По Указу Петра I празднование Масленицы именовалось "Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор" и имело целью развлечения, питейные увеселения, карнавальные действа и так далее. Комоедица — один из древнейших славянских праздников.
Добавление комментария
- Что за праздник Комоедица?
- Масленица в 2024 году: Дни празднования, традиции и что делать в Масленичную неделю
- Сайт заблокирован хостинг-провайдером
- Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки »
Масленица — не то же, что неоязыческая «комоедица»: мнение
По своей сути, это был земледельческий новый год. С этого дня светлое время суток увеличивалось, снег таял, и в скором времени начинались полевые работы. Комоедица длилась две недели. Празднование начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и длилось еще неделю после. Славянская Комоедица — это «предок» Масленицы. После принятия христианства Комоедицу постепенно «сдвинули» к началу весны и стали праздновать перед Великим постом. Название «Масленица» связано с тем, что в последнюю неделю перед Великим постом нельзя есть мясо, но еще можно — рыбу и молочные продукты, в том числе сливочное масло. Главным блюдом Комоедицы был блин, который в славянской языческой традиции символизировал солнце, сообщает.
Комоедицы Задача: набраться сил и энергии, приготовиться к тяжелой работе в поле. Задобрить языческих богов. Комоедицы в республике Беларусь Там его отмечают 24 марта. Этот праздник связан с тем, что медведь просыпается от зимней спячки. Медведь у них в культуре, издавна считается покровителем домашнего скота, сельского хозяйства. В последние годы белорусы возродили традицию устраивать шествие, в котором принимал участие ряженый в медведя человек. Примечательно, что пекут в этот день не блины, а комы. Они так же имеют круглую форму, но состоят из 3 видов муки: овсяной, гороховой, ячменной. Конечно, комоедицы в Белоруссии не несут религиозного смысла. Это народные гуляния для веселья и привлечения туристов. Традиции комоедицы Большая часть знакома современникам и совпадает с масленичными. Печь блины, лепешки, пироги круглой формы. Устраивать массовые гуляния. Соревнования в силе и ловкости, кулачные бои. Сжигание чучела. Некоторые для нынешнего поколения в диковинку. Почитание духов предков, рассыпание для них зерна на перекрестках. Оставление пятой части угощений со стола для умерших предков. Поклонение языческим богам.
Они, как и другие обряды годового круга, должны были обеспечить достаток в хозяйстве и здоровье домочадцев. Перед Масленицей, как и перед другими важными праздниками, хозяйка обязательно наводила порядок в доме. Комоедица — время прощаться с зимой и впускать в дом весеннее обновление, но сперва нужно освободить место для нового счастья. Перед праздником обязательно мыли полы, столы и лавки. Выметали весь сор из углов дома. Часто хозяйки старались успеть постирать половики, полотенца и покрывала. Избавлялись от сломанных вещей — их часто сжигали на дворе вместе с мусором. Девушки и жонки делали домашнюю куклу Масленицу, а прошлогоднюю куклу сжигали.
Сие Великое Предназначение надлежит исполнить, Вам, и потомкам вашим, чтобы правильно сбылось все, предначертанное Великим Рамхой, на поверхности сияющих волн Реки Времени, и за исполнением коего наблюдает Числобог... Теперь не поленитесь, и сравните с теми кознями, которые плетут против Девы-Царицы современные Силы Тьмы, описанные в первой части. Вот это событие вы сегодня «проедаете и просыпаете», уважаемые славяне. А через вас и весь Мир — Мир-град Земля. Заключительные строки «Русских Вед». Невеселая встанет година, и поднимется птица Обида, вступит девой на матушку Землю, лебедиными крыльями всплещет и прогонит годы обилья. Вы начнете ковать крамолу, и про малое молвить - большое! И придут языци неверные и прольют они вашу кровушку за неправду и беззаконие. Я на вас напущу стаи черных птиц, у которых клювы железные, и начнут те птицы летать, клевать. Вы нигде от птиц тех не скроетесь! Поспешите вы на могилы - ко усопшим своим родителям, и попросите их, чтоб пустили вас - вас не пустят к себе усопшие! Кто сему посланью не верит, тот кто скажет, что текст сей ложен - тот получит вечную муку, и в конце жизни - смерть ужасную, а не в Ирии жизнь счастливую.
Птички из теста
- Календарь народных примет и праздников на март 2024. Масленица комоедица у славян.
- Появились кадры допроса 28-летнего парня, готовившего теракты в Тамбове
- Масленица или Комоедица - древний славянский праздник!?!?
- Масленица — не то же, что неоязыческая «комоедица»: мнение
- Сжигание чучела Марены
Откройте свой Мир!
Главным днём в недельной Масленице является древнейший праздник – Комоедица. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Главная» Славянские праздники» Праздник Комоедица. Сегодня Масленицу помнят и любят многие наши соотечественники.
Славянская Масленица (Комоедица) — празднуется в ближайшее полнолуние к Весеннему равноденствию...
Славянская Масленница и христианская - в чём разница | Пикабу | В середине XVIII века российский историк Василий Татищев заявил, что Масленица родилась из древнеславянского ритуала Комоедица. |
Комоедица 2024: что за праздник, когда отмечать и причём тут медведь | языческого праздника древних славян - друидов (волхвов). |
СЛАВЯНО-АРИЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ. КРАСНОГОРЪ. МАСЛЕНИЦА: cycyron — LiveJournal | Масленицу — Комоедицу заменили на православную Масленицу, которую называют Мясопустной неделей и Сырной седмицей. |
Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки » | Комоедица – это славянский праздник в честь Дня весеннего равноденствия (20 марта). |
Готовимся к празднику Масленицы-Комоедицы!
Славянская Комоедица – древний праздник взаимодействия человека с богами или предками, которые радовались вместе с потомками приходу весны, наступлению теплых солнечных дней и окончанию зимы. В том и заключается глубинная суть Масленицы и гуляний в честь праздника – показать, что люди успешно пережили зиму и готовы встретить пробуждение Матери-Земли. Семь дней подготовки к Комоедице, что делать? https. Славянская Комоедица — это «предок» Масленицы. Славянская Масленица (Комоедица) — празднуется в ближайшее полнолуние к Весеннему равноденствию. Если соединить начала двух слов МАСленица и КОМоедица, то также можно увидеть адрес Святой НЕВЕСТЫ-иеРУСАлима – МАС-КОМ – МОСКWА. В наше время Комоедицу сменила Масленица, что сумела найти место среди христианских обычаев, но сохранила многие старинные обряды.
Комоедица: в чем суть праздника и зачем угощать медведей блинами
Когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Солнце-дитя Хорс становится юношей Ярилой (21 березня), славяне празднуют Комоедицу. Этот славянский праздник Комоедицы начинается с поминок. 22 МАРТА не одну тысячу лет Русичи — Славяне отмечают праздник Комоедица или Масленица. Главная» Славянские праздники» Праздник Комоедица. Сегодня Масленицу помнят и любят многие наши соотечественники. Праздник Комоедица был одним из самых важных для славян, а потому церковь так и не решилась искоренить его полностью из жизни людей. Когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и Солнце-дитя Хорс становится юношей Ярилой (21 березня), славяне празднуют Комоедицу.
Народные праздники и приметы в марте 2024
Родноверы-мужчины чествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. В народе говорили: «На Масленицу Весна Зиму поборола», чему радуется всё живое: «Красна девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт», и даже само Солнце «играет»; «С Комоедицей медведь из берлоги встаёт».
Обязательное условие начала Масленичных гуляний — растущий месяц — сохранилось в Сибири Красноярский край : "Масленица не бывает на исходе месяца. На Масленицу молодой месяц рожок в масле обмакнет" Н. Новоселова На новой Луне этот праздник отмечают чуваши волго-вятского региона: "Интересно, что у чувашей, как у русских, отмечалась связь масленичной недели с Новолунием.
Известный чувашский этнограф В. Магницкий упоминал, что чуваши отмечают "згварни" [праздник масленицы] в Новолуние, чему придается особое значение" Семенова Т. У Алтайских народов есть праздники, схожие с русской Масленицей, — Дьылгайак, начинающийся в новолуние марта и "Чага-байрам" "Белый праздник" — по монгольской традиции, с катаниями с гор на шкурах, и также начинающийся с началом новолуния в конце февраля — начале марта Ойноткинова Н. Тот же день новой луны обозначен и в народном праздновании Масленицы у финно-угорских народов: "У закамских удмуртов проводится ряд традиционных праздников по строго установленным срокам. Подсчет их ведется по лунному календарю и начинается с первой недели Новолуния, наступающей после Нового года по старому стилю, то есть после 14 января.
Начиная с недели Новолуния, на седьмой неделе празднуется Вой — " букв, "масло" масленица": воскресенье — начало масленичной недели, последующее воскресенье — Вой келяв — "проводы масленицы" Миннияхметова Т.
Солнечные лучи становятся всё жарче, всё ярче. Текут вовсю ручьи. Приход Весны неумолим. Однако, хозяин леса, чьим древним именем и назван праздник, всё ещё спит в берлоге. Начинается обряд «Пробуди». В яме, укрывшись валежником, лежит ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого, затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья дошедший до наших дней в виде обряда способ первобытной охоты. Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью «ногу».
Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль, распевая «медвежью» песню: Скрипи, нога, скрипи, липовая! И вода-то спит, и земля-то спит, И по сёлам спят, по деревням спят. Одна баба не спит, да на шкуре сидит, Мою шёрстку прядёт, моё мясо варит, Мою кожу сушит. Поймав свою обидчицу, "медведь" пытается задушить её в своих объятиях медвежьей хваткой. После пробудей начинаются игрища. Первая игра — городок. Девушки становятся на высокое огороженное место городок , вооружившись длинными палками, и отбивают нападение парней, колотя их нещадно. Тот, кто первый прорывается в городок, получает право перецеловать всех девушек-защитниц. После взятия городка начинается пир горой, а затем остальные масленичные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк… «Кулачки», как и «городок», олицетворяют победу весны над зимою, масленичный столб является земным воплощением столба небесного, «мирового дерева», на котором находится Ирий, попасть туда не просто.
Духи Великих Предков, незримо присутствуя на празднике, радуются вместе с нами.
Они верили в то, что с приходом весны пробуждается природа, начиная от птиц и заканчивая деревьями, в которых появляется сок. Именно поэтому люди ежегодно отмечали изменения в окружающем мире, празднуя Комоедицу целую неделю.
Сам праздник получил свое название от слова «кома», что обозначало медведя. Славяне считали, что Великий Велес, являющийся древним божеством, тоже посещает гуляния на улицах в образе медведя, поэтому старались задобрить его вкусными блинами. Как и современная Масленица, она является исключительно языческой традицией читайте также: Эти имена давали детям только язычники — их даже страшно произносить.
На Комоедицу также пекли блины, по улицам гуляли ряженые, а молодежь устраивала катания с гор и пляски около костра.
Масленица-комоедица
Проводятся народные гуляния и прыжки через отдельное не жертвенное огневище, чтобы очистить свою Душу и телеса. Водятся хороводы, игрища и т. Славяно-Арии не празднуют т. Вот в лютом и морозном феврале по христиански и начинается Весна… Христианский лунный календарь не есть наше Наследие Предков, ни есть наша славяно-арийская Традиция, потому как Наши славяно-арийские Праздники ориентированы на Яр-Солнце, на Солнечный цикл, а посему настоящая древняя славяно-арийская Масленица приходит после того, когда день становится равен ночи, то есть после весеннего Равноденствия. В это время — славяне, провожая Зиму встречают Весну. Праздники Красногор и Масленица — это время, когда пробуждается Природа, приходит Весна и вновь рождённое Солнышко — дитя Коляды Зимнее Солнцестояние , пройдя через Зиму, крепнет и становится юношей Ярилой-Солнцем Весеннее Равноденствие.
Посему, некоторые славяно-арийские Рода считают праздник Весны — Красногор Новолетием, когда наступает новое Лето «год». Среди Великих славянских Праздников, Масленица — первая не только по значимости и порядку, но и в сакральной сфере обрядового Действа. Название этого Праздника является одним из имён Богини Лели.
Забылин ещё в 19 веке: "Масленичная неделя так же называлась "Сырной неделей", потому что в это время русские готовят «сырные» блюда - из яиц и молока масло, творог, сыр. Масленичное пиршество условно разделяли на 3 части: встреча масленицы Ярилины дни ; масленичный разгул или широкая масленица встреча богини Весты ; и проводы масленицы проводы богини Морены. Основную роль в русской масленице играют блины, которые хозяйки выпекают в течение всей сырной недели, - в течение всей сырной недели наши предки ходили друг к другу в гости и угощали друг друга блинами и прочими лакомствами. В некоторых областях России - «больших вотчинах» - в воскресенье на проводах масленицы на центральную площадь съезжались «несколько сот лошадей», при этом наездники наряжались в соломенные колпаки и кафтаны. К вечеру молодежь собиралась с песнями и плясками. Кульминацией праздника был обряд поджога кучи соломы - каждый, «взяв со своего двора по снопу соломы», приносил ее с собой на празднество.
В Сибири на проводы масленицы готовили «несколько саней огромного размера и устраивали на них с парусами и снастями». В это судно садились «и люди, и медведь, и госпожа масленица, и разные паяцы». В сани впрягали по 20 лошадей и возили их по улицам с песнями и прибаутками. Вместо блинов в этом регионе готовили, как правило, печенье хворост. В Ярославле на масленицу пели коляду, которую обычно в России пели на святках. В Сольвычегодске и Костромской губернии к масленице готовили пиво всем двором, а потом распивали его в течение всей сырной недели. Пермяки к масленице готовили брагу и пиво, «зажиточные покупали и вино». Помимо блинов здесь пекли творожные оладьи, рыбные пироги, готовили яичницы, солянки, варили уху. Взрослые ходили друг к другу на угощение, молодежь по вечерам собиралась у кого-либо в доме и устраивала пляски до утра.
Как упоминалось выше, традиционно, во всех регионах России, люди развлекались катаниям с горок, на люду, играли в снежки и другие игры. В некоторых районах Сибири, а также Пензенской области был известен обычай сооружать так называемые подсанки, в середине которых устанавливали дерево, а на дерево крепили колесо. На это колесо садился «какой-нибудь деревенский весельчак и представлял известные шутки, свойственные деревенскому мужику Масленица имеет огромное значение для нашего народа. Это не просто праздник, а один из важнейших периодов в жизни русских, символизирующий начало новой жизни, наступление весны, нового земледельческого года. Недаром в дохристианские времена первые дни весны назывались «ярилиными днями», а 1 марта это по старому стилю, а 14 марта по современному календарю в старину отмечали Новый год, или Ярилин день, день бога Солнца так же некоторые рода славян отмечали новый год на Коляду в день зимнего солнцестояния, а некоторые на Овсень в день осеннего равноденствия. Источник: Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.
Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки». Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России. Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». Таким образом, вплоть до середины 18 в. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности. Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту. Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху. Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику. Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов. Вспомнили о Масленице уже в начале 1960-х годов в рамках разработки «безрелигиозных» сезонных мероприятий. Старый праздник получил новое название — проводы русской зимы. Получился некий синтез из политической пропаганды и «возвращения народу его праздников», «очищенных» от религиозной мистики. Здесь, наряду с руководством населенного пункта, выступавшем на митинге, предваряющим собой культурную часть, участниками праздника становились Дед Мороз, скоморохи, три богатыря и сказочные персонажи. Название Масленица начинает возвращаться в обиход с конца 1960-х годов. Масленица становится массовым городским праздником, который организуют работники культуры, пользующиеся готовыми утверждёнными методическими материалами. Праздник становится стандартизованным по всей стране. Что делать православному на Масленицу? Как же, на самом деле, православный христианин должен проводить Масленицу? В первую очередь нужно помнить, что это Сырная седмица — подготовительная неделя к Великому посту. Добрым делом будет участие в богослужениях среды и пятницы, когда совершаются первые земные поклоны с чтением молитвы прп. Ефрема Сирина. При невозможности посещения храма в эти дни можно совершить поклоны дома. Конечно же, стоит приложить усилия, чтобы попасть в храм на Чин прощения в Прощеное воскресение. Стоит воздержаться от мясной пищи на Сырной седмице. Этим ограничением Церковь предлагает своим верным чадам подготовить свой организм к наступлению Великого поста, в первые дни которого, согласно уставу, не вкушается никакой пищи. Но седмица — сплошная, то есть поста в среду и пятницу нет. Отягощение себя излишней пищей в эти дни чревато проблемами со здоровьем в результате резкого перехода на великопостный устав. Если и праздновать Масленицу, то умеренно, без обжорства, не забывая о подготовке к Великому посту. Традиция кушать блины никак не нарушает устава Сырной седмицы.
То есть основные праздники проходят в дни солнечной активности, так Комоедица "масленница" - праздновалась в день весеннего равноденствия, когда день становится равен ночи и со следующих суток начинается постепенное увеличение дневного света. Христиане же "лунники" - поэтому многие их праздники с плавающими датами зависят именно от лунных циклов. Второе - названия. Праздник стал именоваться "Масленица" лишь с XVI века, когда был включен в церковные праздники и по времени "сдвинут" ближе к началу года из-за наличия у христиан Великого поста, которому церковная Масленица сырная седмица предшествует. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. Первоначально, со времен дохристианских т. Комоедица — один из древнейших языческих славянских праздников.
Комоедица — Масленица 20 марта: как на Руси отмечали праздник
- Масленица славянский праздник
- Что такое Комоедица и чем она отличается от Масленицы
- Добавление комментария
- Обряды в Солнечный Излом
- Комоедица Славянский праздник Масленицы на Руси | Волшебные клубочки | Дзен
Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы
Славянская Комоедица — это "предок" Масленицы. После принятия христианства Комоедицу постепенно "сдвинули" к началу весны и стали праздновать перед Великим постом. О том, как отмечали Комоедицу славяне, и можно ли пообщаться с предками в этот день, разбираемся с Галиной Янко — биоэнерготерапевтом, тарологом и ясновидящей. Как проводилось празднование Масленицы древними славянами Славянская Масленица или, как ее еще называли, Комоедица (на белорусском) праздновалась на протяжении недели, а точнее девяти дней. Праздник Комоедица был одним из самых важных для славян, а потому церковь так и не решилась искоренить его полностью из жизни людей.
Комоедица – Медвежий праздник славян
Под чучелом подразумевается Марена-Зима, после сожжения которой в мир приходит Весна, а с ней и расцвет Земли-матушки. Изготавливали чучело только девушки, наряжая его в старые одёжки. Глаза Марены обязательно рисовались закрытыми, чтобы раньше времени она не смотрела на живых. Пока девушки наряжали Марену, мужчины соревновались в молодецкой удали через игры стенка на стенку, перетягивание каната и т. Как же проходила «главная игра» Комоедицы? Находясь в крепости, Марена была под защитой своих слуг — девушек, ряженых в «хари» обрядовые маски. За Весну же в этой битве боролись парни — «Слуги Ярилы», задача которых осадить крепость и захватить Марену. Захват крепости проходил в три захода по принципу триединства. Каждый заход подразумевал отвоёвывание одного из миров Явь, Навь и Правь.
После третьего захода воины Ярилы брали крепость и захватывали Марену. После чего чучело сжигали. При этом к Марене привязывали старые вещи, чтобы сжечь недуги и всё плохое. Но Масленицей он стал именоваться лишь с XVI века, когда был включён в церковные праздники.
Ныне и присно, и от века до века". Всё это очень похоже на переделку Библейского «Откровения» Иоанна Богослова. Особенно присказки: «Кто сему посланью не верит.. Откровение 21: 1. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. Во-вторых, БОГ придёт живьём и будет среди людей.
Комоедица — один из древнейших языческих славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога : утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес «блинные жертвы» первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество.
В дохристианской древности праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды сожжение соломенного чучела Зимы, печение жертвенного хлеба — блинов, переряживание и т. Комоедица на протяжении многих веков пока не была запрещена церковью, сохраняла разгульный характер, целью ее было повеселиться и немного отъесться за полуголодную зиму, чтобы потом начать работать до самой поздней осени. Комоедицу реабилитировали и дали ей неделю перед Великим постом.
Ты прощай, прощай, да кургузая! Ты не в середу ушла и не в пятницу, А ушла в неделю, кончилось веселье, Со блинами, пирогами, да оладиями, Со хмельным да пивом, со курным пирогом! Прыгают через небольшой костёр, сложенный «шалашиком», обращаясь к Семарглу, чтобы он зажёг снега, а после обязательно умываются снегом или талой водой.
Считается, что талая вода придаёт лицу красоту. Затем прославляют Ярилу, скатывают горящие колёса с горы в честь разгорающегося Солнца. С горы катились, с весной воротились! С этого дня Солнце-юноша Ярило начинает яриться, жарить. Солнечные лучи становятся всё жарче, всё ярче. Текут вовсю ручьи.
Приход Весны неумолим. Однако, хозяин леса, чьим древним именем и назван праздник, всё ещё спит в берлоге. Начинается обряд «Пробуди». В яме, укрывшись валежником, лежит ряженый, изображающий спящего медведя. Участники праздника водят вокруг берлоги хоровод, крича, что есть мочи, стараясь разбудить косолапого, затем начинают бросать в него ветки, снежки, прутья дошедший до наших дней в виде обряда способ первобытной охоты. Девушка убегает, оторвав кусок медвежьей шкуры или медвежью «ногу».
Ряженый встаёт и начинает плясать, подражая пробуждению медведя, затем идёт искать свою потерю, опираясь на костыль, распевая «медвежью» песню: Скрипи, нога, скрипи, липовая! И вода-то спит, и земля-то спит, И по сёлам спят, по деревням спят. Одна баба не спит, да на шкуре сидит, Мою шёрстку прядёт, моё мясо варит, Мою кожу сушит.