Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Не сумев захватить Ленинград с ходу летом 1941 года, фашистское командование группы войск Север предприняло в апреле 1942 г. (сразу же после первой тяжелейшей блокадной зимы) операцию под кодовым названием Айсштосс (ледовый удар). Всю блокаду в Ленинграде работала служба скорой помощи — восемь подстанций, на которых ежедневно дежурили 25 врачей и более 350 фельдшеров и медсестер. Блокада Ленинграда на Нюрнбергском процессе была приравнена к геноциду. В честь 71-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в небо над Петербургом поднимут четыре макета аэростатов противовоздушной обороны.
Миф 2. Финские войска не переходили старой границы
- Воздушные заграждения
- Аэростаты в блокадном ленинграде
- Водородный двигатель изобрели еще в блокадном Ленинграде |
- На Дворцовой площади запустят аэростаты
- Подсказка из книги
- Блокадный Ленинград — родитель водородного топлива: yarodom — LiveJournal
В память о блокаде в петербургское небо подняли аэростаты и белые шары
Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде. Сотрудники Главной геофизической обсерватории одними из первых получили медали «За оборону Ленинграда», сообщила пресс-служба Росгидрометцентра 9 мая. «Аэростаты сыграли важную роль в обороне Ленинграда в годы блокады. «Аэростаты сыграли важную роль в обороне Ленинграда в годы блокады. Блокада. Аэростат заграждение. Год: 1943.
Другие Новости
- Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны
- Зачем в блокадном ленинграде запускали дирижабли
- В Ленобласти открыли памятник прорыву энергетической блокады в годы ВОВ
- Блокада Ленинграда. 240 ФОТО. Часть 2.
- Аэростаты над Петербургом
НАД БЛОКАДНЫМ ЛЕНИНГРАДОМ
В небо запустили 900 воздушных шаров, каждый из которых олицетворяет один день блокады. В Петербурге прошла молодежная акция "Небо над Ленинградом 2. Молодежные колонны с макетами аэростатов противовоздушной обороны, небольшими копиями тех, что использовались в системе ПВО блокадного Ленинграда, встретились на Дворцовой площади, где все аэростаты поднялись в воздух.
С Питерскими ветрами дело трудоёмкое и опасное Доставляли водород от завода к боевым позициям по воздуху, в газгольдерах. Газгольдеры, цилиндрические прорезиненные емкости по 125 кубических метров, заполняли водородом и уравновешивали балластом. Воентехник Борис Щелищ после получения ордена за изобретение Воентехник Борис Щелищ после получения ордена за изобретение 21 сентября 1941 года младший воентехник Борис Шелиц подал рационализаторское предложение: "подавать отработанную воздушно-водородную смесь во всасывающие трубы автомобильных двигателей". По военному времени, автору не стали ставить плаки в колёса и дали добро. Нельзя сказать что у Шелица все прошло гладко - сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, сам изобретатель получил контузию, но от плана не отказался.
Газ поступал в технологические цилиндры. Позднее конструкция была доработана водяным затвором, чтобы исключить вероятность воспламенения смеси. Сперва на новую смесь перевели все аэростатные лебедки, для них питание шло от газгольдера. Затем на водороде после незначительных модификаций двигателя внутреннего сгорания стали ездить автомобили, которые снабжались из баллона высокого давления. Опыт был распространен на Москву и другие города с активными аэростатными заграждениями. За всю войну из 500 водородных автомобилей взорвался только один. Напрашивается вопрос: почему в блокадном Ленинграде водород для техники использовался, а сейчас - нет?
Во-первых - цена.
Так компания «Россети Ленэнерго» отдала дань памяти энергетикам, инженерам и водолазам, спасшим десятки тысяч жителей города и обеспечившим в тяжелейшее время электричеством хлебозаводы, оборонные предприятия, больницы и госпитали. Подвиг ленинградских энергетиков долгое время был засекречен, но благодаря нашим совместным усилиям мы сможем сделать так, чтобы о нем помнили и знали не только наши современники, но и все будущие поколения», — подчеркнул генеральный директор ПАО «Росссети Ленэнерго» Игорь Кузьмин. Дочь одного из героев — автора проекта «кабеля жизни» Никодима Туманова — отмечает невероятную сложность операции, которую пришлось выполнить, чтобы дать городу больше так нужного электричества. Они ночью выходили на работы, освещение нельзя было, никаких фонарей на кораблях нельзя было зажигать.
Дирижабль "Граф Цеппелин" в Ленинграде, 1931 г.. Граф Цеппелин 1931 Ленинград. Фердинанд фон Цеппелин дирижабль. Дирижабль Граф Цеппелин в Москве.
Небо блокадного Ленинграда. Оборона Москвы аэростаты. Аэростаты в небе блокадного Ленинграда. Заградительные аэростаты в 1941. Дирижабль во время Великой Отечественной войны. Дирижабли аэростаты в Москве ПВО. Блокада Ленинграда Невский проспект. Невский проспект Ленинград 1941. Полк аэростатного заграждения Ленинград.
Великая Отечественная война блокада Ленинграда. Дирижабль СССР. Аэростаты в Москве 1941 над Москвой. Блокадный Ленинград Глазунов. Художник Селиванов блокада Ленинграда. Художники блокадного Ленинграда. Аэростаты заграждения во время войны над Москвой. Блокадный репродуктор на Невском проспекте. Дирижабль Норвегия 1926 Гатчина.
Адмиралтейство блокадного Ленинграда.
Откройте свой Мир!
Жители блокадного Ленинграда: женщина везет ослабевшего от голода мужа на санках, 1942 год. Вот и после завершения оформления города к 76-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады отправляется в Аргентину на очередные соревнования. Аэростаты на Невском проспекте в Ленинграде, октябрь 1941. Музей "Монумент героическим защитникам Ленинграда". Но вскоре в блокадном Ленинграде не стало и электричества. Наверняка далеко не все знают, что практически любой двигатель внутреннего сгорания, без всяких переделок может работать на водороде, и впервые применили водородное топливо для обычных ДВС в сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде.
Войти на сайт
Главная» Новости» 15 апреля 1942 года в блокадном ленинграде произошло важное событие заработал общественный транспорт. Блокада Ленинграда аэростаты. Заградительный аэростат Ленинград. Дирижабль в блокаду Ленинграда. Блокада Ленинграда аэростаты заграждения. Дирижабль в блокаду Ленинграда. Разбомбленные дома в натуральный размер, отделение милиции и квартиру актрисы блокадных времён покажут ко Дню полного освобождения Ленинграда от блокады.
Комментарии:
- В Ленобласти открыли памятник прорыву энергетической блокады в годы ВОВ
- Новинки сайта
- Комментарии:
- Файл:RIAN archive 594288 Aerostats on Nevsky Prospekt, — Википедия
- Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде | ИА Красная Весна
Блокада Ленинграда
Мощность двигателя на водороде достигала 20 лошадиных сил или половину мощности при работе на бензине. Прибывшая комиссия одобрила работу Шелища, а командование и приказало перевести все аэростатные лебёдки на водородное топливо, поскольку большинство аэростатов уже не поднималось. За десять дней было переоборудовано двести автомобилей, позже еще 50. После этого — весь 1942 год и до самой Победы — автолебедки постов аэростатного заграждения работали на отработанном водороде, выпущенном из аэростатов. Только в Ленинграде благодаря изобретению Б. Шелища было условно сэкономлено около ста тонн бензина. Условно потому, что реального—то бензина не было. Ленинградские войска ПВО к началу Отечественной войны уже имели некоторый опыт боевого применения аэростатов заграждения, приобретенный во время войны с белофиннами. В первые же дни после 22 июня в городе были развернуты 328 постов аэростатного заграждения, объединенных в три полка.
Посты, размещенные в шахматном порядке, прикрывали территорию города, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, воздушные подступы к Кронштадту. Расстояние между постами по фронту и в глубину — около километра. Посты были на территориях промышленных предприятий и на городских площадях, во дворах домов и на припортовых площадках, в парках и скверах, на пустырях, а также на баржах в прибрежных водах. Каждый пост имел два одинаковых аэростата, которые в зависимости от обстановки поднимали в воздух поодиночке или тандемом, вытягивая трос с автомобильной лебедки. Одиночный аэростат обычно поднимался на высоту 2-2,5 км, верхний аэростат тандема — на 4-5 км. К тросам аэростаты крепили системой строп. Как правило, аэростаты поднимали в воздух лишь на темное время суток. Во-первых, при свете дня противнику легко было их уничтожить, а во-вторых, бомбить город фашисты летали в основном ночью.
По существовавшей тогда практике бомбометания противник стремился наносить удары с небольшой высоты или на выходе из пике. Это обеспечивало большую точность удара и при этом относительную безопасность для бомбардировщиков: на малых высотах эффективность противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии значительно ниже. Лишить противника преимуществ малой высоты и была призвана система аэростатов заграждения. Посты аэростатного заграждения вели и активную борьбу с бомбардировщиками. При столкновении с тросом крыло самолета сминалось, а то и разрезалось, самолет опрокидывался. Кроме того, к каждому тросу крепились мины, взрывавшие самолеты. Аэростаты заграждения наносили авиации противника существенный урон. В еще большей мере они препятствовали выполнению вражескими летчиками данных им заданий.
Поэтому с первых месяцев войны немецкая авиация вела охоту на аэростаты: истребители расстреливали их зажигательными снарядами. Воспламенялся вытекавший из пробоин водород, и выражение «небо в огне» становилось отнюдь не метафорой. За время войны полки аэростатного заграждения Ленинграда поднимали аэростаты около 500 раз.
Впрочем, термин "колбаса" в годы империалистической войны 1914-1918 года был почти узаконен: привязные аэростаты фирмы "Персеваль" действительно походили на толстую колбасу.
Но и более совершенные аэростаты вызывали у воздухоплавателей отнюдь не гастрономические ощущения, особенно на первых порах. Чувство высотобоязни - гораздо большее, чем при полете на самолетах, и это закономерно. Кресло пилота или пассажира в самолете жестко связано с самолетом. Беспокойство вызывают только эволюции самого самолета относительно Земли.
На привязном аэростате гондола не имеет жесткой связи с корпусом аэростата, связь гибкая - это веревочный или тросовый такелаж. Поэтому гондола с воздухоплавателями под напором воздушных масс перемещается как вместе с аэростатом, так и относительно него. И по амплитуде, и по частоте качка бывает гораздо сильнее, чем на самолете. Были случаи, когда профессиональных летчиков, поднявшихся в воздух на привязном аэростате, укачивало до неработоспособного состояния.
Поэтому наблюдателей-воздухоплавателей тщательно подбирали и отбирали. Обязанности наблюдателя требовали смелости и ясной головы: вести разведку на территории противника, выявлять его огневые и другие средства, управлять артиллерийским огнем. И все это - при сильнейшей качке... Это не легко.
Это доступно не каждому. А в военное время по воздухоплавателю еще и стреляют - с земли и с самолетов. Истребители, атакуя, целят прежде всего в аэростат - его поджечь легче, цель большая... Работа аэростатчиков-наблюдателей в годы войны была не менее опасной, чем у военных летчиков.
В тот же день осколками снаряда был перебит трос аэростата, на котором поднялся в воздух наблюдатель старший лейтенант Карчин. Он не покинул аэростат и сумел приземлить его на лед Ладожского озера... При этом лейтенанты А. Кузенок и С.
Перлович погибли еще в гондоле, а воздухоплаватель Б. Мамчич при спуске на парашюте был варварски расстрелян фашистским летчиком... Потерь было много, однако стойкость и мужество не покидали воздухоплавателей. Только во время прорыва блокады осенью и зимой 1942-1943 гг.
Они обнаружили около ста батарей противника, не считая других целей... Высокая оценка деятельности воздухоплавательных дивизионов АН во время войны дана в воспоминаниях маршала Советского Союза Г. А маршал К. Рокоссовский во время войны лично поднимался на аэростате для изучения с высоты наземной обстановки...
Однако эти заметки будут в основном о "земных" аэростатчиках, об отрядах и частях AЗ, в которых автор провел почти всю войну. Филипповым, встречаться довелось в основном уже после войны. Однако я считал правильным объективности ради начать эти заметки именно с аэростатчиков-наблюдателей, ибо, кто знает, появятся ли еще где-то публикации воздухоплавателей времен Великой Отечественной войны... Ряды наши редеют, а литераторы не очень-то жалуют наш отнюдь не главный вид вооружения.
В первые же дни после 22 июня в городе были развернуты 328 постов AЗ, объединенных в три полка. Посты AЗ, размещенные в шахматном порядке, прикрывали территорию города, подходы к нему, часть Финского залива, Морской канал, воздушные подступы к Кронштадту. Расстояние между постами по фронту и в глубину - около километра. Посты были на территориях промышленных предприятий и на городских площадях, во дворах домов и на припортовых площадках, в парках и скверах, на пустырях, а также на баржах в прибрежных водах.
Тандем аэростатов заграждения и одиночный аэростат. Мины крепились под каждым аэростатом. Каждый пост имел два одинаковых аэростата, которые в зависимости от обстановки поднимали в воздух поодиночке или тандемом см. Одиночный аэростат обычно поднимался на высоту 2-2,5 км, верхний аэростат тандема - на 4-4,5 км.
К тросам аэростаты крепили системой строп. Как правило, аэростаты поднимали в воздух лишь на темное время суток. Во-первых, при свете дня противнику легко было их уничтожить, а во-вторых, бомбить город фашисты летали в основном ночью. По существовавшей тогда практике бомбометания противник стремился наносить удары с небольшой высоты или навыходе из пике.
Это обеспечивало большую точность удара и при этом относительную безопасность для бомбардировщиков: на малых высотах эффективность противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии значительно ниже. Лишить противника преимуществ малой высоты и была призвана система аэростатов заграждения. Посты AЗ вели и активную борьбу с бомбардировщиками. При столкновении с тросом крыло самолета сминалось, а то и разрезалось, самолет опрокидывался.
Кроме того, к каждому тросу крепились мины, взрывавшие самолеты. На нашем фронте первое столкновение самолета противника с тросом аэростата было зарегистрировано под Колпино, где отряд лейтенанта С. Мазурова защищал с воздуха знаменитый Ижорский завод. В трос врезался выходивший из боя на высоте около трех километров фашистский бомбардировщик.
Внешне аэростаты заграждения напоминали дирижабли, основной материал - прорезиненная ткань. Полны состав поста - 12 человек: десять рядовых, моторист и командир. Они должны были подготовить площадку, развернуть оболочки аэростатов, заполнить и; водородом из баллонов или газгольдеров отрыть котлован для лебедки и землянку или подвал для себя, а также обеспечить связь, маскировку, текущий ремонт. А главное - боеготовность, постоянную боеготовность.
Вместе с ним мне пришлось воевать и позднее - в 11-м и 3-м полках AЗ, то есть там, куда нас обоих направлял приказ. В начале войны наши аэростаты прикрывали подступы к городу с северо-запада. Первые аэростаты заграждения поднялись над Ленинградом в ночь с 23 не 24 июня, через день после объявления войны, но еще почти месяц бомбежек не было, лишь самолеты-разведчики противника на больших высотах появлялись над городом. Первую массированную попытку прорыва к Ленинграду "Юнкерсы-88" предприняли в ночь на 23 июля Они шли от перешейка, как раз на наши посты.
Аэростатное заграждение было достаточно плотным, и самолеты, оповещенные об этом разведкой, шли на высоте больше пяти километров, исключавшей прицельное бомбометание. Их встретил плотный огонь зенитной артиллерии Балтийского флота: четыре стервятника были сбиты. Однако воздушные налеты усиливались день ото дня! К примеру, только 8 сентября 1941 года на Ленинград было сброшено 6327 зажигательных бомб, вызвавших 178 пожаров.
Жарко было в небе Ленинграда, да и под ним тоже, Налеты, как правило, происходили ночью, В первую очередь фашистские летчики сбрасывали осветительные бомбы, которые спускались медленно на парашютах, освещая город. А сами уходили в темноту. Прожектора обшаривали пространство, ища цель. Когда удавалось ее поймать, то для надежности ее "подхватывали" еще два или три луча.
И тут уж зенитчики били прицельно. Фашисты бомбили нас фугасными, осколочными и зажигательными бомбами, часто сбрасывали листовки с требованиями о сдаче, а иногда - для психологической обработки - с самолетов летели металлические бочки и листы железа, падавшие с неистовым воем.
Мы хотели смотреть салют выше всех. Я уже не помню, на чем мы висели, но действительно смотрели его выше всех. Люди радовались и плакали, и прыгали, вот такой у нас был праздник. А мама плакала, ждала Жоржика — своего сына и моего брата. А он явился уже в ноябре. Праздник был 7 ноября, я на этом празднике была. Моя подружка прибежала за мной, говорит: «Жоржик дома». И я побежала домой.
Вот это праздник! Когда люди начали возвращаться — вот это тоже праздник был. К новой и мирной. Зинаида Томасик Автор фото: Григорий Чертов. Никто не догадывался, что этот спектакль войдет в историю: он станет одним из первых крупных культурных событий, проведенных во время блокады города, которая началась как раз в тот день. В течение 872 дней культурная жизнь в осажденном Ленинграде не прекращалась. По воспоминаниям ленинградцев, театры, кино, книги и музыка давали им второе дыхание — надежду пережить блокадный кошмар. А они сами делали все возможное, чтобы сохранить и спасти те культурные памятники и ценности, которыми всегда так славился город. Спасенные шедевры Уже 1 июля 1941 года из Ленинграда началась эвакуация музеев. Из Эрмитажа на Урал вывезли более миллиона экспонатов, из Русского музея — более 26 тысяч.
Но часть коллекций всю блокаду провела в Ленинграде. Их, в частности, хранили в подвалах Эрмитажа и Исаакиевского собора, где находилось около 120 тысяч экспонатов различных музеев города. Здесь же жили и музейные сотрудники, которые наблюдали за коллекциями. Сам собор замаскировали: его золотой купол закрасили темно-серой краской. Строительство деревянного укрытия вокруг памятника Петру I на площади Декабристов Сенатской для защиты его от авианалетов. Автор: Василий Федосеев. Источник: ТАСС Памятники на улицах и площадях Ленинграда защищали конструкциями из бревен и досок и обкладывали мешками с песком. Знаменитые скульптуры Летнего сада спрятали в земле. Коней скульптора Петра Клодта на Аничковом мосту тоже сняли с пьедесталов, закопали и замаскировали под цветочные клумбы. Впрочем, на этих клумбах в блокаду выращивали не цветы, а овощи и картошку.
Говорит Ленинград. Слушай нас, родная страна». Этими словами каждый день начинало работу городское радио. Жители слушали его по проводной сети — «тарелкам»-репродукторам, а остальная страна и весь мир — только в эфире. Ленинградское утро начинается рано. В пять часов утра. На улицах и площадях проснувшегося города заговорило радио. Передается первый выпуск «Последних известий». У репродукторов сразу же образуются толпы. Георгий Макогоненко 1912-1986 , доктор филологических наук, профессор, редактор Ленинградского радиокомитета Радио оставалось одной из нитей, связывавших Ленинград с «большой землей».
В квартирах оно не выключалось никогда. Когда передач не было, из «тарелок» стучал метроном, сообщавший жителям об обстановке в городе. Если ритм учащался — возможен налет или артобстрел. Она читала по радио стихи почти каждый день. Мы съели хлеб, что был отложен на день, В один платок закутались вдвоем, И тихо-тихо стало в Ленинграде. Один, стуча, трудился метроном. Ольга Берггольц 1910-1975 , поэтесса Моя бабушка тогда была в партизанском отряде в Псковской области. Немцы говорили, что Ленинград уже взят. Но партизаны по рации слушали Ольгу Берггольц и знали: пока слышат ее голос, значит, Ленинград держится. Партизанам запомнилось и выступление писателя Всеволода Вишневского 29 февраля 1942 года по случаю 105-й годовщины гибели Пушкина.
Он сказал, что во время войны актуален образ поэта, стреляющего по врагу. Егор Яковлев, историк Театр помогал выжить К концу 1941 года из Ленинграда эвакуировали большинство театральных и музыкальных коллективов. Но те, кто остались, как могли поднимали настроение ленинградцев. Часто — буквально из последних сил. В холодных залах Театр музыкальной комедии показывал веселые оперетты: «Сильву», «Трех мушкетеров», «Летучую мышь», «Свадьбу в Малиновке». Во время одного из представлений «Трех мушкетеров» от истощения прямо на сцене умер артист хора А. Жители осажденного Ленинграда у афиши Театра музыкальной комедии. В нем показали пьесу Александра Гладкова «Давным-давно» о войне 1812 года. Спектакль пришлось прервать из-за очередного артобстрела. Выступали в Ленинграде оперные певцы и артисты балета, хотя большинство из них тоже эвакуировали.
Весной 1942 года ей предложили возобновить репетиции и выступления. Нас начали чуть-чуть подкармливать. Артистам балета все же нужны силы, чтобы танцевать. Выступали в Театре комедии на Невском проспекте, в зале Филармонии, а потом и в Кировском театре. Танцевали в фойе — зал был поврежден бомбами. Зрители в пальто, в шапках, а мы с голыми ногами. Ездили с концертами в госпитали и на фронт. Аглая Чернова, балерина Очевидцы вспоминали, что в первую блокадную зиму публика в театрах не аплодировала — на это просто не хватало сил. Но, возможно, кому-нибудь именно эти веселые оперетты или музыкальная классика и помогли выдержать все тяготы войны. Музыканты оставшегося в городе Симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета тоже выступали в валенках и полушубках.
В первую блокадную зиму многие из них умерли от голода. Седьмая симфония Композитор Дмитрий Шостакович начал писать свою Седьмую симфонию в Ленинграде в первые дни войны. Он посвятил ее героизму советского народа. Но заканчивал работу над ней уже в эвакуации — в Куйбышеве Самаре. Там же 5 марта 1942 года состоялась ее премьера. Симфонию решили обязательно исполнить и в блокадном Ленинграде, но сначала нужно было возродить Симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. К апрелю 1942 года в городе осталось лишь 15—20 музыкантов-симфонистов, способных держать в руках инструменты. Я была на этом концерте. Запомнилось, что горели все хрустальные люстры, но было прохладно. В зале сидели как в костюмах, так и в ватниках и шинелях, а некоторые музыканты были в перчатках с обрезанными пальцами.
Ну, а Элиасберг дирижировал во фраке. Аглая Чернова, балерина Главного дирижера оркестра Карла Элиасберга положили в стационар, чтобы немного подлечить и подкормить. Потом горсовет выделил ему велосипед. Он ездил на нем по городу, разыскивая оставшихся музыкантов, их отзывали и с передовой. Первые репетиции продолжались лишь 10—20 минут — на большее у музыкантов просто не хватало сил. Партитуру симфонии Шостаковича доставили в Ленинград специальным самолетом в июле 1942-го. А исполняли ее в Большом зале Ленинградской филармонии 9 августа. Он был переполнен. Музыка Шостаковича оказала на слушателей огромное воздействие. В том числе и на немцев, которые тоже слушали ее.
Уже в начале 1960-х годов, незадолго до смерти Элиасберга, к нему пришли двое туристов из ФРГ. И сказали ему: «Мы слушали вашу музыку на линии фронта. Когда мы узнали, что из города, в котором 125 граммов хлеба дают на взрослого человека в день, транслируют музыку, что там играют Бетховена и Моцарта, мы поняли, что этот город мы никогда не возьмем. И мы сдались в плен. И тем самым вы спасли нам жизнь». Это пример того, что делает музыка, и какой подвиг совершили музыканты блокадного Ленинграда. Автор: Alexander Meledin. Первым 4 марта 1942 года открылся кинотеатр «Молодежный». Там показывали документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Осенью 1942 года в городе работал уже 21 кинотеатр.
Билеты на сеанс стоили 30—50 копеек, детям — 10 копеек. Показывали не только предвоенные фильмы, но и совсем свежие. Шли в Ленинграде американские и английские фильмы: «Серенада солнечной долины», «Сестра его дворецкого», «Леди Гамильтон», «Багдадский вор». Ленинградцы шутили, что союзники действительно открыли второй фронт, но пока только в кино. А еще в кинотеатрах продавали «витаминизированные напитки», которые могли добавить людям сил. Помню, мама давала стеклянную банку, и я шел в кинотеатр «Колизей» — там продавали зеленую и красную воду. Зеленая — с экстрактом хвои, а розовая с фруктовым. Шел с этой банкой медленно, чтобы не поскользнуться. Вадим Брусянин, киновед, журналист в интервью «Российской газете» К концу 1943 года положение в городе улучшилось, и жители даже начали жаловаться в газеты на то, что некоторые кинотеатры не обновляют репертуар и плохо отапливают залы. Без перерывов работала Публичная библиотека имени М.
Салтыкова-Щедрина за три года. Чтение в библиотеке, несмотря на постоянные бомбежки — во время осады бомбы падали примерно каждые три минуты. На табличке надпись: «Соблюдайте тишину». Бывало, конечно, что ими топили печки-буржуйки. Сотрудники библиотеки с колясками или санками обходили дома и спасали книги. За годы войны книгохранилища пополнились почти на 600 тысяч экземпляров. Число районных, ведомственных или школьных библиотек резко сократилось школьных — с 451 до 84 , но все-таки работали и они. У букинистических лавок особенно после первой блокадной зимы почти всегда толпились люди. Часто искали «легкие» и приключенческие романы.
В этом году мы решили организовать красивое шествие в память о днях блокадной жизни: из разных исторических точек города молодежные колонны будут двигаться с макетами аэростатов, затем встретятся на Дворцовой площади, где все аэростаты поднимутся в воздух на максимально допустимую высоту», — цитирует директора Дома молодежи Александру Медведеву «Фонтанка.
Сбор участников мероприятия на стартовых точках согласно маршрутам в 15:30. Фото: Фонтанка.