Новости хованщина мусоргский опера

Величавый масштаб неоконченной оперы Мусоргского первым из композиторов распознал Римский-Корсаков, который оркестровал сочинение и дописал финальную сцену (долгое время «Хованщина» существовала именно в редакции Римского-Корсакова). Просмотр содержимого документа «История создания оперы М. Мусоргского "Хованщина"». Опера Мусоргского заслуженно пользуется славой одного из столпов музыкального искусства. О рукописи заключительного хора Стравинского к «Хованщине» Мусоргского Заключительного хора, скорее всего, не связан со Стравинским сколь-нибудь прослеживаемыми родственными узами. «Хова́нщина» — народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях.

Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский

В «Хованщине» с особой силой проявился мелодический дар Мусоргского. Мусоргский — "Хованщина", вступление к опере "Рассвет на Москве-реке" 05:07. В середине XIX века, в период деятельности выдающегося оперного дирижера Эдуарда Направника, в Мариинском театре были впервые поставлены знаменитые оперы Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского. В «Хованщине» с особой силой проявился мелодический дар Мусоргского. Лауреат международных конкурсов баритон Роман Бурденко предложил слушателям яркую трактовку образа боярина Шакловитого, в чьи уста Мусоргский вкладывает важные для «Хованщины» слова: «Спит стрелецкое гнездо.

Гергиев представил "Хованщину" Мусоргского в исполнении солистов Большого и Мариинского театров

Тем паче — при чём тут классицизм? Когда во вступлении к III действию для характеристики полузападной обстановки кн. Голицына звучит некая пародия на классицистскую композицию — это понятно; композиция как бы обозначает образ Запада. Пусть он и не соответствует требованиям изображаемого времени — но в условном мире оперы нужны яркие, чёткие образы. А зачем нечто похожее прослеживается в гадании Марфы? Здесь уж явно ни к чему образ Запада любого времени. Буйные стрельцы, разом протрезвевшие и с трепетом призывающие своего начальника — здесь-то с какой стати нечто около-баховское, пусть и примитивизированное? И уж тем более — старообрядцы в V действии. У них есть и так свои мелодии, пусть поздние — но из их мира и прекрасно использованные в опере. Зачем же для передачи их чувств притягивать то некое полу-баховское прелюдирование, то нечто монтевердиевское? Вроде бы нелогично.

И никак не отвечает тогдашним установкам на нечто «исконное», натуралистическое. Но ведь получилось! Да ещё как получилось — при всей недописанности оперы! Вывод может быть только один: Мусоргский убедился — или, лучше сказать, почуял — что все его прежние авангардистские находки в этом диапазоне не работают. Что для того, чтобы передавать задушевные, потрясающие предсказания, взывания толпы к своему вождю или страшную решимость идти на гибель, надо унестись в прошлое. Надо начать писать языком иногда времён барокко, а иногда времён классицизма. На тех «новых берегах», на которые манил всех Стасов и на которых одно время усердно пасся сам композитор, такое не растёт. Нужно воскресить то, над чем смеялись — и тогда будет возможность написать нечто высоко-трагическое. Пресловутый прогресс дал немало интересного, но ничего высокого, по-настоящему трагического. Надо признать немощь современного искусства, ограниченность новых находок, всего этого «ковыряния», которое он так смачно описывал в своих письмах.

Только так можно объяснить его действия, обернувшиеся великим достижением. Смог бы он, томимый своим страшным и, увы, типичным для России недугом, если бы пожил подольше, всё это признать и как-то выразить своим колоритнейшим языком не говорю уж — дописать оперу? Как знать… Отпущено ему было мало — и тем не менее он многое сумел сделать. Его идеи в его делах — а дела до сих пор звучат со сцены и потрясают многих; у людей от хора стрельцов и от гадания Марфы наворачиваются слёзы. И это — урок нам.

Вот уже раздольная песня у гобоя сопровождается непрерывно льющимися пассажами скрипок — как будто потоком солнечных лучей. Другая тема, близкая по характеру первой, появляется в более плотном звучании — кларнетов, фаготов и виолончелей.

Валторны, арфы, литавры и тамтам с пиццикато контрабасов имитируют колокольный звон. Он все более разрастается, хотя и в пределах пианиссимо. Распевные мотивы становятся постепенно все короче и истаивают. Лишь легчайшее тремоло скрипок да восходящие ввысь отдельные звуки флейты и арфы завершают эту лаконичную зарисовку». Это описание знаменитого фрагмента авторства Модеста Мусоргского «Рассвет на Москва-реке».

После случившегося в мае стрелецкого бунта фактически властвовал князь Иван Хованский этот период известен как «хованщина». Мусоргский же использовал не только события конкретно этого бунта, но и второго 1689 и некоторые фрагменты третьего 1698 , после которого власть окончательно перешла к Петру I. Перейти к разделу «Историческая основа сюжета» История создания оперы «Хованщина» связана с различными этапами и влиянием различных личностей. Первоначально всю оперу оркестровал Николай Римский-Корсаков, внесший существенные изменения, такие как дополнение связующих элементов, изменение тональности и удаление некоторых фрагментов. Партитура Римского-Корсакова была опубликована в 1883 году, но вызвала критику за изменения, не всегда соответствующие замыслу Мусоргского.

Тем не менее, работа Римского-Корсакова сыграла ключевую роль в том, чтобы «Хованщина» в итоге появилась на оперных сценах.

Он же выступил и режиссером первой постановки. Затем в 1952 году на сцене театра появился монументальный спектакль с вниманием к историческим деталям в режиссуре Леонида Баратова. А в 2000 году Юрий Александров и Юрий Лаптев создали новую сценическую версию этой постановки. Дирижёр - Валерий Гергиев.

В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"

Опера Мусоргского «Хованщина» (Khovanshchina) | Согласно либретто к опере Модеста Мусоргского «Хованщина» у двух главных героинь-соперниц князя Андрея Хованского: Марфы-раскольницы и девушки из немецкой слободки Эммы характеристики характеров, выраженные голосом, соответственно представлены.
Мусоргский - Хованщина Краткое содержание оперы Мусоргского «Хованщина» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Содержание:

  • Опера «Борис Годунов» и народная музыкальная драма «Хованщина»
  • «Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»
  • «Хованщина» в Рязани — Музыка России
  • Постановщики

Хованщина М.П. Мусоргский listen online

Опера о русском Холокосте В Астрахани прошла грандиозная премьера народная музыкальной драмы пера композитора Модеста Мусоргского − оперы “Хованщина”.
Telegram: Contact @mariinsky_theatre 2011. Прослушать отрывки. Мусоргский: Хованщина.
Мариинский театр показал оперу «Хованщина» в Псковской филармонии последняя, недописанная опера Мусоргского. При жизни композитора не исполнялась, затем была оркестрована Римским-Корсаковым и в дальнейшем неоднократно обработана и оркестрована другими композиторами.
На сцене театра Ла Скала состоялась премьера «Хованщины» Мусоргского Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012.
Мусоргский - Хованщина опера (с субтитрами «национальная музыкальная драма») в пяти действиях Модеста Мусоргского.

«Хованщина»

Даже двойная доминанта употреблена, а уж она-то считалась издавна не отвечающей духу русской песни. Извиняюсь за специальную терминологию — но без неё в таком разборе не обойтись; я и так старался многое убрать. Ничего — всё «отвечает». Как будто это — часть сборника русских песен Львова-Прача 1790-х годов — разве что фактура сопровождения немного поувереннее. Опять откат — если не к барокко, то к классицизму, к моцартовскому времени. И главное — как по-русски, как пронзительно звучит этот классицизм! Слышавшие запись поймут… А теперь — разъяснения, почему всё это было не просто необычно, но даже и нахально. Считалось, что Моцарт — композитор «сухой» и «детский», Бах же — «музыкальная машина».

Некий Бороздин на кучкистских вечерах потешал публику выплясыванием под фуги Баха: под один голос двигалась одна рука, под второй — другая, потом вступала нога — и со временем потешник наворачивал всем, чем можно и нельзя. По поводу таких фокусов Римский-Корсаков сформулировал своё блестящее, не утратившее и сегодня своего значения определение: «передовое мракобесие». И вот в этой атмосфере, усугубляемой ещё неистовствами Стасова, Мусоргский творил свои злохитрости, долженствующие натуралистически передавать разные, часто неприглядные, стороны жизни. Однако, натворив их немало к сугубому стасовскому ликованию , композитор начал мало-помалу отходить от писания такого типа музыки. Уже в его поздних романсах заметно некоторое упрощение гармонии в своё время это прекрасно описал Ю. И, в конце концов, он захотел написать высокую музыкальную драму — не столько с кошмарами, ужасами, руготнёй и прочими натуралистическими житейскими подробностями, сколько с истинно трагическими коллизиями. А теперь ещё раз посмотрим, где же использованы в «Хованщине» архаизмы.

Гадание Марфы — высокотрагичное прозрение судьбы. Вопрошание стрельцов своего начальника, несомненно ими уважаемого, по поводу грозящей им кары. Решимость вождя старообрядцев идти на страшную смерть. Воодушевление им прочих к этой гибели. Да, всё — высоко-трагично. Именно высоко. Sublime, если угодно.

Но вопрос: при чём тут, в деяниях русской истории XVII века, барокко и отнюдь не в ключе, скажем, партесов того времени, что хотя бы формально было непротиворечиво — а высокое барокко, коего в русской музыке и не бывало? Тем паче — при чём тут классицизм? Когда во вступлении к III действию для характеристики полузападной обстановки кн. Голицына звучит некая пародия на классицистскую композицию — это понятно; композиция как бы обозначает образ Запада.

Последняя опера Мусоргского, народная музыкальная драма в пяти действиях. Стрелецкие бунты, приход Петра Первого к власти. И вся самобытность народной культуры и жизни, так вдохновлявшей композитора на родной Псковской земле.

Он долгие годы искал самые совпадающие с декламационной, с речевой стилистикой вокальные линии. Это большая радость такого единения, духовного единения со своей Родиной в сложные для нее исторические моменты», - Роман Бурденко, солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов, исполнитель роли Шакловитого. Связать духовное и материальное в единый, чистый образ родной страны помогают грандиозные декорации, исторические костюмы, искусный грим и мастерство театрально-концертной труппы, не имеющей равных в мире. Сильные образы, они организм перестраивают. Уходишь в личину того человека, который в тебе живет, уже, по меньшей мере, этот образ с 87-го года», - Александр Морозов, солист Мариинского театра, заслуженный артист России, исполнитель роли Досифея.

Через два года, по совету Владимира Васильевича Стасова, он решил писать оперу об исторических событиях. В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника. Материал для сюжета оперы композитор черпал в различных исторических исследованиях и подлинных документах XVII века.

Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский. Ему самому приглянулась Эмма, но Андрей готов скорее убить ее, чем отдать отцу. Занесенный над девушкой нож властно отводит Досифей, глава раскольников. Кабинет князя Василия Голицына — канцлера и фаворита царевны Софьи. Князь погружен в мрачное раздумье, его одолевает страх перед будущим. Явившаяся под видом гадалки Марфа предсказывает князю опалу. Суеверный Голицын в смятении. Чтобы сохранить пророчество в тайне, он велит слуге утопить гадалку. Но Марфа успевает скрыться. В доме Голицына собираются противники Петра. Беседа Голицына и Хованского — скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Вбегает взволнованная Марфа. Она рассказывает о покушении на ее жизнь и чудесном спасении, пришедшем от петровцев.

Опера Мусоргского «Хованщина»

Хованщина. ШАКЛОВИТЫЙ Но ежели когданибудь, при встрече со мной, ты выдашь меня, ­ оборони тебя господь тогда, помни! Последние пять-шесть лет своей жизни Мусоргский весь был поглощен двумя операми, сочиняемыми одновременно: «Хованщиной» и «Сорочинской ярмаркой». «Под управлением маэстро Гергиева в субботу в Большом концертном зале Псковской областной филармонии прозвучит последняя опера Мусоргского – «Хованщина». Завершить «Хованщину» Мусоргский так и не успел — после его смерти остался почти законченный клавир и едва начатая партитура.

модест петрович мусоргский хованщина (найдено 80 песен)

Режиссер ставит оперу не об одном только стрелецком бунте. Он, следуя негласному историческому правилу видеть в премьерах «Хованщины» знак переломного времени, памятник жертвам и обвинение в адрес тех или иных злодеев, ставит оперу об актуальности самой «Хованщины», намекая на узнаваемость героев и ситуаций. Есть и ответы: при всей прямоте концепции и мизансцен они уклончивы в деталях, но ясно сводятся к тому, что виноваты все, кто хоть как-нибудь действует. Титель не находит у Мусоргского положительных персонажей.

В тоскливой беспросветности этого универсального ответа, подтверждая его, сияет страшная звезда Хованского игра Дмитрия Ульянова блистательна, а голос завораживает, грохоча. Мерцает неприятным светом прозаический, бессовестно и тихо одержимый Досифей филигранная роль Дениса Макарова. Не соль земли, не скрепа, а серая мышь этот бывший князь Мышецкий.

Темнеет на свету парадоксально объемная, лирико-эпическая фигура предателя Шакловитого, сделанная Антоном Зараевым выпукло, на пределе возможностей. Даже Голицын Нажмиддин Мавлянов замечательно сдержан и больше всех аккуратен по части дикции , которому в общем-то нечего предъявить, кроме приказа убрать свидетельницу собственной слабости, виноват уже хотя бы потому, что попал со своей либерально-западнической физиономией в царство по-разному бесноватых как кур в ощип. Преступница — Софья, преступник — Петр и тут режиссеру даже не нужно ничего делать — сам Шостакович укомплектовал соответствующие такты Мусоргского барабанной дробью своей Седьмой симфонии.

И Марфа при всей любви безумная провокаторша Ксения Дудникова, голос внушительной силы и обворожительно красивого тембра. Может, и не она больше всех виновата, и вообще — жертва, но мы видим, что страшные вещи делаются в том числе ее руками. Кто здесь хоть сколько-нибудь не хор — тот и виноват.

Спектакль Тителя — цельный манифест безвинной жертвенности хорового героя, спасительной идентичности профилей и времен.

Музыка вступления — это не просто прекрасная пейзажная зарисовка, что было бы слишком мелко для такого масштабного и глубокого художника, как Мусоргский. Это образ уходящего идеала Святой Руси. По высказыванию музыковеда Вячеслава Медушевского, содержание «Рассвета» - «невидимый град Китеж Русской земли, сокровенная красота Божией мысли о России - святой Руси, которая предаётся нами». Вступление — музыка дивного покоя и чистоты, основанная на теме, которая обнаруживает родство в равной мере и со знаменным распевом, и с протяжной лирической песней. Их общие свойства — способность к бесконечному мелодическому длению-«левитированию». Мусоргскому удалось в музыке передать запечатленный в летописях, житиях и иконах древнерусский тип мирочувствия.

Валторны, арфы, литавры и тамтам с пиццикато контрабасов имитируют колокольный звон. Он все более разрастается, хотя и в пределах пианиссимо. Распевные мотивы становятся постепенно все короче и истаивают. Лишь легчайшее тремоло скрипок да восходящие ввысь отдельные звуки флейты и арфы завершают эту лаконичную зарисовку». Это описание знаменитого фрагмента авторства Модеста Мусоргского «Рассвет на Москва-реке». Краткое вступление к опере «Хованщина», которое композитор назвал «Рассвет на Москве-реке» — это не только удивительной красоты пейзажная зарисовка, но и символическая картина рассвета, встающего над страной по воле юного Петра, надежда на прекрасное будущее утро России. Мусоргский создавал его в 1873 —1874 годах.

Совсем другой звук, который, кстати, доносится далеко за пределы кремлёвских стен. Да и театральные законы и приёмы работают по-иному. Всё намного масштабнее. Над такой глобальной постановкой работали более 600 человек. К астраханским артистам присоединился государственный хор Республики Калмыкия, а также студенты Астраханского колледжа искусств и музыкального колледжа. Для исполнения главных партий приглашены именитые оперные голоса из известных театров России. Так же считают и зрители.

Хованщина (опера)

Герои всегда в черном одеянии, только в последних сценах Марфа — белая голубица, принимающая смерть как избавление от мирских мук и страданий. Авторы постановки оставляют финал спектакля открытым. Народ, подобно слепцам бредет по безбрежной зимней степи, по тракту, ведущему в совершенно непроглядное будущее. Спектакль отходит от традиционного двухмерного пространства сцены и охватывает немыслимые сценические объемы. Смена картин происходит молниеносно, что позволяют выполнить трансформируемые декорации.

Он чем-то обеспокоен, накануне Марфа, представившись гадалкой, напророчила беду. Он не хочет в это верить и приказывает утопить девушку, но благодаря обстоятельствам, ей удается бежать. После случается ужасное, заговорщики узнают о том, что все проделки и планы давно известны царю и стоит ожидать расправы. Хованский спрятался в имении, считая, что там он будет в абсолютной безопасности.

Его убеждения в том, что беспокоится не из-за чего, не оправдались. К нему приезжает Хованский, якобы для того, чтобы дать приглашение, но как только он выходит, его поражает удар кинжала. Также Петр убивает и князя Голицына.

Но и набор этих ролей небезграничен, весь диапазон — от смелости умереть вместе, сражаясь за правду, до готовности коллективно сгинуть без боя. И если у Прокофьева народ сплотился и победил, то в «Хованщине» он обнялся и умер в тонко и трепетно, без пламени поставленной последней сцене самосожжения. Оба сюжета решены с одинаковой убедительностью.

Режиссер ставит оперу не об одном только стрелецком бунте. Он, следуя негласному историческому правилу видеть в премьерах «Хованщины» знак переломного времени, памятник жертвам и обвинение в адрес тех или иных злодеев, ставит оперу об актуальности самой «Хованщины», намекая на узнаваемость героев и ситуаций. Есть и ответы: при всей прямоте концепции и мизансцен они уклончивы в деталях, но ясно сводятся к тому, что виноваты все, кто хоть как-нибудь действует. Титель не находит у Мусоргского положительных персонажей. В тоскливой беспросветности этого универсального ответа, подтверждая его, сияет страшная звезда Хованского игра Дмитрия Ульянова блистательна, а голос завораживает, грохоча. Мерцает неприятным светом прозаический, бессовестно и тихо одержимый Досифей филигранная роль Дениса Макарова.

Не соль земли, не скрепа, а серая мышь этот бывший князь Мышецкий. Темнеет на свету парадоксально объемная, лирико-эпическая фигура предателя Шакловитого, сделанная Антоном Зараевым выпукло, на пределе возможностей. Даже Голицын Нажмиддин Мавлянов замечательно сдержан и больше всех аккуратен по части дикции , которому в общем-то нечего предъявить, кроме приказа убрать свидетельницу собственной слабости, виноват уже хотя бы потому, что попал со своей либерально-западнической физиономией в царство по-разному бесноватых как кур в ощип. Преступница — Софья, преступник — Петр и тут режиссеру даже не нужно ничего делать — сам Шостакович укомплектовал соответствующие такты Мусоргского барабанной дробью своей Седьмой симфонии. И Марфа при всей любви безумная провокаторша Ксения Дудникова, голос внушительной силы и обворожительно красивого тембра.

Раскольничий хор. Мусоргский 1:53 "Рассвет на Москве-реке" из оперы "Хованщина" — М. Мусоргский 4:57 "Рассвет на Москве-реке" из оперы "Хованщина" — М. Опера "Хованщина" 5:07 Ария Хованского "Дети, дети мои!

Три девушки стояли у черты. Хованщина

Он не может утерять ни значения, ни важности, ни ощущения какого-то особого трепетного подхода к каждому исполнению, потому что это одна из величайших русских опер. Здесь ее пели очень многие певцы. У нас достаточно большая и сильная семья артистов, и конечно мы очень рассчитываем на то, что и следующее поколение тоже найдет в этой великой русской опере возможности для укрупнения своего театрального музыкального дарования". В этом спектакле состоялись дебюты трех замечательных вокалистов Мариинского театра - баритона Алексея Маркова в парти и боярина Шакловитого, тенора Ильи Астафурова в партии Подьячего и обладательницы Гран-при XVII международного конкурса им. Чайковского меццо-сопрано Зинаиды Царенко в роли раскольницы Марфы.

Вере в спасение ее души и души Андрея Хованского, что все-таки они будут вместе на небесах, несмотря на то, что при жизни Марфа не получает от Андрея тех взаимных чувств, о которых мечтает. У нее невероятно сильный характер, мощный внутренний стержень и непоколебимость решений. Ее знание "сил потайных" дает еще большую многогранность ее характеру, она ясно видит, что будет дальше, и это ее нисколько не страшит. Образ Марфы невероятно многогранен и многие великие певицы прошлого годами выкристаллизовывали его, с каждым разом внося в него что-то новое, обогащая его различными оттенками эмоций.

Для своего дебюта я постаралась вникнуть в характер и побуждения моей героини, но в то же время понимаю, что это только начало моей работы над этим образом".

Все стоят в недоумении. Недоумение вполне понятное: царю Петру только-только исполнилось 10 десять! К тому же жил он не в Москве, а в Преображенском по сути, в ссылке , и до 1689 года государственными делами не занимался, развлекаясь игрой в солдатики. В следующем акте опять любовная линия, ничего интересного. Приходит Шакловитый и поет свою арию, из которой следует, что донос его был продиктован не личной злобой, завистью и желанием сесть в кресло Хованского Боже упаси! Пробуждение похмельных стрельцов, их разборки с женами — опять ничего интересного. Приплетается подъячий и приносит очередную хорошую новость.

Близко уж было Белгорода, у самой слободы стрелецкой, налетели злые вороги на жён и детей ваших, и окружили... Вдруг на подмогу рейтарам, откуда взялись, петровцы подоспели, и свалка началась. Как сказано выше, никаких «петровцев» в 1682 году не было и быть не могло. Мало похоже это и на события 1689 года, где также были замешаны стрельцы — собственно военных столкновений не было, под давлением Петра вожди заговорщиков были быстро выданы и казнены. Видимо, речь идет о мятеже 1698 sic! Но дело этим не кончилось. Стрельцы надеются, что Подъячий все набрехал со страху слегка сгустил краски и вызывают начальника для прояснения обстановки. Действительно, к 26 годам Петр дозрел до понимания политической важности момента, немедленно прервал загранкомандировку, вернулся в Москву и произвел доследование, вскрывшее некоторые интересные факты.

К этому мы еще вернемся. Переносимся в имение князя Хованского, где старый хрен маститый старец развлекается с персидками, распивает спиртные напитки, слушает непотребные песни и вообще всячески прожигает жизнь, не веря, что не только дни его, но и часы сочтены. Посланнику Голицына, предупредившему об опасности, в качестве благодарности приказывает всыпать по заднице. Вот забавно, вот-то смешно! Пугать изволят князя!.. Литва проснулась! Вставай, Хованский! Князь вспоминает единственное достойное дело в своей никчемной жизни — победу под Мяделем в войне с Речью Посполитой.

В феврале 1659 Хованский одержал блестящую победу над частью литовской армии под Мяделем. За эту победу 27 марта 1659 года на Вербное воскресенье князь Иван Андреевич был пожалован в бояре с почетным титулом «наместника Вятского». Входит Шакловитый — как всегда, с сюрпризом за пазухой. Но Мусоргскому смерть на плахе, видимо, показалась недостаточно сценически эффектной, и Хованского убивает подосланный киллер. Поэтическая вольность, что поделаешь! Опять Красная Площадь. Голицына везут в ссылку. Помоги тебе господь в твоей неволе!

Голицын пал вместе с Софьей в 1689 году и только благодаря заступничеству двоюродного брата, Бориса Алексеевича, близкого сподвижника Петра, отделался очень дешево — пожизненной ссылкой в Архангельскую губернию. Велено рейтарам окружить нас в святом скиту и без пощады, без сожаленья губить нас. Видимо, отсылка к «12 статьям» царевны Софьи от 7 апреля 1685 года, первая из которых гласила: "Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцам духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в дома свои священников со святынею и с церковной потребой не пускают, и меж христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своем воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они тому научены, и сколь давно, и на кого станут говорить и тех оговорных людей имать и расспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять". Неудивительно, что многие такой радости не дожидались и сжигали себя сами. Появляется Андрей Хованский, которому вообще-то семь лет назад отрубили голову. Но голова, похоже, приросла обратно — князь здоров, полон сил и готовится умереть вторично. Продолжение любовной линии, не представляющей для нас интереса. Выходят мятежные стрельцы с плахами, секирами и женами.

Неожиданно следует хэппи-энд. Deus ex machina, принявший на сей раз облик боярина Стрешнева, появляется как раз вовремя. Стрешнев Тихон Никитич 1644 — 1719 — окольничий, «дядька» Петра. В бояре будет пожалован только в 1698 sic! Впоследствии — видный деятель петровского времени. Цари и государи Иван и Пётр вам милость шлют: идите в домы ваши и господа молите за их государское здоровье. Тогда все действительно обошлось малой кровью: «11 сентября, в 10 часов вечера, против Лавры, у большой дороги, вывели преступников на смертную казнь при большом стечении народа. Шакловитому отрубили голову топором.

То же сделали стрельцам Обросиму Петрову и Кузьме Чермному. Полковнику Семену Рязанцеву велели положить голову на плаху, потом велели ему встать, дали несколько ударов кнутом и отрезали кусок языка. Такому же наказанию подвергли еще двоих — пятидесятника Муромцева и стрельца Лаврентьева; наказанных сослали в Сибирь». Видимо, весь этот балаган должен символизировать человеколюбие Петра с одной стороны и надежды на светлое будущее — с другой. В жизни, как обычно, все оказалось немного иначе. Вернемся к мятежу 1698 года. Петр, прибыв из-за границы, энергично взялся за дело: "С половины сентября начался новый розыск. Из разных монастырей велено было свезти стрельцов; затем иных разместили по московским монастырям, а других содержали в подмосковных селах под крепким караулом.

Число всех содержавшихся стрельцов было 1714 человек. Допрос происходил в Преображенском селе под руководством князя Федора Юрьевича Ромодановского, заведывавшего Преображенским приказом. Устроено было четырнадцать застенков, и каждым застенком заведывал один из думных людей и ближних бояр Петра. Признания добывались пытками. Подсудимых сначала пороли кнутом до крови на виске то есть его привязывали к перекладине за связанные назад руки ; если стрелец не давал желаемого ответа, его клали на раскаленные угли. По свидетельству современников, в Преображенском селе ежедневно курилось до тридцати костров с угольями для поджаривания стрельцов. Сам царь с видимым удовольствием присутствовал при этих варварских истязаниях. Если пытаемый ослабевал, а между тем нужен был для дальнейших показаний, то призывали медика и лечили несчастного, чтобы подвергнуть новым мучениям.

Несметная толпа народа собралась смотреть, как повезут преступников. В это время патриарх Адриан, исполняя предковский обычай, наблюдаемый архипастырями, просить милости опальным, приехал к Петру с иконою Богородицы. Но Петр был еще до этого нерасположен к патриарху за то, что последний повторял старое нравоучение против брадобрития; Петр принял его гневно. Я побольше тебя почитаю Бога и Пресвятую Богородицу. Моя обязанность и долг перед Богом охранять народ и казнить злодеев, которые посягают на его благосостояние». Патриарх удалился. Петр, как говорят, собственноручно отрубил головы пятерым стрельцам в селе Преображенском. Затем длинный ряд телег потянулся из Преображенского села в Москву; на каждой телеге сидело по два стрельца; у каждого из них было в руке по зажженной восковой свече.

За ними бежали их жены и дети с раздирающими криками и воплями. В этот день перевешано было у разных московских ворот 201 человек. Снова потом происходили пытки, мучили, между прочим, разных стрелецких жен, а с 11 октября до 21 в Москве ежедневно были казни; четверым на Красной площади ломали руки и ноги колесами, другим рубили головы; большинство вешали. Так погибло 772 человека, из них 17 октября 109-ти человекам отрубили головы в Преображенском селе. Этим занимались, по приказанию царя, бояре и думные люди, а сам царь, сидя на лошади, смотрел на это зрелище. В разные дни под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи, а троим из них, висевшим под самыми окнами, дали в руки бумагу в виде челобитных. Последние казни над стрельцами совершены были в феврале 1699 года.

По сюжету носитель идеи религиозности — Досифей — кончает жизнь самосожжением, вожак стрельцов — Хованский — заколот наемным убийцей, сторонник компромиссов Голицын сослан в заточенье; и даже любовная линия оканчивается своеобразной «торжествующей» гибелью Марфы вместе с возлюбленным. В конечном счете конфликт уходящего «старого» и наступающего «нового» разрешен Мусоргским соответственно исторической правде. Старый уклад гибнет перед новым.

Но одновременно гибнут и все главные герои оперы! Носитель же исторически-позитивного начала, Петр I, не выведен на сцену, и не случайно: симпатии автора на стороне его противников. Недостаточно развит и образ боярина Шакловитого, хотя его проникновенное ариозо в третьем действии «Спит стрелецкое гнездо» содержит настроения, близкие авторской точке зрения «Ах ты, в судьбине злосчастная, родная Русь, кто же, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет?

Выходят мятежные стрельцы с плахами, секирами и женами. Неожиданно следует хэппи-энд.

Deus ex machina, принявший на сей раз облик боярина Стрешнева, появляется как раз вовремя. Стрешнев Тихон Никитич 1644 — 1719 — окольничий, «дядька» Петра. В бояре будет пожалован только в 1698 sic! Впоследствии — видный деятель петровского времени. Цари и государи Иван и Пётр вам милость шлют: идите в домы ваши и господа молите за их государское здоровье.

Тогда все действительно обошлось малой кровью: «11 сентября, в 10 часов вечера, против Лавры, у большой дороги, вывели преступников на смертную казнь при большом стечении народа. Шакловитому отрубили голову топором. То же сделали стрельцам Обросиму Петрову и Кузьме Чермному. Полковнику Семену Рязанцеву велели положить голову на плаху, потом велели ему встать, дали несколько ударов кнутом и отрезали кусок языка. Такому же наказанию подвергли еще двоих — пятидесятника Муромцева и стрельца Лаврентьева; наказанных сослали в Сибирь».

Видимо, весь этот балаган должен символизировать человеколюбие Петра с одной стороны и надежды на светлое будущее — с другой. В жизни, как обычно, все оказалось немного иначе. Вернемся к мятежу 1698 года. Петр, прибыв из-за границы, энергично взялся за дело: "С половины сентября начался новый розыск. Из разных монастырей велено было свезти стрельцов; затем иных разместили по московским монастырям, а других содержали в подмосковных селах под крепким караулом.

Число всех содержавшихся стрельцов было 1714 человек. Допрос происходил в Преображенском селе под руководством князя Федора Юрьевича Ромодановского, заведывавшего Преображенским приказом. Устроено было четырнадцать застенков, и каждым застенком заведывал один из думных людей и ближних бояр Петра. Признания добывались пытками. Подсудимых сначала пороли кнутом до крови на виске то есть его привязывали к перекладине за связанные назад руки ; если стрелец не давал желаемого ответа, его клали на раскаленные угли.

По свидетельству современников, в Преображенском селе ежедневно курилось до тридцати костров с угольями для поджаривания стрельцов. Сам царь с видимым удовольствием присутствовал при этих варварских истязаниях. Если пытаемый ослабевал, а между тем нужен был для дальнейших показаний, то призывали медика и лечили несчастного, чтобы подвергнуть новым мучениям. Несметная толпа народа собралась смотреть, как повезут преступников. В это время патриарх Адриан, исполняя предковский обычай, наблюдаемый архипастырями, просить милости опальным, приехал к Петру с иконою Богородицы.

Но Петр был еще до этого нерасположен к патриарху за то, что последний повторял старое нравоучение против брадобрития; Петр принял его гневно. Я побольше тебя почитаю Бога и Пресвятую Богородицу. Моя обязанность и долг перед Богом охранять народ и казнить злодеев, которые посягают на его благосостояние». Патриарх удалился. Петр, как говорят, собственноручно отрубил головы пятерым стрельцам в селе Преображенском.

Затем длинный ряд телег потянулся из Преображенского села в Москву; на каждой телеге сидело по два стрельца; у каждого из них было в руке по зажженной восковой свече. За ними бежали их жены и дети с раздирающими криками и воплями. В этот день перевешано было у разных московских ворот 201 человек. Снова потом происходили пытки, мучили, между прочим, разных стрелецких жен, а с 11 октября до 21 в Москве ежедневно были казни; четверым на Красной площади ломали руки и ноги колесами, другим рубили головы; большинство вешали. Так погибло 772 человека, из них 17 октября 109-ти человекам отрубили головы в Преображенском селе.

Этим занимались, по приказанию царя, бояре и думные люди, а сам царь, сидя на лошади, смотрел на это зрелище. В разные дни под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи, а троим из них, висевшим под самыми окнами, дали в руки бумагу в виде челобитных. Последние казни над стрельцами совершены были в феврале 1699 года. Тогда в Москве казнено было разными казнями 177 человек. Тела казненных лежали неприбранные до весны, и только тогда велено было зарыть их в ямы близ разных дорог в окрестностях столицы, а над их могилами велено было поставить каменные столпы с чугунными досками, на которых были написаны их вины; на столпах были спицы с воткнутыми головами".

Скит в сосновом бору. Раскольники готовятся к самосожжению. Мы выданы, нас окружили... Негде укрыться, нет нам спасенья! Сама судьба сковала крепко нас с тобою и прорекла конец нам смертный; ни слёзы, ни мольбы, ни укоры, ни стенанья - ничто не спасёт: судьба так велела.

Надо отдать должное и Петру. После долгой борьбы скупость в нем одержала верх над кровожадностью, и в 1716 году он отменил «Двенадцать статей», введя вместо них двойной налог на раскольников. Что происходило в те восемнадцать лет, когда Петр уже встал у руля, но еще не отменил сестринского закона — сказать затруднительно. В 80-е же годы раскольники горели как дрова. Крупнейшие эпизоды самосожжений прошли в Карелии — Палеостровские гари в 1687 и 1688 годах, в которых погибло более 4 тысяч человек и Пудожская гарь 1693 года с одной тысячей жертв.

В 1687 году в местечке Березове Олонецкого края сгорело более тысячи человек с неким Пименом во главе. В том же году в Палеостровском монастыре, в северной части Онежского озера, инок Игнатий Соловецкий и 2700 раскольников сожгли себя на глазах явившихся за ними властей. Возможно, последний эпизод Мусоргский и имел в виду. В заключение — о дальнейших судьбах прототипов. Иван Хованский с сыном Андреем были казнены 18 сентября 1682 года: "Думные люди, уже озлобленные против Хованского, приговорили его казнить смертью.

Софья отправила боярина князя Лыкова с отрядом схватить Хованских на дороге и привести в Воздвиженское. Взяли Хованского отца, связали и повезли, а за ним вслед отправили и Хованского сына. Когда Лыков подвез Хованских к царскому двору, вышли посланные и сказали, чтобы он не въезжал с ними во двор, а остановился у ворот. Из двора вышли все думные люди и сели на скамьях перед воротами. Думный дьяк Шакловитый читал приговор: Хованских обвиняли в неправильном распоряжении денежною казною в пользу стрельцов, в потачке наглому невежеству стрельцов, в неправом суде, в дерзких речах, в подущении раскольников, в неповиновении царским указам и прочее.

Затем прочитано было подметное письмо; дьяк произнес: «Воровские дела ваши с этим письмом сходны. Злохитрый замысел ваш обличился. Государи приказали вас казнить смертью». От кого он умышлен и учинен. Донесите их царским величествам, чтобы нам с ними дали очные ставки, а так скоро и безвинно нас бы не казнили.

Если же мой сын так делал, как написано в сказке приговоре , то я предаю его проклятию». Допустить Хованского до такого рода оправдания — значило раскрывать много такого, что хотели утаить. Боярин Милославский более всех этого боялся и дал знать царевне Софье о словах Хованского. Софья выслала приказание немедленно исполнить приговор. Стрелец Стремянного полка отрубил головы — сначала отцу, потом сыну.

Казнь исполнялась перед дворцовыми воротами у московской большой дороги". Шакловитый, как уже говорилось, был казнен 11 сентября 1689 года. Князь Петр Иванович Мышецкий самосожжегся в 1690 году. Досифей ушел от преследования властей к Каспийскому морю, где и скончался около 1691 года. Иван V, соправитель Петра, умрет 29 января 1696 года, не дожив до тридцати, в Москве.

Уникальный случай — просидеть почти 14 лет на престоле и абсолютно ничем не отметиться.

модест петрович мусоргский хованщина (найдено 80 песен)

В Пскове впервые прозвучала легендарная опера Мусоргского «Хованщина» в исполнении артистов Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Об опере М.П. Мусоргского «Хованщина» Либретто оперы «Хованщина». Мусоргский. Опера «Хованщина». Народная музыкальная драма в 5 действиях, 6 картинах. 21 февраля 1886 года в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий