С 15 января Айя София открыла 2 этаж мечети. Вход будет платным для иностранцев и местных жителей. Приглашаю вас посмотреть какие изменения нас ждут. Привет. Власти Турции планируют реставрацию мечети Айя-София — бывшего патриаршего православного собора Святой Софии, сообщило 31 октября агентство «Анадолу».
Христос и Богоматерь приглядывают за правоверными в Святой Софии
Вход в мечеть Айя-София, которая располагается в Стамбуле, станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 г. Об этом сообщил министр культуры и туризма Турции Мехмет Нури Эрсой. Сегодня в Стамбуле состоялось открытие медресе Айя Софии Фатиха при участии президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Михраб в Айе Софии, который приспособили здесь после обращения в мечеть, сдвинут от главной оси, для того, чтобы четко указывать на Мекку. Согласно решению турецких властей, храм Святой Софии в Стамбуле снова превращён в мечеть, несмотря на многочисленные протесты и обращения со стороны христиан всего мира. святая софия, айя софия, турция, мечеть, эрдоган, стамбул Там, где раньше толпились туристы, теперь довольно безлюдно. Новости Мировые новости Мусульмане Стамбула совершили молитву перед мечетью Айя София, требуя вернуть ее верующим.
Как в Айя-Софии впервые за 88 лет прошел таравих - вечерняя молитва Рамадана
Незадолго до того вышел роман Дэна Брауна «Инферно». Один из поворотных моментов книги происходит в Святой Софии. Помню, тогда я просто бродила по храму и пыталась соединить прочитанное с тем, что видела тогда. К сожалению, я мало обращала внимания на византийское искусство, зато представляла, как по этим старинным плитам спешил главный герой книги Роберт Лэнгдон, для того чтобы найти заветную капсулу со смертельным вирусом. Дож прославился тем, что возглавлял отряды крестоносцев при штурме Константинополя. В 1204 году под напором его войска город был захвачен и разграблен. Пострадала и Святая София: крестоносцы украли и вывезли одну из главных христианских святынь — плащаницу, известную сегодня как Туринская. Энрико Дандоло скончался в Константинополе всего лишь через год, и его похоронили в соборе.
Однако сегодня его могила пуста. После завоевания Константинополя в 1453 году султан Мехмед II приказал выбросить прах дожа. У каменной плиты с именем Дандоло я провела несколько минут в стремлении прикоснуться и к истории, и к вымыслу Брауна. В эту мою поездку все было совсем иначе. По ощущениям Айя София изменилась даже внешне. Раньше на площади перед ней всегда было много народу, уличные продавцы навязывали всем свои симиты турецкие бублики , а толпы туристов неспешно прогуливались здесь с утра до позднего вечера. Теперь же место окружено полицейскими кордонами, людей в разы меньше.
В ночной темени здания собора почти не видно. Для того чтобы войти в мечеть Айя Софии, тщательного досмотра недостаточно. Необходимо снять обувь, а женщинам — еще и покрыть голову платком. Сам собор-мечеть внутри почти полностью застелен зеленым ковром, который скрыл древние, отполированные веками и туристами напольные плиты, и разгорожен на несколько зон.
Мечеть Айя-София в Стамбуле. Фото: unsplash. О стоимости билетов не сообщается. В 2020 году собор Святой Софии решили превратить в мечеть и начать там мусульманские богослужения.
Пройти в глубь молитвеннного зала могут только мужчины. Фото автора В последний раз музей Святую Софию я посетила в 2015 году. Был ноябрь, дождливый день, и храм был почти пуст. Незадолго до того вышел роман Дэна Брауна «Инферно». Один из поворотных моментов книги происходит в Святой Софии. Помню, тогда я просто бродила по храму и пыталась соединить прочитанное с тем, что видела тогда. К сожалению, я мало обращала внимания на византийское искусство, зато представляла, как по этим старинным плитам спешил главный герой книги Роберт Лэнгдон, для того чтобы найти заветную капсулу со смертельным вирусом. Дож прославился тем, что возглавлял отряды крестоносцев при штурме Константинополя. В 1204 году под напором его войска город был захвачен и разграблен. Пострадала и Святая София: крестоносцы украли и вывезли одну из главных христианских святынь — плащаницу, известную сегодня как Туринская. Энрико Дандоло скончался в Константинополе всего лишь через год, и его похоронили в соборе. Однако сегодня его могила пуста. После завоевания Константинополя в 1453 году султан Мехмед II приказал выбросить прах дожа. У каменной плиты с именем Дандоло я провела несколько минут в стремлении прикоснуться и к истории, и к вымыслу Брауна. В эту мою поездку все было совсем иначе. По ощущениям Айя София изменилась даже внешне. Раньше на площади перед ней всегда было много народу, уличные продавцы навязывали всем свои симиты турецкие бублики , а толпы туристов неспешно прогуливались здесь с утра до позднего вечера. Теперь же место окружено полицейскими кордонами, людей в разы меньше. В ночной темени здания собора почти не видно.
В пятничной молитве принял участие и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Глава государства прочитал суру «Фатиха» и пять первых аятов из суры «Бакара». Решение об отмене решения правительства Турции от 24 ноября 1934 года о статусе музея «Айя-Софии» ранее было утверждено президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом.
В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София
Стамбул религиозный: Айя-София и Голубая мечеть (фото) | Кезлинг | Всего 79 фото Айя-София побудила меня разместить в этом посте все что связано с тайнами и мистикой Софийского собора. |
Собор Святой Софии переделают из музея в мечеть - Экспресс газета | Также между минаретами Большой мечети Айя-София вывешена надпись махья «Ля иляһа илляЛлаһ» («Нет Бога, кроме Аллаха»). |
Собор Айя-София в Стамбуле стал мечетью: сегодня там прошел первый намаз | Статус мечети Айя-Софии вернули 10 июля, когда Госсовет Турции отменил решение 1934 года о превращении собора в музей. |
Стамбул религиозный: Айя-София и Голубая мечеть (фото) | Кезлинг | КАЗИНФОРМ – Культовое сооружение в Стамбуле, мечеть Айя-София за второй год после открытия для богослужений мусульман приняла более 6,5 млн посетителей, передает собственный корреспондент МИА «Казинформ». |
Айя-София будет мечетью: власти пообещали сохранить христианские иконы | бывшего патриаршего православного собора, ранее называвшегося собором Святой Софии, сообщает во вторник агентство "Анадолу". |
«Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным | Hagia Sophia Mosque, Стамбул: просмотрите отзывы (45 023 шт.), статьи и 37 284 фотографий Hagia Sophia Mosque, с рейтингом 3 на сайте Tripadvisor среди 1 707 достопримечательностей в Стамбуле. |
Христос и Богоматерь приглядывают за правоверными в Святой Софии / / Независимая газета | Власти Турции планируют превратить в мечеть храм Святой Софии в Стамбуле — один из главных памятников христианского искусства VI века. |
Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранных туристов | Власти Турции решили с января 2024 года сделать платным вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранцев. |
«Мы на пороге культурной катастрофы». Храм Святой Софии в Турции хотят превратить в мечеть
И эти протесты были настолько массовыми, что власти отказались передавать собор РПЦ. Статус музея, в котором совершаются регулярные богослужения, устраивает и государство, и общество. Недовольство Церкви в данном случае можно проигнорировать. Присвоение символического капитала Но почему же точно такой же статус Святой Софии вызвал волну критики и протестов? Собор остается музеем, куда открыт вход каждому желающему вне зависимости от вероисповедания. Однако в Айя-Софии будет регулярно совершаться намаз. Ответ кроется в том, что собор Святой Софии — это прежде всего собор-символ, его история насчитывает полторы тысячи лет. Как всякий символ, он амбивалентен и имеет разные значения для разных религий, стран и сообществ. Патриарх Кирилл формулирует свою позицию предельно жестко : «Угроза Святой Софии — это угроза всей христианской цивилизации, а значит, и нашей духовности и истории». Если взять эту фразу вне контекста, то можно предположить, что речь идет о разрушении, чуть ли не о сносе собора, однако на самом деле речь идет всего-навсего том, что он категорически против того, чтобы в Святой Софии совершался намаз. Тогда возникает другой вопрос: зачем патриарх Кирилл так сгущает краски?
Что за «угроза всей христианской цивилизации», если речь идет о мирной молитве в одном отдельно взятом месте в исламской по преимуществу стране? Проблема в том, что в патриархе говорит обида, оскорбленные чувства. Будучи де-факто главой государственной Церкви, он представить себе не может, что в этой «великой христианской святыне» мусульманин может совершать богослужение, а православному это запрещено. Не стоит забывать, что Турция не Россия. Христиане в ней составляют крохотное и до сих пор гонимое меньшинство. И речи нет о том, чтобы христиане получили равные права с мусульманами. И уж тем более нет речи о том, чтобы христиане открыто молились в Святой Софии, хотя греки в Америке даже создали организацию, которая добивается передачи собора православным. Да и многих межхристианских организаций тоже. Мне странно видеть, как многие восхищаются этой позицией, хотя по сути это манифест радикального секуляризма.
Русский паломник Антоний Новгородец , составивший описание Константинополя перед его разграблением крестоносцами в 1204 году, даёт следующее описание алтаря собора [17] : Во олтари же великом над святою трапезою великою, под катапетазмою, повешен Коньстянтинов венец, и у него же повешен крест, под крестом голубь злат; и иных царей венцы висят окрест катапетазмы. Тажь катапетазма вся сотворена от злата и сребра, а столпия олтарьныя и амбон все сребряно… И се же чудо и страшно и святое явление: во святей Софии во олтари великом за святым престолом стоит крест злат, выше двою человек от земля с камением драгим и жемчугом учинен, а пред ним висит крест злат полутора локтий… перед ним три золотых лампады, в которых горит масло, эти лампады и крест соорудил царь Юстиниан, строитель церкви. Строительство Святой Софии миниатюра из хроники Константина Манассии Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но астрологи предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания», и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки [18]. Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина. Историк Н. Барабанов приводит рассказ, датируемый IX веком, в котором сообщалось о том, что в честь освящения храма возле него состоялось жертвенное заклание большого количества животных, а также раздача зерна бедным [20]. Прокопий Кесарийский , современник строительства, рассказывая о стройках императора Юстиниана, восторженно описывает собор Святой Софии: Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нём — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдаётся над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони — Прокопий Кесарийский. О постройках Книга 5: I:27 [21]. С самого момента постройки за церковью закрепилось название «великая» [22]. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского , были использованы «злато, серебро, медь, электр , железо, стекло, камени честные многие, яхонты , смарагды , бисер, касидер, магнит, он икс ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей» [23]. Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников , 100 диаконов , 40 диаконисс , 90 иподиаконов , 110 чтецов , 25 певчих и 100 привратников [25]. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек [26]. Согласно 43-й новелле Юстиниана , от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определённое количество мастерских эргастириев , доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Интерьер храма вскоре после его возведения был подробно обрисован Павлом Силенциарием в поэме «Описание храма Святой Софии» [27]. Собор во время Византийской империи[ править править код ] Внутренний вид сводов собора Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора, включая довольно плоский купол: … пала Восточная часть Св. Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий то есть сень и святую трапезу и амвон. И признавались механики, что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролёты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол. Здание подпёрли контрфорсами , от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат , автор Анийского собора , причём архитектор сделал купол даже более возвышенным. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на православную и католическую. В 1204 году в ходе Четвёртого крестового похода Константинополь подвергся разрушительному нападению крестоносцев, собор Святой Софии был разграблен и осквернён. Практически все ценности собора были увезены на запад как, например, Туринская плащаница , в которую, по преданию, было завёрнуто тело Христа после смерти. Иванова , многие из ценностей во время грабежа сохранились и избегли уничтожения благодаря венецианцам, так как лишь они из крестоносцев понимали культурное значение вещей. Некоторые вещи из убранства до сих пор хранятся в Венеции [10]. Православный патриарх Константинополя был изгнан и заменён латинским. Святая София была превращена в католический собор, в котором 16 мая 1204 года фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой Латинской империи [28]. В 1261 году после падения Латинской империи собор вновь стал православным [28]. В XIV веке после очередного землетрясения купол обвалился и был заменён существующим [10]. В те годы лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас. Османское завоевание и дальнейшая судьба собора[ править править код ] Падение Константинополя картина неизвестного венецианского художника конца XV — начала XVI века В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение, описание которого на основе византийских источников составил английский историк Эдвин Пирс англ. Служба была, по сути своей, заупокойной литургией. Империя была в агонии, и как раз подобало, чтобы службой по её отлетающему духу была эта публичная церемония в самом прекрасном храме… При завоевании Константинополя, собор был в неухоженном состоянии, что подтверждается европейскими посетителями тех времён, такими как Перо Тафур из Кордовы [30] и флорентийским монахом путешественником Кристофором Буондельмонти [31]. Согласно историческим записям, храм был захвачен турками 29 мая 1453 года. Султан Мехмед II направился прямо к собору Святой Софии, восхитился величием и великолепием храма и помолился там. Мехмед Завоеватель приказал немедленно превратить церковь в мечеть и приказал своим солдатам не повреждать священные мозаики и реликвии [32] [33]. По описанию историка Дуки , они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения… а также одежды святой трапезы … Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли» [34]. Согласно позднейшим описаниям, все молящиеся в храме были убиты, и, по сохранившемуся преданию, их кровь достигла уровня, обозначенного ныне на одной из колонн красной полосой [35]. Историк-византинист С. Иванов считает, что легенда о том, что Фатих верхом въехал в собор и что конь поскользнулся на горе трупов не имеет под собой никаких оснований [10]. У греков сохранилось предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным; тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение [36]. Центральный вид северного нефа в 1852 году. С картины Гаспаре Фоссати Султан Мехмед II , завоевавший Константинополь, 30 мая 1453 года вступил в собор Святой Софии и пропел в нём 48-ю победную суру Корана [10] , после чего собор был обращён в мечеть , что потребовало пристройки четырёх минаретов [37]. Поскольку здание ориентировано по христианской традиции алтарь на восток , мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора направление на Мекку , с неприглядным скосом вправо [10]. Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой [38]. Фрагмент карты «Byzantivm sive Costantineopolis», составленной Джованни Андреа Вавассоре [it] в 1535 году Фрагмент карты «Byzantium nunc Constantinopolis», составленной Георгом Брауном [de] и Францем Хогенбергом в 1572 году Мечеть Айя-София была принята османами за образец, по которому строились другие великие мечети Стамбула значительно превосходящие её по величине. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспаре и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айя-Софии, которой угрожала опасность обрушения [40]. Реставрационные работы продолжались два года. Братья Фоссати провели работы по усилению колонн, а также укрепили своды и купол храма железной цепью. Ими было обнаружено, что на стенах под слоями извести хорошо сохранились византийские мозаики. Частично они расчистили их в верхней галерее и показали султану Абдул-Меджиду, который повелел оставить открытой часть орнаментов, но повторно забелить все лики святых [41]. Тогда же на колоннах были размещены восьмиметровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Мухаммада [41]. Часть византийских мозаик, зарисованных Фоссати, осыпалась во время землетрясения 1894 года. В конце 1920-х — начале 1930-х годов археолог А. Шнайдер из Германского археологического института в ходе раскопок открыл рядом с собором сохранившийся фрагмент колоннады эпохи императора Феодосия, что позволило установить что при строительстве Юстиниановой базилики более древние основания были лишь засыпаны и находятся ниже уровня поля существующего храма [41].
RU - Власти Турции планируют реставрацию в Стамбуле мечети Айя-София - бывшего патриаршего православного собора, ранее называвшегося собором Святой Софии, сообщает во вторник агентство "Анадолу". Фактическая комплексная реставрация начнется сразу после завершения данных работ", - заявил член Научного совета, созданного для восстановления мечети, архитектор Ихсан Сары. Он отметил, что специально для этих работ был подготовлен "цифровой двойник" мечети.
Впрочем, по последней информации, мусульмане из других стран имеют право бесплатного прохода в мечеть во время намаза. Другой минус, отмеченный туристами в соцсетях, — гидам запрещено проводить экскурсии в мечети, организованных групп внутри больше не будет. Вместо экскурсовода посетителям предложат послушать аудиогид: он записан на 23 языках и будет доступен бесплатно через Wi-Fi. Если у гостя не окажется при себе наушников, их можно докупить на месте за 100 лир. Женщинам для входа в мечеть необходимо покрыть голову платком, приобрести его можно за 30 лир. Туристы не доверяют качеству аудиоэкскурсий.
В мечети Айя-София в Стамбуле совершили первый за 88 лет таравих-намаз
Мне кажется, турки придумают современный метод выхода из ситуации. Та часть, где находятся основные фрески и мозаики, отделена. Ее можно закрыть. Хотя есть и другие варианты — с подсветкой. Насколько я понимаю, турки придумают формулу, по которой фрески будут прикрыты во время молитвы с помощью современных технологий. Можно ли это назвать преимуществом нового статуса собора? Хотя если умножить примерную цену посещения — 100 лир 15 долларов на 3 миллиона туристов, то получается 45 миллионов долларов. Я не исключаю, что вход туда, где находится мозаика, могут сделать платным. Религиозная часть общества Турции соотносит присвоение Айя-Софии статуса музея с шагами Ататюрка по секуляризации общества.
Для религиозных людей эти шаги воспринимались как отдаляющие от ислама.
Учитывая массовость желающих участвовать в молитве, было принято решение выделить для верующих 5 участков, прилегающих к мечети. Верующие проходят контроль полиции и собираются на площади Султана Ахмета.
Безопасность обеспечивают 17 тыс.
Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80].
Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77].
Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах. В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились.
Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой.
По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76]. Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82].
Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию [75]. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного « О церемониях » торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI, в котором он описывает Страшный Суд , припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам [77]. Академик В.
Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу [77] : По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное. Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол [83].
Мозаика императора Александра[ править править код ] Император Александр На северо-западном столбе северной верхней галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1957—1960 годов и имеет точную датировку 912 годом [84]. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора. Фигура изображена во фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором , украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы акакия или анаксикакия , а в левую — держава.
Мозаика изображает императора за Пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию по сообщению Георгия Кодина , это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй [85] , и перепоясывался лором. По сторонам от изображения помещены медальоны , содержащие имя императора и монограммы , расшифровывающиеся как «Господи, помоги Твоему слуге, православному благоверному императору» [77]. На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом [84]. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа , датируемых периодом Юстиниана I.
Также в отдельных местах например, большом пальце и на ладони левой руки оставлена непокрытой кубиками подготовительная фресковая живопись. Мозаика южного вестибюля[ править править код ] Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора датируется последней четвертью X века [86]. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин справа , приносящий в дар город Константинополь, и Юстиниан слева , приносящий Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Лазарева, был заимствован из античного искусства, поскольку известны монеты Смирны, Лесбоса и Филиппополя с изображением римских императоров стоящих с макетом храма перед изображением богини-покровительницы [87].
По мнению искусствоведа В. Лихачёвой , эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале [88]. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве [89]. Андрей Грабар отмечает, что, возможно, мозаичист скопировал некий древний образец, так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом.
Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров [75]. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов [77]. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями [75]. Мозаика является самым поздним произведением константинопольской монументальной живописи XI века и датируется 1028—1042 годами. На мозаике император Константин и императрица Зоя преподносят дары для Святой Софии.
Император Константин преподносит мешочек с золотом, императрица Зоя — свиток, символизирующий пожертвования, которые она сделала церкви [90]. Считается, что после изгнания Зои в апреле 1042 года новый император, Михаил V , приказал уничтожить её портрет. Зоя, вернувшись в этом же году в Константинополь и выйдя, в третий раз, замуж за Константина Мономаха, восстановила свой портрет, портрет же Михаила IV заменила портретом Константина Мономаха. Однако переделки коснулись лишь голов. Тогда же, около 1042 года, была заново выполнена голова Христа, по непонятным причинам ранее уничтоженная [77].
Стоимость билета пока не определена. Храм Святой Софии был основан византийским императором Юстинианом I, строительство завершилось в 537 году. Почти тысячу лет собор оставался крупнейшим в христианском мире. В июле 2020 года Госсовет Турции аннулировал решение 1934 года, в Айя-Софии возобновились богослужения , а вход в мечеть стал бесплатным для всех посетителей, включая туристов.
Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью
Президент Турции принял участие в открытии восстановленного медресе имени Фатиха при мечети Айя-София в Стамбуле. святая софия, айя софия, турция, мечеть, эрдоган, стамбул Там, где раньше толпились туристы, теперь довольно безлюдно. С момента захвата Константинополя османами в 1453 году и до 1934 года Айя-София действительно была мечетью.
В преобразованной из музея в мечеть Айя-Софии в Турции впервые за 86 лет провели пятничный намаз
Решение изменить статус собора Святой Софии с музея на мечеть вызвало волну критики по всему миру – причем критики вполне официальной. Айя-София — символ завоевания Стамбула, теперь он возвращен. Превращение Айя-Софии в мечеть настроит христиан против ислама?
В Турции открыли восстановленное при мечети Айя-София медресе
Музей Айя-София в Стамбуле: подробное описание для туристов, история, фото + схема расположения самых интересных мозаик собора. Новости Мировые новости Мусульмане Стамбула совершили молитву перед мечетью Айя София, требуя вернуть ее верующим. Власти Турции решили с января 2024 года сделать платным вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранцев. Власти Турции решили с января 2024 года сделать платным вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле для иностранцев. Реставрационные работы с целью усиления сейсмоустойчивости начались в мечети Айя-Софии в Стамбуле, вход для верующих и туристов не ограничен, передает телеканал Habert?rk. Сотни человек 24 мая приняли участие в митинге в Стамбуле в воскресенье с требованием превратить собор Айа София (Святой Софии) в мечеть.
Айя-София будет мечетью: власти пообещали сохранить христианские иконы
С момента открытия в 1935 году он стал одной из самых посещаемых туристических достопримечательностей Турции. Мустафа Кемаль 1500-летняя история Софии имеет огромное религиозное, духовное и политическое значение для групп внутри и за пределами Турции. Однако наследие Ататюрка, в том числе его светские реформы, которыми так восхищался Запад, оставалось спорным в его собственной стране. Ситуация кардинальна изменилась с приходом к власти Эрдогана. С первого дня получения должности мэра Стамбула в 1995 году Эрдоган продемонстрировал абсолютно отличное от Ататюрка видение относительно Софии. Для него Собор Святой Софии никогда не переставал быть мечетью, и превращение ее в мусульманское святилище было его известной мечтой. Он полагал, что эта трансформация исправит акт исторической несправедливости Ататюрка. Эрдоган в теперь уже мечети Софии Подливали масла в огонь и действия исламистских групп и набожных мусульман: они требовали, чтобы здание было превращено в мечеть, и устраивали многочисленные акции протеста против закона 1934 года, запрещающего религиозные службы у Софии. А что сейчас?
Мечты Эрдогана и действия радикальных мусульман привели к тому, что президент Турции официально превратил Стамбульский собор Святой Софии VI века в мечеть и объявил ее открытой для поклонения мусульманам. Это заявление было опубликовано спустя несколько часов после того, как высокий суд Турции отменил решение 1934 года, согласно которому религиозная достопримечательность была музеем. Неудивительно, что решение вызвало ярость среди христианских лидеров. Греция назвала этот шаг Турции «открытой провокацией для цивилизованного мира». Интересует ли мнение общественности и мировых организаций турецкого лидера? Мозаики Софии: что с ними будет?
Верующие собрались в мечети, которая является памятником истории, чтобы вместе помолиться в связи с началом поста. В знаменитой Большой мечети Айя-София в Стамбуле впервые за восемь десятилетий совершен намаз - таравих. Таравих — желательный намаз, который совершается в месяц Рамазан после обязательной ночной молитвы и длится до появления зари.
После падения Византийской империи собор в 1453 году был превращен в мечеть.
Архитектурный объект мирового наследия, считающейся символом завоевания Стамбула в 1453 году, вернул себе статус мечети, каковой являлся сотни лет. Подпишитесь на «Москва-Баку» в «Телеграм».
Премьер-министр а затем президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган многократно давал понять, что выступает за передачу здания верующим.
Решающие события развернулись в 2020-м году, когда сначала Высший административный суд, а затем Госсовет Турецкой республики дали согласие на превращение Айя-Софии в мечеть. Архитектура, убранство Музей Айя-София — уникальный архитектурный комплекс, сохранивший элементы как христианской, так и мусульманской эпохи. Это здание почти тысячу лет оставалось самым большим культовым сооружением в христианском мире до постройки католического кафедрального собора в Севилье в начале XVI века. Его длина составляет 100 м, ширина — 69,5 м, высота купола — 55,6 м, его диаметр — 32 м. Собор стал самой дорогостоящей постройкой византийских императоров: на его возведение было потрачено около 130 т золота.
Храм, сооруженный из мрамора и кирпича, пережил несколько землетрясений и пожаров, неоднократно восстанавливался и перестраивался. Его внутренняя отделка продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью. В период османского правления собор был дополнен четырьмя минаретами, михрабом ниша, которая указывает направление Мекки и мраморным минбаром кафедра в мечети.
Решение о превращении храма Святой Софии в мечеть — это удар по всему мировому Православию
Айя-София была основана христианским императором Юстинианом и была открыта 27 декабря 537 года. Elmar Ablayev: А вы знаете, что Ай-София не была переделана османами в мечеть на правах победителей, а была лично выкуплена Султаном Мухаммадом Фатихом у Вселенской Патриархии после падения Византийской Империи. Айя-София, собор Святой Софии, основан византийским императором Юстинианом I в 537 году. мечеть. В сообщениях СМИ уже несётся, что мусульмане смогут посетить собор для совершения намаза в эту субботу. Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле с 15 января станет платным для иностранных туристов.