Народные промыслы России. Дымковская игрушка. P.S. Холуйская лаковая миниатюра. Современный художественный промысел возник в 1932 г. в посёлке Холуй Ивановской области.
Русские народные промыслы
Народные художественные промыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. Украшения весьма многообразны: это и гравированные рисунки, нанесение алмазных граней, резьба, шлифование. Видеоинформация «Народные промыслы России». Предлагаем Вашему вниманию видеинформацию «Народные промыслы России». 2022 год в России объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ. Самые интересные новости об уникальных народных промыслах и ремеслах. Выставки и фестивали. В комплект демонстрационных материалов "Народные промыслы России" входят описания понятных и близких детям промыслов и ремесел: народные игрушки, лаковые миниатюры, росписи по дереву, посуда, платки. Дорогие читатели, представляем вашему вниманию виртуальную выставку «Народные промыслы России», подготовленную библиографом Публичной библиотеки Савельевой Натальей. XIХ Выставка-ярмарка народных художественных промыслов и ремёсел России «Жар-птица.
Новая эстетика народных промыслов
Народные промыслы России. Гжельская роспись элементы поэтапного рисования узоров Keramisk Kunst, Trin For Trin Maleri, Håndarbejdsværelser, Dekoration, Tegning Blomster. Не все старинные народные промыслы в России дотянули до века смартфонов, беспилотных машин и роботов. Зато те, что сохранились, по-прежнему радуют глаз и душу. Тегимультфильмы по народным промыслам, промысел это википедия, как назвать матрешку для конкурса, выставка народных промыслов спб, альбом народные промыслы россии для дошкольников. Тегимультфильмы по народным промыслам, промысел это википедия, как назвать матрешку для конкурса, выставка народных промыслов спб, альбом народные промыслы россии для дошкольников.
Во Владивостоке прошёл первый День народных художественных промыслов (ФОТО)
В 1930-х годах в Федоскине появилась школа кустарного ученичества, где художников обучали росписи изделий из папье-маше. Производство миниатюр продолжается там и сейчас. В селе работает Федоскинская фабрика миниатюрной живописи, множество небольших артелей и частных производств. Табасаранские ковры Среди табасаранских ковров отличаются относительно высокой плотностью от 1444 до 1764 узлов при довольно высоком ворсе 6 мм ковры типа «хив», которые вырабатываются в табасаранских аулах Хивского района Кандик, Ляхля и др. Ниже плотность от 900 до 1600 узлов в коврах типа «табасаран» аулы Хучни, Халаг и др. Почти каждый табасаранский аул славится неповторимыми по красоте и рисунку коврами ручной работы. Искусство ковроделия в Дагестане, как традиционный промысел, уходит своими корнями в глубину столетий. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение, от матери к дочке, оттачиваются и совершенствуются узоры и композиции. Ковроделие в Дагестане является самым распространённым видом кустарного промысла.
Она получила благоприятную почву для своего развития в 20-30-х годах прошлого столетия, когда на базе объединения мастериц-одиночек были созданы более десяти артелей. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии. Они отличаются высокой прочностью, долговечностью средний срок эксплуатации ковров — около 250-300 лет , возможностью изначального выбора цветовой гаммы, плотности, высоты ворса, неповторимостью цветовой гаммы и композиционных решений, многообразием рисунков и размеров. Ковры, как произведения нестареющего и вечно молодого самобытного искусства, сохранили традиции и технологию выработки от далекого прошлого до наших дней. Они находят широкое применение для украшения интерьера жилья и общественных помещений, хорошо гармонируют с любой мебелью, придают помещению обжитой вид. Основу узора дагестанских ковров составляет геометрический орнамент, изображающий символические силуэты животных, птиц и растительности из окружаюшей природы и быта. В настоящее время изготавливаются ковры с изображением всевозможных рисунков, портретов, пейзажей, памятников архитектуры, исторических личностей и возможностью переноса практически любого изображения с фотографии на ковер, изготавливаются безворсовые ковры и ковры с рельефными изображениями. Им присуще контрастное сочетание теплых и холодных тонов, обведённых контурным цветом, что придает узору четкую выразительность и изысканность.
Тульский пряник В 17 веке жизнь в Туле была тяжелой, народ жил в бедности и нужде, поэтому каждый по возможности занимался любым ремеслом и торговлей, среди изделий, которые выставляли на продажу были и пряники. Возможно тяжелые условия и послужили стимулом для развития пряничного дела в Туле. Древний город Тула известен во многих уголках мира. Сказ о мастере Левше, который подковал блоху, вызывает гордость и восхищение мастерством тульских оружейников. Не менее известны и другие атрибуты города — самовар, гармонь и пряник. Туляки гордятся своим восьмым чудом света, как называют они печатный пряник. Первое упоминание о знаменитом лакомстве можно найти в писцовой книге за 1685 год. Конечно, точно сказать, так это или нет, за давностью лет невозможно, но зато можно утверждать, что тульский пряник имеет древнюю и богатую историю.
Письменные источники четко определяют, что на Руси тульский пряник известен более 300 лет. В книге доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В. Ашурова «Город мастеров» можно прочесть сведения о том, что жители «кропали портное, делали крашенины, ножички, занимались всяким иным «рукомеслом», торговали по мелочам орехами и пряниками». А в книге «Старинные производства Тульского края» автор, Полегаева В. У каждого владельца пряничной мануфактуры был свой секрет теста для выпечки и своя традиция украшения кулинарного лакомства. Только хозяин и два-три мастера знали нюансы и тонкости технологии изготовления своего пряника. В целях сохранения тайны кулинары даже использовали для взвешивания отдельных ингредиентов импровизированные гири. Мало того, эти булыжники или железные предметы прятали под замок.
Конечно, в мануфактуре всегда были ученики и подмастерья, но обучение длилось до нескольких лет, мастера неохотно делились знаниями, а рецепт передавался только в пределах семьи. В записной книжке знаменитого тульского кондитера П. Замешивать осторожно, во избежание затяжки. Как на Руси называли тульский пряник? Их как бы отпечатывали на поверхности пряничного теста, поэтому и пряники называли печатными. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону Какие виды узоров есть в хохломской росписи? На данный момент в хохломской росписи существует два крупных направления: верховой рисунок и фоновый рисунок. Отличает их друг от друга принцип нанесения изображения на дерево.
Фоновый тип — это узоры, выполняемые на однотонном фоне — черном либо красном. Сам орнамент при этом непременно имеет золотистый цвет. Существуют два основных вида хохломской росписи: «верховая» красным и черным цветом на золотистом фоне и «под фон» золотистый рисунок на цветном фоне. К «верховой» росписи принято относить традиционную «травку» и орнамент «под листок». Что символизирует хохлома? В хохломской цветовой палитре символически отражена борьба света и тьмы. На стороне света — красный цвет, который в народном понимании означает жизнь, красоту, служит для выражения понятий блага, счастья, плодородия. На стороне тьмы — черный, который означает мрак, болезни, неурожаи.
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости ныне Мытищинский район Московской области — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости ныне Мытищинский район Московской области — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч… существует с 1825 г. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов «собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок. Павловопосадские платки Первые павловопосадские шали были выпущены в начале 1860-х годов.
Расцвет мануфактуры приходится на 1870—1880-е годы. В 1881 году Яков Лабзин получает звание поставщика великой княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. История павловопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Но, в отличие от русской матрешки, павловопосадские платки кроме эстетической ценности обладают также широчайшим практическим применением. Впервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году.
Воспитанники с неподдельным интересом знакомились с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев — дымковской и филимоновской игрушками, хохломскими и городецкими изделиями, гжельской посудой, русскими матрёшками, жостовскими подносами. Такие тематические выставки знакомят детей с традициями и культурой нашего народа, развивают устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, формируют уважение к труду и таланту мастеров, воспитывают чувства причастности детей к наследию прошлого.
Лучшие образцы народных художественных промыслов и ремёсел России представлены на выставке «Жар-птица. Осень-2022» проходит в Москве. На ней мастера народных художественных промыслов, а также ремесленники России, работающих в области народного искусства, выставляют свои лучшие образцы.
С ними не только знакомятся москвичи и гости столицы, но и охотно покупают их. Свои услуги и возможности на стендах выставили представители торговли, гостиничного и туристического бизнеса.
Ребята украшали жостовские подносы цветами, досочки и посуду расписали в стиле городецких мастеров, рисовали орнаментом «Гжель - сине-голубое чудо», а дымковскую игрушку выполнили в технике пластилинография. Своими работами дети украсили выставку «Народные промыслы России».
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов сформировало у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Творческая деятельность детей, осуществляемая в ходе проекта, способствовала развитию эстетического восприятия, творческих способности детей.
Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить
Считается, что промысел зародился в начале XIX века: самый ранний образец датирован 1814 годом. Его привезли из Варнавинского уезда Костромской губернии, и сейчас он хранится в Русском музее. Расцвет глухой резьбы пришелся на 1850—70-е годы, а с 1880-х ее начала вытеснять пропильная резьба со сквозным фоном, которая была проще в исполнении и доступнее по цене. Лекции об истории нижегородских земель и путеводитель по самым интересным местам 2Хохломская роспись Александра Павловна Савинова за работой в цехе фабрики «Хохломская роспись». Ковшик малый. Из комплекта «Ковш-утка» хохломская роспись. Комплект: братина «Птица» с ковшиками хохломская роспись. Впереди на деревне заиграл в рожок пастух… Почти перед каждой избой сидел ложкарь и долбил ложки. Ярко-белые стружки в изобилии лежали кругом, свидетельствуя о том, что работа тут началась раньше солнышка». Анатолий Леман. Впечатления и заметки».
Оно было одним из ранних староверческих центров. Раскольники скрывались в глухих лесах по всему Заволжью и часто меняли места жительства.. Ложкари жили отдельными селениями и уже с десяти лет начинали осваивать ремесло. В работе участвовала вся семья: старики, дети и подростки делали заготовку, мужчины обрабатывали ее с помощью резца, женщины скоблили. На ложках рисовали деревья, цветы, птиц, барынь, башни и колокольни. Делали их, как правило, из березы, реже — из клена, осины и других пород дерева. Обычная, знакомая нам ложка называлась межеумок, а были еще «носатые», чайные, сливочные, горчичные, даже складные — до сорока видов разных форм и окрасок. Тысячи ложек грузили в короба и везли продавать в село Хохлома. Но торговали там, конечно, не только ложками. Хохломская роспись украшала блюда, миски, ковши, горшки — все, что стояло на столе.
В расширенном заседании приняла участие Галина Маланичева - председатель Комиссии по сохранению историко-культурного наследия и архитектурному облику городов Общественной палаты Московской области: «Московская область славится не только усадьбами и музеями, но и уникальными народно-художественными промыслами, получившими мировую известность и признание», - отметила Галина Маланичева. На территории области 18 таких предприятий и сегодня мы посетили одно из них, а именно крупнейшую и старейшую компанию, производящую фарфоровые изделия Объединение Гжель. Мы увидели как работают художники и познакомились с увлекательным технологическим процессом создания изделий.
Хотя добывать глину и заниматься гончарным делом в Гжели начали много веков назад, фарфоровые заводы появились здесь только в 19 веке. Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки. Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей.
Могут добавляться изображения птиц, выписываться сюжетные сценки с ироничными подписями. Главным оставался резной узор [1].
Мезенская роспись родом из Архангельской области составляет собой два цвета: чёрный и красный. Нижнетоемская роспись по дереву в Архангельской области. Отличительной особенностью нижнетоемской прялки являлась ярко раскрашенная токарная ножка, а на обратной стороне лопасти — зеркальце для пряхи [3]. Наряду с пермогорской иногда относится к северодвинской школе росписи [1]. Олонецкая роспись отличается почти полным отсутствием жанровых сюжетов, преобладание растительных мотивов с небольшим добавлением на старейших образцах птиц и льва [4]. Мотивы навеяны узорами «букетных» тканей. Характерны декоративность, крупномасштабность письма и свободная, непринуждённая кистевая манера. Основные цвета синий, реже зелёный [1].
Палехская роспись табакерки художником И. Голиковым , 1924 год Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в советское время в посёлке Палех Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. Оригинальная технология, которая применялась первыми мастерами этого жанра в 20-30-х годах XX века, не прошла испытания временем, и многие произведения тех лет, растиражированные в репродукциях, в значительной степени повреждены. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, из сказок, былин и песен. Пермогорская роспись по дереву северодвинского типа Архангельской области.
Особенностью является сочетание растительных узоров с разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни. Наряду с нижнетоемской иногда относится к северодвинской школе росписи [1]. Пижемская Печорская роспись [5] зародилась в низовьях Печоры и её притоков, проявилась в украшении бытовых предметов.
У вас включен VPN?
Законопроект поддержали в Правительстве. Участникам СВО спишут проценты по кредитам 11:31 3 апреля 2024 Начисленные во время кредитных каникул проценты по кредитам и займам участников СВО будут списываться.
Вопрос ещё и в другом, как отличить расхожие, поточные изделия от настоящих произведений народного искусства? Конечно же, подлинные образцы традиционных народных изделий говорят сами за себя, недаром они прошли через десятилетия и столетия. Но, чтобы лучше разбираться и видеть их, важно научиться обращать внимание на детали, зачастую почти неуловимые элементы, отличающие данный предмет, данный стиль, данное направление от других. Путеводитель по русским ремёслам поможет вам в этом. Меню Меню Путеводителя по русским ремёслам устроено по принципу «матрёшки». Сверху расположены выпадающие рубрики меню, кликнув на которые, вы видите подрубрики, содержащие частные темы, и так до статей. Кроме меню, искать нужные статьи и темы вы можете с помощью поиска в нижней части каждой страницы Путеводителя.
Там же расположены символы социальных сетей, в которых можно поделиться ссылкой на соответствующую страницу. Приятного вам просмотра! Магазин «Русские ремёсла» В ходе работы над Путеводителем по русским ремёслам было и бывает много встреч, общения и разговоров с мастерами. Чем больше слушаешь мастера, тем лучше понимаешь создаваемые им образы, лучше видишь детали, входишь в резонанс с его произведениями, глубже понимаешь традиционную народную Красоту. Красота — страшная сила. Удержаться и не приобрести маленькие шедевры зачастую просто невозможно. Так создалась коллекция народных художественных промыслов, собственно, из которой и появилась идея создать интернет-магазина для того, чтобы этой Красотой любовалось больше людей. Магазин получился необычный, единственный в своём роде.
В основе ассортимента — изделия талантливых мастеров-кустарей. Критериев выбора мастеров и изделий для магазина два — традиция и мастерство. Коллекция магазина постоянно пополняются новыми изделиями и именами. Авторские права For English or other language use Google translator in the footer. Что мы знаем о ремёслах? Если спросить взрослого или ребёнка, русского или иностранца, что они знают о русских ремёслах, то наиболее частым ответом будет: « матрёшка », « хохлома », « гжель »… ну, может, ещё « палехская шкатулка », « жостовский поднос » или « павловопосадский платок »… А знаете ли вы, что матрёшка не «древняя русская кукла», а гжель изначально была не сине-белой, а цветной, а хохлома бывает не только «золотой», но и зелёной, и даже голубой , а задолго до села Жостово подносы расписывали в Нижнем Тагиле, а село Палех прежде всего было известно как крупнейший центр владимирской школы иконописи, мастера которого, оставшись после революции без работы, специально ездили в Федоскино , центр традиционной лаковой миниатюры , чтобы освоить необычное для них ремесло в новых исторических условиях. Новые статьи.
Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки. Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей. Сейчас на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и частные мастерские.
В регионе уделяют особое внимание сохранению традиционных ремесел, поскольку это и локальные достопримечательности, и производство прикладного искусства, и культурные коды, которые имеют обширный потенциал для местной креативной экономики. На текущий момент на территории области работают 27 организаций, занятых в сфере народных художественных промыслов, а также индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством изделий. Кирова» входят в федеральный перечень системообразующих организаций, ещё 10 предприятий включены в областной список жизненноважных, поскольку оказывают существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность. Именно поэтому власти оказывали им особую поддержку в эпоху пандемии. Преимущество нижегородских промыслов заключается в том, что они крайне разнообразны: есть и художественная обработка ткани, и уникальная металлообработка, и художественная обработка дерева. Качественное развитие промыслов объясняется большой площадью территории Нижегородской области и близким соседством с другими регионами. Также через область издревле проходил торговый путь: мощное судоходство по Волге, сплавы по рекам до Городца и известные нижегородские ярмарки внесли свою лепту. В регионе действуют десятки предприятий, где работают мастера, сохраняющие древние традиции. Многие из этих организаций охотно принимают у себя гостей, поддерживая и развивая туристический потенциал мест традиционного бытования промыслов. В прошлом году в Нижнем Новгороде и Семёнове состоялся первый Форум креативных территорий, который, в частности, стал площадкой для обсуждения государственно-частного партнерства в сфере НХП. Нам важно развивать и поддерживать эту отрасль производства, в том числе и за счет крупных мероприятий и фестивалей, которые повышают интерес к региону», — отмечал глава региона Глеб Никитин. Как уже говорилось, Нижегородская область лидирует по количеству сохранённых видов промыслов, а по производству продукции уступает только двум регионам. При этом данные показатели могут считаться достаточно условными, поскольку основой измерения становится рубль. К примеру, в Дагестане, который опережает Нижегородскую область, широкое и многообразное развитие получила обработка серебра — драгоценный металл просто сам по себе стоит дороже. Поводом для гордости является тот факт, что на территории Нижегородской области присутствуют 13 из 15 видов народных художественных промыслов России — в регионе не представлены лишь художественное ручное вязание и ковроткачество. Были даже специальные службы во Внешторгбанке по работе с НХП, для развития отрасли создали институт. Специалисты активно продвигали промыслы за рубежом и искали лучшие материалы, новые дизайны и т. Хохломская роспись порой имела такую долю валютной выручки на своих счетах, что были случаи, когда Центробанк России заимствовал у неё эту валюту. Общий объем региона по производству продукции достигал около 1 млрд рублей в год», — рассказала директор Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области Елена Краюшкина.
Народные промыслы России: художественная роспись
Отели в Москве Тверская вышивка Тверская вышивка — это тончайшие геометрические узоры, вышитые на тонких льняных тканях. Удивительно, но эти затейливые узоры вышивают самыми обычными нитками. Тверские мастерицы вышивали и просто узоры и целые сюжеты с людьми, реальными и мифическими животными. Посмотреть на примеры тверской вышивки можно в Музее тверского быта. Адрес музея: город Тверь, ул. Горького, д. Промыслу уже много сотен лет. Его традиции передаются сквозь поколения. Табасаранские ковры удивляют яркостью красок, тонкой работой и затейливыми узорами. А еще они очень прочные и долговечные.
Посмотреть на старинные образцы табасаранских ковров можно в Дагестанском музее изобразительных искусств имени П. Гамзатовой в Махачкале. Адрес музея: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Горького, 8. Уникален он не только своими узнаваемыми изделиями, но и тем, что сохранил свою актуальность даже сегодня. Оренбургские пуховые платки зачастую можно встретить в гардеробе жителей современных городов России. Платки изготавливают из козьего пуха: его перебирают, вычесывают и прядут из него пряжу. Далее уже из готовой и смотанной в клубки пряжи спицами вяжут платки.
Пух берут только у местных оренбургских коз — он считается самым тонким в мире и позволяет делать тончайшие узоры. Самые тонкие платки проходят через отверстие колец.
Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Нижнем Новгороде» nn.
Книга об Иване Ивановиче Голикове 8 января 1887 27 декабря 1886 — 30 марта 1937 — русском художнике-миниатюристе, заслуженном деятеле искусств РСФСР 1935 год , инициаторе и учредителе Артели древней живописи Палеха 4-5 декабря 1924 года. Иван Голиков родился в Москве в семье потомственного художника-иконописца с трёхвековой художественной преемственностью Ивана Михайловича Голикова. Иван Иванович расписал множество лакированных изделий — от крупных ларцов до миниатюрных бисерниц. Все его работы являют собой образец тончайшего письма, превосходных композиционных решений и необычного подхода к былинным и литературным сюжетам. Тематика произведений: история, фольклор, литература, сельские мотивы, современная, революционная, битвы, тройки, орнаментальные мотивы, которые представлены в этом издании - иллюстрации к произведениям А. Пушкина, "Слову о полку Игореве", а также "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Фотографии цветные и фоновые. Промысел села Федоскино - вид традиционной живописи масляными красками на изделиях из папье-маше: особой массы, которую делают из картона, бумаги и клея Подмосковное Федоскино называют родиной русских лаков. Оно ведет свое начало от возникшей в 1795 году фабрики П. Предприимчивый купец побывал на фабрике Штобвассера в Брауншвейге. Изучил производственные тонкости, выписал немецких мастеров и наладил свое производство. Из «жеваной» бумаги делали и табакерки, и шкатулки, и бисерницы. Сначала на коробочки для красоты наклеивали картинки. Художественную ценность эти вещицы получили лишь с 1814 года, когда шкатулки стали расписывать вручную. Технику художники выбрали самую сложную — живописную миниатюру. И планку поставили высокую: равнялись на эпоху Возрождения. Настоящего расцвета достиг промысел благодаря… купеческой свадьбе. Дочка Коробова вышла замуж за купца Лукутина. От него-то и пошли нововведения: мастеров учить в Строгановке. Покорили шкатулками Европу и получили право ставить на лаковых изделиях клеймо — золотого двуглавого орла. Главное отличие русского лака от европейского — ярко выраженный национальный колорит. Мастера переносили на шкатулки картины русских художников и сценки из деревенской жизни. Но главным символом федоскинской лаковой миниатюры считается русская тройка. Супрун, Людмила Яковлевна. Произведения федоскинцев - украшенные миниатюрами ларцы и коробочки, шкатулки и панно, экраны и записные книжки - уже около двухсот лет радуют всех своими изящными формами, живописностью, красотой тончайшего золотого орнамента. История страны и ее современность, русская природа и русский фольклор, образы героев прошлого и настоящего - вот сюжеты, которым посвящают свое творчество мастера этого традиционного центра народного искусства. С федоскинских шкатулок пошел на Руси новый промысел. Раскрываются система выразительных средств федоскинских портретов, особенности пейзажа и жанра, рассмотрено декоративно-орнаментальное оформление лаковых предметов. Книга иллюстрирована множеством цветных и фоновых фотографий. Рехачев, Михаил Васильевич. Вологодские кружева. Эта книга о вологодском кружевоплетении, истории вологодского кружевоплетения, о художественной ценности вологодских кружев. Но начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. Во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду. Русское кружево, создаваемое руками наших женщин, — одно из ярких проявлений русского художественного гения. Здесь, как и в других видах народного искусства, во всей полноте выразилось художественное дарование нашего народа. Русское плетеное кружево отличается от всех других кружев богатством и разнообразием узоров и, вместе с тем, жизненностью мотивов. Даже самые дорогие кружева с изумительно сложным плетением отличаются изяществом и четкостью узора. Книга иллюстрирована фоновыми фотографиями образцов вологодского кружева. Юшкин ; ред. Книга-альбом «Мордовия: народное искусство» - своеобразная энциклопедия мордовского народного искусства, которое представляет собой яркое, самобытное явление. Среди искусств других народов и народностей, входящих в состав Российской Федерации, художественное творчество Мордвы имеет свои особенности и черты, которые слагают неповторимость художественного характера. Традиции мордовского народного творчества восходят к глубокой древности, в них истоки и корни национальной культуры. И сегодня широко за пределами Республики Мордовия известны изделия мордовских ювелиров, оригинальная резьба по дереву, яркие народные костюмы, мордовская керамика и другие самобытные образцы народных промыслов. Вдоль живописных склонов Северного и Полярного Урала, на бескрайних просторах северной тайги, издавна живет трудолюбивый народ коми. Яркой страницей его национальной культуры является самобытное народное искусство. Художественная резьба по дереву, узорное ткачество, вязание, набойка, обработка меха, кости отражают богатый духовный мир народа коми, его тесную непосредственную связь с окружающей природой. Альбом впервые знакомит читателя с произведениями традиционного коми народного искусства, истоки которого уходят вглубь тысячелетий. Основу альбома составляют коллекции Коми республиканского историко-краеведческого музея, музея археологии и этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук, музея археологии Сыктывкарского государственного университета. Майстровский, Марк Яковлевич. Земля мастеров : Очерки о нар. У художественных промыслов Тверского края интересная многовековая история. Эта книга расскажет о некоторых из них: о великой культуре обработки дерева, которой владели наши предки, о таинствах гончарного ремесла, о загадочных древних символах старинной вышивки, об изысканном искусстве кружевниц, о праздничном разноцветье узорного ткачества, о сложной судьбе уникальнейшего из древних ремесел — золотного шитья. Резьба по дереву и кости Искусство резьбы восходит к быту древних славян, селившихся в древности по берегам Волги, Дона, Днепра, озера Ильмень.
Кустарей никто не опекает, от государства помощи нет, они рассчитывают только на себя. Вызовы времени Труд кустаря — особый труд. Дело не в том, сколько ушло материала на изготовление вещи, хотя исходные материалы стоят сегодня недёшево. Главная ценность изделия — созданный образ. Кустарные изделия — плод творчества, наблюдательности, фантазии, вкуса мастера, его знания традиции и технологии. Именно эти качества позволяют создавать шедевры народного искусства. Что же дальше? А дальше надо продавать изделия, зарабатывать на жизнь. Мастер-кустарь может произвести ограниченное количество предметов, а сегодняшний рынок изделий НХП существенно недооценён. Вот и стоит перед мастером дилемма, продолжать традицию подлинного мастерства или упростить, сымитировать, сэкономить на материалах или современных технологиях. Второе, к сожалению, приводит к упадку ремесла. Пример — раньше в полхов-майданских матрёшках наводку контур и разживки делали пером и тушью, а сегодня — фломастером. Вроде бы и там, и там, контур есть, но разница в том, что фломастер даёт одинаковую толщину и нечёткость линии, а пером можно было передавать больше детали разной толщины и интенсивности, которые и создавали знаменитую полхов-майданскую прорись. Победил всё-таки фломастер — им дешевле, но, главное, быстрее можно наводить рисунок. На фломастере было воспитано целое поколение мастеров, а вот промысел почти исчез. В этом, конечно, не только причина использования фломастера, но и она тоже. Как-то Пелагея Полина Курилкина, одна из двух сегодняшних мастериц традиционной полхов-майданской росписи, рассказала, как заново «открыла» перо, как почувствовала его, и насколько перо сегодня изменило её рисунки и создаваемые образы. Итак, продолжать по старинке или сэкономить — такая дилемма стоит перед сегодняшним мастером. Некоторые идут на компромисс, другие же с упорством продолжают традицию предшественников, каждый решает для себя. На рынке, соответственно, мы видим изделия различного мастерства и качества, цена тоже различная. Подделки и китч Рынок изделий народных художественных промыслов в основном недооценён. Одной из причин этого является большое количество халтурной продукции, которой завалены сувенирные магазины и ларьки, особенно в туристических местах.
Столица народных художественных промыслов
В рамках смотра-конкурса народных художественных промыслов России «Молодые дарования. Возрождение», который прошел в Москве, награду получили два выпускника Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна (филиал) РГХПУ им. С.Г. Строганова. Мастера знаменитых нижегородских промыслов продолжают сохранять народные традиции, культурные богатства и национальную самобытность, за что их благодарит губернатор и все, кому не чуждо стремление к прекрасному. Но народные промыслы и ремесла России стали объектом народного искусства, творческим наследием, богатым и многоликим.