Количество падежей в лезгинском языке является одной из особенностей его грамматики и составляет важную часть в изучении этого уникального языка. Количество падежей в лезгинском языке достигает до 40 и даже больше, хотя точное число падежей до сих пор не установлено. В лезгинском языке, как и в других языках, падежи определенных слов могут изменяться в зависимости от рода, числа и падежа. В лезгинском языке существует шесть падежей: номинатив, аблатив, эргатив, датив, генитив и инструментальный.
Лезгийский язык - Lezgian language
Сериальность многих местных падежей в ряде языков выражена чётко и последовательно (лезгинский, табасаранский, агульский), в некоторых она подверглась разрушению. В лезгинском языке обычно выделяют 17 падежей, хотя их точное число может. Каждый падеж в лезгинском языке имеет свои характерные окончания и грамматические правила. Язык относится к лезгинской языковой группе, но сильно отличается от своих собратьев, так как на протяжении долгого времени находится в изоляции — в окружении аварских сел.
Имя существительное
Лезгинский язык подразделяется на три крупные наречия: кюринское, самурское и кубинское. Первое наречие объединяет следующие диалекты: гюнейский основу литературного языка, как отмечено выше , яркинский и курахский. В самурское наречие входят ахтынский и докузпаринский диалекты. К нему примыкают также три смешанных говора: курушский, джабинский и фийский. Кубинское наречие - условное название речи лезгин, проживающих в Азербайджане, поскольку оно до конца еще не исследовано. Особенности кюринского наречия сюда входит речь жителей Сулейман-стальского, Магарамкентского, Курахского и частично Хивского районов таковы: - наличие гласного переднего ряда нижнего подъема аь: кьаьл - лит. Кубинское наречие, как полагают, занимает промежуточное положение между кюринским и самурским. В целом кубинское наречие претерпело заметное влияние азербайджанского языка например, в области числительных и служебных частей речи. Упоминания о лезгинах и их языке находим в древних источниках у античных Геродот, Страбон, Плиний ст. Заслуживает внимания также сообщение о стране " Лакз" в южном Дагестане в хрониках арабских авторов в IX - X вв.
Клапротом в его «Путешествиях... Начало научного изучения лезгинского языка увязывается с деятельностью П. Услара - автора цикла грамматических исследований нескольких кавказских языков. Его монография «Кюринский язык» была закончена в 1871 г. Шифнеру: " Кюринские исследования давно уже окончены; рукопись вышла обширнее аварской... Нынешней зимой займусь ее литографированием". Уже в следующем году отлитографированная лезгинская грамматика была послана А. Шифнеру, который издал на немецком языке ее краткий обзор [Шифнер 1873].
Гайдаров [1987: 104-109] - шесть: изъявительное, повелительное, вопросительное, условное, уступительное и предположительное. Такие расхождения во взглядах специалистов объясняются отсутствием в лезгиноведении единого мнения относительно самого содержания термина "наклонение" например, понятие "наклонение" часто смешивают с более широким понятием "модальность". Изъявительное наклонение выражает реально происходящее действие и не имеет маркированных форм, реализуясь в глагольных временах. Повелительное наклонение, выражающее побуждение или понуждение к действию, как отмечают многие исследователи, различает формы лица. С формальной точки зрения выделяются несколько типов образования императива [ср. Мейланова 1954; Топуриа 1957; Талибов 1986]. Отрицательные формы, трактуемые нередко как формы наклонения, строятся присоединением к соответствующим положительным суффиксов отрицания -ч, -чир прош. Основными формами глагола, дающими начало многочисленным глагольным временам и наклонениям, являются формы масдара, целевая форма и причастие прошедшего времени. От этих лексем, согласно традиции описания, образуются 14 временных форм ср. Целевая форма на -з -из, -аз, -еэ, -уз, -уьз была отмечена еще П. Усларом и названа формой неокончательного наклонения, аналогичной долженствовательным формам аварского языка. Последующие авторы отнеслись к интерпретации этих форм по-разному. Жирков приводит, назвав ее деепричастной, лезгинскую форму на -из -аз, -еэ, -уз, -уьз , по функции в предложении и по значению "близкую аварскому неокончательному на -изе и даргинскому на чIс" [Жирков 1941: 70]. Таким образом, лезгинскую форму, появляющуюся там, где в аварском или же даргинском имели бы долженствовательную форму, Л. Жирков квалифицировал в качестве деепричастия на -з. Гаджиев [1954] назвал эти формы целевыми, имея в виду их основную функцию в предложении -являться частью составного сказуемого, выражающего долженствовательные или целевые отношения, и обстоятельством цели. Мейланова [1967] и Б. Талибов [1966] включают форму на -з в число основных глагольных форм, принимая во внимание ее способность служить основой для образования целого ряда временных форм лезгинского глагола. В одной из последних работ по морфологии лезгинского языка Р.
Партитив — указывает на существительное, выступающее в роли части целого. Аблатив — указывает на существительное, выступающее в роли пространственных обстоятельств. Латив — указывает на существительное, выступающее в роли направления движения. Инессив — указывает на существительное, выступающее в роли места нахождения. Каждый из этих падежей имеет свои особенности и правила использования в зависимости от контекста предложения и грамматической структуры языка. Изучение падежей глаголов лезгинского языка помогает лучше понять и использовать этот язык в речи и письменности. Овладение глагольными падежами лезгинского языка является важным элементом изучения этого языка и его практического применения в повседневной жизни лезгинцев. Падежи местоимений в лезгинском языке Лезгинский язык имеет богатую систему падежей, которая распространяется и на местоимения. В лезгинском языке выделяются следующие падежи местоимений: Именительный падеж кто? Винительный падеж кого? Дательный падеж кому? Родительный падеж кого? Творительный падеж кем? Местный падеж о ком? Звательный падеж: местоимения в звательном падеже употребляются для обращений, выражения эмоций или призыва. Каждый падеж местоимений может иметь свои специфические формы и окончания в зависимости от рода, числа и лица.
В лезгинском языке винительный падеж также используется для обозначения направления или цели. В этом случае окончание слова может изменяться в зависимости от его рода и числа, а также от наличия послелогов. Знание винительного падежа в лезгинском языке позволит лучше понимать и говорить на этом языке, а также изучать его грамматику и лексику. Творительный падеж Как и во многих других языках, в лезгинском языке творительный падеж образуется путем добавления к основе слова специального суффикса. Суффиксы, образующие творительный падеж, могут быть разными в зависимости от рода, числа и падежа слова. Он пишет ручкой. Она разговаривает телефоном. Шам полицей-би пилимма. Они идут с полицейским. Творительный падеж является одним из основных падежей, который используется для указания инструмента или средства действия. Он отличается своими особенностями и правилами образования от других падежей в лезгинском языке.
Текст песни Лезгинский язык - Урок 11. Разбор падежей лезгинского языка.
Сколько падежей в лезгинском языке и какие: основные особенности | В лезгинском языке этому значению предлога on соответствует местный V падеж с аффиксом -л (-ал, -ел). |
Лезгинский язык | гвистического дагестановедения. |
Лезгинский язык
гвистического дагестановедения. В лезгинском языке насчитывается 18 падежей, которые делятся на основные (другие термины: общеграмматические, абстрактные, позиционные, синтаксические), в т.ч. номинатив (абсолютив), эргатив, генитив и датив, и местные (локативные, пространственные). В лезгинском языке существительные могут склоняться по шести падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Сериальность многих местных падежей в ряде языков выражена чётко и последовательно (лезгинский, табасаранский, агульский), в некоторых она подверглась разрушению. Лезгинский язык — один из языков лезгинской подгруппы дагестанской группы иберийско-кавказских языков. Падежи лезгинского языка с вопросами.
Лезгинский культурный журнал
Специфическими здесь являются нехарактерный для других наречий лезгинского языка лабиальный гласный о, аффикс эргатива -джо (= кюрин, -ди, самур. -зи), формант гь в аффиксе исходных падежей, наличие формы звательного падежа, отсутствие направительных падежей. Агентивный -агал Количество падежей в лезгинском языке является одной из особенностей его грамматики и составляет важную часть в изучении этого уникального языка. Количество падежей в лезгинском языке может достигать двадцати или больше.
Лезгинский культурный журнал
Таму къацу парталар алукIна [3. Пережиточное употребление этого падежа в инструментальной функции зафиксировано в устойчивых выражениях типа Ада тIуруни нез, тумуни вил акъудзава посл. Этот факт с достаточной ясностью указывает на стремление языка закрепить за эргативным падежом значение только подлежащего и этим способствовать устранению семантической двусмысленности". Генитив также сочетается со многими послелогами, ср. Дательный падеж суффикс -з, присоединяемый к косвенной основе в основном передает значение косвенного объекта: Угърийри ЦIицIалидиз къизилар кIевнавай чка лагьана [Л. В этом значении он часто употребляется при сложных глаголах: Вуна хаиндиз инсаф авунач [Къ. Другие функции дательного падежа: датив может указывать на лицо или предмет, по отношению к которому совершается действие: Давасуз хьайи дердиниз, ТIебиб, дарман я, бахтавар [Е.
Датив также употребляется с некоторыми послелогами. Ингье, ам базардив агакьна [А. Шофер дирибашвал кваз рулдихъ ацукьна... Селима вичив гвай цIапан тадиз перемдик чуьнуьхна... И гуьлуьшан уьлкведа Юсиф тIвар алай са чубан яшамиш жезвай [Гь.
Глаголы лезгинского языка и их падежи Глаголы лезгинского языка имеют следующие падежи: Номинатив — указывает на существительное, выступающее в роли субъекта глагола.
Аккузатив — указывает на существительное, выступающее в роли прямого дополнения глагола. Датив — указывает на существительное, выступающее в роли косвенного дополнения глагола. Генитив — указывает на существительное, выступающее в роли притяжательного падежа. Инструменталь — указывает на существительное, выступающее в роли средства выполнения действия. Партитив — указывает на существительное, выступающее в роли части целого. Аблатив — указывает на существительное, выступающее в роли пространственных обстоятельств.
Латив — указывает на существительное, выступающее в роли направления движения. Инессив — указывает на существительное, выступающее в роли места нахождения. Каждый из этих падежей имеет свои особенности и правила использования в зависимости от контекста предложения и грамматической структуры языка. Изучение падежей глаголов лезгинского языка помогает лучше понять и использовать этот язык в речи и письменности. Овладение глагольными падежами лезгинского языка является важным элементом изучения этого языка и его практического применения в повседневной жизни лезгинцев. Падежи местоимений в лезгинском языке Лезгинский язык имеет богатую систему падежей, которая распространяется и на местоимения.
В лезгинском языке выделяются следующие падежи местоимений: Именительный падеж кто? Винительный падеж кого? Дательный падеж кому?
Встречаются они лишь в отдельных языках табасаранском, агульском, будухском , а в лезгинском, цахурском, удинском и других языках имеют место позиционно обусловленные непридыхательные согласные.
Геминаты встречаются также среди спирантов, однако они, как показывают исследования, по своему генезису здесь вторичны. От других дагестанских языков Л. Лабиализованные согласные, встречающиеся в большинстве Л. Ударение в Л.
Для морфологии Л. Падежи делятся на абстрактные именительный падеж, эргативный падеж, родительный падеж, дательный падеж и местные. Местные падежи образуют серии со значением нахождения в чём-либо, на чём-либо, под чем-либо, за чем-либо и т. Каждая серия, как правило, состоит из трёх падежей: покой локатив , исход аблатив , направление элатив.
Сериальность многих местных падежей в ряде языков выражена чётко и последовательно лезгинский, табасаранский, агульский , в некоторых она подверглась разрушению. Для Л. Исследования последних лет показали, что лезгинский, агульский и удинский языки также имели эту категорию. Процесс распада категории грамматического класса наблюдается и в табасаранском языке два класса , что подтверждают данные его южного диалекта, где категория класса уже отсутствует.
Характерной чертой Л. Превербы бывают как локальные, так и направительные, а там, где их ныне нет, они отражаются в «окаменелом», непродуктивном, виде в структуре глагольных основ удинский язык. Для большинства Л. Для синтаксической системы Л.
Знание всех шести падежей лезгинского языка представляет собой важный аспект изучения иностранных языков и поможет лучше понять и использовать этот язык в различных ситуациях коммуникации. Общая информация о лезгинском языке Лезгинский язык имеет развитую систему грамматических падежей. Всего в лезгинском языке существует шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Каждый падеж выполняет определенные функции в предложении и имеет свои особенности в образовании и использовании.
Существительные в лезгинском языке изменяются по падежам, числам и родам. Они могут быть одушевленными или неодушевленными. Прилагательные также изменяются по падежам, числам и родам в зависимости от существительного, к которому они относятся. Глаголы в лезгинском языке имеют сложную систему спряжения, которая учитывает различные аспекты, времена, залоги и лица.