последние известия.
Фундаментальная история Ичкерии
единый народ», отображает историческую судьбу народа. Ни новое, ни старое названия населением не использовались, поскольку «Чечня» — тюркское слово, а «Ичкерия» — кумыкское; вместо них используется местное самоназвание «Нохчийн» (к тому же историческая область Ичкерия расположена на юге Чечни и не охватывает всю её. Идентификационная карта Чеченской Республики Ичкерия, Новые граждане Ичкерии, Новые граждане Ичкерии, Паспорт и деньги. Верховная рада признала независимость «Чеченской Республики Ичкерия». Депутаты назвали ее территорией, «временно оккупированной Россией в результате вооруженной агрессии». Верховная Рада Украины признала независимость Чеченской Республики Ичкерия (террористическая организация, запрещена в Российской Федерации), передает «Коммерсантъ». кери (ис-девять и кери -внутренняя часть, сторона (например: куьг кери — внутренняя часть ладони руки, чеч.) историческая и центральная область девяти тукхумов (обществ, племён) чеченцев.
В Чечне осудили новые учебники истории. Мединский пообещал «привести всё в порядок»
Ичкерия (историческая область) историческая область на юго востоке Чечни. Верховная рада признала "суверенитет Ичкерии" (запрещенная в России террористическая организация); В политическом постановлении говорится, что Россия якобы "оккупировала" Чеченскую Республику. Украинские законодатели озаботились судьбой Чечни. Причём настолько, что в Раду внесён законопроект о признании суверенитета чеченской республики Ичкерия*. кери (ис-девять и кери -внутренняя часть, сторона (например: куьг кери — внутренняя часть ладони руки, чеч.) историческая и центральная область девяти тукхумов (обществ, племён) чеченцев.
Нашх – историческая область на западе Чечни
Кадыров напомнил депутатам Рады, что Ичкерии давно не существует Вера Белоусова Империя Глава Чечни предложил им признать Плутон планетой Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал новость о внесении в Верховную раду украинскими депутатами законопроекта о признании В Верховную раду внесен законопроект о признании независимости Ичкерии Документ опубликован 11 июля 2022 года так называемой Чеченской республики Ичкерия террористическая организация, запрещена в РФ уморительной. Он напомнил, что этой самой Ичкерии давно не существует. Люди добрые, донесите до этих чудаков важное сообщение: пока они блуждают во временном пространстве, потеряв связь с действительностью, Ичкерии даже на бумаге не существует», — сыронизировал Кадыров.
Я знаю, ты помнишь об этом, Но и выполняй заповедь свою.
Я могу быть просто поэтом, Но знаю должность твою. Тебе не страшны потери, До конца пойдёшь в толпу. Ты можешь в себя не верить, Но верь в нацию свою.
Во-первых, они показали, что одобряют представителей террористических организаций, которые фактически были абсолютно нерукопожатны во всем мире из-за похищений и убийств — в том числе жителей Европы. Во-вторых, официальным признанием совершенно фантомных формирований, не существующих в реальности, Верховная рада обесценила и саму себя, и принимаемые ею нормативно-правовые акты. Стало окончательно понятно, что это совершенно опереточный орган, говорить о легитимности которого попросту смешно. До определенного момента провокационный формат деятельности Зе-команды был информационно свеж и приносил ей определенные политические дивиденды, но теперь, похоже, окончательно пересечена «линия неадекватности». Уже в тот момент, когда Зеленский начал требовать от НАТО нанести ядерные удары по России хотя он потом и пытался доказать, что его просто неправильно перевели , можно было понять, что «за рулем» Украины стоят лица совершенно безответственные и невменяемые. Своим же решением о признании давно самораспустившегося и даже в виртуальной сфере непризнанного формирования киевский режим подтвердил это снова. Да и чего еще ожидать от политической команды во главе с человеком, выкладывающим в Интернет видео своих «покатушек» по кабинету, при которых на рабочем столе явственно видны следы белого порошка, объявленные затем «спасательной» командой пиарщиков «бликами от фотографии»?
Проблема в том, что под контролем этих людей находятся значительные арсеналы переданного Западом оружия и три работающие атомные станции плюс замороженная Чернобыльская. Таким образом, имеющихся в распоряжении киевского режима ресурсов хватает на организацию провокации, последствия которой могут ощущаться далеко за пределами Украины. Может быть, на этих деятелей все-таки пора уже набросить «смирительную рубашку»? Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!
Лавры, однако, пожинали другие. Попытка Удугова баллотироваться на пост президента Ичкерии в 1997 году завершилась полным провалом — он смог набрать лишь 1 процент голосов. Обиженный пропагандист решил повторить прежние успехи, поддержав вторжение Басаева в Дагестан в 1999 году, однако переоценил свои силы — на сей раз добиться широкой поддержки местного населения и представителей Запада ему не удалось. Из Чечни Удугов эмигрировал ещё осенью 1999 года, ведя пропаганду издалека. Очевидно, эта осмотрительность и позволила ему оказаться в числе тех немногих деятелей Ичкерии, кто до сих пор жив.
У Удугова часто возникают конфликты с бывшими соратниками — им не нравится роскошный образ жизни пропагандиста, который, по некоторым сведениям, он ведёт в эмиграции. На Западе популярности Удугову не добавляют его откровенно антисемитские взгляды, а также призывы отказаться от либеральных ценностей в пользу исламского фундаментализма. Тем не менее на Западе Удугов официально террористом не признан, что позволяет ему чувствовать себя уверенно и наслаждаться жизнью, путешествуя из стран Ближнего Востока в Европу и обратно. Ахмед Закаев В когорте бывших уголовников и бравых советских военных, составивших костяк руководителей Ичкерии, выпускник Воронежского государственного института искусств Ахмед Закаев выглядит белой вороной. С 1991 года Закаев являлся председателем Союза театральных деятелей Чечни и членом правления Союза театральных деятелей России. Тем не менее Закаев, выступавший за выход Чечни из состава России, в 1994 году занял пост министра культуры Ичкерии. Во время первой чеченской войны Закаев сражался в рядах боевиков, а после заключения Хасавюртовских соглашений вернулся на пост министра культуры. В 1997 году Закаев, очевидно, вдохновлённый примерами голливудского актёра Рональда Рейгана и чешского драматурга Вацлава Гавела, баллотировался на пост президента Ичкерии, но потерпел поражение. В 1998 году Закаев был назначен вице-премьером правительства Ичкерии и в этом качестве встретил начало Второй чеченской войны.
В начале войны Закаев командовал личным резервом Аслана Масхадова, однако затем попал в ДТП, уехал для лечения за границу и в дальнейшем выступал в качестве представителя Ичкерии за рубежом. Отношение к Закаеву в России и на Западе прямо противоположное. В России Закаева обвиняют в причастности к подготовке терактов, пыткам и убийствам. На Западе доказательства этих преступлений считают неубедительными и называют Закаева жертвой политических преследований. Аресты Закаева в Дании и Великобритании завершались отказом в выдаче его России. В итоге Великобритания предоставила Ахмеду Закаеву политическое убежище. Со временем влияние Закаева на террористические группировки в Чечне снизилось практически до нуля. Этому способствовал и острый конфликт Закаева с бывшим соратником Доку Умаровым — убеждённый чеченский сепаратист Закаев отказался признать упразднение Ичкерии и замену её Имаратом Кавказ, считая, что такое решение Умаров принял, находясь под контролем российских спецслужб. В 2010 году Закаев вновь был задержан, на сей раз в Польше, на основании международного ордера на арест по обвинению в терроризме, который был выдан по запросу России.
История Чечни. ЧИАССР в годы ВОВ.
Аслан Масхадов (1951—2005) — полковник, президент самопровозглашенной Чечни-Ичкерии (1997—2005), руководитель подполья. Украинские законодатели озаботились судьбой Чечни. Причём настолько, что в Раду внесён законопроект о признании суверенитета чеченской республики Ичкерия*. Chechen Republic of Ichkeria. Ичкерия (чечен. Нохч-мохк, Нахче-Мохк) — название исторической области на юго-востоке нынешней Чеченской Республики. Москва Работы Арсения Рогинского по истории государственного террора в СССР. Глава Чечни Рамзан Кадыров назвал новость о внесении в Верховную раду законопроекта о признании Ичкерии* уморительной и напомнил, что такого образования давно нет.
Ичкерия (историческая область)
Впоследствии дважды, в 1996 и 1997 годах, в нее вносились изменения и дополнения. Согласно данной Конституции, главой самопровозглашенной республики являлся всенародно избранный президент, он же верховный главнокомандующий. Высшим органом законодательной власти объявлялся Парламент, избираемый, как и президент, сроком на 5 лет. Ни одно государство — член ООН — новую республику не признало.
Разбой, насилие, похищения людей, работорговля, торговля наркотиками — вот что ждало жителей «независимой Ичкерии».
Нашх — удивительный по красоте край. К югу склоны гор пологи, на них до сих пор сохранились следы древних террас, на которых возделывались пшеница, овес, ячмень, овощные культуры. К северу горы становятся высокими, скалистыми, обрывистыми, особенно вдоль течения реки Гехи.
Каменные утесы самой причудливой формы, водопады, естественные пещеры, одинокие сосны на каменистых вершинах придают этой местности чудесный, неземной облик. Речка Гехи узкой змейкой серебрится на дне глубокой пропасти, потом вдруг исчезает под землей, чтобы снова появиться на поверхности. Нашх — это страна цветов. Такого обилия и разнообразия цветов, наверное, нет нигде на земле.
Это очень благодатный край, здесь очень много фруктовых садов, густые заросли малины, ежевики привлекают сюда большое количество медведей. При всем этом Нашх совершенно безлюден. Все жители его были высланы в 1944 году, а села разрушены войсками НКВД. Выселение сопровождалось массовыми расстрелами и казнями, в одном только селении Хайбах было сожжено живьем 700 человек.
Многие жилые башни были подожжены и взорваны. И сегодня в Нашхе при большом количестве древних селений почти не осталось памятников архитектуры. В селении Хайбах сохранилось сооружение, которое представляет собой классический тип вайнахской башни с пирамидальной кровлей. Она была построена в XVII веке, а в наше время реставрирована.
На стенах башни много петроглифов, а пирамидальную кровлю завершает белый конусообразный камень — цIурку. К северу от боевой башни — руины комплекса, состоящего из боевой и жилой башни, от него остались только часть стен и отдельные детали. К западу от селения Моцарх, на отвесной стене горы Нашхойн-Лам сохранилось башенное убежище. Оно находится на высоте более десяти метров от склона и представляет собой скальные ниши в три яруса, заложенные камнями, с дверными и оконными проемами.
В прежние времена в таких убежищах пастухи и путники укрывались от случайных нападений или могли жить кровники, скрываясь от мести врагов. Такие гостиницы обычно строились у родников и представляли собой небольшой домик с камином или очагом, в котором могли переночевать два-три человека. Они предназначались для странников, охотников и пастухов.
В Мужгане, к примеру, находятся объекты историко-культурного наследия, солнечные могильные склепы, жилые и боевые башни», — говорится в сообщении.
Также уточняется, что с 2018 года в Чечне ведется работа по возрождению Галанчожского района. Уверен, в ближайшей перспективе мы превратим Галанчожскую территорию в одну из самых красивых и благоустроенных», — приводятся слова Кадырова в сообщении. Галанчожский район Галанчожский район расположен в центре республики. Он был одним из крупнейших в регионе до депортации 1944 года, в него входило до 140 сел, на юге он граничит с Грузией.
Некоторые эксперты этот документ посчитали фактическим, но не юридическим признанием самопровозглашенной республики. В 1999 году была предпринято вторая попытка — началась вторая чеченская война, к весне 2000 года Чеченская республика Ичкерия была ликвидирована. Масхадов по-прежнему считал себя президентом, в 2005 году его сменил Абдул-Халим Садулаев, а 2006 президентом в изгнании стал Доку Умаров. Признание Ичкерии Несмотря на то, что представительства Ичкерия были открыты в разных государствах — Азербайджане, Литве, Эстонии, Грузии, Турции, Катаре и других — ни одно из государств-членов ООН самопровозглашенную республику не признало. А в начале 2000-х все представительства были закрыты. Представители Ичкерии делали попытки по официальному признанию республики Грузией, но успехом они не увенчались. Представительство Ичкерии на территории этой страны так и не получило дипломатического статуса, никаких подтверждающих документов не было оформлено ни с самой Ичкерий, ни с Россией. В 2000 году представительство Ичкерии было открыто в Исламском Эмирате Афганистан. Ликвидация Чеченской республики Ичкерия Доку Умаров, самопровозглашенный президент Ичкерии, выступил с заявлением об упразднении республики и учреждении Кавказского эмирата 6 октября 2007 года.
Чеченский Аух и западный Прикаспий в источниках и документах (I – сер. XX в.)
Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. Бердяев С. Чечня и разбойник Зелимхан из далеких воспоминаний. Париж, 1932. Prince Soulkhan Baratoff. Histoire de Georgie.
Бибиков М. Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. Научное издание. Ягуб-бек Лазарев. Иордан о происхождении и деяниях Гетов.
Амедэ Тьерри. Гмыря Л. Прикаспийский Дагестан в эпоху великого переселения народов. Морошкин Ф. Историко-Критические Исследования о Руссах и Славянах.
Вингебера, 1842. Макаров Т. Шихалиев Д. Максимов Е. Приложение к Терскому календарю на 1894 год.
Владикавказ, 1893. Гумба Г. Нахи: вопросы этнокультурной истории I тысячелетие до н. Артамонов М. История хазар.
Второе десятилетие. Часть LXXX. Очерки истории СССР в 9 т. Гумилев Л. География, этнография, история.
Очерки древнейшей истории Хазар. VII, 136. Марр Н. VI серия. Коковцев П.
Еврейско-хазарская переписка в X веке. Иваненков Н. Литературно-научное приложение к «Терскому Календарю» 1911 г. Владикавказ, 1910. Гадло А.
Цадасы, 1974. Казбек Г. Библиография сочинений о Кавказе. Иоанн де Плано Карпини. История Монгалов; Вильгельм де Рубрук.
Баширов М. Цукерман К. Кузнецов В. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Владикавказ: Ир, 2002.
Ткачев Г. Владикавказ: Тип. Терского обл. Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды.
Хизриев Х. Статьи и материалы по истории Чечено-Ингушетии Сборник работ аспирантов. Грозный: Чеч. Аккинский диалект в системе чечено-ингушских языков. Грозный, 1959.
Грозный, 1984. Гутнов Ф. Горский феодализм. Часть III. Кидирниязов Д.
Махачкала: Изд. Тифлис: Тип. Главного Управления Наместника Кавказского, 1869. Советская историческая энциклопедия. Кушева Е.
Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Игнациус Н. Русско-чеченские отношения. Сборник документов. Белокуров С.
Сношения России с Кавказом. Потто В. Два века Терскаго казачества 1577—1801. Владикавказ: Электропечатня Тип. Терскаго Областного Правления, 1912.
ЦГА РД. Документы и материалы. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1958. Махачкала: Дагестанское книжное издательство; Институт истории, языка и литературы им. Адам Олеарий.
Суворина, 1906. Надеждин П. Кавказский край. Природа и люди. Тула: Тип.
Дружининой, 1895. Немирович-Данченко В. В море Очерки и впечатления из поездок по низовьям Волги и по Каспию. Т-ва И. Сытина, 1911.
Кавказские заметки. Калоев Б. Бегичев К. Кавказские путешественники прошлых столетий. Иоган Яансон Стрюйс 1670 г.
Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: в 13 т. Канцелярии Главнокомандующего гражданской частью на Кавказе, 1866. Равинский И. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний. Чулков М.
Историческое описание Российской коммерции при всех портах и границах от древних времен до ныне настоящего и всех преимущественных узаконений оной Государя Императора Петра Великого и ныне благополучно царствующей Государыни Императрицы Екатерины Великой. ЦГИА Грузии. Татищев В. История Российская с самых древнейших времен. Сулейманов А.
Топонимия Чечни. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2012. Гаджиев В. Сочинение И. Гербера «Описание стран и народов между Астраханью и рекой Курой находящихся» как исторический источник по истории народов Кавказа.
Семенкович В. Гелоны и Мордва. Материалы и исследования по исторической географии Верховьев Дона и Оки. XXII, 256 с. Желеховской В.
Царь и казак. Канцелярии Главнокомандующего гражданской частью на Кавказе, 1904. Кавказская старина. Выписки из дневника генерал-адъютанта барона Леонтия Павловича Николаи. Тифлис, 1874.
Материалы для истории Кавказской войны. Выписки из дневника генерал-адъютанта, барона Леонтия Павловича Николаи. Военные известия. Берже А. Чечня и чеченцы.
Главного Управления Наместника Кавказского, 1859. VIII, 140, [1] с. Косвена и Х-М. Линевич И. Карта горских народов, подвластных Шамилю с приложениями : ст.
Главного Управления Наместника Кавказского, 1872. Тесаев З. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. II Отделения Собственной Е.
Канцелярии, 1865. Кумыкский энциклопедический словарь. Издание 2-е, дополненное. Махачкала: «Издательство «Дельта-пресс», 2012. Кавказская жизнь.
Хасав-Юртъ отъ собств. Агаев А. Нажмутдин Самурский: политический портрет. Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 1990. Административно-территориальное деление Союза ССР и список важнейших населенных пунктов с хронологическим перечнем постановлений об изменении границ губерний, областей и республик с 1917 до 1929 г.
Издание 8-е. Издательство Народного Комиссариата Внутренних Дел. Волкова Н. Магомедов А. Народы Дагестана.
Махачкала, 2003. Махач-Кала: Орготд. Османов А. Аграрные преобразования в Дагестане и переселение горцев на равнину 20—70-е годы XX в. Айдимир Чиркеевский.
Баддели Д.
Аллах хочет, чтобы Северный Кавказ остался в составе России, защищаемый Россией и сам оказывающий ей защиту. Великобритания будет носиться с Ахмедом Закаевым, как и столетие назад носилась с Чермоевым, лишь по одной причине — чеченская нефть. Именем Закаева британцы захотят легитимизировать свою прошлую сделку с Чермоевым по чеченской нефти. Все это — очень серьезная угроза для мира и безопасности на Северном Кавказе. К сожалению, очень многие русские по национальности люди до сих пор не осознали, что Русский мир — это не мир, где одни только русские, а многонациональное и поликонфессиональное культурное пространство с русским языком в качестве главного», — считает Сайдаев.
Когда в Мариуполь весной прошлого года зашел полк «Ахмат», мариупольцы встретили чеченцев как свою надежду и опору. Полк «Ахмат» до сих пор охраняет мир и покой в Мариуполе. Мы также убеждены в следующем. Победа России над киевским режимом зависит от воли и желания остальных наших сограждан по Российской Федерации, всего русского народа, российских властей. Если не будет этой всеобщей духовной мобилизации на войну до Победы и на Украине окончательно победят силы зла, мы получим второй 1991-й год. Это неверно.
СССР развалился из-за того, что этого захотела тогдашняя партийно-советская верхушка, а одураченный простой советский народ на это согласился. В РСФСР тогда многие считали: вот, отделятся от нас дотируемые за счет России республики Средней Азии, освободившиеся деньги пойдут на русские регионы и колхозники из Богом забытых русских деревень заживут как богатые европейцы. В Средней Азии тогда тешили себя ложными мечтами насчет того, что, если продавать узбекский хлопок или туркменский газ на Запад за доллары, а не в РСФСР за рубли, все кишлаки озолотятся. В нулевых годах ведь были нормальные отношения с Украиной и Западом и жизнь была спокойной и нормальной, не было никакой войны. Уже в 2014 году стало ясно, что мир никогда не станет прежним. В 2014 году невозможное стало возможным.
Нацизм, который считали побежденным в 1945 году, возродился в своем наиболее отвратительном виде на землях некогда дружественной и братской нам Украины. От Победы России, на которую должен настроиться каждый гражданин России — будь это скромный бюджетник или крупный федеральный чиновник, — зависят положительные изменения в жизни нашей общей Родины. В текущей ситуации нужно быть готовыми и к тому, что из-за войны многие аспекты повседневной жизни могут ухудшиться для рядового населения, жить придется труднее. Жить уже и так стало труднее, чем раньше. Некогда тихая и обеспеченная Белгородская область стала прифронтовым обстреливаемым регионом. Вражеские беспилотники барражируют над Москвой.
В Донбассе — безработица и маленькие зарплаты, а цены на продукты, как в Москве, воду дают для населения один раз в три дня.
Кавказская война. Том 1. От древнейших времен до Ермолова II. Редкая ночь проходила без тревоги, ибо, подъезжая к противоположному берегу реки, стреляли они из ружей в лагерь. Нападали на передовые наши посты и разъезды в лесу; где вырубали мы хворост, всегда происходила перестрелка; словом, во всех случаях встречали мы их готовыми на сопротивление. К соседственным лезгинам и другим народам горским послали они просить помощи.
Ермолов Автобиография, написанная А. Ермоловым в 1858 г. Показать список оценивших.
Сразу после этого в боевую готовность были приведены части и подразделения республиканской национальной гвардии, а из Советской армии были отозваны все этнические чеченцы [39]. Противники Д. Дудаева заявили о фальсификации результатов выборов [3]. Планировалось, что спецназ будет вооружён со складов местного гарнизона.
Тем не менее аэродром блокируется гвардейцами Дудаева [3] , выход из самолётов невозможен, поэтому утром 9 ноября самолёты улетают [44]. Лидеры чеченской оппозиции заявили о своей поддержке президента Дудаева как защитника суверенитета Чечни. Временный высший совет Чечено-Ингушетии прекратил своё существование [3]. Дудаев издал указ о национализации вооружения и техники воинских частей, находящихся на территории республики [3]. В отношении российских депутатов в частности, председателя Верховного Совета России Руслана Хасбулатова это решение не было реализовано [46]. Склады с оружием и боеприпасами брали под охрану национальные гвардейцы [39]. Разрушается дорогостоящая боевая техника. Эвакуация семей военнослужащих.
Убито 10, ранено 14 человек [48]. Захват антидудаевской оппозицией телевидения и радио в г. Грозном с применением огнестрельного оружия требования отставки Дудаева, роспуска парламента, организации новых всеобщих выборов [48].
Признание «Ичкерии» наглядно показало неадекватность киевского режима
Надо отметить, что созванный ингушской «элитой» еще в 1989 году съезд ингушского народа принял решение о своем амоопределении в рамках РСФСР. Увидев эту игру «ингушской элиты», Завгаев тоже решил поиграть в «элиту» в угоду М. Горбачеву и был жестоко наказан народными представителями за это свое легкомыслие, так как актеры этого действа подвели его, позволив радикально настроенным силам, упертым в международное право, перехватить на самом съезде инициативу и провести формулировки своей декларации о самоопределении в рамках международного права. По замыслу Завгаева, съезд должен был вынести согласованное им с Оргкомитетом решение о рекомендательном характере решения съезда. Правда, одно другому не должно было мешать, разница была лишь в том, что в первом случае свою судьбу определял сам народ в лице Исполкома съезда оказавшегося единственно легитимным исполнительным и представительным органом в суматошные дни безвластия августа-октября 1991года , а не кучка совков во главе с Д. Надо отметить, что членами и руководителями Оргкомитета съезда были многие нынешние хулители независимости, открещивающиеся ныне от ее декларации. Так, один из них, А. Паскачев, был членом Оргкомитета этого съезда и 1 секретарем Шалинского райкома КПСС — высшее должностное лицо района в ту пору, а Джохар Дудаев был лишь его гостем, приглашенным им, членом Оргкомитета, на съезд. С момента провозглашения декларации независимости против нее осуществлялся заговор умолчания, ни одно официальное издание а неофициальным оргкомитет не дал его для публикации, автору этих строк в том числе.
Тамара Алиева, корреспондент гостелерадио СССР по ЧИАССР, взявшая интервью у участников съезда Саламбека Хаджиева и профессора ГНИ Мухтара Магомадова, откуда советские люди узнали, что чеченский народ провозгласил свою независимость, в скором времени, по настоянию Завгаева, была уволена с работы за это злосчастное интервью, по сути — за добросовестное выполнение ею своих профессиональных обязанностей. С момента провозглашения декларация стала самым «оберегаемым» Д. Завгаевым от общественности документом. По этой причине мы не можем привести его в этом сборнике документов. Только что завершил работу в Грозном общенациональный съезд чеченского народа. Его делегаты, избранные по квоте — один человек от каждой тысячи чеченцев, единогласно приняли декларацию о государственном суверенитете Чеченской республики Нохчичоь. В этом документе говорится, что чеченский народ высоко ценит союз национальных республик и готов быть суверенным и равноправным субъектом союзного договора и союза суверенных республик. Съезд чеченцев принял ряд обращений к народам Северного Кавказа.
Исходя из расчетов В. Кузнецова, два перехода — это 100—120 км северо-западнее Дербента, то есть район начала узкой береговой полосы между горами и морем, от Махачкалы до Дербента. Аьккхи, Аьккха. Название упомянутой равнины «Аркакка», расположение которой соответствует Терско-Сулакскому междуречью и небольшой плоскостной линии между Сулаком и Махачкалой 30—40 км , тождественно одному из чеченских названий той же равнины — чеч. Это название связано с ауховским обществом чеченцев [33, с.
И действительно, Аьккха упоминается в одном из актов константинопольского патриарха за 1364 г. Хотя в этом документе не содержится никаких сведений, касающихся местоположения указанных регионов [34, с. Этой точки зрения придерживался известный краевед Г. Именно то указание Константинопольского документа о территории древней Ахохии, которого не понял профессор Кулаковский и которое неверно, по-моему, объяснил г. Кодзаев от горы «хох», можно принять за указание древней страны Ауха, что вполне согласуется географически» [36, с.
Известно, что в 1395 г. Среди прочих разорению подверглась и территория Чечни. Здесь, по описанию летописцев, завоеватели, ведомые самим Тимуром, поднялись в горы, где уничтожению подверглись «все церкви и капища их». Затем последовал «набег на подножие горы Аухар» [37, с. Предпринимавшиеся в прошлом попытки соотнести Аухар с Аварией были убедительно отвергнуты еще в советское время Х.
Хизриевым: «…высокогорная Авария никогда не считалась и не может считаться предгорьем. Так что, надо полагать, в данном случае речь идет о предгорной области ауховцев аккинцев. Для отождествления «Аухар» с Аварией нет никаких данных, кроме отдаленного созвучия. Так, одно из преданий свидетельствует, что аккинцы находились в Аухе во время нашествия Тамерлана Хромого, которого они называют «Астах-Темар» Хромой Тамерлан. Как пишет И.
Как полагает исследователь, ядро первых переселенцев составили выходцы из аккинского общества чеченцев, вследствие чего их связь с горными соплеменниками была оборвана. Тот же А. Генко считал, что аккинцы ауховцы , «занимающие крайний восток чеченской территории Хасав-Юртовский район », были известны в русских источниках с XVI в. Нет сомнения и в том, что древние ококи-окочане — это современные чеченцы Ауха [39, с. Дагестанский исследователь Г.
Ичалов под «Аухаром» видел Салатавию — историческую область, смежную с Аухом [40, с. Первое же упоминание в письменных документах топонима Сала в виде Салаюрт относится лишь к 1614 г. И только после разгрома, учиненного армией Тимура, начинается активное заселение горцами верховьев Андийского, Аварского и Кара-Койсу земель, лежащих севернее Хунзахского плато, территории андийцев, а также Гунбета и Салатавии. Заселение этих областей переселенцами из Хунзахского ханства началось не ранее XVI в. Гутнов отмечал, что одним из важных условий, способствовавших расселению выходцев из Хунзахского владения, стало монгольское завоевание, которое упрочило «положение аварских феодалов, а Тимур во время своего похода не только не разорил Хунзах, но утвердил статус его владельцев, выдав им ярлык» [41, с.
Этнотерритория аварцев, как пишет Д. Кидирниязов, в XV в. Как было отмечено, в XVI в. При этом основной поток аварцев направляется на север [42, с. Известный аварский этнограф Айдемир Чиркеевский писал, что аварский «сделался языком, посредствующим для междуплеменных сношений во всем Дагестане».
И далее: «Вследствие этого некоторые из дагестанских племен, так сказать, обаварились, а потому-то — при отсутствии исторических сведений и при недостатке этнографических изысканий об особенностях многоразличных дагестанских обществ — необходимо быть осторожным и не называть аварцами всех дагестанцев, говорящих по-аварски» [43, с. Советская историография отмечала, что под аварцами самоназвание маарулал еще во второй половине XIX в. Сами же аварцы именовали себя названиями племен либо территориальными терминами. Однако консолидация аварской народности завершилась лишь после Октябрьской революции [44, с. Ко времени выхода России на Терек, согласно документальным данным и исследованиям специалистов, окоцкое ауховское общество представляло собой сильное политическое образование, с которым вынуждены были считаться феодальные правители и вольные общества Кавказа, а также крупные державы, устремившие свои взоры на Кавказ — Иран, Турция, Крымское ханство и Россия.
Наибольшую активность в русско-чеченских отношениях того периода проявили, как известно, аккинцы Ауха, называемые в русских источниках «ококами», «окухами», «окочанами» и т. Известный кавказовед Е. Кушева отмечает: «Ококи, Окохи, Окуки, Окоцкая земля или землица, Окоченя, Окочаны, Окучане; или другая группа вариантов — Акозы, Ахоцкая земля, Акочане; встречается и термин Старые Окохи, известны Окоцкая слобода и служилые окочане в Терском городе… Среди названий чеченских родоплеменных образований, или, по терминологии русских описаний XIX в. Ряд топографических указаний убеждает в том, что здесь имеются в виду именно ближние, а не горные аккинцы» [45, с. Уместно отметить слова Н.
Игнациуса, который указывает на 1559 г. Ткачев, описывая Терский город смутного времени, в числе половины его населения называл и окухов «из нынешнего Ауха». При этом отряд окуцкого князя Шиха Ишеримова составлял численно столько же — 500 человек, — сколько и казачья дружина, с которой они совместно устроили «Дербентский поход» [47, с. Они же показывают ведущую роль последних в Терско-Сулакском междуречье и отмечают их центр — «Старый Окох» Ширча-Акка. Как было отмечено, с появлением русских на Тереке, усмотрев в них союзников в борьбе с тюркской экспансией в регионе, чеченцы Ауха немедля установили с Московским царством тесные политические связи.
Вследствие этих контактов Ушаром и Ших Окоцкие выступили главными проводниками и агентами русского влияния в крае, контролируя стратегические пути из Азии Дербент в Европу Азов. В документе 1586 г. В 1587 г. Среди феодалов в 1589 г. Сообщается о походе в 1602 г.
В 1614 г. Салтан-Магмут-мурза именуется «безюртным человеком». В том же году упоминается кабак Салаюрт, в 1618 — остров Чене остров Чечен. Далее — в 1645 г. В комментариях Е.
Переселившись в Терки после убийства Ших-мурзы Окоцкого кумыкским феодалом, эта группа ококов образовала Окоцкую слободу… Окотцкая, Окоцкая, Ахоцкая землица — территория расселения аккинцев-ауховцев, одной из локальных групп чеченцев. Лингвисты считают аккинский язык одним из диалектов чеченского языка… Поселения Ших-мурзы Окоцкого находились вблизи селений шамхала Сурхая Суркая на Кумыкской равнине». Сообщается о чеченских обществах Акоз то есть Акка и Мичкиз. Далее автор пишет: «Объединившись с людьми окоцких и мичкизских кабаков, Салтан-Магмут нападал на селения. В связи с такой ситуацией большая часть кумыкских владельцев обратилась за военной помощью в Терский город».
Все это — территория, «населенная акинцами ококами », то есть чеченцами Ауха, включая поселения по рекам Аксай, Ямансу и Ярыксу [48, с. Как известно, к владениям шамхалов относилось правобережье Сулака. При этом исследования однозначно указывают на то, что в отмеченный период чеченцы были расселены вплоть до Сулака, включая и его правое прибрежье [127, с. Следовательно, подвластные Ших-мурзе Окоцкому селения, соседствующие с шамхальскими владениями, включали прибрежную полосу Сулака. Добавим к сказанному, что Ших-мурза встречал и сопровождал русские посольства в Закавказье, посредничал в приведении к русской присяге феодалов Дагестана и Кабарды, выполнял ответственные поручения русского правительства.
О значении, которое придавали в Москве предводителю чеченцев Ауха, говорит тот факт, что в русских документах конца XVI в. Так, в грамоте царя Федора Ивановича, датируемой апрелем 1587 г. В том же году Ших-мурзе Окоцкому и шамхалу Тарковскому были жалованы царские грамоты, а послу, передававшему их, предписывалось с Ших-мурзой «говорити по тому же как и с шевкалу князю и шубу подать» [49, с. В своем предисловии к сборнику документов, приводя традиционную, книжную, версию о происхождении шамхала от арабского ставленника, — Шахбала — автор называет Кумух его первоначальной и единственной резиденцией вплоть до конца XVI в. Лишь позднее феодал начинает зимовать в Буйнаке и Тарках, где «застает их водворение русского владычества в Дагестане».
При этом «в дружественных отношениях к Московскому государству» находились «мурзы Окуцкие Ушар и Ших». Из документа 1588 г. Более того, в годы временного отсутствия русских в регионе вследствие давления турков Ших продолжал союзничать с Москвой, фактически являясь ее агентом и командуя оставленными здесь пятью сотнями казаков, которые вместе с ним «завоевали даже несколько 8 городов». Ших имел влияние на хунзахского и гумбетовского князей, а также контактировал с грузинскими царями и кабардинскими мурзами, выступая в роли безусловного политического тяжеловеса, что и отражено в документах при именовании его «Окутцким Шихом князем». Отметим, что Ших имел только своих воинов — 500 человек; Султан-Мут — 200, князь Тюменский — 100, гуэнский князь — 70 [49, с.
Роль Шиха отмечал и В. Потто, согласно которому Ших-мурза первым явился в Терскую крепость, устроив здесь Окоцкую слободу. Одновременно с посольством Шиха в Москву 1588 была прислана «челобитная от Терских вольных атаманов и казаков судя по месту жительства Шиха, это были не Терские, а Гребенские казаки , в которой они заявляли, что преж сего служили государю на Тереке и промышляли всяким государственным делом за одно с Ших-Мурзою Окуцким, что сему Ших-Мурзе от шавкальских и горских людей теснота великая, что они переседают его по всем дорогам и хотят убить». Вслед за ауховцами в Терки переселились и чеченцы Мичкиза и Шибута. Причем само нерусское население городка делилось на новокрещенов и мусульман [50, с.
Пророссийская ориентация Шиха привела к неизбежному конфликту с шамхалами, попеременно занимавшими протурецкую и проиранскую позицию. В 1595 г. Ших, согласно документам, пал от рук брата Султан-Мута — Ахматхана, которые незамедлительно приступили к распространению своего влияния на область. Вследствие этого 160 семей ауховцев под руководством Батая Окоцкого племянника Шиха переселились в Окоцкую слободу Терков [48, с. Многочисленные источники указывают на равное положение окоцких князей и шамхалов в глазах русской администрации, которая туземные термины мурза и шамхал зачастую заменяла на «князь».
Окоцкий владетель располагал тем же количеством войска, каким владел шамхал, а также руководил походами на Дербент и Дарьял. При этом если кумыкские шамхалы вышли на плоскость лишь к концу XVI в. Таким образом, можно заключить, что шамхалы не были владетелями Терско-Сулакского междуречья, и только через 200—250 лет их потомки станут компилировать предания о владении землями вплоть до Кабарды. Изменение российской политики в отношении чеченского Ауха и его владетелей происходит после указанного убийства Шиха, приведшего к переделу и кабардинскому первенству в отношениях с Терской администрацией. Вследствие этого состоялся вынужденный исход Батая Окоцкого из Терского города.
Возникший разрыв провоцирует несколько русских походов в Аух; ряд чеченских поселений и хуторов междуречья Сулака и Акташа были сожжены. С другой стороны, внутренняя борьба в окоцкой среде приводит к переселению части жителей Ауха и значительному населению ими крепости Терки к середине XVII в. Уже во второй половине того же столетия Аух управляется избранными старшинами; начинается активное заселение левобережья Сулака кумыками из Шамхальских владений. Широкое распространение получает практика совместного проживания аккинцев и переселившихся из-за Сулака кумыков в селах — Эндирей, Аксай, Костек и др. Критически следует относиться к утверждениям дагестанских авторов о том, что чеченцы Ауха изначально находились в подчинении кумыкским князьям, в частности, основателю Эндирейского владения Султан-Муту: документы свидетельствуют об обратном.
Так, в 1614 г. Относительно же личности Султан-Мута читаем следующее: «Султан-Мут если и получил от отца во владение земли, народные предания говорят, что Султан-Мут был незаконный сын одного из Шамхалов, бежал от отца и поселился в Чир-Юрте, а потом перешел на Чумлу и основал там деревню, которая потом перешла на место ныне занимаемой Андреевской деревней, то в состав владений его, как объясняет выше сказанные границы, не входила Салатавия и Аух, и даже Качалык… Потомки Султан-Мута… разделили между собою ныне Кумыкские земли… вскоре после прибытия Императора Петра Великого на Кумыкскую плоскость… Генерал Ермолов, занимая Кумыкскую плоскость Русскими войсками, называет их Князьями, поручает им управлять народом» [51, л. Каким образом безюртный Султан-Мут был представлен его потомками-компиляторами в качестве крупного феодала еще предстоит исследовать. Ясно одно: впервые кумыкские владельцы усилились лишь при поддержке Петра I и вследствие русских походов 1718, 1722, 1723 гг. Согласно архивным материалам 1860—1861 , на момент переселения кельбахцев Султан-Мута и его сподвижников в урочище Чумлу приселок Эндирея «в ущельях Акташа жили Ауховцы в ауле Юрт-Аух, где было 3363 двора, откуда Ауховцы впоследствии расселились в Кишень-аух, Ярыксу-аух, и Акташ-аух».
При этом «во владение землями Ауховцы имеют от Русского начальства две древние бумаги, одна в настоящее время хранится у Наджая Пукеева, а другая после смерти Дукай-Кади хранится у одного Ауховца, живущего в г. Читаем также: «Князья не имели никакого влияния, и народ был сильнее князей, впоследствии князья разными подарками склонили на свою сторону Узденей и Кадиев, имевших влияние в народе, и с помощью их стали самопроизвольно действовать в делах общественных и шариатных и притеснять народ, а тех, которые отстаивали права свои, оговаривали пред Русским начальством, выставляя неблагонадежными и изменниками, чем устрашали народ и заставляли повиноваться себе. Все дела общественные решались народом, в чем князья не имели никакого особого права» [52, л. Лишь на следующий год, в 1615 г. Из вышеприведенных документов становится ясно, что в 1614 г.
Султан-Мут действует вместе с окоцкими мурзами, то есть с ауховскими феодалами и находится в Сала-юрте, основанном чеченским обществом Салой; также указывается на проживание Султан-Мута с братьями в Окоцких кабаках, то есть в селах чеченцев Ауха. Более чем через сто лет после указанных событий, кумыкские владетели по-прежнему не имели власти над чеченцами, что очевидно из переписки Петра I с шамхалом, где указывается на управление акочанами ауховцами астраханским губернатором. Из документов известно также, что гарнизон крепости Святого Креста чеч. Салкхне , возведенной Петром I и действовавшей с 1722 по 1735 г. В архивном деле находится письмо, датированное 16 августа 1738 г.
Еще в одном архивном деле имеется письмо от 9 февраля 1744 г. В письме от 5 октября 1748 г. Имеется письмо от сентября 1751 г. В другом архивном деле имеется письмо 1753 г. В данной переписке упоминается Аух [59, л.
В письме от 1 мая 1756 г. Наконец, в архивной переписке от 7 июня 1782 г. В письме сообщается, что ауховцами убит сын владельца Андреевского Аджимуртазалиева [61, л. При наличии в архивах вышеприведенных документов выглядят абсурдно утверждения некоторых дагестанских историков будто бы чеченцы Ауха аккинцы в 1763 г. В связи с этим тенденциозные труды этих авторов последнего десятилетия , основанные в большинстве своем на преданиях XIX в.
Некоторые современные дагестанские авторы, пишущие на исторические темы, пытаются поставить под сомнение факт исконного проживания чеченцев на территории Терско-Сулакского междуречья. Между тем, имеется множество документальных свидетельств, показывающих, что в прошлом ареал проживания чеченцев в Терско-Сулакском междуречье доходил до побережья Каспийского моря. В путешествии Федота Котова 1623 г. Также сообщается, что «против Терка остров Чечень стоит в море, и тот остров велик и рыб много» [62, с. В другом издании о путешествии Ф.
Котова читаем: «От города Астрахани плавают на русских бусах и больших стругах мимо Чечни, только этим путем идти далеко. За рекою, напротив крепости, раскинулись большие слободы — Черкасская слобода, Окоцкая… В море напротив устья Терека находится остров Чечень, — идти до него под парусом полдня, этот остров большой. В примечании отмечено, что «Дженцени, Джецени, на карте Олеария Tzeseni — о. Чечень» [63, с. Адам Олеарий в своем путешествии 1636 г.
Далее сообщает, что они «подошли к острову, лежащему в левую сторону в 8-ми милях от Терок», который персы зовут Джецени [64, с. В XIX в. Надеждин отмечал у чеченцев обширные базары и непосредственные торговые сношения с Москвой и Нижним Новгородом [65, с. Русский писатель и путешественник Василий Немирович-Данченко записал этнографический материал, согласно которому чеченцы проживали в низовьях Волги, а горцы Чечни являлись в Астрахань для поиска работы. Упомянут также и чеченский берег моря [66, с.
Учитывая вышеизложенное, а также данные картографии, ясно, что остров Джецени — это о. Село Чеченино на реке Волге — ныне это Нижегородская область, — вероятно, связано с чеченскими торговцами, так как оно лежало по маршруту: Каспийское море — Астрахань — Казань и далее по Волге до Нижнего Новгорода. Возможно, также были купеческие корабли чеченцев, плававших по Каспийскому морю до Астрахани и до Нижнего Новгорода по Волге. Из газетных сводок XIX в. В одной из статей говорится, что «с образованием Ганзы, когда Новгород получил большое торговое значение, ганзейцы устроили там свою торговую контору, куда везлись товары из Персии, Индии, Аравии; перевозились они по Каспию, оттуда чрез Волгу и другие реки доходили до самого Новгорода».
И далее: «Хазары доставляли по этому же пути дорогие меха, шедшие из древней Биармии. Однако же, и этот путь к внешней нашей торговле был утрачен с нашествием татар и открылся только с покорением Казани и Астрахани, да и впоследствии долгое время торговые люди и суда были небезопасны в плаваниях от понизовой вольницы, разбойничавшей почти безнаказанно по Волге и Каспийскому морю» [67, с. В связи со сказанным уместно привести слова Б. Калоева, который писал: «Русско-кавказские связи, как об этом свидетельствуют многочисленные археологические и письменные памятники, восходят к глубокой древности». Чеченцев он называет одним из «первых народов Восточного Кавказа, установивших дружеские связи с русскими поселенцами».
Стрюйс в 1670 г. В указах 1758 г. При выполнении этих работ, как полагали чиновники, «Астрахани от чеченцев и других горских народов опасности быть не может» [70, л. Т, 12]. В подтверждение этому в другом источнике обнаруживаем, что горские «народы Кавказа, обитающие у границ юго-восточной России, часто тревожили их своими набегами: под влиянием Турции и при содействии Крымского хана, их хищнические партии иногда доходили не только что до Астрахани и Царицина, но даже и до Казани» [71, с.
Как видно из вышеупомянутого документа, в первую очередь речь шла о чеченцах. В рапорте ген-ла Кнорринга от 16-го января 1800 г. Равинский в свое время писал об острове Чечень как лежащем «против обиталища чеченцев» по близости Аграханского залива [73, с. Жилища чеченцев простирались прежде сего от гор, недалеко от Эндери находящихся, до самого моря» [74, с. В архивах находим дело 1831 г.
В другом архивном деле от 1849 г. В прошении от 14 ноября 1851 г.
С другой стороны, З. Гаджиеву стоит обратить внимание на историческое прошлое своего народа, корни которого, согласно некоторым данным, ведут в богатые древневосточные страны. Народ сей провинции происходит от дагестанских татар, смешавшихся с персидскими поселенцами, они с ними одного закону, а говорят лезгинским языком. Казыкумыцкая провинция.
Народ сей поселился, по свидетельству некоторых персидских летописей, при шахе Абумуслиме из Гильяна и состоял при духовном чиновнике казы, под владением шамхаловым. По сему чиновнику и занятому народом, поселившимся из Гильяна, кумухского места, или лучше сказать, по смешениям с коренным кумухским народом, происходящим от дагестанских татар, и произошло название казыкумук» [95, с. Алиханов-Аварский наблюдал генетическое родство некоторых дагестанских, в том числе лакского, языков с языками Индии, Малой Азии и Дальнего Востока. Рейнеггсом от самих лаков. Их предки, рассказывали они, эмигрировали из Индии в незапамятное время и обосновались в Ширване, откуда они распространились на Северный Кавказ… В культурном отношении племена лаков в период их расселения в Дагестане все еще сохранили черты преемственности среднеазиатской и закавказской культуры, предшествующей периоду их миграции» [115, с. С данными Рейнеггса можно сопоставить сведения Марко Поло, который записал в главе «О провинции Лак»: «Оставив место успокоения святого Фомы, и направившись к западу, достигаем провинции Лак, откуда ведут свое происхождение брамины, распространенные по всей Индии» [116, с.
Учитывая предания лакцев об их эмиграции из Индии, можно предположить, что местом исхода являлась указанная одноименная провинция. В дореволюционном издании П. Гидулянов отмечает: «Археологические изыскания начаты недавно и не дают еще достаточного материала заключать, кто были древние обитатели Дагестана и кто был прародителем настоящих его народов. По-видимому, последние не принадлежат к числу коренных аборигенов, потому что все черепа, найденные до сих пор в древнейших могильниках, резким образом отличаются формою от черепов современных обитателей гор выделено нами. При этом архивные источники утверждают, что все «вообще жители Дагестана поселены Персидскими шахами» [53, л. Всем исследователям-кавказоведам хорошо известно генеалогическое предание о происхождении родоначальника шамхалов от арабов.
Так, в архивном деле имеется письмо 1785 г. О том, что шамхалы появились на равнине по правую сторону реки Сулак только к XVI в. В 844 [1440—1441] году на нижней стороне Дороги Хромого Тимура и шахского окопа не было ни одного человека. Вот имена известных нам наших предков, живших на нижней стороне от той дороги и от того окопа: В Кашыгае жил уйсюнь Амет-батыр сын Айсула. В Манасе и Айса-тёбе жил Кулай, сын Айса. В Таргу жил Таргул-агай… В течение некоторого времени на упомянутых землях проживали наши предки и мы — их потомки.
Затем то ли из Газикумуха, то ли из Хайдака пришел некто по имени Шамхал и путем насилия основал село в Кафыркумуке. Некоторое время он проживал там. Затем один из его сыновей пришел в Таргу и основал там село йурт » [119, с. Выше уже приводились сведения С. Белокурова о том, что шамхалы обосновались в районе Тарков только в конце XVI в. Наконец, завершая исследовательскую часть статьи, добавим к сказанному, что в уже изданных нами публикациях были разбиты попытки некоторых кругов указать на 1763 г.
Не считая все множество совокупных фактов документы, источники, материалы , опровергающих это ложное утверждение [121, с. Также была показана несостоятельность попытки отождествить окочан в частности, Шиха Окоцкого — с царских времен энциклопедически известны как чеченцы Ауха — с кабардинцами, а также увязать сам термин с названием села Оку-Юрт [125, с. Все эти попытки показывают агрессивную политизированность некоторых деятелей научного сообщества и всякое отсутствие профессиональной этики. Вместо того, чтобы заниматься фальсификацией прошлого чеченского народа, манипуляцией общественным настроением с целью аннексии земель путем вытеснения местного населения, политизацией исторической науки и стравливанием соседей указанным выше авторам следовало бы заняться изучением собственной истории, что могло бы способствовать просвещению и образованию их соплеменников; и не пытаться игнорировать очевидные и давно установленные наукой факты, превращая историю в фарс и инструмент, создавая очаги межнациональной розни между соседними братскими народами. Литература Латышев В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе.
Латинские писатели. Латышев В. Виноградов В. Межвузовский сборник. Вагапов Я. Вайнахи и сарматы: Нахский пласт в сарматской ономастике.
Грозный: «Книга», 1990. Даниялов Г. Исторический путь развития народов Дагестана до вхождения его в состав России. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996. Бердяев С. Чечня и разбойник Зелимхан из далеких воспоминаний.
Париж, 1932. Prince Soulkhan Baratoff. Histoire de Georgie. Бибиков М. Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. Научное издание.
Ягуб-бек Лазарев. Иордан о происхождении и деяниях Гетов. Амедэ Тьерри. Гмыря Л. Прикаспийский Дагестан в эпоху великого переселения народов. Морошкин Ф.
Историко-Критические Исследования о Руссах и Славянах. Вингебера, 1842. Макаров Т. Шихалиев Д. Максимов Е. Приложение к Терскому календарю на 1894 год.
Владикавказ, 1893. Гумба Г. Нахи: вопросы этнокультурной истории I тысячелетие до н. Артамонов М. История хазар. Второе десятилетие.
Часть LXXX. Очерки истории СССР в 9 т. Гумилев Л. География, этнография, история. Очерки древнейшей истории Хазар. VII, 136.
Марр Н. VI серия. Коковцев П. Еврейско-хазарская переписка в X веке. Иваненков Н. Литературно-научное приложение к «Терскому Календарю» 1911 г.
Владикавказ, 1910. Гадло А. Цадасы, 1974. Казбек Г. Библиография сочинений о Кавказе. Иоанн де Плано Карпини.
История Монгалов; Вильгельм де Рубрук. Баширов М. Цукерман К. Кузнецов В. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Владикавказ: Ир, 2002.
Ткачев Г. Владикавказ: Тип. Терского обл. Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Хизриев Х.
Статьи и материалы по истории Чечено-Ингушетии Сборник работ аспирантов. Грозный: Чеч. Аккинский диалект в системе чечено-ингушских языков. Грозный, 1959. Грозный, 1984. Гутнов Ф.
Горский феодализм. Часть III. Кидирниязов Д. Махачкала: Изд. Тифлис: Тип. Главного Управления Наместника Кавказского, 1869.
Советская историческая энциклопедия. Кушева Е. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Игнациус Н. Русско-чеченские отношения. Сборник документов.
Белокуров С. Сношения России с Кавказом. Потто В. Два века Терскаго казачества 1577—1801. Владикавказ: Электропечатня Тип. Терскаго Областного Правления, 1912.
ЦГА РД. Документы и материалы. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1958. Махачкала: Дагестанское книжное издательство; Институт истории, языка и литературы им. Адам Олеарий. Суворина, 1906.
Надеждин П. Кавказский край. Природа и люди. Тула: Тип. Дружининой, 1895. Немирович-Данченко В.
В море Очерки и впечатления из поездок по низовьям Волги и по Каспию. Т-ва И. Сытина, 1911. Кавказские заметки. Калоев Б. Бегичев К.
Кавказские путешественники прошлых столетий. Иоган Яансон Стрюйс 1670 г. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией: в 13 т. Канцелярии Главнокомандующего гражданской частью на Кавказе, 1866. Равинский И. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний.
Чулков М. Историческое описание Российской коммерции при всех портах и границах от древних времен до ныне настоящего и всех преимущественных узаконений оной Государя Императора Петра Великого и ныне благополучно царствующей Государыни Императрицы Екатерины Великой. ЦГИА Грузии. Татищев В. История Российская с самых древнейших времен. Сулейманов А.
Топонимия Чечни. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2012. Гаджиев В. Сочинение И. Гербера «Описание стран и народов между Астраханью и рекой Курой находящихся» как исторический источник по истории народов Кавказа. Семенкович В.
Гелоны и Мордва. Материалы и исследования по исторической географии Верховьев Дона и Оки.
В путешествии Федота Котова 1623 г. Также сообщается, что «против Терка остров Чечень стоит в море, и тот остров велик и рыб много» [62, с. В другом издании о путешествии Ф. Котова читаем: «От города Астрахани плавают на русских бусах и больших стругах мимо Чечни, только этим путем идти далеко. За рекою, напротив крепости, раскинулись большие слободы — Черкасская слобода, Окоцкая… В море напротив устья Терека находится остров Чечень, — идти до него под парусом полдня, этот остров большой. В примечании отмечено, что «Дженцени, Джецени, на карте Олеария Tzeseni — о.
Чечень» [63, с. Адам Олеарий в своем путешествии 1636 г. Далее сообщает, что они «подошли к острову, лежащему в левую сторону в 8-ми милях от Терок», который персы зовут Джецени [64, с. В XIX в. Надеждин отмечал у чеченцев обширные базары и непосредственные торговые сношения с Москвой и Нижним Новгородом [65, с. Русский писатель и путешественник Василий Немирович-Данченко записал этнографический материал, согласно которому чеченцы проживали в низовьях Волги, а горцы Чечни являлись в Астрахань для поиска работы. Упомянут также и чеченский берег моря [66, с. Учитывая вышеизложенное, а также данные картографии, ясно, что остров Джецени — это о.
Село Чеченино на реке Волге — ныне это Нижегородская область, — вероятно, связано с чеченскими торговцами, так как оно лежало по маршруту: Каспийское море — Астрахань — Казань и далее по Волге до Нижнего Новгорода. Возможно, также были купеческие корабли чеченцев, плававших по Каспийскому морю до Астрахани и до Нижнего Новгорода по Волге. Из газетных сводок XIX в. В одной из статей говорится, что «с образованием Ганзы, когда Новгород получил большое торговое значение, ганзейцы устроили там свою торговую контору, куда везлись товары из Персии, Индии, Аравии; перевозились они по Каспию, оттуда чрез Волгу и другие реки доходили до самого Новгорода». И далее: «Хазары доставляли по этому же пути дорогие меха, шедшие из древней Биармии. Однако же, и этот путь к внешней нашей торговле был утрачен с нашествием татар и открылся только с покорением Казани и Астрахани, да и впоследствии долгое время торговые люди и суда были небезопасны в плаваниях от понизовой вольницы, разбойничавшей почти безнаказанно по Волге и Каспийскому морю» [67, с. В связи со сказанным уместно привести слова Б. Калоева, который писал: «Русско-кавказские связи, как об этом свидетельствуют многочисленные археологические и письменные памятники, восходят к глубокой древности».
Чеченцев он называет одним из «первых народов Восточного Кавказа, установивших дружеские связи с русскими поселенцами». Стрюйс в 1670 г. В указах 1758 г. При выполнении этих работ, как полагали чиновники, «Астрахани от чеченцев и других горских народов опасности быть не может» [70, л. Т, 12]. В подтверждение этому в другом источнике обнаруживаем, что горские «народы Кавказа, обитающие у границ юго-восточной России, часто тревожили их своими набегами: под влиянием Турции и при содействии Крымского хана, их хищнические партии иногда доходили не только что до Астрахани и Царицина, но даже и до Казани» [71, с. Как видно из вышеупомянутого документа, в первую очередь речь шла о чеченцах. В рапорте ген-ла Кнорринга от 16-го января 1800 г.
Равинский в свое время писал об острове Чечень как лежащем «против обиталища чеченцев» по близости Аграханского залива [73, с. Жилища чеченцев простирались прежде сего от гор, недалеко от Эндери находящихся, до самого моря» [74, с. В архивах находим дело 1831 г. В другом архивном деле от 1849 г. В прошении от 14 ноября 1851 г. Тарковский шамхал обращается к царской администрации с просьбой о передаче ему во владение пространства «от острова Поповой косы до самого острова Чечни» [76, л. Т, 11, 29 об. В еще одном архивном деле хранится докладная записка о положении дел с 1834 по 1840 г.
В архиве Грузии хранится дело от 1830 г. Чеченская исследовательница Т. К исследуемому времени и об острове, и о городе остались лишь упоминания как о чеченских» [79, с. Известный чеченский этнограф А. Сулейманов писал о проживании чеченцев Ауха в районе рек Сулак, Терек и западного берега Каспийского моря, где на острове Чечень имелся одноименный городок Чечана. Среди ауховцев он указывал и род Iаккой — аккой [80, с. Надо отметить, что Акки и Аккой являются отдельными тайпами, входящими в общество Аух; аккинцы, по преданиям, считают себя выходцами из Галанчожа, а аккойцы связывают себя с горой Албури-Лам соседняя с более известной высотой Цанта-тау, или Занта-Лам , находящейся у границы Салатавии и Ауха. Более того, на юго-западе от Юрт-Ауха расположено владение Албури-отар, также связанное с общиной Аккой и ее предводителем — Албури, который возглавлял общинное войско.
В одном ряду с указанными топонимами стоит название села Албир-Аух, которое, согласно карте середины XIX в. В труде В. Берже, относящимся к середине XIX в. Во второй половине XVI в. По мнению автора, «главной причиной поселения горцев, в том числе чеченцев, у р. Терки и крепости Св. Креста были социально-политические мотивы» [81, с. Чеченцы проживали не только на плоскости Терско-Сулакского междуречья, но даже и между Тереком и Кумой.
В издании 1913 г. Семенкович буквально утверждал, что чеченцы, которых аварцы зовут «буртijay, или буртiзал», живут на Куманской плоскости». О том, что чеченцы действовали в Западном Прикаспии, говорит их участие в военных столкновениях за освобождение Тарков в 1604 г. Желеховской, изданном в 1886 г. Под чеченским аулом Эндери на кавалерию напали чеченцы и много людей перебили. Слухи о больших потерях русской кавалерии в Чечне за Сулаком чрезвычайно тревожили государя. Говорили, будто-бы чеченцы атаковали драгун и разбили их на голову, в горном проходе между Чечней и владениями шамхала Тарковского» [83, с. Далее рассмотрим сведения об Ауховских поселениях, большей частью уничтоженных в ходе Кавказской войны карательными экспедициями царских войск и тавлинцев Шамиля.
С новой активной фазой Кавказской войны и провозглашением Шамиля имамом началось «истребление всех аулов в земле ауховцев». И далее: «В богатых Ауховских аулах производились обыкновенно сборы хищнических партий, и крепость Внезапная с дер. Андреевой безпрерывно были тревожимы набегами, с обессилением же Ауховского общества набеги эти прекратились совершенно» [84, л. В «Актах Кавказской археографической комиссии» можно установить длинный перечень уничтоженных ауховских аулов. Он же писал, что имам Шамиль «принуждал ауховцев к переселению в горы». Более того: «Жилища Ауховцев, их запасы хлеба и сена истреблялись Тавлинцами. Каждый день я получал известие об истреблении горцами разных деревень и о переселении жителей их в Ичкерию». Костемеровский об этих трагических событиях сообщает в 1858 г.
Ауховец горевал о своем семействе и жаловался, что Русские отняли все лучшие места и загнали Ауховцев, как и других нохчио чеченцев , в леса» [94, с. В начале XIX в. Буцковский, перечисляя чеченские села, входившие в общество Аух, упоминает Алмак [95, с. За Алмаком находится гора Цанта, искони считавшаяся Ауховскою [96, л. С 1840 по 1859 г. После падения Имамата в 1859 г. При этом Ауховский участок был присоединен к Кумыкскому округу [93, с. Об этом был издан приказ ген.
Барятинского по Кавказской армии от 23-го октября 1859 г. В 1862 г. В 1867 г. Собственно, Кумыкский с 1869 г. Далее читаем: «По указу от 18. Указом от 19. Кумыкский округ, входивший в Восточный отдел Терской области, был разделен на два округа — Кумыкский округ на плоскости и Нагорный округ из Салатавского, Ауховского и Зандакского обществ. Кумыкский и Нагорный округа вновь были объединены, но получили новое название — Хасавюртовский округ Терской области.
В 1913 г. В 1871 г. Границы вновь образованного округа: «Терек до впадения его в Аграханский залив, и Андийский хребет; в ведомство округа вошли племена: нагайское, кумыкское, чеченское и аварское» [102, с. В газете «Кавказ» от 1890 г. Последний «выразил надежду, что салатавцы, ауховцы и кумухцы и далее будут поддерживать внутренний порядок у себя дома так же хорошо, как это было до сих пор, и что только с помощью их непосредственного содействия можно окончательно искоренить всякое зло в крае» [103, с. На военно-топографической карте Хасавюртовского округа Терской области 1911 г. Приведенные данные наглядно показывают, что задолго до создания Ауховского района в составе Дагестанской АССР ауховское общество с принадлежащими ему землями являлось отдельной административной единицей и имело представительство наравне с другими народами. С установлением советской власти началась перекройка старых, уже устоявшихся, административно-территориальных границ края.
Агаев пишет: «В 1920 г. Дагревком добился передачи в состав Дагестана Хасавюртовского округа, входившего в то время в Терскую область. В архивах содержится переписка Н. Самурского, Д. Коркмасова с Г. В одной из телеграмм Самурского 17 июля 1920 г. Дагестанская АССР образована в 1921 г. Хасав-Юртовский округ бывшей Терской области был присоединен к региону в 1921 г.
В течение 1923—1926 гг. При этом у чеченцев Ауха аухи было указано 83 населенных пункта [108, с. Сразу после переписи в документальных источниках наблюдается целенаправленная работа по экспансии, направленной против чеченского населения республики. В архивном деле за 1927—1928 гг. Ауховское общество состоит из 6 селений и 14 хуторов, расположенных в Ю. Речь идет о территории, на которой впоследствии будет создан Ауховский район. Несмотря на то, что с образованием ДАССР ее власти начали активно заселять Терско-Сулакское междуречье переселенцами из горных районов, согласно данным за 1929 г. Преобладающими народностями являются чеченцы 48.
Целенаправленная политика дагестанских властей на изменение этнического баланса в описываемом регионе, сопровождавшаяся репрессиями и стеснением, подталкивала чеченцев Ауха требовать выделения их селений в отдельный административный район. Однако инициатива чеченцев встречала противодействие вплоть до Великой Отечественной войны. Хасавюртовский район по количеству населения является самым крупным, а по территории одним из наиболее крупных районов в Дагестанской АССР. Население района по национальному составу крайне разнообразное. По последним данным в сельской местности и городе проживает: чеченцев 22,5 тыс. Хасав-Юртовский район; 1. Аджи-Маджигат-юрт, 2. Карасу-отар, 3.
Акбулат-юрт 1, 4. Акбулат-юрт II, 5. Акташ-Аух, 6. Бурсук, 7. Мажгар, 8. Абдиль-отар, 9. Байрам-аул, 10. Баммат-юрт, 11.
Абдурашид-отар, 12. Адиль-отар, 13. Тутляр-омар, 14. Тамыш-кутан, 15. Банай-аул, 16. Банай-юрт, 17. Безынчу, 18. Шалманча, 19.
Ямаксу-отар, 20. Бильт-аул, 21. Алты-мурза-юрт, 22. Бал-юрт II, 23. Бамат-бек-юрт, 24. Манти-отар, 25. Ярмаркин 1, 26. Ярмаркин II, 27.
Кишень-аух, 28. Визи-ирза, 29. Ибарни, 30. Ярыксу-аух, 31. Элибавинчу, 32. Минай-Тугай, 33. Осман-юрт, 34. Сим-сор, 35.
Будайхан-отар, 36. Даут-омар, 37. Арслан-Герей-омар, 38. Юрт-Аух, 39. Барчхой-отар, 40. Дзори-отар, 41. Бурган-гечу, 42. Разук-отар, 43.
Бабаюртовский район; 1. Чанка-Юрт, 2. Алер-Отар, 3. Хошкельды-отар, 4.
Читайте также
- Два чеченских военных пожара
- Ичкерия (историческая область)
- Жизнь Республики и людей во времена Ичкерии
- В Apple переименовали Чечню в «Республику Ичкерию»
Содержание
- Чеченский Аух и западный Прикаспий в источниках и документах (I – сер. XX в.)
- Основная навигация
- Эксперт объяснил, зачем Рада задалась целью признать независимость Ичкерии
- Украина признала Ичкерию: Украина: Бывший СССР: