В Петербурге 17 сентября представят оперу «Норма» итальянского композитора Винченцо Беллини в постановке основателя «Санкт-Петербург Опера» Юрия Александрова.
Звезда мировой сцены Хибла Герзмава в опере «Норма» Беллини на сцене МАМТа
Работы эти относятся к тому, что именуется неоклассикой, но даже и сейчас, в XXI веке, они смотрятся экстравагантно; в свое же время они считывались как радикальный авангард. Холодная отстраненность, что свойственна этому изобразительному ряду, как нельзя лучше подчеркивает отвлеченную, чуть ли не абстрактную, красоту bel canto, историю которого блистательно завершает Винченцо Беллини. Красоту bel canto мы пытались подчеркнуть в первую очередь, а что получилось — судить зрителю. К премьере «Нормы» приурочена публичная программа «Лаборатории современного зрителя», которая откроется 20 июня творческой встречей с дирижером-постановщиком оперы Миграном Агаджаняном.
Именно по этой причине оперу столь редко ставят, в частности, в России. На сцене Московского академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко опера «Норма» прозвучит впервые. Действие оперы происходит во времена Юлия Цезаря, на фоне Галльской войны. Норма — верховная жрица храма кельтов — нарушает обет целомудрия ради того, чтобы быть счастливой со своим возлюбленным римским проконсулом Поллионом.
Владимир Калужский, музыкальный критик, художественный руководитель филармонии: "Это очень забавный сюжет.
Я его сознательно выпущу, там есть и от Медеи - вот эта коллизия с 2 детьми от мужчины, который бросил и от оперы Спонтини "Весталка". В прошлом веке Норму исполняла Мария Каллас. Величайшее сопрано долго уговаривали на эту непростую роль, ведь дело даже не в сложной партитуре, а драматической нагрузке, которую приходится держать на сцене 3 часа. Солистка народного театра Болоньи с этим справилась, но еще интереснее играет ее соперница - молодая жрица Адальджиза.
Словно это не постановка, а заранее снятый ролик с 3D-моделями. На самом деле все эмоции — маска, пение — заученная запись, а вся опера — комедия дель арте. Хор «Guerra!
Но в постановке МАМТ этот переломный момент смазывается. Да, эпично. Да, устрашающе. Но с последними звуками этого хора с лица Оровезо, сыгранного Феликсом Кудрявцевым, пропал и малейший намек на эмоции. Любой артист, закончивший свой номер, выглядел словно марионетка, ждущая следующего выхода. Нет и дыма без огня. Хоть постановка удивляет своей плоскостью и одномерностью, такие спектакли нужны как лакмусовая бумажка.
Да, не было ничего особо выдающегося, но и провала не произошло. Качественное пение, красивые декорации, стильная сценография — «Норма» идеально подходит для знакомства с тенденцией на смысловое и визуальное обновление опер. И надо помнить, что после пожаров таких постановок, как и в истории Нормы, наступает рассвет. Фото — Сергей Родинов.
Величественная Каста Дива и люди в сером
Билеты на оперу «Норма» | Вслед за «Сомнамбулой», «Капулети и Монтекки» и «Пуританами» прозвучала «Норма» — самая популярная и, наверное, самая великая опера вечно юного сицилийца. |
Звезда мировой сцены Хибла Герзмава в опере «Норма» Беллини на сцене МАМТа | Филипп Геллер, побывавший на одном из спектаклей, считает, что визуально-сценическое воплощение оперы сильно уступает исполнению. |
«Норма» вне нормативов | Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» представляет оперу Винченцо Беллини «Норма» в постановке народного артиста России Юрия Исааковича Александрова. |
Билеты на оперу «Норма» | С 20 мая в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко идёт премьера оперы «Норма» Беллини в постановке Адольфа Щапиро. |
«Норма» в «Санктъ-Петербургъ Опера»: премьера мирового шедевра в постановке Юрия Александрова | Два дня подряд во Дворце на Яузе проходило типа событие года — премьера спектакля Максима Диденко «Норма», выпущенного под чутким руководством Константина Богомолова. Когда-то в. |
Премьера оперы «Норма» с Хиблой Герзмава в заглавной партии
Морабито, А. Фиброк перенесли легенду о запретной любви верховной жрицы древних галлов Нормы в жесткие реалии XX века. Будоражит контекст, то и дело норовящий мумифицироваться и прикрыться омелами. В более спокойных терминах — это значительное событие и мощный старт сезона. Московский театр Новая Опера открыл пятнадцатый сезон программной акцией — премьерой «Нормы» Беллини, подтвердив свое полемичное название и кредо экспериментатора, заявленное при рождении театра...
Это непростая задача. И маэстро Кнапп ее блестяще решил. Оркестр под его руководством был деликатен, но очень выразителен. Оркестровая фактура у Беллини разнообразна, краски при всей их акварельности интересны, полны нюансов — простых, но очень милых и слышных музыкальному уху. Ничто не было потеряно, все оказалось замечено и донесено до слушателей.
Было очевидно, что певцам хорошо. А потому они выкладывались в полной мере своего вокального мастерства и драматических возможностей. Авторы оперы обозначили жанр как «лирическая трагедия», что требует серьезного прочтения. Лирическая трагедия своего рода оксюморон. Однако в музыке такой синтез, казалось бы, несовместимых жанров воплощен в полной мере. Все строится вокруг примадонны: Хибла Герзмава с первых звуков забирает в эстетический плен тех, кто пришел не поглазеть, а именно послушать. Можно подробно описывать, как красив ее тембр, как безупречна интонация, как ей удается на piano добиваться полного, объемного, летящего звука. Как при этом она убедительна в своем противоречивом образе — мифологической жрицы и в то же самое время лирической романтической героини — женственной, любящей, жертвенной.
Но при абсолютном и бесспорном приоритете примадонны спектакль увлек совершенством своей архитектоники, когда все его составляющие существуют в той гармонии, которой и требует невероятной красоты музыка оперы. Означает ли это, что спектакль решен в эстетике времен Беллини или тех знаменитых прочтений шедевра, которые хорошо известны поклонникам оперного жанра прежде всего по видеозаписям?
Нет, и наверное, имеет смысл добавить — к счастью, нет. Попробую пояснить. Я совсем не против красивых костюмных «музейных» гранд-спектаклей, и более того — против радикальных переосмыслений классических произведений, далеко уводящих от смысла первоисточника в угоду режиссерским амбициям. Но мне представляется, что постановка Адольфа Шапиро — это как раз пример того прочтения великой оперы, которое приближает ее к современной аудитории и способно вовлечь даже совсем неподготовленного зрителя-слушателя. И, наверное, как раз те, кто впервые встретится с «Нормой» в спектакле этого режиссера, воспримут его даже лучше признанных знатоков. Нам была убедительно представлена история — история двух женщин и одного мужчины. Любовный треугольник отягощен сложной, говоря современным языком, политической ситуацией. Мужчина Поллион , — оккупант даже главный среди них , женщины Норма и Адальжиза — представители народа, страна которого условная Галлия оккупирована условным Римом. Треугольник отягощен также сложной нравственной коллизией, ведь женщины — жрицы, давшие обет безбрачия, главная героиня — не просто жрица, а жрица верховная. И у нее от этого мужчины — врага ее страны и ее народа, - двое детей.
Тон спектаклю во многом задает художник Вячеслав Окунев сценография и костюмы. Сценическое пространство вполне условно, без каких-либо конкретных географических или временных признаков. А вот костюмы, действительно, могут вызвать ассоциации с эпохой Римской империи и ее колониальных завоеваний по сюжету действие «Нормы» происходит в древней Галлии, изнывающей под римским владычеством , но это скорее фантазия на тему, нежели историческая реконструкция. Зрелище в целом получилось достаточно эффектным, не претендуя, однако, на что-то большее, нежели служить рамой для картины, то есть собственно партитуры Беллини. Для опер романтического бельканто — не худший вариант. Дело за тем, сколь адекватно эта картина представлена.
Ведь если мы видим на афише театра название «Норма», то прежде всего задаемся вопросом: а есть ли в его стенах соответствующие исполнители, особенно, на партию титульной героини? У меня была возможность познакомиться лишь с одним, представленным в сентябре на открытии нового сезона официальная премьера завершила в июле сезон предыдущий. Этот состав, положим, едва ли назовешь равноценным и тем более безупречным.
ОПЕРА «НОРМА» ВИНЧЕНЦО БЕЛЛИНИ ВПЕРВЫЕ В ПЕРМИ
К премьере «Нормы» приурочена публичная программа «Лаборатории современного зрителя», которая откроется 20 июня творческой встречей с дирижером-постановщиком оперы Миграном Агаджаняном. Формат встречи «из-за рояля» представит главного дирижера Пермского театра оперы и балета одновременно в трех его ипостасях — как дирижера, певца и пианиста. Главный герой фильма — Аркадий Ипполитов. В центре повествования — миф о корабле, насквозь пронизывающий западную культуру: от Ноева ковчега до каравелл Колумба и «Титаника», от Алых парусов до алого флага на броненосце «Потемкин».
А его старший коллега, покинувший этот мир всего в 33 года, так и остается в тени — иногда, правда, бывают робкие попытки реанимировать его творчество. МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко решил напомнить о главном сочинении Беллини, прославившем его как мастера бельканто и чарующих мелодий — опере «Норма». Последнее обращение к этой лирической трагедии, рассказывающей о классическом любовном треугольнике на фоне противостояния двух народов, случилось в далеком 2005 году — в «Новой Опере». Спустя 18 лет жрецы, друиды и римляне ожили на сцене «Стасика» благодаря режиссеру Адольфу Шапиро, увидевшему в либретто Феличе Романи «типично романтический сюжет, который до сих пор современен». Собственно, весь спектакль ставился под эту опытную вокалистку, обладающую к тому же убедительным актерским талантом. Весь вечер Хибла Леварсовна, одетая в длинный плащ-мантию, царила на сцене, приковывала внимание публики даже в самых статичных эпизодах.
А знаменитая Casta Diva, рассказ-воспоминание о былой любви, прозвучала превосходно, до мурашек. Конечно, можно придраться к верхним нотам и разрыву фразы там, где не положено, но все же не стоит забывать, что это одна из самых сложных чувственных оперных арий, которую исполняли такие великие певицы как Мария Каллас и Монсеррат Кабалье. Остальные напарники главной звезды вечера — солисты МАМТ — в целом, выступили достойно, ровно, но не произвели какого-либо эффекта молодая вокалистка Полина Шароварова, которую в один голос похвалили критики, в этом составе не участвовала.
В Северной столице после сопоставимой паузы «Норму» поставили два года назад в «Санктъ-Петербургъ Опере». В регионах ситуация похожая — в прошлом десятилетии она шла в Ижевске, в прошлом году впервые поставлена в Перми. И это несмотря на то, что ария главной героини Casta diva можно считать одним из символов оперного искусства. Причину стоит искать в сложности вокальных партий, особенно титульной, а также и самом стиле исполняемой музыки, соблюсти который весьма непросто. Трудности испытывают при постановке «Нормы» даже западные театры, хотя там это произведение никогда не выпадало из активного репертуара.
С конца XIX века Беллини начали исполнять, применяя к его музыке принципы пришедшей уже после, позднеромантической эстетики Верди. Но в последнее время театры стали возвращаться к прежнему, более аутентичному стилю белькантовых произведений. Современные певицы, такие как Чечилия Бартоли, исполняют партии из опер Беллини не так, как это делала Мария Каллас полвека назад. Сейчас чтобы попасть в подлинный беллиниевский стиль, как его стали понимать относительно недавно, стремятся петь менее патетично, более мягко, с меньшей громкостью, тоньше, прозрачней, деликатней, с вниманием к градациям нюансов. Считается, что такое прочтение ближе к аутентичному оригиналу, не искаженному более поздними наслоениями. В Музтеатре Станиславского собственных традиций обращения к операм бельканто не много и в основном это комические образцы — «Севильский цирюльник», «Дон Паскуале», «Любовный напиток», «Итальянка в Алжире», «Колокольчик». Обращений к трагическому бельканто до сих пор было всего два — в 1989 году Евгений Колобов неожиданно сделал беллиниевского «Пирата», а в 2009-м появилась «Лючия ди Ламмермур» Доницетти. Последней в опере дебютировал рижский драматический режиссер Адольф Шапиро, а делалась она для примадонны театра Хиблы Герзмавы.
Этот же тандем представил и премьеру «Нормы».
Текст оперного либретто она сама переводила с итальянского, чтобы лучше понять свою героиню, вжиться в роль. А вот стиль бельканто не очень подходит для уральского климата. На состояние голоса артиста действует всё - и холод, и влажность, и даже тополиный пух. И всё же такие оперы как «Норма» - тренируют артиста, позволяют оттачивать технику владения голосом. Вероника Джиоева, заслуженная артистка России: - Если я в год раз хотя бы, раз в сезон буду петь такие партии, то голос дольше сохранит молодость. Это каждый день маленькая жизнь. Каждый спектакль - это маленькая жизнь. До сих пор эта опера в Перми не ставилась.
Ее премьерные показы пройдут в течение этой недели.
Фантазийный мир «Нормы». Впервые оперу в Перми поставил хореограф
Хибла Герзмава Итальянская премьера «Нормы» состоялась 26 декабря 1831 года в миланском La Scala. Трогающее душу ариозо Нормы «Dormono entrambi!» явилось одной из кульминаций оперы. Официальные билеты на спектакль «Норма» в Геликон-опере, а также вся информация: описание, фото, видео, рецензии. Оперу Винченцо Беллини «Норма», величайший образец традиции бельканто, поставили в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Это по-настоящему. Несмотря на популярность «Нормы» во всем мире, в России опера Беллини ставится не так часто, а в Перми она будет представлена впервые. В Пермском театре оперы и балета продолжаются репетиции новой постановки оперы «Норма» Винченцо Беллини, которая будет представлена 26, 28, 29 и 30 июня.
Хибла Герзмава поёт партию Нормы в новой опере Адольфа Шапиро
Играем с начала | Статьи | ОТ «НОРМЫ» ДО «ВАМПИРА» | Именно этими понятиями можно охарактеризовать стиль Бельканто, которым пронизана опера Винченцо Беллини «Норма». |
В Петербурге представят оперу «Норма» Винченцо Беллини в постановке Юрия Александрова | Краткое содержание оперы Беллини «Норма» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице. |
«Норма» Винченцо Беллини: опера вне пространства и времени | Партию Нормы – одну из самых сложных в репертуаре сопрано – в премьерных спектаклях исполняет Хибла Герзмава. |
Хибла Герзмава поёт партию Нормы в новой опере Адольфа Шапиро
"Беатриче ди Тенда" [1]. Трогающее душу ариозо Нормы «Dormono entrambi!» явилось одной из кульминаций оперы. В МАМТе «Норма» будет поставлена впервые. Главную партию этой оперы критики считают одной из самых трудных в репертуаре сопрано. К сцене убийства Норма готовится с удивительным хладнокровием, присущем разве только настоящему убийце – она предусмотрительно расстилает на полу огромный размеров.
«Норма» вне нормативов
Билеты на опера «Норма» в МАМТ с 3 по 6 мая 2024 от 3000 ₽ официальные билеты. Удобная и быстрая покупка на Ticketland. Премьера «Нормы» в Пермской опере получилась настоящей ареной дебютов. В МАМТе «Норма» будет поставлена впервые. Главную партию этой оперы критики считают одной из самых трудных в репертуаре сопрано. Два дня подряд во Дворце на Яузе проходило типа событие года — премьера спектакля Максима Диденко «Норма», выпущенного под чутким руководством Константина Богомолова. Когда-то в.
Опера Норма
Играем с начала | Статьи | ОТ «НОРМЫ» ДО «ВАМПИРА» | С 20 мая в Московском академическом музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко идёт премьера оперы «Норма» Беллини в постановке Адольфа Щапиро. |
В Перми состоялась премьера оперы «Норма» | Филипп Геллер, побывавший на одном из спектаклей, считает, что визуально-сценическое воплощение оперы сильно уступает исполнению. |
ОПЕРА «НОРМА» ВИНЧЕНЦО БЕЛЛИНИ ВПЕРВЫЕ В ПЕРМИ | тренируют артиста, позволяют оттачивать технику владения голосом. |
ОПЕРА «НОРМА» ВИНЧЕНЦО БЕЛЛИНИ ВПЕРВЫЕ В ПЕРМИ - — КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ, НОВОСТИ | В «Норме» на авансцену выведены две вечные темы — война и мир, любовь и измена. |
50 оттенков серого: о спектакле «Норма» в МАМТ
конфликт между чувствами и долгом перед Родиной. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко впервые в своей истории представляет знаменитую оперу Беллини "Норма" с Хиблой Герзмава в заглавной партии. Оперная певица Хибла Герзмава выступает на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в заглавной партии оперы Винченцо Беллини «Норма».