— Почему люди теряют память? — Причин множество: это усталость, депрессия, сильные эмоциональные переживания и нагрузки, сопутствующие заболевания: гипертоническая болезнь, сахарный диабет, онкологические заболевания и любые травмы головы. Проблемы с памятью могут случиться у любого человека, столкнувшись с ними важно не паниковать, успокоиться. Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины нужно искать в том, какие факторы этому способствовали. У молодых людей, проблемы с памятью могут возникать по разным причинам. Почему возникают провалы в памяти у людей и что с этим делать.
Появление провалов в памяти
В будущем все эти факторы могут увеличить риск развития деменции слабоумие. Деменция — это нарушение когнитивных функций, вследствие которого человек теряет способность к самообслуживанию и нуждается в постоянной посторонней помощи. К когнитивным функциям относятся внимание, память, целенаправленная двигательная активность, узнавание, речевые и управляющие функции. Деменция традиционно воспринимается как заболевание пожилых, также иногда встречается и у молодых людей вследствие инфекций, сочетаемых с зависимостями.
Регулярные тренировки памяти помогут восстановить утраченные функции и даже улучшат их качество. С этой целью можно учить стихи, пословицы, запоминать телефоны и номера машин. И, конечно, надо не забывать регулярно показываться врачу. Профилактические осмотры позволят вовремя заметить тревожные признаки. Остается еще добавить, что в нашей клинике используются только проверенные методы диагностики и лечения. У нас всегда доброжелательная атмосфера и комфортные условия, что помогает создать нужный настрой для продуктивного лечения. Материалы, размещенные на данном сайте носят информационный характер.
Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача. Согласие на обработку персональных данных. Пользуясь сайтом Вы соглашаетесь на сбор обезличенных персональных данных через cookies.
Заниматься спортом. Регулярная физическая активность улучшает кровообращение во всем теле, в том числе мозге. Всемирная организация здравоохранения рекомендует взрослым: уделять аэробной физической нагрузке умеренной интенсивности, например ходить пешком, не менее 150—300 минут в неделю или аэробной физической активности высокой интенсивности, например бегать или ездить на велосипеде, не менее 75—150 минут в неделю; дважды в неделю или чаще проводить силовую тренировку на все основные группы мышц — это приносит дополнительную пользу здоровью; меньше сидеть и лежать. Если у вас нет времени на полноценную тренировку, можно погулять в умеренном темпе в течение дня. Правильно питаться и ограничить алкоголь. Здоровая пища полезна для мозга и сердца. Для здоровья мозга рекомендуется есть достаточно фруктов, овощей и цельнозерновых продуктов. Выбирать в качестве источников белка нежирное мясо, рыбу, птицу без кожи и бобовые. Алкоголь рекомендуется ограничить, а лучше исключить — его безопасной дозы не существует. Заниматься умственной деятельностью. Мозг тоже нужно тренировать: разгадывать кроссворды; при вождении выбирать альтернативные маршруты; учиться играть на музыкальном инструменте. Вид занятия лучше выбирать отличный от привычной, например рабочей умственной деятельности, чтобы тренировать разные виды когнитивных функций.
Он плохо контролирует свое тело и его позы, из-за чего с ним сложно общаться. На уроках физкультуры Алекс часто становится объектом насмешек, потому что не может даже просто бросить и поймать мяч. Кроме того, у Алекса плохая осанка, а порой он не может сообразить, какой рукой воспользоваться для решения той или иной задачи. Лонгитюдные длительные исследования таких детей в течение 3 лет показали, что впоследствии у них появляются проблемы с чтением и пониманием речи. Поэтому важно вовремя заметить развивающееся расстройство и разработать индивидуальную программу обучения ребенка. Трейси Эллоуэй показала, что детям с подобными проблемами тяжело решать задачи, где нужно определить размер объекта, его положение в пространстве или расстояние до предмета. С нейрологической точки зрения координационное расстройство может быть следствием незрелости моторной части неокортекса, которая ответственна за то, чтобы передавать двигательные команды телу. К сожалению, подобная неразвитость коры часто сохраняется и во взрослом возрасте, приводя к социально-эмоциональным проблемам. Судя по всему, неразвитость визуально-пространственного блокнота постепенно охватывает всю рабочую память, влияя и на фонологическую петлю, из-за чего появляются проблемы с чтением. Фил понял, что связь нарушений в компонентах рабочей памяти с расстройствами обучения можно использовать для своевременного обнаружения последних. Он стал применять специальную батарею тестов на рабочую память Working memory test battery for children , чтобы диагностировать расстройства и разрабатывать специальные программы обучения. Подобные программы включают в себя специальные упражнения, направленные на тренировку двигательных навыков и внимания. Помимо этого, так как сегодня вариантов лечения немного, Фил предложил физическую терапию, основная идея которой в том, что чем больше двигаешься, тем больше учишься делать это правильно. Он постарался создать благоприятную и комфортную среду на своих занятиях, ведь одна из проблем таких детей — низкая самооценка, которая формируется отчасти из-за насмешек сверстников. Фил рекомендует детям быть изобретательными: например, если у них не получается что-то записать, он предлагает использовать другие средства памяти — диктофон, маркерную доску и т. Пример Фила и его учеников показывает, что плохая рабочая память может служить фактором риска в развитии расстройств обучения. А это означает, что ее можно использовать для скрининга таких детей, чтобы вовремя разработать для них специальные программы обучения, которые помогут компенсировать когнитивные недостатки. Расстройства обработки информации Депрессия и руминации Франц, Эрнст и Эдгар — три таланта, которые во взрослой жизни столкнулись с серьезным расстройством, отнимающим ресурсы у рабочей памяти. Они страдали от резких перепадов настроения, ощущали гнетущее одиночество, а порой не могли заставить себя что-либо делать, даже есть. Психиатры обозначили все симптомы простым, но многозначным названием — большое депрессивное расстройство. Трем молодым людям, а также лицам, имеющим сходные диагнозы, ученые предложили пройти исследование. Целью было понять, как их заболевание влияет на рабочую память. Для этого использовали методику «n-back-задача», описанную выше. Оказалось, что у пациентов с депрессией активность префронтальной коры была значительно выше , чем у обычных испытуемых. Впрочем, на результаты выполнения задачи это не влияло. Дополнительно у пациентов наблюдалась сильная активность в передней поясной извилине. Лобно-теменная сеть и поясная извилина. Источник Префронтальная кора — хаб многих когнитивных функций, она играет важную роль в организации общения нейронов коры больших полушарий с древними лимбическими структурами мозга, которые мы традиционно ассоциируем с эмоциями. Именно эту зону мозга отождествляют с центральным процессором рабочей памяти, который выделил Алан Бэддели. Нарушения в работе центрального процессора могут приводить к патологическим изменениям в этой области уменьшение нейронов и их связей друг с другом , и вызывать проблемы эмоционального контроля. С чем же связана увеличивающаяся активность данной области? Видимо, это попытка мозга компенсировать эмоциональные влияния, затормозить ненужные мысли, чтобы рабочая память проявила себя на полную мощность. Более того, гиперактивация может быть стратегией мозга для компенсации уменьшения в размерах нейронов, возникающего при депрессии. Подобные наблюдения позднее подтвердились в метаисследованиях. У трех наших героев — Эдгара, Эрнста и Франца — также гиперактивировались некоторые другие зоны например, правая височная извилина. Однако наблюдался и ряд областей со сниженной активностью инсулярная кора. Более того, было показано, что степень гиперактивации коррелирует с уровнем сложности решаемой задачи. Возможно, как предположил Джозеф Калликот, это своеобразный сигнал нейронной неэффективности: мозг не способен контролировать свою гиперсеть, из-за чего для выполнения одной и той же задачи включаются разные зоны мозга, активность которых может пересекаться — способствовать друг другу или мешать. Может быть интересно Где хранится наша память, как можно картографировать мозг и почему внимание — это фикция Специфическая картина распределения активности по мозгу при депрессивном расстройстве служит способом его диагностики. Логично предположить, что если нормализовать активность мозга в определенных областях, то можно снизить и симптоматику депрессии. Подобное торможение осуществляется с помощью медикаментов и транскраниальной электрической стимуляции, при котором слабый электрический ток подается в нужную область мозга. Он изменяет способность нейронов к возбуждению их порог активации. Биполярное расстройство личности Источник Винсент и Авраам решили поучаствовать в исследовании рабочей памяти, так как порой им казалось, что они ничего не могут запомнить. На этом исследовании они повстречали Франка, Эрнста и Эдгара, у которых депрессивное расстройство сочеталось с биполярным.
Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость — что делать
То, что деменция поражает всё более молодых людей, отмечает и руководитель проекта «Дедсад», который создали в Красноярске для людей с когнитивными нарушениями. Самое время задуматься, почему у человека может ухудшаться память. Как сообщил специалист, ухудшение памяти и работы мозга у молодых людей часто связаны с неосознанным нарушением здорового ритма жизни.
Ничего не помню, ничего не знаю: признаки и причины раннего склероза
Мавлютов подчеркнул, что многозадачность уже признали неэффективной: она приводит к снижению памяти, внимательности, нервным расстройствам. Одним из главных врагов здоровья мозга психолог назвал хронический недосып. По словам Мавлютова, когда человек помалу спит, его мозгу просто не хватает времени на восстановление и синтез новых клеток. В результате страдает процесс запоминания и воспроизведения информации. Еще одна причина ухудшения мыслительной деятельности — злоупотребление вредной пищей и напитками с кофеином.
При таком режиме вы не можете сосредоточиться на одной задаче, отвлекаетесь. Постоянный стресс влияет на концентрацию, из-за этого сложно запоминать кратковременную информацию, — объяснила Нэя Георгиева.
По ее словам, прием некоторых препаратов также может стать причиной кратковременного ухудшения памяти. Среди таких лекарств могут быть антидепрессанты, транквилизаторы и даже противоаллергические средства. Когнитивные способности могут быть нарушены и из-за недостатка сна. Чаще всего это происходит из-за того, что организм дает защитную реакцию в ответ на стрессовый фактор, например экзамены.
Дисграфия — нарушение способности осмысленно и правильно писать.
Из-за названных проблем дети учатся хуже и медленнее. Успехи, которых они теоретически могли бы достичь, на практике оказываются значительно скромнее, чем ожидалось. Эти дети получают средние и высокие результаты при выполнении интеллектуальных тестов, однако испытывают трудности с правильным произношением, быстрым чтением, написанием и подсчетами. Фил познакомился с известным исследователем Ли Свенсоном, который посвятил себя изучению расстройств рабочей памяти. Свенсон предположил, что и чтение, и письмо, и счет зависят от рабочей памяти.
Логично , что ядром развития подобных расстройств также служит фонологическая петля, ведь все названные проблемы связаны с символами и словами. И чтение, и письмо требуют от человека удерживать в активной зоне памяти смысл, извлекать значения слов из долговременного хранилища, интегрировать их с получаемой информацией. Всё это происходит в рабочей памяти. Основываясь на данном предположении, Свенсон разработал целый ряд тестов для рабочей памяти, с помощью которых можно диагностировать текущие или будущие проблемы с обучением. Одна из задач, которая часто использовалась учеными, — заполнение пропусков в тексте.
Для ее выполнения требуется как понимание текста и представление его смысловой картины, так и поиск нужного слова и кодирование его в ряд мелких моторных действий, осуществляемых при письме. Позже Фил встретился с Уэйном Лазаром и Франком Ятчиком, которые продемонстрировали , что расстройства обучения могут быть связаны с лобной корой, левой теменной корой, а также с той областью мозга, которая связывает два полушария, — мозолистым телом. Читайте также Как депрессия и эпилепсия влияют на память? Левое полушарие мозга чаще всего активируется при выполнении тестов на вербальную связь, поэтому идея о влиянии проблем в развитии фонологической петли получила распространение. Свенсон предположил , что дети, которым трудно читать, могут не проговаривать текст про себя, из-за чего у них нарушается кратковременное запоминание.
И здесь нужно вспомнить про скорочтение, в рамках которого именно проговаривание про себя считают главной причиной медленного темпа чтения. Фила задался вопросом: почему у людей с проблемами в вербальном компоненте рабочей памяти не наблюдаются проблемы с интеллектом. Свенсон предположил, что, возможно, такие пациенты используют различные компенсаторные стратегии, к примеру, опираются на визуальную память вместо аудиальной, когда учатся. Последующие эксперименты показали Филу, что не только фонологическая петля — причина всех бед его учеников. На самом деле у студентов с расстройством способности к обучению были проблемы и с другим компонентом рабочей памяти — визуально-пространственным блокнотом.
Они плохо выполняли тесты на визуальную память, если имели проблемы со счетом, и наоборот. Фил нашел график, из которого ясно видно, что дети с трудностями в чтении или в счете хуже решают задачи на вербальную память, а если оба расстройства проявляются вместе, то вербальная рабочая память ухудшается еще больше. В то же время собственно визуальная рабочая память влияет лишь на навыки счета и ситуацию, когда присутствуют оба нарушения. Алекс, мальчик из класса Фила с таким нарушением, очень неуклюж. Его рисунки выглядят странно, потому что ему трудно прорисовывать детали.
Он плохо контролирует свое тело и его позы, из-за чего с ним сложно общаться. На уроках физкультуры Алекс часто становится объектом насмешек, потому что не может даже просто бросить и поймать мяч. Кроме того, у Алекса плохая осанка, а порой он не может сообразить, какой рукой воспользоваться для решения той или иной задачи. Лонгитюдные длительные исследования таких детей в течение 3 лет показали, что впоследствии у них появляются проблемы с чтением и пониманием речи. Поэтому важно вовремя заметить развивающееся расстройство и разработать индивидуальную программу обучения ребенка.
Трейси Эллоуэй показала, что детям с подобными проблемами тяжело решать задачи, где нужно определить размер объекта, его положение в пространстве или расстояние до предмета. С нейрологической точки зрения координационное расстройство может быть следствием незрелости моторной части неокортекса, которая ответственна за то, чтобы передавать двигательные команды телу. К сожалению, подобная неразвитость коры часто сохраняется и во взрослом возрасте, приводя к социально-эмоциональным проблемам. Судя по всему, неразвитость визуально-пространственного блокнота постепенно охватывает всю рабочую память, влияя и на фонологическую петлю, из-за чего появляются проблемы с чтением. Фил понял, что связь нарушений в компонентах рабочей памяти с расстройствами обучения можно использовать для своевременного обнаружения последних.
Он стал применять специальную батарею тестов на рабочую память Working memory test battery for children , чтобы диагностировать расстройства и разрабатывать специальные программы обучения. Подобные программы включают в себя специальные упражнения, направленные на тренировку двигательных навыков и внимания. Помимо этого, так как сегодня вариантов лечения немного, Фил предложил физическую терапию, основная идея которой в том, что чем больше двигаешься, тем больше учишься делать это правильно. Он постарался создать благоприятную и комфортную среду на своих занятиях, ведь одна из проблем таких детей — низкая самооценка, которая формируется отчасти из-за насмешек сверстников. Фил рекомендует детям быть изобретательными: например, если у них не получается что-то записать, он предлагает использовать другие средства памяти — диктофон, маркерную доску и т.
Пример Фила и его учеников показывает, что плохая рабочая память может служить фактором риска в развитии расстройств обучения. А это означает, что ее можно использовать для скрининга таких детей, чтобы вовремя разработать для них специальные программы обучения, которые помогут компенсировать когнитивные недостатки. Расстройства обработки информации Депрессия и руминации Франц, Эрнст и Эдгар — три таланта, которые во взрослой жизни столкнулись с серьезным расстройством, отнимающим ресурсы у рабочей памяти.
Хроническая интоксикация организма. Нарушения в работе головного мозга — основная причина ухудшения памяти За работу долговременной памяти отвечает кора головного мозга. Гиппокамп, который расположен в височных долях, запускает процессы перевода кратковременной информации в долговременную память. Существуют и другие центры памяти в мозге. Поэтому любые повреждения этого органа провоцируют развитие забывчивости, невнимательность.
Причины проблем с памятью у молодых людей: Черепно-мозговые травмы. Область поражения не имеет значения. После любого удара наблюдается кратковременная или длительная потеря памяти, ретроградная или антеградная амнезия. При нарушении кровообращения нарушаются функции центров памяти. Злокачественные и доброкачественные новообразования. Опухоли поражают близлежащие ткани, в том числе центры памяти, расположенные в них. Энцефалит, менингит. Инфекция негативно влияет на работу головного мозга и память.
Постхирургический астенический синдром. После любых травм и болезней головного мозга необходимо постоянно наблюдаться у невролога. Это поможет своевременно выявить нарушения памяти и когнитивные расстройства. Какие болезни внутренних органов негативно влияют на память Нормальная работа головного мозга во многом зависит от слаженной работы всего организма. Многие дисфункции косвенно могут повлиять на концентрацию внимания, память. Гормональный фон влияет на процесс запоминания. Тестостерон, вазопрессин, пролактин, эстроген помогают преобразовывать кратковременную память в долгосрочную. Окситоцин ухудшает процесс запоминания.
Основные болезни: Гипертония, другие болезни сердечно-сосудистой системы.
Проблемы с памятью: причины, лечение
Чтобы поставить точный диагноз, дополнительно проводятся: неврологические, психиатрические и психологические тесты; лабораторные анализы крови для выявления гормонального статуса, исключения витаминодефицитных состояний; энцефалография для оценки мозговой активности; магнитно-резонансная томография, ангиография головы и шеи, а также сопутствующие диагностические процедуры по показаниям. Дополнительно пациентам рекомендуются консультации врачей узкого профиля: невролога, травматолога, геронтолога и других направлений. Лечение Когда имеет место резкое снижение памяти, лечение и профилактика подбираются индивидуально. Терапия зависит от причины возникновения симптомов и может включать назначение: лекарственных препаратов для компенсации имеющихся заболеваний гормонов, ангиопротекторов и прочих ; анальгетиков, помогающих справиться с болями при черепно-мозговых травмах; седативных средств и антидепрессантов для коррекции психических расстройств; ноотропных и холинергических препаратов при наличии признаков возрастной деменции; витаминов и минералов для компенсации дефицитных состояний. Если проблема вызвана коронавирусом, рекомендуется пройти реабилитацию после ковида.
Постоянно тренируйте мозг и развивайте свой когнитивный резерв.
Изучайте иностранные языки, осваивайте новые умения, больше читайте. Бросайте курить! Злоупотребление алкоголем. Безопасным считается употребление алкоголя в дозе не выше 21 единицы в неделю. Но даже такое количество вредно для головного мозга.
Артериальная гипертензия. Заболевание может спровоцировать сосудистую деменцию и болезнь Альцгеймера. Необходимо держать артериальное давление под контролем и не допускать резких скачков. Речь идет не об избыточном весе, а именно об ожирении, когда индекс массы тела выше 30. Следите за питанием и весом.
Это состояние может стать причиной псеводеменции. Если вы чувствуете, что не справляетесь с депрессией сами, обязательно обратитесь к специалисту. Социальная изоляция. В период пандемии произошел всплеск когнитивных нарушений, но это больше касается пожилых людей. Социальные контакты создают благоприятный эмоциональный фон и когнитивную нагрузку для мозга.
Снижение слуха лишает мозг большого количества информации и затрудняет социальное взаимодействие.
Когнитивные способности могут быть нарушены и из-за недостатка сна. Чаще всего это происходит из-за того, что организм дает защитную реакцию в ответ на стрессовый фактор, например экзамены. На «остроту» памяти влияют алкогольные напитки и табак. Но даже если человек ведет здоровый образ жизни и не испытывает стресса, у него все равно могут возникать проблемы с запоминаем.
Гипотиреоз ведет к дефициту йода в организме, что также влияет на процесс запоминания. Нарушения памяти, связанные с возрастом, говорят о наличии деменции, болезни Альцгеймера, энцефалопатии.
Ваш образ жизни, привычки и повседневная деятельность оказывают огромное влияние на здоровье вашего мозга. К сожалению, справляться своими силами с этой проблемой можно лишь до определенной поры. Когда теряется память, что делать должен сказать врач, ведь только полноценное лечение способно улучшить долгосрочный прогноз. К какому врачу обратиться при проблемах с памятью Если у человека развивается нарушение памяти, к какому врачу обращаться нужно решить как можно быстрее. Необходим полный объем диагностических мероприятий, с помощью которого будет выяснено, с какой патологией связаны симптомы. Не все знают, какой врач занимается памятью. Следует учесть, что может потребоваться консультация нескольких специалистов.
К какому врачу обратиться при потере памяти? Вам помогут психиатр, невролог и нейропсихолог. В некоторых случаях может понадобиться консультация терапевта и гериатра. Это сложная проблема, которая проявляется как на органическом, так и на психологическом уровне, поэтому необходима их совместная работа. При проблемах с памятью врач применяет следующие методы диагностики: изучение анамнеза; оценка соматического здоровья; беседа с родственниками: когда у одного из членов семьи, особенно пожилого возраста, началось ухудшение памяти, к какому врачу обратиться часто решают близкие. Их участие в лечебно-диагностических мероприятиях может оказать существенную помощь; неврологическая, психиатрическая и психологическая оценка; психометрическое тестирование: измеряется точность, скорость и качество таких психических процессов как принятие решений, внимание, планирование; лабораторно-инструментальное обследование: анализы крови, МРТ-сканирование, позитронно-эмиссионная томография, электроэнцефалография и другое. Специалисты тщательно анализируют состояние больного, учитывая его поведение и результаты проведенных диагностических мероприятий. Если вы думаете, к какому врачу обратиться по поводу памяти, лучше искать место, где возможна совместная работа нескольких смежных специалистов. Необходимо и наличие современного диагностического оборудования — это позволит результатам быть более точными и сэкономит время.
В последующем результаты диагностических мероприятий используются для разработки плана лечения. Если человек находится в преклонном возрасте, но пока не испытывает серьезных проблем с памятью, к какому врачу обратиться нужно знать заранее — если вы обеспокоены возможностью снижения когнитивных функций в будущем, лучше провести профилактическое обследование. Оно поможет отсрочить или даже избежать развития серьезной патологии. Наличие легких когнитивных нарушений увеличивает риск развития болезни Альцгеймера и других форм деменции. При плохой памяти к какому врачу обратиться и в какое заведение пойти каждый решает сам: это может быть государственный психоневрологический диспансер и поликлиника по месту жительства, либо частный специализированный центр. К сожалению, в государственных учреждениях придется потратить слишком много времени, потеря которого опасна при активном инволюционном процессе мозга. Также в них врачи слишком загружены, чтобы уделить достаточно внимания пациентам. При проблемах с памятью какой врач поможет лучше, можно понять из его опыта работы, уровня квалификации и статуса клиники. Лечение памяти При нарушениях памяти и внимания лечение зависит от причины.
Симптомы, связанны с психическими недугами, сосудистыми нарушениями, болезнью Альцгеймера или другими органическими патологиями, требуют разных подходов.
Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость — что делать
Среди других причин, способных вызвать подобные проблемы у молодых, можно рассматривать нарушения зрения, но их легко диагностировать. Потеря памяти у молодых людей может наступать вследствие хронического недосыпания либо нарушений сна, нехватки витамина В12 и регулярного воздействия стрессов. Деменция традиционно воспринимается как заболевание пожилых, также иногда встречается и у молодых людей вследствие инфекций, сочетаемых с зависимостями. Однако ученые отмечают: первые проблемы с памятью и вниманием появляются еще у молодых людей в виде субъективных нарушений в возрасте 35–40 лет.
Улучшите свою память и концентрацию: методы борьбы с когнитивными нарушениями в молодом возрасте
Другие факторы, которые человек может изменить и которые могут становиться причиной проблем с памятью, — это депрессия, низкий уровень образования, социальная изоляция, отсутствие когнитивной активности. Что такое память, какой объем информации может запомнить человек, почему с возрастом когнитивные способности могут ухудшаться, чем отличается деменция от легкого когнитивного снижения, какие заболевания приводят к ухудшению памяти. Как сообщил специалист, ухудшение памяти и работы мозга у молодых людей часто связаны с неосознанным нарушением здорового ритма жизни. Аргументом этого мнения выступает предположение, что причиной проблем с памятью является продолжительное кислородное голодание головного мозга, которое происходит во время общего наркоза. Для пожилых людей такой симптом более привычен, но в молодом возрасте нарушение памяти, неадекватное поведение, нарушение речи, изменения в характере сильно настораживают», — говорит Элен Мхитарян.
Не по возрасту. Почему развивается деменция у молодых?
Неврологи разрабатывают для каждого пациента, страдающего нарушения памяти, индивидуальную схему терапии, которая включает медикаментозную поддержку и немедикаментозные методы лечения. Тяжёлые случаи нарушения памяти обсуждают на заседании Экспертного Совета. В его работе принимают профессора, доктора медицинских наук, врачи высшей категории. Медицинский персонал уважительно относится к психологическим проблемам пациентов. Психологическую поддержку специалистов получают и родственники пациентов.
Их обучают комфортному общению с близкими людьми, у которых нарушена память. Психологи советуют, как организовать быт пациента с нарушением памяти, помочь ему социализироваться. Виды памяти По предмету запоминания различают следующие виды памяти: Образную Эмоциональную Двигательную. Образная память — это информация, которая сохраняется с помощью создания образов на основе данных, которые получают органы чувств.
Всё, что человек слышит, видит, осязает на ощупь, чувствует обонянием и вкусовыми рецепторами, преобразуется в образы и остаётся в этом виде в памяти. Вербальная память — информация, которую мы получаем с помощью слов и логики. Вербальной памятью обладает только человек. Все сведения, которые получены вербально, осознанно анализируются, классифицируются и используются в дальнейшем.
Переживаемые человеком чувства запечатлеваются в эмоциональной памяти. Сохраняются все положительные или негативные эмоции. В будущем человек, вспоминая эти моменты жизни, может вновь испытать аналогичные ощущения. Всё, что связано с движением запоминается моторной, или двигательной памятью.
Умение плавать, ездить на велосипеде, управлять автомобилем, которому человек однажды научился, сохраняется в его мышечной памяти. По способу запоминания выделяют произвольную и непроизвольную память. С помощью произвольной памяти человек запоминает информацию усилием воли, с помощью повторения. Непроизвольная память позволяет человеку запомнить не только то, что ему нужно, но и другие процессы, особенно, если эти данные соответствуют его предпочтениям и интересам.
По времени запоминания различают кратковременную, долговременную, промежуточную, оперативную и сенсорную память. Кратковременная память используется для решения задач, которые «стоят на повестке дня». С её помощью человек обрабатывает большое количество информации, но очень быстро её забывает, как только в ней пропадает потребность. Долговременная память обеспечивает хранение информации длительное время.
Все накопленные знания сгруппированы, структурированы и используются на протяжении месяцев или лет; Промежуточная память представляет собой нечто среднее между долговременной и кратковременной памятью.
То что было давон - помню хорошо. Что у меня за проблема? Как это называется и как с этим бороться?
Дополнен 13 лет назад Какие продукты нужно употреблять в пищу для улучшения памяти? Мы привыкли, что память — это надежная опора в нашей повседневной жизни. Память позволяет сортировать и хранить множество полезной информации, без нее стал бы невозможным процесс обучения, она вовремя подсказывает необходимые нам факты. К сожалению, все знают, что память ухудшается с возрастом.
Поэтому для многих становится полной неожиданностью, когда проблемы с памятью возникают в достаточно молодом или зрелом возрасте, когда социальная активность человека еще очень высока. В большинстве случаев ухудшение памяти не обусловлено тяжелым первичным заболеванием мозга, а, вероятнее всего, является следствием других соматических болезней, перегрузками на работе, часто повторяющихся стрессовых ситуаций. А потому, если вовремя устранить причины, приведшие к нарушению памяти, она может быть полностью восстановлена.
Стало меньше физической активности и социального общения? В будущем все эти факторы могут увеличить риск развития деменции слабоумие. Деменция — это нарушение когнитивных функций, вследствие которого человек теряет способность к самообслуживанию и нуждается в постоянной посторонней помощи. К когнитивным функциям относятся внимание, память, целенаправленная двигательная активность, узнавание, речевые и управляющие функции.
При изменении образа жизни забывчивость постепенно исчезнет. Причины ухудшения памяти: Информационные перегрузки. Человеческий мозг зависает, если не в состоянии переработать весь полученный объем информации. Принцип многозадачности уже признан неэффективным, поскольку приводит к ухудшению возможностей памяти, внимательности, нервным расстройствам. Для нормальной работы мозга необходимо постоянно пополнять запасы витаминов группы B. Эти вещества защищают клетки от старения и перегрузок, участвуют в кислородном обмене и синтезе некоторых нейромедиаторов, обеспечивают нормальную работу центральной нервной системы. Стрессы, нервное и эмоциональное переутомление.
При таких состояниях блокируются физиологические процессы, связанные с памятью. При затяжном стрессе информация не запоминается вовсе. Хроническое недосыпание. Во время сна синтезируются новые клетки. Если человек постоянно не высыпается, мозг не успевает восстанавливаться, нарушается процесс запоминания и воспроизведения информации. Злоупотребление вредной пищей. В еде с пищевыми красителями содержится алюминий.
Вещество накапливается в организме, плохо выводится. Результат — ухудшение памяти, мышления, внимания. Напитки с кофеином. Постоянная стимуляция мозга приводит к снижению памяти. Отравление свинцом, ртутью, другими тяжелыми металлами. Длительный и бесконтрольный прием транквилизаторов, седативных и антигистаминных препаратов, нейролептиков. Негативно на работу мозга влияют холинолитики, антидепрессанты, барбитураты.
Курение разрушает мозг.
Куда опять подевались очки? Говорим о причинах ухудшения памяти
Лобно-теменная сеть и поясная извилина. Источник Префронтальная кора — хаб многих когнитивных функций, она играет важную роль в организации общения нейронов коры больших полушарий с древними лимбическими структурами мозга, которые мы традиционно ассоциируем с эмоциями. Именно эту зону мозга отождествляют с центральным процессором рабочей памяти, который выделил Алан Бэддели. Нарушения в работе центрального процессора могут приводить к патологическим изменениям в этой области уменьшение нейронов и их связей друг с другом , и вызывать проблемы эмоционального контроля. С чем же связана увеличивающаяся активность данной области?
Видимо, это попытка мозга компенсировать эмоциональные влияния, затормозить ненужные мысли, чтобы рабочая память проявила себя на полную мощность. Более того, гиперактивация может быть стратегией мозга для компенсации уменьшения в размерах нейронов, возникающего при депрессии. Подобные наблюдения позднее подтвердились в метаисследованиях. У трех наших героев — Эдгара, Эрнста и Франца — также гиперактивировались некоторые другие зоны например, правая височная извилина.
Однако наблюдался и ряд областей со сниженной активностью инсулярная кора. Более того, было показано, что степень гиперактивации коррелирует с уровнем сложности решаемой задачи. Возможно, как предположил Джозеф Калликот, это своеобразный сигнал нейронной неэффективности: мозг не способен контролировать свою гиперсеть, из-за чего для выполнения одной и той же задачи включаются разные зоны мозга, активность которых может пересекаться — способствовать друг другу или мешать. Может быть интересно Где хранится наша память, как можно картографировать мозг и почему внимание — это фикция Специфическая картина распределения активности по мозгу при депрессивном расстройстве служит способом его диагностики.
Логично предположить, что если нормализовать активность мозга в определенных областях, то можно снизить и симптоматику депрессии. Подобное торможение осуществляется с помощью медикаментов и транскраниальной электрической стимуляции, при котором слабый электрический ток подается в нужную область мозга. Он изменяет способность нейронов к возбуждению их порог активации. Биполярное расстройство личности Источник Винсент и Авраам решили поучаствовать в исследовании рабочей памяти, так как порой им казалось, что они ничего не могут запомнить.
На этом исследовании они повстречали Франка, Эрнста и Эдгара, у которых депрессивное расстройство сочеталось с биполярным. Все они время от времени испытывали гнетущее ощущение тщетности бытия, которое сменялось маниакальной гиперактивностью, ощущением бесконечной внутренней энергии и безудержным желанием двигаться. Ученые предложили им протестировать рабочую память с помощью задачи «Комплексная фигура Рея». Участникам показывают рисунок из большого числа деталей.
Его нужно запомнить, а через некоторое время нарисовать по памяти. Источник Оказалось, что участники хуже выполняют задачу на запоминание, которая, по сути, задействует все компоненты рабочей памяти. Также низкие результаты были продемонстрированы при выполнении вербальных и визуальных тестов. При этом наблюдалась повышенная активность в префронтальной области, височной коре и задней теменной коре.
Ученые предположили, что это — артефакт работы мозга. Возможно, такие результаты показывают, что данные пациенты в целом запоминают иначе, используя другие стратегии. Всё это указывает на нарушения в работе центрального процессора , который контролирует избирательное внимание. А если барахлит всё и сразу?
Талантливый человек боится микробов, постоянно моет руки и избегает круглых предметов. Такое странное поведение возникает потому, что человеком овладевает навязчивая мысль обсессия , вызывающая навязчивое действие компульсию : «Микроб с этой вилки может спровоцировать страшную болезнь, нужно срочно всё протереть спиртовой салфеткой». Для кого-то ритуальные действия — это навязчивая проверка чего-либо «а закрыл ли я дверь? Читайте также Компульсия, аддикция или проблемы с контролем импульсов: есть ли у вас обсессивно-компульсивное расстройство Поскольку некоторая мысль постоянно крутится в голове и вызывает компульсии, вполне возможно, что такое состояние проявляется в виде гиперактивации сети рабочей памяти.
При этом некий сигнал паттерн повторяется в голове — «крутится навязчивая мысль». Ученые наблюдают активность в разных зонах мозга в зависимости от характера навязчивых действий. Исследователи обнаружили у Николы проблемы с когнитивной функцией — торможением. При ОКР чаще наблюдается нарушение визуально-пространственной рабочей памяти.
Однако ряд ученых предполагает, что нарушения не специфичны , а показывают проблемы рабочей памяти в целом и зависят от сложности задачи. Диагностировать ОКР можно, проверяя рабочую память не только у пациентов, но и у ближайших родственников, так как считается, что данное расстройство имеет генетический характер. Зная, что у таких больных страдает центральный процессор рабочей памяти, попробуйте предположить, какая область мозга покажет измененную активность? Всё верно — префронтальная.
Мы уже знаем, что с помощью тестов на рабочую память можно определить зоны мозга с нарушениями активности. Пациенты с ОКР и их родственники демонстрируют повышенную активность лобно-теменной сети, и это, возможно, доказывает идею о том, что ОКР связано со всеми компонентами рабочей памяти, включая эпизодический буфер, связывающий текущую информацию со знаниями из долговременной памяти. Возможно, подобная активность связана с необходимостью удерживать нерелевантные мысли, которые приходят в рабочую память отчасти именно из-за влияния воспоминаний, хранящихся в долговременной памяти.
Последствия амнезии Кратковременная потеря памяти, если она не вызвана неврологическим расстройством, при грамотной коррекции устраняется довольно быстро. Если же ситуацию пустить на самотек, последует формирование различных комплексов, что негативно скажется на социальной и профессиональной жизни пациента. Методы диагностики Когда пациент приходит на прием к неврологу с жалобами на периодические провалы в памяти, специалист сначала подробно изучает историю его проблемы. Для диагностики имеет значение характер жалоб, период их появления, имеющиеся сопутствующие заболевания. Обязательно учитывается семейный анамнез, поскольку нередко такие особенности передаются по наследству. Невролог в Калининграде после оценки рефлексов и проведения специальных тестов направит пациента на доп.
В таких случаях обычно назначается : ангиография сосудов; МРТ; компьютерная томография. Дополнительно проводятся лабораторные исследования с целью выявления системных заболеваний. Только после постановки окончательного диагноза невролог сможет приступить к рассмотрению возможных вариантов лечения. Как лечат провалы памяти Многое зависит от характера и степени выраженности симптомов. Но специалист с богатым практическим опытом, а именно такие врачи принимают больных с неврологическими расстройствами в нашей клинике «Эдкар-Мед», выберет правильную тактику терапии. Лечение больных с амнезией проводится по индивидуальной программе, врач-невролог контролирует весь процесс.
Например, частичная амнезия может наступить вследствие переезда индивида в другой город. При этом могут исчезнуть из памяти события, давность которых составляет от пары минут до нескольких лет. Второй причиной рассматриваемой формы считается сильная травма психического характера или потрясении. У субъекта исчезают из памяти некоторые данные биографии, которые провоцируют негативные воспоминания. Кроме этого, частичная амнезия может наступить вследствие воздействия на индивида гипноза. Индивид может не вспомнить происходящее с ним в процессе гипнотического воздействия. Старческая потеря памяти наблюдается соответственно у пожилых индивидов. Однако нельзя ее считать исключительно следствием возрастных изменений. Чаще старческая амнезия наступает из-за образа жизни индивидов. Также, причинами возникновения данной формы недуга могут стать: нарушение обмена веществ, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, отравления и различные патологии мозга. Потеря памяти у молодых людей может наступать вследствие хронического недосыпания либо нарушений сна, нехватки витамина В12 и регулярного воздействия стрессов. У молодежи также может наступить потеря памяти после стресса. Нередко вследствие перенесения тяжелого эмоционального потрясения индивиды молодого возраста могут полностью забыть все данные о себе. Что это такое Временная потеря памяти называется транзиентной или транзиторной глобальной амнезией. Обычно возникает неожиданно. Кого-то это даже ввергает в панику. Согласитесь, трудно смириться с тем, что молодой, здоровый мужчина на руководящей должности напрочь забывает о серьёзном отчёте или мероприятии, о котором знают и помнят все в его компании. Ещё страшнее, когда оказываешься в полной прострации, не понимаешь, где находишься и кто ты вообще такой. Кратковременной такая потеря памяти называется потому, что длится небольшой промежуток времени. Например, после пробуждения можно застыть в прострации на несколько секунд. Но, как правило, оглядевшись, человек быстро приходит в себя, понимает, что он дома, и успокаивается. Иногда потеря памяти происходит на несколько минут: мы забываем, зачем пришли в магазин к соседке, просто в другую комнату. Сосредоточившись, возвращаем всё на круги своя и вспоминаем, что конкретно нам надо купить, спросить или взять. В редких случаях она может длиться несколько часов. Для восстановления обычно приходится разговаривать с другими очевидцами забытых событий, которые помогают воссоздать их ход, или воспроизводить какие-то записи. Иногда она реанимируется самостоятельно. Регулярность кратковременной потери памяти тоже непредсказуема. Кто-то за всю жизнь испытывает подобное только раз. Некоторые — несколько раз за год. Но есть и такие, кто страдает от таких провалов гораздо чаще.
Хроническая интоксикация организма. Нарушения в работе головного мозга — основная причина ухудшения памяти За работу долговременной памяти отвечает кора головного мозга. Гиппокамп, который расположен в височных долях, запускает процессы перевода кратковременной информации в долговременную память. Существуют и другие центры памяти в мозге. Поэтому любые повреждения этого органа провоцируют развитие забывчивости, невнимательность. Причины проблем с памятью у молодых людей: Черепно-мозговые травмы. Область поражения не имеет значения. После любого удара наблюдается кратковременная или длительная потеря памяти, ретроградная или антеградная амнезия. При нарушении кровообращения нарушаются функции центров памяти. Злокачественные и доброкачественные новообразования. Опухоли поражают близлежащие ткани, в том числе центры памяти, расположенные в них. Энцефалит, менингит. Инфекция негативно влияет на работу головного мозга и память. Постхирургический астенический синдром. После любых травм и болезней головного мозга необходимо постоянно наблюдаться у невролога. Это поможет своевременно выявить нарушения памяти и когнитивные расстройства. Какие болезни внутренних органов негативно влияют на память Нормальная работа головного мозга во многом зависит от слаженной работы всего организма. Многие дисфункции косвенно могут повлиять на концентрацию внимания, память. Гормональный фон влияет на процесс запоминания. Тестостерон, вазопрессин, пролактин, эстроген помогают преобразовывать кратковременную память в долгосрочную. Окситоцин ухудшает процесс запоминания. Основные болезни: Гипертония, другие болезни сердечно-сосудистой системы.