Новости название операции по прорыву блокады ленинграда

«Искра» — кодовое наименование плана операции советских войск по прорыву блокады Ленинграда. План предусматривал одновременными встречными ударами войск Ленинградского фронта с запада и Волховского с востока в направлении на Синявино и Рабочий поселок №5. Советские солдаты в атаке во время операции по прорыву блокады Ленинграда, январь 1943-го. С 12 по 30 января 1943 года силами двух советских фронтов – Ленинградского и Волховского – проводилась наступательная операция «Искра», целью которой было прорвать блокаду Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. Статья автора «Центральный музей Вооруженных Сил» в Дзене: 80 лет назад, 12 января 1943 года, началась наступательная операция советских войск с целью прорыва блокады Ленинграда.

18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда

Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады. 18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра".
Операция «Искра»: как прорывалась блокада Ленинграда 12 января началась операция по прорыву блокады Ленинграда. В этих боях ключевую роль опять должна была сыграть 2-я ударная армия. Через неделю боев войска Ле.
Битва за Ленинград — хроника сражений блокадного города | Diletant Снятие блокады Ленинграда. Ленинградско-Новгородская операция. Блокада Ленинграда началась спустя два месяца после нападения Германии на СССР.

Операция "Искра"

  • Как пробили брешь в блокаде Ленинграда
  • Блокада Ленинграда операция Искра
  • Газета «Суть времени»
  • 18 января 1943 года - прорыв блокады Ленинграда. Полное освобождение Ленинграда от блокады
  • Посетить музей

«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда

Проект создан в соответствии с поручением Президента РФ Пр-433, п. В ходе 1942 года войска РККА дважды предпринимали попытки прорвать блокаду города. Однако и Любанская , и Синявинская наступательные операции закончились неудачами. Успех наших войск под Сталинградом создал благоприятные условия для перехвата стратегической инициативы и на других участках советско-германского фронта. В середине ноября 1942 года штаб Ленинградского фронта предоставил в Ставку свои предложения по подготовке нового наступления под Ленинградом. После некоторой доработки план будущего наступления был одобрен Ставкой ВГК. Общий замысел кампании заключался в нанесении встречного удара силами Ленинградского и Волховского фронтов в районе шлиссельбургско-синявинского выступа с целью восстановления сухопутного коридора между Ленинградом и остальной территорией СССР.

Операция получила кодовое название «Искра». Советским войскам предстояло взломать оборону, которую немецкое командование выстраивало в течении полутора лет. Фактически весь шлиссельбургско-синявинский выступ был превращен в один сплошной укреплённый район. Каждый посёлок были превращен в опорный пункт, подготовленный к круговой обороне, позиции были прикрыты минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дотами. Участок между Мгой и Ладожским озером обороняло 5 немецкий дивизий из состава 18-й немецкой армии общей численностью свыше 60 тысяч человек. Подготовка к будущей операции проходила в обстановке строжайшей секретности, все подготовительные инженерные работы велись только ночью или в нелетную погоду.

Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден.

Хотя полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года , а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор — полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Пробитый вдоль берега коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург — Поляны протяженностью 36 км.

По его словам, Говоров "летал на Ораниенбаумский плацдарм на У-2, ночью, рискуя быть сбитым, чтобы поговорить там с офицерами, с солдатами, узнать, как обстоят дела". Внук маршала вспоминает рассказы о том, каким образом готовились к первой победной операции под Ленинградом советские войска под руководством Леонида Говорова. Немецкие укрепления в районе, где предстояло наступать, называли Невским Измаилом, вспоминая о легендарной победе войск Суворова. Слово "Измаил", как сообщает Алексей Говоров, впервые применил генерал Одинцов, командующий артиллерией Ленинградского фронта, разглядывая в бинокль вражеские укрепления, а конкретно — Восьмую Дубровскую ГЭС, которая была захвачена немцами и превращена в натуральную крепость. С его подачи это как-то разлетелось по войскам, и слово "Измаил" стало применяться по отношению к вражескому берегу в общем.

Солдатам надо было за семь минут преодолеть Неву, забраться на противоположный берег высотой от 6 до 12 м, который немцы к тому же облили водой, чтобы он заледенел. Затем подняться, отработать с приставными лестницами, с "кошками" подъем на такую высоту, преодолеть проволочные заграждения, минные поля, три линии обороны противника — все это скрупулезно, с секундомером в руках проверял сам Говоров. Музыка против нацизма. Как в блокадном Ленинграде впервые сыграли 7-ю симфонию Шостаковича "Очень интересные технические решения были, — отмечает внук маршала. Для того чтобы переправить танки через Неву по льду, инженеры Ленинградского фронта разработали целую систему. Клали рельсы, шпалы, болтами прикручивали рельсы и шпалы ко льду — и они должны были вмерзнуть. То есть это была единая ледово-деревянная конструкция, по которой танки проходили через реку. Использовались знания и наших физиков из Физико-технического института имени Иоффе — они выезжали, смотрели, промеряли лед, советовали, как его можно нарастить — это была уникальная операция".

Конечно же, операция "Искра" не была единоличным успехом Говорова как полководца. Боевой путь Говорова был связан с Ленинградом до 1946 года — после Победы он был назначен командующим Ленинградским военным округом, а в апреле 1946 года стал главным инспектором Сухопутных войск. И именно он принимал Ленинградский парад Победы на Дворцовой площади 8 июля 1945 года. Операция "Искра" Подготовка к наступательной операции в районе Ладожского озера велась в течение декабря 1942 года, и к назначенному Ставкой сроку — 1 января 1943 года — была завершена. Однако в ход боевых действий вмешалась погода. К тому же серьезные колебания температуры воздуха — от 0 до минус 15 — градусов создавали туманы, осложнявшие наблюдение за противником. В таких условиях начинать наступление было рискованно.

Наступление началось с мощной артиллерийской подготовки, она продолжалась около двух часов. Семь дней шли ожесточенные бои южнее Ладожского озера. Блокада Ленинграда была прорвана. В материалах экспозиции рассказывается о боевых действиях войск, участвовавших в прорыве блокады. Представлено трофейное оружие, предметы обмундирования германских войск, захваченные у противника во время операции «Искра». Симоняка за героизм, мужество и отвагу, проявленные в ходе операции «Искра», была преобразована в 63-ю гвардейскую, а ее командир удостоен звания Героя Советского Союза.

«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда

18 января– День прорыва блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны За высокое искусство в руководстве войсками при проведении операции по прорыву блокады Ленинграда и достигнутые боевые успехи генерал-полковник Л.А. Говоров был награжден полководческим орденом Суворова 1-й степени.
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти» До окончательного прорыва блокады Ленинграду оставалось чуть больше года. «Прорыв блокады Ленинграда — одно из основных событий, ознаменовавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти» Местом прорыва блокады был избран узкий шлиссельбургско-синявский выступ, разделявший войска фронтов.
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти» Оборона Ленинграда и блокада — урок беспримерного мужества всей стране, всему миру.
Осада Ленинграда: 872 дня битвы за жизнь Жители блокадного Ленинграда везут на санках тело умершего.

«Никто не забыт и ничто не забыто». 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда

До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов. Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву.

Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен.

Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов.

Фёдор Попов.

В таких условиях необходимо было действовать срочно и результативно. Потеря Ленинграда означала бы моральный крах всего фронта. Поэтому командование приняло решение готовиться к наступлению. Прорыв - дело чести Бойцы Волховского фронта в наступлении во время прорыва блокады Ленинграда. Общий контроль операции от Ставки возлагался на Маршала Ворошилова и на тот момент еще генерала армии Жукова. Кстати, звание маршала он получил в разгар «Искры». За группой Волховского фронта закреплялся главный удар в направлении поселка Синявино с прорывом фашистской обороны и соединением с Ленинградской группой. Последняя, в свою очередь, должна была наступать навстречу, прорывая оборону по линии Дубровка — Шлиссельбург.

Все действия обеспечивались авиационной поддержкой воздушных войск, а артиллерийской — со стороны Ладожской военной флотилии совместно с Балтийским флотом. Общее число участников операции «Искра» составляло более 300 тысяч человек живой силы, до 5 тысяч орудий, более полутысячи танков и 800 самолётов. Военно-автомобильный путь по озерному льду и перевалочные прибрежные базы прикрывались от вероятных ударов люфтваффе соединениями Ладожского ПВО. Особое внимание к подготовке в условиях повышенной секретности Схема операции «Искра». Все задействованные группировки были стопроцентно укомплектованы личным составом, необходимым количеством боевой техники, орудий и боеприпасов. Привлечённые инженерные войска возвели множество колонных путей и переправ, предназначавшихся для переброски подкреплений. В ходе подготовки особое внимание уделялось обучению военнослужащих.

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, когда немецко-фашистские войска захватили Шлиссельбург и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Если на севере линия фронта в отдельных местах проходила в 50 километрах от него, то на юге передний край находился всего в нескольких километрах от городской черты.

Не сумев взять Ленинград сразу, германское командование приняло решение стереть его с лица земли вместе с жителями. С 4 сентября 1941 года город стал подвергаться интенсивным артобстрелам, а с 8 сентября воздушным бомбардировкам за время блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных авиабомб. Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года в ходе военной операции под кодовым названием «Искра», к которой привлекались войска Ленинградского и Волховского фронтов, часть сил Балтийского флота и авиация дальнего действия. Утром 12 января 1943 года навстречу друг другу началось наступление войск Волховского и Ленинградского фронтов.

Москва должна быть захвачена после побед на северном и южном направлении, перегруппировка и соединение армий Вермахта планировались на подступах к столице СССР. Ленинград, по мнению Гитлера, являлся городом-символом власти советов, «колыбелью революции», именно поэтому он подлежал полному уничтожению вместе с мирным населением. В 1941 году город был важным стратегическим пунктом, на его территории располагалось множество машиностроительных и электротехнических заводов. За счет развития промышленности и науки Ленинград являлся местом концентрации высококвалифицированных инженерно-технических кадров. Большое количество учебных заведений выпускало специалистов для работы в различных отраслях народного хозяйства. С другой стороны, город был территориально обособлен и находился на большом расстоянии от источников сырья и энергии. Гитлеру помогло и географическое положение Ленинграда: его близость к границам страны дала возможность быстрого окружения и блокады. Территория Финляндии служила плацдармом для базирования фашистской авиации на подготовительном этапе вторжения. В июне 1941 года финны вступают во Вторую мировую войну на стороне Гитлера. Огромный на тот момент военный и торговый флот, базирующийся в Балтийском море, немцам было необходимо нейтрализовать и уничтожить, а выгодные морские пути использовать для собственных военных нужд. Окружение Оборона Ленинграда началась задолго до окружения города. Немцы наступали стремительно, в день танковые и моторизированные соединения проходили по 30 км вглубь территории СССР в северном направлении. Создание оборонительных рубежей велось на псковском и лужском направлении. Советские войска отступали с большими потерями, теряя большое количество техники и оставляя врагу города и укрепленные районы. Псков был захвачен 9 июля, фашисты двигались в Ленинградскую область по наименее короткому пути. На несколько недель их наступление задержали лужские укрепрайоны. Они строились опытными инженерами и позволили советским войскам сдерживать натиск противника некоторое время. Эта задержка сильно разозлила Гитлера и дала возможность частично подготовить Ленинград к нападению фашистов. Параллельно с немцами 29 июня 1941 года финская армия перешла границу СССР, Карельский перешеек был оккупирован на длительный срок. Участвовать в наступлении на город финны отказались, но перекрыли большое количество транспортных путей, связывающих город с «большой землей». Полное освобождение Ленинграда от блокады на данном направлении произошло только в 1944 году, летом. После личного посещения Гитлером группы армий "Север" и перегруппировки войск фашисты сломили сопротивление лужского укрепрайона и начали массированное наступление. Новгород, Чудово были захвачены в августе 1941 года. Даты блокады Ленинграда, которые въелись в память многих советских людей, начинаются с сентября 1941 года. Захват фашистами Петрокрепости окончательно отрезает город от сухопутных путей связи со страной, это произошло 8 сентября. Кольцо сомкнулось, но оборона Ленинграда продолжается. Блокада Попытка быстрого захвата Ленинграда провалена полностью. Гитлер не может оттянуть силы от окруженного города и перебросить на центральное направление - на Москву. Достаточно быстро фашисты оказались в пригороде, но, встретив мощное сопротивление, вынуждены были укрепляться и готовиться к затяжным боям. Его основной задачей была оборона города, Сталин на тот момент признал ситуацию практически безнадежной и был готов «сдать» его немцам. Но при таком исходе вторая столица государства была бы полностью уничтожена вместе со всем населением, которое на тот момент составляло 3,1 миллиона человек. По воспоминаниям очевидцев, Жуков в эти сентябрьские дни был страшен, только его авторитет и железная воля остановили панику среди солдат, обороняющих город. Немцы были остановлены, но держали Ленинград в плотном кольце, которое не давало возможности снабжения мегаполиса. Гитлер решил не рисковать своими солдатами, он понимал, что городские бои уничтожат большую часть северной армейской группировки. Он приказал начать массовое истребление жителей Ленинграда. Регулярные артобстрелы, бомбардировки с воздуха постепенно уничтожали городскую инфраструктуру, продовольственные склады, источники энергии. Вокруг города были возведены немецкие укрепрайоны, которые исключали возможность эвакуации мирных жителей и снабжение их всем необходимым. Возможность сдачи Ленинграда Гитлера не интересовала, его главной целью было уничтожение данного населенного пункта. На момент образования блокадного кольца в городе было множество беженцев из Ленинградской области и прилегающих районов, эвакуироваться успел лишь небольшой процент населения.

18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда

Прорвана блокада Ленинграда | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г.
Ленинградская «Искра»: 5 фактов о начале прорыва блокады - Православный журнал «Фома» Часть I. Прорыв сухопутной блокады Ленинграда.

Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны

18 января – 80 лет прорыву блокады Ленинграда. Целью операции было полное снятие блокады Ленинграда. Местом прорыва блокады был избран узкий шлиссельбургско-синявский выступ, разделявший войска фронтов. В честь полного снятия блокады Ленинграда в Северной столице производится торжественный салют.

18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год)

К 80-летию наступательной операции «Искра» Минобороны России опубликовало рассекреченные архивные документы, описывающие подготовку и прорыв блокады Ленинграда. Целью операции было полное снятие блокады Ленинграда. Стратегическая наступательная операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда проводилась силами ударных группировок Ленинградского (командующий генерал-лейтенант Л. А. Говоров) и Волховского (командующий генерал армии К. А. Мерецков) фронтов. Сегодня, 18 января, жители города на Неве отмечают одну из самых трагичных и одновременно радостных дат в истории города – День прорыва блокады Ленинграда. За высокое искусство в руководстве войсками при проведении операции по прорыву блокады Ленинграда и достигнутые боевые успехи генерал-полковник Л.А. Говоров был награжден полководческим орденом Суворова 1-й степени.

Содержание

  • Общая обстановка под Ленинградом в конце 1942 года
  • 1.4. Прорыв блокады.
  • Ленинградская «Искра»: 5 фактов о начале прорыва блокады - Православный журнал «Фома»
  • Газета «Суть времени»
  • Оборона Ленинграда
  • Как была прорвана блокада Ленинграда

Блокада Ленинграда

Сообщение о прорыве блокады Ленинграда слушать здесь. «Операцию по прорыву блокады назвали «Искра», — рассказывает военный историк Юрий Кнутов. По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции. прорыв блокады Ленинграда. 5 января наступательная операция «Искра»; 12 января 67-я армия Ленинградского фронта, 8-я армия Волховского фронта, 13-я и 14-я воздушно-десантные армии нанесли удар по врагу между Шлиссельбургом и Синявином. 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет. Часть I. Прорыв сухопутной блокады Ленинграда.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий