Новости достоевский что писал

Критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Сегодня, когда роман актуален не менее, чем 150 лет назад, нельзя сомневаться, что Достоевский написал великую книгу. Достоевский писал из подсознания, его речь всегда обращена внутрь, рождается изнутри, а там, в черепной коробке, и не может быть никакой гладкости. Главная» Новости» 200 лет со дня рождения достоевского новости.

Путеводитель ко Христу для не читавших Евангелия

Не читал, но осуждаю: как Достоевского вновь отправляют на каторгу Достоевский стал одним из самых неоднозначных в современных оценках классиков русской литературы.
Литературная газета / Материалы по теме «Достоевский» И, безусловно, Достоевский, как бы сейчас ни прозвучала моя фраза, во многом приблизил для русского человека Евангелие.
Гений и злодеи: что в творчестве Фёдора Достоевского сегодня наиболее актуально В 1875 г. Достоевским был написан роман «Подросток», изданный в «Отечественных записках» Н. А. Некрасова.
Все книги Федора Достоевского — скачать и читать онлайн книги автора на Литрес В 1860–80-х годах Федор Достоевский написал романы, которые потом назвали «великим пятикнижием» — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы».

200 лет одиночества Достоевского: "Это о вечном и о проклятом"

В 1875 г. Достоевским был написан роман «Подросток», изданный в «Отечественных записках» Н. А. Некрасова. И, безусловно, Достоевский, как бы сейчас ни прозвучала моя фраза, во многом приблизил для русского человека Евангелие. Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня. К этому времени Достоевский уже успел написать свои первые юношеские произведения — драмы «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», которые, к сожалению, не сохранились. Фёдор Достоевский сегодня — «Мой Раскольников убивает не из-за фрустрации. а из-за любви».

Фёдор Достоевский

Достоевский и Бог Достоевский не так прост, чтобы лишь рисовать нам сюжеты. Он, собственно, и мир своих романов выстроил как череду отражений, ряд зеркал и повторяющихся наваждений. Тут убили — и там убили. Тут Раскольников машет топором, а в последних, неоконченных, «Братьях Карамазовых» топор в бредовом разговоре Ивана Карамазова с чертом уже улетает в космос и вращается вокруг земного шара, как «Тесла» Илона Маска на орбите Марса, с музыкой. Вот в первых повестях героиня — девушка несчастная, а во всех последующих романах, в том числе в ключевом «Пятикнижии», героини как на подбор еще более несчастные, горбатые, кривые. Там слезинка ребенка — тут море. Тут Христос — и там Христос. Был ли при этом Достоевский настоящим христианином, и не скажешь. В письмах он писал: «Если бы кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной…» Можно догадываться: он подозревал, что в Христе истины нет, и искал доказательств. Может, потому его герои так и мечутся между Богом и чертом. И даже «Братья Карамазовы» — огромного замысла роман о богоискательстве и России — не могут дать ответа, есть ли действительно божественный замысел в кромешном ужасе русской жизни.

Удивительно, конечно, что Достоевского так любят за рубежом, зачитываясь им от Турции до Америки. Кажется, что в нем ничего не понять без баньки с пауками, без Христа за пазухой, без опыта богоискательства во тьме. Читайте также «Анна Каренина»: почему роман Льва Толстого по-прежнему актуален Уже в ХХ веке исследователь Достоевского формалист Борис Томашевский предположит, и не без основания, что все романы Достоевского — это на самом деле попытка одного, большого романа. Мучительные духовные искания в связи с вопросом, ответа на который быть не может.

Когда Петрашевский и два его единомышленника уже были привязаны к столбу, когда на них уже были направлены ружья, было объявлено, что смертная казнь отменяется.

Ни Достоевский, ни его товарищи расстреляны в этот день не были: выяснилось, что «казнь» была жестокой инсценировкой. Над головами петрашевцев, включая Достоевского, сломали шпаги, что означало лишение их дворянских привилегий, и объявили о разных сроках каторги. На самом деле, смертный приговор, действительно, был вынесен изначально — но его довольно быстро сочли слишком суровым и заменили ссылкой и каторгой. Но инсценировку Николай I решил провести в «воспитательно-показательных» целях. Цели эти были достигнуты сполна: один из участников этой «гражданской казни», Николай Григорьев, сошёл с ума из-за нервного перенапряжения.

Неизгладимый отпечаток наложило это происшествие и на самого Достоевского. В повести впервые в истории русской литературы рассказывалось о жизни и быте каторжников, отбывающих наказание в самом суровом месте — сибирском остроге. Иллюстрация к "Запискам из Мёртвого дома" Николая Каразина, 1893 г. А происходило там разное, от контрабанды алкоголя до жестоких телесных наказаний, от суровой работы до самозарождающейся тюремной иерархии. Не секрет, что это произведение полностью основано на личном опыте Достоевского.

После показательной «гражданской казни» писатель четыре года провёл в Омской тюрьме, вместе с другими каторжниками — в большинстве своём, из самых простых и бедных слоёв населения. В «Записках из Мёртвого дома» очень много деталей, полностью взятых из личной истории писателя. Например, как и сам Достоевский, Горянчиков получает Евангелие от неких «братьев по несчастью» в Сибири. Под переплётом книги спрятано несколько рублей — «на всякий случай»: «Эту книгу, с заклеенными в ней деньгами, подарили мне ещё в Тобольске те, которые тоже страдали в ссылке и считали время её уже десятилетиями и которые во всяком несчастном уже давно привыкли видеть брата». Женщины организовали встречу писателя с другими участниками его кружка и каждому подарили такое Евангелие с «секретом».

Правда, судьба этого Евангелия в реальности и в книге Достоевского оказалась разной: писатель хранил его всю жизнь, а Горянчиков лишился ещё в остроге.

Дневниковые записи — тому свидетельство. В тексте можно увидеть то, что отражается и в 21 веке.

Если во времена Достоевского агрессором выступала Германия которая еще даже не устремилась к Первой и Второй мировым войнам, но уже помышляла о своем превосходстве над другими странами , то теперь националистическое ядро сосредоточено на Украине. Эти идеи, по мнению русского писателя, имели «косную, могучую и всеувлекающую силу», а «оторвавшуюся и падающую вершину скалы не удержишь рукой». Последнее, конечно, неоспоримо, но идею народную не только не понимают, но и не хотят совсем понять «ободнявшие Петры наши», - написал Фёдор Достоевский.

Кто такие эти «Петры»?

Дочь Любовь Достоевская 1869-1926 стала писателем, скончалась в северной Италии. Сын писателя — Федор Достоевский 1871-1921 был крупным специалистом по коневодству, в последние годы жизни выполнял волю своей матери, собирал архив Достоевского. Со своей будущей второй женой Федор Михайлович познакомился как раз во время написания романа "Игрок". Анне Сниткиной было 20 лет, а Достоевскому — 45. Роман появился на свет за экстра-короткий срок. Быть в долгах и скрываться от кредиторовПисатель жил гонорарами, которые были не маленькие.

До середины 1870-х годов Достоевский получал за печатный лист 150 рублей. Правда, другому мэтру литературы, графу Льву Толстому, тогда платили 500 рублей. И, тем не менее, Достоевский зарабатывал писательством немалые дивиденды. Годовой доход в 9-10 тысяч рублей позволял ему вести жизнь вполне обеспеченного и респектабельного человека. Но писатель, увы, был транжирой. Один из его товарищей вспоминал, как еще в годы учебы Достоевский получил из дома тысячу рублей, на которые иной студент мог жить целый год, однако Федор уже на следующий день был вынужден занимать деньги. Быть в долгах и скрываться от кредиторов — для Достоевского нормальное состояние.

До конца дней он пребывал в нужде, которая сильно повлияла на его характер и даже, возможно, на его здоровье. Только в 1870-е годы вторая супруга Федора Михайловича Анна сумела разобраться с долговой ямой мужа, взяв на себя все его финансовые дела. Шестой в списке смертниковВ судьбе Достоевского был один шоковый эпизод — писатель пережил собственную смертную казнь. Дело в том, что его приговорили к смертной казни за участие в кружке «петрашевцев». Главу этого объединения Михаила Буташевича-Петрашевского обвинили в «замысле на ниспровержение государственного устройства». Достоевский участвовал в собраниях «петрашевцев» и распространял листовки с письмом Белинского к Гоголю, в котором тот критиковал церковь, царя и законы.

Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского

Дети в школах народ безжалостный: порознь ангелы Божии, а вместе, особенно в школах, весьма часто безжалостны. Биография Федора Михайловича Достоевского Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в семье главного врача московской Мариинской больницы. В мае 1837 г. Достоевский учился в Инженерном училище, окончив его в чине подпоручика. По окончании училища Достоевский решил оставить службу и посвятить себя литературной деятельности. Первый роман «Бедные люди» 1844—45 принёс писателю успех после публикации в 1846 году. Тогда же Достоевский вошел в круг литераторов «натуральной школы», где подружился с Н. Некрасовым и В.

Белинским — идейным вдохновителем движения. Две последующие повести — «Двойник» 1846 и «Хозяйка» 1847 — вызвали критику Белинского, после чего Достоевский порвал со всем литературным кружком, объединившимся в это время вокруг журнала «Современник». В последующие два года он создал ряд рассказов и повестей, из которых самыми яркими являются «Белые ночи» 1848 и «Неточка Незванова» 1849. Тогда же Достоевский вошёл в революционный кружок М. Буташевича-Петрашевского и увлёкся социалистическими теориями Фурье. После внезапного ареста петрашевцев Достоевский был приговорён, в числе остальных участников кружка, сначала к «смертной казни расстрелянием», а затем, по «высочайшей амнистии» Николая I, к четырём годам каторжных работ, с последующей отдачей в солдаты. С 1850 по 1854 г.

Достоевский пробыл на каторге, после чего был зачислен рядовым в пехотный полк, размещённый в Семипалатинске. В 1857 г. Вернувшись к литературным трудам Достоевский работал сперва в комическом роде, чтобы избежать цензурных нареканий. Так в 1859 году им были созданы две комические «провинциальные» повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». За время пребывания в Сибири Достоевский пересмотрел свои взгляды, отказавшись от социалистических идей. В Тобольске, следуя по этапу, Достоевский встретился с жёнами декабристов, которые подарили ему Новый Завет. Это была единственная книга, разрешённая на каторге.

С той поры главным жизненным идеалом для Достоевского стал Христос. На каторге, общаясь с народом, Достоевский не только не озлобился, но, наоборот, убедился в необходимости «возврата к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного» для всей дворянской интеллигенции. В 1859 г. Достоевский получил разрешение вернуться в Петербург, где снова занялся литературным творчеством.

Мать, Мария Федоровна Достоевская девичья фамилия Нечаева , происходила из купеческого рода. Будущий писатель получил хорошее домашнее образование, затем три года учился в престижном московском пансионе Л. В 1838-1843 годах Федор Достоевский учится в Инженерном училище. Окончив его, он поступает на службу в инженерный корпус. Однако в 1844 году уходит в отставку, чтобы посвятить себя литературе.

В это же время он начинает писать роман "Бедные люди". Произведение было напечатано в 1846 году в альманахе "Петербургский сборник". Что примечательно, критик Виссарион Белинский и редактор альманаха Николай Некрасов прочли рукопись за одну ночь. С первым романом Достоевский становится знаменит в литературных кругах. Однако последующие повести "Двойник" и "Хозяйка" были неоднозначно воспринятыми "товарищами по цеху". Несмотря на то, что Белинский и его круг отмечали талант Достоевского, они упрекали его в затянутости, чрезмерной фантастичности этих произведений и в сильном подражании Гоголю, вплоть до заимствования. Дело петрашевцев и казнь В это время Федор Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским, сторонником утопического социализма, и начал посещать собрания его кружка. Там обсуждали проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читали трактаты французских социалистов, статьи Александра Герцена. В 1848 году Достоевский идейно сблизился с радикально настроенным петрашевцем Николаем Спешневым.

Молодые люди читали запрещенные иностранные книги и горячо спорили о справедливом устройстве общества, смело критиковали николаевский режим. Весной 1849 года в числе других петрашевцев Достоевский был арестован и заключен в Петропавловской крепости.

Повести «Двойник» 1846 и «Хозяйка» 1847 Белинский оценил ниже, отметив растянутость повествования, но Достоевский продолжал писать по-своему, не согласившись с оценкой критика. Позднее вышли «Белые ночи» 1848 и «Неточка Незванова» 1849 , в которых обнаруживались черты реализма Достоевского, выделявшие его из среды писателей «натуральной школы»: углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций. Удачно начавшаяся литературная деятельность трагически обрывается. Достоевский был одним из членов кружка Петрашевского, объединявшего приверженцев французского утопического социализма Фурье, Сен-Симон. В 1849 за участие в этом кружке писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, замененной затем четырьмя годами каторги и поселением в Сибири. После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра II участь Достоевского, как и многих политических преступников, была смягчена. Ему возвратили дворянские права, и в отставку в 1859 он вышел уже в чине подпоручика в 1849, стоя у эшафота, услышал рескрипт: «... В 1859 Достоевский получил разрешение жить в Твери, затем в Петербурге.

В это время он опубликовал повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» 1859 , роман «Униженные и оскорбленные» 1861. Почти десять лет физических и моральных терзаний обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении. Он активно участвовал в общественной жизни России, выступал против революционно-демократической программы Чернышевского и Добролюбова, отвергая теорию «искусства для искусства», утверждая социальную ценность искусства. После каторги были написаны «Записки из Мертвого дома». Летние месяцы 1862 и 1863 писатель проводит за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию и др. Он считал, что исторический путь, который прошла Европа после французской революции 1789, был бы гибельным для России, так же как и внедрение новых буржуазных отношений, отрицательные черты которых потрясли его во время поездок по Западной Европе. Особый, самобытный путь России к «земному раю» — вот социально-политическая программа Достоевского начала 1860-х. В 1864 были написаны «Записки из подполья», важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя.

Один из приговоренных к казни в этот момент сходит с ума. Лишь через 10 лет Достоевский, будучи уже женатым, возвращается в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращается до конца его дней. Годы заключения абсолютно перевернули его взгляд на мир. В период с 1860 по 1866 г. Поездки за границу со своей возлюбленной Аполлинарией Сусловой жестокий роман с которой длится 3 года , разорительная игра в рулетку, постоянные попытки добыть денег и в то же время - смерть жены и брата, долги которого он берет на себя. Это время открытия им для себя Запада и возникновения ненависти к нему. В безвыходном материальном положении Достоевский пишет главы "Преступления и наказания", посылая их прямо в журнальный набор, и они печатаются из номера в номер. В это же время он обязан написать "Игрока", на что у него попросту не хватает физических сил. По совету друзей Достоевский берет молодую стенографистку, которая легко справляется с непосильной задачей, и "Игрок" готов через месяц.

Достоевский изгоняет бесов

и текстовые трансляций событий, спецпроекты и отличные рекламные возможности. Федор Достоевский — все новости о персоне на сайте издания На портале «Узнай Москву» вышел новый маршрут с аудиогидом о детстве Достоевского. Достоевский мало писал, зато много играл и от этой пагубной зависимости избавиться не мог.

Новости по теме: Федор Достоевский

Бесы Достоевского: что в жизни писателя современники не оценили бы лайком 11 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения великого Федора Достоевского. Поэтому отворачиваются от Достоевского те, кто не хочет видеть разверзающиеся бездны: открываются те самые «концы и начала», которые для человека в «насущном видимо-текущем», как пишет Достоевский, нечто «все еще фантастическое». Достоевский не однажды писал, что в вопросах веры математические доказательства ничего не значат. Интересный факт: Роман «Игрок» Достоевский написал в рекордные сроки – за 26 дней.

200 лет одиночества Достоевского: "Это о вечном и о проклятом"

Раскольников не просто убивает. Убивать — это нехорошо, это понимает каждый читатель, каждый зритель. Нищий, бедный Раскольников пытается доказать самому себе, что его жизнь имеет смысл. Разве это нам не знакомо? И так — почти в каждом тексте.

Еще при жизни прозаика французский актер писал Достоевскому с просьбой разрешить поставить его тексты во Франции. Разрешения он тогда не получил, зато после смерти его тексты стали появляться на сцене один за другим. Так, в 1878 году вышла комедия «Очаровательный сон» по повести Достоевского «Дядюшкин сон», в 1891 году будущий отец русского режиссерского театра Константин Станиславский ставит спектакль «Фома» по повести «Село Степанчиково и его обитатели». Вообще, как увидим далее, постановки текстов Достоевского станут поворотными, эпохальными в истории театра.

Итак, 1910 год, Москва. Русский театр совершает коренной поворот в сторону психологизма, режиссерского взгляда даже пусть с точки зрения истинного литератора Немировича. Осип Бескин, известный русский и советский театральный критик отмечал, что надрыв Достоевского, его нутро и эмоции может передать в полной мере только мастерство актера. И он был прав.

Зал был поражен, и тексты Достоевского обрели свое право на сценическое воплощение. Следующим поворотным спектаклем по Достоевскому стал «Идиот» в постановке Георгия Товстоногова. Во-первых, именно в нем заявил о себе как о большом артисте Иннокентий Смоктуновский. В его уникальных то ли абсолютно современных, то ли звучащих откуда-то оттуда, из салонов и карет интонациях фразы и словечки князя Мышкина звучали так, что зритель не мог расслабиться ни на минуту.

Во-вторых, это знаменовало возвращение и актуализацию текста, который был под негласным запретом всю первую половину XX века.

Белинским , определившим талант автора как необыкновенный и самобытный, а его произведение — как первую попытку русского социального романа. Однако уже в 1846 г. Вместе с тем оригинальность Достоевского как глубокого психолога оценил В.

Майков , заметивший, что у Достоевского изображения действительности составляют лишь «фон картины и обозначаются большею частию такими тонкими штрихами, что совершенно поглощаются огромностью психологического интереса» «Нечто о русской литературе в 1846 году», 1847. Среди произведений этого периода: комическая переписка двух шулеров «Роман в девяти письмах», 1846 , рассказ «Господин Прохарчин» 1846 о чиновнике-скопидоме, фантастическая повесть «Хозяйка» 1847 , рассказ-очерк о шуте по доброй воле «Ползунков», 1848 , сентиментальная повесть о жизни петербургской бедноты «Слабое сердце», 1848 , водевильный рассказ об обманутом муже «Чужая жена и муж под кроватью», 1848 , очерк-фельетон «Честный вор» 1848 , фельетон «Ёлка и свадьба» 1848 , а также повесть о мечтателях «Белые ночи» 1848 и незавершённый роман «Неточка Незванова» 1849 , в которых наметились черты, получившие развитие в дальнейшем творчестве писателя: исключительность характеров и ситуаций, углублённый психологический анализ противоречивых чувств и мыслей персонажей. Конфликт с В. Белинским и его кругом вынуждал Достоевского искать новые литературные связи.

Бекетова, А. Бекетова и Н. Бекетова , с 1847 г. Петрашевского ; сблизился с радикальным петрашевцем Н.

За публичное чтение письма Белинского к Гоголю Достоевский был арестован [23 апреля 5 мая 1849], провёл под следствием 8 месяцев в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. В последнюю минуту казнь по распоряжению Николая I была заменена 4-летней каторгой и последующей службой рядовым. В январе 1850 г. Достоевский в оковах был доставлен в Тобольск, где встретился с жёнами декабристов они подарили ему Евангелие , которое писатель бережно хранил всю жизнь.

С января 1850 г. В 1855 г. Весной 1857 г. Достоевскому было возвращено потомственное дворянство и право печататься.

В 1857 г. Исаевой, овдовевшей супруге местного чиновника; согласие на брак с «бывшим каторжником» Исаева дала после длительных колебаний; их союз был несчастлив. В марте 1859 г. Достоевский по прошению вышел в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери с запретом въезда в обе столицы.

В конце года последовало разрешение свободного повсеместного проживания, и в декабре 1859 г. Исаевым переехал в Санкт-Петербург. В этом же году были опубликованы написанные в Сибири повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», проникнутые атмосферой скандалов, мистификаций и разоблачений, которая станет характерной для поздних романов Достоевского. Герой второй из них — лицемерный паразит Фома Опискин, «воплощение гротескного, беспричинного, мелкого и в конце концов безрадостного зла» Д.

Святополк-Мирский , — один из самых ярких образов, созданных писателем. Достоевский возлагал на повести большие надежды, полагая, что универсальные характеры и комический элемент «провинциальных» повестей упрочат его литературное имя. Однако критика обошла сибирские произведения молчанием, а Н. Некрасов вынес скандальный приговор: Достоевский «вышел весь», ему больше ничего не написать.

Возвращение в столицу, приобщение к культурной жизни, возобновление прежних и установление новых литературных знакомств пробудили в Достоевском интерес к острым общественным дискуссиям, злободневным темам. Елена Самокиш-Судковская. Иллюстрация к роману Фёдора Достоевского «Униженные и оскорблённые». Российская государственная библиотека.

Достоевский и его брат Михаил задумали издавать журнал и иметь при нём кружок единомышленников. Журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864—1865 , сотрудниками которых стали критики Н. Страхов и А. Григорьев , дали трибуну Достоевскому как романисту, публицисту, полемисту.

В журнале «Время» был опубликован роман «Униженные и оскорблённые» 1861 , утверждающий отказ от личной гордыни, христианское смирение и самоотречение во имя любви к ближнему. Роман связал раннее творчество Достоевского с сюжетами поздних произведений, а его название стало символом гуманистического таланта писателя. Огромный успех имели «Записки из Мёртвого дома» 1861—1862 , отразившие впечатления Достоевского от четырёхлетнего пребывания на каторге. В воссозданной широкой панораме типов и характеров каторжан преломились размышления писателя о тайнах человеческой души, о присущих ей стремлении к страданию, способности как к глубокому падению, так и к нравственному преображению, о свободе как основе человеческой личности, а также о трагическом отчуждении русского образованного сословия от основной массы народа, его идеалов.

Он перестал играть. Со временем у них появились деньги. В конце дошло до того, что Достоевский сам уже не писал — просто наговаривал, а Анна Григорьевна стенографировала, потом расшифровывала, выписывала, и он уже правил. А вообще, любопытно, как Фёдор Михайлович обычно работал. Он делал это по ночам. С чифиром — очень крепким чаем, которым зеки одурманивают себе мозги, заваривая целую пачку на стакан. Пил этот наркотик и к тому же много курил. Так поддерживал в себе энергию. Надо сказать, когда писатель после всех жизненных перипетий взялся за дело по-настоящему, пошло оно не на шутку.

Если у других, даже знаменитых, авторов обычно называют пару наиболее ярких романов, то у него получилось целое пятикнижие. Каждый из них пересказывать смысла нет. Но попробуем обобщить. О чём эти романы? В первую очередь о новом, появившемся после реформы 1861 года, классе людей. Если у Тургенева мы впервые видим одного из них — Базарова, то Достоевский уже рассказывает о разночинцах обстоятельно. Неслучайно его мемориальная квартира сегодня находится рядом с их музеем. Бедный студент, больной князь, отставной генерал, содержанка или потомок купца, проматывающий его состояние в буйных загулах… Разного рода мелкие чиновники, а иной раз просто бродяги и прохвосты. Непонятные люди, которые нигде не работают, но постоянно о чём-то говорят, спорят.

Вот его герои. Вторая черта: все романы писателя по сути детективы. Их создатель явно понимал, что глубокая философия нуждается в захватывающем сюжетном обрамлении, чтобы удержать интерес читателей. Однако написаны они по-особенному. Обычно как? Происходит убийство — начинается расследование. Но в «Преступлении и наказании» с первых глав понятно, кто кого лишил жизни. А дальше рассказывается, как себя чувствует душегуб. Но и здесь Рогожин зарезал Настасью Филипповну.

В «Братьях Карамазовых» — отдельная интрига вокруг покойного отца семейства. Везде присутствуют трагические происшествия. При этом вовлечённые в них персонажи — люди истеричные, конфликтные, крикливые… Я читал много критики, в которой говорилось, что Достоевский — писатель больной. И насочинял такого, чего в жизни особо не встретишь. Сам он, кстати, на упрёки в том, что не знает русского человека и пишет ерунду, поднимал брюки и показывал на ногах следы от кандалов, которые у него остались на всю жизнь. Мол, «Я не знаю? Вот, посмотрите! Однако при знакомстве с его героями мне и самому приходилось сомневаться: а бывают ли такие в реальности? Вроде сам я уже в возрасте, но не видел, чтобы пачки денег бросали в топку или творили что-то не менее экспрессивное.

А потом просто стал вспоминать родственников и других людей, с которыми пересекался. В итоге нашёл немало совпадений. В чём особенность творческого метода писателя? Человек — во многом животное. Если Маугли оставить в джунглях, то вырастет дикий зверь. Как обезьяна или волк. После рождения в процессе воспитания, образования, наблюдения за старшими у каждого из нас появляется система табу. Запрещено гадить на улице, красть, насиловать или убивать. Культура говорит, что так делать нельзя.

Но животное начало в человеке сохраняется. И хоть с виду он вежливый и доброжелательный, думает иногда вещи не благостные. Внутренние порывы тоже имеет соответствующие. Из некоторых потаённое прёт в алкогольном угаре. Тем не менее в обычной обстановке у большинства наружу это всё не всплывает. Потому что размышлять — одно, а говорить или делать — другое. Достоевский же в своих романах чуточку приоткрывает то, что человек переживает на самом деле. В умении вывести внутреннее на поверхность писатель действительно силён. Надо ли подобное показывать?

Спорить не готов. Но люди читают. И может быть, наслаждаются. Видят жадность, тупость, сладострастие и прочие человеческие пороки. Это одна из особенностей его стиля, раскрытия героев. Всю мерзость они из себя достают. Причём и мужчины, и дамы. У него есть определённые их типажи. Например, женщины-вамп: Настасья Филипповна или Грушенька.

Своё природное предназначение они игнорируют. Основная их задача — иметь власть над поклонниками. Унижать, заставлять кидаться в огонь, показывать низменные чувства. Героиня «Идиота» могла в итоге стать женой и матерью, уважаемой женщиной. Получить в приданое капитал. Кроме того, у неё появилась возможность выйти замуж за князя Мышкина, тоже вдруг разбогатевшего. Но в итоге она говорит, что не нужен ей никакой князь: слишком святой. Над Рогожиным хочет властвовать и издеваться. Эти двое продолжили мериться своим эго.

А в конце концов он её зарезал.

В конце 1846 года автор окончательно рассорился с редакцией «Современника» в лице Некрасова и перешел в «Отечественные записки» Краевского. А с конца зимы 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых, где впоследствии нашел настоящих друзей и снова поверил в себя, благодаря чему в будущем написал ряд произведений в различных жанрах: [ul]«Роман в девяти письмах»; «Петербургская летопись»; «Господин Прохарчин»; «Ползунков»; «Честный вор»; «Чужая жена»; «Ревнивый муж»; «Елка и свадьба»; «Хозяйка»; «Слабое сердце»; «Маленький герой»; «Дядюшкин сон»; «Село Степанчиково и его обитатели».

А осенью 1848 года познакомился со Спешневым, вокруг которого вскоре сплотились семеро наиболее радикальных петрашевцев, составивших тайное общество, целью которого было организовать работу нелегальной типографии и осуществить переворот в России. И вскоре, после публикации «Белых ночей», 23 апреля 1849 года Достоевского арестовали и приговорили к четырем годам лишения свободы с последующей военной службой рядовым. Интересно, что поначалу Военно-судебная комиссия приговорила писателя к лишению всех прав состояния и «смертной казни расстрелянием».

Но 19 ноября 1849 года смертный приговор был отменен по заключению генерал-аудиториата «ввиду несоответствия его вине осужденного». В конце ноября император Николай I утвердил данное решение. Однако самим петрашевцам об этом сказали только в день, назначенный для казни, 22 декабря 1849 года.

Сначала им на Семёновском плацу зачитали приговор о «смертной казни расстрелянием» с переломлением над головой шпаги, а затем уведомили о помиловании.

Как писал романы Достоевский?

Первый брак В 1857 Достоевский женился на овдовевшей М. Исаевой, которая, по его словам, была «женщина души самой возвышенной и восторженной... Идеалистка была в полном смысле слова... Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге «сибирская» тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для «Записок из Мертвого дома» и многих других книг Достоевского. В 1857 его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Создав две «провинциальные» комические повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М. Катковым , Некрасовым , А. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения «нового» Достоевского. С 1859 — в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге , куда он приехал в декабре 1859 года.

Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений. Роман «Униженные и оскорбленные»— произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг. В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели «Записки из Мертвого дома». В Сибири, по признанию Достоевского, изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени» его «убеждения». Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». В журналах «Время» и «Эпоха» братья Достоевские выступали как идеологи « почвенничества » — специфической модификации идей славянофильства. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях «Времени», в резкой полемике с публикациями «Современника». Суть возражений Достоевского — возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести «Записки из подполья» «Эпоха», 1864 — философско-художественной прелюдии к «идеологическим» романам писателя.

Достоевский писал: «Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться! В августе 1863 писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой 1861—1866 получили отражение в романе «Игрок», «Идиот» и других произведениях. В Баден-Бадене , увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается «весь, совершенно дотла»; это многолетнее увлечение Достоевского — одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной женой во Владимире , а в конце 1863 — апреле 1864 — в Москве , наезжая по делам в Санкт-Петербург. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского в частности, в образах Катерины Ивановны — «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны — «Идиот».

После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха»; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866. Весной 1865 Достоевский — частый гость семьи генерала В. Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А. Корвин-Круковской он был сильно увлечен. В июле он выехал в Висбаден , откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для «Русского вестника», впоследствии переросшую в роман. Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино , поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где ночами писал роман «Преступление и наказание». Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести.

Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям... Точно и многогранно изображены в романе Петербург и «текущая действительность», богатство социальных характеров, «целый мир сословных и профессиональных типов», но это действительность преображенная и открытая художником, взгляд которого проникает до самой сути вещей. Напряженные философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, естественно переходящие в трагические, символические встречи героев, апокалиптический образ призрачного города органично сцеплены в романе Достоевского. Роман, по словам самого автора, «удался чрезвычайно» и поднял его «репутацию как писателя». В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами — «Преступление и наказание» и «Игрок». Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А. Сниткина; он начал диктовать ей роман «Игрок», в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой.

И вот там было написано: «Не удерживай». А далее следовали слова Христа о том, что зерно, которое останется в живых, жизни не даст, а то, которое умрет, — наоборот. Тогда Фёдор Михайлович сказал супруге, мол, ты тоже меня не удерживай — ухожу. И кстати, те евангельские слова выбиты на его могиле. Но вернёмся к каторге, где он провёл четыре года. После неё Достоевского перевели в Семипалатинск — солдатом в полк. Там осуждённый тоже общался с необычными людьми. Был среди них почитаемый у казахов путешественник, историк, этнограф Чокан Валиханов — личность выдающаяся. И другие. Интересно, что Фёдор Михайлович, которого по суду разжаловали, отняли дворянство и звание подпоручика, выслужился там из рядовых в унтер-офицеры. Но дальше в армии оставаться не захотел. И вместе с женой, сосватанной в тех краях, поехал обратно в Петербург. Мысль остаться писателем за эти годы его не покинула. Пока сидел на каторге — накапливал опыт, делал наброски. А уже дома выдал повесть «Записки из мёртвого дома». И естественно, с этой историей еще раз попал в яблочко. Теперь его уже точно приняли в творческую среду. Какие ещё повороты заслуживают внимания? Дальше его семейная история заключается в том, что первая жена умерла. А сам Фёдор Михайлович с братом издавал журнал. Но не слишком успешно — попал в большие долги. И уехал за границу. Что интересно: с издателем он подписал договор о том, что если ко времени не сдаст очередной роман, то попадает в кабалу — все права на его произведения девять лет будут принадлежать этому дельцу. Оставалось меньше месяца, а надо было выполнить обещанное. Это только нынче отдельные мастера вроде Захара Прилепина умудряются написать книгу за 25 дней. Достоевский так не умел. Но нашел выход из положения. Ему рассказали о новой технологии — стенографировании. Когда для ускорения пишут не словами, а специальными значками, и это позволяет успевать за речью. В итоге знакомые порекомендовали молодую стенографистку Анну Сниткину. Он обрисовал ей ситуацию. И будущие муж с женой за 26 дней Прилепина все-таки не опередили подготовили новое произведение — роман «Игрок», списанный автором с себя. Так Достоевский избежал кабалы. А стенографистка вскоре стала ему не просто второй супругой, а настоящей опорой. Как Софья Андреевна для Льва Толстого. Была она на 25 лет младше, и писатель, делая ей предложение, робел: сказал не напрямую, а сослался на героя своего романа. Дескать, согласилась бы, если б такой человек попросил её руки. И она ответила: «Конечно, да! Именно жена помогла ему стать на ноги. Он перестал играть. Со временем у них появились деньги. В конце дошло до того, что Достоевский сам уже не писал — просто наговаривал, а Анна Григорьевна стенографировала, потом расшифровывала, выписывала, и он уже правил. А вообще, любопытно, как Фёдор Михайлович обычно работал. Он делал это по ночам. С чифиром — очень крепким чаем, которым зеки одурманивают себе мозги, заваривая целую пачку на стакан. Пил этот наркотик и к тому же много курил. Так поддерживал в себе энергию. Надо сказать, когда писатель после всех жизненных перипетий взялся за дело по-настоящему, пошло оно не на шутку. Если у других, даже знаменитых, авторов обычно называют пару наиболее ярких романов, то у него получилось целое пятикнижие. Каждый из них пересказывать смысла нет. Но попробуем обобщить. О чём эти романы? В первую очередь — о новом, появившемся после реформы 1861 года, классе людей. Если у Тургенева мы впервые видим одного из них — Базарова, то Достоевский уже рассказывает о разночинцах обстоятельно. Не случайно его мемориальная квартира сегодня находится рядом с их музеем. Бедный студент, больной князь, отставной генерал, содержанка или потомок купца, проматывающий его состояние в буйных загулах… Разного рода мелкие чиновники, а иной раз просто бродяги и прохвосты. Непонятные люди, которые нигде не работают, но постоянно о чём-то говорят, спорят. Вот его герои. Вторая черта: все романы писателя по сути — детективы. Их создатель явно понимал, что глубокая философия нуждается в захватывающем сюжетном обрамлении, чтобы удержать интерес читателей. Однако написаны они по-особенному. Обычно как? Происходит убийство — начинается расследование. Но в «Преступлении и наказании» с первых глав понятно, кто кого лишил жизни. А дальше рассказывается, как себя чувствует душегуб. Но и здесь Рогожин зарезал Настасью Филипповну. В «Братьях Карамазовых» — отдельная интрига вокруг покойного отца семейства. Везде присутствуют трагические происшествия. При этом вовлечённые в них персонажи — люди истеричные, конфликтные, крикливые… Я читал много критики, в которой говорилось, что Достоевский — писатель больной. И насочинял такого, чего в жизни особо не встретишь. Сам он, кстати, на упреки в том, что не знает русского человека и пишет ерунду, поднимал брюки и показывал на ногах следы от кандалов, которые у него остались на всю жизнь. Мол: «Я не знаю? Вот, посмотрите! Однако при знакомстве с его героями мне и самому приходилось сомневаться: а бывают ли такие в реальности? Вроде сам я уже в возрасте, но не видел, чтобы пачки денег бросали в топку или творили что-то не менее экспрессивное. А потом просто стал вспоминать родственников и других людей, с которыми пересекался. В итоге нашёл немало совпадений. Достоевский помогает читателю всмотреться в себя, в окружающий мир. Но всё-таки важно, что он изображает не весь русский народ, а лишь его часть. В чём особенность его творческого метода? Человек — во многом животное. Если Маугли оставить в джунглях, то вырастет дикий зверь. Как обезьяна или волк. После рождения в процессе воспитания, образования, наблюдения за старшими у каждого из нас появляется система табу.

Анна Достоевская вспоминала , что попросила Владимира Соловьева, друга семьи, поехать с Достоевским в Оптину пустынь. Ее посещение "было давнишнею мечтою Федора Михайловича". Оптина пустынь — старинный православный мужской монастырь. В нем возродился особый тип русского монашества — старчество. Достоевский ездил туда вместе с Соловьевым в 20-х числах июня 1878 года. По воспоминаниям жены, он вернулся "как бы умиротворенный и значительно успокоившийся". Сказались встречи — в толпе и наедине — со знаменитым старцем отцом Амвросием. Правда, не все читатели романа соглашались с таким портретом знаменитого старца. Так, главный критик Достоевского среди консерваторов, Константин Леонтьев, писал философу Василию Розанову: Оптина пустынь — православный мужской монастырь в Калужской области. В июне 1867 года в Баден-Бадене произошла их ссора, приведшая к окончательному разрыву. Достоевский зашел в гости к Тургеневу на разговор. Разговор продлился всего час. Тургенев, как и прежде, говорил, что "есть одна общая всем дорога и неминуемая — это цивилизация и что все попытки русизма и самостоятельности — свинство и глупость", а также добавил, что "пишет большую статью на всех русофилов и славянофилов". Раздраженный Достоевский ответил на слова Тургенева: "Я посоветовал ему, для удобства, выписать из Парижа телескоп. Тургенев ужасно рассердился. Видя его таким, Достоевский тотчас съязвил насчет неуспеха его романа "Дым" и добавил, что немцы как народ "гораздо хуже и бесчестнее нашего, а что глупее, то в этом сомнения нет" хотя именно среди немцев Достоевский укрывался от отечественных кредиторов. Тургенев возразил ему, что в таком случае "считает себя за немца, а не за русского, и гордится этим". После этой словесной перепалки они расстались. Мы поглядели друг на друга, но ни он, ни я не захотели друг другу поклониться". Тургенева", Василий Перов, 1872 год. Но на замысел "Преступления и наказания" повлияли многие реальные убийства, о которых Достоевский узнавал из газетных криминальных сводок. Исследователи его творчества даже составляют перечни преступлений , которые могли повлиять на сюжет романа. Кстати, Достоевский написал "Преступление и наказание" в страшной спешке, всего за год, попутно написав еще "Игрока", и все из-за копившихся долгов; иногда кажется, что он всю свою жизнь прожил в такой же безумной, страшной спешке. Это, однако, не мешало ему хвастаться своим достижением и заодно поддевать Тургенева в одном из писем : "Я убежден, что ни единый из литераторов наших, бывших и живущих, не писал под такими условиями, под которыми я постоянно пишу. Тургенев умер бы от одной мысли". Георгий Тараторкин в роли Родиона Раскольникова в фильме "Преступление и наказание", 1969 год. Там они встретились с женами сосланных декабристов и получили от них по Евангелию с переплетенными внутри 10 рублями. Все четыре года каторги Достоевский читал только Евангелие, а по освобождении бережно хранил этот экземпляр до конца жизни. Уже на свободе он написал письмо к той самой жене декабриста, Наталье Дмитриевне Фонвизиной, которая подарила ему Евангелие. В этом письме он не только выразил ей благодарность, но и впервые записал свою знаменитую христианскую аксиому: "Если б кто мне сказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной". Так, в романе "Братья Карамазовы" главные герои пьют чай именно в тех ситуациях, когда готовы к честному разговору или уже ведут его. А одну из самых знаменитых фраз о чае в русской литературе оставил главный герой "Записок из подполья": "Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Чаепитие", Николай Богданов-Бельский, 1913 год. Он продолжался 15 минут и сопровождался, по воспоминаниям , "вскрикиванием, потерею сознания, судорогами конечностей и лица, пеною перед ртом, хрипучим дыханием, с малым, скорым сокращенным пульсом". Уже в Сибири один из врачей поставил Достоевскому диагноз "падучая" эпилепсия. Такие припадки сопровождали Достоевского до конца жизни. Многие исследователи считают, что эпилепсия также сказалась на его кончине. Самый знаменитый эпилептик в художественном мире Достоевского — князь Мышкин из романа "Идиот". А самый известный свидетель эпилептических припадков Достоевского — его жена Анна. Как пример запись из ее дневника от 13 августа 1867 года: "Ф. Достоевский на смертном одре", Николай Крамской, 1881 год. Портрет, написанный с усопшего писателя. Или и я враг евреев? Так, по сей день приходится мириться с тем, что он был антисемитом. Многие исследователи предпочитают избегать столь резких формулировок и говорить скорее о проблемном отношении Достоевского к евреям вообще, или о "газетном антисемитизме". Такую "славу" Достоевский обрел по следам публикаций "Дневника писателя" в журнале "Гражданин". В ответ на критику он написал статью "Еврейский вопрос", в которой выразил и симпатию, и претензии к еврейскому народу.

Говоря с современных позиций, была проведена такая шоковая терапия, которая всего человека перетряхивает. Сейчас некоторые чудаки то в могилу закапываются, то с вышки прыгают вниз головой. И проделывают другие смертельные трюки, чтобы просветлиться и духовно совершенствоваться. Достоевского же пропустили через подобное сито против собственной воли. Но это действительно поменяло его представления о жизни. И способствовало внутреннему перерождению. Он описал те ощущения на грани: когда оставшиеся до выстрела пять минут воспринимаются как огромная ценность. И так много можно успеть сделать и прочувствовать. Видимо, тогда же писатель перестал быть революционером. Но в итоге ему прочитали другой приговор. Восемь лет каторги. И он отправился в Сибирь. Потом попал в Казахстан. Отношение к каторжникам тогда было другое. Их не только жалели, но и активно с ними общались. Жена декабриста Фонвизина подарила Достоевскому евангелие, которое было потом с ним всю жизнь. В последний день перед смертью он попросил жену, чтобы подала эту книгу, открыла на случайной странице и прочла первую попавшуюся строчку: писатель любил так заглянуть в будущее. И вот там было написано: «Не удерживай». А далее следовали слова Христа о том, что зерно, которое останется в живых, жизни не даст, а то, которое умрёт, — наоборот. Тогда Фёдор Михайлович сказал супруге, мол, ты тоже меня не удерживай — ухожу. И кстати, те евангельские слова выбиты на его могиле. Но вернёмся к каторге, где он провёл четыре года. После неё Достоевского перевели в Семипалатинск солдатом в полк. Там осуждённый тоже общался с необычными людьми. Был среди них почитаемый у казахов путешественник, историк, этнограф Чокан Валиханов — личность выдающаяся. И другие. Интересно, что Фёдор Михайлович, которого по суду разжаловали, отняли дворянство и звание подпоручика, выслужился там из рядовых в унтер-офицеры. Но дальше в армии оставаться не захотел. И вместе с женой, сосватанной в тех краях, поехал обратно в Петербург. Мысль остаться писателем за эти годы его не покинула. Пока сидел на каторге — накапливал опыт, делал наброски. А уже дома выдал повесть «Записки из мёртвого дома». И естественно, с этой историей ещё раз попал в яблочко. Теперь его уже точно приняли в творческую среду. Какие ещё повороты судьбы заслуживают внимания? Дальше его семейная история заключается в том, что первая жена умерла. А сам Фёдор Михайлович с братом издавал журнал. Но не слишком успешно — попал в большие долги. И уехал за границу. Что интересно: с издателем он подписал договор о том, что если ко времени не сдаст очередной роман, то попадает в кабалу — все права на его произведения девять лет будут принадлежать этому дельцу. Оставалось меньше месяца, а надо было выполнить обещанное. Это только нынче отдельные мастера вроде Захара Прилепина умудряются написать книгу за 25 дней. Достоевский так не умел. Но нашёл выход из положения. Ему рассказали о новой технологии — стенографировании. Когда для ускорения пишут не словами, а специальными значками, и это позволяет успевать за речью. В итоге знакомые порекомендовали молодую стенографистку Анну Сниткину. Он обрисовал ей ситуацию. И будущие муж с женой за 26 дней Прилепина всё-таки не опередили подготовили новое произведение — роман «Игрок», списанный автором с себя. Так Достоевский избежал кабалы. А стенографистка вскоре стала ему не просто второй супругой, а настоящей опорой. Именно жена помогла ему стать на ноги. Он перестал играть. Со временем у них появились деньги. В конце дошло до того, что Достоевский сам уже не писал — просто наговаривал, а Анна Григорьевна стенографировала, потом расшифровывала, выписывала, и он уже правил. А вообще, любопытно, как Фёдор Михайлович обычно работал. Он делал это по ночам. С чифиром — очень крепким чаем, которым зеки одурманивают себе мозги, заваривая целую пачку на стакан. Пил этот наркотик и к тому же много курил. Так поддерживал в себе энергию. Надо сказать, когда писатель после всех жизненных перипетий взялся за дело по-настоящему, пошло оно не на шутку. Если у других, даже знаменитых, авторов обычно называют пару наиболее ярких романов, то у него получилось целое пятикнижие. Каждый из них пересказывать смысла нет. Но попробуем обобщить. О чём эти романы? В первую очередь о новом, появившемся после реформы 1861 года, классе людей. Если у Тургенева мы впервые видим одного из них — Базарова, то Достоевский уже рассказывает о разночинцах обстоятельно. Неслучайно его мемориальная квартира сегодня находится рядом с их музеем. Бедный студент, больной князь, отставной генерал, содержанка или потомок купца, проматывающий его состояние в буйных загулах… Разного рода мелкие чиновники, а иной раз просто бродяги и прохвосты. Непонятные люди, которые нигде не работают, но постоянно о чём-то говорят, спорят. Вот его герои. Вторая черта: все романы писателя по сути детективы. Их создатель явно понимал, что глубокая философия нуждается в захватывающем сюжетном обрамлении, чтобы удержать интерес читателей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий