Шэн — Шенг, китайский духовой язычковый музыкальный инструмент, род губной гармоники (См. Губная гармоника) с резонаторными трубками. Шен, шэн — китайский духовой музыкальный инструмент со свободным язычком. Традиционно шэн использовался как инструмент аккомпанемента для сольных суона или дизи выступлений. В старинных шенах, однако, корпус делался из тыквы горлянки, поэтому данный инструмент относится к этой категории. Шэн (笙) — китайский духовой инструмент со свободным язычком, принадлежащий к семейству губных гармошек.
Шэн музыкальный инструмент
один из древнейших музыкальных инструментов Китая. Его история насчитывает более 3000 лет. Шэн — один из древнейших инструментов семейства гармоник, возникший в Бирме, Тибете, Лаосе и Китае. Шэн – считается родоначальником музыкальных инструментов, характерной чертой которых является язычковый способ извлечения звука. Шэн (кит. упр. 笙, пиньинь: shēng), шен, шенг, он же лушэн (芦笙), лушен — китайский язычковый духовой музыкальный инструмент, губной орган. Лайфхаки. Музыка. Новости и СМИ. Обучение. Однако мало кто знает, что прародителем всеми любимого баяна, стал восточный музыкальный инструмент «шэн».
История музыкального инструмента Шэн или шенг, кто его придумал и когда
Фото: peoplerail. К ним относится и знаменитый гуцинь, инструмент интеллектуалов и ученых мужей, на котором умели играть философ Конфуций и поэт Ли Бо. Традиционно струны для циней делали из скрученных нитей шелка разной толщины, но сейчас они стальные. Современный цинь представляет собой деревянный корпус из двух дек, покрытых лаком. Для инструмента характерен густой, свободный, насыщенный звук. Кастаньеты держат вертикально одной рукой. Пайбань делают из разных видов дерева, самые распространенные — это сандал и палисандр, иногда пайбань делают и из бамбука. Звучание у китайских кастаньет звонкое, пощелкивающее и суховатое. Часто на кастаньетах играют одновременно с небольшим барабаном, все делает один исполнитель. В древности мундштук делали из тыквы, а сейчас он деревянный или металлический. На шэне можно одновременно играть несколько нот — за это его называют губным органом.
Ведь у них более ясный тембр качество звука. Каягым создали в VI веке в области Кая. Китайский гучжэн был модифицирован корейским мастером У Рыком. Он написал для него несколько музыкальных произведений. Каягым Один из ранних экземпляров инструмента хранится в сокровищнице Сёсоин, в японской Наре. Он считается исконно корейским инструментом, любимым у местных жителей, и его можно услышать во всевозможных жанрах музыки и танцев. На нём также сольно исполняют мелодии в стиле санджо, который возник в XIX веке из песнопений шаманов, специально переложенных под каягым. У каягыма плоская длинная резонансная дека. В одном её конце есть два отверстия.
Струны настраиваются при помощи передвижных кобылок-подставок, их может быть не только двенадцать. Схожий с ним кахёнгым шире и короче, а его тесситура порядок расположения звуков в зависимости от их высоты — выше.
Она позволяет сделать звук более звонким. На юге используется длинная дидзы, на севере — короткая. В Китае обнаружены 8000-летние инструменты, подобные дидзы, сделанные из кости. Вдревности иероглиф «ди», входящий в название инструмента, означал также «отмывать», «очищать». Поэтому дидзы называют инструментом, очищающим душу. Шен Этот экстравагантный инструмент состоит из трех частей: корпус, трубки и трость с отверстием для губ. Удивительно, но и этот инструмент с довольно замысловатым устройством насчитывает более чем двухтысячелетнюю историю. В старинных шенах, однако, корпус делался из тыквы горлянки, поэтому данный инструмент относится к этой категории. В Китае считают, что аккордеоны и орган произошли от шена. Посмотрите на игру а шене и — на нем возможно извлекать звуки и во время вдоха, и на выдохе. Сона Некоторые говорят, что сона пришла в Китай из Персии. Сейчас этот инструмент широко используют во многих народных ритуалах от свадеб до похорон. Невероятная композиция «Сто птиц встречаются с фениксом» часто играется на свадьбах — в ней можно услышать подражание радостным звукам птиц. Окарина сюнь Относится к категории земля, так как сделана из глины.
Если исполнитель закроет два или несколько отверстий, будут звучать интервалы или аккорды. Техника игры на шэне весьма разнообразна, используются различные виды стаккато, тремоло и др. Шэн гармонично сочетается с самыми разными музыкальными инструментами. Согласно преданию, шэн создала небесная прародительница людей, богиня любви и бракосочетания Нюйва. Это был губной органчик с тоненькими листочками-язычками и трубочками, вставленными в полую половину тыквы-горлянки. Форма шэна воссоздавала очертания мифической птицы Феникс — символа вечного обновления и бессмертия. Из года в год весной, когда цветут персики и сливы, а небо безоблачно, люди выбирали среди полей ровную «лунную» поляну.
Традиционные китайские музыкальные инструменты
Что касается особенностей его устройства, то шэн состоит из трех основных частей: язычка, дудок и корпуса доуцзы. В корпусе 17 трубок разной длины, он снабжен чашеобразным лепдистуком-натрубком. На крышке чаши по окружности расположены отверстия, в которые вставлены тростниковые трубки с медными язычками в основании. У каждой трубки в нижней части имеется одно боковое отверстие, которые закрывают пальцами. Шэн имеет хроматический 12-ступенный звукоряд. Отличается выразительностью, обладает чистым четким звучанием в высоких тонах, изяществом в средних и низких. Происхождение музыкального инструмента описано в древних преданиях.
Китайские тексты повествуют, что его создала Нюйва — небесная прародительница людей.
Нотные отверстия находятся у основания трубок. Меняются ноты за счёт не открытия, а закрытия нотных отверстий, в отличии от обычных духовых инструментов. Дыхания требует много, чтобы научиться на нём играть, вам понадобится не только слух и фантазия, но и терпение, однако после вы будете вознаграждены сполна: можно заверить, что играющий на этом агрегате человек в нашей полосе просто не сможет не привлечь внимания. Так что если вы хотите научиться играть на одном из самых странных инструментов, шен - это ваш выбор!
Баян усовершенствовали по прошествии двух десятилетий. В современном мире баян стал универсальным музыкальным инструментом. Музыкант при игре на нём, может исполнять как народные песни, так и переложенные на него классические музыкальные произведения. Новосильская детская школа искусств.
Как играть Для того чтобы извлечь звук из шэн нужно закрыть пальцами отверстия, которые находятся в низу некоторых трубок ведь не все участвую в самой игре, являясь декоративными и вдувать или выдувать воздух.
Вообще данный инструмент отличается своей музыкальной выразительностью и вариативностью. Звук из него выходит очень чистый и насыщенный. Кроме того, шэн один из немногих китайских инструментов, который может использоваться в ансамбле с другими инструментами, чтобы получалось гармонично и красиво.
Традиционные китайские музыкальные инструменты
Музыкальная программа группы Ум Ясен band и Шэн Файн на арт площадке "Вертолёт" города ХолмскПодробнее. Весьма своеобразным инструментом является шэн, состоящий из круглого корпуса, в который вставлены патрубок для вдувания воздуха и до 20 бамбуковых трубочек. Среди прочих китайских музыкальных инструментов губной орган шэн один из немногих идеально вписывается в совместное исполнение в составе оркестра. У истоков этой музыкальной «родословной» находится шэн — музыкальный инструмент, появившийся более 5000 лет назад в Китае. Весьма своеобразным инструментом является шэн, состоящий из круглого корпуса, в который вставлены патрубок для вдувания воздуха и до 20 бамбуковых трубочек. Все инструменты имели 17 трубок с длинным изогнутым мундштуком и очень похожи на традиционный шэн, используемый сегодня.
История одного музыкального инструмента
Однако мало кто знает, что прародителем всеми любимого баяна, стал восточный музыкальный инструмент «шэн». Шэн (笙) — китайский духовой инструмент со свободным язычком, принадлежащий к семейству губных гармошек. Музыкальные инструменты в Китае Шэн. Традиционно шэн использовался как инструмент аккомпанемента для сольных суона или дизи выступлений. Турецкий музыкант Гёркем Шен создал необычный акустический музыкальный инструмент и теперь борется за то, чтобы его признали классическим.
Шэн (гонофуй, кэн, лушэн)
Звучание природы. Фото: bufangkelly, Flickr Музыка Китая самобытна и уникальна. В стране своя нотная система, свои классификации музыкальных инструментов. Одна из традиционных классификаций делит музыкальные инструменты по материалу изготовления. В ней 8 категорий-звучаний: металл, камень, шелк, бамбук, тыква-горлянка, глина, кожа и дерево. ЭКД расскажет об одном инструменте из каждого материала. На них играли во время религиозных ритуалов, перед военными сражениями и перед выступлениями императора.
В одном наборе может быть сколько угодно бяньчжунов любых размеров: самая большая коллекция состоит из 65 колоколов. Она хранится в музее провинции Хубэй, а ее копию используют во время важнейших государственных мероприятий, например, на церемонии возвращения Гонконга в лоно родины в 1997 году. Бяньчжуны из захоронения династии Хань 202 г. Форма цинов напоминает букву Г.
Спустя 6 лет П. Чулков представил на суд публики и музыкантам свой инструмент, позволявший одним нажатием на клавишу получать уже готовые аккорды.
Постоянно меняясь и усовершенствуясь гармонь постепенно становилась баяном. В 1907 году музыкальный деятель Орланский-Титоренко сделал заказ мастеру П. Стерлигову на изготовление сложного четырехрядного музыкального инструмента. Инструмент назвали «баяном» в честь сказителя из древнерусского фольклора. Баян усовершенствовался по прошествии 2-х десятилетий. Стерлигов создает инструмент с выборной системой, располагавшейся на левой клавиатуре.
В современном мире баян стал универсальным музыкальным инструментом. Музыкант при игре на нем может исполнять как народные песни, так и переложенные на него классические музыкальные произведения.
После многих путешествий он поселился на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. В 1780 году начал разработку принципиально нового музыкального инструмента и уже через три года представил петербургской публике свою «гармонику».
Очень быстро она завоевала большую популярность у представителей высших слоев российского общества. Изобретение Киршника больше напоминает маленькое переносное фортепиано, но принцип звукоизвлечения у него такой же, как и у современной гармошки. Экземпляр, представленный в экспозиции Музея русской гармоники, по сохранившимся чертежам воссоздал сам Альфред Мирек. Саратовские гармоники Спустя несколько десятков лет после представления гармоники Киршника российской знати этот инструмент в усовершенствованном виде перекочевал из дорогих петербургских салонов на базары, улицы и площади, став одним из самых ярких и узнаваемых символов русской народной культуры. Венецианов, «Девушка с гармошкой», 1840 г.
Фото: artchive. В 1830-х тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов привез с Нижегородской ярмарки иностранную гармонь. Помимо яркого звучания, его заинтересовало внутреннее устройство этого музыкального инструмента. Без каких-либо инструкций и чертежей Сизов сам разобрал гармонь и собрал ее точную копию, ничем не уступавшую иностранному оригиналу. Его работой заинтересовался другой тульский промышленник Тимофей Пименович Воронцов, который основал первую в Российской империи гармонную фабрику.
С тех пор в России появилось огромное количество видов гармошек — нигде в мире не существует такого разнообразия. Горьковская, Тульская, Петербургская, Новгородско-Тверская и другие — практически в каждом регионе есть свой вид этого народного инструмента. Причем все русские гармошки отличаются друг от друга не только внешним видом и звучанием, но и инженерным решением. Бывают даже случаи, что виртуоз игры на гармошке из Череповца не может показать все свое мастерство на ее «сестре» из Санкт-Петербурга. Такое разнообразие гармоник появилось в Российской империи благодаря огромным размерам страны и отличиям местного фольклора.
Саратовские гармошки Фото: Александр Огородников, личный архив Одни из самых интересных на российской ветви генеалогического древа гармоник — саратовские гармошки.
Такие инструменты предназначались только для совместной игры двух музыкантов — один человек просто физически не мог исполнить какое-либо произведение. В противоположность им существуют и совсем крохотные инструменты, размером с несколько спичечных коробков. В собрании Музея русской гармоники Альфреда Мирека есть коллекция таких миниатюрных гармошек, которые называются «черепашками». Миниатюрная гармоника в форме тюбетейки Фото: Александр Огородников, личный архив Существуют две версии происхождения этого названия: первая — небольшие корпусы этих музыкальных инструментов напоминали музыкантам панцири черепах; вторая заключается в том, что первые миниатюрные гармошки начали делать в Череповце. На первый взгляд, эти небольшие представители семейства гармоник напоминают детские игрушки. Конечно, о богатстве звучания таких инструментов не может быть и речи, но этого от них не требуется. Гармошка-черепашка — одна из представительниц музыкальной эксцентрики, с ней до сих пор любят выступать артисты, клоуны и скоморохи. Гармонист, одновременно играющий на двух гармошках Фото: Александр Огородников, личный архив Уменьшением размеров дело не ограничивалось — мастера создавали гармошки самых причудливых форм: существуют, например, музыкальные инструменты в виде сапожка и тюбетейки.
Миниатюрная гармоника в форме сапога Фото: Александр Огородников, личный архив На гармошке, которая скрывается в тюбетейке, артисты играли, не снимая этот «убор» с головы. В ее верхней части искусно спрятаны клавиши, на которые нажимал музыкант. Сегодня их расположение можно увидеть только приглядевшись, благодаря небольшим потертостям на ткани. Ножные басы Зрители привыкли видеть гармонь в руках музыканта, но существуют виды этого музыкального инструмента, созданные для игры ногами. Ножные басы Фото: Александр Огородников, личный архив Ножные басы, или «ногофон», как еще называют этот инструмент, были изобретены в Бельгии в 1894 году и пользовались широкой популярностью у европейских гармонистов вплоть до 1945 года. Вскоре после окончания Второй мировой войны их выпуск прекратился. Музыкант, одновременно играющий на гармони и ножных басах Фото: Александр Огородников, личный архив Такая гармоника использовалась для аккомпанирования инструменту, который был у музыканта в руках, и обогащала его звучание. Причем это могла быть как гармонь, так и любой другой музыкальный инструмент. Сегодня бельгийские мастера пытаются возродить «ногофон», выпуская небольшие партии.
В России сохранилось всего три экземпляра ножных басов, и один из них хранится в коллекции Музея русской гармоники Альфреда Мирека.