Также грозный косматый медведь-ком был для славян архаичным олицетворением далёкого предка. "Комами" наши предки, называли Медведей, вот и подкармливали на масленницу просыпающихся от спячки голодных мишек, от сюда происходит известное нам выражение "Коматозное состояние" или "Впасть в Кому", тоесть в спячку. На Руси медведя называли "Кома", почему было выбрано именно это слово? И забылась бы она, как и многие другие, если бы не пословица: «первый блин комАм», то есть медведям (по–древнеславянски комы — медведи, прим. ред.). Выпекая на Масленицу блины, бабушки приговаривали: «Первый блин комам, второй — знакомым, третий — родне, а. Первый блин комам (медведям), его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса.
Почему блин комом?
А сам блин - плоть? Вот эта плоть посвящается Беру хозяину леса! Но не с тем чтобы он его сам съел медведь да ещё и голодный у деревни гость очень даже нежелательный , а с тем, чтобы он как ХОЗЯИН распределил его по своим наиболее нуждающимся подопечным. Кому в семье несли всё добытое? Конечно главному в семье - хозяину, а он уже распределял кому оно нужнее. Вот и тут такая же аналогия. Отдали Хозяину Леса, а тот голодную птичку к блину послал, или мышку, или ещё кого с голода страдающего. Таким образом одно действо вмещает в себя три основных момента 1.
Но умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню. Тертый калач В старину действительно был такой сорт хлеба — «тертый калач».
Тесто для него очень долго мяли, месили, «терли», отчего калач получался необыкновенно пышным. И еще была пословица — «не терт, не мят, не будет калач». То есть человека учат испытания и беды. Выражение и пошло от этой пословицы. Зарубить на носу Если вдуматься, то смысл этого выражения кажется жестоким — согласитесь, не слишком приятно представить себе топор рядом с собственным носом. На самом же деле все не так печально. В этом выражении слово «нос» не имеет ничего общего с органом обоняния. В далеком прошлом неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и палочки, с помощью которых и делались всевозможные заметки или зарубки на память. Ни пуха, ни пера Возникло это выражение в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании и пуха, и пера результаты охоты можно сглазить. Перо в языке охотников означает птица, пух — звери.
В давние времена охотник, отправляющийся на промысел, получал это напутствие, «перевод» которого выглядит примерно так: «Пусть твои стрелы летят мимо цели, пусть расставленные тобой силки и капканы останутся пустыми, так же, как и ловчая яма! И оба были уверены, что злые духи, незримо присутствующие при этом диалоге, удовлетворятся и отстанут, не будут строить козней во время охоты. Бить баклуши Что такое «баклуши», кто и когда их «бьет»?
Цвет и форма блина напоминала солнце, силу которого прославлял народ. А вот комами славяне называли медведей, которым был посвящён праздник. Пробуждение медведя после спячки являлось верным признаком скорой весны. В народном сознании медведь был грозным властелином леса, мудрым и величественным зверем, воплощением силы и могущества. Считалось, что медведи тоже могут зазывать весну, а потому их образам уделялось особое внимание во время Комоедицы.
Комоедицу в Белоруссии можно назвать настоящим Медвежьим праздником. О старинных обрядах во время торжеств писал исследователь П. Шейн, что использовал материалы от 1874 года. Он отмечал, что даже кушанья во время Комоедицы должны были соответствовать медвежьему рациону. Например, на первое люди делали сушеный репник, что символизировал преимущество растительной пищи проснувшегося мишки. К нему подавали овсяный кисель, поскольку медведям нравится овёс, а также гороховые комы. За праздничным столом не забывали о медведях, приговаривая, что все угощения — жертва могучим зверям, чьё пробуждение предвещает весну. Меня немало позабавил один из древних обрядов Комоедицы.
Шейн пишет, что после трапезы ни ребёнок, ни взрослый, ни старик не должны были пойти и уснуть.
В похожей форме это выражение использовали и ранее: например, Пушкин в письме Вяземскому в 1831 году сообщал : «Яковлев издаёт к масленице альманах "Блин". Жаль, если первый блин его будет комом». Как видим, вот уже как минимум 200 лет с медведями фраза никак не связана. Впрочем, якобы «полная» версия поговорки и того моложе — впервые эти слова прозвучали в песне из фильме «Вот моя деревня» 1972 года. Ни с Масленицей, ни с медведями слова этой композиции никак не связаны. Впрочем, Масленица — праздник старинный, и горизонта в два столетия вряд ли хватит, чтобы разубедить сторонников этого лингвистического предположения. Обратимся к аргументу о том, что пробуждающийся из спячки медведь ком дал уже забытое название Масленицы — Комоедица. Об этом празднике сообщал в начале XX века этнограф и фольклорист Павел Шейн. В труде о жизни белорусов он со ссылкой на священника Симеона Нечаева рассказывает о необычной традиции в одном из районов Борисовского уезда: «Праздник этот всегда бывает накануне Благовещения Пресвятой Богородицы и посвящён в честь медведя.
В этот день приготавливаются особые кушанья, именно: на первое блюдо приготавливается сушёный репник в знак того, что медведь питается по преимуществу растительною пищею, травами; на второе блюдо подаётся овсяный кисель, потому что медведь любит овёс; третье блюдо состоит из гороховых комов, отчего и самый день получил название "комоедица". После обеда все — стар и мал — ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как можно стараясь приноровиться к поворачиванию медведя».
Как праздновали Комоедицу на Руси
- 24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица презентация, доклад
- Комоедицы | это... Что такое Комоедицы?
- Первый блин – комам? | Газета Вестник
- Комоедица: в чем суть праздника и зачем угощать медведей блинами
- Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки
- Первый блин – в коме? / Статьи /
Комоедица с 20 марта: как пообщаться с предками и получить поддержку рода в славянский праздник
И он действительно просыпается приблизительно на Масленицу. Бер это не просто медведь как зверь, а это ещё и дух Зверя - Хозяина Леса, отсюда и его связь с Велесом. Бер - хозяин леса, его защитник и распорядитель, как одна из ипостасей Велеса. И дерево спиливали под КОМель, то есть брали часть дерева до Кома. Духи деревьев тоже в это время просыпаются, и вот им-то и идёт первый блин!!! Первые блины несли в лес и клали на пни, то есть на место где живёт Ком. Согласитесь, нести блин к берлоге где вот-вот проснётся голодная Зверюга дело далеко небезопасное : Да и как правило все известные берлоги люди к весне опустошали. Теперь дальше о Бере.
Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. Первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны как волки. Дальше пословица претерпела изменение. В христианской Руси блин комАм стал комОм. Но несмотря на то, что орфография теперь уже совпадала, и ком стал комом, до нашей современной трактовки пословицы все еще далеко.
И сам языческий праздник по времени был приурочен не только восходящему весеннему сол-нцу,а также к пробуждению медведя после зимней спячки. Смотрим этимологический словарь англ-ийского языка. Находим там слово coma кома :"состояние длительного бессознате-льного состояния",1640 гг. Термин «ко-ма» на среднеанглийском языке был false sleep "ложный сон",конец 14 в. Очень познавательно!
Видимо,этот глубокий сон в зимней спячке и был присущ исключи-тельно жителю северных регионов Руси бурому медведю. Оттуда и повелось и обозна-чение,связанного с зимней спячкой сна, как Кома. Медведя иногда называли Бурый. Что,к слову,в германоязычной среде преобразовалось в Bear Бер. Берлога- логово Бера. Истоки такого странного сна у некоторых животных— в определенной биологии их организма,сложившейся за миллионы лет эволюции. К подобному результату чело-века может привести только медикаментозное влияние. Но медицине известно и такое явление,как летаргический сон. Что касается лингвистики,то западные лингвисты, как видим выше,отмахнулись от объяснений "неопределенным происхождением" слова кома. И действительно в языках славянской группы языков такого объяснения нет.
Но ведь слово это когда-то появилось в нашем языке, а затем уже мы так уверенно перевели его в разряд "кома,глыбы". Но есть у этого слова и второе значение. Цити-рую тот же словарь:""туманная,похожая на волосы оболочка,окружающая голову коме-ты»,1765 г. Ранее на английском языке как ботанический термин для обозначения пучка волос 1660-е гг. Очевидно, что донесенные до латинян и греков древние смыслы бессознательного сна,спячки и всклокоченный шерсти на голове пробужда-ющегося медведя не сохранили память о носителе этих смыслов. Потому эти смыслы разделились и затуманились на чуждой почве Средиземноморья. На русской же почве сохранились в образе медведя, который и в спячку, как по команде, зимой впадает, и к тому же, и лохмат и волосат сверх меры. Осталось от этой памяти на Руси и странное имя Кома, этимологию которого ещё надо поискать. Для этого надо учесть, что Русская равнина,как минимум,5 тысяч лет назад была населена носителями языка древнеарийской общности. Там и произошло разделение этой общности на ариев и на предков русов.
Может быть, там и зародилось наше искомое слово? К слову,древно-сть его вполне сопоставима с древностью верований в древнейшего дохристианского бога Руси Велеса. Тому в мифологии присущ был медвежий образ и заметная волоса-тость. Трудно представить, что архаичные волхвы не искали и не нашли растительные снадобья не только для своих мистических мистерий,но и для погружения в сон,под-обный медвежьему. Возможно,и назвали его Кома. Иначе,отчего бы это арии понесли отсюда же,видимо,этот,созданный волхвами, риши,брахманами,известный по Ригведе галлюциногенный ритуальный напиток Кома-Сома? Сома— это в ведийской культуре галлюциногенный ритуальный напиток,персонифицируемый как божество. К слову, у индусов было два понятия для Луны. Так физическая Луна на санскрите значит— Инду. Для духовной,невидимой Луны у ариев было свое имя— Сома,она божественный напи-ток.
Сыном невидимой Луны, Сомы, был мудрый Будха. С лингвистической точки зрения такая замена, смягчение передней согласной k-s равнозначна второй палатализации в славянских,но возможно случилось ещё до образования славянских языков и связ-ано по времени с таким разделением языков по принципу кентум- сатем. Интересно в этом плане,что,например,в авестийском языке сома- haoma. В их языке прошло изве-стное изменение k-h. Что указывает на обособленность движения ариев на юг. Как полагают,оба слова имеют одно происхождение и восходят к общему периоду индоир-анской истории[1]. Напиток употреблялся индоиранцами во время религиозных обрядов для стимуляции видений. Выходит,исходя из названия дохристианского праздника Комоедицы,можно увидеть архаичные истоки не только названий священных напитков индусов и авестийцев,но и место их зарождения. Это там,где первые выпеченные бли-ны,относились к берлоге медведей,которые просыпались от зимней спячки и были очень голодными. До нас же дошла только частью пословицы,которая полностью звуч-ала:«Первый блин комам,блин второй— знакомым,третий блин— дальней родне,а четве-ртый— мне».
Вся масленичная неделя— это дни благословений. Все благословения,кото-рые мы даем сегодня,вернутся к нам,и принесут нам пользу. И мигрантам тем,кто вряд ли пони-мает смысл древнего русского народного праздника, чиновники рады. Организатором народного праздника выступает Дом дружбы народов Челябинской области. Чиновники, в угоду мигрантам,подменяют смыслы,размывая традиции и культуру русского народа. Почему же чиновники так стараются угодить мигрантам? Как сказал мэр Магнитогор-ска Сергей Бердников: мигранты ведут себя лучше, чем русские, и к тому же рожают много детей. У мусульман в марте начался рамадан — это когда нельзя пить и есть в дневное время. Но почему то чиновники и дом дружбы народов Челябинска не объя-вили о том, что рамадан, например,объединяется с масленицей и мусульмане,напле-вав на свои традиции,будут праздновать и есть русские блины. Нет,к мусульманам чиновники не лезут и не стараются размывать мусульманские традиции.
Чин-овники же пошли дальше,превратив это в фарс. Про сырную седмицу в богослужении говорится: «преддверие покаяния,предпразднство воздержания,светлое предчувствие поста, седмица предочистительная». Христианская Масленица каждый год сдвигается и выпадает на неделю перед постом,её дату высчитывают в зависимо-сти от других христианских праздников,а именно пасхи или воскресение ИисусаХрис-та. Он,почему то,воскресает каждый год в разное время. Масленица же у древних сла-вян всегда приходилась на день весеннего равноденствия,это время считалось нача-лом весны. День весеннего равноденствия в 2024 г. Христианскую масленицу,хотя лучше ее называть сырной седмицей,чиновники Челябинска уже прев-ратили в балаган,ну так и флаг им в руки. Она включает обряды,относящиеся и к началу нового цикла,и к стимуляции плодородия,и к культу предков. В дохристи-анскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года. В данном случае к обрядам начала нового цикла относится проводы одряхлевшей Зимы Мораны и встреча весны Юнной Живы.
Сопровождается сожжением,старого и отслу-жившего свой срок,и чучела Мораны как уничтожение всего дряхлого и освобождение места для нового,молодого,лучшего. С борьбой двух Богинь,связана и обрядовая бор-ьба кулачные бои,взятие снежного городка ,направленная на помощь неокрепшей Ве-сне в преодолении зимней силы. С символикой весеннего возрождения,непосредственно связана и функция стимуляции плодородия земли,плодовитости людей и скота. Главной героиней праздника- Масленица,воплощённая в чучеле. Масленица сама по себе божес-твом не является,однако представляет собой архаичный этап развития Уходящего и приходящего умирающего и воскресающего божества. Со стимуляцией плодородия связа-на ещё одна сторона Масленицы— поминальная. Ушедшие Предки,по представлениям Славян,находятся в Навьем мире,но могут приходить и в Явь,а значит,могут влиять на на процветание и благополучие Родичей-потомков. Поэтому крайне важным было не гневить Предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: Тризна кулачные бои,скачки и т. С 18 по 24 Березеня марта на славянской земле проходитМас-леничная седмица неделя ,которая разделяет два главных сезона в славянском наро-дном календаре- зиму и весну.
Это весёлые проводы,озарённые радостным ожиданием близкого тепла,весеннего обновления природы. В старину в эти дни начинались улич-ные гулянья, строились ледяные горки. На проводы Масленицы устраивались кулачные бои, сжигали чучело Масленицы. В древности же масленичные гуляния продолжались не одну, а две седмицы. Некоторые историки справедливо считают, что в древности Масленица была связана с днём весеннего солнцеворота солнцестояния ,но с приня-тием христианства она стала предварять Великий Пост и зависеть от его сроков. Этнографы считают,что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса,покровителя скотоводства и земледелия. В христи-анскую эпоху Велесов день 11 февраля ,приходившийся на 24 февраля по новому христианскому стилю,стал днём святого Власия. В народных присловьях сохранилась память о традициях обрядовых подношений Велесу-Власию:"У Власия и борода в мас-ле". Во время Масленичной седмицы тако же празднуют Комоедицу- Медвежий праздник. По поверьям,о сию пору Медведь Лесной Хозяин,воплощение самого Велеса просыпа-ется в своей берлоге после долгой зимней спячки.
Родноверы-мужчины чествуют его особым медвежьим плясом и велесовой боротьбой борьбой. Комы,которые пекутся ста-ршими в семье женщинами на Комоедицу,суть обрядовые хлебы,сделанные из смеси му-ки овса,гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду,призы-вая на трапезу самого Лесного Хозяина,которого просят не драть и не озорничать на пасеках в течение всего года. Блины, непременные атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ Солнца, которое всё ярче разгоралось,удлиняя дни. Возможно,блины были и частью поминаль-ного обряда, так как Масленице предшествовал "родительский день", когда славяне отдавали дань почтения душам усопших предков. Среди других обычаев и развлечений особо выделялось ряжение на Руси ряженые сопровождали чучело Масленицы ,вождение "козы" или "козла" Восточная Украина , кулачные бои и игры в мяч порой весьма жестокие , петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодёжные вечерки и так далее. Возле ледяных гор развёртывалась бойка торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику веселили скоморохи и любимый народный герой- Петрушка. Вскоре на смену этим представлениям пришли балаганы,в которых выступали акробаты и жонглёры,показывали дрессирован-ных животных, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии, а также популярные в XIX веке "живые картины". Балаганы - лицо гулянья.
По количеству, убранству балаганов, по именам их владельцев судили о значимости и размахе гуляний. На сценах лёгких временных театров выступали профессиональные актёры, любители из числа мелких чиновников, мастеровых, ремесленников,а так же цирковые артисты. Самым любимым и красивым масленичным обрядом у славян было катание на санях. Выезжали все,у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром и медвежьей шкурой,а вслед неуклюже скакали крестьянские лошад-ёнки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники... Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки,выводя птичьи трели и даже не подозревая,что подражание голосам птиц- древнейший языческий обряд зазывания Весны-Красны. Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой "молодые" ездили по улицам "казать себя" и навещали родных и знакомых. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест.
Первые блины несли в лес и клали на пни, то есть на место где живёт Ком.
Согласитесь, нести блин к берлоге где вот-вот проснётся голодная Зверюга дело далеко небезопасное. Теперь дальше о Бере. Он просыпается вместе с Комами, то есть Хозяин Леса вступает в свои права и вот тут нужно некое разъяснение. Чем питаются духи? Конечно силой энергией духом. Когда печётся обрядовый блин, он ассоциируется с Солнышком, и в него хозяйка закладывает свою силу, свой дух.
24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица
Непутевый человек В старину на Руси «путем» называли не только дорогу, но еще и разные должности при дворе князя. Путь сокольничий — ведающий княжеской охотой, путь ловчий — псовой охотой, путь конюший — экипажами и лошадьми. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. А кому это не удавалось, о тех с пренебрежением отзывались: непутевый человек. Шиворот-навыворот Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение.
А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы. Водить за нос Обманывать, обещая и не выполняя обещанного. Это выражение было связано с ярмарочным развлечением.
Цыгане водили медведей за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедолаг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки. Козел отпущения Так называют человека, на которого сваливают чужую вину. История этого выражения такова: у древних евреев существовал обряд отпущения грехов.
Священник возлагал обе руки на голову живого козла, тем — самым как бы перекладывая на него грехи всего народа. После этого козла изгоняли в пустыню. Прошло много-много лет, и обряда уже не существует, а выражение все живет. Точить лясы Лясы балясы — это точеные фигурные столбики перил у крылечка.
А также патриархом Адрианом «бесовский праздник» в 1698 году сокращается до восьми дней. Полностью запретить праздник и стереть из народной памяти ему так и не удалось... Так что представляет из себя празднование Масленицы? Когда в течение нескольких столетий попы все-таки не добились успеха в силовой борьбе с мудрой народной Традицией, которую они изводили самыми жестокими и кровавыми способами , церковные христианские архипастыри применили известный иезуитский прием: «Если не можешь победить врага, объединись с ним и разрушь его изнутри». И вскоре народ забыл свою древнюю Комоедицу, но стал праздновать христианскую "Масленицу". Кроме временного «сдвига», прежнее народное празднование сократили с двух недель до одной. А так же сому суть празднества , была Встреча Весны, а стала банально подготовленние к строгому посту.. Строго говоря, был совершен не «перенос» праздника Комоедицы Комоедицу перенести невозможно, так как она связана с ежегодным астрономическим событием , а учреждение для народа нового церковного праздника взамен прежнего, чтобы уничтожить и стереть былые Традиции из памяти народа.
И это им вполне удалось - иезуитские приемы всегда работают хорошо и эффективно. Существенное смещение к началу года, заменившего Комоедицу насильственно введенного христианского церковного праздника, делает извращенным искусственно придуманное толкование нынешней Масленицы на древний лад - как «проводы зимы и встреча весны» - в это время еще слишком рано встречать весну среди снегов и зимних холодов, особенно в России с ее холодным климатом. Так же участие Природноверов в их празднестве- фестивале «Окруты»- имеет отвратный и не природный … В до Христианской Руси на масленой неделе были ряженые ,но скоморохи, который в итоге во времена двоеверия сменили из за запрета и гонения именно «окрутники» со своим мировосприятием… Так что наши мудрые древние Предки встречали Весну в более разумный срок, чем нынешние обращенные церковной идеологией в рабов Божиих "православные" христианам. Новый христианский церковный праздник стал называться «сырной» или «мясопустной» седмицей неделей. Церковная «сырная седмица» стала предшествовать ихнему Великому посту. В «сырную седмицу» Церковный Устав уже запрещает верующим есть мясо, но разрешает сливочное масло, молочные продукты, яйца и рыбу. От этих разрешенных церковным календарем продуктов праздник вскоре, в том же XVI веке, обрел свое второе, народное название - Масленица. Но даже «перенесенный» церковниками прежний народный славянский праздник Комоедицы сохранил свои некоторые древние обычаи, обратившись в XVI веке в народную Масленицу.
Жеско наказуемый церковью. Окончательно традиции русской народной Масленицы были закреплены в XVIII веке стараниями российского лжецаря Петра I, большого любителя всяких разгульных празднеств.
Дальше пословица претерпела изменение. В христианской Руси блин комАм стал комОм. Но несмотря на то, что орфография теперь уже совпадала, и ком стал комом, до нашей современной трактовки пословицы все еще далеко. Первый блин, который выпекали на Масляной неделе, отдавали за упокой души.
И этот блин должен был вставать комом в горле, когда человек вспоминал своих умерших родителей или других родственников. В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. В наше время никто мишек не задабривает, да и про христианский обычай тоже, думаю, вспоминают нечасто. А поговорка живет своей отдельной жизнью, означая неуспех первого начинания. На Масленицу языческий праздник пеклись блины, как символ молодого солнца. Раньше Масленица праздновалась в период примерно с 22 марта по 28 марта солнечная фаза пробуждения солнца.
Теперь она привязывается к Пасхе 24 марта чествовали Велеса, который являлся в облике зверя, то есть медведя.
Люди верили, что в силу свершившегося обряда, медведи встанут из берлоги не голодными и не злыми, будут есть растительную пищу. Верили что, нарисованное собственноручно изображение медведя помогает сделать свою жизнь стабильной и разбогатеть. В Сибири до сих пор широко отмечают этот день. Выпекают праздничные булки и блины, относят их в лес, чтобы угостить проснувшегося медведя, великого "КОМУ". Но, по-древнеславянски, "КОМЫ" - это и есть медведь. Такой был обычай первые блины отдавать потапычам. Образ медведя и пугал , и завораживал. Он присутствовал многих русских праздниках, на ярмарках. Медведь и сейчас - один из ярких представителей животного мира России, пока он не занесен в Красную книгу.
Просмотров всего: , сегодня:.
Комоедица: в чем суть праздника и зачем угощать медведей блинами
Бросали в него снежки, ветки и прутья. Но будила «медведя» одна из девушек. Когда медведь просыпался, сразу начинал танцевать, имитируя движения настоящего медведя, затем ряженый-медведь отправлялся искать разбудившую его девушку; найдя её, начинал её щекотать, заключать в крепкие объятия. Лесных жителей в этот день подкармливали и задабривали «комами», блинами по-нашему, чтобы был удачным и урожайным год.
Люди верили, что в силу свершившегося обряда, медведи встанут из берлоги не голодными и не злыми, будут есть растительную пищу. Верили что, нарисованное собственноручно изображение медведя помогает сделать свою жизнь стабильной и разбогатеть. В Сибири до сих пор широко отмечают этот день.
Выпекают праздничные булки и блины, относят их в лес, чтобы угостить проснувшегося медведя, лесного хищника, великого «КОМУ». Но, по-древнеславянски, «КОМЫ» — это и есть медведь. Такой был обычай первые блины отдавать Потапычам.
Образ медведя и пугал , и завораживал. Он присутствовал многих русских праздниках, на ярмарках. Медведь и сейчас — один из ярких представителей животного мира России, пока он не занесен в Красную книгу.
Педагогический аспект проекта. Мы знакомим детей с образом медведя, формируя представления о том, что этот образ во многом символизирует характер русского народа, недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведем. Еще — это яркий образ в русском искусстве и геральдике Ярославль, Пермь , символике партия «Единая Россия».
Мы с детьми прослеживаем неоднозначность отношения к образу медведя в сказках «Маша и медведь», «Мужик, медведь и лиса», «Кот и лиса», «Зимовье зверей», в которых медведю присваиваются такие человеческие черты характера, как легкомыслие, наивность, простодушие и ограниченность. С другой стороны, образ медведя предстаёт перед детьми как воплощение силы, мощи, величия, доброты, в символах — Олимпийский Мишка, Умка, мишки в картине художника И. Мы предлагаем родителям в «День пробуждения медведя» отправиться с детьми в цирк на представление или в зоопарк.
В режимных моментах тема медведя проходит: в комплексе утренней гимнастики «Зарядка медвежат»; в беседах «Медведь проснулся», «Кто в берлоге спит зимой»; в занятиях по развитию речи: проговаривание скороговорок, знакомство с пословицами и потешками; чтение рассказов Н. Сладкова «Как медведя переворачивали», «Неслух», «Вот так устроился! Ладонщикова «Без печали, без тревоги…», В.
Берестова «Мишка, мишка, лежебока!
Что делать с первым блином на Масленицу? На Руси существовал обычай: первый блин всегда был за упокой, его, как правило, отдавали нищему для поминания всех усопших или клали на окно.
Блины ели со сметаной, яйцами, икрой и другими вкусными приправами с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Кого древние славяне называли Комами? Отсюда возникла пословица: "Первый блин комам".
Именно так правильно писать, а не "Первый блин комом" ком в смысле шар , ибо на Руси в древности медведей называли комами, к тому же они просыпались к Масленнице и были очень голодными. Как в старину на Руси называли медведя? Только в словаре Даля можно обнаружить 37 наименований: лесник, ломака, костоправ, косолапый, лохматый, Потапыч, Топтыгин, мишук, пчелух и многие другие.
Медведицу зачастую именовали маткой, матухой, мечкой или давали ей человеческие имена: Матрена, Аксинья. Почему первый блин не получается? Бывает такое, что блины не получаются из-за слишком кислого или просроченного кефира, низкосортной муки.
Первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны как волки. Дальше пословица претерпела изменение. В христианской Руси блин комАм стал комОм. Но несмотря на то, что орфография теперь уже совпадала, и ком стал комом, до нашей современной трактовки пословицы все еще далеко. Первый блин, который выпекали на Масляной неделе, отдавали за упокой души. И этот блин должен был вставать комом в горле, когда человек вспоминал своих умерших родителей или других родственников. В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. В наше время никто мишек не задабривает, да и про христианский обычай тоже, думаю, вспоминают нечасто.
А поговорка живет своей отдельной жизнью, означая неуспех первого начинания. На Масленицу языческий праздник пеклись блины, как символ молодого солнца. Раньше Масленица праздновалась в период примерно с 22 марта по 28 марта солнечная фаза пробуждения солнца.
Прозвище «ком» отражало все эти качества. Таким образом, прозвище «ком» для медведей на Руси имело глубокие корни в русской культуре и фольклоре. Оно передавало их силу, мощь, а также часто мифологическую сущность этих зверей. История возникновения названия На Руси медведи были известны как комы по нескольким причинам.
Во-первых, в Древней Руси медведь считался особым животным, обладающим великими силами и мудростью. Его уважали и боялись, считали обитателем дикой природы. Таким образом, медведь был символом силы, свободы и дикости. В древних преданиях и сказках медведь часто упоминается как непокорный и неукротимый зверь. Во-вторых, в Древней Руси медведи действительно назывались комами из-за своего волосатого покрова, напоминающего комы. Это было своеобразным сравнением народной фантазии, которое стало принятым наименованием. Таким образом, название «ком» стало применяться для обозначения медведей на Руси из-за их связи с символикой силы и дикости, а также из-за сходства медвежьей шерсти с комами.
Происхождение слова «ком» На Руси медведей называли «комами» из-за своеобразных черт и поведения этих животных. Почему именно такой термин использовался для обозначения медведей на Руси? Слово «ком» имеет древние корни и связано с природой и мифологией. По преданию, медведь был одним из первых животных, которые покорялись древними людьми, и к нему относились с особым почтением и уважением. Комы — это символ силы, мудрости и долголетия, имеющий особое место в древнерусской культуре. Это связано с тем, что медведь является одним из крупнейших млекопитающих, обладающих высокой выносливостью и внушительной силой. Название «ком» также связано с мифологическими представлениями о медведе как всемирном или космическом дереве, символизирующим преодоление преград и возрождение.
В славянской мифологии медведь воплощал силу земли и был связан с жизненной энергией и плодородием. Таким образом, использование термина «ком» для обозначения медведя на Руси было связано с уважением к этому животному и его символическим значением в культуре и мифологии древних славян. Влияние религии и культовых обрядов Загадки и тайны древнерусской культуры пронизывали все сферы жизни. В числе этих загадок является и причина, по которой на Руси медведей называли комами. Читайте также: Сколько жизней у собаки: миф или реальность? Для древних славян медведь был особым животным, связанным с религией и культовыми обрядами. Он играл важную роль в пантеоне славянских божеств и считался священным зверем.
Медведь был символом силы, мощи и плодородия. Медведь был предметом почитания и поклонения. Его образ использовался в религиозных ритуалах и культовых обрядах, включая свадебные церемонии, погребения и празднования важных событий. Медведь также был связан с культом предков, и поэтому его образ часто упоминался в мифологических и легендарных сказаниях. Медведь был важной частью славянской мифологии и символики. Его сила и непоколебимость отражались в русских народных представлениях и поверьях. Многие говорили, что медведь обладает человеческим разумом, способен говорить на языке людей и даже совершать некоторые действия, характерные только для людей.
Связь с древними праздниками и обрядами Почему на Руси медведей называли комами? Этому вопросу можно найти ответ, обратившись к древним праздникам и обрядам, которые прослеживались на территории Руси. Медведь считался священным животным, и его образ воплощал силу, мощь и плодородие.
24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица
Но народная традиция поклонения Солнцу-младенцу жила ещё больше 1000 лет: последний патриарший запрет на поклонение богу Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Да и после всех запретов её не удалось искоренить: большинство «православных» христиан до сих пор КОЛЯДуют в ночь перед Рождеством, хотя эта традиция явно не имеет христианских корней. В мире Рождество Христово празднуется 25 декабря. Живущие по старому Юлианскому календарю русские «православные» празднуют этот праздник тоже 25 декабря по старому стилю — то есть 7 января по новому стилю РПЦ после революции отказалась переходить на Григорианский календарь и до сих пор, как и в царские времена, живёт по Юлианскому, который подразумевает смещение дат на 14 дней. Комоедица — Весеннее Равноденствие 19-21 марта — начало Весны. В это время славяне прощались с Зимой сжигали чучело Мары-Марены — богини Смерти и Перерождения , чтобы торжественно встретить Весну. В день Весеннего Равноденствия Солнце-младенец Коляда родившееся после Зимнего Солнцестояния , набрав сил за долгую зиму, становится юным Солнцем-Ярилой, побеждающим Зиму и растапливающим снега. День Весеннего Равноденствия Комоедица попадает на христианский Великий пост когда все праздники запрещены аж на 7 недель , русский народ невольно стал праздновать Комоедицу во время Масленицы перед постом. Так встреча Весны была сдвинута церковниками на последнюю неделю перед Великим постом и утратила древний природный смысл. Ведь Масленица начинается не ранее 23 января 8 февраля — когда Зима ещё в самом разгаре. Купало — Летнее Солцестояние 20-22 июня — начало Лета.
В этот день наши предки провожали весну и встречали красное лето. Именно поэтому Купалу почитают как бога теплого времени Лета, полевых цветов и полевых плодов. Многие славяно-арийские рода, занимающиеся полеводством, почитали бога Купалу наравне с богиней Макошью и Тарой, а также Перуном и Велесом. Обрядовая часть христианского праздника Ивана Купалы приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя — 24-го июня. Так как Русская Православная Церковь живёт по старому стилю то есть по Юлианскому календарю , дата рождения Иоанна Крестителя 24 июня по старому стилю у нее приходится на 7 июля по новому стилю. В этот день зрелое Солнце-Купало становится мудрым Солнцем-старцем Световитом. Это окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года. Собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. Так Солнце из "взрослого" состояния от Летнего Солнцестояния до Осеннего Равноденствия переходило в "старческое", которое продолжалось от Осеннего Равноденствия до Зимнего Солнцестояния до Карачуна и нового перерождения Солнца в образе младенца-Коляды. Этот праздник подменён церковниками на Рождество Пресвятой Богородицы, которое празднуется 21 сентября по новому стилю 8 сентября по старому стилю.
Конечно, никакое христианство, ныне расколотое на католичество, протестантизм, лютеранство и др.
И в научной литературе такая версия поговорки не упоминается. А вот привычный нам вариант есть в старых сборниках - в частности, в «Пословицах русского народа» Владимира Даля. Однако, если вы возьмете любой словарь древнегреческого, вы не найдете там такой информации. Напомню, что Рыбаков был археологом, а не лингвистом, поэтому мог ошибиться. И, кстати, он ничего не писал о кормлении медведей блинами и о пословице», - продолжает лингвист. Что касается Комоедицы, то этнографы связывают название с гороховыми комами - традиционным в этот день кушаньем.
Сам праздник Рыбаковым возводился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя [4].
По мнению Л. Клейна , название праздника — это «позднее заимствование из латинизированной польской культуры, поэтому его и нет восточнее, у русских ». Название действительно может быть связано с греческой комедией, но не как древний родственник, а как заимствование в белорусский из греческого через латинское посредство. Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые «шуты гороховые» стали изображать медведя — « скотьего бога » в славянских представлениях [5]. В то же время подтверждающего эту версию польского аналога праздника Л.
Согласно древним преданиям, медведь был символом Русской земли, и его изображение можно найти на гербах разных княжеств. Медведь также часто упоминается в литературных произведениях, народных сказках и песнях. Такое множественное употребление этого животного в культуре Руси привело к появлению устойчивой фразеологической единицы « медведь ком «. Термин «ком» в данном случае имеет несколько значений. Во-первых, это может быть связано с философским представлением о медведе, который считался спящим существом, обитающим в кровати с мхом и покрытом глубокой спячкой.
Таким образом, медведь ком становится символом покоя, безопасности и умиротворения. Во-вторых, слово «ком» может быть связано с одеждой. В древней Руси «ком» — это своеобразное пальто, ношенное на русскую землю или другие восточные народы.
Первый блин – комам: что такое Комоедица и чем она отличается от Масленицы
В Комоедицу отмечается пробуждение медведя (хозяина леса) от зимней спячки и это есть символическое оживление природы, и существовал обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). Что ж, давайте разберём кто такие Комы и почему нигде, ни в сказках, ни в языке, ни в каких других фольклорных и исследовательских источниках нет связи Кома и медведя. Ком, это тоже псевдоним, как и медведь, ведьмедь,косолапый, Потапыч, Мишка, и т.д. Нашлись древние наскальные рисунки и надписи на старославянском, и истинное имя медведя Бер, отсюда берлога, логово Бера. Также грозный косматый медведь-ком был для славян архаичным олицетворением далёкого предка. В древнеславянском языке слово «ком» означало медведь, покровитель рода, которому и посвящали первый блин с целью задабривания. Но, по-древнеславянски, «КОМЫ» — это и есть медведь.
Масленица или Комоедица - древний славянский праздник!?!?
В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя. Слово «комы» трактовалось не только как «медведь», но и как «кроны», то есть, верхушки деревьев. К нему подавали овсяный кисель, поскольку медведям нравится овёс, а также гороховые комы. В древнеславянском языке слово "ком" означало медведь, покровитель рода, которому и посвящали первый блин с целью задабривания.
Комы медведи
Первый блин – комам? | Газета Вестник | это и есть медведь. |
«Первый блин комом». Проверяем самую русскую поговорку про связь блинов и медведей | Пикабу | В древнеславянском языке слово "ком" означало медведь, покровитель рода, которому и посвящали первый блин с целью задабривания. |
Бер, МедВедь или КОМ? Александра Попова | Никому из них не показалось подозрительным или хотя бы странным, что ни в толковых, ни в этимологических словарях нет указания на «древнеславянское» слово «комы» в смысле медведей. |
🗊Презентация 24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица
А вот комами славяне называли медведей, которым был посвящён праздник. Именно комам, то есть медведям, отдавались первые блины на старославянскую Комоедицу, аналог нынешней Масленицы. С весенним пробуждением медведя славянские народы связывали наступление весны. Велеса изображали в виде старца с рогами, которого повсюду сопровождали комы (медведи). Отсюда правило — «первый блин комам», т.е. медведям. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика, снобориха), его относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса — великому Медовому зверю кому.