Новости закон о финансовых цифровых активах

Первая версия закона «О цифровых финансовых активах» определяет криптовалюту как имущество в цифровой форме.

Госдума запрещает применять цифровые активы как средство платежа

Обзор и комментарии к Федеральному закону от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах и цифровой валюте». Цифровые финансовые активы (ЦФА) и утилитарные цифровые права (УЦП) пока широко не распространены в нашей стране. Закон о них был принят в 2021 г., однако ранее налоговые правила не учитывали особенности обращения ЦФА и УЦП. Важно, что закон достаточно четко разграничивает понятия криптовалюты и цифровых финансовых активов. Операции с цифровыми финансовыми активами регулируются в соответствии с федеральным законом №259.

«Приняли, но не совсем». Закон о цифровых финансовых активах

Вид и объем прав, которые удостоверяются ЦФА, должны быть названы в решении об их выпуске. ЦФА учитываются в системе, в которой они выпускаются. По общему правилу записи о ЦФА можно будет вносить или изменять по указанию лица, которое выпустило эти активы, а также их обладателя. Банк России сможет определить, в частности, признаки таких ЦФА, которые вправе приобретать только квалифицированные инвесторы. Тем не менее отдельно упоминаются, в частности, купля-продажа ЦФА, а также обмен ЦФА одного вида на такие же активы другого вида. Сделки потребуется заключать через оператора обмена ЦФА. Им смогут стать кредитные организации, организаторы торговли и другие юрлица, которые включены Банком России в реестр таких операторов.

Законопроект Госдума приняла в первом чтении законопроект, который прямо прописывает запрет на использование цифровых финансовых активов ЦФА и утилитарных цифровых прав УЦП в качестве средства платежа на территории России, сообщила ранее «Газета. Расплачиваться цифровыми финансовыми активами, чтобы конкурировать с рублем и подорвать рубль, вы не сможете Михаил Делягиндепутат «Криптовалюты вошли в жизнь, и из этой жизни они уже никуда не уйдут. Соответственно, их нужно регулировать.

Путин разрешил использовать цифровые активы в международных расчётах Путин подписал закон об использовании цифровых активов в международных расчётах Москва , 11 марта, 2024, 15:20 — ИА Регнум. Президент России Владимир Путин 11 марта подписал закон об использовании цифровых финансовых активов в международных расчётах. Закон устанавливает возможность проведения внешнеторговых сделок с использованием цифровых активов в качестве средства платежа. Банк России получил полномочия по установлению условий совершения отдельных валютных операций с такими активами и установлению запрета на их совершение.

Правила выпуска токенов Данный раздел первой редакции законопроекта был прописан для компаний, которые хотят провести собственное ICO в пределах российской юрисдикции. Начало описания вполне понятное и логичное. Оно гласит, что эмитент имеет право выпустить собственные токены и осуществлять их сбыт пользователям.

Однако некоторые виды токенов все же могут выпускать эмитенты лишь с определенным статусом. Покупку токенов, в свою очередь, могут осуществлять непосредственно инвесторы, но не все. Малоопытные, неквалифицированные инвесторы имеют право приобретать токены лишь на ту сумму, которая установлена Банком России. Так, например, еще в январской редакции 2018 года данная сумма ограничивалась порогом в 50 тыс. При этом в редакции от марта 2018 года данная сумма вообще не была указана в законопроекте. Главные нюансы обращения цифровых финансовых активов Обмен криптовалют и токенов осуществляется их владельцами исключительно через специального оператора обмена цифровых финансовых активов. Данный пункт намекает на то, что в России должны впоследствии образоваться особые официальные обменные пункты.

В свою очередь, для осуществления обмена пользователь обязан первоначально открыть кошелек у оператора. Это означает, что ему необходимо пройти весь процесс идентификации согласно закону «О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Данную версию законопроекта поддержали порядка 410 депутатов, только один представитель власти высказался против. Хоть документ и выглядел достаточно внушительно, а также содержал огромное количество формулировок, такой закон оказалось просто невозможно соблюдать. Причин на это было сразу несколько. На данный момент в РФ просто не существует необходимого для реализации закона реестра для подтверждения права собственности на цифровой актив. Соответственно, нет и валидаторов, которые представляли бы собой юридическое или физическое лицо, занимающееся внесением изменений в реестр.

Также в законе не обозначены правила ведения записей. Операторы обмена цифровых активов — это исключительно юрлица, согласно с законодательством Российской Федерации. Также на осуществление данной деятельности имеют право юрлица, которые считаются организаторами торговли в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. Возможно у вас возник вопрос, в чем же все-таки проблема? Ответ очень прост: чтобы соответствовать всем вышеперечисленным требованиям оператор должен потратить слишком много времени, сил и денежных средств, что позволяет сделать вполне логичный с их точки зрения вывод — проще и актуальнее работать на «черном рынке», нежели легально. А про четкое определение для криптовалютного рынка даже не стоит и говорить. Его просто не существует.

Из этого следует, что на данный момент неизвестно, на кого в принципе будет распространяться ограничение о максимальном количестве приобретенных токенов и на каком пороге данный лимит вообще будет обозначен.

Путин подписал закон об использовании цифровых активов в международных расчётах

  • «Приняли, но не совсем». Закон о цифровых финансовых активах
  • Закон о цифровых финансовых активах и криптовалюте в России 2024 -
  • Принят закон “О цифровых финансовых активах”.
  • ЦФА: что это, виды, примеры, закон, как инвестировать и выпускать цифровые активы
  • Закон «О цифровых финансовых активах»: разбор простым языком
  • Федеральный закон о цифровых финансовых активах

Что это за инициатива?

  • Дума разрешила использовать цифровые финансовые активы в международных расчетах
  • Госдума может разрешить применение цифровых активов в международных расчетах
  • Госдума приняла закон о цифровых финансовых активах
  • Госдума приняла закон «О цифровых финансовых активах».
  • Защита документов
  • Обзор закона о цифровых финансовых активах

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

  • Налоги на «цифру»
  • В России утвержден порядок декларирования криптовалюты чиновниками
  • Законопроект «О цифровых финансовых активах» принят во втором чтении
  • Закон «О цифровых финансовых активах»: разбор простым языком
  • Защита документов

Законопроект о цифровых финансовых активах принят Госдумой во втором чтении

Несмотря на более раннюю информацию о том, что закон о ЦФА не будет регулировать цифровые валюты , он содержит определение цифровой валюты, а статья 14 описывает оборот цифровых валют. Фактически, она запрещает принимать их в качестве средства оплаты за товары и услуги. В этой статье указано, что юридические лица и физлица-резиденты РФ «не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими им товары, оказываемые ими им работы услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров работ, услуг ». Пункт 7 статьи 14 запрещает «распространение информации о предложении и или приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, оказываемые работы услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров работ, услуг ». Что может быть еще более важно, в соответствие со статьями 17 и 21 законопроекта, цифровые валюты в России получат законный статус в качестве имущества. Пока нет четкого понимания, будет ли этот закон применяться на практике к регулированию публичных блокчейнов и криптовалют. По крайней мере, в принятом законопроекте не указаны никакие виды административной или уголовной ответственности за операции с цифровыми валютами.

А при чём здесь блокчейн? Поскольку цифровые финансовые активы хранятся в виде записей в блокчейне у оператора информационной системы, давайте кратко вспомним базовые термины из этой области. Распределённый реестр, или блокчейн — это последовательная цепочка записей об операциях, каждая из которых криптографически подписана и зависит от содержимого предыдущей. Такой подход делает практически невозможным редактирование или удаление записи задним числом. Запись дублируется у тех участников сети, которые ответственны за поддержание блокчейна валидаторов. Например, в сети bitcoin это — все участники сети.

Токен — это цифровая запись, удостоверяющая права его владельца. Например, право инвестора получить фиксированный размер денежных средств или рыночную стоимость актива на момент погашения. Благодаря токенам инвесторы могут взаимодействовать с активами гораздо удобнее и безопаснее. Токенизация — перевод актива в цифровую форму. Смарт-контракт — фрагмент программного кода, записанный прямо в блокчейне и ответственный за определение, проверку и исполнение условий сделки. Стороны подписывают смарт- контракт электронной подписью.

Именно благодаря смарт-контрактам в блокчейн можно упаковывать сложные финансовые инструменты, зависящие от многих параметров. На базе блокчейна можно создавать самые разные решения, но популярность блокчейну принесли криптовалюты, или точнее bitcoin. По задумке создателей биткоина, эта система должна была стать децентрализованной цифровой валютой, за выпуск и обращение которой отвечает не кто-то конкретный, не страна и не корпорация, а все участники оборота в целом. Выпускать новые биткоины может любой участник сети с достаточной вычислительной мощностью, а обеспечения у них нет никакого. Именно это обусловило гигантскую волатильность биткоина и его многочисленных аналогов. Чтобы создать более стабильный инструмент, неоднократно предпринимались попытки выпустить обеспеченную реальными активами криптовалюту.

Они получили название стейблкоины. Однако нехватка чётких требований к эмитентам и составу базовых активов приводит к тому, что стейблкойны зачастую не оправдывают свое название с англ. Блокчейн, но не криптовалюта Всё сказанное поможет нам понять, как работают ЦФА и чем отличаются от криптовалют. Каждый цифровой финансовый актив выпускается в виде ряда токенов, записываемых в блокчейне. Токены обычно привязаны к реальному активу например, к драгметаллу или бриллианту. Частью ЦФА является смарт-контракт, программирующий все условия выпуска и позволяющий в дальнейшем автоматизировать обращение ЦФА.

Информационной системой, в которой находятся ЦФА, управляет специальная компания — оператор информационной системы, лицензированный ЦБ РФ.

Москвы Президент подписал Федеральный закон от 31. Начало действия документа — 01.

Проект закона существовал уже более двух лет, был принят Государственной думой в первом чтении и ждал своего часа. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению из него убрали некоторые понятия. Например, «майнинг» и «токены».

Регулироврвание выпуска майнинг , организация выпуска и обращение цифровой валюты в России будет определяться отдельным законом. Он может быть принят в осеннюю сессию, рассказал глава комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков. По словам депутата , в комитете отказались от идеи дополнить документ нормами об административной и уголовной ответственности.

Со своей стороны добавлю, что в данном законе важно прописать механизм обмена цифровой валюты на фиатные деньги, сейчас эта процедура вне правового поля. По понятиям По принятому ФЗ о ЦФА цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие: денежные требования; возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам; права участия в капитале непубличного акционерного общества; право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в установленном ФЗ о ЦФА порядке, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения изменения записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы. В данном случае это так называемые security-токены.

Ими могут быть только российские юридические лица, включенные Центробанком в специальный реестр. Центральный банк ведет надзор за деятельностью всех операторов информационных систем. Источник: Ассоциация развития финансовых технологий Примеры выпущенных активов. Хотя законодательную базу ЦФА получили в 2020 году, первого оператора зарегистрировали только в феврале 2022 года. В апреле 2022 года представители ЦБ РФ встретились с брокерами, биржами и операторами информсистем и предложил концепцию организованных торгов ЦФА.

«Официальные правила игры»: Госдума приняла закон о регулировании цифровых финансовых активов

В качестве номинального держателя цифровых финансовых активов может выступать только лицо, имеющее лицензию на осуществление депозитарной деятельности. Во втором чтении законопроекта «О цифровых финансовых активах» были предложены поправки, согласно которым, пользователям из РФ придется проходить идентификацию для работы с криптовалютой. Госдума в декабре может принять закон, который позволит со следующего года использовать некоторые цифровые финансовые активы (ЦФА) для международных расчетов.

Госдума 1-м чтении приняла законопроект о налогообложении цифровых финансовых активов

То есть, не создавая физического товара, эти страны получили деньги, инвестиции и т. Позиция собеседника «Московской газеты» в том, что рынок надо сначала развивать, а уже «по ходу процесса его регулировать». Директор по маркетингу Intelinvest. Сейчас законодательно покупка NFT не регулируется и не обеспечивает покупателей такими базовыми правами интеллектуальной собственности, как, например, запрет на использование произведения третьим лицам. Урегулирование отрасли позволит перейти к следующему этапу развития, который сопровождается ростом институциональных инвесторов, создание ими ETF и других инвестиционных продуктов для розничных инвесторов, что приведет к активному использованию криптовалюты при трансграничных расчётах и росту капитализации всего криптовалютного рынка», — отметил Станислав Самсонов. Справка «Московской газеты» NFT Non Fungible Token — цифровой сертификат, подтверждающий право владельца на уникальный и невзаимозаменяемый контент. Это уникальный токен — вид криптографических токенов, каждый экземпляр которых уникален специфичен и не может быть обменен или замещён другим аналогичным токеном, хотя обычно токены взаимозаменяемы по своей природе», — объясняет cnews. Ранее эксперты рассказали о преимуществах перехода на цифровые финансовые активы.

Оборот криптовалют в новой редакции регулируется ст. В то же время сохранен запрет российским резидентам принимать цифровую валюту в оплату товаров, работ и услуг, а также распространять информацию о возможности расчетов цифровой валютой», — подчеркнул юрист. Сначала документы раскритиковали в сообществе, затем негативную позицию по ним высказали сразу в нескольких министерствах, в частности, в Минюсте, Минэкономики и Минкомсвязи. В Российской Ассоциации криптоиндустрии, искусственного интеллекта и блокчейн-технологий РАКИБ предупредили, что утверждение документов в майской редакции нанесет «невосполнимый ущерб России». После критики законопроекты признали неудовлетворительными и отправили их на доработку. Руководитель правового комитета РАКИБ, член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Елена Гультяева напомнила, что закон «О цифровых финансовых активах» находится на рассмотрении в Госдуме более двух лет. Однако вынесенная на рассмотрение во втором чтении редакция не предусматривает регулирования всего спектра отношений по поводу создания и оборота цифровых активов.

Такой механизм может в первую очередь заинтересовать стартапы и МСБ, отмечает эксперт. Гибридные цифровые права, сочетающие в себе ЦФА и утилитарные цифровые права УЦП , по сути, представляют собой широко распространенные утилитарные токены, которые бизнес может использовать для привлечения финансирования под будущую поставку товаров или услуг, добавляет Хрусталев. ЦФА доступны для более широкого круга эмитентов и инвесторов по сравнению с обычными финансовыми инструментами, говорит представитель ВТБ. Например, небольшое предприятие сможет выпустить свои ЦФА, при этом их оборот на рынке будет напрямую зависеть от доверия инвесторов и в результате побуждать эмитента вести свой бизнес более открыто, объясняет он. В конечном счете, резюмирует он привлекательность ЦФА для бизнеса и инвесторов должна формироваться в первую очередь за счет использования передовых технологий и проработанного законодательства. Важным условием является появление платформ операторов обмена ЦФА сейчас их нет с удобным клиентским путем, добавляет представитель ВТБ. Также необходимо проводить просветительскую деятельность о преимуществах использования ЦФА и рассказывать бизнес-сообществу об успешных кейсах. При ускорении процессов финансирования может снизиться качество самих финансовых процессов, отмечает Кривошея из « Сколково -РЭШ». Поэтому важно иметь аккуратное, сбалансированное регулирование, а также хороших партнеров. Технология достаточно новая и рынок может не подозревать о каких-то подводных камнях, продолжает Кривошея. Поэтому стоит относиться к этому как к эксперименту на первом этапе, давать «шанс на ошибку» и не ожидать моментальных результатов с финансовой точки зрения, резюмирует он. В подготовке материала участвовала Наталья Заруцкая.

Ряд правил, которые первоначально хотели устанавить только для ЦФА, теперь распространен также и на операции с цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и УЦП, в частности, прописаны правила определения для них матвыгоды в целях НДФЛ. Напомним, что к утилитарным цифровым правам относятся обращающиеся на специальной платформе права требовать: передачи вещей, кроме подлежащих госрегистрации; передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или прав их использования; выполнения работ и или оказания услуг.

Законопроект «О цифровых финансовых активах» принят во втором чтении

В то же время цифровые активы можно будет использовать для инвестиций и хранения денег, отмечают аналитики. Документ даст возможность с 1 января 2021 года проводить сделки с ЦФА, но при этом запретит криптовалюты как средство платежа в России. Соответствующий проект закона был разработан группой депутатов и сенаторов во главе с председателем Комитета Госдумы по финрынку Анатолием Аксаковым. К нам неоднократно обращались предприниматели с просьбой на законодательном уровне разрешить использовать обеспеченные финансовые цифровые активы в своём обороте. Поэтому главная задача закона — дать правовую возможность для более широкого использования цифровых технологий при финансовых расчётах. Закон устанавливает официальные правила игры на этом рынке», — рассказал Аксаков в интервью RT. Согласно законопроекту, ЦФА представляют собой цифровые права, которые выпускаются, учитываются и обращаются в информационной системе. Цифровые активы могут быть объектом залога, обмена, сделок купли-продажи, но при этом не являются платёжным средством. Таким образом, российский финансовый рынок получит новый инструмент для инвестиций, что может позитивно сказаться на экономике в целом, считает Анатолий Аксаков.

По его словам, у бизнеса появится возможность организовать сотрудничество и углубить торговые связи со своими зарубежными партнёрами, использующими цифровые активы.

Документ разработан группой депутатов и сенаторов во главе с председателем Комитета Госдумы по финрынку Анатолием Аксаковым. По его словам, этот законопроект готовили ко второму чтению два года. В рамках этой системы могут выпускаться обеспеченные активы, так называемые стэйблкоины», — пояснил депутат. При этом в законе определяется, что такое цифровая валюта.

Нюансы операций с ЦВ Так как ЦВ затрагивает многие сферы жизни, дополнения о порядке ее использования были внесены в различные законы. Так, в законе о противодействии легализации доходов 115-ФЗ ; законе, затрагивающем банкротство 127-ФЗ ; законе об исполнительном производстве 229-ФЗ , а также в ряде других ЦВ обозначена имуществом. При этом, например, в Семейном и Гражданском кодексах ЦВ не упоминается до сих пор. То есть, например, как ее делить между супругами и наследовать, пока законодательно не определено. Но в Налоговом кодексе цифровые финансовые активы введены во многие статьи. Повторимся, что федеральный закон о цифровых финансовых активах прямо запрещает следующие действия с ЦВ. Кроме того, чтобы иметь право на судебную защиту в части операций с ЦВ, лицо обязано информировать об обладании ЦВ и совершении сделок с ней по правилам, установленным законодательно.

Согласно письму Минтруда от 16. Как получить ЭЦП с 2022 года, мы рассказывали в статье. Права, удостоверенные ЦФА, возникают у первого обладателя, внесенного в информационную систему. Учет ЦФА производится в информационной системе, где они были выпущены, путем внесения записей в систему.

Решение о выпуске цифровых финансовых активов 1.

В решении о выпуске цифровых финансовых активов наряду со сведениями, указанными в части 1 настоящей статьи, могут содержаться иные сведения, определенные лицом, выпускающим цифровые финансовые активы. Банк России вправе установить дополнительные к предусмотренным частью 1 настоящей статьи требования к содержанию решения о выпуске цифровых финансовых активов. В случае, если решение о выпуске цифровых финансовых активов содержит указание на ограничение оснований и или размера ответственности лица, выпускающего цифровые финансовые активы, такое указание должно быть явным и недвусмысленным. Решение о выпуске цифровых финансовых активов составляется в электронной форме и должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, выпускающего цифровые финансовые активы, или усиленной квалифицированной электронной подписью усиленными квалифицированными электронными подписями лица лиц , осуществляющего осуществляющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица, выпускающего цифровые финансовые активы. В случае обеспечения исполнения обязательств, права по которым удостоверены цифровыми финансовыми активами, третьим лицом решение о выпуске цифровых финансовых активов должно быть подписано также усиленной квалифицированной электронной подписью такого лица в случае, если оно является физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем или усиленной квалифицированной электронной подписью усиленными квалифицированными электронными подписями лица лиц , осуществляющего осуществляющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица, предоставившего обеспечение, подтверждая тем самым достоверность информации об обеспечении.

Решение о выпуске цифровых финансовых активов должно быть размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте лица, выпускающего цифровые финансовые активы, и на сайте оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и должно находиться в открытом доступе до полного исполнения обязательств лица, выпустившего цифровые финансовые активы, перед всеми обладателями цифровых финансовых активов, выпущенных на основании соответствующего решения о выпуске цифровых финансовых активов. Размещенное в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте лица, выпускающего цифровые финансовые активы, и на сайте оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, решение о выпуске цифровых финансовых активов, адресованное неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой. Решением о выпуске цифровых финансовых активов может быть предусмотрено, а решением о выпуске цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам или удостоверяющих право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг или удостоверяющих права участия в капитале непубличного акционерного общества, должно быть предусмотрено, что оно адресовано определенному кругу лиц. Выпуск цифровых финансовых активов на условиях публичной оферты осуществляется в соответствии с федеральными законами. Статья 4.

Учет и обращение цифровых финансовых активов 1. Цифровые финансовые активы учитываются в информационной системе, в которой осуществляется их выпуск, в виде записей способами, установленными правилами указанной информационной системы. Записи о цифровых финансовых активах вносятся или изменяются по указанию лица, осуществляющего выпуск цифровых финансовых активов, обладателя цифровых финансовых активов, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иных лиц или в силу действия, совершенного в рамках сделки, предусматривающей исполнение сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательств отдельно выраженного дополнительного волеизъявления сторон путем применения информационных технологий в соответствии с правилами информационной системы, в которой учитываются цифровые финансовые активы. Правила информационной системы должны предусматривать, что в случае прекращения обязательств, удостоверенных цифровыми финансовыми активами, в силу их исполнения либо по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации или решением о выпуске цифровых финансовых активов, записи о цифровых финансовых активах должны быть погашены. Записи о цифровых финансовых активах не погашаются в случае, если обладателем цифровых финансовых активов становится лицо, их выпустившее, если иное не предусмотрено решением о выпуске цифровых финансовых активов.

При этом по истечении одного года со дня, когда лицо, выпустившее цифровые финансовые активы, стало их обладателем, запись о таких цифровых финансовых активах должна быть погашена, если до истечения этого срока указанное лицо не перестало быть их обладателем. Положение статьи 413 Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице в этом случае не применяется. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, права, удостоверенные цифровыми финансовыми активами, переходят к новому приобретателю с момента внесения в информационную систему записи о совершении такого перехода в соответствии с правилами информационной системы. Ограничение или обременение права распоряжаться цифровыми финансовыми активами возникает с момента внесения в информационную систему записи об этом в соответствии с правилами информационной системы. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обладателем цифровых финансовых активов признается лицо, одновременно соответствующее следующим критериям: 1 лицо включено в реестр пользователей информационной системы, в которой учитываются цифровые финансовые активы, ведение которого осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона; 2 лицо имеет доступ к информационной системе, в которой учитываются цифровые финансовые активы, посредством обладания уникальным кодом, необходимым для такого доступа, который позволяет ему получать информацию о цифровых финансовых активах, которыми он обладает, а также распоряжаться этими цифровыми финансовыми активами посредством использования информационной системы.

Доступ к информационной системе, в которой учитываются цифровые финансовые активы, обеспечивается в соответствии с правилами указанной информационной системы, в том числе с использованием программно-технических средств, которые позволяют реализовать обязанности оператора информационной системы, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Банк России вправе определить признаки цифровых финансовых активов, приобретение которых может осуществляться только лицом, являющимся квалифицированным инвестором, и или признаки цифровых финансовых активов, приобретение которых лицом, не являющимся квалифицированным инвестором, может осуществляться только в пределах установленной Банком России суммы денежных средств, передаваемых в их оплату, и или совокупной стоимости иных цифровых финансовых активов, передаваемых в качестве встречного предоставления. Запрещается принимать цифровые финансовые активы в качестве средства платежа или иного встречного предоставления за передаваемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, а также иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровым финансовым активом товаров работ, услуг , за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи, а также федеральными законами. Цифровые финансовые активы могут использоваться в качестве встречного предоставления по внешнеторговым договорам контрактам , заключенным между резидентами и нерезидентами, которые предусматривают передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Статья 5.

Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов 1. Оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, может быть включенное в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов далее - реестр операторов информационных систем , юридическое лицо, личным законом которого является российское право в том числе кредитная организация, лицо, имеющее право осуществлять депозитарную деятельность, лицо, имеющее право осуществлять деятельность организатора торговли. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, вправе осуществлять свою деятельность с момента включения в реестр операторов информационных систем, который ведется Банком России в установленном им порядке. Банк России осуществляет надзор за деятельностью оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Банк России вправе установить дополнительные к предусмотренным частью 3 настоящей статьи требования к содержанию правил информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов.

Единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа при его наличии , члены коллегиального органа управления наблюдательного или иного совета при его наличии , главный бухгалтер, руководитель службы внутреннего контроля контролер , руководитель службы управления рисками лицо, ответственное за организацию системы управления рисками оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, при назначении избрании на должности и в течение всего периода осуществления функций по указанным должностям, включая временное исполнение должностных обязанностей, должны соответствовать требованиям к квалификации, установленным частью 7 настоящей статьи, и требованиям к деловой репутации, установленным частью 8 настоящей статьи. В качестве единоличного исполнительного органа оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, не может выступать юридическое лицо, функции единоличного исполнительного органа оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, не могут быть переданы коммерческой организации управляющей организации или индивидуальному предпринимателю управляющему. В случае, если оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, является хозяйственным обществом, лицо, имеющее право прямо или косвенно через подконтрольных ему лиц самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договором доверительного управления имуществом, и или договором простого товарищества, и или договором поручения, и или акционерным соглашением, и или иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями долями , распоряжаться 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции доли , составляющие уставный капитал такого оператора информационной системы, должно соответствовать требованиям к деловой репутации, установленным частью 8 настоящей статьи. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан в порядке и сроки, установленные нормативным актом Банка России, уведомить Банк России о назначении избрании лиц на должности, указанные в части 5 настоящей статьи, об освобождении лиц от указанных должностей, а также о возложении временного исполнения обязанностей по должностям, указанным в части 5 настоящей статьи, и об освобождении от временного исполнения обязанностей по указанным должностям. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан в порядке и сроки, установленные нормативным актом Банка России, представить в Банк России сведения о лицах, указанных в части 6 настоящей статьи.

В случае выявления фактов несоответствия лиц, указанных в части 5 настоящей статьи, требованиям к квалификации, установленным частью 7 настоящей статьи, и или требованиям к деловой репутации, установленным частью 8 настоящей статьи, Банк России вправе потребовать от оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, их замены в порядке, установленном нормативным актом Банка России. В случае выявления фактов несоответствия лиц, указанных в части 6 настоящей статьи, требованиям к деловой репутации, установленным частью 8 настоящей статьи, Банк России в течение 30 дней со дня такого выявления направляет указанным лицам предписание с требованием об устранении нарушений или о совершении сделки сделок , направленной на уменьшение участия лица, имеющего право прямо распоряжаться более чем 10 процентами акций долей оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, в уставном капитале такого оператора информационной системы до размера, не превышающего 10 процентов акций долей такого оператора информационной системы. Копия предписания Банка России, указанного в настоящей части, направляется также оператору информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Банк России в установленном им порядке размещает на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о направленном предписании не позднее дня его направления. Указанные в настоящей части лица обязаны исполнить предписание Банка России в течение 90 дней со дня его получения и не позднее 5 дней со дня его исполнения уведомить об этом оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и Банк России в порядке, установленном нормативным актом Банка России.

Со дня размещения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о направленном предписании Банка России и до дня размещения информации о его отмене лица, которым было направлено предписание Банка России, и или акционеры участники оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, контроль в отношении которых осуществляют лица, которым было направлено предписание Банка России, и или лица, связанные с лицами, которым было направлено предписание Банка России, и совместно с ними осуществляющие права, удостоверенные акциями долями такого оператора информационной системы, имеют право голоса по количеству акций долей такого оператора информационной системы, в совокупности не превышающему 10 процентов акций долей такого оператора информационной системы. Предписание Банка России, указанное в части 11 настоящей статьи, подлежит отмене Банком России в случае выполнения указанных в нем требований. Копии акта об отмене предписания Банка России направляются лицам, получившим копии предписания Банка России. Форма и порядок направления предписания Банка России и акта об отмене предписания Банка России устанавливаются нормативным актом Банка России. Информация об отмене предписания Банка России размещается не позднее дня направления акта об отмене предписания Банка России на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном Банком России.

Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, не позднее дня, следующего за днем получения копии акта об отмене предписания Банка России, обязан довести до сведения своих акционеров участников информацию о получении указанной копии акта об отмене предписания Банка России в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, должен создать службу внутреннего контроля и службу управления рисками либо назначить контролера и должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками. Оператор информационной системы, осуществляющей учет прав на акции непубличного акционерного общества, выпущенные в виде цифровых финансовых активов, должен иметь лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по ведению реестра. Банк России вправе установить дополнительные требования к оператору информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов включая требования к системе внутреннего контроля, требования к операционной надежности и требования к предоставлению отчетности. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, вправе обеспечивать заключение сделок, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационной системе, оператором которой он является, без включения его в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов при условии включения в правила информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, положений правил обмена цифровых финансовых активов, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона.

При обеспечении заключения сделок с цифровыми финансовыми активами в предусмотренном настоящей частью случае на оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, распространяются обязанности и запреты, предусмотренные настоящим Федеральным законом в отношении деятельности операторов обмена цифровых финансовых активов. Требования частей 5 - 12 настоящей статьи не распространяются на кредитные организации, организаторов торговли, профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра или депозитарную деятельность, которые осуществляют деятельность оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Банк России вправе запросить у лица, выпустившего цифровые финансовые активы, или у оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, сведения о бенефициарном владельце лица, выпустившего цифровые финансовые активы. Лицо, выпустившее цифровые финансовые активы, и оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязаны по запросу Банка России представлять сведения о бенефициарном владельце лица, выпустившего цифровые финансовые активы. Номинальный счет оператора информационной системы и расчеты по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы 1.

Для осуществления расчетов, связанных с выпуском цифровых финансовых активов, включающих денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, а также с периодическими выплатами по таким цифровым финансовым активам, погашением таких цифровых финансовых активов, оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, вправе открыть в российской кредитной организации номинальный счет, бенефициарами по которому являются лицо, выпускающее цифровые финансовые активы, обладатель цифровых финансовых активов, лицо, имеющее намерение приобрести цифровые финансовые активы, номинальный держатель цифровых финансовых активов. Кредитный рейтинг кредитной организации, в которой может быть открыт номинальный счет, должен быть не ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России. В случае, если номинальный счет, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, открыт для совершения операций с денежными средствами, права на которые принадлежат нескольким бенефициарам, оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, ведет учет денежных средств каждого бенефициара. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, для осуществления расчетов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе открыть один или несколько номинальных счетов. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, может выступать в качестве одного из бенефициаров по договору номинального счета в случае, если предусмотренное правилами информационной системы его вознаграждение за организацию выпуска цифровых финансовых активов и или совершение сделок с цифровыми финансовыми активами зачисляется на указанный номинальный счет.

Оператор информационной системы осуществляет расчеты по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, только путем перевода денежных средств по номинальному счету в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". По номинальному счету оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, могут совершаться операции, связанные с переводом денежных средств, предусмотренные статьей 14. Оператор информационной системы, обеспечивающий заключение сделок с цифровыми финансовыми активами в соответствии с частью 16 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе дополнительно осуществлять расчеты по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, путем перечисления между бенефициарами по одному номинальному счету принадлежащих им денежных средств без изменения остатка денежных средств по номинальному счету в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Для осуществления предусмотренных частью 7 настоящей статьи расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, вправе открыть в российской кредитной организации номинальный счет, указанный в части 1 настоящей статьи. Оператор информационной системы, который осуществляет предусмотренные частью 7 настоящей статьи расчеты по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, должен соответствовать следующим требованиям: 1 размер уставного капитала составляет не менее 50 миллионов рублей; 2 размер чистых активов для хозяйственного общества, рассчитанный в соответствии с требованиями Банка России, установленными в отношении операторов обмена цифровых финансовых активов в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, составляет не менее 50 миллионов рублей.

Сведения об осуществлении оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, путем перечисления денежных средств между бенефициарами без изменения остатка денежных средств по номинальному счету, включаются в реестр операторов информационных систем. Статья 6. Требования к деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов 1. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить внесение изменение записей о цифровых финансовых активах на основании вступившего в законную силу судебного акта, исполнительного документа, в том числе постановления судебного пристава-исполнителя, актов других органов и должностных лиц при осуществлении ими своих функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо выданного в порядке, предусмотренном законом, свидетельства о праве на наследство, предусматривающего переход цифровых финансовых активов определенного вида в порядке универсального правопреемства, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего требования таким оператором информационной системы. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан проинформировать оператора обмена цифровых финансовых активов о внесении изменении записей о цифровых финансовых активах, произведенных в соответствии с настоящей частью, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения изменения записей.

«Официальные правила игры»: Госдума приняла закон о регулировании цифровых финансовых активов

Такой подход делает практически невозможным редактирование или удаление записи задним числом. Запись дублируется у тех участников сети, которые ответственны за поддержание блокчейна валидаторов. Например, в сети bitcoin это — все участники сети. Токен — это цифровая запись, удостоверяющая права его владельца. Например, право инвестора получить фиксированный размер денежных средств или рыночную стоимость актива на момент погашения. Благодаря токенам инвесторы могут взаимодействовать с активами гораздо удобнее и безопаснее.

Токенизация — перевод актива в цифровую форму. Смарт-контракт — фрагмент программного кода, записанный прямо в блокчейне и ответственный за определение, проверку и исполнение условий сделки. Стороны подписывают смарт- контракт электронной подписью. Именно благодаря смарт-контрактам в блокчейн можно упаковывать сложные финансовые инструменты, зависящие от многих параметров. На базе блокчейна можно создавать самые разные решения, но популярность блокчейну принесли криптовалюты, или точнее bitcoin.

По задумке создателей биткоина, эта система должна была стать децентрализованной цифровой валютой, за выпуск и обращение которой отвечает не кто-то конкретный, не страна и не корпорация, а все участники оборота в целом. Выпускать новые биткоины может любой участник сети с достаточной вычислительной мощностью, а обеспечения у них нет никакого. Именно это обусловило гигантскую волатильность биткоина и его многочисленных аналогов. Чтобы создать более стабильный инструмент, неоднократно предпринимались попытки выпустить обеспеченную реальными активами криптовалюту. Они получили название стейблкоины.

Однако нехватка чётких требований к эмитентам и составу базовых активов приводит к тому, что стейблкойны зачастую не оправдывают свое название с англ. Блокчейн, но не криптовалюта Всё сказанное поможет нам понять, как работают ЦФА и чем отличаются от криптовалют. Каждый цифровой финансовый актив выпускается в виде ряда токенов, записываемых в блокчейне. Токены обычно привязаны к реальному активу например, к драгметаллу или бриллианту. Частью ЦФА является смарт-контракт, программирующий все условия выпуска и позволяющий в дальнейшем автоматизировать обращение ЦФА.

Информационной системой, в которой находятся ЦФА, управляет специальная компания — оператор информационной системы, лицензированный ЦБ РФ. Инфраструктура операторов включает в себя не только классические процессы от клиринга до учета прав, но и фиксацию прав владения на базе блокчейна и автоматизацию торговых сценариев. Фактически, это «Биржа 2. Также оператор информационной системы выполняет проверку эмитентов согласно 115-ФЗ и идентификацию инвесторов.

Вид и объем прав, которые удостоверяют ЦФА, предусматриваются решением о выпуске. ЦФА учитываются в информационной системе в виде записей способами, установленными правилами указанной информационной системы. В законе сделана важная оговорка о том, что понятие «бенефициарный владелец» применительно к ЦФА используется в значении, законом «О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Таким образом, заложена единая база для пресечения незаконных операций с ЦФА. На операторов информационной системы законом возложена обязанность по предоставлению информации о записях и их обладателях с соблюдением определенных условий : по требованию суда, органа, принимающего меры по противодействию легализации преступных доходов, органов предварительного следствия, органов оперативно-разыскной деятельности, по запросам в целях противодействия коррупции, по требованию конкурсного управляющего в ходе конкурсного производства в отношении обладателя ЦФА, а также по требованию регистратора депозитария , в котором открыт лицевой счет счет депо ЦФА.

Термины цифровых финансовых активов и цифровой валюты теперь содержатся в других ключевых для экономической деятельности законах: «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О несостоятельности банкротстве », «О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «Об исполнительном производстве». Таким образом, цифровые финансовые активы и цифровая валюта стали полноценными объектами гражданских прав и предметом экономического оборота. Лица, участвующие в обороте ЦФА и цифровой валюты, получили возможность защиты своих прав и интересов, одновременно приняв обязанность соблюдения установленных норм и правил в этой сфере.

Так, цифровая валюта — это объединение электронных данных в единой системе, которая может быть использована как платежное средство.

Цифровая валюта не является денежной единицей в России или любого иного государства, а также не может представлять собой инструмент для международных платежей. Что насчёт блокчейна? Тут все намного хуже. На законодательном уровне теперь это база данных, которая управляется узлами и работающая на сложных алгоритмах.

В свою очередь, узлы — это участники сети, которые поддерживают работу распределенного реестра и подтверждают достоверность данных.

Выпуск ЦФА порождает у их эмитентов возникновение дохода, облагаемого налогом на прибыль организаций на момент их выпуска, а не при погашении, когда понятен реальный финансовый результат, что делает экономически необоснованными проекты, предполагающие выпуск таких цифровых прав для привлечения финансирования. Доходы физических лиц от продажи ЦФА облагаются НДФЛ без возможности их уменьшения на расходы, связанные с их приобретением в отличии, например, от операций с ценными бумагами. Также в ряде ситуаций возникает двойное налогообложение выплат, которые производятся по ЦФА. Принятый в первом чтении законопроект прописывает, что выпуск ЦФА и услуги операторов информационных систем будут освобождены от НДС. При этом консультативные услуги, оказываемые операторами, а также услуги по предоставлению прав на использование компьютерных программ освобождаться от НДС не будут.

Закон о цифровых финансовых активах – теоретический шаг к регулированию криптовалюты

Цифровые финансовые активы в настоящий момент проходят апробацию на предмет их необходимости в инвестиционном мире. Первые цифровые финансовые активы начали выпускать в России в 2023 году после того, как в январе 2023 года в новой редакции вступил в силу федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные. Государственная Дума 22 июля приняла в третьем чтении закон, регламентирующий отношения, возникающие при выпуске, учёте и обращении цифровых финансовых активов и цифровой валюты. Президент РФ Владимир Путин подписал закон, позволяющий использование цифровых финансовых активов (ЦФА) в международных расчетах. Госдума приняла во втором чтении законопроект "О цифровых финансовых активах" ("О ЦФА"). В законопроекте отмечено, что регулирование криптовалют будет определяться отдельным законом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий