Празднование Пасхи — переходящее, и вычисляется Пасхалия (методика расчета даты Пасхи) следующим образом: отмечается Светлое Христово Воскресение после первого весеннего полнолуния — это первое полнолуние, наступившее не раньше дня весеннего равноденствия. Позднее Пасха заняла место центрального праздника в христианском календаре и стала ассоциироваться с воскресением Христа.
Пасха: суть праздника и традиции. Какого числа будет Пасха в 2024?
Для них оставляли открытыми двери, вывешивали полотенца на окна, чтобы усопшие могли навестить родных. Именно поэтому день называется "навским". Не постятся. Светлая пятница Прощеный день Вспоминают и почитают икону Божией Матери "Живоносный источник", освящают воду, которой верующие могут окроплять огороды, чтобы собрать в будущем хороший урожай. Принято отпускать обиды и прощать. Светлая суббота В храмах раздавали особый хлеб — артос.
Этот кусочек весь год хранится дома около икон и дается понемногу заболевшему человеку. По словам этнографов, красный означает "прекрасный", "радостный", а горы почитались как священные места богослужебных обрядов. Церковное название праздника — Антипасха от греческого "вместо", можно перевести как "подобная Пасхе ". Этот день отмечается также радостно, как и само Светлое Воскресенье. Антипасха завершает пасхальные торжества, как бы заново обновляет праздник.
На "Красную горку" многие стремились вступить в брак, поскольку, согласно церковным правилам, это первый день с начала Масленицы и Великого поста, когда можно венчаться. Есть примета, что если женишься на "Красную горку", брак будет счастливым и долгим. Снятое с креста тело обвили плащаницей и положили в пещере. Прежде Христос говорил о своем воскресении на третий день после окончания земной жизни, поэтому иудейские первосвященники попросили поставить на входе стражу — чтобы ученики не могли тайно вынести тело учителя.
Слайд 15. Среди друзей Спасителя оказался предатель — Иуда. За деньги он предал Христа. Слайд 16. Иисуса обвинили во лжи и распяли на кресте. В то время это было самое страшное и позорное наказание было распятие на кресте, потому что так убивали только бандитов.
Он мог избежать ареста, но пожелал добровольно принять страдания и смерть, чтобы люди, благодаря Его жертве, были очищены от их дурных дел. Тогда они все смогут получить прощение и жить вечно. Иисус пережил муки, которые не описать словами. Слайд 17. Когда Христа казнили, земля дрогнула, горы сдвинулись с места, произошло солнечное затмение. Земля погрузилась в полную темноту на несколько часов. Это случилось в пятницу, которая теперь называется Страстной по названию страстей, пережитых Иисусом. Слайд 18. Иисус умер, его тело положили в пещеру. Вход закрыли камнем.
Слайд 19. В ночь на воскресенье произошло страшное землетрясение и камень, который закрывал вход в пещеру, куда положили Иисуса, отвалился. Рано утром в воскресенье несколько женщин отправились к пещере.
По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!
Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» 1 Кор. История формирования праздника Воскресения Христова В первые века христианства различали Пасху крестную и Пасху воскресную. О чем свидетельствуют святые отцы и учители Церкви второго-третьего веков по Р. Первая Пасха была посвящена воспоминаниям о крестных страданиях Спасителя. Поэтому отличалась самым строгим постом и совпадала с иудейской пасхой.
Поскольку Господь именно во время нее принял смерть на Кресте. И тогда христиане подвизались в подвигах самого строго поста вплоть до Пасхи воскресения. Ныне такого деления не существует. Однако воспоминания крестных страданий Спасителя совершается на Страстной седмице, особенно в длительные, но необыкновенно трогательный для сердца каждого православного богослужения Великого Четверга, Пятка и Субботы. И заканчиваются скорбной пасхальной полунощницей, совершаемой перед плащаницей символизирующей положение Христа во гроб , которую, по окончании этого богослужения, заносят в алтарь.
Эта служба совершается перед, собственно, Пасхальным богослужением, за несколько минут до него. Дата Пасхи: как она устанавливается Следует также заметить, что в первые века христианства разные христианские общины праздновали Пасху в разное время: одни вместе с иудеями, другие — в первое воскресенье после иудейской пасхи. На этой почве во втором веке по Р. Поскольку некоторые конкретно, папа римский Виктор придавали этому разделение слишком большое, догматическое значение, считая несогласных с традицией тогдашней Римской Церкви чуть ли не еретиками. В связи с чем святитель Ириней Лионский написал папе Виктору примирительное послание, в коем указал, что это разделение не имеет не догматическое, но обрядовое значение.
Окончательно этот вопрос был решен в 325 году на Первом Вселенском Соборе, на коем епископы всех Поместных Церквей постановили праздновать Пасху в один день. А именно: «В первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в правилах святых Апостолов, согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями». Почему каждый год Пасха празднуется в разные дни Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный равноденствие , но и лунный календарь полнолуние. Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу.
Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года. Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи — круг Солнца 28 лет и круг Луны 19 лет — повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира».
Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина». Самая ранняя и самая поздняя Пасха Поэтому и празднуется Пасха каждый год в разные дни в зависимости от сочетания солнечного и лунного календаря в соответствии с великим индиктионом. Самая ранняя Пасха по нему бывает по новому стилю 4 апреля, а самая поздняя — 8 мая.
Подготовка к Пасхе — Великий пост Великий пост продолжается ровно сорок дней — с понедельника первой седмицы поста по пяток включительно шестой седмицы. И по своей аскетической сущности подготавливает православных к Светлой Пасхе. Используя при этом те благодатные особенности закона Христова, кои позволяют обойти фундаментальный этический закон, связывающий земные наслаждения со страданиями. Этот закон был дан еще прародителям после их грехопадения, в их лице он перешел на все человечество, но обнаружен и философски сформулирован был лишь за несколько сот лет до Рождества Христова древнегреческими философами. И состоит он в том, что любое земное наслаждение необходимо связано со страданием.
Так, к примеру, чтобы испытать наслаждение от вкушения пищи, человек должен быть голоден. Но если первое есть наслаждение, то голод — это, очевидно, страдание; и одно невозможно без другого! А чтобы испытать наслаждение от пития, сначала надобно испытать жажду. Как и Господь сказал самарянке: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять» Ин. Но Спаситель дал и то, что было неизвестно философам.
Они, правда, также пытались повернуть этот закон вспять и получать наслаждения чрез предварительное терпение страданий. Но эти философские системы не прижились и выродились в самый откроенный гедонизм, как, например, учение Эпикура. И неудивительно, поскольку страдать, чтобы потом получать удовольствие — нелепо и глупо. Как в том анекдоте, в коем некто пытается наслаждаться, лупя молотком по своим пальцам или другому месту. Вопрос: а когда же он получает удовольствие?!
А когда престанет бить, — что и смешно, и глупо. Великим же постом в православии используется принцип вражды между плотью и духом. Как говорят святые отцы, если плоть процветает — то дух увядает, и наоборот, некоторое добровольное злострадание плоти приводит к расцвету духовной жизни. Что прекрасно чувствует каждый православный, когда проходит поприще Великого поста с его великолепными покаянными богослужениями, стихирами и песнопениями, начинающимися: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию». Итак, потеряв кое-что немногое телесно, мы благодатно обретаем весьма многое духовно.
Таким образом, в целом нисколько не лишаясь, ибо не очень большая телесная скорбь с избытком покрывается радостью духовной. Но вот проходит пост, наступает Страстная седмица, время особого воздержания и особых богослужений, особенно Страстных пятка и субботы. Так вечером в Великий Четверг совершается утреня Великого пятка, с чтением двенадцати Евангелий, в каждом из которых воспоминаются крестные страдания Спасителя. В самый же Великий Пяток совершается вечерня Великой Субботы с изнесением плащаницы. А затем в Субботу совершается чин Погребения Спасителя.
Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» Исаия 53:4-7 9. Кровь защищает на Суде. В течение Седер участники должны погрузить мизинец в их бокал с вином и, перечисляя свои грехи прим. Вино символизирует разные грехи и беспокойства. Когда Бог видел кровь, Он проходил мимо этого дома и не воспоминал грех не вершил суд над израильтянами. Аналогично кровь ягненка покрывает и защищает нас от Суда: «Они победили его кровию Агнца…» «его» — сатану, Откровения 12:11а. Тема Новой жизни. Кухня Пасхи включает овощи и травы, традиционные для Седер, которые подают к столу и как закуску, и как напоминание. Карпас напоминает про весну — символ начала новой жизни. И многие другие подобные символы, которые объединяют этот праздник: свобода, перерождение, новая жизнь, надежда даже среди отчаяния.
Афикоман — преломление хлеба и возвращение к жизни. Во время Седер бездрожжевой хлеб разламывают на три части, их прячут прим. Этот кусочек и называется афикоманом. Ясный и красноречивый образ терзаний Христа, Его погребения и воскресения. Это как бы тот самый хлеб, который в последний Седер Иисус преломил и сказал: «Сие творите в воспоминание обо Мне». Та самая чаша вина, о которой Христос сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов! И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» Евангелие от Матфея 26:26-29. Третья чаша вина. Третья чаша вина традиционно называется «чашей искупления».
Чаша символизирует самый последний шаг Бога, который принес нам всем искупление через страдания Его Сына на Кресте. Очевидно и абсолютно ясно, что Христос имел в виду, когда разделил чашу вина с Его учениками. Осознание связи Иудейской Пасхи с Вечерей Господней принесет более глубокое понимание и благодарность за еженедельное Причащение. Песах и современная Пасха Традиционно, к несчастью, Пасха зачастую затмевает Песах. Пасха ассоциируется с кроликами и яйцами, которые пришли из языческих традиций, почитающих Весну. Эти традиции перемешались с празднованием воскресения и мотивом новой жизни. Однако, на основании Библии есть много причин делать более значимым и отмечать Песах более Пасхи. И на самом деле все больше и больше христиан соблюдают Седер помимо их традиционных праздников, и даже всю «святую неделю». Особенно, когда традиционная Пасха и Песах иудеев совпадают по Иудейскому и Григорианскому календарю. Выводы Пасха прекрасный символ освобождения от рабства — и физического и духовного.
Пасха уходит корнями в историю, но не традиции! Хотя традиции, которые добавили авторы Талмудов прим. К несчастью, многие типичные евреи и почитатели Аггада могут и кое в чём просто «закопаться», потеряв настоящие чувства в сердце. Мы всегда нуждаемся в постоянном обращении к Писанию, чтобы возвращать всему истинное значение. Волнение во время изучения Библии о Пасхе наполняет нас, когда мы понимаем как все эти символы и отдельные события возвращают к тому, как Сам Бог вершил историю, как Он использовал кровь ягненка на косяках дверей, чтобы защитить людей, и как это предсказывало будущую кровь Агнца на дереве креста. Он искупил все человечество! Он далее будет назван «Агнец Божий, Кто взял наказание мира…» по Исаия 53:5. Приход Иисуса из Назарета — это больше, чем случайное совпадение. Когда Иисус пришел в Иерусалим в Вербное воскресенье прим. Он потом искал, чтобы быть на последней вечере на Седер с Его учениками, которые потом передали нам заповедь о причащении.
Пасху праздновали и до воскресения Иисуса, но об этом мало кто знает
Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. В статье подробнее расскажем, когда Пасха в 2024 году, что это за праздник и какое у него значение. Когда в 2024 году православные верующие отмечают Пасху, каковы традиции, символы и приметы праздника — в материале «Вечерней Москвы». Пасха — это, в сущности, языческий праздник, во время которого мы дарим открытки, подарки и окружаем себя пасхальной символикой, потому что это доставляет нам удовольствие и древние символы до сих пор не утратили своей актуальности. Согласно православному обычаю, перед этим праздником начинается Великий пост (ВП), который продолжается 40 дней и заканчивается в день Пасхи. Чаще всего католическая Пасха наступает раньше, но иногда праздник у разных ветвей христианства выпадает на один день.
Как рассказать детям об истории возникновения праздника Пасхи
Евангельские чтения этого дня содержат описание Страстей Христовых. Последний день перед Пасхой — Великая Суббота, в Евангельских событиях описано снятие с креста Иисуса и погребение. По окончании литургии верующие уже готовятся к празднику, а в церкви начинают освещать пасхальные угощения. Что можно и нельзя делать на Пасху? Пасхальное богослужение завершает Страстную неделю. Ночную службу стараются посетить даже те, кто редко бывает в церкви, поэтому приходить в церковь лучше заранее. Ровно в полночь прихожане во главе со священничеством обходят храм крестным ходом с радостными возгласами "Христос Воскресе". И затем в течение сорока дней, до самого отдания Пасхи окончание празднования Воскресения Христова , верующие будут приветствовать этим возгласом друг друга вместо слова — "здравствуйте". По традиции кулич разрезают горизонтально, а верхушку с глазурью съедают в последнюю очередь Фото "Интерфакса" После службы христиане, постившиеся более сорока дней, возвращаются домой, где "разговляются", накрывая красивый и богатый стол с особыми кушаньями — куличами, яйцами и самой пасхой. Читайте также Ураза-байрам 2024: как праздновать, что можно и нельзя делать? Подготовкой праздничных блюд к Пасхе хозяйки занимают на предыдущей Страстной неделе.
По сложившейся традиции, чаще всего это делают в Чистый четверг. В Великую субботу приготовленные угощения — пасху, куличи, крашенные яйца — несут в церковь, чтобы освятить. На праздный стол кулич ставят в центре и нарезают горизонтально. Считается, что верхушку с глазурью нужно съедать в последнюю очередь, однако эту традицию сложно соблюсти семьям с детьми, которым обычно и достается самая аппетитная часть кулича. Не принято в Пасху заниматься уборкой или другой домашней работой. В этот день все верующие должны отложить свои бытовые дела и посвятить его богослужению, поздравлению родных и близких, накрыть стол, пригласить гостей и поделиться гостинцами с теми, кто не может сам себе позволить дорогих угощений. Пасхальная неделя Первая пасхальная неделя называется Светлой седмицей, в этом году она выпадает на 5-12 мая. В эти дни никто не должен поститься и каждый день можно причащаться. В народе этот период отождествляли с новым годом жизни — говорили, дожить от Пасхи до Пасхи. Всю неделю в церкви идут такие же богослужения, как в пасхальную ночь, они проходят при открытых в алтарь Царских вратах.
Поэтому верующие могут наблюдать все происходящие внутри таинства. В некоторых храмах в знак особой божественной радости по окончании службы разрешают ударять в колокола всем желающим. Традиции Одна из традиций пасхи — дарить друг другу крашенные яйца с троекратным целованием и приветствием — "Христос Воскресе! Когда она протянула императору руку с яйцом со словами "Христос Воскресе! В Древней Руси пасхальному яйцу придавалось сакральное значение.
А сам Дионис вернул к жизни свою мать, Семелу. По иронии культ Кибелы когда-то процветал именно в том месте, где сейчас находится Ватиканский холм. Возлюбленный Кибелы Аттис был рожден девственницей, умер и воскрес. Этот весенний праздник начинался в черную пятницу и достигал своего апогея через три дня, когда люди отмечали его возрождение. В самом начале христианской эпохи на Ватинканском холме произошел жестокий конфликт между последователями Иисуса и язычниками, которые поспорили о том, чей бог был истинным, а чей — лишь имитацией.
Здесь стоит отметить, что в древнем мире в тех местах, где были популярны мифы о воскресших богах, христианство обретало множество новых последователей. Таким образом, в конце концов, христианство нашло некий компромисс с языческим праздником весны. Хотя в Новом Завете мы не находим никаких упоминаний о Пасхе, первые отцы церкви праздновали ее, а сегодня во многих церквях на Пасху проходят «рассветные службы» — очевидный отголосок древнего языческого культа солнца. Дата Пасхи не фиксирована и определяется фазами Луны — разве это не показатель ее языческих корней? Многие атрибуты Пасхи также имеют языческое происхождение.
Пасхальное богослужение заканчивается процессией вокруг храма и величественным «Христос Воскресе! Сегодня, в современном мире, празднование Пасхи остается важным событием для миллионов православных христиан. Пасхальные традиции и символы напоминают о связи с историей, культурой и верой, а также являются мостом, соединяющим прошлое и настоящее. Пасха продолжает объединять людей разных поколений, социального статуса и культурного наследия, напоминая о главных ценностях христианства — любви, вере и надежде. Традиции и обряды православного праздника Пасхи Традиции и обряды православного праздника Пасхи берут начало из древнейшей истории христианства и имеют глубокий символический смысл. Они отражают радость Воскресения Христа и победу жизни над смертью. Подготовка к празднованию Пасхи начинается с Великого поста , который длится 40 дней и заканчивается Страстной седмицей. В это время верующие соблюдают строгий пост, посещают богослужения, молятся и занимаются духовным самосовершенствованием. На протяжении Великого поста православные христиане занимаются благотворительностью, а также готовятся к празднику. В чистый четверг принято убирать дом и готовить праздничное угощение: куличи и пасху. Кулич — символ радости Воскресения, его готовят из сладкого теста с изюмом и украшают глазурью и цветными присыпками. Пасха — особый вид творожной закуски, которая готовится из творога, сливок, сахара и яиц. Важным символом Пасхи являются крашеные яйца, которые традиционно окрашивают в красный цвет. Красный цвет символизирует кровь Христа, пролитую на кресте, а яйцо — символ новой жизни и Воскресения. Верующие дарят друг другу крашеные яйца в знак любви и единения. Торжественное празднование Пасхи начинается с пасхального богослужения в ночь с субботы на воскресенье. Богослужение включает в себя несколько этапов: Вечерня с полунощницей. Праздничное богослужение начинается с Вечерни, которая сочетается с полунощницей — службой, посвященной Христову погребению. Верующие собираются в храме, где освящают куличи, пасху и крашеные яйца. Пасхальный крестный ход. После Вечерни начинается крестный ход вокруг храма. Верующие, неся в руках крашеные яйца и свечи, ходят вокруг церкви три раза, символизируя Христово Воскресение и победу над смертью. Пасхальная заутреня и литургия. Затем начинается заутреня, во время которой происходит чтение Евангелий и пение пасхальных тропарей. После заутрени следует Божественная литургия, в ходе которой совершается таинство Евхаристии. Радостное приветствие и пасхальные обычаи. После богослужения верующие радостно приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! Такое приветствие символизирует обновление духовных связей и радость общения в свете Воскресения Христова. Традиционно после пасхального богослужения верующие собираются за праздничным столом, чтобы насладиться освященными куличами, пасхой и крашеными яйцами. В праздничные дни Пасхи принято посещать родственников и друзей, радоваться Воскресению Христову и укреплять духовные связи. Празднование Пасхи продолжается в течение всей Светлой седмицы , которая символизирует вечное радостное состояние, достигаемое в результате Воскресения Христова. В течение этой недели богослужения проводятся с особым торжеством, а православные христиане уделяют время молитве, посещению храмов и семейным собраниям. Празднование Пасхи завершается на сороковой день после Воскресения Христова — Вознесением Господним , когда Христос вознесся на небо перед глазами своих учеников. Это событие олицетворяет завершение земной миссии Спасителя и начало новой эры, когда верующие становятся свидетелями Его Воскресения и проповедуют Его учение по всему миру. Пасха является самым значимым и величественным праздником для православных христиан. Она символизирует победу жизни над смертью, света над тьмой, добра над злом.
Сама структура славянской свадьбы воспроизводила календарную традицию: невесту оплакивали, пели прощальные песни, да и ей самой полагалось печалиться, ведь новобрачная разрывала связь со своим родом и покидала отчий дом. В конце обряда молодых принято было осыпать семенами, подобно вспаханному полю, чтобы брак оказался плодородным и принес новую жизнь. Хорошим примером сращивания христианских традиций с древними аграрными обрядами служит интересный обычай катания священника в полях. Разумеется, городским священнослужителям не приходилось идти на такой компромисс для поддержания добрых отношений с паствой, а вот сельским батюшкам и дьячкам порой доставалось. В Толковом словаре Даля можно отыскать поговорку-присказку «Уроди Бог повальный хлеб», которую принято было произносить при пасхальном валянии «для урожаю попа по ниве». Крестьяне верили, что подобное действие увеличивает шансы молодых всходов — батюшкам же не оставалось ничего другого, как проявлять подлинное христианское смирение. Пасхальное валяние попа по ниве для урожаю На Руси пасхальные гуляния — лишь один из аккордов в сложной симфонии обрядовой встречи весны и проводов зимы, в которой Масленица знаменует ритуальное умирание и поминовение, а Пасха — воскрешение и новую жизнь. Одолженные символы: яйца, кулич и верба Как и любой праздник, Пасха не обходится без сопутствующих атрибутов. В России чаще всего встречаются крашеные яйца, кулич и верба. Интересно, что ни один из этих предметов не является исконно христианским. Расколотое на две половинки яйцо формирует небо и земную твердь, а желток становится солнцем. На Радоницу, весенний славянский праздник поминовения, яйцами «кормили землю», то есть задабривали умерших предков. Чтобы добиться загробного покровительства, славяне крошили вареные яйца на кладбищах. Яйца служили подношениями дедушке-домовому, чтобы подсобил в хозяйстве. Известно поверье, что пастух за два куриных яйца мог заставить служить самого лешего. Яйцо служило и оберегом — надежной защитой против нечисти, им выкатывали порчу. И, конечно, в яйце была спрятана Кощеева смерть. Field Традиция красить яйца была известна еще в дохристианский период, тогда яйца покрывали весенним растительным узором или расписывали цветами земли и неба, в память о том самом первом — Мировом яйце. Более 30 лет знаменитые яйца Карла Фаберже выступали пасхальной традицией Российского императорского дома. Всего ювелиром было изготовлено 52 императорских яйца, а самым первым из них стало яйцо «Курочка» — драгоценный подарок Александра III его супруге Марии Федоровне. Санкт-Петербург, 1885. Фирма К. Фаберже, Пасхальное яйцо «Коронационное». Санкт-Петербург, 1897. Фаберже, мастер М. Перхин, копия кареты изготовлена Г.
Пасха глазами религиоведа: подлинная история праздника
Христиане прославляют Господа словами: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне! Церковь предлагает прихожанам поменьше думать в это время о благах телесных и больше о духовных. Неделю перед Пасхой называют Страстной седмицей неделей. Каждый день седмицы связан с событиями последних дней из земной жизни Христа. Великий понедельник и Великий вторник — воспоминание последних бесед Иисуса Христа с народом и учениками.
В эти дни на Руси убирают в домах, пекут куличи и приготавливают яйца. Великая среда. Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариотский, будучи жадным к деньгам, пришёл к первосвященникам и сказал: «Что вы дадите мне, если я вам предам Иисуса? С того времени Иуда ищет удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе. Великий четверг — установление таинства святого причащения, предательство Иуды.
В четверг Страстной седмицы вспоминается в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство святого причащения. В Чистый четверг, когда куличи уже испечены, дома порядок и ничто земное нас уже не отвлекает, православные люди идут причаститься Святых Христовых Тайн за утренней литургией, в воспоминание того самого первого Причастия, которое было установлено Спасителем на Тайной вечери в Иерусалиме. Чистый четверг не потому Чистый четверг, что в этот день ходят в баню или протирают мебель от пыли, а потому, что люди приходят в храм исповедаться и причаститься. Великий пяток пятница — крестная смерть Иисуса Христа, погибель Иуды. Последний суд над Иисусом Христом у Пилата, бичевание Спасителя.
Евреи принимают на себя и на своё потомство ответственность за смерть Господа. Спаситель с крестом идёт к Голгофе. Распятие Господа в 12 часов дня. Тьма на всей земле с 12 до 3 часов. В 3 часа — крестная смерть Иисуса Христа.
Воин пронзает копьём ребро Спасителя. Иосиф снимает тело Христа и обёртывает его в плащаницу. Погребение Спасителя в пещере. В Великую пятницу литургии не бывает, т. На вечерне священнослужители поднимают плащаницу т.
Это совершается в воспоминание снятия с креста тела Христа и погребения его. В этот день обязательно надо прийти к Святой плащанице всей семьёй, с детьми и внуками, приложить даже самых маленьких к этой святыне.
Воскрес Христос — и радуются ангелы! Воскрес Христос — и торжествует жизнь! Воскрес Христос — и никто не мёртв во гробе: ибо Христос, восстав из мёртвых, стал Первенцем из умерших 1Кор. Ему слава и держава во веки веков! После этого прославляется сам великий проповедник, чья Литургия начнётся через несколько минут: поётся тропарь святому Иоанну Златоусту: «Благодать уст твоих, воссияв, как свет огня, просветила Вселенную.
Она не сокровища сребролюбия снискала миру, а показала нам высоту смиренномудрия твоего. Ты же, своими словами научая нас, отче Иоанне Златоусте, моли Слово — Христа Бога — о спасении душ наших». Затем следуют две ектеньи, главопреклонная молитва, заключительные возгласы и читается пасхальный отпуст: «Христос, воскресший из мёртвых, Своею смертью победивший смерть и находящимся в гробах даровавший жизнь, — истинный Бог наш; ради молитв Пречистой Своей Матери и всех святых помилует и спасёт нас как Благой и Человеколюбивый»! Часы Святой Пасхи Часы, отделяющие пасхальную Заутреню от Литургии, проходят для многих незамеченными, потому что не читаются, как обычно [19] , а поются, и состоят не из псалмов составляющих их основу , а из избранных пасхальных песнопений, легко узнаваемых на слух. В приходской практике эти Часы иногда опускаются ради экономии времени. Равным образом и другие богослужения первого дня Пасхи и всей Светлой седмицы т. Вообще же чтение Псалтири, сборника ветхозаветных гимнов и молитв, носящих преимущественно покаянный и минорный характер, упраздняется на всю Светлую неделю потому, что «сень ветхозаветная не имеет уже места при лучезарном сиянии новозаветной благодати» [12.
Божественная Литургия Пасхальная Литургия совершается по чину святого Иоанна Златоуста и начинается обыкновенно около часу пополуночи. Литургийное Апостольское чтение — из Книги Деяний Святых Апостолов 1:1-8 — повествует о явлении Спасителя ученикам по воскресении, о повелении не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного Духа Утешителя, сошествие Которого положит начало Царству Небесному на земле — Церкви Христовой. Литургийное Евангельское чтение — Пролог Евангелия от Иоанна 1:1-17 — переносит нас в вечность, но одновременно удивляет своим содержанием, потому что ничего не говорит о воскресении Христовом [20]. Однако это несоответствие только кажущееся. На самом деле повествование возлюбленного ученика Господа — это высшее откровение об Истине, лежащей в основе всей Священной истории. Здесь мы находим первые догматические формулировки позднее развитого Церковью учения о Богочеловеке и Богочеловечестве. Мы слышим о воплощении предвечного Логоса Слова , Второго Лица Святой Троицы, ставшего Богочеловеком Иисусом Христом, о принятии Им реальной человеческой природы и о плодах этого спасительного вочеловечения.
Этот возвышенный гимн в честь Воплощённого Слова Божия, написанный ритмической прозой, дважды стихи 6-8 и 15 прерывается обращением к свидетельству Иоанна Крестителя — последнего пророка Ветхого и первого пророка Нового Завета, высоко почитавшегося в народе многие хотели видеть в нём Мессию. В ознаменование вселенского по-гречески экуменического характера Христианства принято читать этот фрагмент на разных языках, в первую очередь на трёх «священных» — еврейском, греческом и латинском. Апостольское чтение [21] [Последние наставления ученикам] 1В первой книге, Феофил, я рассказал обо всём, что делал Иисус и чему Он учил с самого начала 2до того дня, когда Он был вознесён, дав прежде повеления апостолам, которых Он избрал Духом Святым, 3которым и предстал после Своих страданий живым, доказывая это многократно, в течение сорока дней являясь им и говоря с ними о Царствии Божием. С древнейших времен существует обычай освящать Пасхальную ночь причащением Святых Тайн, потому что Пасхальная радость — это прежде всего радость Евхаристическая. Именно к этому «пиршеству веры» а не к ломящемуся от долгожданных окороков и паштетов праздничному столу приглашает нас уже прочитанное Огласительное Слово святого Иоанна Златоуста! Пасхальная Вечерня В этот же день Светлого Христова Воскресения первый день Пасхи , в пять или шесть часов вечера, совершается краткая, но торжественная Пасхальная Вечерня, посвящённая воспоминанию чудесного явления воскресшего Господа своим ученикам. Собравшись в своём обычном доме, плотно затворив двери страха ради иудейска, с надеждой и смятением обменивались они рассказами о случившемся в этот день: о пустом гробе и лежащих в нём погребальных пеленах, виденных подругами несчастной Марии, о словах ангела, о встрече некоторых из них с восставшим Учителем.
И вдруг «пришёл Иисус, стал посреди, и говорит им: «Мир вам! Но не было здесь, по промыслу Божию, апостола Фомы, и предстояло ему терзаться сомнениями целую неделю. Евангельское чтение на Вечерне [Явление ученикам в горнице] 19В тот же первый день недели, — вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из страха перед иудеями, — пришёл Иисус, стал посреди, и говорит им: «Мир вам! Ученики обрадовались, увидев Господа. Но он отвечал: «Пока не увижу на Его руках следы от гвоздей и не вложу в эти раны палец, а в рану на боку — руку, никак не поверю! Вечерня заканчивается диаконским восклицанием «Премудрость! Но для пасхального богослужения этого мало, мы хотим ещё и ещё раз поделиться друг с другом переполняющей нас радостью.
Поэтому возглавляющий богослужение предстоятель, высоко поднимая крест, трижды обращается к нам со словами пасхального приветствия: Христос воскресе! Хор трижды поёт пасхальный тропарь и его своеобразное продолжение, в котором мы выражаем уверенность в том, что вечная жизнь дарована Христом не только «пребывающим во гробах»: «И нам Он Христос даровал жизнь вечную, поклоняемся Его тридневному воскресению»! Так заканчивается этот необыкновенно длинный, но легкий и радостный, единственный в году День Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица. Пасхальные обряды и обычаи Чтобы как можно наглядней выразить смысл великого пасхального торжества, Православная Церковь на протяжении столетий сформировала и ввела в богослужебный и домашний обиход некоторые древние обычаи и обряды, которыми мы зримо «обряжаем» и делаем доступными для всех наши мысли и переживания. Вся пасхальная Светлая неделя по-церковному седмица представляет собой словно бы затянувшееся празднование первого дня Пасхи. Каждый день совершаются те же пасхальные богослужения, только торжественный крестный ход переносится на конец Литургии.
Царские и боковые врата в алтаре не закрываются круглые сутки, и только в этот, ни с чем не сравнимый, отрезок времени, верующие могут созерцать всё происходящее там во время службы. Столь красивым символическим жестом Церковь зримо напоминает христианам о Царствии Небесном, дарованном всем нам Воскресшим Христом. Кроме того, во всю Светлую неделю колокола могут освящать воздух своим радостным звоном день и ночь это зависит от усердия и здравого смысла звонящих. Только в это время дозволяется звонить всем желающим разумеется, не во время богослужения , а не только прошедшим выучку звонарям. Этот неудержимый пасхальный благовест, или благая радостная весть, разносящаяся над землёй и устремляющаяся к небесам, — знак Божественной победы над древними врагами человечества — диаволом и даже самой смертью. Знаменательно, что Церковный устав повелевает нам не только до отдания Пасхи, но даже до Дня Святой Троицы молиться стоя, — ведь земные поклоны, часто совершаемые в иное время особенно в Великом Посту , символизируют недостоинство падшего человека. Но такое униженное переживание древнего грехопадения несовместимо с пасхальным торжеством победы над его последствиями, — и потому коленопреклонения отменяются.
В среду — Цареградская и Касперовская иконы. В среду прославляется «Собор т. В пятницу чествуется икона Божией Матери «Живоносный Источник», и совершается малое освящение воды. Субботней Литургией и крестным ходом Светлая седмица завершается. Царские и боковые врата затворяются до следующей Пасхи, и от этого всегда становится грустно. К числу особых пасхальных обрядов относится благословение артоса [24] и красных яиц. Слово артос в переводе с греческого языка означает просто «хлеб».
У нас так называется высокий хлеб цилиндрической формы, напоминающий большую просфору. Действительно, согласно церковному Уставу, артос — это «всецелая просфора с крестом, на ней изображенным» [74. В реальной церковной практике в центре артоса обычно помещается изображение сцены Воскресения Христова, а по окружности — полный текст пасхального тропаря Христос воскресе... Артос освящается сразу по окончании пасхальной Литургии в алтаре в современной приходской практике — на солее. В ней артос понимается как праздничное приношение «в честь и славу и в воспоминание славного воскресения» Сына, а также подчёркивается его связь с еврейским жертвенным пасхальным агнцем. Мы помним, что важнейшие иудейские пасхальные обряды имеют для христиан прообразовательное значение предварительное, указывающее на будущие : их смысл до конца раскрывается лишь в событиях евангельской истории. После освящения артос полагается на аналое, как правило — у Царских врат, рядом с образом Воскресения Христова, где пребывает в течение всей Светлой седмицы.
Согласно приходской практике, во время каждодневного крестного хода артос обносится вокруг храма и возвращается на прежнее место. В монастырях артос после пасхальной Литургии торжественно переносится в трапезную при пении пасхального тропаря. После трапезы совершается «Чин возношения артоса», заменяющий собой «Чин о панагии». При этом келарь и братия обмениваются приветственным возгласом Христос воскресе! Затем, после целования артоса, он вновь переносится в храм при пении 9-й песни пасхального канона. Обряд повторяется во все дни Светлой седмицы. После Литургии Светлой субботы в храмах читается «молитва на раздробление артоса», в которой священник просит, «чтобы все, вкушающие артос, телесного и душевного благословения и здравия сподобились».
Затем артос «раздробляется» режется на мелкие части и раздается всем молящимся в храме вместо антидора. Это делается в знак нашей таинственной трапезы с Воскресшим Господом и в память о радостном общении и праздничных братских трапезах древних христиан, сердца которых не были такими чёрствыми и эгоистичными, как наши. Артос также символически напоминает пять хлебов, которыми Христос чудесно накормил множество следовавшего за Ним народа Мф. В монастырях артос раздробляется и съедается уже в трапезной, непосредственно перед обедом. Историческое происхождение артоса связывается с обычаем апостолов. Они привыкли вкушать трапезу вместе с Учителем и отлагали для Него часть хлеба и по Вознесении, переживая Его невидимое с ними соприсутствие и надеясь на внезапное явление. Таким образом, артос напоминает нам о таинственном пребывании с нами воскресшего Сына Божия, ставшего истинным «Хлебом жизни» Ин.
Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими кулич «домашний артос» [25] , долго украшающий наши праздничные столы. Мы вкушаем его вместе со Христом, просто, по нашей немощи, не можем Его видеть. Впрочем, это не страшно: «Блаженны не видевшие и поверившие! Это значит, что мы более счастливы, чем многие Его видевшие и сомневавшиеся! Обычай дарить яйца восходит ещё к дохристианским временам. Народы Азии преподносили их друг другу в знак уважения в день нового года, дня рождения и других важных случаях, желая при этом прибавления потомства а яйцо для этого — хороший знак! Для нас же пасхальное яйцо — замечательный символ скрытой жизни, победоносно сокрушающей мертвенную скорлупу гроба.
Нужно только, чтобы зародыш птенца был объят, проникнут и возбуждён теплотой материнской крови, — то есть нужно, чтобы зародыш небесной жизни в человеке был объят, проникнут и возбуждён Животворящей силой Крови Христовой! Обмениваясь яйцами при пасхальном приветствии, мы зримо напоминаем друг другу о главном догмате нашей веры — Воскресении Богочеловека Иисуса Христа. Красный цвет указывает на животворную кровь Агнца Божия, заменившего собой кровь первых пасхальных агнцев в ночь исхода из Египта, и вообще все ежегодные жертвы ветхозаветных агнцев в давно сожжённом Иерусалимском храме [26]. Пасха — праздник сорокадневный Приветственные и кулинарные пасхальные обряды заканчиваются для многих на третий день или с окончанием Пасхальной недели. При этом люди с удивлением воспринимают пасхальное поздравление Христос воскресе! Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого величайшего для нас в мировой истории события продолжается в течение сорока дней — в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа.
Здесь — ещё одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более девяти дней [27] «Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств. Лишь в среду шестой недели седмицы по Пасхе, накануне праздника Вознесения, совершается отдание этого величайшего христианского торжества. Умолкают и ставшие уже привычными за сорок дней приветственные возгласы Христос воскресе!
Евангелия говорят, что Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трёх часов пополудни и был погребён до наступления темноты. На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин Мария Магдалина, Иоанна, Саломия и Мария Иаковлева и другие с ними несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от гроба? Но камень был уже отвален, и гробница пуста. Это увидела и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Пётр и Иоанн, и жёны-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших ко гробу одни за другими.
Есть и рассказы о том, как воскресший Христос являлся ученикам и беседовал с ними. Значение праздника Для христиан этот праздник означает переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения: «Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия». Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками. Своим Воскресением Иисус Хритос благословил и утвердил воскресение для всех людей.
Но следует помнить: ограничения предназначены для сильных и здоровых людей. Нарушать пост можно беременным женщинам, детям, военным, путешественникам, больным, кормящим матерям и тем, кто занимается тяжелой физической работой.
Но питание — это еще не всё. Во время Великого поста важно соблюдать другие запреты: нельзя злиться, ругаться, ссориться с родственниками и друзьями, предаваться зависти или унынию. Подготовку к воскресному празднику следует начинать заранее, ведь иначе можно не успеть. В понедельник следует навести порядок в доме, во время Пасхи уборка запрещена. Во вторник можно закупить продукты для праздничного стола, в среду — начинать печь куличи и красить пасхальные яйца. В субботу освящают куличи и яйца, а в воскресенье начинается сам праздник. Праздник Пасхи: традиции Первый и всем известный обычай — это, конечно же, христосование.
Верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе! После этого можно трижды поцеловаться и обменяться пасхальными яйцами. Так можно здороваться еще 40 дней — до самого Вознесения, однако, конечно же, редко кто поступает таким образом. Существует легенда, откуда появился обычай красить яйца на Пасху: согласно ей, Мария Магдалина пришла к императору Тиберию с новостью о воскресении Христа и принесла в качестве подарка яйцо. Император заявил, что поверить в слова Марии невозможно: это как если бы яйцо стало красным на его глазах. И случилось чудо: скорлупа тут же поменяла цвет.
История возникновения и значение праздника Пасхи, традиции и обычаи в России
Пасха в 2021 году: когда отмечается, даты празднования православной пасхи в 2021 году. Мало того, оказалось, что Пасха – это совсем не наш праздник, он навязан обманом. Поэтому в дни празднования Пасхи, а праздник длится целую неделю («Светлая седмица»), в храмах совершаются торжественные пасхальные богослужения, прославляющие победу Христа над смертью.
"Что такое Пасха? История происхождения праздника Пасхи. Максим Максимов CNL СНЛ
После этих событий появился праздник Песах, он же Пасха, что дословно переводится с иврита как «миновавший, прошедший мимо». У праздника Пасхи для христиан есть определенные правила: мы не можем праздновать Пасху раньше еврейского праздника Песах. Какого числа празднуется Пасха в 2024 году, как ее правильно отмечать, что в этот день нельзя делать и на какие народные приметы стоит обратить внимание, читайте в материале «Царьграда». По одной теории, название праздника происходит от еврейского слова «песах», то есть еврейской Пасхи, которая посвящена истории избавления Израиля от египетского рабства. Для христиан этот праздник означает переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения: «Пасха, Господня Пасха!
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО
Она символизирует гроб Господень. Ее украшают изображениями копья, креста и буквами «ХВ», что означает Христос Воскресе. Творожную пасху со времен Нового Завета ставят на стол вместо пасхального агнца. Она символизирует то, что вместе с Ветхим заветом ушли традиции кровавых жертвоприношений на пасху. Кулич это высокий, круглый хлеб, выпекаемый из сладкого дрожжевого теста, сверху облитый белой глазурью. В него добавляют изюм, цукаты, орехи. Он олицетворяет хлеб, который Христос делил со своими учениками в ночь перед казнью, переход от Ветхого Завета к Новому. Пасхальный кулич говорит о том, что двери дома открыты для Спасителя. Благодатный огонь Во время пасхальной службы в храмах рядом с алтарем ставят большую свечу.
Она — символ Христа, а ее огонь символизирует его воскрешение. После окончания праздничной службы и обряда освящения пасхальной пищи от благодатного огня верующие зажигают свечи. Несут их в свои дома. Это действие — знак духовного очищения и принятия жертвы Христа. Пасхальное деревце Наряжать на Пасху деревья, растущие на улице, было принято в Европе. В России яблоками, сладостями и искусственными цветками наряжали вербу и возили ее в санях во главе праздничного шествия. После его окончания ветки раздавали народу. Ими украшали дома.
Сейчас обычай наряжать пасхальное дерево возродился. Пасхальные традиции и обычаи в России Пасху в России всегда считали днем великой радости. С ее празднованием связаны ритуалы, обряды. Освещение яиц и кулича В Великую субботу и утром в Пасхальное Воскресенье в храмах святят продукты. Идя на праздничную службу, верующие кладут в корзину кулич и несколько крашенок. Освященной едой разговляются после Великого поста, крашеные яйца принято раздавать как милостыню. Христосование В Светлое Воскресенье принято гулять и ходить в гости. При встрече дарят писанки.
Дарящий произносит пасхальное приветствие — «Христос Воскресе! Принимающий подарок отвечает «Воистину Воскресе! После этого христосуются — целуются троекратно. Другие народные обычаи на Пасху На Пасху народ катал «крашенки» по специальным лоточкам с желобами. Игроки поочередно скатывали яйца. Победителем считался тот, чье яйцо оставалось целым. Битую писанку он забирал в качестве добычи. Праздничный стол на Пасху Подготовка праздничного стола длится несколько дней.
В Чистый четверг и Страстную субботу пекут куличи, варят и раскрашивают яйца. В Светлое Воскресенье на стол ставят не менее 40 блюд по числу дней Великого Поста. Пасхальный крестный ход Во главе крестного хода идет священнослужитель, несущий крест. Начинается шествие незадолго до 00:00 часов в ночь с субботы на Светлое Воскресенье. Верующие трижды обходят храм. Двери в него закрыты. Это символично. Христос воскрес на 3-е сутки.
Посмотрите также После того как шествие в третий раз останавливается перед дверями и оглашается весть о воскрешении Спасителя, двери распахиваются.
Хотя началось все значительно раньше... Исход и его празднование Само слово «Пасха» евр. Дело в том, что несколько столетий перед этим событием еврейский народ находился в рабстве у египтян. На неоднократные просьбы израильтян отпустить их фараон отвечал неизменным отказом. В последние десятилетия рабства их положение значительно ухудшилось. Египетские власти, обеспокоенные «чрезмерной» численностью евреев, повелели умерщвлять всех рождавшихся у них мальчиков.
Вождь израильского народа — пророк Моисей — по повелению Божьему пытался вразумить упрямого фараона и добиться освобождения. С этим связаны так называемые «10 египетских казней», когда весь Египет за исключением того места, где жили евреи поочередно страдал от нашествия жаб, мошек, ядовитых мух, саранчи, моровой язвы и т. Это были явные знамения присутствия Бога среди евреев, однако фараон не сдавался и не отпускал бесплатную рабочую силу. Тогда в Египте произошла последняя, десятая казнь. Бог через Моисея повелел каждой еврейской семье заколоть агнца однолетнего ягненка или козленка мужского пола , запечь его и съесть с пресным хлебом и горькими травами. Трапеза происходила вечером, есть необходимо было стоя и с великой поспешностью, потому что Бог обещал, что ночью евреи выйдут из Египта. Кровью агнца следовало помазать косяк двери своего жилища.
Это был знак для ангела, который умертвил всех египетских первенцев, от первенца семьи фараона до первенцев скота, но прошел мимо тех домов, двери которых были помазаны кровью агнца. Христос в образе агнца. Сьяновские каменоломни. Источник фото viaestvita. С тех пор Пасха празднуется израильтянами как день избавления исхода из египетского рабства и спасения от смерти всех еврейских первенцев. Однако празднование проходило не один день, а семь. Эти дни каждый правоверный иудей должен был провести в Иерусалиме.
На время праздника из домов выносились все квасные продукты, и хлеб в пищу употреблялся только пресный маца , в воспоминание о том, что выход евреев из Египта был таким поспешным, что они не успели заквасить хлеб и взяли с собой только пресные лепешки. Отсюда второе название Пасхи — Праздник Опресноков. Каждая семья приносила в Храм агнца, которого закалывали там по специально описанному в Моисеевом законе обряду. По словам иудейского историка Иосифа Флавия , на Пасху 70 года по Р. Возможно, эта цифра сильно преувеличена, как часто бывает у Флавия, но даже если уменьшить ее на несколько порядков, картина того, что происходило в этот день в Храме, впечатляет. Этого агнца, который так и назывался — Пасха, семья должна была запечь и обязательно полностью съесть вечером в первый день праздника за пасхальной трапезой под названием седер. Этот ужин являлся главным событием празднования.
Что святой апостол Иоанн Богослов особо подчеркивает Ин. Разумея здесь, что иудейский пасхальный агнец, кости которого по закону Моисееву не должны были сокрушаться ср. Тогда праведный Иосиф Аримафейский, бывший до этого тайным учеником Христовым, дерзнул прийти к Пилату и попросить у него Тело Иисусово. На что сей правитель дал свое разрешение Мф. Затем, по погребальным иудейским обычаям, Иосиф и, пришедший к нему другой тайный ученик Христов Никодим, помазали Тело Спасителя специальными благовониями и повили погребальными пеленами Ин. А затем, поздно вечером в пятницу, погребли Его в новом гробе. В котором, и это снова особо подчёркивает Богослов, «еще никто не был положен» Ин. А подчеркивает он это для того, чтобы пресечь возможную лицемерную, фарисейскую ложь иудеев. Ведь если бы до этого какой-то другой мертвец, какой-нибудь «Мойша» уже был бы погребён в сем гробе, то иудеи по своей злонамеренности объявили бы, что воскрес не Христос, а именно сей условный «Мойша» — будь он хоть самым заклятым злодеем!
По этой своей злонамеренности иудеи упросили Пилата и поставили стражу у гроба, а также приложили печать к гробному камню. Якобы для того, «чтобы ученики не украли Тело своего Учителя» Мф. Что, впрочем, после Воскресения Христова послужило к обличению самих иудеев, отрицающих оное. Итак, Тело Христово пребывало во гробе в покое всю субботу, а душей Господь был во аде, где и проповедовал душам умерших. И очень рано, в следующий после субботы день, который позднее в христианском календаре был назван воскресением, Господь Воскрес и изошёл из гроба. Не только не отвалив камень от него, но даже не нарушив при этом гробных печатей. Что было следствием особых свойств воскресшего, нетленного Тела Господа. В Евангелии об этом нет упоминания, очевидно, по причине смирения Богородицы. Но зато там упоминается о других многочисленных явлениях Господа: женам-мироносицам Мф.
Фомы Мф. Достойно внимания и следующее. Когда часть стражников у Гроба Христова, видя Его Воскресение, возвестили об этом первосвященников, то «сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» Мф. В христианском апологетическом богословии эта выдумка называется первой ложной гипотезой Воскресения Христова. И является она ложной по очень многим причинам. Так невозможно, чтобы все римские воины, отличавшиеся строгой дисциплиной, все до одного уснули бы на посту. Но если бы так и было на самом деле, то за это их должны были строго наказать, а их, наоборот, поощрили денежным «пособием». Наконец, если все они спали, то откуда узнали, что «апостолы похитили тело»?!
Со стороны самого этого «дела, которое первосвященники и старейшины шили апостолам», совершенно непонятно, зачем последним было похищать в субботу, когда ко гробу и была приставлена стража Мф. Если они спокойно могли это сделать вечером в пятницу, когда никаких стражников там еще не было. Зачем они при этом, якобы, «похищении» сняли повивальные пелены, которые обычно очень прочно пристают к телу покойника, и оставили их во гробе? Наконец, вообще непонятно, а зачем все это надо было самим апостолам? Не говоря уже о том, что они были крайне напуганы и обессилены смертью Учителя, чтобы решиться на такое дело, то какую выгоду они могли получить от такой «кражи»?! И если бы они действительно пошли на такой «подлог», то разве затем смогли бы просветить всю Вселенную проповедью Христовой, мужественно преодолевая при этом все многочисленные скорби, страдания, гонения, которые им при этом прилучались, а также мученически полагая свои жизни за Христа, если Он, как пытаются лгать иудеи, «не воскрес»?! Сии последующие деяния апостолов — это не действия «обманщиков»! Как об этом замечательно свидетельствует апостол Павел: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков… Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем. По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем! Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» 1 Кор. История формирования праздника Воскресения Христова В первые века христианства различали Пасху крестную и Пасху воскресную. О чем свидетельствуют святые отцы и учители Церкви второго-третьего веков по Р.
Первая Пасха была посвящена воспоминаниям о крестных страданиях Спасителя. Поэтому отличалась самым строгим постом и совпадала с иудейской пасхой. Поскольку Господь именно во время нее принял смерть на Кресте. И тогда христиане подвизались в подвигах самого строго поста вплоть до Пасхи воскресения. Ныне такого деления не существует. Однако воспоминания крестных страданий Спасителя совершается на Страстной седмице, особенно в длительные, но необыкновенно трогательный для сердца каждого православного богослужения Великого Четверга, Пятка и Субботы. И заканчиваются скорбной пасхальной полунощницей, совершаемой перед плащаницей символизирующей положение Христа во гроб , которую, по окончании этого богослужения, заносят в алтарь. Эта служба совершается перед, собственно, Пасхальным богослужением, за несколько минут до него. Дата Пасхи: как она устанавливается Следует также заметить, что в первые века христианства разные христианские общины праздновали Пасху в разное время: одни вместе с иудеями, другие — в первое воскресенье после иудейской пасхи.
На этой почве во втором веке по Р. Поскольку некоторые конкретно, папа римский Виктор придавали этому разделение слишком большое, догматическое значение, считая несогласных с традицией тогдашней Римской Церкви чуть ли не еретиками. В связи с чем святитель Ириней Лионский написал папе Виктору примирительное послание, в коем указал, что это разделение не имеет не догматическое, но обрядовое значение.
Дата Пасхи: как она устанавливается Следует также заметить, что в первые века христианства разные христианские общины праздновали Пасху в разное время: одни вместе с иудеями, другие — в первое воскресенье после иудейской пасхи. На этой почве во втором веке по Р. Поскольку некоторые конкретно, папа римский Виктор придавали этому разделение слишком большое, догматическое значение, считая несогласных с традицией тогдашней Римской Церкви чуть ли не еретиками. В связи с чем святитель Ириней Лионский написал папе Виктору примирительное послание, в коем указал, что это разделение не имеет не догматическое, но обрядовое значение. Окончательно этот вопрос был решен в 325 году на Первом Вселенском Соборе, на коем епископы всех Поместных Церквей постановили праздновать Пасху в один день. А именно: «В первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. Если же в это воскресенье выпадает Пасха иудейская, то христиане переносят празднование на следующее воскресенье, поскольку еще в правилах святых Апостолов, согласно 7-му правилу, запрещено христианам праздновать Пасху вместе с иудеями». Почему каждый год Пасха празднуется в разные дни Для расчета Пасхи нужно знать не только солнечный равноденствие , но и лунный календарь полнолуние. Поскольку лучшие знатоки лунного и солнечного календаря жили в то время в Египте, честь вычисления православной пасхалии была предоставлена Александрийскому епископу. Он должен был ежегодно извещать все поместные Церкви о дне Пасхи. Со временем была создана Пасхалия на 532 года. Она основана на периодичности юлианского календаря, в котором календарные показатели расчета Пасхи — круг Солнца 28 лет и круг Луны 19 лет — повторяются через 532 года. Этот период называется «великим индиктионом». Начало первого «великого индиктиона» совпадает с началом эры «от сотворения мира». Текущий, 15 великий индиктион, начался в 1941 году. На Руси пасхальные таблицы включали в состав богослужебных книг, например, Следованную Псалтырь. В них содержатся не только Пасхалия на 532 года, но и таблицы для расчета даты Пасхи по руке, так называемая Пятиперстная Пасхалия или «рука Дамаскина». Самая ранняя и самая поздняя Пасха Поэтому и празднуется Пасха каждый год в разные дни в зависимости от сочетания солнечного и лунного календаря в соответствии с великим индиктионом. Самая ранняя Пасха по нему бывает по новому стилю 4 апреля, а самая поздняя — 8 мая. Подготовка к Пасхе — Великий пост Великий пост продолжается ровно сорок дней — с понедельника первой седмицы поста по пяток включительно шестой седмицы. И по своей аскетической сущности подготавливает православных к Светлой Пасхе. Используя при этом те благодатные особенности закона Христова, кои позволяют обойти фундаментальный этический закон, связывающий земные наслаждения со страданиями. Этот закон был дан еще прародителям после их грехопадения, в их лице он перешел на все человечество, но обнаружен и философски сформулирован был лишь за несколько сот лет до Рождества Христова древнегреческими философами. И состоит он в том, что любое земное наслаждение необходимо связано со страданием. Так, к примеру, чтобы испытать наслаждение от вкушения пищи, человек должен быть голоден. Но если первое есть наслаждение, то голод — это, очевидно, страдание; и одно невозможно без другого! А чтобы испытать наслаждение от пития, сначала надобно испытать жажду. Как и Господь сказал самарянке: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять» Ин. Но Спаситель дал и то, что было неизвестно философам. Они, правда, также пытались повернуть этот закон вспять и получать наслаждения чрез предварительное терпение страданий. Но эти философские системы не прижились и выродились в самый откроенный гедонизм, как, например, учение Эпикура. И неудивительно, поскольку страдать, чтобы потом получать удовольствие — нелепо и глупо. Как в том анекдоте, в коем некто пытается наслаждаться, лупя молотком по своим пальцам или другому месту. Вопрос: а когда же он получает удовольствие?! А когда престанет бить, — что и смешно, и глупо. Великим же постом в православии используется принцип вражды между плотью и духом. Как говорят святые отцы, если плоть процветает — то дух увядает, и наоборот, некоторое добровольное злострадание плоти приводит к расцвету духовной жизни. Что прекрасно чувствует каждый православный, когда проходит поприще Великого поста с его великолепными покаянными богослужениями, стихирами и песнопениями, начинающимися: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию». Итак, потеряв кое-что немногое телесно, мы благодатно обретаем весьма многое духовно. Таким образом, в целом нисколько не лишаясь, ибо не очень большая телесная скорбь с избытком покрывается радостью духовной. Но вот проходит пост, наступает Страстная седмица, время особого воздержания и особых богослужений, особенно Страстных пятка и субботы. Так вечером в Великий Четверг совершается утреня Великого пятка, с чтением двенадцати Евангелий, в каждом из которых воспоминаются крестные страдания Спасителя. В самый же Великий Пяток совершается вечерня Великой Субботы с изнесением плащаницы. А затем в Субботу совершается чин Погребения Спасителя. Эти богослужения особенно длительны и утомительны для плоти, но необычайно трогательный для души каждого православного христианина, если он, конечно, действительно православный. Да, у нас часто во время этих служб болят ноги, но зато сколь услаждается ими сердце, сопереживая спасительным страданиям Христовым! Так что в такой ситуации нам следует помнить некоего старец, процитировавшего, правда, по другому поводу, слова Божии: «Сыне, даждь Ми твое сердце» Притч. Благодатный огонь В течение уже многих веков в Великую субботу ежегодно происходит чудо, подтверждающее истинность Православие. А именно: в Кувиклии храма Гроба Господня по молитве Иерусалимского Патриарха чудесным образом является особый Благодатный огонь. Который, по свидетельству очевидцев, вначале не опаляет, как обычное пламя. Поэтому некоторые собравшиеся в Храме верующие как бы купаются в этом чудесном огне, окуная в него лицо, волосы, бороды и т. Сам момент появления Патриарха из Кувуклии с пучком зажжённых Благодатным огнем свечей, от которых с необычайной быстротой зажигаются свечи молящихся, и весь Храм начинает сиять этим светом, — встречается настоящим взрывом радости. Благодатный огонь Радуются сему не только в Храме, но и по всему Православному миру. Где верующие с замиранием сердца ждут сообщений или трансляций этого события. Ведь существует пророчество или предание о том, что перед концом света явление Благодатного огня прекратится — это один из самых важных признаков кончины мира. Поэтому, когда сей Огонь снова и снова возжигается, православные с облегчением выдыхают — значит, несмотря на наши тяжкие грехи, по милости и человеколюбию Божию мир еще будет существовать! Также в этот же день многочисленные посланники со всего Православного мира разносят по нему обычно, используя авиатранспорт этот чудесный огонь, хранимый в специальных светильниках.
Истинное значение Пасхи для христиан: смысл библейского праздника
С ним выгоняли первый раз на выпас корову, чтобы предохранить её от волков и порчи, или зарывали писанку в первую борозду, дабы обеспечить плодородие земле, писанками лечили, заклинали поля от града, грозы, бури и т. Писанку держали в доме, в красном углу как святыню, наравне с иконами. Обычай ходить в Пасху на кладбище и «христосоваться» там с умершими соблюдается до сих пор, и он также восходит к древнейшим временам языческой Руси. А вот церковью он как раз всегда осуждался.
Верили в народе в эпоху двоеверия, что на Пасху Велик день выпускаются души умерших проведать родных. В продолжение всей Светлой недели души усопших посещают своих родственников и знакомых, пьют, едят и радуются вместе с ними. А все это очень древние верования о том, что по весне открывается земля и небо, и духи Предков возвращаются к родным местам в виде птиц.
И потому их надо накормить, чтобы подкрепились они, набрались сил... Вот и ныне оставляют на могилках яйца, крошат куличи птицам… Изготовление кулича «паски» также гораздо более древний обычай, чем сам праздник Пасхи на Руси, да и сама христианская Пасха. Ведь одним из важных магических способов заклинания плодородия было испечение по весне обрядовых хлебов.
Кулич «паска» — символизировал землю, достаток, плодородие. Потому иногда пасхальный кулич украшали веточками с молодой зеленью. Кстати, старинный кулич отличался от современного.
Он был похож формой на каравай. Старинные куличи мы можем видеть на картинах и открытках 19 века. С куличом были связаны следующие обряды плодородия.
Хозяин после его освящения бежал с нею домой, стараясь, чтобы его никто не обогнал, «чтобы хлеб рос также быстро», «чтобы с работой также быть впереди», «чтобы девушки скорее выходили замуж». От пасхального освященного кулича кусочки хранили как лекарство. Следует заметить, что одновременно с главным пасхальным хлебом готовилось и другое традиционное пасхальное блюдо — творожная пасха, и именно ею намазывали ломоть кулича, перед тем как его съесть.
Творог как традиционное пасхальное блюдо есть только у восточных славян.
Традиции и обычаи Пасхи отличаются только в разных странах. В Германии Пасха — государственный праздник, у детей также каникулы в школе. Друг другу дарят не только традиционные крашеные яйца, но и пасхальных зайцев. Эта традиция пришла еще в XVI веке. Дети, как правило, находят крашеные яйца на Пасху у себя в саду. Рядом ставят шоколадного или игрушечного зайца, который «принес» их детям. Белая шерстка зайца — символ непорочности и чистоты. Италия — очень религиозная страна. Главные праздники — Рождество и Пасха.
Здесь чаще всего дарят друг другу шоколадные яйца. Итальянцы на Пасху готовят не куличи, а коломбы. Коломба в переводе — «голубка». Готовится она из муки, сахара, цукатов на дрожжевом тесте. До Пасхи верующие итальянцы также соблюдают Великий пост. На Пасху Папа Римский лично произносит традиционную Пасхальную проповедь. На Пасху в 2023 году она прозвучит для католиков 9 апреля. В католических храмах накануне Пасхи проводят так называемую Литургию Света. От огромного костра, который разводят перед храмом, зажигают позже Пасхал, который вносят в костел на праздник. В Англии в день Великого Праздника принято помогать обездоленным.
Богослужение у традиционных протестантов, лютеран, начинается с Пасхального приветствия. Пастор трижды произносит: «Христос воскрес! В этот день всегда совершается Евхаристия. Православные пасхальные богослужения Пасхальное богослужение начинается в 00:00 торжественным крестным ходом, Пасхальной утреней и продолжается Божественной литургией, освящением артоса. Крестный ход символизирует шествие всех верующих за Воскресшим Христом. Люди идут со словами: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Затем и духовенство и паства поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Хор заканчивает словами «И сущим во гробех живот даровав».
В этом году пост длился с 7 марта по 23 апреля включительно. Все последние семь дней поста этот период называется Страстной неделей шла подготовка к Христову Воскресению. Верующие вспоминали Тайную вечерю, предание на суд, распятие и погребение Иисуса Христа. В домах в это время обычно проводят уборку и готовят блюда к праздничному столу. По традиции, все это сделать нужно было до пятницы: этот день считается самым скорбным на Страстной неделе, так как вспоминается распятие Христа. Пасхальные службы проводят в ночь с субботы на воскресенье. Традиции гласят, что на Пасху и до праздника Вознесения христиане приветствуют друг друга словами «Христос воскрес! Ответ на это приветствие — «Воистину воскрес! А традиция пошла вот откуда: о воскрешении Христа римскому императору Тиберию сообщила Мария Магдалина.
Ангел сказал Марии, что Иисуса в гробнице нет — он воскрес. В этот момент перед ней предстал сам Сын Божий. Обрадованная Мария поспешила рассказать благую весть самому императору Тиберию. Вход к великому римскому понтифику без подарка был запрещен, поэтому Мария взяла с собой символ жизни — яйцо. Услышав о воскрешении Христа, Тиберий рассмеялся и сказал, что поверит в это, только тогда, когда яйцо в руках Марии станет красным. В туже секунду яичная скорлупа окрасилась в багровые тона, как символ пролитой крови Христа. Впрочем, духовный писатель и епископ РПЦ Дмитрий Ростовский считал, что Мария Магдалина подарила императору яйцо, уже окрашенное в красный цвет. Этот дар возбудил любопытство императора, и она рассказала ему об Иисусе Христе, после чего он уверовал. В православие эта легенда, судя по всему, проникла под влиянием католичества. По другой версии, Богородица, мать Иисуса, развлекала окрашенными яйцами Христа, когда тот был младенцем. Зачем мы печем праздничный кулич? Праздничный кулич — это разновидность церковного артоса — дрожжевого хлеба с изображением Христа. После Вознесения Христова апостолы оставляли за трапезой для сына божьего часть хлеба, тем самым изображая его присутствие за обеденным столом. Католики выпекают праздничный хлеб из песочного теста и называют его «баба».