвой было не в пользу русских дружин.
Исследователи по-разному оценивают численность монгольтской армии. Монголы могли привести на Русь от трехсот до ста сорока тысяч человек. Учитывая, что каждый Чингизид командовал туменом десят тысяч воинов , а в походе их участвовало четырнадцать, то вторая цифра наиболее вероятна. Кроме того, кропные военноначальники, такие как Субэдэй и Бурундай также могли командовать собственными туменами.
Русское же войско состояло из: дружины Юрия Всеволодовича и владимирского ополчения; дружины Святослава Всеволодовича и ополчения из Юрьева-Польского; дружин Константиновичей племенники князя Юрия: Василько Ростовский, Всеволод Ярославский, Владимир Углический. Общая численность участников битвы точно неизвестна, но едва ли вместе с ополчением она могла достигать ста тысяч человек. Известно, что на соединение с Юрием Всеволодовичем не пришел Ярослав, его младший брат, князь Переяславля-Залесского и также младший брат Иван Стародубский.
В первых местах был полк Дорожа под командованием Дорофея Семенова. Во вторых — центральный полк, в котором находился Юрий Всеволодович. Это интересно! Династия Рюриковичей : генеалогическое древо рода с годами правления Монголы разделились на отряды и напали на все полки почти одновременно. Это проясняет то, как монголам удалось разбить сильно растянувшийся отряд. Но почему этот отряд не узнал об их приближении?
Со стороны монголов в битве не участвовали главные силы. Батый отправил отряд для этого сражения. Князь Юрий ошибся, предполагая, что все силы противника находятся у Твери и Торжка. Наверное, эта ошибка тоже была причиной того, что русские войска удалось застать врасплох. Основные же причины состояли в том, что монгольские войска использовали непривычную для себя тактику: они незаметно подобрались к русским. Монголы не стали жечь города, резать и грабить в них людей, уводить пленных. Они пробирались тихо, тщательно проводили разведывательные мероприятия и убивали любого, кто мог донести об их приближении Юрию. Каково значение Куликовской битвы: емко и кратко о ее ходе и результате Итоги и последствия Русское войско было окружено, загнано на реку и разбито. Кто-то попал в плен, а часть войск провалилась под лед.
Был убит и князь Юрий. Погибший был обезглавлен и его голову отправили как подарок Батыю. Для Руси поражение на реке Сити оказалось решающим. Именно из-за него монголам удалось подчинить русское государство. Страна оказалось данником монголов. После смерти Юрия, престол перешел к его брату Ярославу Всеволодовичу — князю переяславскому. Но и для противника не все было радужно. Следует отметить, что соотношение сил было неравным. Монголы превосходили в численности.
Батый отправил на сражение примерно 40 тыс.
Именно их использовали русские воины для сооружения засек: у дубов выжигали корни и роняли ветвями в сторону противника. Остатки морёных дубов находили местные жители в Сити и её притоках. В конце XIX века такие находки описывает известный тверской исследователь В.
Плетнёв: «В Сидоровском ручье, впадающем в р. Сить, в болотистой местности, крестьяне Лавровской волости по сие время находят ещё сохранившиеся и годные для постройки дубовые деревья, известные здесь под названием «батыева дерева». Высушивая их на солнечном припёке, употребляют на постройки, требующие особенной прочности». Такие же морёные дубы находили в Сити и не так давно — лет 30 назад, при очистке русла реки.
Во время работ, проводимых Мокеихо-Зыбинским торфопредприятием, были найдены остатки дорог и просек, проходящих через болото прямо к Божонке. Они представляли собой несколько слоев уложенных в гать полусгнивших деревьев, которые позднее на воздухе высыхали и разваливались в пыль. Если бы эти гати строили местные жители для своих хозяйственных нужд, то дороги бы проходили не прямо, а через близлежащие деревни. Вероятно, каждая рать, идущая к Сити, строила и охраняла свою дорогу.
О многом говорят и сохранившиеся названия некоторых из них: князь-Ивановская, князь-Андреевская, князь-Владимирская дорожки. Летописи свидетельствуют о том, что князь Юрий накануне битвы послал трёхтысячный отряд воеводы Дорожи Дорофея Семёновича в «просоки», то есть разведку В. Монголо-татары часто использовали тактический прием «клещи», то есть подходили к противнику с двух противоположных сторон. К лагерю князя Юрия, предположительно, шло не только войско Бурундая, но и отряд со стороны села Кой.
Видимо, с этим отрядом и столкнулась дружина воеводы Дорожи. Высказываются некоторые предположения о том, что это могло произойти у деревни Вепрь: в конце 1970-х годов при разработке карьера здесь находили сабли и мечи, а в 1980 году археологами была найдена керамика и следы пожарищ XIII века. Летопись Троицкая. СПб, 1846.
Своеобразным хранителем исторической памяти является православная церковь. В селе Божонка находится церковь Покрова Богородицы, построенная в 1858 году. Левая часть придела церкви посвящена Святому Благоверному князю Георгию Юрию. Очень своеобразна живопись храма: она выполнена в технике гризайль с преобладанием холодно-голубого тона, в росписи чётко выражена военная тематика.
Самые интересные фрески находятся рядом с иконостасом: на них изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский — оба без головных уборов, с оружием. На реке Сить расположено несколько сел и, соответственно, храмов, но подобного факта нет ни в одном другом селе на берегах реки Сить. Православная церковь особым образом отметила сам факт гибели на Сити великого князя Юрия Георгия , в народе — Егория. Праздник Юрьев Егорьев день отмечается в нашей местности 17 февраля, а не 9 декабря, как общепринято.
В качестве престольного праздника Юрьев Егорьев день отмечается 17 февраля в шести населённых пунктах прихода села Божонка — в деревнях Макаровское, Горка, Романцево, Турчаниново, Сергеевское. Подобного факта нет ни в одном другом селе на берегах реки Сить. По решению Тверской Духовной Консистории в этот день проходили богослужения и крестный ход. Особые торжества были проведены в 1889 году — в связи с 700-летием со дня рождения князя Юрия Георгия — основателя города Нижнего Новгорода.
По рассказам старожилов, раньше местные богомольцы часто ходили в город Владимир и, якобы, в одном из храмов этого города была надпись о том, что «всем, кто придёт с Божонки, оказывать всяческие почести» — в память о том, что в наших краях погиб великий князь владимирский Юрий Всеволодович. На основании вышеизложенного, мы берём на себя смелость сделать вывод: знаменитая Ситская битва произошла у села Божонка, а ниже по течению Сити были лишь небольшие локальные схватки отступавших под натиском татар отдельных частей русских войск. Память о событиях той далекой поры жива.
Князь Юрий ошибся, предполагая, что все силы противника находятся у Твери и Торжка. Наверное, эта ошибка тоже была причиной того, что русские войска удалось застать врасплох.
Основные же причины состояли в том, что монгольские войска использовали непривычную для себя тактику: они незаметно подобрались к русским. Монголы не стали жечь города, резать и грабить в них людей, уводить пленных. Они пробирались тихо, тщательно проводили разведывательные мероприятия и убивали любого, кто мог донести об их приближении Юрию. Каково значение Куликовской битвы: емко и кратко о ее ходе и результате Итоги и последствия Русское войско было окружено, загнано на реку и разбито. Кто-то попал в плен, а часть войск провалилась под лед.
Был убит и князь Юрий. Погибший был обезглавлен и его голову отправили как подарок Батыю. Для Руси поражение на реке Сити оказалось решающим. Именно из-за него монголам удалось подчинить русское государство. Страна оказалось данником монголов.
После смерти Юрия, престол перешел к его брату Ярославу Всеволодовичу — князю переяславскому. Но и для противника не все было радужно. Следует отметить, что соотношение сил было неравным. Монголы превосходили в численности. Батый отправил на сражение примерно 40 тыс.
Погибли почти все. Монгольский полководец начинал осознавать, что чем больше становится завоеванных городов на их счету, тем больше они теряют свои собственные силы. Плюс большую роль играла усталость воинов. В походах приходилось спать под открытым небом на сырой земле. Нередко случались заболевания.
Если сложить все эти факторы, то станет очевидно, почему победы становились все труднее. Некоторые источники говорят, что Батый, погруженный в свои раздумья, не обрадовался даже подарку, когда ему принесли голову Юрия. В итоге, Батый отказался от своих первоначальных планов о походе на Новгород.
Злая и великая сеча
Вполне вероятно, что монголы, разгромив великого князя, могли двинуться из Сити на Новгород. Дело в том, что войска Бату-хана 22 февраля начали осаду Торжка, в случае взятия которого дорога на Великий Новгород была бы открыта. Ляхов и А. Анкудинова объяснили поступок Ярослава Всеволодовича недальновидной политикой русских князей, характерной для периода феодальной междоусобицы. После взятия Ростова и Углича конница Бурундая, совершив стремительный бросок, в первых числах марта вышла к реке Сити, великий князь в очередной раз был обманут в своих надеждах, ведь он считал, что Ростов, Углич и другие города окажут сопротивление захватчикам и задержат их наступление на несколько дней. Получив известие о приближении монголов, Юрий Всеволодович послал в дозор» трехтысячный отряд во главе с воеводой Дорожем, или Дорофеем Фёдоровичем. Ранним утром 4 марта монгольская конница лавиной ворвалась лагерь русских ратников. Удар был настолько стремителен, что дозорные не сумели предупредить своих. Воины великого князя были застигнуты врасплох.
Земляные валы и различные оборонительные сооружения, которые возводили по приказу Юрия Всеволодовича, не были завершены и поэтому не смогли защитить русских. К тому же дружинники жили в деревнях, расположенных в некотором отдалении друг от друга, и не успели собраться для отпора врагу. Русских воинов, которые строились в боевой порядок, прямо на месте рубили монгольские конники. Стихийное сопротивление ратников с самого начала было обречено на провал. Монгольские всадники поодиночке уничтожали пеших русских воинов, которые, предпринимая тщетные пытки остановить нападавших, в конце концов побежали. Монголы преследовали их на протяжении почти 40 км, пока все они не были перебиты.
Данное обстоятельство ударило по самолюбию Константина, который не желал мириться с волей отца и пошёл на брата войной. В апреле 1216 года на Липецком поле он одержал победу и отобрал у Юрия право на престол. Однако править долго ему не пришлось, всего через два года после вокняжения Константин заболел и умер, оставив завещание, где наказывал Юрию занять его место во Владимирском княжестве. Помня о междоусобице с братом, Юрий Всеволодович всю оставшуюся жизнь стремился избегать или сглаживать конфликты с родственниками, а также по возможности вести мирную внешнюю политику. Неизвестно к какому бы историческому итогу привели его старания, если бы на горизонте не появились монгольские завоеватели, перечеркнувшие не только положительные подвижки во внутренней политике Древней Руси, но и саму жизнь Юрия Всеволодовича. Битва на реке Сить В 1237 году послы монгольского хана Батыя прибыли во Владимир и потребовали от его руководства дань. В отличие от Рязанского князя, который отказался идти на поводу захватчиков и предпочел вступить в конфронтацию, Юрий Всеволодович согласился на условия хана. Одарив посланников и усыпив их бдительность, великий князь Владимирский отправил на помощь Рязанскому князю Роману войско во главе со своим старшим сыном Всеволодом. Столкнувшись с бойцами Батыя, владимирская армия потерпела поражение, а Всеволод вынужден был бежать обратно домой. Воодушевлённые победой монголы сначала сожгли Москву и взяли в плен младшего сына Юрия Всеволодовича — Владимира, а затем направились в сторону Владимирского княжества. Узнав о намерениях противника, Юрий Всеволодович оставил семью в столице своего княжества и двинулся за Волгу, чтобы собрать рать и дать отпор врагу. Однако план этот потерпел неудачу.
А 4 марта 1238 года последовал внезапный удар 30-тысячного корпуса темника Бурундая. Опытный темник в переводе на русский полковник проведя предварительную разведку и выяснив расположение русских войск, ударил там, где его меньше всего ожидали. Он подошел к русскому лагерю не по льду Сити, где стоял мощный сторожевой полк, а со стороны лесного юга, осторожно снимая русские дозоры. В итоге владимирское войско в большинстве своём даже не успело изготовится к бою. В отчаянной, кровавой схватке оно было окружено и практически полностью истреблено и пленено. Вместе с другими русскими витязями пал на поле брани и князь Юрий Всеволодович. Его отрубленную голову татары преподнесли в дар Батыю.
В историческом романе «Батый» писатель Василий Ян так объясняет план войны князя Юрия с татарами в разговоре с племянником Василько: «Татары как реки в половодье, разливаются по всей русской земле и все больше распадаются на мелкие отряды. Мы же должны собраться в одну великую силу, создать единую грозную рать. А затем надо ударить на один отряд татар и уничтожить его, потом на другой и на третий, не давая им собраться». По всей видимости, князь Юрий поехал из Владимира на реку Волгу через Ярославль. Оно расположено в верховьях Сити на правом берегу. Здесь кругом леса и болота. Есть где скрыться русским дружинам от татар и тайно собирать рати. Одни историки и краеведы считают, что свою рать князь Юрий Всеволодович сосредоточил в Божонке и соседних деревнях, другие, что здесь находился лишь передовой отряд воеводы Дорожи с тремя тысячами конных воинов, чтобы защищать верховья Сити от вторжения татар. Основной же стан великого князя находился в среднем течении реки Сить. Так это или нет, в настоящее время установить довольно сложно. Основательно подготовиться к битве князь Юрий не успел. Другое войско, которым руководил сам хан Батый, прошло по Волге до Углича, а затем по реке Корожечне до села Кой Сонковский район. Таким образом территория боевых действий в Ситской битве увеличивается еще на два района Тверской области — Бежецкий и Краснохолмский. Захватив и разграбив Красный Холм в то время село с другим названием , завоеватели двинулись в сторону Божонки. Одно из военных столкновений русских с татарами могло быть у д. Малое Рагозино местечко Типня , раньше оно называлось «Тяпня». Это было укрепленное городище. По преданию здесь сторожевые отряды русских воинов «тяпались» с татарами. Оно располагалось недалеко от села Божонка. Сам он успел оповестить князя Юрия о внезапном нападении врагов: «А уж, княже, обошли суть нас около татарожи» Троицкая летопись. Князь Юрий, собирая войска, не ожидал, что татары так быстро придут на Сить.
Был ли у русских шанс на победу в битве на реке Сити?
Битва на реке Сити | Битва на реке Сить. |
Спасти других и погубить себя: битва на реке Сить | Битва на реке Сити. |
Зима близко. Как Русь проиграла битву за независимость | Аргументы и Факты | Одна из ярких страниц истории Сонковской земли – битва на реке Сить объединенных русских дружин с монголо-татарскими завоевателями 4 марта 1238 года. |
Битва на реке Сить: как погиб великий князь Юрий Всеволодович | Лукинский I История | Дзен | Ключевым событием окончания монголо-татарского ига стала Куликовская битва, а в первые годы нашествия им была битва на реке Сить. |
Кто обрёк на смерть основателя Нижнего Новгорода
Битва на реке Сить. Великий князь Юрий Всеволодович был женат на черниговской княжне Агафьи Всеволодовне. Сыновья – Всеволод (Дмитрий), князь новгородский, Владимир, князь московский, Мстислав. Одна из ярких страниц истории Сонковской земли – битва на реке Сить объединенных русских дружин с монголо-татарскими завоевателями 4 марта 1238 года. Битва на реке Сити (Ситская битва) — сражение которое произошло 4 марта 1238 года на р. Сити между войсками великого князя владимирского Юрия Всеволодовича и монголов под предводительством Бурундая, темника Батыя. Сам Юрий Всеволодович погиб 4 марта 1238 года в битве на реке Сить.
Юрий Всеволодович - биография, новости, личная жизнь
Последствия [ править править код ] Епископ Кирилл находит обезглавленное тело великого князя Юрия на поле сражения на реке Сить, Лицевой летописный свод , XVI в. Поражение русских войск сломило сопротивление князей Северо-Восточной Руси монгольскому нашествию [1] и предопределило попадание Северо-Восточной Руси в зависимость от Монгольской империи. После гибели великого князя Юрия великокняжеский престол занял его брат, князь переяславский Ярослав Всеволодович , под прямым контролем которого оказались Владимирское княжество и Переяславль-Залесское княжество. Войско Бурундая оказалось ослабленным после битвы «великую язву понесли, пало и их немалое множество». В целом, силы монгольских войск оказались значительно подорваны после разорения Рязанского и Владимиро-Суздальского княжеств и в преддверии похода на Новгород [18]. Ситская битва в летописях и литературе В Лаврентьевской летописи Ситская битва упоминается дважды. В Новгородскую первую летопись старшего и младшего изводов вошли: «Сказание о разорении Рязани Батыем» наиболее древняя версия рассказа рязанской летописи , сведения из владимирского и ростовского источников рассказ о взятии Владимира и устные рассказы современников [19]. В Ипатьевской летописи , как южном варианте повести о нашествии и событиях на далеком северо-востоке Руси, отражался текст «Летописца Даниила Галицкого» составлялся в 1245—1249 годах. Летописец кратко описывает события нашествия, более подробно отражая взятие Владимира и Козельска. Сражение упоминается в Пермской летописи : «И сступишася обои полцы и бысть сеча злая и великая и побегоша перед иноплеменниками. И ту убиен бысть великий князь Юрий Всеволодович на реце на Сити и вся его много побйша».
Вологодско-Пермская летопись [20]. Летописец Троицкой летописи говорит о разорительном набеге монголо-татаров в 1238 году: «Несть места идеже не повоеваша, и на всей стране Ростовской и Суздальской земле взяша городов четыренадесять, опричь слобод и погостов в один месяц февраль... Сведения о сражении есть в Ипатьевской летописи [19]. В дореволюционных литературных источниках Ситская битва отражена в сочинении К. Мусина-Пушкина [22]. Позднее Ситской битве посвящено немало статей краеведческого и иного содержания. Память [ править править код ] В Ярославской области установлена официальная дата празднования — 4 марта, «День Ситской битвы» [23] , она внесена в календарь памятных дат региона [24]. В области претендуют на увековечение памяти о сражении на реке Сить два района. В Некоузском районе у деревни Лопатино 17 сентября 1980 года возведена памятная стела, в 2005 году появилась рубленая часовня с надписью «Павшим за Святую Русь в 1238 году». К 760-летию битвы администрация Некоузского муниципального округа опубликовала сборник статей — краеведческий альманах [25].
В Брейтовском районе рядом с Семеновским городищем возле деревни Себельское установлена беседка и информационная табличка, в 2017 году по инициативе администрации района началась подготовительная работа по обустройству смотровой площадки, в 2018 году издана книга «Ситская битва 1238 года» к юбилейной дате сражения [26]. Ежегодно в трёх районах проходят мероприятия в честь павших в Ситском сражении воинов. В феврале 2018 года отмечалась памятная дата — 780 лет Ситской битве [27] [28]. В марте 2018 года в посёлке городского типа Сонково в Тверской области прошла межрегиональная краеведческая конференция «Ситская битва: эхо ратного подвига» [29] , организаторами выступили администрация Сонковского района Тверской области и местный краеведческий центр «Истоки». В ней приняли участие историки из Ярославского государственного университета им.
Значение битвы …всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. Евангелие от Матфея 12:25 После разорения земель северо-восточной Руси тумен Бурундая устремился на запад. Однако огромные потери заставили монголов повернуть на юг и северо-западная часть Руси осталась свободной… Ситская битва стала единственной во время первого нашествия на Русь попыткой объединения войск пяти князей для противодействия врагу. Возможно, главная уязвимость русского человека и русского мира — неумение договариваться, когда дело касается убеждений, амбиций или личных интересов. Кажется, события, предшествовавшие битве, которые описаны в Лицевом летописном своде, произошли не много веков назад, а вчера. Главное в ранней истории Руси — не военные победы или поражения, а тяжелейший процесс осознания князьями общих интересов, приоритета родственных целейнадместечковыми… Нашествие иноземцев инициировало процесс собирания русских земель, попытку князей договориться между собой, осознать общие интересы и выступить против захватчиков единой волей и общим войском с самой современной тактикой, управлением и вооружением. Соответственно, иго длилось бы короче, жертв было бы меньше, если бы интеграция русских земель прошла быстрее, а регулярная армия возникла раньше — это величайшие уроки для нашего Отечества! Последствия монголо-татарского ига стали для Руси почти фатальными. Вместо Гардарики — «страны городов» имастеров она превратилась в страну пепелищ и братских могил.
Великий князь Юрий Всеволодович, главный воевода владимирский Жирослав Михайлович и другие князья, сражавшиеся бок о бок с простыми ратниками, пали в бою. Князь Василько, продемонстрировавший на поле брани чудеса храбрости, был схвачен в плен. Темник Бурундай пригласил его ко своему столу и пытался склонить на свою сторону, приговаривая, что такой важный, молодой человек на службе у такого же отважного и молодого монгольского хана пойдёт далеко. Однако князь Василько, к любой другой патриот, с негодованием отвёрг предложение монгольского темника и был зарублен. После ухода монгольских войск на поле битвы прибыл епископ ростовский Кирилл и разыскал среди убитых обезглавленное тело великого князя Юрия Всеволодовича, которое привезли для захоронения в Успенский собор. Тело князя Василько было обнаружено в Шернском лесу и также доставлено в Ростов. Вдова, дети Василько и ростовчане с почестью захоронили патриотов. Сражение на реке Сити сыграло важнейшую роль во всей дальнейшей судьбе России. Непосредственным его итогом было начало так называемого монголо-татарского ига, продлившееся 250 лет и закончившееся 100 лет спустя после Куликовской битвы — к 1480 г. Остаётся только удивляться простоте и в то же время феноменальности стратегического плана военных действий Бату-хана в Северо-Восточной Руси. Время, выбранное для военных действий, направления главных ударов, численность войск на каждом направлении были идеально продуманы. Такого плана не было ни у Наполеона в 1812 г. Два гения военного искусства, поставившие к тому времени на колени пол-Европы, недо- и переоценили множество факторов, в частности, собственные силы, природные условия, климатические особенности и т. В результате этого каждый из них достигли Москвы, но с тем, чтобы затем привести русских в свои столицы — в Париж и Берлин соответственно. Истории этих «натисков на Восток» известны всем: один полководец закончил свои дни на острове Святой Елены, отравленный своим же приближённым, а другой свёл счёты с жизнью в подземном бункере, где вынашивал планы о создании «тысячелетнего рейха».
Окрестные ручьи, урочища и просеки сохраняли древние названия со словом «князь» — Князь-Ивановская, например. Народная память о далеких событиях жила». Казалось, все ясно, все сходится, и битва произошла в среднем течении, но не тут-то было! И здесь чаще всего упоминается деревня Божонка и ее окрестности, потому что еще в конце XIX — начале XX века тут существовали деревни Станово, Сторожево, Боронишино, Юрьево, которые, как и в среднем течении Сити, привязывали к разыгравшемуся здесь побоищу. Но этим список не ограничивается, его можно и продолжить: Шестихино — там полегли шесть ханов, Раменье, а раньше Раненье — здесь был ранен князь, Добрыни — здесь полегли русские дружины, Кой — стойбище пришельцев, Задорье — где будто бы началась битва задорились войска , а Могилицы — это место, где пало много русских воинов и над ними были насыпаны курганы. Да и название деревни — Божонка, тоже обросло преданиями — по одному из них здесь Батый «побожился» «больше на Сить не ходить» — и не важно, что монгольский хан в этих местах никогда не бывал. По другой версии, название произошло от слова «божница», поскольку во время сражения здесь стоял великокняжеский стан Георгия Всеволодовича с его походной церковью, где была установлена икона — «боженка». Очень характерно название деревни Шелдомеж — шел до межи, — которая стояла прямо на границе Новгородской и Суздальской земель и где, по легендам, войска князя Георгия пытались устроить засаду монголам. Да и других преданий здесь предостаточно — недалеко от Божонки у Сидоровского ручья, который впадает в Сить, по легенде, спрятаны латы Великого князя владимирского Георгия Всеволодовича, который был здесь же и убит, покажут вам и место гибели Великого князя — небольшой островок в болоте все у того же ручья. В самой Боженке высится громадный искусственный курган, насыпанный, по народному преданию, на месте погребения русских ратников, павших в битве с татарами, а в окрестностях попадались дубы, которые у местных жителей назывались «Батыевы деревья». Когда в середине XIX в. Воронцов, то он отмечал: «Весь берег реки Сить изобилует человеческими костями, и есть предание, что здесь происходили битвы татар с русскими под начальством Великого князя Георгия Владимиро-Суздальского». В 1889 г. Нижегородская ученая Архивная комиссия во главе с А. Гацисским после обследования местности пришла к заключению, что битва суздальских дружин с монголами произошла именно у Божонок. По свидетельству ученых, проводивших здесь исследования, «земля в окрестностях Божонки усеяна буграми, как хлебами», что подразумевает массовые захоронения павших ратников. В 1930 году Василий Григорьевич Ян Янчевецкий , автор блистательной трилогии о монгольском нашествии, провел на Сити три месяца, где собирал материал для своего романа «Батый». Писатель также считал, что битва произошла у деревни Божонка, о чем и рассказал ярко и увлекательно на страницах своего произведения. А вот какие наблюдения сделала Г. Шутова, краевед из поселка Сонково Тверской области: «До сих пор местные жители находят на высоком правом берегу реки Сить черепа и кости. Также они встречаются и в низких пойменных участках, размытых рекой. Старожилы рассказывают, что раньше в окрестностях села Божонка часто, особенно при распашке полей, встречалось оружие — мечи и сабли. Предприимчивые крестьяне сразу же находили им применение: местные кузнецы изготавливали из них серпы, ножи, ухваты и другие предметы крестьянского быта. В ходе историко-этнографической экспедиции, совершенной краеведческим центром «Истоки» по реке Сить, удалось выяснить, что у некоторых жителей деревень Молоди, Литвиново, Задорье еще до начала 1990-х годов хранились старинные сабли, найденные в этих местах… В селе Божонка находится церковь Покрова Богородицы, построенная в 1858 году. Левая часть придела церкви посвящена Святому Благоверному князю Георгию Юрию. Очень своеобразная живопись храма: она выполнена в технике гризайль с преобладанием холодно-голубого тона, в росписи четко выражена военная тематика. Самые интересные фрески расположены рядом с иконостасом: на них изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский — оба без головных уборов, с оружием». Ну а что касается памятников, то и они в Божонке имеются — 23 сентября 1972 года по инициативе краеведа В. Попкова там была открыта мемориальная стела. На ней написано: «Здесь 4 марта 1238 года на берегах реки Сити произошла битва русских с войсками монгольского завоевателя хана Батыя». Рядом полуразрушенная церковь с приделом в честь князя Георгия, а на кургане, где, по преданию, похоронены павшие русские ратники, возвышается большой деревянный крест, поставленный уже в наше время. Но монумент, посвященный битве, есть не только в Божонках — примерно в 12 км к югу от нее, в деревне Добрыни, стоит другой памятник — фигура воина со щитом и мечом, а рядом разбитый на две половины набатный колокол. И вот тут появляется серьезное противоречие — с одной стороны среднее течение Сити и деревни Станилово и Юрьевское, с другой стороны — верхнее течение и деревня Божонка. Расстояние между ними не маленькое, километров 50 будет, и предположить, что битва так растянулась по реке, просто невозможно. И возникает вопрос — а как все это совместить? Местные предания также привязывают битву к окрестностям Покровского и Семеновского, мало того, начиная с 2003 года, здесь ежегодно отмечают 17 февраля — день именин святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. В самом Сить-Покровском в честь знаменитой битвы и павших в ней воинов в 1808 г. Церковь к сегодняшнему времени утратила главу и шпиль от колокольни, а рядом с селом находится городище с захоронениями — курганами и могильниками. Семеновское городище считается центральным лагерем русских войск во время стояния на Сити, и, по местным преданиям, самый лютый бой произошел именно здесь. Кроме древнего городища, чьи земляные валы прекрасно сохранились, на территории района расположены 2 селища и 9 курганных групп, где в 1972 г. Раскопав большинство курганов, экспедиция пришла к выводу, что там похоронены не воины, а мирное славянское население края, которое проживало здесь в IX—X веках. Зато с селищами, которые расположены у сел Михалево и Турбаново, совсем другая картина. По большой примеси золы и угля в земле можно говорить о том, что эти селища погибли во время сильного пожара, а некоторые находки археологов позволяют утверждать, что произошло это в XIII веке. И что самое удивительное, называется количество павших в этих местах дружинников князя Георгия — 800 человек, хотя откуда взялась эта цифра, сказать не берусь. Но есть еще одно обстоятельство, которое прямо подтверждает предположение о том, что в районе Сить-Покровского и Семеновского происходили яростные бои. Когда в 1987 году у села Байловского проводились земельные работы, то было обнаружено небольшое воинское захоронение, в котором были найдены остатки воинских доспехов и снаряжения — железной брони, обрывков кольчуг и наконечников стрел. Находке значения не придали, посчитав, что ничего ценного не обнаружили, захоронение засыпали, а работы были продолжены. Однако есть предположение, что в этом районе существует до семи массовых захоронений и сосредоточены они как раз в районе между селами Байловское, Большое Иваньково, Тургенево. Конечно же, местные легенды рассказывают о том, что князь Георгий пал под ударами монгольских сабель в районе села Семеновское, но для нас важнее другое — именно этот район связан с именем еще одного героя битвы — ростовского князя Василько. В тех же местах протекает Прощеный ручей, о возникновении которого существует несколько преданий. Источник расположен на так называемом в народе Княгинином холме, и, по одной из легенд, сюда приходила ростовская княгиня Мария прощаться отсюда и название — Прощеный со своим мужем, князем Василько Константиновичем. А затем на этом же месте, она оплакивала князя, погибшего от рук монголов — от ее слез здесь и забил ключ с чистой и целебной водой. Есть и другое предание, которое от первого отличается лишь некоторыми деталями: княгиня Мария приехала сюда после битвы искать тело своего убитого мужа, а когда нашла и поняла, какую мученическую смерть он принял, заплакала — слезы княгини прожгли снег и стылую землю, а на холме забил ключ. Будучи православной, княгиня Мария Ростовская простила врагов, а источник после этого назвали Прощеным ручьем. Но есть и еще одна легенда, которая прямо говорит о том, что возле Прощеного ручья у села Сить-Покровского монголы пленили раненого князя Василька Ростовского. И если смерть князя Георгия привязана на Сити к трем разным местам, то с именем ростовского князя связано лишь одно место, и в дальнейшем мы именно из этого и будем исходить. И завершая рассказ об этом районе, приведу еще одно предание, которое напрямую связано с битвой на Сити, — в этих краях ходит легенда о золотом коньке. Что был такой талисман у темника Бурундая, и когда после битвы он узнал об огромных потерях среди своих войск, то сорвал и бросил в подтаявший от пролитой крови снег этот талисман. Вроде обычное местное предание, но заставляет задуматься на тему, так почему же Батый не пошел на Новгород — пресловутая распутица или же страшные потери в войсках? Во всех летописях прописано, что князь выступил на Волгу, причем в некоторых уточняется, что пошел именно на Ярославль: «а сам пошел к Ярославлю и оттуда за Волгу» Тверская летопись. Соединившись в Ярославле с войсками племянника Всеволода Константиновича, князь Георгий по льду Волги дошел до места, где в нее впадает река Молога, а затем по Мологе дошел до Сити. Двигаясь с полками вдоль ее берегов, князья и воеводы подыскивали удобное место, где можно было бы раскинуть боевой стан.