Банки начали по собственной инициативе возвращать клиентам украденные мошенниками деньги, не дожидаясь вступления в силу нового закона, пишут «Известия». Тинькофф Банк компенсировал уже 4,5 млн рублей в рамках своего сервиса «Защитим или вернем деньги». С 25 июля 2024 года в России заработает закон, согласно которому банки будут обязаны возвращать клиентам похищенные средства в течение 30 дней после заявления клиента. Банки начнут возмещать похищенные мошенниками средства. Думаете банки начнут украденные деньги возвращать? Добавят строчку в пользовательское соглашение, в духе "Любое списание средств со счета пользователя, считается добровольным согласием пользователя на списание средств. Если мошенники списали деньги без согласия клиента, кредитные организации обязаны их вернуть в полном объеме.
Закон о возврате украденных денег: как он работает
Через год после опубликования вступит в силу закон, обязывающий банки возвращать клиентам деньги, которые похитили мошенники. Согласно документу, банки обяжут возмещать клиентам деньги, которые те перевели жуликам. В частности, средства будут возвращены законному хозяину, если кредитные организации допустили транзакцию со счетами мошенников, которые занесены в специальную базу ЦБ РФ. По закону банки, которые будут пренебрегать этими обязанностями, будут обязаны самостоятельно возместить потерпевшим их украденные деньги. Российские банки начнут возвращать своим клиентам похищенные мошенниками деньги по обновленной схеме: в течение 30 суток с момента получения соответствующего заявления от владельца счета, а также в установленных законом случаях. Во вторник, 11 июля, Государственная дума приняла в окончательном третьем чтении законопроект, который обязывает банки вернуть россиянам похищенные аферистами деньги. На полный возврат украденных средств граждане могут рассчитывать, если банк допустил перевод на мошеннический счет, расположенный в базе Центробанка РФ, или если клиенту не направили уведомление о транзакции, совершенной без его согласия.
Закон о возврате украденных денег: как он работает
Россияне смогут возвращать деньги, похищенные мошенниками, даже если сами подтвердили перевод из банка. Согласно законопроекту, банки должны будут проверять все переводы физических лиц на возможное мошенничество и приостанавливать сомнительные переводы на срок в два дня. Россияне смогут возвращать деньги, похищенные мошенниками, даже если сами подтвердили перевод из банка. Банки стали возвращать деньги, украденные мошенниками, до вступления в силу соответствующего закона — до июля 2024 года, выяснили «Известия». Специальный сервис по защите от социальных инженеров и возмещению средств запустил один из банков. Банки начали возмещать клиентам украденные мошенниками средства.
Банки вернут украденные мошенниками деньги — новый закон
Деньги должны быть возвращены в полном объёме в течение 30 дней после получения заявления клиента, а в случае трансграничного перевода — в течение 60 дней. Банки будут обязаны возвращать клиентам деньги, которые были переведены злоумышленникам. В апреле 2022 г. регулятор планировал обязать банки возвращать украденные мошенниками средства в течение 30 дней. В апреле 2023 г. спикер Госдумы Вячеслав Володин поддержал идею ЦБ возвращать украденные деньги клиентам банков.
Банки начнут возвращать деньги, украденные мошенниками
Россия Законы Мошенничество Банки Обман Возврат средств. Деньги вернут, но поднимут комиссии: как будет работать механизм компенсации похищенных мошенниками средств? В частности, нововведения коснутся критериев, согласно которым операцию по переводу денежных средств со счета клиента банка можно считать подозрительной и в каких случаях банки будут нести ответственность. Мошенник. В правительстве предложили внести поправки в закон «О национальной платежной системе», которые будут касаться возврата клиентам банков денег, украденных мошенниками со счетов (или тех, которые клиенты передали мошенникам добровольно).
Госдума обязала банки возвращать гражданам похищенные с их счетов средства
На полный возврат украденных средств граждане могут рассчитывать, если банк допустил перевод на мошеннический счет, расположенный в базе Центробанка РФ, или если клиенту не направили уведомление о транзакции, совершенной без его согласия. Теперь, если мошенники смогут перевести деньги без ведома россиянина, то за это действие нести ответственность будет банк, клиентом которого является потерпевший. Организация должна будет вернуть абсолютно все украденные средства в течение 30 дней. С 25 июля 2024 года в России заработает закон, согласно которому банки будут обязаны возвращать клиентам похищенные средства в течение 30 дней после заявления клиента.
ЦБ хочет, чтобы банки возвращали похищенное мошенниками. Почему эксперты против этой идеи
Для злоумышленников, использующих в своей «работе» дропперов обладателей подставных счетов это тоже станет определённым препятствием, ведь страх и спешка — основные их рычаги давления на жертву. А когда в процессе подтверждения транзакции клиенту дважды сообщат о рисках совершаемых действий, в легенде злодеев появится брешь из-за сомнений жертвы, подчеркнула собеседница «МК». Но станет ли от этого больше возвратов средств на счета пострадавших? Но банкам будет непросто уйти от обязательств, предусмотренных данным законом, поскольку предполагается, что информацию о потенциальных мошеннических счетах и операциях банки будут получать и передавать в ЦБ РФ.
Другими словами, за исполнением этого закона будет следить надзорный орган, прямо вовлеченный в процесс. По мнению старшего юриста фирмы «СВА-Групп» Андрея Боброва, опасение вызывает то, что в конечном счете сами банки и другие операторы денежных переводов будут определять в своих внутренних документах окончательные процедуры выявления операций с признаками отсутствия согласия клиента-плательщика, а также стандарты таких процедур. Это увеличит риски ошибок и злоупотребления полномочиями, может негативно сказаться на обычной хозяйственной деятельности граждан и организаций.
За этот период человек должен подтвердить или отказать в проведении перевода, если поймет, что находится под влиянием злоумышленников. Кроме того, в случае, если в МВД поступила информация о том, что клиенты выводят и обналичивают похищенные средства в банках, последние будут обязаны отключать доступ к дистанционному обслуживанию этих клиентов. Ранее в Банке России сообщали, что российские банки в ноябре прошлого года нарастили чистую прибыль до 268 миллиардов рублей.
Ранее в Банке России сообщали, что российские банки в ноябре прошлого года нарастили чистую прибыль до 268 миллиардов рублей. Так, по итогам 11 месяцев 2023 года финансовый результат достиг 3,2 триллиона рублей.
Информацию для базы предоставляют банки и операторы платежных систем — они сообщают о жалобах клиентов на операции, проведенные без их согласия. Каждая жалоба оценивается по разным параметрам, чтобы в «черный список» случайно не попали добросовестные клиенты. Сейчас в базе несколько десятков тысяч подозрительных счетов, а с октября 2023 года ее будут пополнять не только банки, но и МВД.
Согласно новому закону, банки обязаны проверять каждый перевод на признаки мошенничества и приостанавливать подозрительные операции. Центробанк называет три таких признака: Перевод отправляют на счет использоваться может иной идентификатор — телефон, номер карты из «мошеннической» базы Центробанка Для перевода используют устройства, которые до этого использовали мошенники Перевод отличается от операций, которые обычно совершаются по счету. Например, деньги отправляют из новой локации, или переводят нетипичную для этого клиента сумму Что будет, если я переведу деньги мошенникам? Новый закон прописывает банкам четкий алгоритм действий. Если перевод подозрительный, то банк может приостановить операцию, даже если она совершена с согласия владельца счета. Срок приостановки перевода — до двух дней. Подразумевается, что за это время банк сможет получить у своего клиента подтверждение намерения провести перевод, а у клиента будет время объективно оценить ситуацию и осознать, что он, возможно, столкнулся с мошенниками.
Право на ошибку. Банки начнут возвращать украденные мошенниками деньги
За этот период человек должен подтвердить или отказать в проведении перевода, если поймет, что находится под влиянием злоумышленников.
Согласно этому поручению, компенсации клиентам должны выплачивать сами банки и другие кредитные организации, других подробностей работы механизма в документе нет. До 1 июля свои предложения Путину по этому поводу должны были представить премьер-министр Михаил Мишустин и председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. При этом еще в декабре 2021 года Банк России предложил возвращать деньги россиянам, ставшим жертвами мошенничества, в упрощенном порядке в виде фиксированной суммы. Как заявили «Известиям» в регуляторе, эти нововведения должны вступить в силу с 1 октября 2023 года. В механизме установлен минимальный размер возмещения по страхованию банковских карт — в случае несанкционированного списания средств страховщик должен будет возместить клиенту либо всю сумму, либо не менее 100 тысяч рублей если денег похищено больше, чем 100 тысяч. А в сентябре 2022 года председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков внес в нижнюю палату законопроект , в котором прописал условия возврата денег пострадавшим от мошенников находится на стадии второго чтения. В частности, Аксаков предложил расширить антифрод-систему, которую уже используют для проверки счетов получателей.
Если этот счет находится в черном списке, то банк блокирует транзакцию. Сейчас такими проверками занимаются только банки — отправители денег, которые присылают клиенту код для подтверждения перевода. В законопроекте предлагают усилить контроль и проверять счета еще и в банках-получателях: речь идет о переводах с карт, со счетов и по Системе быстрых платежей. Кроме того, планируется приостанавливать сомнительные транзакции — в документе указано, что это позволит сократить случаи, когда люди добровольно перечисляют деньги под давлением мошенников. Теперь у людей будет время подумать. Если же банки исполнили перевод на счет мошенников вопреки новым правилам, то должны вернуть клиенту всю сумму в течение 30 дней с момента получения от него заявления по трансграничным переводам — в течение 60 дней. Юрист правовой компании «Довод» Данила Ахметов рассказал, что на сегодняшний день взыскать деньги с банка в случае действий мошенников можно лишь в нескольких случаях: если банк знал о краже данных или карты клиента, но всё равно произвел платеж; если банк не проявил должной осмотрительности; если банк плохо обеспечивал безопасность данных и счетов клиентов; если банк не уведомил клиента об операции. По словам юриста, эти пункты применимы в случае похищения карты, но сослаться на них не получится, если клиент перевел деньги мошенникам добровольно.
Смогут ли справиться банки Эксперты уверены, что такая инициатива может очень сильно ударить по банкам.
Другие игроки сообщили, что планируют успеть провести технические доработки для реализации функционала в установленные законом сроки. В Госдуме допустили, что, когда все игроки рынка подключатся к обмену информацией о счетах злоумышленников, число краж может снизиться в десятки раз. Защитит или возместит Сервис по защите операций и возмещению средств «Тинькофф» работает, если клиенты банка также пользуются и услугами связи от «Тинькофф Мобайл», сообщили «Известиям» в кредитной организации. Там уточнили, что такая технология бесплатна. Если трехступенчатая система защиты не сработала и телефонным мошенникам удалось украсть деньги, финансовая организация обязуется вернуть всю сумму. Сервис покрывает разные случаи мошенничества — как переводы, так и ситуации, когда клиент сообщил злоумышленнику данные под воздействием социнженерии или снял деньги в банкомате и зачислил их на счет мошенника. Впрочем, для получения компенсации есть ряд исключений. Например, звонок злоумышленника обязательно должен проходить по телефону, но не через мессенджеры. Деньги должны переводиться только на чужие счета, а не на собственную карту в другом банке хотя мошенники используют и такие сценарии обмана, заставляя перечислить средства из более защищенной организации в менее защищенную.
Также если клиента предупреждали о потенциальной угрозе, но он продолжил разговор, деньги не вернут.
Адрес для корреспонденции и посетителей: 127018, Россия, г. Москва, ул. Полковая, д.
С июля банки будут возвращать отправленные мошенникам деньги в досудебном порядке
Однако все еще множество россиян становятся жертвами мошенничества. По данным регулятора, в III квартале 2023 года злоумышленникам удалось украсть у клиентов с помощью несанкционированных денежных переводов 3,6 миллиарда рублей. Это связано с активным использованием методов социальной инженерии, когда россияне самостоятельно перечисляю деньги жуликам или сообщают им банковские данные. В таких ситуациях банки-эмитенты не обязаны компенсировать потери своих клиентов.
Вернуть деньги, переведенные под влиянием мошенников, можно только по результатам судебного дела.
Однако в отдельных случаях может потребоваться заявление в правоохранительные органы, чтобы исключить умышленное злоупотребление сервисом. В июле 2023 года в РФ был принят закон, который обязывает кредитную организацию возвращать деньги, если она допустила перечисление на счет злоумышленника он должен находиться в специальной базе ЦБ о случаях и попытках перевода средств без согласия клиентов. Эта система пополняется информацией о мошеннических и подозрительных операциях от участников рынка. Изменения вступят в силу через год после опубликования документа — 24 июля 2024 года. В «Зените» сказали, что будут полностью технически готовы к моменту вступления закона в силу.
Точные сроки еще не определены, но ВТБ уже приступил к оценке требований законодательства и внедрению всех необходимых технологических изменений, заявили в банке. Там уточнили, что не ограничиваются только проверкой получателей из специальной базы ЦБ, но и проводят изменения во внутренних процессах по выявлению подозрительных операций — Уже сегодня в своей работе по противодействию мошенническим схемам Почта Банк сверяется с базой ЦБ в дополнение к своим внтуренним практикам фрод-мониторинга, что значительно сокращает случаи переводов на подозрительные счета, — сообщили в кредитной организации, не уточнив, возмещают ли в случае ошибок средства. Россияне стали реже попадаться на уловки и чаще рассказывать о таких случаях Доработки нужны Установленный законом срок — максимально допустимый для внедрения технологии защиты, но желательно как можно быстрее это сделать, заявил «Известиям» глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. Он считает, что по мере подключения банков к базе ЦБ сервис можно запустить и раньше. Депутат пояснил, что срок устанавливался по просьбе участников рынка, поскольку им нужно проводить технологические доработки для обмена информацией с базой регулятора.
Когда экспериментальный проект запустят полноценно, в банке не сообщают. Советуем в случаях кражи средств обращаться в техподдержку банка. Скорее всего, в компании пошли на такой смелый шаг, так как возвращать деньги людям дешевле, чем бороться с мошенниками. Некоторым пользователям не помешало бы подружиться с современными технологиями и сервисами. Посмотрите на примеры, подтверждающие это: 35фотографий.
Рассказываем, что нужно делать, чтобы вернуть все потерянные средства. Зампредседателя правления «Сбера» Станислав Кузнецов дал интервью журналистам и рассказал о важных изменениях в банке. По словам Станислава, «Сбер» запустил проект по возврату денежных средств клиентам, если эти средства были похищены мошенниками. На данный момент банку удалось вернуть деньги «нескольким сотням клиентов». Станислав Кузнецов Зампредседателя правления «Сбера» Сейчас вернуть украденные деньги непросто, но возможно. Для этого нужно обратиться в суд и предоставить ему доказательства того, что средства были именно похищены.
Право на ошибку. Банки начнут возвращать украденные мошенниками деньги
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Москва, ул.
Денежные средства придётся возвращать банкам, чьи антифрод-системы некачественно сработали и допустили мошенническое хищение. Отмечается, что банки и до закона вели работу по противодействию мошенникам. Для этих целей даже была создана база «Банка России», к которой у финансовых организаций есть доступ.
Минус - от перевода через банкомат не спасет. Не спасет и в случае, если человек очень верит в то, что ему лечат, и все равно подтвердит перевод. Большой плюс В случае, если, несмотря на направление клиентом подтверждения распоряжения или осуществление действий по совершению повторной операции, указанной в пункте 3 части 36 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств получил от Банка России информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, оператор по переводу денежных средств приостанавливает прием к исполнению подтвержденного распоряжения клиента на два дня со дня направления клиентом подтверждения распоряжения или отказывает в совершении клиентом повторной операции. Оператор по переводу денежных средств в порядке, установленном договором, заключенным с клиентом, обязан незамедлительно уведомить клиента о приостановлении приема к исполнению подтвержденного распоряжения клиента или об отказе в совершении клиентом повторной операции с указанием причины такого приостановления отказа и срока такого приостановления, а также о возможности совершения клиентом последующей повторной операции. Если в базе данных светится этот "счет", то перевод сделать не дадут даже если очень просить. Но мошенники счета меняют как перчатки.
Ведь большинство мошеннических действий осуществляются с использованием социальной инженерии — вводят в заблуждение, убеждают и запугивают человека, который фактически сам делает непоправимое и отдает деньги мошенникам. Два дня — срок для того, чтобы здравомыслие победило, а перевод мог быть отменен. Однако, если человек спустя это время будет настаивать на переводе, банк уже не будет нести ответственность за потерянные деньги» Узнать подробнее Если банк видит, что получатель находится в списке недобросовестных клиентов, то перевод будет заблокирован. Если банк замечает что-то сомнительное, то просто предупредит своего клиента и даст 2 дня на отмену операции. А если не обнаруживает ничего подозрительного, то деньги будут отправлены. И ничего здесь нельзя изменить — отмечает Олег Матюнин. Это означает, что будет существовать риск того, что через фильтр смогут проскакивать новые способы мошеннического отъёма денег, не подпадающие под признаки подозрительности на текущий момент» Узнать подробнее Кроме того, возможна ситуация, когда банки будут относиться с недоверием к заявлениям о возврате средств. Эксперты предупреждают о возможном риске, что люди, осуществившие законный перевод оплатившие за товар или услугу, одолжившие деньги знакомому , могут злоупотребить этим законом и требовать компенсацию от банков. Такое мнение разделяет Руслан Захаркин. Банк-отправитель должен устанавливать контакт с банком-получателем для проведения проверок и усложнять свои процедуры. Кроме того, все расходы на возврат будет нести сам банк-отправитель. С точки зрения банков, это вызывает определенные сомнения. По мнению Александра Петровского, банки готовы выполнить любое требование, но только за счет клиента.