Именно массированное применение ФАБов с УМПК позволило преодолеть линию сопротивления и продвинуться вперед.
CNR: в России начался выпуск ФАБ-3000, которые нанесут фатальный удар по ВСУ
Авиабомба ФАБ-3000 классифицируется как фугасная авиационная бомба свободного падения универсального назначения. NR: ФАБ-3000 с УМПК прекратит существование пехоты врага. УМПК то на ФАБ-3000 будет не тот, что на ФАБ-500 и даже ФАБ-1500, а гораздо крупнее. Не улетят, нельзя сделать размах крыльев в 6 раз больше. Новость замечательная, но предусмотрены ли к таким изделиям унифицированные модули планирования и коррекции (УМПК)? Смеем предположить, что более одной ФАБ-3000 с УМПК Ту-22М3 брать не будет.
От «Кузькина отца» не спрятаться, не скрыться
Что известно про ФАБ-3000. ФАБ-3000 — фугасная авиабомба, разработанная еще во времена СССР, является одной из самых разрушительных на сегодняшний день авиационных средств поражения. ФАБ-3000М-46 и ФАБ-3000М-54 содержали по 1400 и 1387 кг тротила. Затем «встали в боевой строй» фугасные бомбы больших калибров. ФАБ-3000М-46 и ФАБ-3000М-54 содержали по 1400 и 1387 кг тротила. Затем «встали в боевой строй» фугасные бомбы больших калибров.
Fighterbomber: ВКС России расконсервировали бомбы ФАБ-3000
Мощность авиабомбы ФАБ-3000, которую начали производить в России, сравнима с тактическим ядерным оружием. Возобновление производства тяжелых авиабомб ФАБ-3000 и оснащение их универсальным модулем планирования и коррекции (УМПК) станет для Вооруженных сил Украины (ВСУ) "смертельной угрозой". «Будут ли или есть у ФАБ-3000 свои модули УМПК, — продолжает рассказ военный эксперт, — пока неизвестно.
ФАБ-3000 с УМПК: младший брат "ядерки" и племянник дьявола
Правда, до сих пор этому самолету приходилось иметь дело с ФАБами-3000 без УМПК, которые падают по обычной баллистической траектории. Украинский форпост уничтожен до основания мощнейшим взрывом авиабомбы ФАБ-3000. Презентация возрожденного производства ФАБ-3000, конечно, вызывает горделиво-ностальгические чувства. "Многократно увеличено производство авиационных бомб ФАБ-500, в два раза увеличено производство ФАБ-1500, а с февраля текущего года организовано массовое изготовление ФАБ-3000", — заявили в Минобороны. Согласно публикации, авиабомбу ФАБ-3000 планируется укомплектовать унифицированным модулем планирования и коррекции (УМПК), который превратит ее из свободнопадающего снаряда в планирующую бомбу. Применение Ту-22 с ФАБ-3000, даже оснащенных УМПК, может привести к потерям этих тяжелых стратегических бомбардировщиков, поскольку избыточная загрузка Су-34 может лишить машину возможности маневрировать.
В России началось массовое производство трехтонных авиабомб ФАБ-3000
Смеем предположить, что более одной ФАБ-3000 с УМПК Ту-22М3 брать не будет. одни из самых крупнокалиберных и мощных авиационных боеприпасов в арсеналах ВКС. В начале 2024 года, началось (возобновилось) производство и тяжелой авиабомбы ФАБ-3000 М54, которая также будет оснащена модулем УМПК. Ну а в том, что УМПК для ФАБ-3000 будет создан, сомнений практически нет.
ФАБ-3000 с УМПК: младший брат "ядерки" и племянник дьявола
ФАБ-3000 М-54 — это фугасная авиационная бомба весом 3 тонны. Она предназначена для вывода из строя военно-промышленных и энергических объектов, а также коммуникаций противника. Эту бомбу отличает большой радиус прямого поражения, который составляет около 46 метров. Разлёт осколков ФАБ-3000 — около 260 метров. Мощные бетонные укрепления после попадания ФАБ-3000 превращались в крошку. Это увеличивает точность и дальнобойность чудовищного по мощности разрушений боеприпаса.
На наших противников это производило страшное впечатление. Усугублялся психологический эффект тем, что бомбы сбрасывались стратегической авиацией с очень большой высоты - свыше 15 километров, падали в полной тишине, но очень точно. ФАБ-3000 общей массой в три тонны - одни из самых крупнокалиберных и мощных авиационных боеприпасов в арсеналах ВКС После нашего ухода из Афганистана ФАБ-3000 посчитали избыточно мощными и производство их, которое велось очень малыми сериями, прекратили. Наступали перестроечные времена, СССР не планировал ни с кем воевать. Однако ход СВО сразу показал, что авиационные боеприпасы такого калибра очень даже нужны. Их впервые применили при штурме металлургического комбината "Азовсталь" в Мариуполе весной 2022 года. Боевики-бандеровцы, засевшие в подземельях комбината, были уверены в своей неуязвимости. Но удары трехтонных бомб уверенность эту поколебали. Даже хорошо укрепленные и заглубленные бункеры содрогались, а то и рушились от взрывов.
Сюда следует отнести российские ФАБ-1500 Фугасная Авиационная бомба — особенно мощные авиабомбы, которые сильно влияют на очертания линии соприкосновения. Свободнопадающие авиационные бомбы сегодня — это не совсем то же самое, что было, например, во времена Второй мировой войны. Тогда точность бомбометания практически полностью зависела от качеств средств наведения, компетентности экипажа бомбардировщика и тактик применения авиации. Именно поэтому существовало два основных способа бомбометания, доказавших эффективность. На тактическом уровне это пикирующие бомбардировщики — наведение при пикировании давало высокие результаты в точности, можно было попасть и по колонне техники, и по мосту. Так действовали знаменитые немецкие Ju-87. Другое решение — ковровые бомбардировки. Это уже уровень стратегический, обычно это связывают с действиями англо-американской авиации, которые создавали особенно тяжёлые бомбардировщики и применяли их большими группами. Однако, когда США попытались повторить эти практики во Вьетнаме, никаких военных результатов это не принесло, только колоссальные жертвы. Главная слабость обоих подходов заключалась в уязвимости самих самолётов, которым приходилось действовать в условиях массивного применения средств ПВО. Пока это были артиллерийские средства, потери были терпимы, но с появлением ракетных средств и радиолокационной разведки, игра всё менее стоила свеч. В то же самое время точность бомбометания прямо зависела от факторов высоты, скорости и погодных условий тот же боковой ветер, который на разных высотах разный по силе и направлению. Соответственно, чем выше забирался бомбардировщик и чем раньше он сбрасывал бомбы до вхождения в активную зону ПВО , тем ниже была результативность. Отчасти это решалось ракетным вооружением, ведь ракета имеет собственный двигатель и может управляться в полёте. Соответственно, авиация сильно ограничена в возможностях использовать особенно мощные ракетные вооружения.
Российская трехтонная фугасная авиационная бомба ФАБ-3000, впервые была произведена в 1946 году, с соответствующим индексом М-46, массой в 3 тонны и весе боевого вещества в 1400 кг. В 1954 году, авиабомбу модернизировали до М-54, с массой в 3067 тонны и весом боевого вещества в 1200 кг. ФАБ-3000 М-54 относится к классу тупоконечных авиабомб. Такие авиационные боеприпасы удобнее всего размещать внутри больших бомбардировщиков. Авиабомбы с удлиненной боевой частью, размещаются на внешней подвеске истребителей-бомбардировщиков, а их носовая конфигурация, наиболее оптимальна для полета носителя на сверхзвуке. Радиус поражения и действие. Авиабомба ФАБ-3000 М-54, имеет длину 3,32 метра, диаметр в 82 см, общую массу в 3067 тонны и массу боевой части в 1200 кг.
Forbes: использование бомбы ФАБ-3000 в зоне СВО является рискованным излишеством
Тогда точность бомбометания практически полностью зависела от качеств средств наведения, компетентности экипажа бомбардировщика и тактик применения авиации. Именно поэтому существовало два основных способа бомбометания, доказавших эффективность. На тактическом уровне это пикирующие бомбардировщики — наведение при пикировании давало высокие результаты в точности, можно было попасть и по колонне техники, и по мосту. Так действовали знаменитые немецкие Ju-87. Другое решение — ковровые бомбардировки. Это уже уровень стратегический, обычно это связывают с действиями англо-американской авиации, которые создавали особенно тяжёлые бомбардировщики и применяли их большими группами.
Однако, когда США попытались повторить эти практики во Вьетнаме, никаких военных результатов это не принесло, только колоссальные жертвы. Главная слабость обоих подходов заключалась в уязвимости самих самолётов, которым приходилось действовать в условиях массивного применения средств ПВО. Пока это были артиллерийские средства, потери были терпимы, но с появлением ракетных средств и радиолокационной разведки, игра всё менее стоила свеч. В то же самое время точность бомбометания прямо зависела от факторов высоты, скорости и погодных условий тот же боковой ветер, который на разных высотах разный по силе и направлению. Соответственно, чем выше забирался бомбардировщик и чем раньше он сбрасывал бомбы до вхождения в активную зону ПВО , тем ниже была результативность.
Отчасти это решалось ракетным вооружением, ведь ракета имеет собственный двигатель и может управляться в полёте. Соответственно, авиация сильно ограничена в возможностях использовать особенно мощные ракетные вооружения. Корректируемые и управляемые бомбы Корректируемые бомбы родились ещё в годы всё той же Второй мировой. От обычных бомб их отличало более развитое оперение, что позволяло значительно точнее предсказать её место падения и снизить зависимость от погодных условий.
Однако разработка российскими инженерами унифицированного модуля планирования и коррекции УМПК превратила обычную ничем не примечательную авиабомбу в новейшее высокоточное оружие современных военных действий. Модуль представляет собой навесное оперение — крылья, которые раскрываются в полёте, а также систему навигации — первоначально это была простейшая инерциальная система, сейчас уже используются системы на основе ГЛОНАСС, а также лазерные системы наведения. Оснащённая УМПК бомба теперь не просто свободно падает, а способна пролетать до цели десятки километров и поражать её с отклонением не более пяти метров. Таким образом, самолёты могут сбрасывать бомбы с безопасного для себя расстояния — не заходя в зону действия вражеской системы ПВО.
При этом, по предположениям западных экспертов, модуль мог быть оснащён реактивным двигателем, позволяющим корректировать полёт боеприпаса на этом расстоянии, что и вызвало панику в США и Европе. Длина авиабомбы составляет 2,765 метра, радиус — 630 миллиметров, общий вес — 1550 килограммов, вес боевой части — 675 килограммов.
Первоначально бомбы выбрасывали вручную, потом их стали подвешивать на специальных держателях в фюзеляжах или под самолётом. Сброс в этом случае производился через бомболюки.
Внутренняя подвеска бомб впервые осуществлена на самолётах «Илья Муромец». А в 1916 году в России был сконструирован электросбрасыватель. Носителем нового мощного боеприпаса стал бомбардировщик Пе-8. Эффект от взрыва был близок к ожидаемому.
Последние удары ФАБ-5000 приняли на себя уже форты крепости Кёнигсберг 7 апреля 1945 года. Внушительной номенклатурой фугасных бомб в годы Второй мировой войны располагала американская авиация. Вес её составлял 1758 кг, длина - 2096 мм, диаметр - 457 мм. Бомба содержала 147 кг пикрата аммония.
Сброшенная с высоты 6100 метров М63 могла пробить горизонтальную броню толщиной до 305 мм. Совершенствование авиационного оружия продолжилось и в послевоенное время. В конце 1940 годов на вооружение в СССР были приняты несколько типов фугасных авиационных бомб калибра 100, 250, 500, 1500, 3000, 5000 и 9000 кг, предназначавшиеся в основном для ударов по крупным морским и сухопутным целям. Затем «встали в боевой строй» фугасные бомбы больших калибров.
Бомба предназначалась для поражения военно-промышленных сооружений и фабрично-заводских зданий, судов на стоянках.
Авиационные бомбы, известные как ФАБ, обладают своей основной разрушительной силой за счет взрыва их боеголовки. Это самые мощные и универсальные бомбы среди бомб основного назначения. К основным разрушительным эффектам ФАБ относятся газовые продукты, образующиеся при взрыве, превышение высокого давления, ударные волны в воздухе или на земле, сейсмические волны и шрапнель от осколков корпуса бомбы. ФАБ в основном используются по таким целям, как объекты тыла и связи, военно-промышленные и энергетические объекты, боевые машины и личный состав. Толстостенные бомбы имеют более массивную и прочную головную часть, более толстый корпус и не имеют головки детонатора и капсюльного стакана. Вот на такие «подарочки» Россия приделывает крылья и они становятся управляемыми. Также, наносить удары можно с достаточного расстояния, что создает дополнительную безопасность для самолетов.
ФАБ-1500 ускорит конец СВО: неплохо для бомбы 70-летней давности, но в чём суть?
Эксперт также отметил, что использование авиабомбы ФАБ-3000 может оказать серьезное воздействие на морально-психологическое состояние украинской армии, вызывая страх и панику среди военнослужащих. Однако следует отметить, что данное оружие не нарушает международные военные конвенции, что повышает его статус в глобальном военном сообществе.
Эксперт также отметил, что использование авиабомбы ФАБ-3000 может оказать серьезное воздействие на морально-психологическое состояние украинской армии, вызывая страх и панику среди военнослужащих.
Однако следует отметить, что данное оружие не нарушает международные военные конвенции, что повышает его статус в глобальном военном сообществе.
Отечественная армия активно применяла бомбы ФАБ-3000 только в Афганистане против боевиков. По данным еженедельника «Звезда» , ФАБ-3000 уничтожает цель в круге диаметром около 35 метров. Живая сила противника получает контузию в радиусе 160 метров. По мнению западных экспертов и украинских военных, авиабомба ФАБ-1500 с УМПК универсальным модулем планирования и коррекции изменила баланс на линии боевого соприкосновения.
Благодаря модулю бомбу можно сбрасывать на расстоянии 70 километров до цели, поэтому бомбардировщик остается недосягаемым для средств ПВО противника. В экспертной среде также отмечают, что фугасные авиабомбы прежде всего предназначены для уничтожения объектов тыла и коммуникаций, военно-промышленных и энергетических объектов, боевой техники и живой силы противника. На эту тему Освобождению Авдеевки способствовали три ключевых решения Н овое оружие дает России превосходство в ходе спецоперации Па дение Авдеевки предсказывала военная математика «По востребованности вооружения можно судить о тактике и даже изменениях стратегии. Как показал опыт Авдеевки и местного коксохима, а ранее «Азовстали» в Мариуполе — для ведения боевых действий нужны более разрушительные бомбы», — считает Андрей Кошкин , завкафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ имени Плеханова, полковник в отставке. Но не исключено, что именно после авдеевской операции появился запрос на более мощные авиабомбы, — продолжил эксперт. Вот этим мы сейчас и занимаемся».
О том, что ВСУ укрепляют линии обороны и строят дополнительные подземные защищенные укрепления, напоминает Александр Бартош , член-корреспондент Академии военных наук. С их помощью будет вестись борьба против коммуникаций, будут разрушаться мосты — если такое решение будет принято.
Известно только, что это касается всех бомб с различной массой и различных видов. Конечно, следует иметь в виду, что увеличение количества сбрасываемых бомб будет коррелировать с увеличением количества "потерянных" и неразорвавшихся боеприпасов. Так было в первую неделю марта, когда было замечено перемещение с авиабазы Майкоп в Адыгее на базу Кущевская в Краснодарском крае звена Су-34, предположительно принадлежащего 968-му авиационному полку.
Таким образом, самолеты Су-34 оказались на аэродроме, удаленном не на 250, а на 120 км от границы с Украиной, получив ощутимые оперативные преимущества, в частности, сократив время подлета к точке сброса планирующих бомб. Перемещение звена Су-34, вероятно, в этом случае также имело целью восполнение потерь, понесенных в результате воздействия украинской ПВО. Таким образом, ВКС России в настоящее время обладают оперативными возможностями сбрасывать ежедневно в течение суток более 100 бомб с УМПК, в том числе тяжелых ФАБ-1500 и ОДАБ-1500, нередко концентрируясь на отдельном участке фронта, например, на окрестностях Авдеевки, в течение длительного времени уничтожая украинские позиций в нужном районе. И в конце хотелось бы высказать некоторые соображения насчет сверхтяжелой ФАБ-3000 с УМПК и определенные сомнения в целесообразности ее применения. Серьезной проблемой является ее низкая точность и особенно большой вес три тонны.
Применение Ту-22 с ФАБ-3000, даже оснащенных УМПК, может привести к потерям этих тяжелых стратегических бомбардировщиков, поскольку избыточная загрузка Су-34 может лишить машину возможности маневрировать. ИноСМИ , — пишет блогер.
Российская авиабомба ФАБ-3000: новое оружие, шокирующее Украину
И если уж производство бомбы запустили в серию, то логично предположить — УМПК для ФАБ-3000 уже либо есть в наличии, либо процесс его разработки завершается. А значит, теперь позиции ВСУ будут перемалываться с особой мощностью и разрушительной силой. Пока официально не сообщалось, какой из наших военных самолетов станет носителем этой супер-авиабомбы. Но, по данным военных телеграм-каналов, скорее всего, это будет дальний бомбардировщик Ту-22М3. Также есть версия, что носителем новых ФАБов сможет стать бомбардировщик Су-34. ФАБ-3000 — не для прорыва обороны Как считает военный аналитик Владимир Евсеев, применение трехтонных бомб нанесет не только физический, но и психологический ущерб противнику. Но сплошной линии обороны ВСУ сейчас не возводят, даже на Авдеевском направлении.
В целом, оборона украинской армии носит все более «очаговый» характер, а второй линии обороны у украинцев чаще всего просто нет», — отметил Евсеев. Понятно, что ФАБ-3000, в первую очередь, нужны для уничтожения важных и укрепленных объектов военной инфраструктуры ВСУ. Но при этом они будут наносить и тяжелый психологический ущерб, бить по моральному духу украинцев. Эта волна разрушает все окружающие строения, и наносит тяжелые контузии живой силе противника. Поэтому тяжелые планирующие бомбы будут иметь важное значение для деморализации противника. Впрочем, ключевой причиной неизбежных прорывов обороны ВСУ в скором будущем станет не использование ФАБ-3000, а отсутствие у украинцев боеготовых резервов.
Ее можно применять для уничтожения живой силы на открытой местности и укрытиях, а также для поражения техники, логистических и тыловых объектов, складов с вооружением и командных пунктов. Общий вес бомбы, исключая взрыватели, составляет 3067 кг, из которых 1600 кг приходятся на корпус. Вес взрывчатки — тротила или различных его смесей — 1387 кг. Бомба оснащается тремя взрывателями, размещенными в передней и задней частях. Предусмотрена возможность детонации при непосредственном контакте с целью или с задержкой для проникновения в укрепления или в почву. Этот боеприпас могут нести бомбардировщики типа Ту-22М3 и Ту-95МС на внешних и внутренних точках подвеса.
Там во время ведения боевых действий советским ограниченным воинским контингентом ФАБ-3000 применяли довольно активно. По воспоминаниям участников афганской войны, взрывы этих бомб буквально рушили целые ущелья, погребая душманов под каменными глыбами. На наших противников это производило страшное впечатление. Усугублялся психологический эффект тем, что бомбы сбрасывались стратегической авиацией с очень большой высоты - свыше 15 километров, падали в полной тишине, но очень точно.
ФАБ-3000 общей массой в три тонны - одни из самых крупнокалиберных и мощных авиационных боеприпасов в арсеналах ВКС После нашего ухода из Афганистана ФАБ-3000 посчитали избыточно мощными и производство их, которое велось очень малыми сериями, прекратили. Наступали перестроечные времена, СССР не планировал ни с кем воевать. Однако ход СВО сразу показал, что авиационные боеприпасы такого калибра очень даже нужны. Их впервые применили при штурме металлургического комбината "Азовсталь" в Мариуполе весной 2022 года. Боевики-бандеровцы, засевшие в подземельях комбината, были уверены в своей неуязвимости.
Это фугасная авиационная бомба. Что такое - 3000? Это вес всего боеприпаса. Почти половина этого веса 1200 кг - взрывчатое вещество.
Длина бомбы - более 3 метров. После ее взрыва в обычном грунте образуется воронка диаметром более 30 метров и глубиной - 15 метров. Это как если бы четыре КамАЗа поставили друг на друга, они полностью скрылись бы в такой ямине. Она была была принята на вооружение еще в 1946 году и много раз модернизировалась.