Сегодня в России уделяется особое внимание инженерному образованию, однако МГУ все равно считает необходимым введение в вузах новой специальности. Нехватка квалифицированных инженеров летом 2023-го наблюдается во всех отраслях промышленности РФ. Министерство науки и высшего образования подвело итоги конкурса среди вузов, на базе которых появятся передовые инженерные школы, где будут готовить «инженеров будущего». В ВУЗах России резко возросло число бюджетных мест по инженерным специальностям. Инженер — это игра вдолгую, это вклад в профессию, которая будет лежать в основе любых трендов.
Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
«Северный город» – В российских вузах более чем на тысячу увеличено число бюджетных мест на инженерных специальностях на будущий учебный год. В ВУЗах России резко возросло число бюджетных мест по инженерным специальностям. Конкуренция за профессионалов инженерных специальностей уже высока и будет усиливаться. Кадастровый инженер (ведущий специалист). Свыше 340 тысяч девушек-студенток страны сегодня учатся в вузах на факультетах инженерных специальностей, что составляет четверть от общего числа будущих инженеров.
Лучших инженеров-проектировщиков выберут на конкурсе "Московские мастера"
Надо сказать, что количество абитуриентов в вузах, которые подают заявление на инженерные специальности, достаточно быстро растет. Конкуренция за профессионалов инженерных специальностей уже высока и будет усиливаться. В 2024/25 учебном году на инженерные направления отводится 254 081 бюджетное место — это на 2 263 места больше, чем в прошлом учебном году. В результате выпускники, которые изначально собирались на инженерные направления, могут сделать выбор в пользу других специальностей, чтобы не сдавать экзамен по физике.
В стране приступят к формированию инженерной элиты
Главный технолог предприятия Николай Маркин считает, что профессия инженера-технолога очень распространена в любом производстве. Предложение о сдаче трёх профильных ЕГЭ для поступления на инженерные специальности прокомментировали в Рособрнадзоре. Как отметили в пресс-службе Рособрнадзора, «сдача трех профильных экзаменов на все инженерно-технические специальности может быть оправданным шагом. Многие жалуются о невысокой зарплате инженерных специальностей в России. В 2023 году планируется увеличить бюджетную квоту по инженерным специальностям на 835 мест.
Минобрнауки: в 2023 году увеличивается число бюджетных мест в вузах по инженерным специальностям
Востребованность инженеров на рынке труда высокая, что относится к главному преимуществу этой специальности. – Текущие изменения в российской экономике действительно могут привести к росту потребности в инженерных специальностях на предприятиях». Согласно исследованию сервиса по рекрутингу , профессия инженера вошла в топ-3 самых востребованных на рынке труда в России за последние три года. Такие инженеры должны сочетать в себе базовые инженерные компетенции, знания и навыки в области IT и бизнеса, а также метакомпетенции.
Минобрнауки: в 2023 году увеличивается число бюджетных мест в вузах по инженерным специальностям
Популяризовать инженерную специальность «Для популяризации профессии инженера надо действовать быстро, используя все возможности информационных технологий, — уверен декан факультета бизнес-информатики и управления комплексными системами НИЯУ МИФИ Александр Путилов. Умной тратой денег на такую массовую пропаганду сдвинуть проблему с мертвой точки можно быстро». Для повышения популярности профессии инженера важно также проведение научно-популярных и соревновательных мероприятий среди студентов и работников инженерных специальностей — по аналогии с ИТ-хакатонами. Это может помочь не только привлечь изобретательных и активных специалистов, но и найти эффективные и нестандартные решения разнообразных проблем. Пример подобных инициатив — инженерный хакатон Yadro SoC Design Challenge для студентов старших курсов, который с 2022 г. В рамках хакатона участники могут прокачать навыки проектирования современных микропроцессоров на базе архитектуры RISC-V и попробовать свои силы в решении практических задач маршрута проектирования системы на кристалле СнК по пяти направлениям. Еще один пример — Всероссийские соревнования по перспективным направлениям развития радиосвязи «Радиофест-2024». Соревнования для студентов и аспирантов технических вузов страны проводятся с 2019 г. Усилить акцент на физику в вузах На предприятиях жалуются на дефицит высококвалифицированных инженеров и просят государство увеличить количество бюджетных мест в технических вузах.
Оно было увеличено: в июне 2023 г. Ольга Петрова сообщила, что вузы окончили 915 тыс. Несмотря на это, к большинству из выпускников у работодателей возникают вопросы. Хорошего инженера невозможно представить без хорошего фундаментального образования, которое заключается прежде всего в глубоком понимании математики, физики , химии , материаловедения. При этом с физикой у российских выпускников школ и вузов настоящие проблемы. С тех пор, отмечают представители отрасли, уровень выпускников вызов серьезно упал. Евгений Максимов, директор по развитию экосистемы и образовательных инициатив Yadro, говорит, что для подготовки инженеров требуются именно фундаментальные науки, и по этому «олдскульному» пути, например, идут на факультете вычислительной информатики и кибернетики МГУ в том числе поэтому считается, что туда поступить невозможно. А вот в МФТИ экзамен по физике сделали опциональным.
Добавлю, что физика требует гораздо больших усилий по популяризации, чем, к примеру, информатика и программирование. Ее тяжело преподавать удаленно, тут нужен тот же подход, что и на уроках труда». Обеспечить вузы инфраструктурой Чтобы вывести подготовку студентов на качественно новый уровень, требуется также развитие научно-технологической инфраструктуры: оснащение вузов и научных организаций оборудованием и ПО для выполнения НИОКР по передовым направлениям, уверен Алексей Переверзев. Дело в том, что обучение будет эффективным лишь в том случае, если оно носит прикладной характер — студентам нужно осваивать современное технологическое оборудование, которое сегодня используют на предприятиях.
Очевидное последствие такой реформы — снижение грамотности у выпускников, поступающих на инженерные специальности, добавил Панин. Если ЕГЭ по русскому языку не будет играть большой роли при поступлении, то не только подготовке к экзамену, но и самому предмету школьники будут уделять меньше внимания. С физикой быстро таких результатов достичь не удастся. Соответственно, снизится и рейтинг школ, который формируется в том числе с учётом среднего балла ЕГЭ, — отметил Виктор Панин. Ректоры вузов в целом поддерживают предложения министров.
Их аргумент прост: при обязательности русского языка в технические вузы за счёт высокого балла по этому предмету проходят абитуриенты с низкими баллами по физике или математике. При наличии выбора между информатикой и физикой большинство поступающих выбирает экзамен по первому предмету, и университеты сталкиваются с тем, что студенты массово не знают физики. Достоинство реформы заключается в том, что вузы будут набирать студентов с более высокими баллами по профильным предметам, но обратная сторона медали — усугубление проблемы недобора поступающих, заметил член приёмной комиссии одного из технических вузов Николай. Об изменениях объявляют всего за год, непонятно, когда будет подписан окончательный приказ. Физика — сложный предмет, за такой срок подготовиться к экзамену проблематично, если есть серьёзные пробелы в знаниях. В результате выпускники, которые изначально собирались на инженерные направления, могут сделать выбор в пользу других специальностей, чтобы не сдавать экзамен по физике. В любом случае в первые годы после реформы проходной балл на инженерные специальности снизится». Николай член приёмной комиссии технического вуза Формированию любви к физике и увеличению престижа инженерных специальностей обязательный ЕГЭ по этому предмету никак не поможет, уверен репетитор по физике Сергей Горбатенко. К тому же массовые школы и вузы сейчас оторваны друг от друга, и даже очень высокий балл ЕГЭ по физике не гарантирует, что выпускник будет легко осваивать дисциплину в вузе.
В результате, по словам Седнева, приходится тратить семестр или даже целый учебный год, чтобы выровнять знания внутри групп. Как будут реанимировать школьную физику Решение проблемы предложил Сергей Кравцов. По его мнению, для инженерных факультетов стоит установить три обязательных экзамена — профильную математику, информатику и физику то есть не в качестве альтернативы, а всё вместе.
Ректоры, принявшие участие в совещании, высказались в поддержку этой идеи. Документ предполагает, что такой перечень экзаменов введут в инженерно-технических вузах уже в 2024 году, а с 2025-го — во всех университетах, где есть такие направления подготовки. Правда, похоже, разработчики инициативы не учитывают риск того, что при таком раскладе желающих поступать на инженерные направления может стать совсем мало их и сейчас-то меньше, чем хотелось бы , из-за чего на бюджетные места проходят ребята с низкими баллами ЕГЭ.
Ведь всего за пару лет вряд ли возможно массово улучшить ситуацию с физикой в школах. Такое мнение выразил и автор телеграм-канала «Наука и университеты» Евгений Белый: «Послушайте, это, конечно, здорово — заставить всех сдавать дополнительный ЕГЭ. Только и сейчас, когда есть информатика как альтернатива физике, аншлага при поступлении на инженерные специальности не наблюдается.
Опасаемся, что в случае реализации предложения ректора с набором будущих инженеров станет совсем плохо». Кстати, в сентябре идею принимать на инженерные специальности по результатам трёх указанных ЕГЭ уже высказывали на встрече президента с руководителями передовых инженерных школ и представителями региональных властей.
Он заявил, что РФ поддержит решения референдумов ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областей, объявил о частичной мобилизации в России, назвав это решением, которое в полной мере адекватно актуальным угрозам, а также сказал, что в случае угрозы территориальной целостности стране, РФ использует все имеющиеся средства.
Самые востребованные инженерные специальности в России
В 2020 году во время пандемии президент встречался с правлением РСПП, а участники проходившего одновременно в удаленном режиме съезда наблюдали за его выступлением онлайн. Нынешний съезд, 33-й по счету, несколько раз переносился. Сначала мероприятие было запланировано на февраль, затем несколько раз менялась точная дата его проведения в апреле. Такое внимание к ситуации говорит о том, что координация всех уровней власти и ведомств, призванных устранять последствия ЧС, выйдет на качественно новый уровень», — сказал газете ВЗГЛЯД политолог Алексей Мартынов. Ранее Владимир Путин провел совещание по вопросам ликвидации последствий паводка. Обсуждалась ситуация с временным перемещением людей, выплатами компенсаций, восстановлением жилья и медицинским сопровождением субъектов. Он четко и конструктивно указывал на допущенные в ходе борьбы со стихией ошибки. Думаю, уже в ближайшее время они будут устранены», — сказал Алексей Мартынов, директор Института новейших государств. Его задача — создать эффективную, слаженную систему, которая будет трудиться на благо пострадавших граждан. Особо ценно то, что президент уделил много внимания проблемам простых людей», — акцентирует собеседник.
По его мнению, после победы над текущим паводком будет проведена тщательная работа над ошибками. В среду Владимир Путин провел совещание по вопросам ликвидации последствий паводка. Президент подчеркнул, что наиболее сложная ситуация сохраняется в Оренбургской области, где ряд населенных пунктов до сих пор подтоплен. Главное, чтобы проблемы, с которыми люди сталкиваются, в том числе чрезвычайного характера, эффективно решались, чтобы к людям прислушивались, на их обращения своевременно и по делу реагировали, чтобы вся система публичной власти страны работала слаженно и четко», — з аявил президент. Кроме того, глава государства потребовал проиндексировать компенсации пострадавшим при чрезвычайных ситуациях и решить вопрос с дополнительными отпусками. По его словам, в настоящий момент размер выплат составляет лишь 10, 50 или 100 тыс. Путин также дал указание регулярно докладывать ему о ходе восстановления пострадавшего жилья. Статистика первых месяцев текущего года показывает, что он продолжает демонстрировать хорошие темпы», — отметил Путин, передает ТАСС. Отмечается, что глава государства в течение более чем двух часов беседовал с представителями различных отраслей экономики.
Он также ответил на вопросы бизнесменов в открытом формате, передает ТАСС. Перед этим президент прибыл в Московский дом музыки, где проходит съезд Российского союза промышленников и предпринимателей РСПП.
Я должен был отлаживать и проверять печатные платы после монтажа. Там я получил первые навыки работы с измерительными приборами, но на этом все. Работа была в основном по уже написанным инструкциям, никакого творчества и разработки. Было интересно искать неисправности, но у меня это получалось плохо, так как на тот момент практически не было навыков работы с электроникой. На предприятии я работал со второго по четвертый курс, сначала только летом, потом стал приходить один-два раза в неделю. Получал несколько тысяч рублей в месяц. Однажды, когда учился на четвертом курсе, я не успел вовремя защитить какую-то лабораторную работу, пришел на пересдачу.
Поскольку студентов было много, решил не вставать в очередь к знакомому преподавателю и сел к аспиранту, которого видел в первый раз. Это был мой будущий начальник. Он только что вступил в должность руководителя сектора на госпредприятии, и в его подразделении, кроме него, не было ни одного сотрудника, в тот момент он набирал штат. Ему понравилось, как я отвечаю на вопросы, и он пригласил меня на собеседование, единственного со всего потока.
Эксперт рассказала, как сделать компьютерные игры полезными для детей 24. Они помогают улучшить когнитивные способности и развивают воображение. О том, какие еще плюсы есть у компьютерных игр, рассказала методист Яна Новикова. Например, игры формируют стратегическое мышление, ведь для победы нужно построить стратегию игры.
Источник: пресс-служба администрации Краснодарского края Сертификаты учреждениям-победителям вручили в рамках хакатона «Инженерные классы: старт в будущее» в школе No17 Кореновского района. В рамках церемонии отметили, что инженерные специальности являются очень востребованными. Учреждения, где появятся новые классы, будут тесно взаимодействовать с техническими вузами и индустриальными партнерами.
Профессии Ростеха: инженер по подготовке производства
Даже в благополучной с точки зрения заработков добывающей промышленности квалифицированного специалиста найти непросто. Выпускники технических вузов предпочитают оставаться в крупных городах и работать там кем угодно, хоть официантами, лишь бы не ехать в Сибирь и на Дальний Восток, где сконцентрировано большинство месторождений» - рассказал «Форпосту» управляющий директор компании «Полюс Алдан» Алексей Носков. Большинство прогнозов по трендам глобального бизнеса сегодня сходятся на том, что роль реального сектора экономики продолжит возрастать, а значение финансового капитала и дальше будет сокращаться. Цена труда в экономике, в конечном счёте, определяется уровнем добавленной стоимости в той или иной отрасли. Но даже опережающий рост материального стимулирования не решит проблемы дефицита профессионалов с востребованными компетенциями.
Так, в 2020 году в республике создан первый в России региональный Координационный совет по поддержке работающей молодежи. Он создает благоприятные условия для трудоустройства, профессионального и личностного развития работающей молодежи. Согласно опросу, молодежь обращает внимание на три основные составляющие: уровень заработной платы, улучшение жилищных условий и создание условий для быстрой адаптации и дальнейшей самореализации молодежи. Сегодня на предприятиях эффективно работает институт наставничества.
Наставник объясняет тонкости производственных моментов и важные элементы корпоративной политики. Ведь молодежь представляет собой крупнейшую социальную группу и является тем важным ресурсом, от которого зависят темпы и качество развития предприятий, — говорят в Электропрофсоюзе РТ ВЭП. Советник председателя молодежного правительства при кабинете министров Республики Татарстан по вопросам реализации государственной молодежной политики Дмитрий Иванов отметил, что популярность рабочих и инженерных профессий заметна по количеству желающих и участвующих в WorldSkills и WorldSkills Juniors. Мы стараемся популяризировать среди молодежи рабочие специальности. Для этого проводим для них экскурсии на промышленные предприятия, — сказал Дмитрий Иванов. Ежегодно Казанскую ТЭЦ-3 в рамках Всероссийской акции «Неделя без турникетов» посещают первокурсники Казанского государственного энергетического университета. Ежегодно Казанскую ТЭЦ-3, входящую в энергокомпанию «ТГК-16» , в рамках Всероссийской акции «Неделя без турникетов» посещают первокурсники Казанского государственного энергетического университета. Начинать нужно с малого, не бояться нового, постоянно учиться и на практике искать ответы.
К нам трудоустраиваются молодые люди, которые занимают потом первые места на профессиональных конкурсах. Они доказывают свое мастерство, навыки на практике, постоянно обучаются, — отмечает генеральный директор ТГК-16 Эдуард Галеев.
Все новости Ленинградской области онлайн в Фейсбуке.
Ron Hubbard Library» «Библиотека Л. Минина и Д.
В любом случае в первые годы после реформы проходной балл на инженерные специальности снизится». Николай член приёмной комиссии технического вуза Формированию любви к физике и увеличению престижа инженерных специальностей обязательный ЕГЭ по этому предмету никак не поможет, уверен репетитор по физике Сергей Горбатенко. К тому же массовые школы и вузы сейчас оторваны друг от друга, и даже очень высокий балл ЕГЭ по физике не гарантирует, что выпускник будет легко осваивать дисциплину в вузе.
То есть проблема не в том, что надо отменять ЕГЭ по русскому, — необходимо отменять ЕГЭ как таковой и восстанавливать связь «школа — вуз», чтобы успешные ученики были готовы к получению высшего образования, а не тратили все выпускные классы на натаскивание на госэкзамены. Без этого вузы будут набирать студентов вроде как с высокими баллами по профильным предметам, но потом всё равно хвататься за голову. По мнению Горбатенко, если предложение министра будет реализовано, произойдёт и передел влияния на рынке репетиторства. Учителя русского языка станут менее востребованными, а спрос на физиков возрастёт. К ЕГЭ по русскому языку многие готовятся сами или с помощью онлайн-курсов, с физикой ситуация сложнее — там процент обращений к репетиторам для подготовки к экзаменам выше, — объяснил преподаватель.
Учителя и родители неоднозначно отнеслись к планируемой реформе. В школах не исключают, что масштабные изменения вновь придётся проводить в сжатые сроки. Это отразится на общем рейтинге школы, в первую очередь — на тех школах, где много детей планируют поступать на инженерные направления. Кроме того, в последние годы во многих школах массово вместо физмат-классов открывались IT, экономические классы и классы «Матвертикали», где физика не была профильным предметом. Во многих учебных заведениях сейчас недостаточно сильных физиков, за один год решить проблему и перестроить систему не удастся.
Учителя из регионов говорят о том, что для их школ проблемой скорее станет необходимость сдавать информатику.
Приоритет 2030
- Описание профессии
- Публикации
- Самые востребованные инженерные специальности
- В возможности решить проблему с инженерами в России усомнились: Госэкономика: Экономика:
Рынок труда: профессия инженера снова приобретает популярность
Доклад: «Построение системы профориентационной деятельности — необходимое условие успешной работы колледжа»; Виктория Плотникова, начальник Учебного центра, начальник отдела развития персонала ПАО «ТГК-1». Доклад: «Создание инженерных классов на базе промышленного предприятия»; Елена Галушко, российский предприниматель и политический деятель. Доклад: «Невидимая сторона инженерных профессий»; Анатолий Кутузов, член Регионального совета, заместитель председателя Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей России. Доклад: «Реализация молодежной политики в области технического образования и подготовки квалифицированных кадров»; Алексей Бычков, заведующий отделением информационных технологий СПб ГБПОУ «Петровский колледж».
Доклад: «Практическая подготовка как инструмент профессиональной идентификации обучающихся»; Владимир Мителенко, директор Центрального музея железнодорожного транспорта России. Доклад: «210 лет старейшему научно-техническому музею страны — хранителю инженерного наследия России»; Александр Ольховский, член Совета директоров Санкт-Петербургского Союза предпринимателей, эксперт Комитета по экономической политике и стратегическому развитию России. Доклад: «Новая молодежная политика: миф или реальность?
Далее, участники посетили круглый стол «Технологический суверенитет», модераторами которого выступили д. Спикеры обсудили вопросы импортозамещения технологий и оборудования, а также трансформацию образовательной системы страны с целью достижения импортонезависимости. В рамках деловой программы конференции сотрудники Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» СПбПУ — директор Института передовых производственных технологий Валерий Левенцов и старший преподаватель Владислав Терещенко — провели мастер-класс «Бережливое производство — базовая компетенция инженерной профессии».
На мастер-классе Валерий Левенцов представил компьютерный тренажер Digital Lean, помогающий студентам и сотрудникам промышленных предприятий в игровой форме освоить методы поиска и устранения потерь, повышения операционной эффективности производства, применить полученные знания на практике, решить проблему неадекватного распределения нагрузки на предприятии, недостатка мотивации и включенности сотрудников и низкого уровня системности в операционной деятельности. Мы устраиваем чемпионаты, ведь тренажер одновременно могут проходить более тысячи игроков. Если же участникам интересно изучить, какие потери на производстве и инструменты для их устранения существуют, то для данной задачи мы разработали также онлайн-курс.
Они нужны организациям, где работа строится на разработке приложений или систематизации нескольких серверов. В основном в них нуждаются ИТ-гиганты, а стартапы могут обойтись и без DevOps. Эта профессия считается новой, поэтому к специалистам нет четких требований.
Стать ИТ-инженером может разработчик и сисадмин, немного развив уже имеющиеся навыки. Отвечает за разработку деталей и конструкций, выполнение расчетов, составление технических условий производства. Контролирует производственный процесс и сдачу готовой конструкции в эксплуатацию.
Работают такие специалисты в компаниях различных отраслей и размеров. Инженер-конструктор относится к профессиям умственного труда. В процессе выполнения должностных обязанностей важна хорошая память, концентрация внимания, любознательность, аналитический склад ума.
В обязанности сотрудника входит знание и применение стандартов изготовления технических изделий, соблюдение техники безопасности. Это направление инженерии сохраняет высокую востребованность на рынке труда, поэтому специалисты с опытом конструктирования не остаются без работы. Отвечает за разработку и внедрение технологических процессов, определение порядка выполнения работ, включая обработку деталей и сборку изделий.
Технолог занимается производственным процессом, контролирует нагрузку оборудования, выполнение персоналом поставленных задач. Также в его ответственность входит расчет нормативов материальных затрат и экономической эффективности применяемых технологических процессов. У инженера-технолога преимущественно физический труд.
Поэтому специалист должен иметь крепкое здоровье, хорошую выносливость и физическую силу. Из личных качеств требуется организованность, самостоятельность, высокий уровень ответственности.
В конце марта глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявлял на итоговой коллегии, что совместная специальная программа по развитию интереса школьников к инженерному образованию, которую готовят Министерство просвещения России и Министерство науки и высшего образования РФ, находится «в высокой степени готовности». Спецпрограмма будет затрагивать такие учебные предметы, как физика, математика, химия, биология и информатика.
В настоящее время создается масштабная лаборатория для испытания аккумуляторов и электродвигателей, планируется развитие интеллектуальных систем и робототехники цеха автомобилестроительных предприятий роботизированы и способны перестраиваться на производство новых моделей. Все это обеспечило условия для получения Московским политехом гранта в рамках программы «Приоритет 2030» за проект «Доступный электромобиль». Информация о гранте опубликована на сайте Минобрнауки РФ 23 декабря. В 2021 году мы выиграли только базовую часть гранта, это около 100 миллионов рублей. В этом году мы сумели войти в специальную часть гранта и получили дополнительно 351 миллион рублей. Но важны не столько цифры, сколько признание тех результатов, которые мы представили», — отметил ректор Московского политеха Владимир Миклушевский. Теперь главная цель — перейти от прототипов опытных, экспериментальных моделей к образцам электромобилей, которые будут приняты в серийное производство. Концентрация усилий на производстве именно такого вида транспорта, по словам Владимира Миклушевского, осознанна и закономерна: в этом направлении развивается весь мир, и совершенно очевидно, что это будущее автомобилестроения — как легкового, так и грузового. Есть целый ряд технологических факторов, которые однозначно говорят в пользу этого направления: простота управления, переход на беспилотники, экологичность.
Планируется открыть виртуальную лабораторию по 3D-моделированию с использованием сложного программного обеспечения. Все это требует серьезной перестройки подготовки инженеров, и начинать, как убежден Владимир Миклушевский, следует со школы — именно там технические вузы должны отбирать способных и мотивированных абитуриентов. Во-первых, для того чтобы учиться на таком сложном направлении, как инженерное, надо хорошо знать физику и математику, во-вторых, если мотивации нет, скорее всего, человек вряд ли будет учиться, ему будет неинтересно», — отметил Владимир Миклушевский. Здесь стоит сделать небольшое отступление и напомнить, какие дискуссии ведутся сейчас в профессиональном сообществе вокруг преподавания физики в школе и критериев приема в вузы на инженерные специальности.