время наистрожайшего поста, неделя поминовения страданий Господних, тьмы и смерти, на смену которым неизменно приходит свет, спасение, воскресение. Седмицу называют Страстной, потому что она связана с воспоминаниями о последних днях Иисуса. После Вербного воскресенья начиналась Страстная неделя, когда вспоминают последние дни земной жизни Иисуса Христа.
Страстная неделя перед Пасхой: Как её нужно провести и чего категорически нельзя делать
Поскольку в нашем регионе пальмовых ветвей нет, отцы церкви решили заменить их веточками вербы. Люди в этот день приносят в храм для освещения веточки вербы. С понедельника по среду С понедельника по среду Иисус Христос проповедовал в Иерусалиме. Зная о том, что срок его земной жизни подходит к концу, он старался вложить в уши слушателей как можно больше информации. По традиции, во время службы в храме священники вспоминают в эти дни притчи о засохшей смоковнице, о 10 девах и зарытых в землю талантах, о втором пришествии. В среду происходит два важнейших события: закостеневшая в грехах женщина выливает драгоценное миро на ноги уставшего Иисуса и получает прощение, а один из его учеников — Иуда, задумывает предательство.
Великий четверг В четверг происходит Тайная вечеря, во время которой Иисус Христос дает последние наставления своим ученикам и предвещает свою скорую смерть и воскрешение. Спаситель следует в Гефсиманский сад, где совершает молитву и напоминает апостолам о том, что в эту ночь им спать нельзя.
Также вспоминают грешницу, которая омыла ноги Иисуса и помазала их миром. В храме последний раз на Страстной неделе читается молитва с поклонами. Считается, что Господь искупил грехи людей, и после Великой среды поклоны во время литургии отменяются до Троицы.
В этот день верующие стараются исповедоваться. Великий Чистый четверг Тайная вечеря. Пришедшие в храм стоят на ней с зажженными свечами, которые по традиции стараются не гасить до возвращения домой. В этот день верующим нужно причаститься. Кроме того, в Великий четверг готовят дом к Пасхе — красят яйца, пекут куличи, прибираются и стирают одежду, потому он получил название также Чистый четверг.
Великая пятница День траура, потому что в пятницу Христос был осужден и распят. Служба посвящена воспоминанию о страданиях Спасителя на кресте. Из алтаря выносят плащаницу, изображение Христа, лежащего во гробе, а верующие преклоняются к ней. Великая суббота На торжественном богослужении говорят о погребении Христа и его пребывании во гробе.
В церквях и храмах ежедневно проводят службы. Литургии во время Страстной недели направлены на подготовку к Пасхе. Великий понедельник В первый день Страстной седмицы на службах говорят о патриархе Иосифе из Ветхого завета. Он известен тем, что его продали в рабство родные братья. Это символизирует страдающего Христа. Также прихожанам рассказывают о проклятии бесплодной смоковницы.
Она олицетворяет бездуховную душу. Патриарх в этот день начинает чин мироварения. В малом соборе Донского монастыря в Москве начинают готовить миро - специальную смесь из десятков масел и трав, которую затем освящают и используют в обрядах крещения. После того, как миро готово, его отправляют в различные епархии РПЦ. Из пищи в Великий понедельник можно употреблять только мед, орехи, овощи, фрукты и хлеб.
И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском — одни листья; плодов же веры, попечения о спасении душ наших нет как нет». Страстной понедельник, вечер: «Не ужасайтесь, ибо надлежит тому быть» Елеонская гора.
Современный вид, аэрофотосъемка. Фото с сайта en. Как известно, Елеонская гора расположена напротив древнего Иерусалима и с нее открывался изумительный вид на Иерусалимский храм. Ученики сидели на склоне, смотрели на город, и Господь, указав им на храм, сказал, что очень скоро от этого здания не останется камня на камне. Тогда это было трудно представить, потому что храм был только недавно отстроен царем Иродом. Господь говорил ученикам о том, что ждет наш мир. Такая эсхатологическая тема для Страстной седмицы чрезвычайно важна.
Она проходит через все дни Страстной седмицы. Потому что перед Своим отшествием Господь хотел, чтобы ученики и те, кому они передадут Его слова, все христиане — «не ужасались» тому, что ждет наш мир, не удивлялись оскудению любви в нем и преступлениям его, но, как предупрежденные, бодрствовали и сами оставались верными. Он неоднократно предупреждает в эти дни о событиях Своего второго пришествия, поэтому всю Страстную седмицу поются песнопения, связанные со вторым пришествием Господа. Тропарь Се Жених грядет в полуночи » поется три первых дня. Можно сказать, что евангельское чтение понедельника вечера задает эту тему на всю Страстную седмицу.
Страстная неделя в 2024 году: что можно и нельзя есть перед Пасхой
Страстная седмица продолжает Великий пост — все ограничения Великого поста сохраняются и даже в каком-то смысле становятся строже, но это совершенно особый период. Все дни Страстной недели называют великими. Почему седмица перед Пасхой называется Страстной? Страстной седмицей называется последняя неделя поста перед Пасхой 2019 – и это время особо строго воздержания во всем: и в еде, и в поведении верующих. Страстная неделя сопровождается сознанием полученного спасения через муки Спасителя. Каждый день на Страстной неделе называется великим и посвящен событиям из жития Спасителя.
Что еще почитать
- Страстная неделя. Что нам известно о ней
- Страстная неделя — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
- Страстная неделя (страстная седмица)
- Почему неделя называется Страстной? » Новости НАО и Нарьян-Мара. Актуальные и свежие новости НАО
- От Вербного воскресенья до Пасхи: как подготовиться к главному православному празднику
- Страстной понедельник: «Не ужасайтесь, а молитесь»
Страстная неделя. Что нам известно о ней
Христос собрал на вечери своих верных учеников. Он налил им красного вина и отломил хлеб. Сказал, что хлеб символизирует тело, которое пострадает за них, а вино — это пролитая кровь. Косвенно было названо имя Иуды, и предречены страдания Христа. Икона «Тайная вечеря» Молитвы «Да восславится на небе и на земле святое имя твое, о Господи! Не позволь никому с дурными мыслями поведать истинные твои секреты. На строжайший замок запри сквернословящие уста. Подари наслаждение светом, от тебя исходящим. Дай сил сыновьям своим и дочерям жить праведной жизнью. Наполни их души счастьем. Что можно и нельзя делать Весь день следует посвятить очищению тела, души и всего, что окружает.
Четверг следует проводить в заботах и делах. Помимо этого нужно молиться и восхвалять имя Господа Бога. Категорически нельзя распивать спиртные напитки, прелюбодействовать, ругаться бранными словами, устраивать веселые посиделки. Нельзя также деньги одалживать. Это плохая примета — дав взаймы, можно растерять свое счастье. Православным рекомендуется причаститься. Разрешается в четверг ставить тесто и выпекать куличи и красить яйца. Что можно есть Хлеб, тесто которого делается без масла и яиц. Пища должна быть без термической обработки. Разрешаются: овощи, фрукты, мед, сухофрукты, орехи.
Великий пяток Страстная пятница В этот день Христа Спасителя осудили на смерть. В Страстную пятницу вспоминают о мученических страданиях Иисуса при распятии и о погребении его тела. Христиане не проводят литургию в Великую пятницу, потому, что считается, что сам Господь в этот день принес себя в жертву. Символом этого дня является Крест, его устанавливают на самое видное место в храмах. Икона Великой пятницы Молитвы Как нужно молиться в пятницу: «Почитаемый всеми нами Спаситель душ человеческих, спаси каждого из нас, да помилуй. Просим у тебя заботы, чтобы избежать горения в огне страшном. Благослови родителей наших, молюсь за них со всей искренностью. Помоги нам миновать чистилище и стань проводником наших душ, пока они не обретут покой». Что можно и нельзя делать В этот день запрещается заниматься любым трудом, кроме выпекания куличей и краски яиц. Нельзя сажать огород.
Если игнорировать этот запрет, то урожай все равно не уродиться. Бывают случаи, когда нельзя отложить работу. Тогда ее нужно выполнить. Но, работая, следуя вспоминать в мыслях Спасителя и думать о тяжких мучениях его тела. В пятницу нельзя злиться на ближних, ссорить с людьми и сквернословить. За все хорошее, что происходит вокруг, нужно благодарить и говорить спасибо. Что можно есть Пятница — самый строгий день, имеющий множество ограничений. Если позволяет здоровье, то в Великий пяток нужно пить только воду.
Служба посвящена воспоминанию о страданиях Спасителя на кресте. Из алтаря выносят плащаницу: изображение Христа, лежащего во гробе, а верующие преклоняются к ней. Великая суббота, 15 апреля: На торжественном богослужении говорят о погребении Христа и его пребывании во гробе. При этом священники уже в этот день надевают светлые праздничные облачения, освящают принесенные людьми в храм куличи, крашеные яйца и пасхи. В этот вечер начинается главная служба. В Иерусалиме в храме Воскресения Христова сходит благодатный огонь. Верующие встречают Пасху. Что запрещено делать в Страстную неделю Самое главное, что нужно знать каждому верующему — на это неделе самый строгий пост. Этот пост затрагивает не только еду, но и душу человека. Строго-настрого запрещено делать что-то плохое, ругаться, обижать людей, распускать сплетни и тому подобное. Что касается именно поста, то в понедельник желательно есть фрукты и овощи, а также хлебобулочные изделия и мед с орехами.
И Постная триодь — это, можно сказать, уже многовековой утвержденный устав, хотя Типикон и учит нас уже иначе. Что же указывает на окончание Великого поста именно в Великую среду? В Великую среду совершается последняя литургия Преждеосвященных Даров В среду заканчивается чтение Псалтири. В этот день служится последняя литургия Преждеосвященных Даров. Делаются последние земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина. Во все дни Четыредесятницы священник в конце предыдущей службы, называемой изобразительны, перед самой литургией Преждеосвященных Даров, давал отпуст. А в Великую среду отпуст перед литургией не возглашается. Предстоятель здесь испрашивает прощения у народа. То есть с прощения Великий пост начинался и прощением он заканчивался. Но мало кто задумывается над тем, что еще вспоминается в этот день, а ведь там есть целых три важных момента! Помимо первого, как раз Таинства Святой Евхаристии, мы вспоминаем еще омовение Христом ног ученикам, моление в Гефсиманском саду и целование Иуды. Это все — события одного вечера из Евангельской истории. В четверг утром служится литургия святителя Василия Великого. Ведь средой, как уже было сказано, закончились литургии Преждеосвященных Даров, и с этого времени служится только полная литургия. Что же касается Великого четверга, здесь на литургии вместо Херувимской песни поется песнь, связанная с приготовлением Святого Причащения — «Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» — это напоминание о Тайной вечере. В этот день большая часть верующих стараются причаститься. Это не какая-то народная, а именно общеуставная традиция. А вот на Пасху многие священники не причащали, потому что в этот день царит общее ликование, так что здесь не до покаяния.
Богослужение Великой субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа "во гробе плотски … и на престоле со Отцем и Духом" и, наконец, воскресения Спасителя из гроба. На утрене Великой субботы, после великого славословия, плащаница поднимается над главами, выносится священнослужителями из храма при участии народа и обносится вокруг храма. Затем, по внесении плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским вратам и кладется на место посредине храма. Черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Диакон в светлом облачении выходит на середину храма и перед плащаницею чтением Евангелия возвещает людям о Воскресении Христовом. По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина. После этого начинается чтение книги Деяний апостольских, которое продолжается до начала полунощницы. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят плащаницу с середины храма в алтарь перед Царскими вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня. День Великой субботы для верующих ознаменован освещением пасхальных куличей и пищи для разговления в Пасху. В день Великой субботы верующие стараются закончить все свои дела и прийти на вечернюю службу в церковь для встречи праздника Святой Пасхи, символизирующего избавление от зла и начало новой, светлой жизни. В конце литургии Великой субботы поется пасхальный тропарь. Начинается праздник Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Во всех литургических традициях христианского мира основные церковные службы Страстной седмицы — особенно трех последних ее дней — совершенно уникальны. Каждая из них не похожа ни на одно другое богослужение литургического года, а вся их череда позволяет куда глубже духовно пережить праздник Пасхи. У католиков долгое время Великий пост был схож с православным. Но после литургической реформы вторая половина ХХ века правила соблюдения поста несколько изменились. Католики в основном воздерживаются от пищи только в Страстную пятницу, которая предшествует празднику Пасхи и посвящена воспоминанию о дне распятия и смерти Иисуса Христа. В Католической церкви богослужения Страстной пятницы приурочены к 3 часам дня, поскольку считается, что в это время умер Иисус Христос. Хотя эта служба кажется единой, в действительности она состоит из четырех самостоятельных частей, каждая из которых имеет собственное происхождение и историю. Первая, древнейшая часть, чинопоследование Слова, осуществлялась в древней церкви в тех случаях, когда не совершалось таинство евхаристии. В настоящее время она включает в себя ряд чтений из Ветхого Завета, завершаемый торжественным чтением рассказа евангелиста Иоанна о Страстях Христовых. Вторая часть состоит из нескольких молитв восходящих к 5 в. Третья часть — чин поклонения кресту, связанный с древним обычаем, практиковавшимся христианами в Иерусалиме. Распятие закрывают покрывалом в воскресенье, начинающее Страстную неделю.
Почему последнюю неделю Великого поста назвали Страстной?
Даже в быту в этот день люди говорили меньше обычного, чтобы не проронить пустого слова. Как и в течение всего поста, люди избегали громкого уличного пения; петь можно было только в доме: здесь в семейном кругу люди пели «божественное»: духовные стихи, псалмы, читали псалтырь и пр. Подобные формы досуга заменяли обычные бытовые разговоры. Были запрещены уличные игры и хороводы. В Страстную пятницу, по поверьям, вся природа скорбит вместе с людьми и затихают птицы. Со скота в этот день снимали колокольчики, хозяйки запирали в темных сараях домашнюю птицу, чтобы она не шумела и хоть немного попостилась по словенским поверьям, это воздержание летом защитит птицу от нападения хищников. Запрещалось свистеть: словенцы считали, что в момент смерти Христа от радости свистели черти. Верили, что человек, засвистевший в пятницу, будет унесен чертом, а тот, кто на минуту забудется и закричит, уже никогда в жизни не сможет закричать. Матери запрещали детям играть на улице и шуметь, а также просили не топать ногами по земле, чтобы не ранить ее гвоздями от каблуков, ведь в землю уже положен Христос. Украинцы не шумели, не разговаривали дома в полный голос и не ссорились. В Страстную пятницу принято было плакать; а если дети не плакали, то их били ветками, вынуждая тем самым проронить несколько слезинок.
Страстная неделя и события христианской истории Значительная часть ритуалов и обычаев Страстной недели - своеобразное обыгрывание событий христианской истории, связанных прежде всего с бичеванием Христа, а также землетрясением, последовавшим за Его смертью. В момент смерти Христа словенцы со страшным треском валили на землю несколько предварительно подпиленных деревьев, а в течение всех трех дней - со среды до пятницы - с грохотом разбивали и топтали собранные со всего села старые доски, посуду, бочки и другие деревянные предметы, называя это «пугать Бога». В пятницу - в ознаменование смерти Христа и землетрясения, а в ночь с субботы на воскресенье - в знак Его Воскресения - у церквей и костелов принято было стрелять. Поляки Поморья в память об этом землетрясении били в барабан в пасхальную ночь, и при звуках этих ударов люди спешили на службу в костел.
До начала пасхальной службы прихожане ждут Благодатного огня, который священнослужители доставляют из храма Гроба Господня в Иерусалиме. От него зажигают церковные свечи, многие верующие уносят лампаду с огнем домой, где стараются поддерживать его в течение года. Богослужение обычно начинается около 23:00 и длится несколько часов. О начале Пасхи возвещает колокольный звон, именуемый благовестом. Ровно в полночь начинается торжественная ранняя служба заутреня.
Под колокольный звон священнослужители и прихожане трижды совершают шествие вокруг храма. Крестный ход движется против часовой стрелки, что символизирует следование навстречу воскресшему Христу. Затем служат божественную литургию, освящают особый бездрожжевой хлеб — артос или просфору, который потом раздают верующим. Все сорок дней — с Пасхи до Вознесения — двери в алтарь, называемые Царскими вратами, остаются открытыми на протяжении всего дня и повсюду звонят колокола. Считается, что добрые дела, совершаемые в эти дни, помогают очиститься верующим от грехов. Почему на Пасху красят яйца? В христианстве ее часто связывают с притчей о Марии Магдалине, которая подарила римскому императору Тиберию яйцо как символ воскрешения Иисуса Христа. Правитель ответил, что поверит в чудо, если белое яйцо станет красным, и оно изменило цвет. Поэтому основной цвет для окрашивания яиц на Пасху — красный.
Если яйцо окрашено в один цвет — это крашенка, если покрыто узорами — писанка.
В самом начале еще не было долгого семинедельного поста накануне праздника, а вот строгий пост в Страстную неделю был установлен и строго соблюдался уже тогда. Это время, если правильно подойти к каждому дню, наполнено переживаниями, созерцанием и скорбью. Что происходило по дням Страстной седмицы Великий понедельник В этот день вспоминают ветхозаветную историю о патриархе Иосифе Прекрасном. Его братья завидовали ему и продали его в рабство в Египет, но Иосиф все равно смог прожить достойную жизнь и помочь египетскому народу. Также в этот день вспоминают иссушение, которое Иисус Христос провел покрытой богатой зеленью смоковницы. Это растение имеет много листиков, но не дает плодов.
Точно также и книжники, фарисеи явно позиционировали свою набожность, но на самом деле в Господа не верили, не жили по предписаниям Бога. Так и душа человека, который только внешне верит, не принесет духовных плодов. Великий вторник В Евангелие написано как в этот день Господь Бог Иисус Христос, уже находясь в Иерусалиме, обличал книжников и фарисеев. В Иерусалимском храме Иисус рассказывал притчи и вел беседы с обычными людьми.
В деревнях существовал обычай омовения, который состоял в следующем. Глухой ночью, далеко до света, чтобы ворон не успел выкупать своих птенцов, женщины шли на речку вода для обряда должна быть непременно проточная с ведрами и кувшинами. Черпали воду на восходе солнца и перед домом сначала обливались сами, а потом будили мужа и взрослых детей, заставляя их также обливаться с головы маленьких детей мыли в подогретой воде. Девушки мылись в Чистый Четверг со специальными целями, твердо веруя, что, если на утренней заре хорошенько «вымыться, вытереть тело полотенцем и отдать затем это полотенце «оброшнику», то от женихов отбою не будет, и в самом скором времени непременно выйдешь замуж. Кроме всеобщего мытья, крестьяне старались приурочить к Чистому Четвергу и убой скота и свиней, предназначенных для праздничного стола и для заготовления впрок. Это делалось на том же основании, как и мытье избы: угодник Божий Чистый Четверг сохраняет мясо от порчи. Страстная Седмица. Нестеров, 1933 г. Наряду с обычаями, находящими объяснение в христианских верованиях, к Великому Четвергу отнесены были и иные, ничего общего с верой не имеющие. Например, обычай исключительно приуроченный к этому подвижному церковному празднику первого пострижения волос у тех малых ребят, у которых они с первого дня рождения еще не стриглись и успели вырасти настолько, что потребовались ножницы. В этот же день подстригали у овец шерсть на лбу, у кур, коров и лошадей хвосты. Делалось это в той уверенности, что от подобных пострижек у овец будет руно длиннее и гуще; лошади не станут скакать через изгороди и портить колья, а у коров не потеряется молоко. В некоторых местностях существовал обычай гадать о судьбе своей скотины. Также считалось, что нет наиболее удобного дня в году для тех, кто пожелает видеть нечистую силу и узнать от нее свое будущее. Во многих местностях соблюдался обычай считать деньги, чтобы велись они круглый год. Душеполезное поучение в Великую Пятницу «Боюся глаголати языком, и коснутися страшной повести Спасове, страшно бо есть о сей глаголати: Бог бо наш днесь предан бысть в руки грешником и нечестивым человеком. Чесо ради убо предан бысть Святый Небесный Владыка, без греха сый; ничтоже бо согрешив предан бысть днесь. Приидем и уведим, чесо ради предан бысть Христос Спас наш; нас ради нечестивых предан быть Владыка» Прп. Ефрем Сирин. Ныне всему Писанию исполнение совершися, и таин глубины от начала света известишася ясно» «Страсти Христовы». В Ветхом Завете часто встречаем мы пророчества будущих событиях, о высших сокровенных тайнах Божественного Промысла. Особенно же много можно сказать здесь об Иосифе Прекрасном, воспоминанием о котором начинается Страстная седмица. Ибо как на Иосифа восстали из зависти его собственные родные братья, так и на Господа восстали из зависти единоплеменники Его от еврейского рода. Как Иосиф продан был измаильтянам аравитянам , так и Господь наш продан был лукавым учеником на неправедное осуждение. Пестрая риза Иосифа, которую отняли у него его братья, — ризы Господни, о которых писано: разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребия Пс. Иосиф был ввержен в темницу с двумя царедворцами, один из которых был казнен, а другой отпущен на свободу. Господь также распят был посреди двух разбойников: один из них получил спасение, другой отошел к вечной погибели. Темница Иосифа — Гроб Господень. Царская колесница — Воскресение Христово и слава вечного Царства Небесного. И как узнан был Иосиф своими братьями, так и Господь, явившись во славе, познается всему роду человеческому и тем, кто распял Его. Братья сажают Иосифа Прекрасного в ров. Братья вкушают хлеб и встречают караван Измаильтян из Галаада. Задолго до Своих Крестных страданий Господь предупреждал учеников о том, что неминуемо должно будет совершиться — о Кресте и Воскресении, но они не понимали Его и боялись спрашивать подробно. Говорил со скорбью и о Своем предателе: Не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол Ин. Последоваше бо Учителю, и Нань поучашеся на предание, глаголаше в себе, предам Сего и приобрящу имения. Искаше же и миру продану быти, и Исуса лестию яти, отдаст целование и предаст Христа. По церковному преданию, подробно изложенному в книге «Страсти Христовы», вся жизнь Иуды складывалась весьма необычным образом и была преисполнена нечистотой и противоестественными пороками. Происходил он из колена Данова, причем еще до рождения младенца матери его было открыто во сне, что она родит сына, который впоследствии истребит весь их род. Весьма убоявшись, родители не решились, однако, убить своего младенца, но оставили его подкидышем. По случаю он был усыновлен бездетной царицей острова Искариота. Когда же родился законный наследник, Иуда из зависти убил его и, скрываясь от царского гнева, бежал во Иеросалим, где поступил на службу к игемону Пилату. Быстро продвинувшись, Иуда вскоре стал начальником над всем его домом и был весьма здесь угоден по лукавому и изворотливому своему нраву. Однажды, когда Пилат прельстился душою на прекрасные яблоки в чужом саду, Иуда без раздумья, воровски направился туда и стал обрывать их для своего господина. Хозяин возмутился, но вор, чувствуя свою силу и безнаказанность, смело продолжал свое дело. В завязавшейся потасовке он убил хозяина сада и насильно женился на его вдове, чтобы овладеть оставшимся богатым имением. Однако после откровенных разговоров с женой он понял, что погубил отца своего и стал мужем собственной матери. Ужаснувшись, он покинул этот дом и, услышав о Христе Спасителе, прилепился к Нему сначала как бы по желанию покаяния, но потом, попавши в сети сребролюбия, сделался коварным Его предателем. Тогда Июда беззаконный приходит в среду во Иеросалим, в нюже жидове на сонмищи своем совет сотвориша, якоже преди рекохом» «Страсти Христовы». Воистину, «горе тому человеку, имже сын Человеческий предан будет; лучше бо ему от матери своея не родитися» Мф. Предавши на смерть Божественного Учителя, Иуда пришел к безысходному отчаянию и кончил жизнь самоубийством, удавив себя на дереве. Место это еще долгие годы было исполнено такого зловонного смрада, что невозможно было миновать его, не закрывши рукою ноздрей. По словам Святого Евангелия, земная жизнь воплотившегося Господа Исуса Христа с самого начала была преисполнена всяческих скорбей и лишений. Гордость, зависть и злобное лицемерие, с которым встречали Его церковные старейшины за нелицеприятное обличение сребролюбия и прочих тайных их пороков, переросли в самую лютую, поистине демоническую ненависть. Составив совет об убийстве Христа Спасителя, они имели еще цель как можно больше уничижить и обесчестить Его, чтобы погубить в народе добрую Его память. Крестная казнь в то время считалась величайшим позором, так казнили римляне только беглых рабов и особо опасных преступников. После чудесного Лазарева воскресения книжники и фарисеи, видя, что народ все более возрастает в любви и почтении к своему Небесному Учителю, окончательно утвердились в преступной решимости предать Его скорейшей и мучительной смерти. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы. И положили в совете взять Исуса хитростью и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе Мф. Итак, к архиерею того года приходят на совет те, которые должны были наказывать убийц. Архиереями же называет евангелист тех, которые уже окончили свою годичную службу. Намереваясь совершить преступное убийство, они не Бога боятся, а народа. Боялись же того, чтобы народ, в случае убиения ими Христа в праздничное время, не восстал бы к отмщению за то, или вместе и того боялись, чтоб убийством своим не отвлечь народ от узаконенных жертвоприношений, а самим не лишиться бы прибыли от жертв. Равным образом опасались и того, чтобы смерть Христа не сделалась общеизвестною и славною, если бы Он был убит в праздник; им хотелось истребить и память о Нем. Таким образом, сделавши совет пред праздником, они положили убить Его после праздника. Но Он, показывая, что страждет не тогда, когда они хотели бы, но когда Сам Он восхотел, попустил им взять Себя накануне самого праздника Пасхи, дабы в то же самое время, в которое обыкновенно бывала Пасха прообразовательная, совершилась и Пасха истинная.
Что происходило в дни Страстной седмицы
Страстной понедельник, утро: «Бесплодная смоковница — это я, да вы» Проклятие смоковницы. Миниатюра из Евангелия 1306 года, Армения. Изображение с сайта cercoiltuovolto. Чуду о бесплодной смоковнице посвящено богослужение всего дня. Господь утром шел в Иерусалим на проповедь и недалеко от городской стены увидел это дерево. И не найдя на нем плодов, Он его проклял, а вечером того же дня, когда они возвращались той же дорогой, ученики увидели, что дерево совершенно сухое. Это чтение о событиях, которые происходили в эти часы, но оно глубоко символично. По одному из толкований, этой бесплодной смоковнице уподобился еврейский народ, в котором Господь не нашел плодов, которые ожидал найти. Но в более широком смысле, Божиим народом являются все верующие в Него. И найдет ли Господь в нас те плоды, которых ожидает?
Этот вопрос ставится перед каждым слышащим эти слова. Иоанн Кронштадтский говорит об этом чтении: «Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями — это я, и вы. К нам с вами рано или поздно приходит Господь Иисус Христос, чтобы стать для нее хлебом жизни. И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском — одни листья; плодов же веры, попечения о спасении душ наших нет как нет».
Также в этот день вспоминают Марию, которая омыла Иисусу ноги своими слезами и вытерла их своими волосами. Иуда в этот день в Иерусалимском храме проявил большую заботу о нищих, обнаружив свое сердолюбие и уже вечером этого дня принял решение продать Христа за тридцать серебряных монет. В то время на такие деньги можно было только купить небольшой кусочек земли рядом с Иерусалимом. Великая среда В этот день страстной седмицы вспоминают о предательстве Иуды Искариота. На литургии в этот день в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина. Считается, что именно эту молитву миряне должны ежедневно читать в период всего Великого поста. Великий четверг В народе знают о том, что этот Четверг еще называется Чистый четверг , можно готовить четверговую соль. Но вот какие именно евангельские события вспоминают в этот день? Произошла Тайная вечера — последний ужин Иисуса со своими учениками, где он рассказал о том, что уже совершенно предательство и завтра свершится его арест. Великая пятница Самый страшный день Страстной седмицы — суд над Иисусом Христом, его распятие и смерть на Крсете.
Страстная неделя пасха Что делать, если все время отвлекаешься? Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение» Прот. Андрей Ткачёв Начало Страстной Недели.
А в воскресенье уже будет пора праздновать, поэтому подготовиться стоит заранее. А вот из историй, которые вспоминают в этот день, главное событие — это Тайная вечеря. Ей посвящены не только тексты Священного писания, но и некоторые произведения искусства — например, одноименная картина, которая принадлежит перу легендарного Леонардо да Винчи нарисована в конце XV века. Великий мастер стремился передать тот момент, когда Христос сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Конечно, все присутствовавшие были в смятении — и это можно заметить невооруженным глазом. Интересно, что картина с момента своего создания и до сих пор хранится в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие Милан, Италия. Во время Второй мировой в здание попала бомба. Разрушения были довольно серьезными, а само полотно не пострадало. В жизни много маленьких и больших чудес — стоит только оглянуться вокруг. Великая пятница Приближаются трагические события. Пятница — это день, когда состоялся суд над Христом и его распятие. Позорная смерть, которой предавали только разбойников, была уготована и Спасителю, исцелявшему людей, прощавшему грешников, воскресавшему из мертвых. В этот день читают 12 Евангелий Святых Страстей Христовых. А во время вечерней службы выносят плащаницу — это ткань большого размера, на которой вышито или нарисовано изображение Христа, лежащего в гробе. Вокруг Спасителя стоят люди и оплакивают его. А вот сохранилась ли оригинальная ткань, в которую завернули тело умершего Иисуса? На эту роль претендует известная Туринская плащаница — полотно льняной материи около 4 метров в длину. Считается, что на ней проявился лик Христа, который даже запечатлен на негативе фотографии. Хотя православная и католическая церкви официально не признают достоверность этой истории, но тем не менее, воспринимают плащаницу как еще один символ страданий Спасителя. Великая суббота Кульминация Страстной недели. Спаситель умер еще в пятницу, а в субботу тело положили в гроб, который поставили в пещеру. Вход в нее заблокировали огромным камнем, какой по форме напоминал яйцо. Кстати говоря, одна из легенд утверждает, что именно поэтому яйцо стало символом Пасхи. Многие верующие стремятся попасть в храм, чтобы принять участие в пасхальной службе — всенощной, которая проводится примерно с 23 часов субботы до 2-3 часов воскресенья. Постоять можно и в течение нескольких минут, и в течение всего времени — в зависимости от возможностей здоровья.
Последняя неделя Поста перед Пасхой: службы+что можно есть по дням в Страстную седмицу
Страстная седмица — это последняя неделя поста. Что происходило по дням в этот период и какие евангельские события вспоминаются в каждый Великий день этого периода перед Пасхой? Страстной неделей или Страстной Седмицей называют последнюю неделю перед Пасхой. Страстная седмица – самый важный отрезок в церковном году, который посвящен последним дням земной жизни Иисуса Христа. Страстная седмица представляет собой древний пасхальный пост, выросший из поста Крестной Пасхи. Собственно Страстная неделя (или седмица) носит такое название потому, что слово «страсть» означает «страдание».
Страстная неделя — как ее провести?
Когда начинается Страстная неделя в 2023 году, как подготовится и какие есть запреты – читайте на Страстная неделя, также известная как Чистая неделя, считается самой строгой частью поста. После Вербного воскресенья начиналась Страстная неделя, когда вспоминают последние дни земной жизни Иисуса Христа. Но в названии Страстной недели слово "страсть" означает только "страдание", ведь Иисус Христос, последним дням земной жизни Которого и посвящена Страстная неделя, безгрешен по своей природе. Страстная неделя сопровождается сознанием полученного спасения через муки Спасителя.
Что происходило в дни Страстной седмицы
09.04.2012 Передача "Вопрос дня от Бессарабия ТВ". С 9 апреля 2012 года началась Страстная неделя. страстная неделя Христа - почему ее так называют? 09.04.2012 Передача "Вопрос дня от Бессарабия ТВ". С 9 апреля 2012 года началась Страстная неделя. Страстная неделя сопровождается сознанием полученного спасения через муки Спасителя. Собственно Страстная неделя (или седмица) носит такое название потому, что слово «страсть» означает «страдание». Неделя названа так, потому что это были последние дни земной жизни Иисуса, наполненные страданиями.
Что значит страстная неделя
И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском — одни листья; плодов же веры, попечения о спасении душ наших нет как нет». Страстной понедельник, вечер: «Не ужасайтесь, ибо надлежит тому быть» Елеонская гора. Современный вид, аэрофотосъемка. Фото с сайта en. Как известно, Елеонская гора расположена напротив древнего Иерусалима и с нее открывался изумительный вид на Иерусалимский храм. Ученики сидели на склоне, смотрели на город, и Господь, указав им на храм, сказал, что очень скоро от этого здания не останется камня на камне. Тогда это было трудно представить, потому что храм был только недавно отстроен царем Иродом. Господь говорил ученикам о том, что ждет наш мир.
Такая эсхатологическая тема для Страстной седмицы чрезвычайно важна. Она проходит через все дни Страстной седмицы. Потому что перед Своим отшествием Господь хотел, чтобы ученики и те, кому они передадут Его слова, все христиане — «не ужасались» тому, что ждет наш мир, не удивлялись оскудению любви в нем и преступлениям его, но, как предупрежденные, бодрствовали и сами оставались верными. Он неоднократно предупреждает в эти дни о событиях Своего второго пришествия, поэтому всю Страстную седмицу поются песнопения, связанные со вторым пришествием Господа. Тропарь Се Жених грядет в полуночи » поется три первых дня. Можно сказать, что евангельское чтение понедельника вечера задает эту тему на всю Страстную седмицу.
Она посвящена воспоминанию о страданиях, смерти и погребении Иисуса. Каждый день недели носит названия Великого и наполнен особым символизмом. Страстная Неделя также последняя и самая строгая неделя Великого поста и подразумевает духовную и телесную чистоту, поэтому ее еще называют Белой или Чистой неделей.
Страстная седмица полна скорби и печали. Она заканчивается самым почитаемым в православном христианстве праздником Воскресения, который отмечается всю последующую Светлую неделю. В течение Страстной недели церковь не проводит таинств крещения и венчания, не празднуются дни святых и не поминаются умершие. Великий понедельник посвящен воспоминанию евангельской истории об иссушении в этот день Иисусом бесплодной смоковницы, которая символизирует не приносящие духовных плодов души. Эпизод об иссохшей смоковнице знаменует и силу веры, и молитвы. В богослужениях вспоминается также сын Иакова - Иосиф Прекрасный, который из зависти был продан своими братьями в египетское рабство, также как Иисус был предан и осужден на смерть из-за ненависти и зависти иудеев. Освобожденный из заточения Иосиф царствует над Египтом, также как восставший из гроба Иисус царствует над миром. В понедельник и среду Страстной недели можно есть только хлеб, овощи и фрукты сухоядение. В Великий вторник думают о Страшном Суде и воскресении мертвых, вспоминается обличение Христом фарисеев, которые за наружной набожностью скрывали холодность и бездушность.
Рассказывается также притча о 10 девах, которая призывает к духовному бодрствованию. В основе притчи лежит восточная традиция встречать с зажженными светильниками жениха и провожать в дом отца невесты. Она символизирует Второе Пришествие Христово в образе прихода жениха в дом. Пять мудрых дев заранее запаслись маслом для светильников, другие же, неразумные, поленились это сделать. Когда Сын Божий Жених Небесный пришел ночью, мудрые девы смогли его встретить и он забрал их с собой в Царство Небесное.
Лучше прийти в храм и поучаствовать самому. Очень важно, чтобы эти службы совершались неторопливо, чтобы всё было понятно, чтобы они доходили до сердца, чтобы соучастие в страданиях со Христом объединяло всю общину, народ и духовенство, чтобы это было общее шествие со Христом. Протоиерей Владимир Шафоростов: Не дайте себе прожить это время расслабленно Протоиерей Владимир Шафоростов Страстная неделя — время особенное. Эти дни нельзя прожить расслабленно, прожить так, как будто Христос не распинался ради нашего спасения. К сожалению, многие стремятся к тому, чтобы взять от жизни всё, забывая о главном. Отвергая Христа, не отзываясь на крестную Божественную любовь, люди лишают себя благодатной радости и смысла жизни. Напомню читателям портала «Правмир» о так называемом пари Паскаля: человек, верующий во Христа, выигрывает жизнь вечную, если он прав, и не проигрывает ничего, если он ошибается; человек неверующий не выигрывает ничего, если он прав, и проигрывает вечную жизнь, если он заблуждается. Святитель Иоанн Златоуст верно заметил, что: «Не столько огорчают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться». В дни Страстной седмицы каждый, кто хочет быть верным учеником Христа, должен сделать всё возможное, чтобы отречься от греховных желаний, поставить молитвенное общение с Богом выше всего. Не требовать любви к себе, не причинять боль ближнему, а лучше потерпеть ради Христа и постараться прожить эти Великие дни так, чтобы содержанием нашей жизни стало подлинное служение Богу и ближнему. Важно не просто «отстоять» службу и вспомнить о страданиях Спасителя, а молитвенно сострадать, сораспяться со Христом. Дай Бог всем нам силы сберечь и приумножить всё светлое, что дано по благодати нам, и победить грех, который удаляет нас от Христа Спасителя. Протоиерей Игорь Фомин: Напитаться духом Богослужения Чтобы Пасха стала настоящим праздником, Страстную неделю желательно провести в храме и пропитаться тем духом, который Церковь дает людям верующим именно в богослужении. Надо обязательно отстраниться от времени, от нашего 21 века, мысленно хотя бы перенестись в те дни, прочувствовать, что испытал ради нас Господь. Каждый день этой страшной седмицы посвящен какому-либо дню недели перед воскресением Христовым, перед нашим спасением, и очень важен. Так что если мы проведем эти дни в храме, со вниманием и трепетом, то Пасха для нас будет логичным завершением Страстной седмицы. Если нет возможности пребывать в храме эти дни, я мог бы посоветовать для людей верующих синопсис. В православном синопсисе есть евангельские чтения на каждый день Страстной седмицы. В эти дни надо особо обратить внимание на тех, кто рядом с нами. Обязательно творить добрые дела, которые были бы подтверждением нашей веры во Христа, распятого ради нас. Подготовка к Страстной седмице — это Великий пост. Прочувствовать Страстную неделю без этой подготовки, наверное, невозможно. Каждый день этой недели посвящен переживанию тех событий, которые произошли почти 2000 лет тому назад. И поэтому ежедневно необходимо читать Евангелие с тем, чтобы вместе с Церковью переживать эти события. Конечно же, необходима молитва, потому что мы не просто вспоминаем некое историческое событие, мы молитвенно в нем участвуем. Поэтому без молитвы Страстную неделю проводить невозможно. Особенно без молитвы церковной, потому что именно в церковной молитве мы по-особому переживаем эти такие важные для нашего спасения дни. Если нет возможности бывать на службах на этой неделе, то необходимо ежедневное чтение Евангелия. Евангелие мы можем почитать и дома, и в транспорте, и на работе, если это не помешает труду. Священник Андрей Лоргус, декан факультета психологии Российского православного университета имени апостола Иоанна Богослова: Проникнуться атмосферой святых дней Самое лучшее, что можно было бы сделать в дни Страстной недели — посетить все службы. Быть и на последней Литургии Преждеосвященных Даров, и далее на всех — то есть в четверг утром и вечером, и на вынос плащаницы и погребение, в великую Субботу, и в пасхальную заутреню и Литургию и главное — в пасхальную Вечерню. Чтобы Страстная седмица могла принести максимальную пользу, чтобы раскрылась красота и смысл церковного богослужения — надо побывать на всех службах. Хорошо было бы к этому добавить посильное участие в приготовлении домашнем. Подарки приготовить, яйца покрасить и многое другое. Если нет возможности ходить на службы, то надо читать Евангелие, соответствующие главы, читать учебную Библию, чтобы разобраться. Многое можно сделать для того, чтобы проникнуться атмосферой тех дней. Для этого сейчас все есть: и книги, и кино, и радио, и телевидение. Конечно, если человек обладает временем, силами — можно поучаствовать и в какой-то благотворительной деятельности, и поехать куда-то в социальные учреждения, и посетить своих собственных друзей и домашних, родственников, нуждающихся в помощи, помочь в чем-то к Пасхе, купить что-то.
Позже Иосиф помог своей семье перебраться из Палестины в Египет. Перед кончиной святой завещал перенести его останки в землю обетованную — это случилось уже при пророке Моисее, за 1496 лет до рождения Иисуса Христа. С Иисусом Иосифа сравнивают не только потому, что его предали близкие люди, как Иуда предал Христа. Иосиф, как и Христос, прославился добротой и готовностью прощать. Также мотив его мнимой гибели и возвращения в семью перекликается с распятием и воскрешением Христа. Помимо этой ветхозаветной истории, в Великий понедельник верующие вспоминают иссушение Христом бесплодной смоковницы — дерево, покрытое богатой листвой, но не приносящие плодов, стало символом лицемерия фарисеев и церковных книжников, против которых выступал Иисус Христос. Проклятие смоковницы — это метафора борьбы с формальностью служения Богу, когда верующий исполняет внешние ритуалы, но не испытывает подлинного покаяния Что касается богослужений, в понедельник Страстной седмицы начинается Чин мироварения, который происходит только раз в году, на последней неделе Великого поста. Миро — это смесь растительных масел, благовоний и душистых трав, которая активно используется в богослужениях. В первый день миро доводят до кипения, а потом варят на медленном огне, регулярно перемешивая вплоть до Великой среды. Все это время священнослужители читают Евангелие. В Великий четверг, во время Божественной литургии, патриарх освящает миро при открытых Царских вратах. Во время церковной службы верующие как бы находятся в ожидании предначертанных событий. Великий вторник На второй день Страстной недели верующие вспоминают проповеди Христа в Иерусалимском храме и вне его. Уже тогда первосвященники, слыша, что говорит Иисус, хотели схватить и убить его, но пока не решались открыто нападать, боясь протестов народа, который принял Христа как пророка. Согласно Евангелию, в Великий вторник Христос рассказал ученикам о своем втором пришествии, а также поведал две притчи: о десяти девах и о талантах. Притча о талантах В идейном смысле эта история является продолжением притчи о проклятой смоковнице. Ее основной посыл — каждый человек должен приносить свои «плоды» и приумножать дарованные ему свыше способности через труд и самореализацию. А того, кто не захотел трудиться и взращивать пусть даже небольшое свое дарование, ждут несчастья и бедность. Талант здесь — это прежде всего монета, которая использовалась в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке. Но в переносном смысле его можно трактовать и как дарование, способности. Притча Христа о талантах В Евангелии от Матфея упоминается история о том, как один богатый человек, отправляясь в другую страну, призвал своих рабов и каждому раздал таланты по силам — одному дал пять талантов, второму — два, а третьему — один. Получивший пять талантов смог употребить их в дело и заработал еще столько же. Получивший два таланта тоже смог заработать еще два, благодаря дарам от хозяина. А получивший один талант закопал свой дар в землю. Некоторое время спустя господин вернулся и потребовал отчет у своих рабов. Первых двух он похвалил. Третий же прогневал своего хозяина тем, что побоялся потерять свой талант, закопал его в землю и вместо того, чтобы реализовать дар, просто вернул господину его же монету. Тогда хозяин приказал отобрать талант у раба и выбросить его во тьму. Притча также подробно изложена в Евангелии от Матфея. Свое второе пришествие Иисус описал через ритуал пришествия жениха в дом невесты, которая ждет его, окруженная подругами. Так как ритуал проводили ночью, подруги встречали жениха с горящими светильниками. Притча Христа о десяти девах и о Страшном суде «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху», — говорится в Евангелии. Из этих десяти дев пять было мудрых, а пять — неразумных. Вторые взяли с собой светильники, но не запаслись маслом на случай, если жених задержится. Мудрые же наполнили свои сосуды маслом.
Великий вторник
- Как поститься на Страстной неделе?
- Почему неделя называется Страстная, историческая справка, традиции
- Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста
- «Страшной» понедельник
Смысл Страстной седмицы
- Страстная неделя 2021: что значит каждый день и как его правильно провести
- Страстная неделя (страстная седмица)
- Почему последнюю неделю Великого поста назвали Страстной? | АиФ Иркутск
- Приметы на 28 апреля: что нельзя делать в Пудов день
Страстная неделя: значение в православии и как ее нужно провести
Страстной называется седьмая неделя Великого поста, она предваряет один из главных христианских праздников — Пасху. последняя седмица перед праздником Великой Пасхи. Страстная неделя сопровождается сознанием полученного спасения через муки Спасителя. Страстная седмица является последней неделей Великого поста и предшествует главному христианскому празднику — Пасхе.