Крещенская вода называется "агиасма" и считается святыней, исцеляющей душу и тело. Что такое Крещение Господне? Само название праздника имеет греческие корни: «крещаю», «крещу» означает ‘погружаю в воду’.
Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2024 году
Оппозиция Тертуллиана крещению маленьких детей предполагает, что крещение младенцев было неким нововведением в начале третьего столетия. Сегодня день, когда Иисус принял крещение, называется Крещением Господнем. Крещение Господне входит в дюжину самых значимых праздников у христиан и всегда отмечается 19 января. Почему Крещение отмечают зимой, а не летом? «Крещение Господа названо Богоявлением, потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын – воплотившийся – крещением.
Крещение Господне (Святое Богоявление)
Именно появление Христа на Иордане стало корнями для традиции нырять в прорубь. А произошло святое таинство как раз 19 января. Считается, что вода в храмах в этот день свята. Традиции и запреты светлого дня: Начало празднования Крещения наступает еще 18 января, когда люди собираются дома и проводят вечер в кругу семьи. В канун Крещения православные верующие соблюдают пост. Начиная с ночи 18 января и на следующий день, утром 19 января, люди купаются в проруби. Обычно прорубь имеет форму креста. Чуть реже — круга. Именно в такой воде смывают грехи. Однако стоит помнить, что окунаться следует не с головой.
Особенно если у вас проблемы с сосудами. Это может быть крайне вредно.
Тургенев, Старые портреты. Источник печатная версия : Словарь русского языка: В 4-х т. Через крещение человек становится членом Церкви, присоединяется к сообществу верных. Только после крещения человек получает возможность участвовать во всех остальных таинствах Церкви, и прежде всего, в Евхаристии.
Таинство крещения состоит либо в погружении однократном или троекратном — в зависимости от конфессии человека в воду, либо в обливании принимающего крещение человека, с произнесением пресвитером священником установленных молитвословий. Таинство крещения признаётся всеми христианскими конфессиями, хотя и не в одинаковом смысле.
После заамвонной молитвы в конце литургии или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» в конце вечерни настоятель в полном облачении как во время совершения литургии , а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе обычно Крест полагается на воздухе. На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды окрест стола трижды , а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ. По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии из книги пророка Исаии , в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении Кор.
В Евангелии Мк. После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу. Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» без возгласа. По завершении ектении священник настоятель громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» трижды и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо низводя в воду и возводя , и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь трижды : «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.
Прославление праздника В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник а не аналой с иконой , перед которым духовенство и певчие поют тропарь и на «Слава, и ныне» кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении. После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектеньи великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления спасения , благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну сильную …» В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год.
И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, то есть подобно антидору, просфоре и т. Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой. В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе см. Всенощное бдение праздника Всенощное бдение на праздник Крещения как и на праздник Рождества Христова , в какой бы день седмицы он ни случился, начинается великим повечерием, потому что в этот день великая вечерня совершается прежде, особо.
Чин великого повечерия тот же, что и на Рождество Христово : великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени. Тропарь «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе». Кондак: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет Неприступный». На утрени, по полиелее — величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских». Канонов два: св. Космы Маиумского — «Глубины открыл есть дно…» и св. Иоанна Дамаскина — «Шествует морскую волнящуюся бурю…».
На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу».
Важно обязательно помнить, ради чего Христос приходил на землю — чтобы весь народ изменился, чтобы все люди очистились. И поэтому лучше всего этот день разделять с теми, кто празднует его молитвой. Чего точно не нужно делать в этот день, так это гадать. По церковному учению, любое гадание, и в этот день, может быть, особенно, — это грех, которого нужно избегать. Нельзя ссорится, ругаться, сплетничать и злословить. Лучше перенести уборку на другой день — можно вымести удачу.
Не рекомендуется стирать в этот день. Нельзя плакать, можно весь год горевать. Нельзя работать и выполнять тяжелые задания. Нельзя желать другому человека зла, думать о недобром, осуждать — все вернется бумерангом. Нельзя давать в долг — можно отдать удачу и достаток. Нельзя стричь волосы и ногти — можно испортить судьбу. Нельзя шить, вязать и заниматься другими рукоделиями — судьбу завязать узлом, все пойдет наперекосяк. Нельзя набирать воду в больших объемах - ведрами, к примеру.
Это считается жадностью и желанием наживы, что в христианстве не поощряется. На праздничный стол нельзя ставить менее 9 блюд, и нельзя ставить четное количество блюд. Фото: pixabay Нельзя упоминать нечистую силу — можно привлечь нечисть в свой дом. Нельзя разбавлять воду, которая была освящена в храме, или смешивать прошлогоднюю крещенскую воду и новую. Прошлогодней водой рекомендовано полить цветы. Нельзя бросать в воду грязные предметы — к болезни. Нельзя заходить в дом, оставив обувь за порогом, — к болезни. Считается, что крещенская вода может простоять целый год.
Священнослужители все же предупреждают, что в качестве питья необходимо употреблять только ту воду, которая была взята из чистых источников. Фото: pixabay Крещенской водой поят скот — для приплода и здоровья. В этот день нет поста. Ограничения в еде полагаются накануне, в Крещенский сочельник 18 января , а в само Крещение разрешаются любые блюда.
Служба в храме на Крещение Господне
- Православные отмечают Крещение. История и традиции праздника
- Крещение Господне
- Таинство Крещения – что это такое?
- Крещение Господне
История и смысл праздника Крещения Господня
- Почему Крещение называют Богоявлением — Кириллица — энциклопедия русской жизни
- Значение воды в крещении
- Смысл и цель крещения (Анатолий Ададуров) / Проза.ру
- ПОЧЕМУ КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ НАЗЫВАЮТ БОГОЯВЛЕНИЕМ?
- Лента новостей
Навигация по записям
- История праздника
- Крещение Господне
- Таинство Крещения: светлый день и особые правила — Официальный сайт Иванова Александра Николаевича
- Богоявление и Крещение это одно и то же или нет
- Что можно делать
19 января — Крещение Господне: история, традиции, запреты, приметы
Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это таинство не повторяется. Hahata CmehotaГуру 4510 13 лет назад Ох-хохо... Алексей ПотаповУченик 135 3 года назад Налажали просто пока в очередной раз корректировали и переписывали библию под собственные нужды, а потом начали мудрёные оправдания придумывать, когда народ увидел эту лажу. Остальные ответы.
Помните знаменитую картину Александра Иванова "Явление Христа народу"? На ней изображен именно этот момент узнавания Спасителя. Явление Христа народу, 1837-1857 гг.
Александр Иванов У иудеев в то время существовал обычай перед праздником омовения выходить к нижнему течению реки Иордан, ближе к месту, где Иордан впадает в Мертвое море. Здесь люди омывали себя водой, полагая, что та унесет их грехи вниз, в Мертвое море, а они станут чище. Тут и начал свою проповедь Иоанн Предтеча, говоривший, что прежде внешнего омовения надо очиститься внутренне, нравственно - покаяться в своих грехах, чтобы приготовить себя к принятию Мессии, Спасителя. Выйдя к народу, крестя его во очищение грехов, Иоанн Креститель проповедовал: "Идет за мною Сильнейший меня, Тот, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым". Так Иоанн и крестил - водой, в покаяние, и к нему выходили люди со всего Иерусалима, всей Иудеи, и принимали от него крещение в реке Иордан, исповедуя при этом свои грехи. И вот во время такого крещения из Галилеи к Иоанну приходит Иисус - чтобы тоже принять крещение в покаяние.
Но ведь Иоанн - пророк, и, обладая пророческим даром, он понимает: Тот, Кто перед ним сейчас стоит, безгрешен. Иоанн слушает Иисуса и совершает Крещение. Именно этот момент так любили изображать художники. Хуан Карреньо де Миранда И вот когда Иисус, приняв Крещение, поднимается из иорданских вод, небеса разверзаются и Дух Божий, словно горлица ниспускается на Иисуса, а голос с небес возвещает: "Это - Сын Мой возлюбленный, и в Нем - Мое благоволение". Так людям было явлено, что Иисус - это Сын Божий.
Канун праздника — 18 января — называется Крещенским сочельником. История праздника Согласно Евангелию, после странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча вышел к реке Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения.
Здесь он стал говорить народу о покаянии, рассказал про крещение для оставления грехов и начал крестить людей в водах. Когда Иисусу Христу было 30 лет, он также пришел к реке Иордан и попросил Иоанна крестить его. Во время крещения случилось чудо: с небес на Христа сошел Святой Дух в виде голубя. И если пророк Иоанн знал, что перед ним Господь, то народ, который видел сие, уверовал еще больше. После таинства Крещения Христос на 40 дней удалился в пустыню, где постился и трижды был искушаем дьяволом, но остался крепок. Традиции На Крещение по всей России проходят богослужения и крещенские купания в прорубях и купелях. Впрочем, купание остается для верующих исключительно добровольным делом.
Главное для христиан на Крещение — посетить службу в церкви, исповедоваться, причаститься и принять крещенскую воду. В Крещенский сочельник православные также соблюдают строгий пост и садятся ужинать только с вечерней зарей. Где взять святую воду на Крещение Главная традиция праздника — освящение воды, которое происходит в храмах и на водоемах. Воду освящают дважды: накануне — 18 января и непосредственно в Крещение — 19 января — на литургии. В праздник верующие окропляют святой водой каждый угол своего дома. Считается, что святая вода в этот праздник обладает чудодейственными свойствами и способна исцелять от болезней. По преданию, святой в Крещение становится не только вода, но и снег.
Верующие считают, что такой обряд очищает душу и приближает их к Богу.
Когда отмечается Крещение Господне? Православные отмечают Крещение Господне ежегодно 19 января. В 2024 году праздник выпадает на пятницу. Кстати, до начала V века Рождество и Крещение были единым праздником, который назывался Богоявлением. Отмечался он 6 января. Разделили два праздника в 451 году. Почему Крещение называется так?
Крещение Господне 19 января 2022 года: как можно и нельзя праздновать
Еще народные приметы говорят, что в Крещенский сочельник и в день Крещения Господня запрещено ругаться, ссориться и допускать плохие мысли. Для совершения Таинства Крещения свидетельство о рождении не требуется, оно нужнолишь для того, чтобы сделать запись в храмовый архив - кто, кого и когда крестил. Почему Крещение называют Богоявлением? Богоявление – второе название праздника, связанное с чудом во время крещения. «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Крещение Господне является двунадесятым праздником. Таковыми называются памятные даты, которые догматически связаны с событиями земной жизни Спасителя и Его Пречистой Матери.
Как родился праздник Крещения Господня
На самом деле, Крещение и Богоявление с исторической точки зрения два разных понятия. Богоявление - один из старейших христианских праздников наряду с Пасхой. По свидетельствам богослова Климента Александрийского, уже в конце II века ранние сирийские христиане праздновали Богоявление в начале января. К середине IV века Богоявление у христиан заменило цикл языческих январских празднований. Что отмечали на Руси до Крещения Господня? Славянский праздник Турицы завершал Велесовы святки и был посвящен туру - могущественному животному, которое, по мнению древних славян, воплощало в себе силу богов Велеса и Перуна, олицетворявших небо и землю. Праздник Водокрес или Водокрещи, отмечавшийся сразу после Туриц, у славян был связан с богом-кузнецом Сварогом. Считалось, что в этот день в воду попадает иска божественного огня из кузни Сварога, в результате чего все водоёмы становились целебными. День накануне Крещения, Крещенский сочельник или Крещенский вечер, предусматривает соблюдение строгого поста. В этот день, как и в день перед Рождеством, в православной традиции есть можно только с наступлением вечера.
Адам был создан на шестой день сотворения мира, поэтому появление на свет Иисуса решили отмечать в шестой день первого месяца года. Период между Рождеством и Крещением, например на Руси стали называть Святками. Причиной переноса стало стремление церкви отвлечь людей от языческого праздника Солнца — и римляне, и варвары тогда широко отмечали день зимнего солнцестояния. Дата идеально подходила для празднования Рождества еще и по той причине, что Иисуса в Новом Завете называют Солнцем правды и Светом мира. Роспись придела святого Иоанна Предтечи, 1668 г. Троицкий собор Переславля-Залесского.
Источник: pravoslavie. Богоявление принадлежит к двунадесятым праздникам — одним из 12 самых важнейших после Пасхи. Традиции праздника Крещения Господня Накануне Богоявления православные отмечают Крещенский сочельник. В храмах 18 января служат Навечерие Крещения и Литургию. Водоосвящение совершают дважды — 18 и 19 января. Крещенскую воду называют Великой агиасмой, то есть святыней.
К святой воде необходимо относиться бережно, поскольку она несет в себе благодать Божию. Ее пьют утром, на пустой желудок, после прочтения молитвы. Кроме того, освященной водой окропляют дома. Замечено, что крещенская вода не портится в течение долгого времени. Ее хранят дома на случай заболевания, искушения или для защиты от темных сил. Священнослужители подчеркивают, что святая вода принесет исцеление только тем людям, кто верит в Бога и осознает свои поступки.
Святая вода благотворно влияет только на тех, кто чист помыслами. В купель принято окунаться три раза — во имя Отца, Сына и Святого Духа. Впрочем, погружаться в прорубь верующему человеку совсем необязательно. Священнослужители вообще по-разному относятся к крещенским купаниям. Некоторые считают обычай не более чем суеверием. Обычай окунаться в прорубь не предписан церковью.
Крещение Господне — история праздника Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление. Начиная с конца IV века в разных местностях по-разному Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями. В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных их называли оглашенными , поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах. Иконография Крещения Господня На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света — символ Святого Духа. Центральные фигуры на всех иконах праздника — Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу правую руку на голову Спасителя.
Десница же Христа поднята в благословляющем жесте. Особенности богослужения Крещения Господня Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения — это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. Перевод: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова.
Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе! Кондак Крещения Господня глас 4-й Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный. Перевод: Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный! Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой — Василий Блаженный. В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского. Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия.
В 1830-х годах заказ на его перестройку получил прославленный московский архитектор Евграф Тюрин. Обновленный собор освятили в 1853-ем. В годы советской власти храм не закрывался. В 1935-ом Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе большой кинотеатр, но решение вскоре отменили.
Другое суеверие предписывает крестным отведать каждого из блюд праздничного стола. Так их подопечный всегда будет сыт и богат. В общем, кушайте и не вздумайте скромничать. Крестильная одежда, по поверью, имеет и вовсе чудодейственную силу. Полагается, что она способна излечивать любые болезни. Главное — не стирать ее после таинства. Крещение взрослых Не стоит пренебрегать духовными наставниками при крещении взрослого человека. Ему они тоже нужны. Пускай, не будут присутствовать, а станут лишь «записанными». Не важно. Главное — должны быть опытными и верующими. Предполагая войти в Веру и креститься, взрослый человек должен прийти к священнику и рассказать ему об этом. Далее последует пост 3-7 дней. Потребуется выучить некоторые молитвы: «Отче наш» и другие. Важно переосмыслить свою жизнь, понять, откуда желание окреститься, и подготовиться к новому бытию. Крещение — не повинность. Это — важный шаг, единение с Верой и Всевышним. Возможность переоценить настоящее и войти в новое светлое будущее, где за плечом всегда будет верный Ангел-Хранитель. Источник Крещение до Христа Крещение, по-гречески «баптисма», означает — «погружение в воду». Сам по себе обычай водных погружений очень древний — гораздо древнее христианского крещения. Еще в Ветохозаветной Церкви существовала практика водных погружений, хотя в ней они имели совсем иной, чем в Новом Завете, смысл. По ветхозаветному установлению любой иудей после всякого случившегося с ним осквернения должен был совершить особое водное омовение — «микву». Кроме того, когда язычники , уверовавшие в истинного Бога, хотели присоединиться к ветхозаветной Церкви, над ними не было принято совершать обрезание ; для них существовал иной, особый способ присоединения к Церкви. Ветхозаветная Церковь исповедовала национальную исключительность, богоизбранность евреев, и потому в полноте не дозволяла присоединиться к себе никому, кроме сынов богоизбранного народа. Для уверовавших же из язычников как раз и существовали водные погружения, которые являлись для них путем вхождения в Церковь. Такие люди назывались «прозелитами врат», или еще — «боящимися Бога». Святой Иоанн Предтеча также крестил евреев в водах Иордана, крещение Иоанново и Крещение христианское — это два разных крещения. Крещение Иоанново было крещением покаяния, хотя при этом оно не освобождало человека от источника всех грехов — греха первородного. Крещение же христианское дает прощение всех грехов, обновляет человека. Крещение Иоанново было приготовительным для каждого принимавшего его человека к личной встрече со Христом, к принятию чаемого евреями Мессии. Во время Иоаннова крещения человек, заходя в воду, исповедовал свои грехи, именно поэтому оно и называется «крещение покаяния». Единственный, кто вошел в воду и не задержался в ней, был безгрешный Богочеловек Иисус Христос. Иоанн призывал принимавших его крещение сделаться чистыми, потому что среди них уже находился, стоял Тот, Кто пришел их искупить и с Кем им предстояло встретиться. Итак, через крещение Иоанново человек должен был подготовиться к встрече со Христом, Который еще только пришел в мир, вступив в бой с сатаной и грехом. Крещение же христианское есть Крещение Духом Святым; оно дает абсолютно новые дары, являющиеся следствием уже одержанной Христом победы над диаволом, воскресение со Христом, новую жизнь, новое духовное рождение. Таким же крещением, как Иоанново, было и крещение апостолов, совершаемое ими еще до Воскресения Христа. Только после Пятидесятницы новое, христианское Крещение являет себя в Церкви Новозаветной. В книге Деяний Апостольских приводятся слова Господа, Который Сам об этом говорит: «Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» Деян. Установление Крещения Об установлении Крещения известно из Евангелия от Матфея: «…дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» 28, 18—20. О новозаветном понимании духовного смысла Крещения сказано в 3 главе Евангелия от Иоанна: «... Богословское значение Таинства христианского Крещения всегда понималось Церковь ю одинаково: как Крещение во Имя Пресвятой Троицы и Крещение во образ смерти и Воскресения Христа, совершающееся ради освобождения от первородного греха и для прощения личных грехов. Крещение — это не просто моральная перемена, которая происходит с человеком. Человек, находившийся прежде вне Бога и потому фактически не обладавший подлинным — духовным — бытием ведь вне Бога не может быть никакой настоящей жизни , хотя и живший как плоть, но на самом деле пребывавший духовно «не сущим», истинно рождается, духовно созидается в крещальной купели. Для принятия Крещения всякому принимающему это Таинство человеку необходимы два важнейших качества, чувства, состояния души: вера и покаяние. Крещение в церковном понимании отнюдь не есть частная треба, как зачастую это воспринимается сегодня.
Что значит Богоявление и Крещение Господне
А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия - благодать. Как и другие таинства, крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» Мф. Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам.
И особенно они касались крещенской воды.
Что нельзя делать в этот праздник, и какие есть обычаи, запреты, приметы — в материале Life. Например, на Крещение уходит прочь Коляда, уезжает на трёх белых конях. Поэтому в деревнях пекли обрядовую выпечку в виде коней и рисовали коней на запотевших или заиндевевших окнах. А колядующие в Крещенский сочельник ходили по деревне и просили подать им "Конька, золотого гребенька!
Хозяева печёных коней раздавали с удовольствием, да и себя не забывали: оставляли в доме столько коньков, сколько было в семье лошадей. Православные в этот день обязательно посещали храмы, где проводилось освещение святой воды — агиасмы, а в ночь с 18 на 19 января всем приходом шли к ближайшему водоёму — на иордань. Там священник проводил обряд освящения воды, и по сложившемуся на Руси обычаю желающие окунались в прорубь, подобно самому Христу, принявшему крещение на Иордане. День в Церкви начинается с вечера накануне, поэтому сам праздник Крещения начинается после вечерней службы 18 января.
В Сибири многие крестьяне верили, что эта ночь самая волшебная в году. Одни выходили на крыльцо в надежде увидеть в разверстых небесах Бога. Верили: если в этот момент попросить у него Царствия Небесного — обязательно душа попадёт после смерти в рай. Другие ставили на окна крынки с водой, веря, что в полночь вода в них заволнуется и можно будет увидеть ангелов, которые плещутся в ней.
Старики в Крещенский сочельник рисовали на дверях и притолоках кресты — в надежде, что их дом обойдут черти. А в Поволжье считали, что в вечер под Крещение лютует Огненный Змей. Этот демон проникал в избу через трубу и очень любил молодых вдовушек. Если к какой повадился летать, обязательно замучает до смерти.
А вдовушка и рада: вместо чёрта с копытами видит она в Змее умершего мужа.
В церквях и храмах в преддверии торжества проходит всенощное бдение. А после литургии наступает Великое водоосвящение.
Они проводятся в одно время — в ночь на 19 января. Трапезничать же можно только под утро, когда совершено первое причащение крещенской водой. В день праздника многие верующие окунаются в прорубь.
Традиция крещенских купаний олицетворяет воспоминание о том, как Христос своим омовением освятил иорданские воды, и символизирует очищение от грехов. Между тем, как отметил в беседе с «Известиями» Николай Савченко, соблюдение такой традиции, как купание в проруби, вовсе не обязательно и, более того, может быть опасно. Прежде чем следовать ей, служитель церкви призвал соизмерять благочестивые намерения с состоянием своего здоровья.
Обязательным в Крещение Церковь считает только посещение богослужения. Также важно участие верующих в освящении воды и в молитве.
По этой причине, сразу после обряда, люди обливались святой водой или ныряли в прорубь, чтобы смыть с себя грех.
Молодые девушки в первую очередь гадали на замужество. Для этого девушки брали яблоки и вырезали на них инициалы своих ухажеров, после чего складывали их в посуду и выключали свет. Тщательно перемешав яблоки, девушки откусывали от каждого и выбирали самое сладкое.
То, чье имя было вырезано на самом вкусном яблоке, и был будущим женихом. Гадание по башмачку — является наиболее популярным крещенским гаданием. Считалось, что по направлению упавшего на землю носка башмачка можно было узнать, в какую сторону суженый невесту уведет.
Для правильного проведения обряда гадания необходимо придерживаться нескольких важных условий. Башмачок нужно обязательно снять с левой ноги. В идеале — выйти для гадания на окраину деревни, а в городских условиях достаточно будет выйти к подъезду.
В случае, если брошенный башмачок падает в сторону дома — девушке не стоит ждать замужества в этом году. Также в тройку наиболее популярных крещенских гаданий входят гадания на сон и гадание на хлеб и ленту. Считается, что тот, кого она увидит во сне и станет ее суженым.
Для второго гадания потребуется взять кусок хлеба и ленту. Необходимо спрятать эти вещи в пустой и чистый горшок. Затем, завязываются глаза и из горшка берется вещь наугад.
Если девушка достает ленту, то ей стоит ожидать сватов, а если хлеб, — то оставаться ей в будущем году девушкой. Также достаточно популярным становится и гадание на Крещение по теням. Девушка мнет лист бумаги, кладет его на блюдце и поджигает.
Крещение Господне: когда отмечают, история и традиции праздника
Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе. Какая же это ответственность!
Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни — ни лично, ни как общество?
И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь — моя жизнь! Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами — Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими… Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни!
Святитель Феофан Затворник. Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого.
Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу.
Это основание есть последнее слово много раза, менявшего свой путь молоканского богословия, оно же есть вместе и мерило их понимание истины Господней н пробный камень чистоты их отношения к свидетельствам слова Божия и к его историческим фактам. Итак, теперь молоканство заперлось, подобно Иерихону, в убеждении, что крещение есть установление ветхозаветное, и упорно в нем, отсиживается. Мы, конечно, видим, что слово Господне не за них, а против них, и уверены, что все, чего Господь не созидает, будет непременно разрушено и искоренится, но все же хочется сказать в свою очередь несколько слов, чтобы скоро-преходящее молоканское толкование скорее пришло к своему концу и чтобы плененные им умы были скорее «отпущены на свободу». Для того, чтобы опровергать мнения противников необходимо прежде всего подвергнуть разбору их, основания, если возможно, разрушить их. В данном случае это самое трудное дело, не потому, что эти основания так, прочны, а потому, что ни каких оснований у них нет.
В пользу того, что крещение Иоанна было Ветхозаветное, они приводить лишь соображение, что, мол, если бы эго крещение не было ветхозаветным, то евреи не только бы его не приняли, а и забросали бы Иоанна каменьями, и единственное место Писания, которое в сем, случае приводится, есть слова: «Ему Христу должно расти, а мне умаляться» Ин. Начнём с того, что якобы крещение Иоанна есть то же, что и ветхозаветное омовение. У кого глаза не сомкнуты я не огрубело сердце, тому должно быть до очевидности ясно, что разница между крещением и омовением такая же, как, между небом и землею. Омовение в пустыне горы Синая совершалось самими омывающимися и без участии посторонних лиц, и не над людьми, а над их одеждами, ибо сказано: «Пусть вымоют, одежды свои» и: «они вымыли одежду свою» Исх. Кажется, дли всякого, не зараженного страстью к состязаниям и спорам, ясно, что у этого омовения с Иоанновым крещением нет ничего общего, и, если взять, но внимание все другие ветхозаветные омовения в которых омывались не одежды людей, а их тела, и сравнить их с крещением Иоанна, то опять получится не сходство, а полнейшее различие. Для крещение нужно было идти к Иоанну, ибо крещение совершалось только чрез него и надо было идти к нему не на дом, а на Иордан и непременно на такое место, где было много воды Иоан. Евреи, как известно, чтобы очистится, не выходили в пустыню, а приходили в Иерусалим Иоан.
Кроме этого, всякий серьезный и честный исследователь Священного Писания не может не заметить и не остановиться на том, имеющем большое значение факте, что очищение называется — как и следовало ожидать — «Иудейским» Иоан. Из чего опять не трудно понять, что это не одно и тоже. Мы знаем, что Синайский закон, называется Моисеевым; он дань был Богом, и, следовательно, был законом, Божиим, назывался же «Моисеевым» только потому, что дань был народу рукою Моисея 2Пар. Но как назвать крещение Иоанновым, если оно ветхозаветное и существовало две тысячи лет до появление Иоанна и если Иоанном, оно но начиналось, а даже закончилось?.. Все это показывает, что между крещением Иоанна и иудейским очищением, нет никакой взаимной связи, кроме разве только того, что как, в том, так и в, другом, случай обязательно требовалась вода. Мне пришлось однажды слышать одного немецкого проповедника, говорившего по-русски. Русского языка он хорошо не знал и говорил с довольно грубыми ошибками.
Говорил он об исцелении Неемана от проказы, и вот там, где в Библии сказано: «пойди, омойся семь раз в Иордане», проповедник сказал: «пойди утопись семь, раз, в Иордане». Конечно, как для того, чтобы омыться, так, и для того, чтобы утопиться, одинаково нужна вода, но, думаю, никто, имеющий здравый смысл и чистую coвесть, не скажет, что омыться и утопиться - одно н тоже. А также, я уверен, никто, читающий слово Господне с благоговением и молитвой, не скажет, что иудейское очищение и Иоаново крещение одно и тоже, хотя и в том и в другом обязательно была вода. Но это еще не все Самое главное, чем, Иоанново крещение отличалось от иудейского очищения, состоит в том, что при иудейских очищениях не требовалось ни веры «в Грядущего», ни покаяния, тогда как при Иоанновом крещении обязательно требовалась вера в Грядущего по нем, т. Такт, что крещение Иоанна не было действием, только внешним, - «омытием плотской нечистоты», а было, как говорит, апостола, Петр. Из всего этого, взятого в совокупности, ясно, что Иоанн, готовил, людей не но старому еврейскому образцу и. Если же Иоанн, чрез покаяние, веру в Грядущего и крещение готовил людей не для Каиафы и еврейской синагоги, а для Христа в Его церкви, то, как же можно относить его к Ветхому Завету?
Во-вторых, же, Иоанн Креститель отличался от Господа Иисуса еще и тем, что он «не сотворил никакого чуда» Иоан. Когда Он, после искушения в пустыне, возвратился «в силе духа» в Галилею, то каждый новый день Его жизни являл новое чудо в исцелениях больных, хромых, прокаженных, бесноватых и в воскрешении мертвых, так что сначала разнесся о Нем слух «по всем, окрестным местам», а потом, прошел о Нем слух по всей Сирии и т. Это постепенное «возрастание» Господа в слав и влиянии само но себе «умаляло» личность Иоанна Крестителя. Апостол Павел, сравнивая Моисея н «славу лица его» со славою Господа, говорит, что преходящая слава Моисея перестает, быть славной, или - не оказывается славной - по причини, преимущественной и «пребывающей» славы последующего.
Так и слава Иоанна, как величайшего из рожденных женами, переставала быть славой по причине преимущественной славы «грядущего по нем». Насколько Иисус «возрастал» в глазах, народа в «сияние славы Бога и в образ, ипостаси Его», настолько Иоанн, «как сущий от земли», меркнул и «умалялся». Теперь я считаю своевременным объяснить, почему мы не можем согласиться с молоканами, что слова Иоанна: «Ему должно расти, a мне умаляться», относятся не к личности, а к учению. И что Иоанново крещение есть не что иное, как, Ветхозаветное омовение.
Если так понимать, как понимают молокане, то крещение Иоанново должно было «умалиться» т. Однако, мы видима. Мы не беремся доказывать, что крещение Иоанново продолжалось и после того, как оруженосец Ирода «отсёк ему голову в темнице», но мы положительно утверждаем, что заключение Иоанна в темницу не прекратило его крещения, как положительно утверждаем и то, что Христос, и в это время, во время уже заключения Иоанна в темницу, не «умалял» его крещения и не противодействовал ему, как чему-то не нужному, а наоборот, поддерживал его и содействовал ему Лук. Сравни с Мат.
Крещение имело целью, кроме явления Христа, и то, чтобы, через, покаяние и веру в Грядущего, представить Господу народ приготовленный, и потому то оно продолжалось и после явления Иисyca народу. Из чего ясно, что оно есть учреждение Нового Завета. Бог чрез пророка Захарию сказал некогда: «Сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племён; все, которые будут поднимать его, надорвут себя» 12: 3. Крещение тоже подобно такому камню, который без опасности для здоровья нельзя поднять.
Когда Господь предложили фарисеям поднять этот камень, спросив их: «Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Наши же молокане простоваты и уже целую сотню лет возятся около этого камня, тщетно надрывая себя, усиливаясь поднять то, чего нельзя поднять. Выше я привел обидное для молокан сравнение их с законниками и фарисеями и тем отнес их к Ветхому Завету. Теперь я хочу опять возвратиться к этому и провести это сравнение и дальше.
Я нахожу нечто общее у молокан с фарисеями не только во взгляде на крещение, а и в их судьбе. Когда Израильский народа, по отношению к личности Иисуса Христа разделился, причем, одни приняли Его, а другие отвергли, то Иисус Христос сказал одним из них одно, а другим - другое. Они плодовиты, сочны, свежи как дерево, посаженное при потоках вод. Небольшая в то время «назарейская ересь», как ее называли, неверующие евреи, - состоявшая из «невежд в законе» росла и увеличивалась, так что первоначальные «признаки вод» вскоре превратились в «озеро» и сухая земля расцвела как нарцисс...
Не такова доля тех, которые «отвергли волю Божие о себе», ибо им сказал Господь: «Се. Израиль с первых и же дней, как были сказаны эти слова, все теряет, и теряет, и дом, его все пустеет и пустеет.
Имя второе: Богоявление Крещение Господне, иконы. Слева — возможно Ярославль, 1740-е годы. В самых ранних греческих источниках праздник известен под названиями «Эпифания» Явление и «Теофания» Богоявление , а в тропаре праздника дважды повторяются производные от «являться» слова: «Тройческое явися поклонение», «Явлейся, Христе Боже». Отсюда мы и творим Им сегодня «тройческое поклонение». В навечерие праздника, читаются ветхозаветные чтения-паремии, прообразующие Богоявление. Их целых 13 — больше только в Великую Субботу.
Само обилие этих торжественных чтений являет космическую мощь события, его вселенский характер. Как и в Великую Субботу, всё начинается с первых стихов Библии — с сотворения мира, сотворения света. Мозаика собора монастыря Осиос-Лукас в Фокиде. А в кондаке праздника дважды повторяется «явился», и дважды же — «свет». Явление и свет здесь едины. Соединяет «свет» и «явление» в заглавии своего слова, посвященного празднику, и святитель Григорий Богослов: «Слово на святые светы явлений Господних». Действительно, явление Божества неотделимо от света Божества, оно и есть свет Божества. И в том Евангелии, что читается в Пасхальную ночь, мы слышим, что Христос — «Свет истинный, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир» Ин.
Образы Солнца правды, Востока с высоты сияли нам в тропаре недавнего Рождества Христова. А праздник Богоявления весь пронизан этим светом, — пронизана им и крещенская вода, сияют им и все воды мира.
Почему праздник Крещения называют Богоявлением?
в чем его смысл? Почему Крещение называют Богоявлением? Праздник Крещения называется Богоявлением, потому что в этот момент явилась миру Пресвятая Троица. Поэтому праздник Крещения еще называют Богоявлением и связывают с водой — освящением в храмах и погружением в купели. Оппозиция Тертуллиана крещению маленьких детей предполагает, что крещение младенцев было неким нововведением в начале третьего столетия. Почему Крещение называют Богоявлением? Богоявление – второе название праздника, связанное с чудом во время крещения. «Крещение Господа названо Богоявлением, потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын – воплотившийся – крещением.