Длинные и узкие сани, используемые для езды на собаках и оленях на Севере. Длинные и узкие сани, используемые для езды на собаках и оленях на Севере. Длинные и узкие сани, используемые для езды на собаках и оленях на Севере. Нарты представляют собой длинные деревянные или металлические полозья, оснащенные креплениями для обуви и тормозом для управления скоростью и направлением движения.
Толковый словарь
- Нарты и нартский эпос
- Нарты — Википедия. Что такое Нарты
- Нарты и нартский эпос
- Конструкция саней
- Из чего делают нарты и что такое нарточка?
НАРТЫ - что это такое? значение и описание
Что такое нарты и как они используются. Нарты – это специальные лыжи, предназначенные для передвижения по снежным покрытиям. Раньше нарты использовались в основном для охоты и передвижения по снежным просторам, особенно в Северных странах. Продолжаем публиковать фрагменты из «Книги путешественника» Михаила Кречмара.В этом фрагменте о нартах и снегоступах.
Информация
Нартенная упряжка. Узкие и длинные санки с деревянным настилом, употребляемые на Севере для езды на собаках и оленях. Арсеньев, В горах Сихотэ-Алиня. За его спиной стояли олени, запряженные в нарты. Каверин, Два капитана. На Севере: узкие и длинные санки с деревянным настилом для езды на собаках и оленях.
В их версии эпоса присутствует три главных семьи, что соответствует сословиям воинов, купцов и священнослужителей. В абхазо-адыгском эпосе ставка делается на любовь и верность родине.
Балкарцы и карачаевцы больше уделяют внимания войнам и борьбе. В их версии богатыри-нарты изначально созданы для борьбы против зла, но часто в роли зла воспринимают инородцев и охотно воюют с другими племенами. Нартский эпос Нартский эпос Главные герои Главным героем, объединяющим все циклы и национальные вариации, является Сослан — богатырь, рожденный из камня, имевший всего одно уязвимое место и от попадания в него погибший. Имена в разных версиях тоже отличаются - Сосруко Сасрыква. Но сам герой неизменно смел, силен и отважен, самоотверженно боролся он со злом, пока не умер. Героиня, кочующая из эпоса в эпос — вечно молодая красавица Сатана или Шатана. В некоторых версиях — жена родоначальника нартов Урузмага.
Она же мать всех нартов или нартиада. И, разумеется, неизменными персонажами нартских сказаний являются драконы, ведьмы, колдуны, великаны, циклопы и прочая нечисть. И не надо спорить чей нартский эпос. Каждому народу свой!!!. Просто возьмите в руки книжку и читайте, изучайте.
И когда Сырдон летая над ним на коне сел над окном его склепа, богатырь пускает из-под земли своё оружие, поразив его снизу насквозь, достав до головы. Нарты и боги.
НАРТЫ вступают в тесные отношения с богами, которые принимают в их жизни активное, непосредственное участие. В осетинском эпосе божества нередко сидят за одним столом с Нартами, иногда НАРТЫ гостят у них на небе, небожители принимают участие в военных походах Нартов. В адыгском эпосе Тлепш То Лепший—то есть лучший , Тха-галедж, Амыш присутствуют на хасе; ежегодно боги приглашают на свой пир санопитие одного из Нартов; мать Тхагаледжа и Амыша помогает Нартам советами. Курдалагон осет. Дзерасса Джи-расса — дочь Донбеттыра Дон-беттыр — морской царь, прародитель нартов, соответствует славянскому и кельтскому Богу Дону , отец Сатаны — Уастырджи; Дзахуш адыг. Природа образов некоторых Нартов связана, по-видимому, с солярными мифами. Сослан женат на дочери солнца, с помощью солнца, солнечных лучей сокрушает своих врагов; гибнет от солнечного божества.
Подобно солнечному сиянию, излучают свет рука Адиюх — жены одного из Нартов, тело грудь нартской красавицы Акуанды адыг. Вероятно, солярного происхождения образ Сосруко, а по мнению некоторых исследователей, — и Сатаней-Гуаши. В адыгских и осетинских сказаниях об Ашамазе и Ацамазе, возрождающих природу, о Сосруко, продолжающем жить под землёй и каждой весной стремящемся вырваться на поверхность, прослеживается связь с календарными мифами. То есть мы видим полную идиллию в сосуществовании Богов и Нартов. Но далее в осетинском и адыгском эпосах происходит невероятное. Перед Нартами Боги ставят выбор между бесславным существованием и посмертной вечной славой, и нарты отдают предпочтение славе. А вот в чечено-ингушских сказаниях — несколько другие версии исчезновения Нартов.
В большинстве из них они гибнут, выпив расплавленную медь, но мотивировка этого поступка в них различна: раскаяние чеченских Нартов в своих злодеяниях; кара богов, обрекших их за разбой на голодную смерть, в отдельных версиях — семилетний неурожай приближается к семитским преданиям. В одной из версий чеченских Нартов истребил голод, который наслал на них бог за их дерзкую попытку оживить убитого Хамчи Патарза Хамчи Патрижа. А в абхазской версии говорится лишь о гибели главного героя Сасрыквы. Но почему же Боги в адыгских и осетинских сказаниях все таки отвернулись от Нартов. Чтобы понять это обратимся к сведениям из славяно-арийских Вед. Оказывается, что наша вселенная после очередной из космических битв Асс была разделена рубежом проходящим через миры Яви на Темные и Светлые миры. И вот галактика, в которой находится наша солнечная система с Мидгард-землей наша планета , расположена рядом с этим рубежом.
Галактика вращается и периодически часть Земель-планет попадает в зону влияния темных сил. Поэтому, живя в хороших отношениях со светлыми Богами и роднясь сними, наши предки нарты не смогли поладить с темными Богами, когда планета земля попала в их зону влияния. Они не захотели стать рабами божьими и Темные Боги Яхве, Иегова, Саваоф решили уничтожить светлых богатырей. Эта информация из Вед подтверждается и в знаменитом сказе про «Еруслана» действия которого разворачиваются именно на Северном Кавказе. В этом сказе то же говорится, что богатыри нарты , которых олицетворяет Росланбей, потерпели поражение от пришельцев из миров Пекла, из-за лжи которую те применили против них. Но Росланбей отдав жизнь, смог с помощью брата Черномора передать свой меч возмездия Еруслану олицетворяет в сказе людей потомков Нартов , чтобы он восстановил им справедливость и Еруслан покарал им врагов. Но прошли тысячелетия и уже потомки Еруслана, опять попались на ложь темных Богов, и стали сегодня рабами Бога Яхве Саваофа, Иеговы, Элохима и т.
Так давайте нашим современникам напомним еще раз, о наследии наших предков, если у них такая короткая память: «... Ни голодом, ни холодом, ни мором. Прогнали нарты сих врагов с позором. Ведь Дэвов мести нарты не боялись И с бесами не очень то считались... А Дэв на Небе, не последний небожитель, он злобных козней — друг и покровитель, считаем Дэва первым мы злодеем. И коль в бою его не одолеем, и не отгоним за Небес пределы то будет снова запускать в нас стрелы, Покоя в жизни он ведь нам не даст, и весь народ проклятью предаст... Мы победили на земле врагов, Не побоимся и самой Тьмы Богов!
В былые дни с Богами жили дружно, но час настал Земля попала в зону тьмы , и нам решится нужно. Должны откинуть мы нелепый страх, Сражаться будем в темных областях» Дзевы-девы говорят темному богу Яхве на нартов: «... Они убили самого Бальсага …... Они нарты подняли брёвна косяков, Чтоб не на миг не наклонять голов, Чтоб никогда на собственном пороге, Не появилась даже мысль о Яхве Боге...... Тебя ж, они врагом считают главным и страх, забыв, грозят концом бесславным» Бог Яхве говорит нартам: «Сыны земные, вы по моему забыли, Что сильные от света вы ведь были Дауагов, зедов на смерть вы побили, Но ныне, времена другие наступили владычит тьма, и я один тут Бог» Нарты в ответ «... Но в трудный час ты нам ведь не помог, Зато всегда поддерживал Врагов Цвергов... Как равные, мы говорим с тобой и вызываем на открытый бой» Бог Яхве: «Уж если я сломаю нартское упорство, То после них оставлю жалкое потомство Рабами будут люди мне служить И жизнь пустую на земле влачить».
Нарты «Чем в рабстве жить, и тот позор влачить, Уж лучше нам тогда погибнуть вместе. Мы нартовской не опозорим чести, Мы не хотим ничтожного потомства Идти готовы на единоборство». Что делать нам?
И с этой ношей, невозмутимо, спокойно, мерной поступью отправился в горы. И далее В.
Пятибрат в своей книге делает вывод, что «специфический «кавказский колорит» появился только после того, как на Кавказе появились еврейские женщины из похода скифов в «землю обетованную», а затем симитизированные турки окончательно затуркали местных колонистов… и земля Кавказа превратилась в полигон кровопролитных войн между родными братьями Донбеттырами — казаками, создателями Российской империи и горцами. Нас разделил еврейский бог Луны Яхве — Alohim». Сходны имена и ряда других Нартов, например: Ацамаз осет. Сыр-дон у осетин, Гвидон — у русских, Водан у болгар и т. Кроме имен как уже говорилось выше сходны и сюжеты, рассказывающие о их деяниях.
Например, сюжет о рождении Сослана в осетинских сказаниях, аналогичен сюжету о рождении славянского Тарха - Даждьбога. Рождённый Камнем богатырь, появляется из небесного Камня. Такой огонь разжёг кузнец Курдалагон на Небе у славян Небесный- кузнец Бог Сварог , что чудесный Камень сначала почернел от жара, а потом покраснел, пожелтел и треснул. И из пышущей жаром глубины его, вывалился раскалённый добела младенец... Он упал на Землю и на локоть ушел в землю.
Загорелась, задымилась Земля... Солнце улыбается новорождённому. Сослан богатырь 1959 года Ю. Другой сюжет о женитьбе Сослана тоже идентичен славянским сказам «О Ване и заколдованной царевне». Остановилась в небе башня, и говорит что, кто попадёт в меня стрелой буду того женой.
Многие братья стреляли, но только Сослан попадает два раза в летающую башню. Летающая Башня волшебницы садится на землю и т. Они занимаются и мирным трудом, земледелием. Существенно отличаются образы Нартов только в чечено-ингушском эпосе сохранившемся кстати фрагментарно. Исследователь Ч.
Ахриев считал, что они подразделяются на две группы: высоконравственные нарты нярты и злые, коварные орхустойцы Асы и Ваны. Далгат его точки зрения придерживаются многие исследователи полагал, что наименования «нярты» и «орстхойцы» «орхустойцы» служат для обозначения одной и той же категории героев. Однако в ингушских вариантах эпоса нарт-орстхойцы вместе с ними охраняют ингушские земли от врагов, наступающих с равнин; роднятся с местными героями. В образе жизни Нартов отражены общественные отношения создателей и носителей эпоса — от родового строя до зачатков феодализма. В абхазской версии, как и в преданиях кельтов Ирландии, которые считают себя потомками богини Даны , ярче всего обнаруживаются следы матриархата.
Большую семью Нартов из ста братьев и сестры Гун-ды — возглавляет их мать безмужняя Сатаней-Гуаша Се Таны-Даны кровь , обладающая неограниченным авторитетом упоминаемый в отдельных вариантах эпоса муж Сатаней-Гуаши ни в каких событиях участия не принимает. В осетинской и адыгской версиях мать Нартов Сатана Се Дана адыг. Сатаней , также играет важную роль, Нарты пользуются её мудрыми советами, но она ими не верховодит; решения по важным делам принимаются на мужском совете нихас у осетин, хаса у адыгов без её участия. В осетинской версии у Нартов, живущих родами Алаг-ата ата -отец ; Бор-ата— Бор у них праотец, соответствует германскому Бору, греческому Борею; Ахсартагк-ата , проявляются черты военной демократии Нарты входят в единую боевую дружину. В образах Нартов обнаруживаются черты мифологических персонажей.
Нарты, воспринимаемые носителями эпоса как предки их народа, сопоставимы но не идентичны с племенем первых людей у семитских народов Адамом, Евой, Каином, и т. Век их существования, «героический век», — это мифическое время; так, в период создания неба и земли Сослан был мужчиной в зрелых летах, в период образования гор и рек — стариком, но ещё полным сил. НАРТЫ выступают как в роли прародителей людей, так и в роли культурных героев. Сос-лан, Сасрыква отнимает у чудовищ огонь; Пхар-мат похищает его у бога Селы Сивы у русских ; Сослан возвращает что равносильно добыванию семена проса, захваченные хтоническими существами, одаривает Нартов напитком сано; Сатана изобретает пиво, Сырдон Гвидон изготавливает для Нарт арфу; Кету-ан абх. С Сатаной связано появление первого коня и первой собаки.
НАРТЫ борются с хтоническими чудовищами — драконами, великанами. Из книги «Сослан богатырь» 1959 год : «Нет у нартов ариев огня, Сослан увидел Свет во тьме, долго шёл туда, увидел дом семерых великанов. Они обрадовались нартам, сказали; что просящих огня не гонят с порога во тьму, заманили постепенно в дом всех нартов и приклеили их к скамьям волшебным клеем. Огромный «котёл» великанов кипит, и пышет паром, Великаны точат на алмазном точиле ножи. Ведь нарты, слышат страшный лязг стали, от страха замирают сердца у нартов.
Только Сырдон не зашёл к великанам не сел к столу, «не приклеился». Затем перехитрил он великанов, перессорил их, они перебили друг друга. Сатана Сатаней-Гуаша способна изменять погоду; по просьбе Сатаней останавливается солнце; Сатана благодаря чудесному небесному зеркалу видит всё, что происходит на земле; Сасрыква сбивает с неба звезду, чтоб обогреть братьев; Сосруко насылает стужу, чтоб одолеть иныжа иных жителей, пришельцев великанов из темных миров , туман — чтоб победить Тот-реша; Сеска Солса ударом плети по тазовой кости великана оживляет его, он же способен превратить Терек в полноводную реку; Ацамаз игрой на чудесной свирели, полученной его отцом от небожителя Афсати, пробуждает природу; Ашамез с помощью свирели может не только возродить всё живое на земле, но и вызвать его гибель; Бидох адыг. Божественное Дыхание исцеляет своим дыханием; проклятие матери Хважарпыса абх. Многие НАРТЫ обладают даром перевоплощения, например, Сырдон оборачивается стариком, старухой, молодой девушкой, шапкой, Дзерасса осет.
Екатерина Трубицина. Время и пространство нартов
«Сказания о нартах» – это такое произведение, которое сколько не читай, всегда найдешь что-нибудь новое и необычное. Когда нарты посылали свои табуны во владения могучего Мукары, Сирдон подстроил так, что жребий гнать табуны выпал Сослану (Созруко), в надежде погубить таким образом своего врага. Что такое Нарты на их исконной родине, т. е. у осетин, и у их самых последовательных восприемников?
Екатерина Трубицина. Время и пространство нартов
Что такое нарты кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Что такое нарты кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Что такое НАРТЫ, НАРТЫ это, значение слова НАРТЫ, происхождение (этимология) НАРТЫ, синонимы к НАРТЫ, парадигма (формы слова) НАРТЫ в других словарях. Впервые нарты появились примерно 6 тысячелетий назад и были одним из первых видов транспорта, который использовался человеком.
Значение слова «Нарта»
Что такое Нарты на их исконной родине, т. е. у осетин, и у их самых последовательных восприемников? Что такое Нарты Толковый словарь. Раньше нарты использовались в основном для охоты и передвижения по снежным просторам, особенно в Северных странах. Раньше нарты использовались в основном для охоты и передвижения по снежным просторам, особенно в Северных странах.
Нартиада: короткий путеводитель по главным героям осетинского эпоса
В священных нартах церемониально перевозили идолов и другие культовые предметы. Изготовлением нарт мужчины занимались круглый год. Их делали только из хорошо просушенной древесины, вид которой зависел от типа нарт. Заготовку для полозьев нагревали над костром и выгибали до нужного состояния, после чего фиксировали веревкой и ждали полного остывания. Некоторые народы обивали полозья китовым усом, а копылья для их соединения вырезали из оленьих рогов. Управляли оленьей упряжкой с помощью вожжи и длинного шеста с шариком или железным наконечником — хорея.
Так стали братья врагами, на веки. И когда богатырю Сослану Колесо Марсага отрезало ноги, по просьбе — Ведохи, и он не мог уже ходить и умирал «прикованный» к земле Кавказа.. Сослан просит, чтобы его живым положили в гроб.
По его просьбе нарты строят склеп с тремя окнами; в зените, на восток и на запад, чтобы видеть ему солнце. И положили с ним его оружие — чудо стрелы, как он и просил. И когда Сырдон летая над ним на коне сел над окном его склепа, богатырь пускает из-под земли своё оружие, поразив его снизу насквозь, достав до головы.
Нарты и боги. НАРТЫ вступают в тесные отношения с богами, которые принимают в их жизни активное, непосредственное участие. В осетинском эпосе божества нередко сидят за одним столом с Нартами, иногда НАРТЫ гостят у них на небе, небожители принимают участие в военных походах Нартов.
В адыгском эпосе Тлепш То Лепший—то есть лучший , Тха-галедж, Амыш присутствуют на хасе; ежегодно боги приглашают на свой пир санопитие одного из Нартов; мать Тхагаледжа и Амыша помогает Нартам советами. Курдалагон осет. Дзерасса Джи-расса — дочь Донбеттыра Дон-беттыр — морской царь, прародитель нартов, соответствует славянскому и кельтскому Богу Дону , отец Сатаны — Уастырджи; Дзахуш адыг.
Природа образов некоторых Нартов связана, по-видимому, с солярными мифами. Сослан женат на дочери солнца, с помощью солнца, солнечных лучей сокрушает своих врагов; гибнет от солнечного божества. Подобно солнечному сиянию, излучают свет рука Адиюх — жены одного из Нартов, тело грудь нартской красавицы Акуанды адыг.
Вероятно, солярного происхождения образ Сосруко, а по мнению некоторых исследователей, — и Сатаней-Гуаши. В адыгских и осетинских сказаниях об Ашамазе и Ацамазе, возрождающих природу, о Сосруко, продолжающем жить под землёй и каждой весной стремящемся вырваться на поверхность, прослеживается связь с календарными мифами. То есть мы видим полную идиллию в сосуществовании Богов и Нартов.
Но далее в осетинском и адыгском эпосах происходит невероятное. Перед Нартами Боги ставят выбор между бесславным существованием и посмертной вечной славой, и нарты отдают предпочтение славе. А вот в чечено-ингушских сказаниях — несколько другие версии исчезновения Нартов.
В большинстве из них они гибнут, выпив расплавленную медь, но мотивировка этого поступка в них различна: раскаяние чеченских Нартов в своих злодеяниях; кара богов, обрекших их за разбой на голодную смерть, в отдельных версиях — семилетний неурожай приближается к семитским преданиям. В одной из версий чеченских Нартов истребил голод, который наслал на них бог за их дерзкую попытку оживить убитого Хамчи Патарза Хамчи Патрижа. А в абхазской версии говорится лишь о гибели главного героя Сасрыквы.
Но почему же Боги в адыгских и осетинских сказаниях все таки отвернулись от Нартов. Чтобы понять это обратимся к сведениям из славяно-арийских Вед. Оказывается, что наша вселенная после очередной из космических битв Асс была разделена рубежом проходящим через миры Яви на Темные и Светлые миры.
И вот галактика, в которой находится наша солнечная система с Мидгард-землей наша планета , расположена рядом с этим рубежом. Галактика вращается и периодически часть Земель-планет попадает в зону влияния темных сил. Поэтому, живя в хороших отношениях со светлыми Богами и роднясь сними, наши предки нарты не смогли поладить с темными Богами, когда планета земля попала в их зону влияния.
Они не захотели стать рабами божьими и Темные Боги Яхве, Иегова, Саваоф решили уничтожить светлых богатырей. Эта информация из Вед подтверждается и в знаменитом сказе про «Еруслана» действия которого разворачиваются именно на Северном Кавказе. В этом сказе то же говорится, что богатыри нарты , которых олицетворяет Росланбей, потерпели поражение от пришельцев из миров Пекла, из-за лжи которую те применили против них.
Но Росланбей отдав жизнь, смог с помощью брата Черномора передать свой меч возмездия Еруслану олицетворяет в сказе людей потомков Нартов , чтобы он восстановил им справедливость и Еруслан покарал им врагов. Но прошли тысячелетия и уже потомки Еруслана, опять попались на ложь темных Богов, и стали сегодня рабами Бога Яхве Саваофа, Иеговы, Элохима и т. Так давайте нашим современникам напомним еще раз, о наследии наших предков, если у них такая короткая память: «...
Ни голодом, ни холодом, ни мором. Прогнали нарты сих врагов с позором. Ведь Дэвов мести нарты не боялись И с бесами не очень то считались...
А Дэв на Небе, не последний небожитель, он злобных козней — друг и покровитель, считаем Дэва первым мы злодеем. И коль в бою его не одолеем, и не отгоним за Небес пределы то будет снова запускать в нас стрелы, Покоя в жизни он ведь нам не даст, и весь народ проклятью предаст... Мы победили на земле врагов, Не побоимся и самой Тьмы Богов!
В былые дни с Богами жили дружно, но час настал Земля попала в зону тьмы , и нам решится нужно. Должны откинуть мы нелепый страх, Сражаться будем в темных областях» Дзевы-девы говорят темному богу Яхве на нартов: «... Они убили самого Бальсага …...
Они нарты подняли брёвна косяков, Чтоб не на миг не наклонять голов, Чтоб никогда на собственном пороге, Не появилась даже мысль о Яхве Боге...... Тебя ж, они врагом считают главным и страх, забыв, грозят концом бесславным» Бог Яхве говорит нартам: «Сыны земные, вы по моему забыли, Что сильные от света вы ведь были Дауагов, зедов на смерть вы побили, Но ныне, времена другие наступили владычит тьма, и я один тут Бог» Нарты в ответ «...
Что такое слово «нарт»? До нартов на свете жили одмеры.
Они жили в пещерах и в горах; у них не было домов. Они были гораздо сильнее и могущественнее нартов, но умом короче. Когда появились нарты, то стали сражаться против одмеров и великанов. Нарты были настолько горды, что не хотели устраивать в своих домах дверей и косяков, чтобы бог не подумал, что они ему молятся.
Ясное представление о предшественнике и о самих нартах может быть лишь в уме такого народа, который сам непосредственно является автором нартовских сказаний. Народ делит нартов на три племени: Бората, Алагата и Ахсартагката. Разве это иностранные имена? Есть фамилии, которые испокон веков заняты разведением скота и ничего больше.
Есть такие, которые веками заняты кузнечным или другим мастерством, наконец, есть вековечные наездники, передающие от отца к сыну джигитство и наездничество. В народных песнях подчас изображаются целые фамилии с их отличительными качествами и недостатками. Обычай пировать целую неделю во время свадьбы остался, как говорят осетины, от нартов. Положение женщины в нартовских сказаниях рисуется как женщины-матери, хозяйки, главным образом, как жены — отчасти.
Насколько высоко стоит образ матери-хозяйки, настолько безличной и подчас забитой, приниженной мы видим жену нарта. Нартовская хозяйка Шатана была вещей женщиной.
К примеру — серп. Этому изобретению посвящено особое внимание, так что вполне можно предположить, что действительно именно горная местность Кавказа вдохновила нартов на его создание — на равнине он не столь актуален. Когда появились нарты Таким образом определить время появление на Кавказе нартов можно, соотнеся датировку археологических находок из металла с падением здесь достаточно крупного и, стало быть, заметного метеорита. К сожалению, по поводу палеометеоритов никакой информации найти не удалось но это не значит, что ее нет , а вот с археологией — проще. Примерно та же датировка и у находок в других районах территории предполагаемого обитания нартов. Когда нарты покинули Кавказ?
Судя по тому, что в сказаниях о нартах отчетливо прослеживаются лишь два поколения и только в некоторых можно с натягом насчитать четыре, народ этот прожил на Кавказе не долго — максимум учитывая поправки на законы мифа три-четыре сотни лет. Есть целый ряд сказаний о том, что нарты покинули эти края, но «почему? Правда, есть намеки на какие-то природные катаклизмы, но лишь намеки к тому же очень расплывчатые. Ясно только то, что пребывание нартов на Кавказе имело начало и конец, то есть было ограничено во времени, но, тем не менее, очень ярко окрашено и настолько, что прочно улеглось в народной памяти. А вот появление и исчезновение, скорее всего не ознаменовались какими-либо особо заметными событиями военными действия, переселением единовременно большого количества людей и поэтому сами границы пребывания нартов на Кавказе не обозначены четко.
НАРЫ и НАРТА
Он стал «отцом — основателем» Цхинвальского художественного училища, которое носит его имя. Однако чуть меньше сегодня известно о публицистической и этнографической деятельности Махарбека Туганова. Мы предлагаем читателям ознакомиться с выдержками из его статьи, которая была опубликована в 1925 году, но заставляет нас задуматься и сегодня. В этом видимо еще одна тайна десницы мастера. Подобно старым башням, в которых гнездятся лишь совы да галки и которые рушатся день за днем, осыпаясь камнями и зарастая мхом и крапивой, забываются день за днем великие творения когда-то славного, культурного народа, уходя в могилу с каждым умирающим народным певцом или сказителем преданий, порастая мхом и крапивой новизны нахлынувшей борьбы за существование. Меж тем стыдно за интеллигенцию Осетии, которая привыкая мыслить и говорить на русском языке и обучая детей былинам об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.
Как больно бывает слышать от интеллигентного осетина: «Да вопрос еще: осетинского ли происхождения нартовские сказания, и не принадлежат ли они в сущности кабардинцам или, может быть, грекам и т. Конечно, в области сомнений нет границ, но надо немного уважать не только самого себя, но и свой народ, его историю, прошлое. Только уважая свой народ, можно избегнуть пустого лабиринта сомнений и неуверенности. В области народной поэзии можно говорить лишь о влиянии какого-либо народа, и потому сомневаться в том, что сказания о нартах чисто осетинского происхождения, безусловно, не приходится. Характер передачи сказаний и обрисовка действующих героев, их обычаи, жизнь нартов от колыбели до смерти, с их радостями и горем, комизмом и трагедией — все это чисто осетинское.
Фантазия осетина их родила, с ними жила и им же дала соответствующий конец. По внутреннему содержанию сказания о нартах философски глубокомысленны, по внешности они монотонно таинственны, напоминая широкий разлив морей и бесконечную ширь степей. Каждый стих, начавшись широко и гладко, заканчивается как бы глухим ударом, словно ветер широких степей, разгулявшись, ударился и разбился о груды скал. Не такова ли история осетинского народа, начавшего жизнь в широких степях на берегу Дона и Азовского моря, а может быть, Днепра и Днестра, развившего некогда свою самобытную культуру и загнанного затем в трущобы гор, разбитого и раздробленного вконец среди скал. Сказания о нартах есть у всех горских народов и особенно у кабардинцев, но ни один из них не знает ни начала, ни конца нартов, не говорит о том, где и как родились нарты, кто жил до них и кто после них, тогда как у осетин излагается все от начала до конца.
Нартовый путь. Нартенная упряжка. О словаре Словарь С. Ожегова — лингвистический толковый словарь русского языка, который является самым первым из появившихся в России тогда — в Советском Союзе после Октябрьской революции. Составление словаря началось в тридцатых годах прошлого века и было доведено до финала в 1949 году, однако впоследствии словарь несколько раз дополнялся и перерабатывался самим его создателем. В словаре представлено около 80 тысяч слов и фразеологизмов, большое количество общелитературной и просторечной лексике, дана информация по правильному написанию и произношению слова, приведены примеры употребления.
Нарты также использовались в армии, где они были одним из средств передвижения по заснеженным местностям. В 18 веке нарты стали популярными и среди европейских аристократов. В этот период началось развитие нартебиений — техники искусственного колесного хода на нартах. Также появились первые нартовые школы и клубы в Европе. Со временем нарты стали использоваться не только в повседневной жизни, но и в спортивных соревнованиях. В 1924 году нарты впервые были представлены на Олимпийских играх в Шамони, Франция. С тех пор нарты стали одной из основных дисциплин зимних Олимпийских игр. Сегодня нарты популярны по всему миру и являются одним из самых распространенных видов спорта на заснеженных территориях. Их используют и для активного отдыха, и для участия в соревнованиях различного уровня сложности. Особенности игры на нартах Игра на нартах — это интересное развлечение, в котором игрок использует специальные деревянные лыжи для передвижения по снегу. Эта игра имеет свои особенности, которые делают ее уникальной. Подготовка к игре.
Длинные узкие сани, употр. Ехать на нартах. II прил. Нартовый путь. Нартенная упряжка.