Блокада Ленинграда прорвана! К 80-летию прорыва в Музее обороны и блокады Ленинграда обновили экспозицию.
Петербург — город решений. День прорыва блокады Ленинграда. 18 января 2024
Прорыв блокады Ленинграда — это уникальная воинская операция Волховского и Ленинградского фронтов. Реальные потери советских войск в ходе прорыва блокады Ленинграда и дальнейшего наступления в 1943 году превысили 170 тысяч человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести. Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. Но главное – прорыв блокады со всей очевидностью продемонстрировал немцам, что о планах по принуждению Ленинграда к сдаче они теперь могут забыть. Сводка Совинформбюро, посвященная прорыву блокады Ленинграда. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.
Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа
Они снабжали войска боеприпасами, орудиями, несмотря на постоянные обстрелы и бомбежки. Завод выжил тогда под натиском немцев, выжил и в «лихие 90-е». И сегодня Путин заверил работников, что предприятиям оборонного комплекса хватит работы на годы вперед. Более того, их сотрудников, возможно, даже освободят от призыва на срочную службу, как уже освободили от частичной мобилизации. Работников Обуховского завода президент Путин заверил, что им, оборонщикам, работы хватит на годы вперед Фото: kremlin. Это единство и сплоченность русского и многонационального российского народа.
Это мужество и героизм наших бойцов на линии фронта. И конечно, работа оборонно-промышленного комплекса. Победа обеспечена! RU писатель, публицист, один из лидеров движения «Антимайдан», член «Изборского клуба» Николай Стариков. У президента брат погиб в блокаду, отец воевал на Невском пятачке.
Разве имея такую семейную историю, он может предать память отца и брата? Конечно, нет. И такая история есть у каждого. Она помогает преодолеть моменты слабости и сомнений. Величие подвига Ленинграда в том, что его совершили гражданские лица — дети, женщины, старики.
Они своим несгибаемым примером вдохновляли солдат. Это может быть мотивацией для наших бойцов в зоне СВО: они знают, что происходило тогда, в годы войны, и видят, что происходит сегодня в Донбассе. Они могут себе представить, что могло бы быть, если бы не было этой борьбы», — убежден Стариков. Новость по теме Путин назвал три составляющие победы в СВО Блокада Ленинграда близка к сегодняшним событиям в Донбассе по зверствам нацистов и их сегодняшних потомков, считает научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. И тогда, и сейчас мы столкнулись с геноцидом нашего народа.
Огромная благодарность болельщикам, в каждой игре аншлаг. Отрезками мы играем очень хорошо, но должны заставить себя играть всю игру стабильно. Сегодня получилась целостная игра. Но сегодня вы видели рождение новой команды, с этого момента начинаем работать по нарастающей.
У нас тяжёлый график, завтра мы вылетаем в Хабаровск в девять утра. Было облегчение, когда Никишин забил?
Против советских войск действовала 18-я армия командующий генерал-полковник Г. Линдеман группы армий «Север», имевшая около 26 дивизий, а на Карельском перешейке — более 4 финских дивизий.
В оперативном резерве находились 4 дивизии. Действия войск поддерживала авиация 1-го воздушного флота. Обстановка под Ленинградом к январю 1943 г. Противник превратил шлиссельбургско-синявинский выступ в мощный полевой укрепленный район с разветвлённой системой инженерных сооружений, противотанковых и противопехотных препятствий, а также со сплошными минными полями.
Основу обороны составляли опорные пункты и узлы сопротивления, созданные в районах, доступных для ведения наступления и господствующих над прилегающей болотисто-торфяной местностью. Путь войскам преграждали мощные дзоты и торфяные болота, изрезанные глубокими рвами и покрытые деревоземляными валами. Противник использовал подбитые советские танки, превратив в неподвижные огневые точки. Они окаймляли Синявинские высоты — подходы, подошву и западные склоны, а также рощу Круглую.
Между опорными пунктами и узлами сопротивления на труднодоступной местности для ведения наступления противник оборудовал одну-две траншеи. Все пространство находилось под фланговым огнем с соседних опорных пунктов и узлов сопротивления. В глубине выступа также были оборудованы опорные пункты и узлы сопротивления, многие из которых занимались войсками. Одна траншея была подготовлена для обороны с запада, вторая — с востока.
Валы имели амбразуры для пулеметов и орудий. Еще 18 ноября 1942 г. Говоров направил в Ставку ВГК доклад, в котором предлагалось провести восточнее и западнее Ленинграда две операции — Шлиссельбургскую и Урицкую с целью «снять блокаду Ленинграда, обеспечить постройку железной дороги вдоль Ладожского канала и тем самым организовать нормальное сообщение Ленинграда со страной, обеспечив свободу маневра войск» Ленинградского и Волховского фронтов. Ставка ВГК, рассмотрев это предложение, потребовала сосредоточить все внимание на прорыве вражеской обороны только на одном направлении — шлиссельбургском, которое кратчайшим путем приводило к достижению поставленной цели.
Он предусматривал нанесение встречных ударов — Ленинградского с запада, Волховского — с востока в общем направлении на Синявино. Ставка 2 декабря утвердила представленный план. Координация действий обоих фронтов поручалась Маршалу Советского Союза К. Готовность операции — к 1 января 1943 г.
Она требовала совместными усилиями двух фронтов разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, «разбить осаду гор. Ленинград, к исходу января 1943 г. После этого, перейдя к прочной обороне на рубеже р. Мойка, пос.
Михайловский, Тортолово, обеспечить коммуникации Ленинградского фронта и дать войскам 10-дневный отдых. В первой половине февраля предписывалось подготовить и провести операцию по разгрому противника в районе Мги и очищению Кировской железной дороги с выходом на рубеж Вороново, Сиголово, Войтолово, Воскресенское. Для проведения операции были созданы две ударные группировки: на Волховском фронте — 2-я ударная армия генерал-лейтенанта В. Романовского , на Ленинградском — 67-я армия генерал-майора М.
Ударной группировке Ленинградского фронта предстояло форсировать Неву по льду, прорвать оборону на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург, разгромить окопавшегося здесь противника, соединиться с войсками Волховского фронта и восстановить связь Ленинграда с Большой землей. В дальнейшем планировался выход соединений 67-й армии на рубеж р. Обеспечение левого фланга 2-й ударной армии возлагалось на 8-ю армию генерала Ф. Старикова , которая своими правофланговыми соединениями должна была наступать в направлении Тортолово, пос.
Авиационную поддержку и прикрытие войск осуществляли 13-я и 14-я воздушные армии Ленинградского и Волховского фронтов и авиация Балтийского флота всего около 900 самолётов. К участию в операции привлекались также авиация дальнего действия, береговая и корабельная артиллерия флота 88 орудий. Проведение операции ударной группы Волховского фронта по решению Ставки ВГК возлагалось на командующего 2-й ударной армией под непосредственным руководством заместителя командующего фронтом генерал-лейтенанта И. Операцию ударной группы Ленинградского фронта должен был проводить командующий 67-й армией под непосредственным руководством командующего фронтом генерал-лейтенанта Л.
При подготовке операции командующие Ленинградским и Волховским фронтами за счёт своих резервов и перегруппировок соединений с других направлений значительно усилили 67-ю и 2-ю ударную армии, решительно сосредоточив силы на участках прорыва. В 67-й армии на 13-километровом участке прорыва было сосредоточено 1909 орудий и минометов калибра 76-мм и более, что позволило довести артиллерийскую плотность до 146 орудий и минометов на 1 км фронта Великая Отечественная война. Военно-исторические очерки. Книга вторая.
Артиллерийская подготовка атаки была запланирована продолжительностью 2 часа 20 минут, поддержка атаки — методом огневого вала на глубину 1 км, а затем методом последовательного сосредоточения огня. Все танковые части на Ленинградском фронте — 222 танка и 37 бронемашин, на Волховском — 217 танков намечалось использовать для непосредственной поддержки пехоты. Для противовоздушной обороны ПВО ударных группировок привлекались: на Волховском фронте — три зенитные артиллерийские дивизии, шесть отдельных зенитных дивизионов и две отдельные зенитные железнодорожные батареи, на Ленинградском — зенитная артиллерийская дивизия, полк противовоздушной обороны, шесть отдельных зенитных артиллерийских дивизионов, две отдельные зенитные железнодорожные батареи, а также четыре зенитных артиллерийских и четыре истребительных авиационных полка из состава Ленинградской армии ПВО. Весь декабрь войска 2-й ударной и 67-й армий напряженно готовились к предстоящей операции.
Все соединения были доукомплектованы личным составом, военной техникой и оружием. В войсках было накоплено от 2 до 5 боекомплектов боеприпасов в зависимости от систем орудий и минометов. Инженерные части построили 20 км колонных путей в войсковом тылу, усилили мосты и построили новые, сделали проходы в минных полях по одному на роту. Особое внимание уделялось обучению войск, командиров и штабов.
В январе 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, но не снята полностью. Однако к концу того же года стратегическая инициатива в советско-германском противоборстве безраздельно принадлежала Красной Армии. Советская авиация владела воздухом, промышленность СССР обеспечивала фронт всё большим числом военной техники и вооружения. Обстановка под Ленинградом для противника тоже осложнялась день ото дня, мешая переброске подкреплений для группы армий «Север». Вместе с тем, враг всё еще стоял близ северной столицы, имея возможность обстреливать и бомбить как сам Ленинград, так и пути к нему. Соотношение сил перед прорывом Войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов превосходили врага и в живой силе, и в технике. Историки расходятся в оценках этого превосходства.
Считается, что в среднем силы соотносились в пользу Красной Армии следующим образом: по пехоте — 1,7:1 по танкам и самоходкам — 3,8:1 Существуют и мнения о превосходстве над противником по бронетехнике войск Ленинградского фронта в шесть, а Волховского — в одиннадцать раз, хотя и эта арифметика не учитывает разницы между советскими Т-60 и немецкими «Тиграми», которым доведётся столкнуться в бою. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов на направлении предстоящего удара противостояли силы 16 и 18-й армий вермахта генералов Кристиана Ханзена и генерал-полковника Георга Линдемана соответственно, под общим командованием генерал-фельдмаршала Георга фон Кюхлера. Силы группы армий «Север» поддерживались немецким 1-м воздушным флотом, большая их часть располагалась на флангах. Общий ход Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции 1944 года. Противник основательно закрепился под Ленинградом. Главная полоса обороны на глубину от 4 до 6 километров изобиловала дзотами до дюжины на километр , траншеями полного профиля с ходами сообщения и настилами, а местами — и железобетонными дотами с бронеколпаками. Передний край немецкой обороны был опоясан минными полями и колючей проволокой.
В 8-12 километрах от первой полосы проходила вторая с рядом опорных пунктов, с эскарпами на высотах и берегах рек, надолбами на дорогах, валами на болотах, завалами в лесополосах… И это ещё не всё. Ледяной покров на реках и озерах выдерживали грузовики и орудия полковой артиллерии, но тяжёлые пушки или танки ломали его. Болота замёрзли лишь частично и представляли собой почти непроходимые препятствия». Тактика и стратегия операции Замысел предстоящей наступательной операции Красной Армии был таков: разбить ударами Ленинградского и Волховского фронтов петергофско-стрельнинскую и новгородскую группировки вражеских войск на флангах 18-й армии вермахта — обезоружить Линдемана, а затем и разгромить его силами тех же двух фронтов, наступая в направлении Луги и Кингиссепа. Тем временем, войска 2-го Прибалтийского фронта должны были сковать львиную долю сил 16-й армии и резервы в распоряжении Ханзена. В ходе дальнейшего наступления всех трёх фронтов на нарвском, псковском и идрицком направлениях группа армий «Север» должна быть разгромлена, а Ленинградская область — освобождена. Войска Ленинградского фронта ведут бой за освобождение Красного Села.
Источник: Архив Lesta Games. На первом этапе наступления войсками Ленинградского фронта планировалось нанести два сходящихся удара в направлении Ропши с ораниенбаумского плацдарма силами 2-й ударной армии генерал-лейтенанта И. Федюнинского и с Пулковских высот частями и соединениями 42-й армии генерал-полковника И. Предполагалось уничтожение противника в районе Красное село — Ропша — Стрельня, а затем развитие наступление в двух направлениях: Кингисепп — Нарва и Красногвардейск Гатчина — Луга. Задачей 67-й армии генерал-лейтенанта В. Свиридова было сковывание врага в направлении Мги и подготовка собственного удара на Мгу, Ульяновку, Красногвардейск, чтобы вместе с 8-й армией командующий — генерал-лейтенант Ф. Стариков Волховского фронта окружить и уничтожить там немецкие войска.
Первая искра победы: как Красная армия прорвала блокаду Ленинграда
Ротенберг после победы над "Северсталью": произошёл прорыв блокады Ленинграда | Блокада Ленинграда одна из самых трагичных страниц в Великой Отечественной войне и всей истории России: о том, как город переживал эти тяжелейшие годы, читайте в материале ФедералПресс. |
Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев — Новости Санкт-Петербурга › | Таким образом, войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда». |
РАССЕКРЕЧЕННАЯ ПРАВДА О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА | Такой прорыв блокады Ленинграда произошёл сегодня. И прорвал эту блокаду Али. |
«Прорыв блокады Ленинграда». Ротенберг — о конце серии поражений СКА | Главная» Новости» 80 летие снятия блокады ленинграда в 2024. |
Прорыв и снятие блокады Ленинграда: как это было? | 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. |
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год
Пятая попытка | Тренер СКА Ротенберг назвал победу над «Северсталью» прорывом блокады Ленинграда. |
80 лет назад погибла героическая группа на "Невском пятачке" Ленинграда | Блокада Ленинграда началась спустя два месяца после нападения Германии на СССР. |
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
Оказалось, что комнату заняли незаконно, и через десять дней по предписанию прокуратуры друг нашей семьи вынужден был съехать. Городские власти передавали разрушенные дома предприятиям. Они должны были восстанавливать их за свой счет, после город принимал эти здания в эксплуатацию. Сложно было купить самые простые предметы: инструменты для ремонта, качественную одежду, обувь, посуду. В 1944-1945 годах в мастерских Ленинграда делали обувь на деревянной подошве — не имелось возможности использовать другие материалы, фабрики работали на нужды тыла. Поэтому вернулись к технологии XIX века. Сложно было с продовольствием. Именно поэтому оказались так востребованы садовые участки. Их в послевоенное время начали массово распределять через предприятия.
Собственный огород, где можно было выращивать овощи, помогал выжить. Но, чтобы его получить, нужно было обязательно иметь работу. Ленинград не стал исключением. Но и сегодня мы не знаем точно, сколько человек было эвакуировано из осажденного города, сколько вернулось? В разных источниках называется разное число эвакуированных — оно колеблется от одного миллиона двухсот тысяч до полутора миллионов. Точно такая же картина с реэвакуацией… — Несмотря на, казалось бы, строгий учет, точную информацию мы вряд ли узнаем — слишком много было непредвиденных ситуаций. Всего один факт: в июле 1941 года, еще до того, как город взяли в кольцо, был организован первый этап эвакуации детей. Он оказался неудачным.
Тогда в южные районы Ленинградской области было вывезено более 160 тысяч детей. Оказалось, что их вывезли в те районы, куда наступали немецкие войска. Детей решили срочно вернуть обратно в город. Но кто-то всё же остался в поселках Ленинградской области. В этой неразберихе учесть каждого человека было крайне сложно. А сколько таких историй случилось за всю войну? Позже детей целенаправленно вывозили по Дороге жизни, особенно активно — весной-летом 1942 года. На том берегу Ладоги всех пересаживали на поезда.
У железной дороги имелись свои приоритеты — военные грузы, поэтому эшелоны шли в том темпе и по тем направлениям, куда их можно было направить. Места направления менялись довольно часто и неожиданно, особенно если начинались бомбёжки. Истощенные дети в дороге болели, их могли высадить, оставить в госпиталях.
В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну. Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта.
Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью». Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми.
Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов.
Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени.
Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен.
Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков. До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет.
Готовность операции — к 1 января 1943 г. Она требовала совместными усилиями двух фронтов разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, «разбить осаду гор. Ленинград, к исходу января 1943 г. После этого, перейдя к прочной обороне на рубеже р.
Мойка, пос. Михайловский, Тортолово, обеспечить коммуникации Ленинградского фронта и дать войскам 10-дневный отдых. В первой половине февраля предписывалось подготовить и провести операцию по разгрому противника в районе Мги и очищению Кировской железной дороги с выходом на рубеж Вороново, Сиголово, Войтолово, Воскресенское. Для проведения операции были созданы две ударные группировки: на Волховском фронте — 2-я ударная армия генерал-лейтенанта В. Романовского , на Ленинградском — 67-я армия генерал-майора М. Ударной группировке Ленинградского фронта предстояло форсировать Неву по льду, прорвать оборону на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург, разгромить окопавшегося здесь противника, соединиться с войсками Волховского фронта и восстановить связь Ленинграда с Большой землей. В дальнейшем планировался выход соединений 67-й армии на рубеж р. Обеспечение левого фланга 2-й ударной армии возлагалось на 8-ю армию генерала Ф. Старикова , которая своими правофланговыми соединениями должна была наступать в направлении Тортолово, пос.
Авиационную поддержку и прикрытие войск осуществляли 13-я и 14-я воздушные армии Ленинградского и Волховского фронтов и авиация Балтийского флота всего около 900 самолётов. К участию в операции привлекались также авиация дальнего действия, береговая и корабельная артиллерия флота 88 орудий. Проведение операции ударной группы Волховского фронта по решению Ставки ВГК возлагалось на командующего 2-й ударной армией под непосредственным руководством заместителя командующего фронтом генерал-лейтенанта И. Операцию ударной группы Ленинградского фронта должен был проводить командующий 67-й армией под непосредственным руководством командующего фронтом генерал-лейтенанта Л. При подготовке операции командующие Ленинградским и Волховским фронтами за счёт своих резервов и перегруппировок соединений с других направлений значительно усилили 67-ю и 2-ю ударную армии, решительно сосредоточив силы на участках прорыва. В 67-й армии на 13-километровом участке прорыва было сосредоточено 1909 орудий и минометов калибра 76-мм и более, что позволило довести артиллерийскую плотность до 146 орудий и минометов на 1 км фронта Великая Отечественная война. Военно-исторические очерки. Книга вторая. Артиллерийская подготовка атаки была запланирована продолжительностью 2 часа 20 минут, поддержка атаки — методом огневого вала на глубину 1 км, а затем методом последовательного сосредоточения огня.
Все танковые части на Ленинградском фронте — 222 танка и 37 бронемашин, на Волховском — 217 танков намечалось использовать для непосредственной поддержки пехоты. Для противовоздушной обороны ПВО ударных группировок привлекались: на Волховском фронте — три зенитные артиллерийские дивизии, шесть отдельных зенитных дивизионов и две отдельные зенитные железнодорожные батареи, на Ленинградском — зенитная артиллерийская дивизия, полк противовоздушной обороны, шесть отдельных зенитных артиллерийских дивизионов, две отдельные зенитные железнодорожные батареи, а также четыре зенитных артиллерийских и четыре истребительных авиационных полка из состава Ленинградской армии ПВО. Весь декабрь войска 2-й ударной и 67-й армий напряженно готовились к предстоящей операции. Все соединения были доукомплектованы личным составом, военной техникой и оружием. В войсках было накоплено от 2 до 5 боекомплектов боеприпасов в зависимости от систем орудий и минометов. Инженерные части построили 20 км колонных путей в войсковом тылу, усилили мосты и построили новые, сделали проходы в минных полях по одному на роту. Особое внимание уделялось обучению войск, командиров и штабов. Под руководством командующих армиями были проведены сборы командного состава и командно-штабные игры. Для каждой дивизии в тылу была подобрана местность, схожая с той, где предстояло прорывать оборону.
Здесь были оборудованы учебные поля и городки по типу опорных пунктов противника, на которых подразделения и части учились штурмовать укрепленные позиции, вести наступательный бой в лесу. В заключение прошли учения с боевыми стрельбами. С помощью аэрофотосъемки были тщательно уточнены карты. Фотосхемы и исправленные карты получили все командиры, до рот и батарей включительно. В подразделениях и частях, выделенных для прорыва, создавались штурмовые отряды и группы разграждения для проделывания проходов и уничтожения наиболее прочных оборонительных сооружений. Большое значение придавалось оперативной маскировке. Перегруппировка войск производилась исключительно в ночное время или в нелетную погоду. Для разведки боем и ночных поисков привлекались только те подразделения и части, которые находились в непосредственном соприкосновении с противником. Чтобы скрыть от него подготовку к прорыву, были активизированы разведывательные действия на всем фронте, вплоть до Новгорода.
В разработке плана операции участвовал ограниченный круг лиц. Все эти меры сыграли свою роль. Противнику лишь незадолго до начала операции удалось установить, что войска готовятся к наступлению, но определить время и силу удара он не смог. Командир 26-го армейского корпуса генерал Лейзер, учитывая это, предложил командующему 18-й армией генералу Линдеману отвести войска от Шлиссельбурга Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg. Stuttgart, 1990. Однако тот отверг это предложение. Командующие Ленинградским и Волховским фронтами, проанализировав проделанную работу, пришли к выводу, что войска будут готовы к наступлению к установленному сроку — 1 января 1943 г. Несмотря на это, они 27 декабря 1942 г. Сталину установить начало наступления между 10 — 12 января.
Мотивация была такова: крайне неблагоприятные метеоусловия, характеризующиеся затяжной оттепелью и в связи с этим совершенно недостаточной устойчивостью ледяного покрова на Неве и плохой проходимостью болот.
Обнялись командиры — два майора: от «ленинградцев» — Айк Мелконян, от «волховцев» — Павел Мельников. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость! Брошенный немецкий танк в населенном пункте в районе прорыва блокады Ленинграда Фото: waralbum. Наступил переломный момент в битве за Ленинград, которая продолжалась почти всю войну, втягивая в свою воронку десятки дивизий. Синявинские высоты больше не топтали немецкие сапоги. Но дальнейшее наступление Красной армии могло обернуться поражением, на фронте установилось временное равновесие. Только через месяц защитники Ленинграда овладели Пулковскими высотами.
Коридор между Ленинградом и Большой землей постепенно расширялся, но дорогой ценой, в жестоких боях. Когда в Ставке узнали об успехе «Искры», без промедлений вышел приказ о присвоении Жукову звания маршала Советского Союза. Он первым получил это звание во время войны. Эшелоны Победы Теперь нужно было незамедлительно воспользоваться итогами наступления. Железную дорогу от станции Поляна до Шлиссельбурга предполагалось соорудить за 20 дней. Задание чрезвычайной важности выполнили быстрее — за 17 суток. Одновременно через Неву перебросили временный мост. Эту ветку назвали «Дорогой Победы» — и она стала для ленинградцев самым очевидным результатом операции «Искра». Строительство потребовало от воинов-железнодорожников не только профессионализма, но и доблести.
Ведь работать пришлось не только круглосуточно, но и под обстрелами. Большинство господствующих высот оставались в руках оккупантов. После прорыва блокады перед войсками оставалась постоянная задача — отвоевывать у гитлеровцев землю, примыкающую к новой железнодорожной ветке. Утром 7 февраля ленинградцы с ликованием встретили первый железнодорожный эшелон, пришедший с Большой земли и доставивший в блокадный город 800 т самого настоящего сливочного масла. Это был подарок ленинградцам от рабочих Челябинска. Советский регулировщик у дорожного указателя в Ленинградской области Фото: waralbum. Десятки раз немецкие снаряды разрушали путь, но полотно оперативно приводили в порядок. Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение. Продолжала действовать и легендарная Дорога жизни по льду Ладоги.
Железнодорожный низководный мост через Неву у Шлиссельбурга Фото: waralbum. Уже 19 января на улицах и площадях Ленинграда появились красные флаги — как и положено в праздничные дни. У людей даже нашлись силы, чтобы выйти на улицы и вместе порадоваться долгожданной победе... Многим запомнился и плакат «Блокада прорвана! Через две недели в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для крупнейших промышленных центров страны: рабочие стали получать по 600—700 г хлеба в день, служащие — по 500, дети и иждивенцы — 400.
Пятая попытка
Это была транспортная магистраль через Ладожское озеро, связывавшая блокадный Ленинград со страной. В это время она использовалась не только для обеспечения города, но и при подготовке наступления для прорыва блокады Ленинграда. В течение 1942 года Красная армия дважды предпринимала попытки деблокировать город, но неудачно. В конце года был утвержден новый план освобождения Ленинграда.
Сталин предложил название операции — «Искра», объяснив это тем, что все попытки прорвать блокаду закончились неудачей, а теперь из этой «искры» должно возгореться «пламя». Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить группировку немецко-фашистских войск, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинский выступ. Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л.
Говорову и генералу армии К. Координировали взаимодействие представители Ставки — генерал армии Г.
У нас тяжёлый график, завтра мы вылетаем в Хабаровск в девять утра. Было облегчение, когда Никишин забил? Мне как главному тренеру всегда нужно думать о следующей смене в любой ситуации. Могу честно сказать, мы все игры многие отрезки играем намного лучше, чем в прошлом сезоне. Но бывает, что можем победить при плохой игре. В этом году мы должны быть на три головы сильнее, чтобы побеждать, так сложилась жизнь.
Немцы соорудили там несколько линий обороны. Наступление готовили в строжайшей секретности. Сначала его наметили на 1 января 1943 года, но в планы полководцев вмешалась оттепель. Дороги размыло, морозец ударил только через неделю. Вскоре и началась операция «Искра». В ночь на 12-е по немецким позициям ударила артиллерия и начала работать авиация РККА. Русская артиллерия била великолепно: я никогда не слышал, чтобы немецкая артиллерия стреляла так здорово», — вспоминал один из немецких пленных. Удивили врага и бомбардировщики: геббельсовская пропаганда утверждала, что советская авиация совершенно обескровлена.
Слава храбрым и отважным воинам, не знающим страха в борьбе! Смело идите в бой, товарищи! Помните: вам вверены жизнь и свобода Ленинграда! Пусть победа над врагом овеет неувядаемой славой ваши боевые знамена! В бой, в беспощадный бой с врагом, мужественные воины! Командир 136-й стрелковой дивизии генерал-майор Николай Павлович Симоняк на наблюдательном пункте Фото: waralbum. В сражениях отличилась 136-я дивизия генерал-майора Николая Симоняка. Забирались на крутые ледяные откосы с помощью кошек и багров, закрепляли там лестницы.
В тяжелых боях под Ленинградом бойцы 2-й ударной армии захватили новейший немецкий танк «Тигр», который незамедлительно отправили в Москву для изучения. А сколько подвигов совершили в те дни защитники Ленинграда! Вспомним лишь несколько эпизодов из многих. Герои прорыва Штурмовая группа, в которую входил красноармеец-стрелок Дмитрий Молодцов, 13 января должна была обойти тяжелую артиллерийскую батарею немцев с фланга и захватить ее. Бойцы ползли по глубокому снегу. Путь им преградил пулеметный огонь с высоты, которую красноармейцы называли Подснежником. Молодцов не растерялся, с тыла подполз к немецкой огневой точке и попытался забросать дзот гранатами. Тщетно: немцы продолжали обстрел.
Тогда Молодцов бросился своим телом на вражеский пулемет, приняв огонь на себя. Его товарищи бросились в атаку и захватили батарею. Вскоре его подвиг повторил командир пятой роты 533-го полка 128-й стрелковой дивизии старший лейтенант Яков Богдан. Группа штурмовиков Ил-2 в воздухе Фото: waralbum. Их встретил огонь зениток. Ил-2, которым управлял летчик Иван Пантелеев, загорелся. Пламя подбиралось к кабине, но пилот вместе со стрелком Петром Сологубовым продолжали атаковать вражеские позиции.
Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов. Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов.
Поезда над водой и в воде Тем временем в Шлиссельбурге в 500 метрах ниже по течению Невы от низкого моста уже началось строительство еще одного, на этот раз высоководного железнодорожного моста через Неву. Мост должен был заменить первую переправу, под его пролетами должны были свободно проходить небольшие суда, а для больших судов и кораблей был предусмотрен разводной пролет. Строительство железнодорожного моста на свайных опорах-2 Мост длиной 852 метра и высотой более 8 метров под вражеским огнем строили воины-железнодорожники и около тысячи человек из числа местного населения. Движение по мосту было открыто утром 19 марта 1943 года. Но старую переправу решили не разбирать: из-за постоянных повреждений от снарядов и бомб новый мост выходил из строя, и тогда железнодорожные составы направлялись на первый мост-дублер. Были, конечно, и здесь повреждения, но они быстро устранялись. А через 15 суток воины-железнодорожники восстановили и постоянный мост». С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага.
Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава.
Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар.
Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда
Юлия Львовна, начальник научно-просветительского отдела Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, куратор музейного форума «Дневные звезды». 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет. 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет. В ходе операции "Искра" по прорыву блокады Ленинграда зенитчики ПВО сбили 32 самолета противника. Эта история о талантливых инженерах и бесстрашных женщинах, которые смогли прорвать энергетическую блокаду Ленинграда. Таким образом, после семидневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда».
Блокада Ленинграда
Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Юлия Львовна, начальник научно-просветительского отдела Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, куратор музейного форума «Дневные звезды». в материале РИА освобождения от блокады ЛенинградаВ январе отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год).
Прорыв и снятие блокады Ленинграда: как это было?
Сегодня отмечается героическая дата – 79 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. Фото: РИА Новости/Александр Бродский Это действительно была незабываемая встреча — встреча двух фронтов, прорвавших блокаду Ленинграда. 18 января 1943 года в ходе наступательной операции "Искра" Красная Армия частично прорвала блокаду Ленинграда, но битва за город продолжалась, став самым длительным сражением Второй мировой – оно шло более трех лет.
Первая искра победы: как Красная армия прорвала блокаду Ленинграда
Подписаться Прорыв Блокады Ленинграда. И пусть город ещё был в кольце, люди гибли от голода и холода, но появилась надежда, что этот ад скоро закончится. Полностью Блокада была снята только через год, в конце января 1944-го. В Санкт-Петербурге сегодня праздник и я хочу просто присоединиться к поздравлениям. Не так уж и много сейчас осталось живых свидетелей тех событий. Я прошу вас, осмотритесь вокруг, помогите им чем можете.
Так как при штурме Ленинграда ожидались большие потери личного состава с обеих сторон, вражеское командование принимает решение попросту уморить мирных жителей голодом. Тем самым минимизировав для себя потери. Поэтому во время Ленинградской битвы основной целью армии Советского Союза было прорвать кольцо блокады. Блокада Ленинграда Блокадное кольцо Ленинграда В городе с самого начала не было достаточных запасов пищи. И это было известно как советскому, так и немецкому командованию. В городе хлебные карточки ввели ещё до начала осады Ленинграда. Сначала это было только превентивной мерой, и норма хлеба была достаточной — 800 граммов на человека. Но уже 2 сентября 1941 года она была снижена блокадное кольцо было замкнуто 8 сентября , а в период с 20 ноября по 25 декабря норму урезали до 250 граммов хлеба рабочим и 125 граммов служащим, детям и иждивенцам. Единственной связующей ниточкой осаждённого города со страной были берега Ладожского озера. По нему, сначала на судах, а позже по льду, в город доставляли продукты. Этим же путём продолжали эвакуироваться жители блокадного Ленинграда. Этот путь по Ладожскому озеру знали, как Дорогу жизни. Но, при всех стараниях и героизме работавших там людей, поток этот был недостаточным для спасения города. Хотя благодаря ему и удалось спасти тысячи и тысячи жизней. Передвижение по нему само по себе сопряжено с огромными опасностями. Кроме того, приходилось постоянно опасаться ударов вражеской авиации. Дорога по Ладожскому озеру — «Дорога жизни» События 1941 года Несмотря на то, что в это же самое время разворачивалось масштабное наступление вермахта, вылившееся в битву за Москву, Ленинградскому фронту Ставка Верховного Главнокомандующего уделяла не меньшее внимание. Сталин передал личный приказ любой ценой воспрепятствовать захвату Ленинграда. Жуков до солдат эту мысль донёс максимально просто. Он объяснил, что семья любого, кто самовольно покинет свою позицию или поддастся панике, будет расстреляна. Ещё до того, как кольцо вражеской блокады сомкнулось, было прервано железнодорожное сообщение Ленинграда и остальной страны. Поэтому 54-я армия получила приказ начать наступление в направлении посёлка Мги, чтобы завладеть железнодорожным участком и восстановить связь с Ленинградом. Пока армию перетягивали на это направление, немцы завладели Шлиссельбургом, замкнув этим кольцо окружения. В связи с этим, задание 54-ой армии сразу изменили. Они должны были прорвать блокаду, пока немецкие части не успели основательно укрепиться. Действовать начали немедленно. Десятого сентября советские солдаты стали наступать на противника. Они смогли отбить несколько участков земли, но спустя всего лишь два дня мощными контрударами противника были отброшены на исходные позиции. День за днём красноармейцы возобновляли атаки. Они нападали в разное время, и пытались пробиться через разные участки фронта. Но всё было безуспешно. Прорвать вражескую блокаду не удалось.
Это событие и считается моментом снятия блокады Ленинграда. Операция "Искра" Изначально операцию "Искра" назначили на 1 января, но потом она была перенесена на 12 января, так как Нева еще не замерзла. Советское командование, размышляя о разных методах и совершая ошибки, на протяжении долгого времени искало место прорыва и приняло решение наступать в самом узком месте гитлеровской обороны — в "бутылочном горле" у Ладоги. Именно в этом месте всего 14 километров разделяли блокадное кольцо с Большой землей. Суть операции заключалась в следующем: было необходимо встречными ударами Ленинградского - с запада, и Волховского - с востока разбить группировку немецких войск, что нашим бойцам и удалось. Итоги операции "Искра" Коридор, пробитый советскими войсками, сделал возможным восстановление прямой сухопутной связи Ленинграда с другой частью страны. Благодаря прорыву блокады смогли увеличить подачу электроэнергии в Ленинград, также наладили поставки хлеба и другого продовольствия. Это позволило поднять нормы выдачи продуктов населению. Кроме того, в результате операции было уничтожено семь пехотных дивизий вермахта.
Силам Ленинградского и Волховского фронтов надлежало встречным ударом окружить противника в районе Тосно. Войскам Волховского фронта поначалу удалось добиться серьезного успеха — вбить клин между немецкими соединениями и даже окружить на время часть их войск. Но наступление быстро захлебнулось — сказывались ограниченные возможности по снабжению, тяжелейшие погодные условия напомним, что на дворе была чуть ли не самая суровая и снежная зима в ХХ веке и общий недостаток сил. Войска пробивались через болотистые леса, оплачивая кровью каждый шаг. Их целью была Любань, захват которой поставил бы немцев в безвыходное положение, а город получил бы железнодорожное сообщение. Но победа так и не была достигнута. В середине марта немцы нанесли контрудар и отрезали вырвавшиеся далеко вперед части 2-й ударной армии Волховского фронта. Началась весенняя распутица, растаявшие болота превратились в гигантские ловушки, снабжение окруженных советских войск стало невозможным. Результатом стала трагическая гибель Второй ударной армии. Эта попытка наступления обошлась Красной Армии очень дорого. С 7 января по 30 апреля 1942 года она потеряла убитыми и ранеными более трехсот тысяч человек. Между тем над Ленинградом нависла новая угроза. Немецкое командование разработало операцию «Северное сияние». Её целью было наступление в районе Ладожского озера. По плану к началу сентября 1942 г. Этот план был сорван благодаря еще одной попытке прорыва блокады, известной как Синявинская операция.
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
День прорыва блокады Ленинграда (18 января) и день снятия блокады Ленинграда (27 января) в календаре памятных дат разделены 10 днями, а на самом деле между ними прошел год. С 12 по 30 января 1943 года силами двух советских фронтов – Ленинградского и Волховского – проводилась наступательная операция «Искра», целью которой было прорвать блокаду Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда явился переломным моментом в битве за город на Неве. Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года, на 79-й день Великой Отечественной войны. Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. Однако и командованию Ленинградским фронтом прорвать блокаду не удалось.