Крупская была арестована в 1896 году и после семимесячного заключения в 1898 году приговорена к ссылке на три года в Уфимскую губернию. Надежда Крупская и Владимир Ленин: страсть, замешанная на революционной борьбе. 4. До романа с Надеждой Константиновной Крупской Ленин увлекался ее подругой Аполлинарией Якубовой. Напрашивается вывод, что брак Ленина и Крупской – был скорее союз товарищей по борьбе. Многие задаются вопросом, не была ли сибирская свадьба Ленина и Крупской просто политическим ходом?
Н.К.Крупская «О Ленине»
Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой. Во времена, когда в доме жили Ленин и Крупская, на первом этаже оставалась его хозяйка — Прасковья Чоглокова. Знакомство Ленина и Крупской произошло в феврале 1894 года в Петербурге на встрече революционных активистов, проводимой под видом празднования масленицы. И снова верная себе Крупская рассказывала о первом инсульте Ленина с удивительной искренностью и простотой. Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. Считается, что Владимира Ульянова и Надежду Крупскую связывал товарищеский брак. Даже после смерти Крупскую, которая некогда противостояла Сталину и заступалась за репрессированных соратников Ленина, не оставили в покое.
Крупская, Надежда Константиновна
Смотрите видео на тему «Ленин И Крупская Прикол Приколы Все» в TikTok. Ленин и Крупская были знакомы с 1893 года, но поначалу виделись лишь на общих тайных собраниях революционеров, и видели в друг друге исключительно единомышленников. 34. Свидетелями на венчании Ленина и Крупской стали крестьяне поселка Шушенское, где пара отбывала ссылку. Революционерка и соратница вождя революции Надежда Крупская просила не ставить памятники основателю СССР Владимиру Ленину, рассказал «Мосленте» журналист и историк Валерий Бурт. 26 февраля 1869 года родилась Надежда Крупская, верная спутница жизни вождя мирового пролетариата Владимира Ленина.
Фото Ленина и Крупской в цвете показали их реальные лица
Незадолго до очередной, 152-й годовщины со дня рождения Владимира Ленина в Сети появилось цветное изображения лидера мирового пролетариата вместе с супругой Надеждой Крупской. Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская. Считается, что Владимира Ульянова и Надежду Крупскую связывал товарищеский брак. Крупская и Ленин не только работали вместе, делали революцию, у них были свои взаимоотношения. Осенью 1917 года в Разливе А.Н. Емельянов (сын рабочего Н.А. Емельянова, укрывавшего Ленина и Крупскую от полиции во время их пребывания в г. Сестрорецке) стал невольным свидетелем разговора его матери Надежды Кондратьевны с Н.К. Крупской. После революции Ленин был вынужден определиться с личной жизнью, и он выбрал Крупскую.
Что стало с пассажирами «ленинского» опломбированного вагона?
Автор книги о Ленине "Пантократор солнечных пылинок" Лев Данилкин подсчитал, что в 1904 году Крупская и Ленин вместе прошли по горам Швейцарии 400 километров за 2 месяца. Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой. С Лениным Крупская познакомилась в 1894 году на заседании марксистского кружка, замаскированного под масленичное застолье.
Надежда. Искры будущего
То есть ей дали умереть как бы своей смертью. Думаю, что дело было именно так: неоказание помощи. И, кстати, это вернется как бумеранг к Сталину — ему тоже не окажут необходимую помощь. Среди старых большевиков ходили слухи, что она собиралась выступить на съезде с критикой репрессий. Но хотя она и голосовала за репрессии, и поддерживала, а иногда она не выдерживала. Был случай, когда она пошла к Сталину, ее пропустили без очереди в приемной, и защищала Зиновьева и Каменева.
Она знала, что это никакие не враги народа, это соратники ее мужа. Сталин не послушал… Она как пробка вылетела из его кабинета на глазах у всех… Протоиерей Александр Ильяшенко: Но, простите, пожалуйста, Владимир Михайлович, я вас прерву — для Ленина они не были врагами народа, но для народа кем они были? Профессор Владимир Лавров: Если говорить о настоящем враге рода человеческого и о тех, кто служил этому врагу рода человеческого, то, конечно, это бесы, это те, кого Федор Михайлович Достоевский очень точно определил в известном романе. Конечно, этими бесами были и Зиновьев, и Каменев, но надо сказать, что и Владимир Ильич, и Сталин — тоже. Причем именно они возглавляли всё это бесовство.
Ленин и Н. Крупская с племянником Ленина Виктором и дочерью рабочего Верой в Горках. Август-сентябрь 1922 года Полупочести, полуопала Но что касается Надежды Константиновны… Как и супруга Сталина, пока убивали белогвардейцев, капиталистов, священников, Крупская считала, что так все и полагается. Однако, когда стали убивать ее знакомых, которых она знала годами и десятилетиями, а она прекрасно понимала, что это не какие-то английские шпионы, вот тут она и поняла, что в стране творится кошмар. Она не была столь волевым человеком, чтобы бросить вызов, но иногда она пыталась заступиться.
И можно представить, в каком кошмаре она сама жила. Ведь она не была глупенькой и отдавала отчет в том, что происходит. И понимала, к чему это может еще привести. И, конечно, я не думаю, что она собиралась выступить на съезде, но все равно Сталин убирал таких людей, которые хоть на что-то были способны, которые хоть что-то человеческое сохранили и смели понимать. Он даже угрожал ей.
Интересная такая угроза или шутка прозвучала, когда что-то Крупская попыталась по-своему сказать, он ответил, что «а мы назначим вдовой Ленина другую». Протоиерей Александр Ильяшенко: Это как-то зафиксировано? Потрясающе… Профессор Владимир Лавров: Это зафиксировано. То ли шутка, а с другой стороны, Сталин слова на ветер не бросал. Он взял бы и назначил другую или развел бы… Протоиерей Александр Ильяшенко: Посмертно.
Профессор Владимир Лавров: Понимаете, ей же все передавали. Вот так жить… Причем, вроде бы ей оказывали какие-то почести — в президиум сажали, разрешали перед пионерами выступать, делиться воспоминаниями. А с другой стороны, ее отстраняли, отстраняли и отстраняли от работы, позволили, в конце концов, только библиотечным делом заниматься, то есть третьестепенным все-таки. И она чувствовала, что она в эдакой полуопале. И те, кто рядом, тоже чувствовали.
Но она и сама сыграла, хотя и далеко не главную роль, но все-таки это была идея Надежды Константиновны, что школа должна не обучать, а воспитывать коммунистов, потрясающая идея. Это ее предложение закрыть исторические факультеты, филологические факультеты, философские факультеты… Протоиерей Александр Ильяшенко: То есть гуманитарное образование просто было пресечено, в том числе, по ее идее. Был погром гуманитарного образования в России. То есть Крупская еще с одобрения Ленина в силу своих коммунистических взглядов просто творила зло, творила то, что совершенно не соответствовало интересам российского народа. При этом Надежда Константиновна была все-таки лично несчастна.
Она же очень переживала, особенно когда ей хотелось внуков понянчить, а она ведь даже детей не нянчила. И здесь возникает вопрос: почему? Какие есть документы об этом? Есть два письма. Мама Ленина, Мария Александровна, написала ей, когда еще она была в ссылке: «Когда птенчики будут?
Протоиерей Александр Ильяшенко: А почему, не объясняется? Профессор Владимир Лавров: Нет, не написано, почему.
Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и так далее — всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим, — говорилось в письме Крупской. Однако просьбы сортаницы Ленина в партии учитывать не стали. В СССР активно устанавливали в честь вождя революции памятники и посвящали фильмы, песни и даже оперы.
Au revoir. Ваш Ленин". И они вернулись в Россию в одном купе — Крупская, Ленин, Арманд. На самом деле эта характеристика как нельзя лучше подходит самому Троцкому К этому моменту их точно совершенно не интересовала "личная жизнь". Намного больше волновала теория, и еще больше — практика марксизма. В Россию, как пишет исследователь жизни Ленина Лев Данилкин, вернулся "гениальный философ, да еще и с опытом административной работы". Одержимый идеей справедливости. Его цель — бесклассовое общество. Его цель — отмирание государства. После невероятной встречи в Петрограде, после того как Ленин промчался на броневике по городу с восторженной толпой, после выступления с балкона особняка Кшесинской. Какие женщины, какая "любовь"? Да и до этого тоже. Любовью и страстью Ленина была революция. И, конечно, ничто не может быть более далеким от истины, чем предположение, что Крупская что-то "потребовала". Это были люди не просто высоких отношений, высокого уважения друг к другу, но и высочайшего самоуважения. Надежда Константиновна максимум что могла бы сделать — уйти. Но это было не нужно. Они относились друг к другу с Лениным искренно и честно. Крупская Как писала подруга Крупской, у Надежды Константиновны "не было ни тщеславия, ни самолюбия. В ее жизни не нашлось места для любовной игры". Сохранилось письмо Надежды Константиновны из ссылки в Шушенском к одной из сестер Ленина, Марии Ульяновой, где она просит передать другой сестре, Ане, чтобы Аня не укоряла ее за "цензуру" писем от Владимира Ильича. Она возмущается, что я даю свои письма "на редакцию" Володе, но я в большинстве случаев описываю нашу шушенскую жизнь в шутливом тоне, и в них немало достается и Володе, ну, а таких писем я не стала бы писать, не дав их ему предварительно прочитать". Доверие, искренность, нравственная чистота — это было основой их отношений. Рыба, минога, селедка Именно такие прозвища и партийные псевдонимы были у Надежды Константиновны. Ходили слухи, что из-за внешнего сходства. У Крупской была базедова болезнь, при которой происходит "пученье глаз". Тогда эту болезнь лечить не умели. Сейчас, конечно, Крупскую легко избавили бы от этих симптомов. Было и другое мнение: якобы из-за внешне холодного поведения ей давали такие прозвища. Еще может быть, что ее мама носила до замужества фамилию Фишман. Все эти версии возможны. Но забавно то, что Крупская и родилась под знаком Рыб. Удивительно, но часто астрология прочитывается вот так буквально. Многие отмечали странную застенчивость Надежды Константиновны. У нее бывали "приступы", когда она могла молчать по 4—5 часов, в то время как вокруг шла оживленная беседа. Это типичный признак рожденных под знаком Рыб. Связано это не столько с застенчивостью, сколько с постоянным "уходом в себя". Жизнь внутри важнее, чем внешняя. Рыбам, кроме того, часто не хватает энергии, нет сил на "обыденное". Слишком яркая жизнь внутри, забирает много сил.
Такие потери в нашем деле были только в годы Великой Отечественной войны. Я недавно по этому поводу написал статью, в которой задал вопрос: кто у нас и с кем сейчас воюет? Библиотекарь в советские годы был просветителем. И этот постулат в вузовские программы заложила именно Крупская, которая была основателем институтов культуры в двух наших столицах. Сейчас библиотекарей для этой просветительской роли там не готовят. И это большая проблема. Государство никак не может понять, что оно хочет от библиотек. Ныне идёт их перепрофилирование в культурно-досуговые центры. В связи с этим я всем говорю, что вы можете поскакать здесь хоть зайчиком, но главное в работе любой библиотеки — это обращение людей к её информационным ресурсам. Сейчас идёт полная дискредитация библиотечного дела. В Архангельской области был случай, когда стали изымать из фондов даже произведения Толстого, Лермонтова, Пушкина… И такие вопиющие случаи из-за того, что во главе многих управлений культуры находятся неграмотные, непрофессиональные люди. А нынешний министр культуры? Я понимаю, что он не обязан во всём разбираться одинаково хорошо. Но почему в его многочисленном окружении нет ни одного специалиста библиотечного дела? Не понимаю, как можно строить культурную политику без профессиональных людей? Библиотека — это не место для развлечения. Увы, сегодня книга теряет свою былую сакральность, и саму библиотеку всё реже сравнивают с храмом. И ещё. В 1929 году вышла брошюра Крупской «Что писал и говорил Ленин о библиотеках». Увы, сегодня в учебных программах вузов культуры этой брошюры нет. Задавая этот вопрос, прежде всего хочется продолжить разговор о проблеме кадров. Ныне стали забывать, что Ленинградский институт культуры, как и многие библиотеки страны, носил имя Крупской. И сегодня, когда в библиотечном деле кризис, мы по-настоящему можем осмыслить, что сделала Надежда Константиновна Крупская — ведь большое видится на расстоянье. А это 350 тысяч только массовых библиотек, появившихся в некогда лапотной, безграмотной России всего за 20 лет. Я помню, как к нам в Ленинку, где я работала в советское время, приезжали коллеги из Западной Европы. Они были поражены созданной в нашей стране грандиозной сетью детских и юношеских библиотек. Такой не было нигде в мире! И то, что сейчас ломается эта система дифференцированного обслуживания, — трагедия не только для нас, профессионалов, но и для отечественного просвещения, для страны в целом. В то время в СССР при активном участии Надежды Константиновны Крупской и её соратников также были созданы уникальные институты, из которых вышли будущие академики, цвет советской науки. Коллеги, нам нужно чаще встречаться, чтобы обсуждать все наши проблемы. Это очень важно для нового поколения. Совсем недавно состоялась встреча молодых библиотекарей. И вот что я заметила. Оказывается, сегодня в библиотечное дело Москвы и Подмосковья пришло довольно много парней. И это очень хорошо. Но после их рассказов было ощущение, что при всём их желании проявить себя в нашем деле они вынуждены сегодня «изобретать велосипед». Потому что были утрачены связь времён, преемственность поколений профессионалов. Так что сегодня вместе с большой историей страны нужно возрождать и малую историю наших библиотек. Фёдорова: — Публичная библиотека обеспечивает человеку, нуждающемуся в актуальном знании, путь к этому знанию, предоставляет бесплатный доступ к книжным новинкам, художественным, научным, научно-популярным изданиям. Для этого, безусловно, необходимо широкое комплектование фондов. С комплектованием, особенно в регионах, ситуация зачастую катастрофическая. Всеобщая цифровизация — удобная отговорка для чиновников голословно утверждать демонстрируя вопиющую некомпетентность , что всё, мол, давно есть в интернете и бумажная книга устарела. Но плохое комплектование — это ещё полбеды. Другая беда — списания книг прошлых лет, зачастую проходящие без профессиональной экспертизы, что приводит к тому, что из библиотек исчезают добротные издания 1960— 1980-х годов, в том числе собрания сочинений, книги серий «Всемирная литература», «Жизнь замечательных людей», «Литературные памятники», научные и научно-популярные издания, энциклопедии. К сожалению, далеко не всегда книги списываются по причине «потрёпанности». Зачастую действует так называемый закон пятилетней неспрашиваемости. Между тем, списывая из библиотеки хорошие издания, которые в последние годы не берут читатели, стоит задуматься: а почему это происходит? И должны ли мы идти на поводу у малокультурного, малообразованного читателя, у современных тарзанов и эллочек-людоедок, убирая из фондов наших библиотек серьёзную литературу мол, ими она невостребована и им неинтересна , или наша задача — формировать культуру чтения, повышать образовательный уровень «человека читающего», чтобы он был не только читателем постов в интернете, популярных пабликов и лёгких книжонок, а понёс — и не с базара, а из библиотеки — Пушкина, Гоголя, Толстого, Шолохова, Маяковского, Платонова, Распутина и др. Не следует забывать и о том, что библиотека, как и её собратья музей и архив, является институтом памяти и наследия, обеспечивающим историческую и культурную преемственность, способствующим диалогу поколений. Когда родители, бабушки, дедушки имеют возможность познакомить своих детей и внуков с теми любимыми книгами, которые они читали в детстве, это создаёт необходимую почву для взаимопонимания и общения. К сожалению, из-за того, что в последнее время библиотеки, особенно в столице России, активно избавлялись от «старых» изданий, зачастую складывается ситуация, когда родители, приходя в библиотеку за книгой, которую когда-то в детстве читали сами, с удивлением узнают о том, что книги больше нет: она списана. Школьники и студенты, готовясь к занятиям, выполняя проектные работы и рефераты, не могут обратиться к научно-популярным и научным изданиям прошлых лет, а ведь многие из них не только выдержали проверку временем, но и стали классикой литературы non-fiction. Избавляясь от изданий советского времени, мы не только обедняем фонды библиотек, но и вместо преемственности формируем исторический, образовательный, культурный разрыв. Недалеко от библиотеки имени Тургенева, на Сретенском бульваре, стоит памятник Крупской, к которому мы сегодня положили цветы. Рядом и Чистопрудный бульвар, здание Наркомпроса, в котором Надежда Константиновна самоотверженно трудилась чуть ли не до последнего дня своей жизни. И, конечно, совсем недалеко ещё одно здание, где она бывала не раз. Это знаменитый Дворец пионеров имени Н. Крупской в переулке Стопани. Вчера я побывал там и, скажу прямо, разочаровался. Переулок теперь называется иначе: Огородная Слобода. Дворец пионеров превратился в Дом творчества детей и молодёжи «На Стопани», что уже нелепо, поскольку имя этого революционера-«искровца» из названия переулка исчезло. Как, впрочем, исчезло и имя Крупской с вывески этого детского учреждения, в создании которого она сыграла далеко не последнюю роль. Всё «завертелось» в начале 1938-го, а уже к декабрю того же года она была открыта. Инициатор создания нашей библиотеки Иван Григорьевич Семёнычев был хорошо знаком с Надеждой Константиновной. В связи с тем, что Объединённую библиотеку институтов красной профессуры, директором которой он был, ликвидировали, у него родилась идея создать крупную историческую библиотеку путём слияния фондов библиотеки красной профессуры с библиотекой Исторического музея. С этой мыслью он и пришёл к Надежде Константиновне. Она сказала, что мысль замечательная, однако со зданием, по всей видимости, будет трудно.
Ленин и крестьяне в Сибири — как всё было на самом деле — фоторепортаж
Книга 2. Большевики в борьбе за власть 1917—1918", Владимир Ленин как личность окончательно сложился в возрасте 23 лет, к моменту своего переезда в Петербург в 1893 году: "…этот непривлекательный человек излучал такую внутреннюю силу, что люди быстро забывали о первом впечатлении. Поразительный эффект, который производило соединение в нем силы воли, неумолимой дисциплины, энергии, аскетизма и непоколебимой веры в дело, можно описать только затасканным словом "харизма". РЕН ТВ , этот "невзрачный и грубоватый" человек, лишенный обаяния, оказывал гипнотическое воздействие: "Плеханова — почитали, Мартова — любили, но только за Лениным беспрекословно шли, как за единственным бесспорным вождем. Ибо только Ленин представлял собою, в особенности в России, редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фанатическую веру в движение, дело, с неменьшей верой в себя". Спустя два года, в мае 1895-го, Владимир Ульянов впервые отправился за границу, где в Швейцарии встретился с членами группы "Освобождение труда" и познакомился с лидером российских марксистов Георгием Плехановым.
И хотя деятельность "Союза…" вскоре была пресечена, именно с этого момента начался путь к революции 1917 года. Сибирская ссылка и брак с Надеждой Крупской До ссылки с село Шушенское, которая началась в мае 1897 года, Ленин провел в тюрьме 14 месяцев — следствие по его участию в организации "Союза борьбы за освобождение рабочего класса" шло долго. На три года в Сибирь вместе с ним поехала Надежда Крупская, тоже ссыльная. Чтобы это стало возможным, им пришлось обвенчаться. Надежда Константиновна родилась в 1869 году в Петербурге в бедной дворянской семье военного и гувернантки.
В 1887 году с золотой медалью закончила частную женскую гимназию имени княгини Оболенской в Петербурге, затем год училась на Бестужевских курсах. В 1890 году Крупская вступила в студенческий марксистский кружок — его участники обсуждали, как им бороться против царского режима. Надежда в то время преподавала в школе для рабочих и, пользуясь этим, продвигала среди них социалистические идеи. Через год она уже носила ему передачи в тюрьму, а вскоре и сама оказалась под следствием. Крупскую сослали в Уфу, куда она едет со своей матерью Елизаветой Васильевной, но Ленин зовет ее к себе в Шушенское, и Крупская получает разрешение переехать.
Некоторые историки полагают, что это стало возможным, потому что она назвалась его невестой. И русское очень. Коса ниже пояса: бывало, ахали в Шушенском. Так или иначе, по приезде в Шушенское, надзорные органы не позволили молодым людям просто жить вместе, и те, будучи атеистами, в июле 1898 года обвенчались в местной церкви. Поручителями и шаферами Ленин пригласил знакомых шушенских крестьян, а один из ссыльных изготовил жениху и невесте обручальные кольца из медного пятака.
На сносную жизнь этого вполне хватало. Крупская писала о времени, проведенном в сибирской ссылке: "Дешевизна в этом Шушенском была поразительная. Например, Владимир Ильич за свое "жалованье" — восьмирублевое пособие — имел чистую комнату, кормежку, стирку и чинку белья, и то считалось, что дорого платит". В ссылке Ленин увлекся охотой, но вместе с тем много читал и еще больше писал — из-под его пера вышло более 30 работ, в том числе книга "Развитие капитализма в России". В ней он утверждал, что капиталистический прогресс только способствует классовой борьбе пролетариата и буржуазии.
Первая эмиграция и издание газеты "Искра" В ссылке Ленин и Крупская пробыли до 1900 года, а после отправились в эмиграцию — жили в Швейцарии, Великобритании и Германии. Кстати, псевдоним Ленин Владимир Ильич начал использовать только в 1901 году — так он подписал одну из своих статей для своей же подпольной газеты "Искра". Эту политическую рабочую общероссийскую газету было решено выпускать, чтобы наладить связь между социал-демократическими кружками России. Поскольку в самой России сделать это было невозможно, то в 1901 году "Искра" начала печататься в Германии. Спустя год все перебрались в Лондон, где Ленин и Крупская жили под фамилией Рихтер, а в 1903-м — в Женеву.
Наболевшие вопросы нашего движения" Ленин выступил с концепцией партии, которую он видел централизованной боевой организацией партия нового типа : "Дайте нам организацию революционеров, и мы перевернем Россию! Именно на этом съезде партия раскололась на большевиков и меньшевиков. Первые поддержали Ленина, вторые под руководством Мартова выступили против его программы и в целом призывали к мягким способам борьбы с самодержавием. Деятельность после революции 1905 года и вторая эмиграция Революция 1905 года застала Ленина в Швейцарии. Он подчеркивал, что главная ее цель — покончить с самодержавием и остатками крепостничества в России.
В начале ноября 1905 года он нелегально, под чужой фамилией, вернулся в Россию и обосновался в Санкт-Петербурге, где возглавил редакцию газеты "Новая жизнь". В это время он был главой Петербургского комитета большевиков и призывал к вооруженному противостоянию с правительством. Также он написал книгу "Две тактики социал-демократии в демократической революции", в которой указывал на необходимость гегемонии пролетариата и вооруженного восстания. В этом же месяце провалилось декабрьское вооруженное восстание.
Имя Вадим в церкви считается сокращением от имени Владимир.
Надо сказать, что Илья Николаевич, отец Владимира Ильича, хоть и был человеком образованным он преподавал естественные науки в гимназии и симпатизировавшим идеям революционных демократов он любил Некрасова, Добролюбова, Чернышевского и привил эту любовь детям , при этом всю жизнь отличался искренней набожностью. Семья посещала по воскресеньям и по праздникам церковные службы в Богоявленской церкви, которая находилась поблизости от их дома. На Ильин день день ангела Ильи Николаевича приглашали священника на дом. Можно не сомневаться, что в детстве Владимира Ильича в их доме его именины праздновали так же, как и везде в России того времени: утром — церковная служба, вечером — праздничный стол, подарки, детские игры. Но праздновали, вероятно, скромно, потому что родные Ленина, и прежде всего его старшая сестра Анна Ильинична, вспоминали, что любимым праздником в доме Ульяновых было Рождество это от мамы, получившей немецкое воспитание, ведь традиция ставить елку пришла из Германии.
Известно, что, даже будучи председателем Совнаркома, Ленин устраивал рождественские елки для детей рабочих и крестьян и сам участвовал в этих праздниках. Вместе с тем Ульянова-Елизарова все же вспоминает, что в дни ангела в семье принято было дарить подарки, и особенно ценились подарки, сделанные своими руками. Некоторые из них сохранились до наших дней и экспонируются в ульяновском Доме-музее Ленина. В 16 лет Владимир Ильич разорвал с религией подобно старшим брату и сестре. Принято считать, что это было связано с лицемерием со стороны одного знакомого семьи — симбирского священника.
Илья Николаевич был еще жив он умер рано, в тот самый год 16-летия Владимира Ильича, и с его уходом религиозные традиции семьи окончательно истаяли. Очевидно, что, став атеистом, Ленин от церковного празднования своих именин отказался. Но он никогда не забывал поздравлять с именинами своих родных, и прежде всего маму — Марию Александровну. Так, в 1910 году из Парижа Ленин писал: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с днем ангела и с именинницей — и Маняшу тоже» Маняшей Владимир Ильич называл свою младшую сестру — Марию Ильиничну. В этом проявилась еще одна черта характера Ленина — его тактичность и заботливость.
Крупская в своих воспоминаниях, насколько я знаю, нигде не описывала, как они с товарищами собирались, чтобы торжественно, за столом отметить день рождения Владимира Ильича. Зато она пишет, что Владимир Ильич, будучи человеком открытым и демократичным в общении со всеми, не любил шумных сборищ, долгих разговоров о пустяках, посиделок за чаем. В эмиграции русские революционеры часто ходили друг к другу в гости и даже образовывали коммуны. Владимир Ильич всегда отказывался от жизни в коммуне, ссылаясь на необходимость работать. Они с Надеждой Константиновной и ее мамой которая жила с ними и в ссылке, и в эмигрантские годы стремились обустраиваться «по-семейному», снимали пусть маленькие, но отдельные квартиры.
Надежда Константиновна описывает как в «искровский период» к ним зачастил Ю. Мартов, который был очень разговорчив, любил посудачить о новостях и сидел в гостях по 4—5 часов. Владимир Ильич буквально физически уставал от этих разговоров, у него потом болела голова, и однажды он прямо попросил Юлия Осиповича не посещать его без дела. Зная эти особенности характера Владимира Ильича, трудно представить его празднующего день своего рождения за столом с чаем и пирогами, в кругу многочисленных друзей. И как интеллигент по воспитанию, и как марксист по убеждениям Ленин никогда не придавал такого большого значения своей личности, чтобы собирать компанию по случаю своего рождения.
Это не значит, что Ленину были чужды простые человеческие радости и что он совсем не любил праздников. Одним из любимейших праздников Владимира Ильича был День международной солидарности трудящихся — Первое мая. В царской России — не только в ссылке, но и на воле — не было возможности праздновать его открыто, и революционеры выезжали за город и под видом пикника чтоб не привлекать внимание полиции!
Ответ дала Надежда Константиновна: «Ликвидация безграмотности предполагает, что выучившиеся грамоте люди будут что-то читать. Ждать, что бывшие ещё недавно неграмотными бедняцкие слои деревни будут покупать книги, — утопия. Материал для чтения должны поставлять библиотеки». И тут Крупская показала, на что она способна. А это организация того, что сейчас называют волонтёрским движением, а тогда именовали «бибкорами» — библиотечными корреспондентами, которые передают, как движется дело на местах. И давление на издателей — книга для народа должна быть массовой.
Итог впечатляющий. В марте 1934 года появилось постановление ЦИК СССР «О библиотечном деле», где значилось: «Категорически запретить всем учреждениям и организациям использование помещений библиотек для других целей и переселение библиотек в худшие помещения. Нарушителей этого требования привлекать к судебной ответственности». И к 1939 году безграмотность была ликвидирована по-настоящему. Вместо эпилога Проведите небольшой эксперимент. Подойдите к окну и взгляните во двор. Это — «памятники» Крупской. Именно Надежда Константиновна не только придумала сделать «устройства для балансирования» главным элементом в деле физвоспитания детей, но и сумела продавить решение: «Организовать как можно больше детских площадок не только в парках и скверах, но и при школах, и во дворах».
Как все меняет время! Сейчас чаще вспоминается популярный позднесоветский анекдот. Брежнев в разговоре с Крупской вспоминает ее покойного супруга: Кто же не помнит старика Крупского!..
Как отмечал свой день рождения Владимир Ленин
Кто-то учится, кто-то работает, поэтому те ребята, которые смогли прийти, они пришли. И сейчас они в колонне пройдут вместе с нами и примут участие в митинге, — объяснил депутат Липецкого областного Совета депутатов от фракции КПРФ Сергей Токарев. Молодой коммунист Александр один из немногих, кто сумел отложить все дела. Он заверил, что решение вступить в партию прошлой весной принял самостоятельно. Однако какие именно идеи его привлекают — молодой человек пока не определился.
Вместе с супругом она прошла ссылку, эмиграцию, была его соратницей в революционной борьбе. Кроме того, Крупскую считают главным идеологом советского образования и коммунистического воспитания молодёжи. Она была автором книг и статей, где поднимала вопросы о роли женщин в социалистическом обществе. В 1887 году с отличием окончила частную женскую гимназию княгини Оболенской в Петербурге. Затем стала слушательницей Высших женских курсов и вступила в студенческий марксистский кружок.
Сделал то, что разрешили. Концептуальная реформа П. Киселева 4. Полководцы, военачальники 4. Петр Первый и его генералы 4. Румянцев и его победы 4. Первый русский генералиссимус А. Шеин и самый знаменитый генералиссимус А. Суворов 4. Кутузов и военачальники 1812 г. Адмирал, ставший святым: Федор Федорович Ушаков 4. Защитники Севастополя 4. Почему Пестель и Трубецкой не были на Сенатской площади? Бакунин против государства 4. Идеолог абсолютизма Феофан Прокопович 4. Ксения Петербургская — покровительница страждущих 4. Творцы русской культуры 4. Демидовы и русская металлургия 4. Ломоносов — «первый наш университет» 4. Почему Кулибин умер в бедности? Иван Барков у истоков «потаенной литературы» 4. Пушкин как историк и человек 4. Петербург: творцы красоты 4. Основоположники великой русской культуры 4. Иностранцы на службе России 4. Выдающиеся, знаменитые женщины 4. Почему в России мало памятников женщинам. Трудная судьба Екатерины Дашковой 4. Первая в России женщина-офицер Надежда Андреевна Дурова 4. Герои и антигерои 4. Первый русский солдат Сергей Бухвостов 4. За что Петр Алексеевич казнил Алексея Петровича? Был ли шанс у Е. Пугачева, княжны Таракановой и поручика Мировича? Миг жизни русского солдата Архипа Осипова 4. Русский разведчик против Наполеона: А. Чернышев 4. Аракчеев и аракчеевщина 4. Шамиль: герой Кавказа или английский агент? Литература 5. Первые лица государства, высшие руководители страны 5. Почему убили царя-освободителя? Почему Александр III не продолжил реформы отца? Николай II: святой или кровавый? Львов 5. От харизмы до маразма один шаг. Керенского 5. Государственные деятели 5. Мастер-класс А. Горчакова для российской дипломатии 5. Милютин и его военная реформа 5. Неугодный реформатор С. Витте 5. Столыпин в собственных афоризмах 5.
На другую аналогичную рукопись соратница Ленина отреагировала так: "Мы ведь были молодожёнами... Если я не пишу об этом в своих воспоминаниях, то это совершенно не означает, что в нашей жизни не было ни страсти, ни поэзии". Непроходящая боль из-за невозможности иметь детей И Ленин и Крупская испытывали огромное желание иметь детей, однако этого, как известно, не произошло. Когда осенью 1917 года Александр Емельянов красногвардеец, помогавший отцу обеспечивать безопасность Ленина в Разливе — прим. На вопрос Емельяновой: "Что же послужило помехой? Эмиграция, ссылка? И врачи не смогли помочь". О непроходящей боли из-за невозможности стать матерью говорят и письма Крупской. В одном из них — Варваре Арманд, родившей дочь, — она написала: "Так я хотела когда-то ребёнка". Ленин никогда публично не высказывал сожаления по поводу отсутствия у них с Крупской детей, однако этот вопрос также был весьма болезненным для него. По воспоминаниям супруги Г. Зиновьева, Владимир Ильич всегда любил играть с их сыном Степаном: бегал с ним наперегонки, носил на плечах, исполнял все его детские капризы. А когда в комнате становилось слишком шумно, она пыталась их успокаивать, однако Ленин на это неизменно отвечал: "Мы играем — не мешайте".
Революционерка Крупская просила не ставить памятники Ленину
Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное. Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным.
Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись. В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто.
Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма. Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда.
Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники. Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами. Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом.
Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда. Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма». При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей. Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации.
Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде. В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос. Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов. Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети. Кружок, заработавший определенную сумму, сам и определяет, на что расходуется заработок.
Плюс метод школьного социалистического соревнования. Последний коллективистский метод, доживший до конца советских времен — школьное самоуправление в образе учкомов, старост, звеньевых, командиров октябрятских звездочек. Так детидолжны были учиться организации совместной жизни. Но Крупская предостерегала от копирования политической системы и от детского администрирования. Школьное самоуправление было призвано выявить и воспитать детей-вожаков, детей-организаторов, умеющих стремиться к цели и увлекать за собой других.
На первых же порах выявились и первые отрицательные опыты, вроде насильного умывания грязнуль. А потом началась настоящая борьба за власть. Крупская стояла у истоков детского коммунистического движения — пионерии, где наиболее сильно воплотились ее марксистские и педагогические идеалы. Крупская видела в ней, с одной стороны, необходимый детям элемент игры, а с другой — высшую форму детской политической организации. Задачи перед пионерией стояли те же, что и перед школой: создать новое поколение, но если в школе основное внимание уделялось все-таки учебе, то пионеры наиболее были призваны к воспитанию.
А начинать коммунистическое воспитание Крупская предлагала с детских садов, где следовало обеспечить всестороннее развитие у детей «общественных инстинктов» — чувства товарищества, волю к труду, к учебе, и сообщить им начатки правильного представления о советской жизни. Она просила только избегать образа благословляющего дедушки Ленина и не преподавать малышам «основы ленинизма». Конечно, на практике из всего этого получилась довольно жестокая, убогая система, о которой больше вспоминается плохого, чем хорошего. Без религии иначе быть и не могло. Хотя некоторые педагогические тезисы Крупской не были воплощены в жизнь, по крайней мере так, как она предлагала, или были отменены со временем.
И все же ее методы очень скоро дали горькие и грозные плоды. Как известно, Крупская поддержала кампанию против сказок Корнея Чуковского, которого обвинила в мещанской идеологии, пародии на Некрасова и буржуазной мути. Другие критики уже углядели, что Чуковский ни словом «не упоминает… о детстве, организованном через детский коллектив». Крупская сама занималась чисткой библиотек, запрещая «дезорганизующие» труды Достоевского, Карамзина, Владимира Соловьева, Лескова, Лосского, Платона, Канта, Декарта, басни Крылова… Смерть ее была загадочной. Днем 26 февраля 1939 года в санатории в Архангельском друзья собрались отметить ее 70-летний юбилей.
Сталин прислал в подарок торт. На столе стояли пельмени и кисель. По легенде, кто-то из гостей, увидев кисель, удивился: «Словно поминки». Вечером Крупской стало плохо. Вызвали врача, который долго не ехал, а срочную операцию по поводу перитонита делать не стали.
К утру следующего дня Крупская скончалась. Ее педагогическое наследие не будет изжито до тех пор, пока сохраняется анахронический принцип советской системы антирелигиозного воспитания, ныне именуемого «светским». Введение ОПК необходимо вести в школах как культурологический предмет, с которого может начаться возвращение разумных начал дореволюционного классического образования.
Глядя на хорошо знакомые места, я ясно сознавала, как никогда раньше, какое большое место ты занимал в моей жизни, что почти вся деятельность здесь, в Париже, была тысячью нитей связана с мыслью о тебе. Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, и только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому не могло бы причинить боль. Зачем было меня этого лишать?.. Крупская вдруг взбунтовалась и выкатила мужу классическую фразу: или она, или я. Что ответил Ленин, неясно, но в итоге на время уехала Инесса. Однако эта размолвка в любовном «треугольнике» была скорее редким исключением. Свидетели семьи «на троих» отмечают удивительную для женщины терпимость Крупской. Она даже говорила, что «в доме становится светлее, когда приходит Инесса». Та отвечала Крупской тем же... Может быть, она признала первенство Арманд в сердце Владимира Ленина потому, что была честна перед собой и понимала, что не сможет соперничать с известной красавицей? Но к весне 1917 года скандальный «треугольник» уже был полностью оформившейся реальностью. Втроем они упали в бурные объятья революционных потрясений… Тогда, как известно, воюющая с Россией Германия предоставила Ленину и его экстремистской группе специальный вагон, чтобы через охваченные войной территории проехать из Швейцарии в Россию. Что интересно, опломбированный вагон был набит революционерами, но в отдельном купе ехали вождь с женой и… Инессой. Это историческое свидетельство. И Арманд активничала в большевистском перевороте, даже участвовала в боях за Кремль. Потом была членом Московского окружного комитета большевистской партии, главой столичного совета народного хозяйства.
Бакунин против государства 4. Идеолог абсолютизма Феофан Прокопович 4. Ксения Петербургская — покровительница страждущих 4. Творцы русской культуры 4. Демидовы и русская металлургия 4. Ломоносов — «первый наш университет» 4. Почему Кулибин умер в бедности? Иван Барков у истоков «потаенной литературы» 4. Пушкин как историк и человек 4. Петербург: творцы красоты 4. Основоположники великой русской культуры 4. Иностранцы на службе России 4. Выдающиеся, знаменитые женщины 4. Почему в России мало памятников женщинам. Трудная судьба Екатерины Дашковой 4. Первая в России женщина-офицер Надежда Андреевна Дурова 4. Герои и антигерои 4. Первый русский солдат Сергей Бухвостов 4. За что Петр Алексеевич казнил Алексея Петровича? Был ли шанс у Е. Пугачева, княжны Таракановой и поручика Мировича? Миг жизни русского солдата Архипа Осипова 4. Русский разведчик против Наполеона: А. Чернышев 4. Аракчеев и аракчеевщина 4. Шамиль: герой Кавказа или английский агент? Литература 5. Первые лица государства, высшие руководители страны 5. Почему убили царя-освободителя? Почему Александр III не продолжил реформы отца? Николай II: святой или кровавый? Львов 5. От харизмы до маразма один шаг. Керенского 5. Государственные деятели 5. Мастер-класс А. Горчакова для российской дипломатии 5. Милютин и его военная реформа 5. Неугодный реформатор С. Витте 5. Столыпин в собственных афоризмах 5. Полководцы, военачальники 5. Ученый и адмирал С. Макаров 5. Лидеры политических, социальных движений 5. У истоков русского марксизма: Плеханов и Струве 5. Милюков: почему хороший историк провалился как политик? Деятели церкви 5. Идеолог контрреформ К. Победоносцев 5. Творцы русской культуры 5. Властитель дум Лев Николаевич Толстой 5. Торговый дом Елисеевых 5. Нобелевские лауреаты дореволюционной России 5.
С невестой приехала к Ленину тёща: Наденька сама не умела по дому ни-че-го. Готовила и многими бытовыми вопросами занималась её мать. Кадр из фильма «В дни Октября» Позже, когда мамы и тёщи не стало, молодые всегда предпочитали обедать и ужинать вне дома. Крупская делала только завтрак, всегда один и тот же — яичницу-глазунью. Домашнего уюта она создавать тоже не умела и не собиралась уметь. В эмиграции они с Владимиром жили в тесной комнатке, которая, по воспоминаниям современников, выглядела очень аскетично, даже неуютно. Ленина такие мелочи не смущали. Неприхотлив он был — и в еде, и в быту. Появилась икра — будет есть икру. Яичница на столе пятый день — будет яичницу есть. На всякий случай про всё спрашивал, можно ли такое есть с его желудком. Жена всегда отвечала: «да». Ботинки начищал до блеска, брюки зашивал спокойно. Трудности семейной жизни с Лениным вообще не касались быта. То ли по природе, то ли от головных болей и бессонницы был он крайне вспыльчив, легко срывался на крик, на грубости. Зато, вопреки некоторым анекдотам, ходоком по женщинам Владимир никогда не был. Арманд стала исключением, с которым тогда уже серьёзно больная Крупская смирилась... Надежда закончила Бестужевские курсы, получив самое лучшее по своим временам образование из доступных для женщины. В том числе за этот ум Ленин ценил Наденьку да, он к ней так обращался практически всегда. У Крупской был шанс остаться в памяти народа деятельницей уровня Александры Коллонтай, но — брак с Лениным определил, как на неё стали смотреть окружающие. Статуса у неё могло быть два. Сначала — жена Ленина. Потом — вдова Ленина. А что делала она сама, какой вклад внесла в революцию или формирование новых советских реалий, было уже не важно. Ещё до революции Крупская стала для Ленина бессменным секретарём.
От слабоумия до сифилиса: две истории болезни Ленина и два бальзамирования
Я помню из своего детства, когда к нам в село возвращались после учёбы в Москве или в другом городе молодые люди с «поплавком» на груди это такой значок, выдававшийся по окончании вуза , то на них все смотрели с уважением. И какая это была гордость для их родителей! Надежда Константиновна сделала всё, чтобы библиотеки органично вписались в это новое отношение к знанию и просвещению. Они были связаны с важнейшими этапами развития Советской страны. Национализация, коллективизация, индустриализация, строительство Днепрогэса, подъём целины — всему этому помогали библиотеки. Я помню в советские годы, когда работал методистом в юношеской библиотеке, то два месяца провёл на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Там в каждом посёлке были библиотеки. И я с коллегами приезжал туда из Москвы оказывать методическую помощь. В советские годы динамика подъёма библиотечного дела была большая. А что сейчас? Позвольте, я зачитаю то, что сообщил научно-методический отдел Российской библиотечной ассоциации: «Продолжается сокращение сети общедоступных библиотек и снижение обеспеченности территорий библиотеками.
За последние три года сеть уменьшилась на 2,1 тыс. Основная доля потерь приходится на сельские библиотеки — около 1,5 тыс. Многие из оставшихся переведены на сокращённый режим работы. Такие потери в нашем деле были только в годы Великой Отечественной войны. Я недавно по этому поводу написал статью, в которой задал вопрос: кто у нас и с кем сейчас воюет? Библиотекарь в советские годы был просветителем. И этот постулат в вузовские программы заложила именно Крупская, которая была основателем институтов культуры в двух наших столицах. Сейчас библиотекарей для этой просветительской роли там не готовят. И это большая проблема. Государство никак не может понять, что оно хочет от библиотек.
Ныне идёт их перепрофилирование в культурно-досуговые центры. В связи с этим я всем говорю, что вы можете поскакать здесь хоть зайчиком, но главное в работе любой библиотеки — это обращение людей к её информационным ресурсам. Сейчас идёт полная дискредитация библиотечного дела. В Архангельской области был случай, когда стали изымать из фондов даже произведения Толстого, Лермонтова, Пушкина… И такие вопиющие случаи из-за того, что во главе многих управлений культуры находятся неграмотные, непрофессиональные люди. А нынешний министр культуры? Я понимаю, что он не обязан во всём разбираться одинаково хорошо. Но почему в его многочисленном окружении нет ни одного специалиста библиотечного дела? Не понимаю, как можно строить культурную политику без профессиональных людей? Библиотека — это не место для развлечения. Увы, сегодня книга теряет свою былую сакральность, и саму библиотеку всё реже сравнивают с храмом.
И ещё. В 1929 году вышла брошюра Крупской «Что писал и говорил Ленин о библиотеках». Увы, сегодня в учебных программах вузов культуры этой брошюры нет. Задавая этот вопрос, прежде всего хочется продолжить разговор о проблеме кадров. Ныне стали забывать, что Ленинградский институт культуры, как и многие библиотеки страны, носил имя Крупской. И сегодня, когда в библиотечном деле кризис, мы по-настоящему можем осмыслить, что сделала Надежда Константиновна Крупская — ведь большое видится на расстоянье. А это 350 тысяч только массовых библиотек, появившихся в некогда лапотной, безграмотной России всего за 20 лет. Я помню, как к нам в Ленинку, где я работала в советское время, приезжали коллеги из Западной Европы. Они были поражены созданной в нашей стране грандиозной сетью детских и юношеских библиотек. Такой не было нигде в мире!
И то, что сейчас ломается эта система дифференцированного обслуживания, — трагедия не только для нас, профессионалов, но и для отечественного просвещения, для страны в целом. В то время в СССР при активном участии Надежды Константиновны Крупской и её соратников также были созданы уникальные институты, из которых вышли будущие академики, цвет советской науки. Коллеги, нам нужно чаще встречаться, чтобы обсуждать все наши проблемы. Это очень важно для нового поколения. Совсем недавно состоялась встреча молодых библиотекарей. И вот что я заметила. Оказывается, сегодня в библиотечное дело Москвы и Подмосковья пришло довольно много парней. И это очень хорошо. Но после их рассказов было ощущение, что при всём их желании проявить себя в нашем деле они вынуждены сегодня «изобретать велосипед». Потому что были утрачены связь времён, преемственность поколений профессионалов.
Так что сегодня вместе с большой историей страны нужно возрождать и малую историю наших библиотек. Фёдорова: — Публичная библиотека обеспечивает человеку, нуждающемуся в актуальном знании, путь к этому знанию, предоставляет бесплатный доступ к книжным новинкам, художественным, научным, научно-популярным изданиям. Для этого, безусловно, необходимо широкое комплектование фондов. С комплектованием, особенно в регионах, ситуация зачастую катастрофическая. Всеобщая цифровизация — удобная отговорка для чиновников голословно утверждать демонстрируя вопиющую некомпетентность , что всё, мол, давно есть в интернете и бумажная книга устарела. Но плохое комплектование — это ещё полбеды. Другая беда — списания книг прошлых лет, зачастую проходящие без профессиональной экспертизы, что приводит к тому, что из библиотек исчезают добротные издания 1960— 1980-х годов, в том числе собрания сочинений, книги серий «Всемирная литература», «Жизнь замечательных людей», «Литературные памятники», научные и научно-популярные издания, энциклопедии. К сожалению, далеко не всегда книги списываются по причине «потрёпанности». Зачастую действует так называемый закон пятилетней неспрашиваемости. Между тем, списывая из библиотеки хорошие издания, которые в последние годы не берут читатели, стоит задуматься: а почему это происходит?
И должны ли мы идти на поводу у малокультурного, малообразованного читателя, у современных тарзанов и эллочек-людоедок, убирая из фондов наших библиотек серьёзную литературу мол, ими она невостребована и им неинтересна , или наша задача — формировать культуру чтения, повышать образовательный уровень «человека читающего», чтобы он был не только читателем постов в интернете, популярных пабликов и лёгких книжонок, а понёс — и не с базара, а из библиотеки — Пушкина, Гоголя, Толстого, Шолохова, Маяковского, Платонова, Распутина и др. Не следует забывать и о том, что библиотека, как и её собратья музей и архив, является институтом памяти и наследия, обеспечивающим историческую и культурную преемственность, способствующим диалогу поколений. Когда родители, бабушки, дедушки имеют возможность познакомить своих детей и внуков с теми любимыми книгами, которые они читали в детстве, это создаёт необходимую почву для взаимопонимания и общения. К сожалению, из-за того, что в последнее время библиотеки, особенно в столице России, активно избавлялись от «старых» изданий, зачастую складывается ситуация, когда родители, приходя в библиотеку за книгой, которую когда-то в детстве читали сами, с удивлением узнают о том, что книги больше нет: она списана. Школьники и студенты, готовясь к занятиям, выполняя проектные работы и рефераты, не могут обратиться к научно-популярным и научным изданиям прошлых лет, а ведь многие из них не только выдержали проверку временем, но и стали классикой литературы non-fiction. Избавляясь от изданий советского времени, мы не только обедняем фонды библиотек, но и вместо преемственности формируем исторический, образовательный, культурный разрыв.
Никто не слышал о сценах ревности, скандалах, хлопании дверями и т. Крупская сделала другой ход. Она стала подругой Инессы Арманд. Более того, она была сторонницей продвижения красотки-коммунистки по партийной линии, вследствие чего, еще недавно рядовая большевичка стала занимать видные посты в партии. Все на свои места расставила революция. Уже после того, как большевики пришли к власти, Ленин и Арманд видятся все меньше. Инесса с головой ушла в работу на ответственных должностях, а рядом с Владимиром Ильичем на всех официальных мероприятиях рядом находилась его верная спутница жизни Надежда Константиновна. И именно ей, как когда-то в самом начале их романа, придется быть рядом с угасающим вождем. Крупская находилась возле Ленина до самой его смерти 21 января 1924 года. Ее соперница Инесса Арманд уйдет из жизни несколькими годами раньше. Революционерку в 46 лет погубит подхваченная ею холера. Сердце красавицы, родившейся в Париже, остановится 24 сентября 1920 года. Читайте нас в.
С одной стороны их брак на самом деле походил на своеобразное партнерство, союз, созданный ради революции. Тем более, внешне малосимпатичная Надежда Константиновна у многих не ассоциировалась с женщиной, к которой можно было испытывать физическое влечение. Однако, на самом деле Крупская далеко не в последнюю очередь была именно женой Ильича. Женой верной, готовой на жертвы ради любимого, и способной смести со своего пути любые преграды на пути к счастью. Примером тому является соперничество Крупской с Инессой Арманд, которую принято считать любовницей Ленина, покусившейся не только на постель вождя революции, но и на его сердце. Однако, битву за Ленина красавица Арманд проиграла. Ленин и Крупская были знакомы с 1893 года, но поначалу виделись лишь на общих тайных собраниях революционеров, и видели в друг друге исключительно единомышленников. Поговаривают, что другими глазами Ленина взглянул на Крупскую после того, как она фактически выходила его, когда будущий вождь пролетариата подхватил острое воспаление легких. В итоге они стали мужем и женой, и в этом браке роли супругов были четко распределены. Ленин вел революционную борьбу, так сказать, на передовой. А Крупская надежно охраняла его тылы, делая всю черновую работу. Вела не только хозяйства, но и была незаменимой помощницей в его делах. Только Надежда Константиновна знала, насколько Владимир Ильич был малоприспособленным в бытовом плане.
Здоровье его было подорвано. В 1907 году Владимир умер, а Инесса переехала в Париж, где хотела «поближе познакомиться с французской социалистической партией». Там она и познакомилась с Лениным и Крупской. Инесса всюду следовала за четой Ульяновых. Умная Крупская видела, что ее муж проникся к «товарищу Инессе» отнюдь не дружескими чувствами. Но нужно отдать должное обеим: Крупская не закатывала скандалов, а Арманд по-дружески относилась к Надежде. И все-таки отношения должны были как-то разрешиться. Крупская поставила ультиматум: или она, или Инесса. И Ленин выбрал Крупскую! Надежда Константиновна была удобной и верной женой. Крупская предприняла серию вояжей подальше от Москвы и Петрограда — в Поволжье. И оказалась права — время сделало свою несокрушимую работу. Кроме того, Ленин уже не принадлежал себе, он принадлежал великому делу революции. Встречи с Арманд стали редкими. После 1915 года роман с Арманд, как таковой, сошел на нет, хотя близкие человеческие отношения продолжались.