Тимофей Андреевич учился вместе с Гагариным в Люберецком ремесленном училище в группе формовщиков-литейщиков в 1949–1951 годах и одновременно в седьмом классе Люберецкой школы рабочей молодежи. После школьной шестилетки Юрий Гагарин учился в ремесленном училище, затем поступил в индустриальный техникум. Саратовский индустриальный техникум, где с 1951 по 1955 г. учился Юрий 12 апреля 1961 Гагарин в скафандре «СК-1» перед историческим стартом космического корабля «Восток-1». Сегодня мы расскажем про заброшенное лётное училище в Оренбурге, где учился первый в мире лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
Юрьева тень: неизвестная жизнь Гагарина
Но далеко не все знают о том, что Юрий Гагарин не планировал становиться лётчиком-космонавтом. Где родился Юрий Гагарин? Что предшествовало полёту Гагарина в космос? Когда состоялся полёт и как сложилась жизнь Гагарина после него? Как прежде назывался город Гагарин? Апрельская кинохроника 1961 года, в которой Гагарин прибывает в Москву, где его встречает первый секретарь Никита Хрущев. Смотрите видео онлайн «Юрий Гагарин в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского» на канале «Комсомольская правда» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 12 апреля 2023 года в 15:55, длительностью 00:02:08. Сам факт вступления Юрия Гагарина в партию никем и никогда не отрицался. Новости. 260 лет спустя Юрий Гагарин уже в статусе большого советского политика приезжал в город и решал вопросы земляков.
Почему Гагарин уехал из дома? Рассекречено личное дело первого космонавта
Парадокс: спустя годы космонавт Гагарин где учился, там и приземлился, изрядно напугав местную колхозницу. В 1955 г. Ю. Гагарин с отличием окончил техникум и завершил обучение в аэроклубе, где выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 минуты. Биография Юрия Гагарина. Юрий и Валентина Гагарины, 1965 год. Юрий Набатов/ ТАСС. Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин обратился к председателю правительства Михаилу Мишустину с просьбой найти возможность оказать помощь в сохранении здания, где в 1955—1957 годы учился первый в мире лётчик-космонавт Юрий Гагарин. Новость о полете Юрия Гагарина произвела впечатление на все человечество, а в Советском Союзе вызвала стихийное торжество, сравнимое с радостью по случаю окончания войны в мае 1945 года.
Научил королеву пить чай по-гагарински. Удивительная история первого в мире космонавта
Юрий Гагарин: биография, первый полет в космос, интересные факты | Тимофей Андреевич учился вместе с Гагариным в Люберецком ремесленном училище в группе формовщиков-литейщиков в 1949–1951 годах и одновременно в седьмом классе Люберецкой школы рабочей молодежи. |
Гагарин Юрий Алексеевич. Большая российская энциклопедия | Путь Юрия Гагарина – от учёбы в ПТУ № 10 в Люберцах до авиационного училища – важные этапы обучения, сформировавшие личность первого космонавта. |
Юрий Алексеевич Гагарин: биография первого человека в космосе — 12.04.2024 — Статьи на РЕН ТВ | В 1941 году Юрий Гагарин начал учиться в средней школе села Клушино, но учебу прервала война. После окончания войны семья Гагариных переехала в Гжатск (ныне Гагарин), где Юрий продолжил свое обучение. |
Эксперт рассказала, как проходила подготовка Гагарина к полёту в космос | Здесь Юрий Алексеевич учился, жил и создал семью. |
Дорога в космос Юрия Гагарина началась с Саратова | Со своей будущей женой Валентиной Юрий Гагарин познакомился в Оренбурге, когда приехал учиться в Военно-авиационное училище. |
Юрий Алексеевич Гагарин
Новости. 260 лет спустя Юрий Гагарин уже в статусе большого советского политика приезжал в город и решал вопросы земляков. Телестудия Роскосмоса выпустила репортаж о летном училище в Оренбурге, где учился первый космонавт земли Юрий Гагарин. Здесь учился и приземлился – новгородец поделился воспоминаниями о подвиге Юрия Гагарина и учёбе в Саратове. Ссылаясь на секретные документы, он утверждает, что в районе, где выполняли свой полёт Гагарин и Серёгин, несанкционированно оказался самолет Су-15, вылетевший с аэродрома Жуковский. В 1951 году Гагарин переехал в Саратов, где начал проходить обучение в индустриальном техникуме.
Эксперт рассказала, как проходила подготовка Гагарина к полёту в космос
Потому как у них был опыт перегрузок, летчики были подкованы в технической части, умели пилотировать воздушные суда. Гагарин на физзарядке Большую роль отводили здоровью кандидатов. У потенциальных космонавтов не могло быть заболеваний. На кону стояло слишком многое. Кроме того, комиссия обращала внимание на социальное происхождение кандидата, его политическую позицию, членство в партии. Некоторые критерии отбора были чисто физиологическими. По мнению конструкторов, летчик, космонавт не мог быть выше 170 сантиметров, весом более 70 килограммов. Такие жесткие выкладки диктовали особенности конструкции ракеты. Больше она бы скорее всего не выдержала. Рисковать инженеры не хотели.
Они намеревались действовать наверняка. Обучать летчиков начали практически сразу. Подготовка проходила в городе Жуковский Московской области. Инструктором и наставников будущих космонавтов был знаменитый летчик-испытатель М. Интересно: Именно Марк Галлай стал автором одной короткой фразы, которая вошла в историю — «поехали». Мужчина произносил ее всякий раз, как очередной кандидат влезал в кабину ракеты-симулятора и был готов заниматься на тренажере. В начале 1961 года после кропотливых занятий из 20 кандидатов к экзаменам подошли лишь шестеро. Экзамен выдержали все. После окончания испытаний, комиссия рекомендовала отправить в космос именно Юрия Алексеевича Гагарина как наиболее успешного и усердного кандидата.
Дублером космонавта должен был стать Титов. Дублер-космонавт Герман Титов Очень на столе советского руководства оказалась информация, что американцы тоже не сидят сложа руки. Идеологические конкуренты готовили аналогичную программу. Более того, запуск планировался на 20 апреля. Решение о полете в космос принималось в авральном порядке. Члены Госкомиссии приняли постановление, велели как можно скорее отправить человека за пределы атмосферы. В качестве первого космонавта единогласно приняли кандидатуру Юрия Гагарина. Титов же выступал запасным летчиком, который в случае чего примет на себя роль первопроходца. По представлению Королева, конструкторов и советского руководства, запуск космического корабля должен был состояться в период с 11 по 17 апреля.
Первый полет человека в космос После того, как прошла информация о планах американцев, на кону стоял престиж государства. Чтобы успеть первыми, конструкторы начали стремительную, авральную подготовку полета. О том, что придется соревноваться со столь же опытным соперником, инженеры знали и ранее. Перед стартом Для полета в космос был создан аппарат «Восток-1». Ракета получилась довольно грубой, для экономии времени использовать не самые удачные, зато наиболее простые технические решения. К середине весны все было готово. Гагарин полетел в космос 12 апреля 1961 года, в 9 часов 7 минут по Москве. Во время подъема ракеты он произнес фразу, которая стала знаменитой, крылатой: «Поехали! Однако ракету собирали в большой спешке.
Да и опыта отправки человека за пределы земной атмосферы не было. Предсказать, что случится дальше, никто не мог. Кампания представляла собой большой риск. В какой-то момент не сработала одна из систем ракеты. Но ситуацию удалось быстро стабилизировать.
В случае невыхода корабля-спутника на орбиту в связи с недобором скорости и приводнением в океане для облегчения спасения космонавта был подготовлен проект ещё одного сообщения ТАСС. Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля Восток был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений. Некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля.
Кроме того, из конструкции строящегося корабля Восток-1 была убрана дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180—200 километровую орбиту, он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения. Позывной Гагарина был «Кедр». Ракета-носитель Восток проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма таймера , но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой апогей оказалась на 100 км выше расчётной. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней. Когда космический корабль «Восток-1» начал снижаться, Юрий Гагарин бросил фразу, о которой долгое время молчали: «Я горю, прощайте, товарищи!
Поэтому Юрий Гагарин, увидев в иллюминаторе бушующее пламя, предположил, что космический корабль горит, а самому ему осталось жить считаные секунды. На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу - рабочий момент, который происходит при каждом полете. Зато теперь каждый космонавт готов к огненному шоу за бортом.. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать. С первым полетом человека в космос всё было не так гладко.
Например, известно, что суммарный вес Юрия Гагарина, его скафандра и кресла превысил максимально допустимую нагрузку на 13,6 кг, поэтому инженеры демонтировали часть внутренней аппаратуры «Востока», чтобы сократить вес. Юрий Гагарин привез на Землю почти пустой бортовой журнал. Он смог сделать только одну-единственную запись. В условиях невесомости во время полёта, плохо закреплённый карандаш уплыл из его рук. Юрий Гагарин упомянул этот эпизод во время доклада на заседании Государственной комиссии после космического полета. Улетел куда-то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить, или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел.
Свернул бортжурнал и вложил в карман: всё равно не пригодится, писать же нечем». После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, вследствие чего Гагарин едва не задохнулся. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки. Юрий Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. К счастью, космонавту помогла хорошая предполётная подготовка - управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5—2 километрах от берега. В конце полёта тормозная двигательная установка ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта в первую очередь — Королёва и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля.
Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистистической траектории как и у остальных космических кораблей серий Восток и Восход , то есть с 8—10 кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки — после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля температура снаружи при спуске достигает 3—5 тысяч градусов , по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать! Зато теперь каждый космонавт готов к огненному шоу за бортом. Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108 минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса. Радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона засёк неопознанную цель зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба». После катапультирования целей на радаре стало две.
Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные жители. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолёт Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать космонавта. Они первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Юрий Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге, неподалеку от КПП ракетного дивизиона, заметили автомашину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату. Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолёт полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».
На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос — медаль «За освоение целинных земель».
После окончания испытаний, комиссия рекомендовала отправить в космос именно Юрия Алексеевича Гагарина как наиболее успешного и усердного кандидата. Дублером космонавта должен был стать Титов. Дублер-космонавт Герман Титов Очень на столе советского руководства оказалась информация, что американцы тоже не сидят сложа руки. Идеологические конкуренты готовили аналогичную программу. Более того, запуск планировался на 20 апреля.
Решение о полете в космос принималось в авральном порядке. Члены Госкомиссии приняли постановление, велели как можно скорее отправить человека за пределы атмосферы. В качестве первого космонавта единогласно приняли кандидатуру Юрия Гагарина. Титов же выступал запасным летчиком, который в случае чего примет на себя роль первопроходца. По представлению Королева, конструкторов и советского руководства, запуск космического корабля должен был состояться в период с 11 по 17 апреля. Первый полет человека в космос После того, как прошла информация о планах американцев, на кону стоял престиж государства.
Чтобы успеть первыми, конструкторы начали стремительную, авральную подготовку полета. О том, что придется соревноваться со столь же опытным соперником, инженеры знали и ранее. Перед стартом Для полета в космос был создан аппарат «Восток-1». Ракета получилась довольно грубой, для экономии времени использовать не самые удачные, зато наиболее простые технические решения. К середине весны все было готово. Гагарин полетел в космос 12 апреля 1961 года, в 9 часов 7 минут по Москве.
Во время подъема ракеты он произнес фразу, которая стала знаменитой, крылатой: «Поехали! Однако ракету собирали в большой спешке. Да и опыта отправки человека за пределы земной атмосферы не было. Предсказать, что случится дальше, никто не мог. Кампания представляла собой большой риск. В какой-то момент не сработала одна из систем ракеты.
Но ситуацию удалось быстро стабилизировать. Гагарин Ю. Позывной Гагарина в ходе кампании был «Кедр». Пребывая уже за пределами земной атмосферы, Юрий Алексеевич делал простые заметки о своем самочувствии, опыте пребывания за пределами планеты. Все наблюдение он фиксировал с помощью магнитофона. Приземление Меньше чем через 2 часа настало время заканчивать первый полет в космос.
Но на этапе спуска возникли новые технические проблемы. Но вновь все обошлось. Вскоре Гагарин пошел на снижение. Из-за неполадок с капсулой, космонавту пришлось катапультироваться и приземляться отдельно от нее. Корабль сделал полный оборот вокруг планеты. Всего, Гагарин в космосе провел 106 минут.
Однако из-за целой серии внештатных ситуаций приземлился не там, где планировалось, а сотней километров далее, в Саратовской области. Гагарин докладывает руководителям государства о завершении полета. Однако возле капсул космонавта не нашли. Жители рассказали, что летчик отправился в город. На пути в Энгельс встречающие перехватили Гагарина. Он сел в вертолет и улетел на аэродром.
Здесь мужчина получил первую крупную награду.
Друг по училищу вспоминает: "Для девочек он был Юрочкой — настолько он привлекательный был, настолько добрый, никогда никого не обидит; улыбка, сам весь как мяч-попрыгун". Позже преподаватель уже в лётном училище заметит: "У него не было такого сугубо мужского крутого характера… Бывало, ругаешь Гагарина, он опустит голову и хлопает глазами, покраснеет весь.
Похвалишь его, он тоже голову опустит, чуть не плачет стоит, то есть какой-то девичий характер был у него в натуре. Было в нём что-то такое милое". На втором году группа Гагарина практиковалась на заводе; делали не что-нибудь, а архитектурное литьё для новых зданий МГУ: решётки, "ажурные колпаки" — всё вручную.
Фактически это уже была профессия, и теоретически вполне можно было вернуться на родину и работать. Гагарина такой стандартный вариант не привлёк: в следующем кадре мы видим его уже в Саратове, в техникуме, где готовили мастеров-литейщиков, в том числе технологов. Отличника Гагарина приняли без экзаменов, но в качестве теста он снова отливал чугунные ажурные решётки, удивляя мастеров: "маленький, сноровистый и сильный, с отлитыми решётками челноком сновал".
Став "индустриком", Юра воевал, как все, с городскими и продолжал музыкальное образование, начатое в Люберцах: трижды в неделю трубил в оркестре. А ещё он впервые попал в планетарий, где читали лекции и показывали научное кино, и записался в физико-технический кружок, где впервые услышал о Циолковском. Зарабатывать Юра тоже начал в Саратове: три месяца был физруком в детдомовском лагере, где успел организовать олимпиаду.
По ночам "индустрики" разгружали баржи на Волге: стольник за ночь — но чего это стоило! Там же, в Саратове, Гагарин впервые попытался пробиться в авиацию. Её и сегодня не назовёшь непрестижной специальностью, а в 50-е популярность у неё была бешеная: конкурс в лётные училища достигал 20 человек на место, и пройти его было проще с аэроклубом в анамнезе.
Скорее всего, не в одном престиже было дело. После техникума Гагарина с однокашниками ждало назначение на предприятие, затем армия, где воспроизводилась уже знакомая система — казарма, строй, форма… А вот стать лётчиком-офицером — это был уже другой уровень. В аэроклуб его поначалу не взяли: нельзя было "уводить" кадры из техникумов.
В области было ещё лётное училище гражданского воздушного флота, но для него нужно было среднее образование. Однако осенью 1954 года, когда Юра учился на четвёртом курсе, сделали "послабление" в аэроклубе — приём разрешили именно для студентов четвёртых курсов. Гагарина зачислили в отделение пилотов — пока только на теорию, — где он быстро стал старшим группы.
И откуда он чуть не вылетел из-за накладок с техникумом. Преддипломную и педагогическую практику пришлось проходить не в Саратове, а в Москве — на заводе имени Войкова, потом в Ленинграде, в ремесленном училище. За трёхмесячный пропуск аэрозанятий его практически отчислили, но личное обаяние и связи помогли: условием допуска к полётам стал экзамен по пропущенной теории и красный диплом техникума.
Всё получилось, к полётам допустили, диплом оказался с отличием. Но нависла угроза распределения: Гагарина ожидала должность мастера производственного обучения по литейному делу в Томске. Однако в свете открывшихся возможностей определённость, ради которой он когда-то покинул Гжатск, покидала первый план в системе ценностей.
Гагарин мог остаться лётчиком Избежать "сибирской ссылки" можно было, выхлопотав "свободный диплом" или добровольно сдавшись в армию: окончить аэроклуб, взять направление от военкомата, поступить в военное лётное училище... Гагарин не поехал в Томск, а поехал в Дубки, в учебный лагерь аэроклуба. К августу он уже прилично летал, а в конце сентября получил диплом: налёт 42 с половиной часа, 81 самостоятельный вылет, пятёрки по теории и практике.
Можно было рассчитывать на то, что служить его отправят в военно-лётное училище. И в октябре 1955 года 21-летний Юрий Гагарин, призванный в армию, был направлен в Первое Чкаловское оно же Оренбургское военно-авиационное училище лётчиков имени Ворошилова, откуда, кстати, и помимо Чкалова выпустилось две сотни асов. Именно здесь Юра услышит от инструктора Ядкара Акбулатова то самое "Поехали!
Начальство можно понять — но где и когда любили выскочек? На Гагарине как на помкомвзвода лежало обеспечение внутреннего распорядка, и снисхождений от него ждать было нечего — он принципиально докладывал о любых нарушениях, за что однажды был сильно бит. На втором году, уже в гарнизоне под Оренбургом, стали осваивать новую технику — реактивный самолет МиГ-15.
Именно на нём Гагарин погибнет спустя 11 лет, и именно он никак не хотел слушаться пилота: Юра отставал от однокашников, застряв на одной популярной ошибке — "высоком выравнивании профиля посадки". Замаячило отчисление… Но страстное желание летать всё же победило: отстающего Гагарина не только подтянули, но и даже досрочно перевели со второго курса на выпускной третий. Благодаря этому раннему выпуску он не только раньше стал офицером, но и попал в программу набора космонавтов.
Уже после триумфа Гагарина в 1961-м немало женщин "вспомнили", что встречались с первым космонавтом, пользовались его симпатией и давали отставку. Но женой стала всё-таки Валюта гагаринское словечко — телеграфистка Валя Горячёва.
Юрьева тень: неизвестная жизнь Гагарина
Созданы хорошие условия для приобретения знаний и профессиональных навыков. Желаю всему коллективу дальнейших успехов в подготовке кадров, спорте и общественной жизни». Но много раз бывал дома у тогдашнего директора Василия Михайловича Быкова. Однажды попросил Василия Михайловича составить ему компанию в прогулке по Люберцам, хотел навестить какие-то памятные ему места. Остановился у ничем на первый взгляд не примечательного дерева, блаженно улыбнулся: «Тут мы всегда встречались с Оленькой Гавриловой». Ольга Гаврилова тоже училась в нашем ремесленном училище, Гагарин был в нее по-юношески страстно влюблен. К сожалению, что с ней стало потом, нам не известно. Если вслушиваться в увлекательные рассказы Евгении Петровны, читать их между строк, начинаешь отчетливо понимать, каким же простым и открытым был Гагарин, сколько в нем было прямо-таки рыцарской чести и порядочности. Он не мог допустить, чтобы его друзья были хоть в чем-то хуже, чем он сам. Поэтому еще в училище, сам блестяще успевая по математике и физике, постоянно подтягивал и их. Не мог допустить, чтобы кому-то было плохо, когда ему хорошо: приезжая в гости к Василию Михайловичу, первым делом бежал кормить бутербродами шофера.
Мелочи вроде, но в них — он весь. Но самое поразительное — Гагарин ничуть не стеснялся своих корней, более того — всячески подчеркивал их. Он, первый космонавт, мировая элита, научный аристократ, гордился тем, что вышел из рабочих: «Да, я рабочий, и не был, а есть. Никогда не расстанусь я с этим почетным титулом». Уже за одни эти слова на него можно было бы равняться. Уже более 30 лет в училище действует мощное гагаринское движение. Ребята занимаются в музее, 9 марта ездят в Смоленскую область, на родину Юрия Алексеевича, 27 марта — в деревню Новоселово, что под Владимиром, на место его гибели. Встречаются с космонавтами, с родными. Ведут большую переписку с выпускниками училища, с друзьями Гагарина.
Новому аэропорту присвоено название «Гагарин». Название было выбрано по результатам опроса населения Саратовской области. Новый инфраструктурный объект посетили летчик-космонавт, Герой Советского Союза Валентина Терешкова и председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В этот день они совместно со студентами профессионально-педагогического колледжа СГТУ имени Гагарина высадили первые деревья будущей аллеи. Аллея космонавтов с именными табличками летчиков-космонавтов, которые будут прилетать в аэропорт, стала одним из элементов благоустройства привокзальной площади. Гагарин признан вторым крупным аэропортом в современной России, который построен с нуля. На месте приземления первого космонавта появился Парк покорителей космоса - мемориально-выставочный комплекс в Саратовской области. Его реконструкцией занялись в 2020-м, спустя год после визита в Энгельсский район председателя Госдумы Вячеслава Володина и первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой. После того как они побывали на Гагаринском поле, Володину пришла идея создать на месте небольшого мемориала крупный комплекс. После одобрения проекта Президентом РФ начались строительные работы. Официальная церемония была приурочена к 60-летию первого полета человека в космос. Саратовский парк покорителей космоса открыт для посетителей, и с каждым годом продолжается его усовершенствование. Недавно в Саратовской области появился Гагаринский район - созданный 1 января 2022 года из Саратовского района и получивший свое наименование 13 мая 2022 года. К нему относятся 79 населенных пунктов. Уникальные документы Государственный архив новейшей истории Саратовской области, расположенный на улице Сакко и Ванцетти, 57, бережно хранит многие документы, запечатлевшие различные аспекты важнейшего в истории человечества события. В эти дни в фойе учреждения развернута экспозиция документов и фотографий, посвященных первому космонавту, с которой может ознакомиться любой желающий.
И это неудивительно. Любой человек жаждал хоть краешком глаза увидеть легендарного человека, о котором знал весь мир и которым гордился весь советский народ. Гагарин побывал в музее краеведения, где встретился со своим самолетом Як-18, потом посетил Дом-музей Чернышевского, редакцию областной газеты «Коммунист», музей истории гарнизонного Дома офицеров, общался с рабочими завода приемно-усилительных ламп. В областном театре космонавт выступил перед тружениками города с большой речью. На юбилее в родном индустриальном техникуме покоритель Вселенной встретился с его директором Сергеем Родионовым, многими преподавателями, с Героем Советского Союза Сергеем Сафроновым, учившим Гагарина летать. В этот день в присутствии Юрия Алексеевича был открыт первый в мире космический музей, которому впоследствии присвоили звание народного. С той поры в этом учреждении побывали тысячи людей. Поток сюда нескончаем по сей день! Хотелось Гагарину побывать на месте своего приземления в Энгельсском районе и показать супруге, где произошло историческое событие. Автодорожный мост через Волгу тогда еще строился. После посещения места приземления Юрия Алексеевича пригласили на встречу с коллективом колхозников и жителей села Узморья в клубе колхоза имени Шевченко. Первый космонавт побывал на Энгельсском заводе искусственного синтетического волокна. Директор предприятия Леонид Баранов ознакомил космонавта с производством, они вместе побывали в главных цехах. В заключение этого дня была организована теплая встреча Юрия Гагарина с военнослужащими Энгельсского военного гарнизона, которая состоялась в Доме офицеров летного военного городка. Космонавт побывал также дома в гостях у офицера Михаила Максимова, который в составе группы парашютистов под руководством и тренера Николая Никитина участвовал в предполетной парашютной подготовке первого отряда космонавтов. На память об этих встречах остались многочисленные фотографии, которые десятилетия хранят память о первом космонавте планеты Земля.
Вообще, после того, как Юра уехал от своих родителей, он всегда продолжал поддерживать с ними связь. Ежедневно отправляя им письма. Гагарина это только еще больше сблизило с родителями. Он стал ценить каждую минуту, каждую секунду, проведенную с ними. Новость о том, что сын думает стать физкультурником, родители приняли «в штыки». Отец говорил: "… Что же это за работа — бегать? Ты ему напиши, Нюра, что мужчине такое не к лицу". Но новость о том, что ученики могут быть направлены в Саратовский техникум по специальности, обрадовала родителей. К счастью, Юрия Алексеевича литейное отделение имелось и там. Недолго думая, ребята пришли к своему директору. И тот дал им все нужные документы, оформил бесплатные билеты на поезд и отправил их вместе с воспитателем Никифоровым Владимиром Александровичем в Саратов. Студенты были хоть отнюдь не маленькими Гагарину и его сверстникам на тот момент было 17 лет , но директор завода все равно боялся за них — как-никак новый город. В письмах родным Юрий Алексеевич восторгался величием и могуществом реки Волги. Жил он тогда в общежитии при Саратовском индустриальном техникуме, которое находилось по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, д. Сегодня этот техникум гордо несет имя Юрия Алексеевича Гагарина. И вот трое друзей из Люберец стали учиться в одном из самых лучших техникумов Союза. За время учебы там Юра все также продолжал писать письма родителям. Он рассказывал о своих увлечениях, друзьях, планах, даже присылал свои фотографии, например где он играл в составе местной баскетбольной команде техникума. В Саратове Гагарин познакомился с театром. Часть денег со стипендии он всегда откладывал на билеты интересных ему премьер. Учился также слаженно, поражал преподавателей своими способностями и познаниями в математике и физике, помогал сокурсникам в сложных для них предметах, да так, что те выходили вперед и становились отличниками. С Гагарина стали брать пример. Начал он еще много читать книг, особенно историй из Великой Отечественной войны. Рассказ о герое-летчике задел его тонкие нити души. Гагарин в письмах и со своими сокурсниками стал обсуждать идею о полетах на самолете. Жила уже тогда в нем искорка героизма и тяги к подвигам. Перейдя в 1954-м году на четвертый курс обучения, с гордостью своей маме в письме он заявил о наборе четверокурсников в местный аэроклуб. В аэроклуб объявили прием четверокурсников техникумов. Аэроклуб—это то, о чем только можно мечтать! Начинался самый напряженный год, оставалось всего ничего до защиты диплома, но Гагарин не отчаивался и старался совмещать занятия в техникуме с курсами в аэроклубе. Своим родителям он стал писать намного меньше, потому что стало не хватать того лишнего часа времени в сутках. Но понимал он, что матери и отцу без его весточек будет тяжело, поэтому ни за что не смел забывать о них и своих учебных делах. И вот наконец, диплом получен. За тот нелегкий последний год Гагарину приходилось много чертить. Благодарил он за это своего учителя, которые преподавал черчение еще в Люберецком ремесленном училище. За свой дипломный проект Юрий Алексеевич Гагарин получил твердую «пятерку», а также характеристику дисциплинированного, ответственного и добросовестного ученика. В самом дипломе была лишь только одна «четверка» — по психологии. Как только Гагарин окончил ремесленное училище, он сразу перешел в летное. В аэроклубе у него был невероятно умный и опытный летчик-инструктор Дмитрий Павлович Мартьянов, с него Гагарин стал брать пример. Возможно, если бы не он, то не стал бы Юрий Алексеевич заниматься пилотированием самолетов. Мартьянов был влюблен в авиацию, авиация была частью его жизни. Это отношение он смог передать и Юре. Уже после смерти Гагарина Саратовский аэроклуб писал письма благодарности его матери: «Анна Тимофеевна! Мы, работники Саратовского аэроклуба, гордимся Вашим сыном, а нашим учеником. Аэроклуб сыграл решающую роль в становлении Юрия Алексеевича как летчика. Очень важно, как начинается путь. Юрий Гагарин с первых летных шагов показал и доказал свою любовь и преданность авиации. Из того набора, где был Юра, ему первому был доверен самостоятельный полет»... Юра гордился своим делом. Успехами он всегда делился со своими родителями. Однажды Гагарин во время своего первого самостоятельного полета на самолете смог стать героем материала в местной газете. Один выпуск он запечатал в конверт и вместе со своим письмом отправил почтой домой к родителям. Распечатав его, мама увидела овальную фотографию своего сына, в которой видно, как он сидит в кабине пилота — серьезный, повзрослевший. Идеей стать летчиком Гагарин заболел давно, еще во время учебы в вечерней школе в Люберцах. На вручении диплома об окончании семи классов директор спросил Юрия о том, кем он хочет быть. И тот недолго думая, резко и четко, в своей манере ответил, что летчиком. За своей мечтой он поехал в Оренбург тогда — Чкалов поступать в авиационное училище. Прошел он туда без сдачи экзаменов, так как у него был диплом свидетельствующий об отличном окончании техникума. Да и похвалы из аэроклуба были не лишними. Зачем земля, когда есть небо? В начале материала я как-то сказал, что полет за пределы нашей планеты разделил жизнь Гагарина на две части. Однако до этого события периодом, принесшим в его жизнь много нового, стало поступление в Авиационное училище. За годы обучения в нем Гагарин нашел дело своей жизни, верность которому он пронес до конца своих дней. Точно также, как и жена Гагарина Валентина смогла сохранить верность мужу, даже после его гибели… В письмах родителям Юрий Алексеевич всегда хорошо отзывался о командирах училища, всегда в подробностях расписывал занятия, не стеснялся и делиться своими успехами. Но, как и у всех, не всегда у Гагарина все шло так, как хотелось бы. Во время учебы в авиационном училище был момент, что Гагарина чуть не отчислили. Он умел мастерски маневрировать самолетом, но вот посадка ему давалась с трудом. Очень часто Гагарин задевал землю кармой самолета, а все из-за его маленького роста. У него был ограниченный угол обзора, из-за которого рассчитать примерное расстояние до земли было сложно. Первым об этом догадался инструктор училища Анатолий Колосов, спасший в конечном счете Гагарина от отчисления. На экзамене, чтобы компенсировать недостаток роста, Колосов подложил под кресло подкладку. И перед полковником Григорием Константиновичем Серковым, заместителем полковника Полшкова, ученик показал себя достойно, осуществив четкий и безошибочный полет. Был довольно один комичный момент в этой истории. У пилотов есть давняя традиция, что прошедший контрольный полет летчик, дарит принимающему экзамен пачку самых дорогих, самых лучших сигарет. Когда Гагарин достал из массивной папки, выступавшей в роли подкладки на сиденьи в кабине пилота, пачку сигарет. Та была изрядно помята. Серков ответил ему: «Видно, задолго готовился к полету, товарищ Гагарин. Поздравляю вас с успешной сдачей экзамена». После этого Юрию Алексеевичу также было присвоено офицерское звание. Однако вернемся к 1955-му году, к тому времени, когда Гагарин только-только поступил в 1-е военное авиационное училище в Чкалове ныне Оренбурге. Когда настала пора отпуска, в ноябре 1955-го Юрий Алексеевич — статный, повзрослевший приехал к своим родителям. Анна Тимофеевна давно стала обращать внимание на часто мелькающее имя Валентины, будущей жены Гагарина в его письмах. После разговора об этом мама конечно же была рада, что её сын нашел свою первую настоящую любовь. Валентина родилась 15 декабря 1935-го года и училась в местном медицинском училище, расположенном неподалеку от авиационной академии, где учился Гагарин. Юрию Алексеевичу будущая жена понравилась сразу. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Её застенчивость, голубое платье, удивительная улыбка, внутреннее тепло и красота сразу запали молодому курсанту глубоко в душу. Свадьбы у пары было целых две: первую они сыграли сразу после того, как закончили учебу, в Чкалове с родственниками Валентины и их общими друзьями, а вторую свадьбу пара сыграла уже в Гжатске, где были приглашены все родственники и друзья Гагарина. А все потому, что хотелось пригласить всех, но не все могли бы приехать в какое-то определенное место. Поэтому чтобы никого не обидеть, Юрий и Валентина пришли к такому решению. Спустя полгода, сдав все экзамены, к нему приехала Валентина. Пока молодожены были в разных городах, каждый день они писали друг другу письма. Выводя каждую букву, подбирая слова Юра старался максимально подробно выразить то, что он чувствует к своей супруге. Это было больше, чем просто любовь.
Юрий Гагарин — Первый человек в космосе. Интересные факты
12 апреля 1961 Гагарин в скафандре «СК-1» перед историческим стартом космического корабля «Восток-1». Телестудия Роскосмоса выпустила репортаж о летном училище в Оренбурге, где учился первый космонавт земли Юрий Гагарин. Юрий Гагарин учился в Чкаловском военном авиационном училище им. К. Е. Ворошилова с 27 октября 1955 по 25 октября 1957. Позже Гагарин об этом периоде своей жизни скажет: «Учился я в две тяги». Фото: Юрий Абрамочкин/РИА Новости Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур первым в мире он отправился в космос и, пробыв за пределами Земли 108 минут, вернулся обратно Героем Советского Союза, навсегда вписав свое имя в историю.