В российских школах урок «Разговоры о важном» 15 апреля посвятили 215-летию со дня рождения русского писателя Николая Васильевича Гоголя. 1 апреля в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялось чествование 200-летия со дня рождения , организованное совместно Постоянными представительствами России и Украины при ЮНЕСКО.
Николай Гоголь — биография
- 215 лет со дня рождения Н.В.Гоголя
- 215 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГОГОЛЯ - Александринский театр
- «Я не поэт, я гражданин»: новости от хранителей к 215-летию со дня рождения Н.В.Гоголя
- Николай Гоголь
День рождения «Гоголь-центра», новый клип Гребенщикова и другие новости утра
Аксаковыми, А. Ефремовым, П. Киреевским, А. Кошелевым и Поповым. Бывший также там профессор Московского университета Тимофей Грановский сказал, что приличнее отпевать его в университетской церкви — как человека, принадлежащего, некоторым образом, к университету. Славянофилы возразили, что к университету он не принадлежит, а принадлежит народу, а потому, как человек народный, и должен быть отпеваем в церкви приходской, в которую для отдания последнего ему долга может входить лакей, кучер и вообще всякий, кто пожелает; а в университетскую церковь подобных людей не будут пускать — то есть похороны проводить как общественные. Закревский приказал «Гоголя, как почётного члена здешнего университета, непременно отпевать в университетской церкви. Но в то же время и согласился с друзьями: «А чтобы не было никакого ропота, то я велел пускать всех без исключения в университетскую церковь.
В день погребения народу было всех сословий и обоего пола очень много, а чтобы в это время было всё тихо, я приехал сам в церковь» [40]. Позднее, в 1881 году Иван Сергеевич Аксаков так писал об этой распре библиографу Степану Ивановичу Пономарёву : «Сначала делом похорон стали распоряжаться его ближайшие друзья, но потом университет, трактовавший Гоголя в последнее время как полусумасшедшего, опомнился, предъявил свои права и оттеснил нас от распоряжений. Оно вышло лучше, потому что похороны получили более общественный и торжественный характер, и мы все это признали и предоставили университету полную свободу распоряжаться, сами став в тени» [41]. Писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы [39]. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля 7 марта 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен памятник, состоящий из двух частей: бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне « Голгофа » , на котором была высечена надпись славянскими буквами «Ей гряди Господи Иисусе! КВ, ст.
К»; чёрная мраморная плита, лежащая на базице из серого гранита. На ней гражданскими буквами были высечены следующие надписи: На верхней лицевой стороне: «Здесь погребено тело Николая Васильевича Гоголя. Родился 19 марта 1809 года. Скончался 21 февраля 1852 года»; На малой стороне плиты, обращённой к зрителю: «Горьким словом моим посмеются. Иеремии глав. Притчей гл. На большой боковой стороне плиты, скрытой от зрителя к решётке : «Истиным же уста исполнит смеха, о устне же их исповедания.
Иова гл. По преданию, И. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли его «черноморский гранит». В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, а некрополь вскоре ликвидирован. Туда же была перенесена и «Голгофа» [43]. Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н. Гоголя» , написанным спустя 15 лет после события и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [44].
Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы его профессором — череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. Алёхин [45]. Обе эти версии носят апокрифический характер. Они и породили множество легенд, в том числе о «захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна» и «похищении черепа писателя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. Бахрушина ».
Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении могилы Гоголя советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов всё того же В. Лидина [46] [47] [48] [49] [50] [51]. В 1952 году на могиле вместо «Голгофы» установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Н. Булгакова , подыскивавшая подходящее надгробие для могилы покойного мужа , М. Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта писателя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [52]. К 200-летию со дня рождения писателя по инициативе членов оргкомитета юбилея [53] могиле был придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне.
Творчество Основная статья: Библиография Николая Гоголя Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А. Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [7]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще, чем у кого-либо другого из русских писателей, становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х, сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н.
Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно, и, оценив своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах. Как полагал Пыпин, Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [7]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной.
Идея « Мёртвых душ » в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [54]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [55]. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [54]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С.
Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства [56]. Однако позднее в старшем Аксакове он встретил и отпор своим взглядам, высказанным в «Выбранных местах». Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя. Бюст Н. Гоголя в Днепре , Украина Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое.
Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было. В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание « Мёртвых душ ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста. К иному восприятию писателя публика пока была не готова. Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в « Шинели », «Записках сумасшедшего», «Мёртвых душах».
Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями « натуральной школы », обычно возводят к Гоголю. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века. Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы». Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе. Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе И.
Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню. Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику. Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [57]. Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало. Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах. Но связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Связь эта не ограничилась XIX веком.
В следующем веке освоение творчества Гоголя происходило на новом этапе. Многое для себя нашли в Гоголе писатели символисты: образность, чувство слова, «новое религиозное сознание» — Ф. Сологуб , Андрей Белый , Д. Мережковский и т. Позднее свою преемственность с Гоголем установили М. Булгаков , В. Гоголь и православие Н.
Бердяев , считавший Гоголя одним из самых загадочных русских писателей [58] , трактовал сожжение писателем второго тома «Мёртвых душ» как «мучительную религиозную драму…при обстоятельствах, остающихся загадочными»: Трагедия Гоголя была в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке. И это его очень мучило. У него было сильное чувство демонических и магических сил. Гоголь наиболее романтик из русских писателей, близкий к Гофману. У него совсем нет психологии, нет живых душ. О Гоголе было сказано, что он видит мир sub specie mortis лат. Он сознавался, что у него нет любви к людям.
Он был христианин, переживавший своё христианство страстно и трагически. Но он исповедывал религию страха и возмездия. В его духовном типе было что-то не русское [58]. Личность Гоголя всегда выделялась особой таинственностью. С одной стороны он являл собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста, с другой — начинателя в русской литературе святоотеческой традиции, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв. Последнее его качество до настоящего времени недостаточно изучено и нашло отражение в работах доктора филологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова В.
Воропаева , который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества [59]. В письме к графу А.
Гоголя дал писатель-прозаик Владимир Галактионович Короленко 1853-1921.
В статье «Трагедия писателя. Несколько мыслей о Гоголе», опубликованной в апрельском номере журнала «Русское богатство» за 1909 год, он отмечал: «Гоголь был только писателем и не знал ничего другого в жизни. Вся трагедия его короткого, блестящего и многострадального существования была целиком и исключительно трагедией творчества: в нём были его радости, его страдания, с ним связана ранняя гибель» [С.
В том же 1909 году в майском номере журнала «Русская мысль» вышла статья публициста, мыслителя Михаила Осиповича Гершензона 1869-1925 «Завещание Гоголя». По его мнению, творчество писателя характеризовалось «двумя основными чертами: необычайной зоркостью и отчётливостью в распознавании элементарных душевных движений, из которых слагается человеческая действительность, и умением из этих подмеченных реальных элементов воссоздать живые образы, совершенно нереальные, но одушевлённые» [С. Гершензон отмечал, что мышление Гоголя «насквозь практично и утилитарно, и именно в общественном смысле.
Жить и служить людям - для него синонимы» [С. Добившись признания, Николай Васильевич [творения] должны были принести родине, он должен очистить себя от скверны» [С. О важнейшей роли Н.
Гоголя в истории русской литературы высказался в октябре 1911 года в «Педагогическом сборнике, издаваемом при Главном управлении военно-учебных заведений» педагог, литературовед Алексей Васильевич Барсов 1843 -? В статье «Отличительные черты литературы до Гоголя и после Гоголя» он указывал, что в начале XIX века «вместо рабски-подражательной литературы у нас появилась самобытная национальная литература; представители её - Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов и Гоголь. Общими силами этих чутких писателей создано реальное направление, которое окончательно утверждено в литературе Гоголем» [С.
По мнению А. Барсова, общественная жизнь и русская литература до Николая Васильевича характеризовалась спокойствием, бессознательностью общества. Её ярким выразителем стал «стёганый халат Обломова».
Дворянство постепенно утрачивало руководящую роль, теряло обособленность. После Н. Гоголя теперь и на Обломовых «находит раздумье, и они, хоть иногда, приходят к сознанию, что они хорошие, но лишние люди» [С.
На литературном поприще выступили разночинцы, которые стали изображать жизнь всех сословий.
Любое художественное произведение оставляет след в истории культуры, если в нём заложены духовно-нравственные ценности на все времена. Писатель Н.
Гоголь является великим в силу своего литературного и человеческого дара. Гоголь открыл для нас целую эпоху не только в литературе.
Особый интерес к творчеству Гоголя проявляют сценаристы, режиссеры, поэты. Все это говорит об актуальности его произведений. В первый раз Гоголь приехал в наш город в июле 1849 года по приглашению Александры Осиповны Смирновой-Россет, жены калужского губернатора. Каждая поездка обрастала легендами.
Многим известна история с гоголевской шляпой. Прогуливаясь по улицам, писатель уронил ее в лужу, а затем оставил в Гостином дворе на память калужским купцам. Это событие обросло многими подробностями и интерпретируется по-разному. Заведующая отделом краеведения калужской библиотеки им. Гоголя Ирина Маркина рассказывает: "Он решил себе приобрести новый головной убор. Здесь же, в Гостином дворе, что тоже примечательно.
ТОП НОВОСТИ
- Сообщить об опечатке
- Урок «Разговоры о важном» посвятили 215-летию со дня рождения Гоголя
- Навигация по сайту
- К 215-летию со дня рождения: 10 интересных фактов из жизни Николая Гоголя — Учительская Россия
- Любовь к миниатюрным книгам, своим болезням и козьему молоку: 215 лет со дня рождения Гоголя
- «Искусство есть примирение с жизнью»: 210 лет со дня рождения Николая Гоголя
Гоголь - единственный писатель, который стал королем и шутки, и ужаса
Валентина Владимировна предложила студентам принять участие в обсуждении темы родины в произведениях Новости дня от , интервью, репортажи, фото и видео, новости Москвы и регионов России, новости экономики, погода. 1 апреля (20 марта по ) 1809 года года родился русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист Николай Васильевич Гоголь.
215 лет исполняется со дня рождения Николая Гоголя
Все грани Гоголя | В апреле исполнилось 215 лет со дня рождения одного из самых мистических писателей, обладателя уникального стиля, насыщенных образов и отличного литературного юмора — Николая Васильевича Гоголя. |
Когда родился Гоголь / | Новости» Единый день писателя/поэта юбиляра: Н.В. Гоголь. |
День рождения Н.В. Гоголя | Загадочному, отчасти мистическому и таинственному русскому писателю Николаю Гоголю сегодня, 1 апреля, исполнилось 215 лет. |
В СОУНБ открылась выставка к 215-летию со дня рождения писателя Николая Васильевича Гоголя | С тех пор каждый год команда театра празднует День рождения Гоголь-центра именно в эту дату. |
Николай Гоголь – биография, факты, личная жизнь, рост, причина смерти | Узнай Всё | В гимназии Гоголь учился с 1821 по 1828 год, и этот период стал очень важным для формирования его писательского и драматургического таланта. |
«Искусство есть примирение с жизнью»: 210 лет со дня рождения Николая Гоголя
1 апреля 2024 года исполняется 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя – представителя знаменитой плеяды писателей-классиков XIX века, прозаика, драматурга, литературного критика, одного из самых известных русских писателей в мире. В апреле исполнилось 215 лет со дня рождения одного из самых мистических писателей, обладателя уникального стиля, насыщенных образов и отличного литературного юмора — Николая Васильевича Гоголя. Символично, что писатель Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) появился на свет 1 апреля, в День смеха.
В СОУНБ открылась выставка к 215-летию со дня рождения писателя Николая Васильевича Гоголя
Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился... Гоголя составляют — простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: г. Гоголь — поэт, поэт жизни действительной. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определённо, рельефно выражает у него мысль…» В.
Гоголь - истинный ведатель сердца человеческого... Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России» Н. Гоголь положительно должен быть признан родоначальником... Составить своё мнение об известном русском писателе приглашаем всех желающих, посетив нашу книжную выставку "История одной жизни". Здесь мы собрали для читателей литературу о жизни и творчестве Николая Гоголя, автобиографию классика, а также все его самые популярные произведения. Ознакомиться с выставкой и взять понравившиеся книги домой можно до 13 апреля.
Он любил и ценил русский язык. Знакомство с фрагментами биографии позволило учащимся представить, каким Гоголь был в детстве, как рано проявилось его желание узнавать новое и созидать на благо народа. Обучающиеся познакомились с некоторыми событиями биографии Гоголя.
В интерактивном задании были использованы фотографии из дома-музея известного писателя. Ребята узнали, что Гоголь начал записывать свои сочинения с 5 лет, что одним из его любимых предметов в гимназии было рисование, первой книгой, принесшей известность, стала «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Причиной стала рекомендация лечащего врача. Тот посоветовал Николаю Васильевичу пройти курс грязелечения в Саках. Болезнь помешала ему тогда осмотреть древности побережья и внутренней области полуострова.
Почему Сталин велел его убрать 09:21 поделиться Первый памятник Гоголю в Москве установили в 1909 году в конце Гоголевского бульвара в честь столетия со дня рождения писателя. Скульптор Николай Андреев изобразил Николая Васильевича в подавленном состоянии, переживающего глубокий внутренний кризис. Памятник Гоголю работы Андреева.
Для одних памятник был настоящим шедевром: "Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!
Со дня рождения Николая Гоголя исполнилось 215 лет
Николай Гоголь | В гимназии Гоголь учился с 1821 по 1828 год, и этот период стал очень важным для формирования его писательского и драматургического таланта. |
Гоголю — 215 лет. Почему писателя до сих пор читают и когда у него на самом деле день рождения | Родился Николай Гоголь (фамилия при рождении Гоголь-Яновский) 20 марта (1 апреля) 1809 года в небольшой деревеньке Сорочинцы Полтавской губернии. |
День рождения «Гоголь-центра», новый клип Гребенщикова и другие новости утра | Николай Васильевич Гоголь родился в семье небогатого помещика Полтавской губернии Василия Афанасьевича Гоголя, неистощимого рассказчика. |
215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя: факты о русском писателе | ОТР | Ко дню рождения Николая Гоголя Некрасовка устраивает междисциплинарный фестиваль, посвященный его творческому наследию. |
215 лет со дня рождения Н. В. Гоголя | Тайна рождения писателя, возможно, берет начало в юношеских годах матери Николая Васильевича Гоголя. |
115 лет памятнику Гоголю. Почему Сталин велел его убрать
Враг этот — лень, или, лучше сказать, болезненное усыпление, одолевающее русского. Много мыслей, не сопровождаемых воплощением, уже у нас погибло бесплодно. Помните вечно, что всякая втуне потраченная минута здесь неумолимо спросится там, и лучше не родиться, чем побледнеть перед этим страшным упреком» Н. Письмо К.
Аксакову, март 1841, Рим. Искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства» Н. Письмо В.
Жуковскому, 10 января 1848 г. Нужно только хорошо осмотреться вокруг себя» Н. Письмо Н.
Языкову, 2 декабря 1844 г. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России» Н.
Юбилей Гоголя. Конфеты Гоголь. Конфеты с портретами писателей.
Конфетные обертки русских писателей. Карамель Гоголь. Гоголь «мёртвые души».
Советские плакаты. Белинского и Гоголя с базара понесет. Писатель плакат СССР.
Когда мужик не Блюхера. Детские и юношеские годы Гоголя. Гоголь и Смирнова Россет.
Жена Гоголя Николая. Личная жизнь Гоголя. Гоголь Моллер.
Гоголь фотопортрет. Портрет Гоголя Моллер. Гоголь в Италии.
Гоголь в Италии картинки. Синьор Николо Гоголь в Италии. Гоголю 200 лет логотип.
К 215-летию Гоголя. Гоголь гимназист. Авенариус Гоголь гимназист.
Биография Гоголя книга. Книга Гоголь гимназист.
А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно… что я доселе не образумился». И далее, пересказав эпизод из письма Гоголя от 21 августа о том, как «помирали со смеху» рабочие типографии, набирая смешную книжку, Пушкин добавляет: «Мольер и Фильдинг, вероятно, были бы рады рассмешить своих наборщиков». Интересно исследовать природу «весёлости», столь значимой в творчестве Гоголя. Сам он считал, что в его произведениях веселье — результат потребности его души.
В жизни он часто впадал в депрессивное состояние, болезненную тоску, причины которой он не знал, и тогда отвлекал сам себя чем-то смешным, весёлым. Через год вышел второй том под тем же названием, в который вошли четыре новых повести — «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». И эта книга стала популярной. Гоголь стал бывать на многих литературных вечерах, где в том числе встречался и с Пушкиным. В 1834 году Гоголь поступил на работу в Санкт-Петербургский университет, на кафедру истории. Писатель стал адъюнкт-профессором, читал студентам лекции о Средневековье и Великом переселении народов. В свободное время продолжал писать. Новый сборник Гоголя «Арабески» состоял из произведений разных жанров.
Сюда вошли первые петербургские повести Гоголя — «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Невский проспект». В сборнике выделяют статью «Несколько слов о Пушкине». В повести «Тарас Бульба» Гоголь использовал свои исследования по истории крестьянско-казацких восстаний на Украине, а именно восстания 1637—1638 годов. Известно, что прототипом заглавного героя повести стал атаман Охрим Макуха. Белинский так написал об этих книгах и о творчестве Гоголя в целом: «Всем известен прекрасный талант г. Его первое произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки» возбудило в публике самые лестные надежды. Но благоразумнейшие из читателей, наученные горьким опытом, не смели слишком предаваться этим надеждам. В самом деле, как богата наша литература такими писателями, которые первыми своими произведениями подавали о себе большие надежды, а последующими уничтожали эти надежды.
Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищенная ими публика». В письме Пушкину от 7 сентября 1835 года Гоголь впервые упоминает о том, что «начал писать «Мёртвых душ»: «Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь». Идею для поэмы Гоголю подсказал Пушкин, который, будучи в ссылке в Кишинёве, услыхал о помещике, который своих умерших крепостных крестьян записывал как сбежавших. Теперь же Гоголь задумал написать пьесу и снова обратился к Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами. Я, кроме моего скверного жалованья университетского 600 рублей, никаких не имею теперь мест. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее черта.
Ради бога. Ум и желудок мой оба голодают». Несмотря на бедственное финансовое положение, Гоголь оставил преподавание в университете, решив все силы посвятить литературному творчеству. Пушкин рассказал Гоголю историю о том, как некий молодой человек, накануне сильно проигравшийся в карты, приехав в уездный город, выдал себя за ревизора. Все должностные лица города начинают унижаться, лебезить, выкручиваться, давать взятки, чтобы высокопоставленный чиновник из Петербурга не узнал об истинном положении дел в управлении городом. Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». В 1836 году пьеса была написана, Гоголь долго не мог получить разрешения на постановку — не пропускала цензура. Помог В.
Жуковский, который лично обратился к императору. Пьесу поставили в Александринском театре. Гоголь лично руководил всеми творческими работами. На премьере присутствовал император Николай I, принял пьесу восторженно, повелел посмотреть её всем министрам. Зрители спектакль ругали, но билеты раскупались очень активно. Вскоре пьесу поставили и в Москве. В том же 1836 году А. Пушкин учредил журнал «Современник», в первом номере была опубликована повесть Гоголя «Нос», затем — повесть «Коляска».
А сам Гоголь в это время был уже в Германии, куда отправился «развеяться», оттуда перебрался в Швейцарию и затем во Францию. В Париже работал над «Мертвыми душами». Известие о гибели Пушкина очень расстроило писателя, он думал вернуться в Петербург. Но вместо этого отправился в Италию. Приехал в Москву в 1841 году, чтобы отдать в печать готовый первый том «Мертвых душ». Разрешение цензуры на печать было получено. Гоголь намеревался написать о помещике Чичикове три тома. В том же 1842 году появилась повесть Гоголя «Шинель».
Гоголь вновь уехал за границу, побывал в Риме, Дюссельдорфе, Ницце, Париже. Продолжал писать второй том «Мертвых душ». В 1845 году в состоянии нервного срыва — малярия, которой он переболел, вылилась в психическое расстройство — сжёг второй том поэмы «Мёртвые души», прекратил переписку с друзьями. Путешествие в 1848 году в Иерусалим лишь отчасти облегчило его душевное состояние. Вернувшись домой в 1849, пытался восстановить утраченный материал «Мёртвых душ» по памяти. Снова оказался в состоянии душевного кризиса. И снова сжёг рукопись. Гоголь много лет страдал необычными фобиями.
Главной из низ была боязнь быть похороненным заживо. Перестал писать, когда болезни взяли верх. Также известно, что тяжело больной Гоголь в религиозном порыве полностью отказался от пищи, что и привело к его смерти 21 февраля 1852 года. Был похоронен на Даниловском кладбище в Москве, в 1931 году перезахоронен на Новодевичьем. Писатель был необычайно набожен, веровал истово и сильно, не расставался с Евангелием, считал его главной книгой. Также Гоголь каждый день читал одну главу из Ветхого Завета. Одновременно писатель серьёзно увлекался мистикой, был суеверен что идёт вразрез с религиозным верованием. Сказки, легенды и поверья, ужастики населяют самые яркие страницы произведений Гоголя.
Гоголя 1 апреля 2024 года исполняется 215 лет со дня рождения Н. Неподражаемый художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям и биографам писателя. История одного памятника В Санкт-Петербурге можно встретить три памятника Носу. Оригинальный памятник герою фантастической повести Н.
Гоголя «Нос» был установлен в 1995 г. Удивительные вещи происходят с героями на страницах произведений гениального Гоголя.
Николай Гоголь
Request Rejected | 1852 г.) Николай Васильевич Гоголь — великий русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, широко признанный одним из классиков русской литературы. |
215 лет исполняется со дня рождения Николая Гоголя | 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. |
«Гоголь в жизни. Известный, неизвестный, загадочный» в Песчанокопской МЦБ к юбилею писателя | Загадочному, отчасти мистическому и таинственному русскому писателю Николаю Гоголю сегодня, 1 апреля, исполнилось 215 лет. |
Павел Басинский: 1 апреля - день рождения Николая Васильевича Гоголя - Российская газета | Некоторые хронисты полагают, что Гоголь появился на свет 20 марта, другие же уверены, что истинная дата рождения писателя – 1 апреля 1809 года. |
1 апреля - Николай Гоголь - 215 лет со дня рождения
26 апреля в Самарской областной универсальной научной библиотеке (СОУНБ) состоялось открытие выставки, приуроченной к 215-летию со дня рождения писателя Николая Васильевича Гоголя. Сегодня, 2 февраля, «Гоголь-центр» празднует день рождения, и в этом году исполняется 10 лет со дня открытия театра. 26 апреля в Самарской областной универсальной научной библиотеке открылась выставка, посвящённая 215-летию со Дня рождения писателя Николая Васильевича Гоголя. Загадочному, отчасти мистическому и таинственному русскому писателю Николаю Гоголю сегодня, 1 апреля, исполнилось 215 лет.
К 215-летию со дня рождения: 10 интересных фактов из жизни Николая Гоголя
Ребята узнали, что Гоголь начал записывать свои сочинения с 5 лет, что одним из его любимых предметов в гимназии было рисование, первой книгой, принесшей известность, стала «Вечера на хуторе близ Диканьки». В школьной библиотеке ребята познакомились с книгами Н. Николай Гоголь автор множества произведений, вошедших в золотой фонд мировой литературы: «Ревизор», «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и многие другие. Его читают и дети, и взрослые, перечитывают пожилые. Есть в его текстах серьезное и глубокое, веселое и грустное, комическое и трагическое, что-то вечное, притягательное, освежающее душу.
С одной стороны, это обидно, а с другой — только шуты имеют право и возможность говорить королям правду, пусть даже в юродском виде. Что касается совпадения Дня смеха и дня рождения Гоголя, то это явно неспроста. Литературоведы считают, что именно Гоголя можно считать родоначальником литературного юмора в современном понимании. Юмор Гоголя отмечал еще его современник — "неистовый" Виссарион Белинский. Гоголя имеет свой особенный характер: это гумор чисто русский, гумор спокойный, простодушный, в котором автор как бы прикидывается простачком", — писал великий критик. И далее: "Из всех современных писателей никто не может назваться поэтом в большей степени, чем Гоголь. Отличительной чертой его повестей являются "простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния". Иллюстрация к повести Гоголя "Ночь перед Рождеством". Не обязательно быть великим критиком, чтобы увидеть в наследии Гоголя это сочетание "комического одушевления" с "глубоким унынием". Уныние нарастало и доминировало тем больше, чем старше становился писатель, чем больше нелепиц российского бытия видел. Но начинал он с произведений, которые, хоть и с некоторыми оговорками, можно назвать юмористическими. С народным простодушным "гумором" написаны обе части "Вечеров на хуторе близ Диканьки" — на родном для Гоголя малороссийском материале. Уже то, что героями этих сказов становились не аристократы, а простые селяне, было необычно для тогдашнего искусства и довольно весело.
В июне Гоголь опять уехал за границу. Это последнее пребывание за границей стало окончательным переломом в душевном состоянии Гоголя. Он жил то в Риме, то в Германии, во Франкфурте , Дюссельдорфе , то в Ницце , то в Париже , то в Остенде , часто в кружке своих ближайших друзей — Жуковского, Смирновой, Виельгорских, Толстых, и в нём всё сильнее развивалось то религиозно-пророческое направление, о котором упомянуто выше. Высокое представление о своём таланте и лежащей на нём обязанности привело его к убеждению, что он творит нечто провиденциальное : для того, чтобы обличать людские пороки и широко смотреть на жизнь, надо стремиться к внутреннему совершенствованию, которое даётся только богомыслием. Несколько раз пришлось ему перенести тяжёлые болезни, которые ещё больше увеличивали его религиозное настроение; в своём кругу он находил удобную почву для развития религиозной экзальтации — он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям и в конце концов приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он считал себя призванным. Если прежде он говорил, что первый том его поэмы «Мёртвые души» есть не больше, как крыльцо к тому дворцу, который в нём строится, то в это время он готов был отвергать всё им написанное, как греховное и недостойное его высокого предназначения. Николай Гоголь с детских лет не отличался крепким здоровьем. Смерть в отрочестве его младшего брата Ивана, безвременная кончина отца наложили отпечаток на его душевное состояние. Работа над продолжением «Мёртвых душ» не клеилась, и писатель испытывал мучительные сомнения в том, что ему удастся довести задуманное произведение до конца. Летом 1845 года его настигает мучительный душевный кризис. Он пишет завещание, вторично сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ». В ознаменование избавления от смерти Гоголь решает уйти в монастырь и стать монахом, но монашество не состоялось. Зато его уму представилось новое содержание книги, просветлённое и очищенное; ему казалось, что он понял, как надо писать, чтобы «устремить всё общество к прекрасному». Он решает служить Богу на поприще литературы. Началась новая работа, а тем временем его заняла другая мысль: ему скорее хотелось сказать обществу то, что он считал для него полезным, и он решает собрать в одну книгу всё писанное им в последние годы к друзьям в духе своего нового настроения и поручает издать эту книгу Плетнёву. Это были « Выбранные места из переписки с друзьями » СПб. Большая часть писем, составляющих эту книгу, относится к 1845 и 1846 годам, той поре, когда религиозное настроение Гоголя достигло своего высшего развития. Гоголь остался чужд этому размежеванию несмотря на то, что каждая из двух враждующих партий — западников и славянофилов, предъявляла на Гоголя свои законные права. Книга произвела тяжёлое впечатление и на тех, и на других, поскольку Гоголь мыслил совершенно в иных категориях. Даже друзья- Аксаковы отвернулись от него. Гоголь своим тоном пророчества и назидания, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, собственное самомнение; осуждениями прежних трудов, полным одобрением существующих общественных порядков явно диссонировал тем идеологам, кто уповал лишь на социальное переустройство общества. Гоголь, не отвергая целесообразности социального переустройства, основную цель видел в духовном самосовершенствовании. Поэтому на долгие годы предметом его изучения становятся труды отцов Церкви. Но, не примкнув ни к западникам, ни к славянофилам, Гоголь остановился на полпути, не примкнув целиком и к духовной литературе — Серафиму Саровскому , Игнатию Брянчанинову и др. Впечатление книги на литературных поклонников Гоголя, желающих видеть в нём лишь вождя « натуральной школы », было удручающее. Высшая степень негодования, возбуждённого «Выбранными местами», выразилась в известном письме Белинского из Зальцбрунна [29]. Гоголь мучительно переживал провал своей книги. Лишь А. Смирнова и П. Плетнёв смогли поддержать его в эту минуту, но то были лишь частные эпистолярные мнения. Нападения на неё он объяснял отчасти и своей ошибкой, преувеличением назидательного тона, и тем, что цензура не пропустила в книге нескольких важных писем; но нападения прежних литературных приверженцев он мог объяснить только расчётами политических движений и самолюбий. Общественный смысл этой полемики был ему чужд. В подобном смысле были им тогда написаны «Предисловие ко второму изданию Мёртвых Душ»; «Развязка Ревизора», где свободному художественному созданию он хотел придать характер нравоучительной аллегории , и «Предуведомление», где объявлялось, что четвёртое и пятое издание «Ревизора» будут продаваться в пользу бедных… Неудача книги произвела на Гоголя подавляющее действие. Он должен был сознаться, что ошибка была сделана; даже такие друзья, как С. Аксаков, говорили ему, что ошибка была грубая и жалкая; сам он сознавался Жуковскому: «я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духу заглянуть в неё». В его письмах с 1847 года уже нет прежнего высокомерного тона проповедничества и назидания ; он увидел, что описывать русскую жизнь можно только посреди неё и изучая её. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. В конце 1847 года он переехал в Неаполь , и в начале 1848 года отплыл в Палестину , откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию. Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал. Дом А. Талызина на Никитском бульваре , где последние годы жил и работал Гоголь; здесь был сожжён второй том «Мёртвых душ»; здесь писатель скончался. Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете , он думал, что просто сидит в России на станции. Он продолжал работать над вторым томом «Мёртвых душ» и читал отрывки из него у Аксаковых, но в нём продолжалась та же мучительная борьба между художником и христианином, которая шла в нём с начала сороковых годов. По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье всё более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены А. Хомякова — Екатерины Михайловны , которая была сестрой его друга Н. Языкова ; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице ; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт [30]. Смерть Москва. Дом графа А. Толстого, где умер Н. Фото около 1900 года. Посмертная маска Н. Гоголя С конца января 1852 года в доме графа Александра Толстого гостил ржевский протоиерей Матфей Константиновский , с которым Гоголь познакомился в 1849 году, а до того был знаком по переписке. Между ними происходили сложные, подчас резкие беседы, основным содержанием которых было недостаточное смирение и благочестие Гоголя, например, требование отца Матфея: «Отрекись от Пушкина» [31]. Гоголь предложил ему прочесть беловой вариант второй части «Мёртвых душ» для ознакомления — с тем, чтобы выслушать его мнение, но получил отказ священника. Гоголь настаивал на своём, пока тот не взял тетради с рукописью для прочтения [32]. Протоиерей Матфей стал единственным прижизненным читателем рукописи 2-й части. Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их [33] ранее он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной» [33]. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. Толстому портфель с рукописями для передачи митрополиту Московскому Филарету , но граф отказался от этого поручения, чтобы не усугубить Гоголя в мрачных мыслях. Гоголь перестаёт выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста , Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг. Наутро он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа. Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти. Эвениус , профессор С. Клименков , доктор К. Сокологорский , доктор А. Тарасенков , профессор И. Варвинский , профессор А. Альфонский , профессор А. Овер решается на принудительное лечение Гоголя. Результатом его явилось окончательное истощение и утрата сил; вечером того же дня писатель впал в беспамятство. Николай Васильевич Гоголь скончался утром в четверг 21 февраля 1852 года, не дожив месяца до своего 43-летия [30]. Адреса в Санкт-Петербурге Конец 1828 года — доходный дом Трута — набережная Екатерининского канала, 72; Начало 1829 года — доходный дом Галибина — Гороховая улица, 48; Апрель — июль 1829 года — дом И. Иохима — Большая Мещанская улица , 39; Конец 1829 — май 1831 года — доходный дом Зверкова — набережная Екатерининского канала, 69; Август 1831 — май 1832 года — доходный дом Брунста — Офицерская улица до 1918, сейчас — улица Декабристов , 4; Лето 1833 — 6 июня 1836 года — дворовый флигель дома Лепена — Малая Морская улица, 17, кв. Плетнёва в доме Строганова — Невский проспект, 38; Май-июль 1842 года — квартира П. Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9. Дело об имуществе Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Сведения, сообщённые полиции дворецким графа Толстого Рудаковым, об имении, наследниках и слуге Гоголя, точны, но крайне скудны. Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. Предметы, попавшие в опись, представляли собой совершенные обноски и говорили о полном равнодушии писателя к своему внешнему облику в последние месяцы его жизни. В то же время на руках у С. Шевырёва оставались две с лишним тысячи рублей, переданных Гоголем на благотворительные цели нуждающимся студентам Московского университета. Эти деньги Гоголь не считал своими, и Шевырёв не стал их возвращать наследникам писателя [31]. Единственно ценной вещью в имуществе, оставшемся после Гоголя, были золотые карманные часы, ранее принадлежавшие Жуковскому как память об умершем Пушкине: они были остановлены на 2 ч 45 мин пополудни — времени кончины Пушкина [34]. Протокол, составленный квартальным надзирателем Протопоповым и «добросовестным свидетелем» Страховым, обнаружил ещё один вид имущества Гоголя, опущенный дворецким: книги — и отметил любопытное обстоятельство: слуга Гоголя, подросток Семён Григорьев, как видно из его подписи, был грамотный. Книг у Гоголя, в час смерти, оказалось 150 на русском языке из них 87 в переплётах и 84 на иностранных языках из них 57 в переплётах. Этот вид имущества был столь ничтожен в глазах официальных оценщиков, что каждая книга пошла по копейке за штуку. Профессор московского университета Шевырёв, подписавший опись, не проявил интереса к предсмертной библиотеке Гоголя и не составил списка книг, что держал Гоголь при себе в последние месяцы жизни. Осталось известно только число томов — 234 [35]. Квартальный надзиратель в рапорте приставу Арбатской части переписал текст протокола с существенным добавлением: «Указа об отставке между имеющихся у него бумаг не найдено и по случаю временного его пребывания здесь в Москве письменный вид его в вверенном мне квартале явлен не был, а также и духовного завещания не осталось». Рапорт впервые заговорил о «бумагах» Гоголя, не упоминавшихся в «объяснении» и протоколе, и об отсутствии «завещания». Ранее полиции — не позднее, чем через полтора часа после кончины Гоголя, — побывал в комнатах умершего писателя доктор А. Куда девались деньги Гоголя, рассказал тот же Тарасенков: после 12 февраля Гоголь «рассылал последние карманные деньги бедным и на свечки, так что по смерти у него не осталось ни копейки. У Шевырёва осталось около 2000 р. Эту сумму Гоголь не считал своей и оттого не держал её у себя, вверив распоряжение ею Шевырёву. Действительно, 7 мая 1852 года Шевырёв писал в «Записке о печатании сочинений покойного Н. Гоголя и о сумме денег, им на то оставленной»: «После Н. Гоголя осталось в моих руках от его благотворительной суммы, которую он употреблял на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукою и искусством — 2533 руб. Итого 2,703 р. Очевидно, дворецкий графа Толстого Рудаков и слуга Гоголя Семён Григорьев, заранее, сразу после кончины Гоголя, изъяли их из его комнаты для того, чтобы вернее сохранить для его семьи и для потомства. Позднее Рудаков передал их графу Толстому, а тот уже поставил в известность Шевырёва и Капниста. Я же привезу к Вам все оставшиеся бумаги … если бы что-нибудь замедлило предположенную мною поездку, то завещания я вышлю по почте, но страховым письмом. Завещания эти не имеют формы акта, а могут иметь только семейную силу». Осенью 1852 года Шевырёв посетил Васильевку, исполняя собственное желание повидать семью Гоголя и выполняя поручение Академии Наук — собрать материалы для биографии умершего писателя. Шевырёв привёз в Васильевку бумаги Гоголя и там же получил от наследников Гоголя поручение — хлопотать об издании его сочинений. Об «оставшихся бумагах» — самой драгоценной части Гоголева имущества его мать писала О. Эти пять глав из второго тома «Мёртвых душ», изданные в 1855 году племянником Гоголя Н. Трушковским Москва, Университетская типография , и были в тех «писанных тетрадях», о которых помянул Тарасенков, как о ненайденных. Похороны и могила Могила Н. Гоголя в Свято-Даниловском монастыре, рисунок сделан В. Гоголя на Новодевичьем кладбище. Друзья хотели отпевать покойного в церкви преподобного Симеона Столпника , которую он любил и посещал [39].
Знакомство в 1831 году с Александром Сергеевичем Пушкиным имело для Гоголя судьбоносное значение. Считается, что именно он подсказал писателю сюжет для «Ревизора». Тогда Пушкин рассказал молодому писателю анекдот о проезжем господине, выдававшем себя за чиновника и обобравшем всех городских жителей. Гоголю настолько понравилась эта комичная история, что он захотел сделать из нее произведение. Прозаику понадобилось всего два месяца, чтобы написать «Ревизора». Поговаривают, что литераторы хохотали до слез. Но, когда вышла пьеса, критики ничего смешного в ней не разглядели. Из-за негативных отзывов писатель впал в затяжную депрессию, а после уехал за границу. Гоголь настолько реалистично описывал в своих произведениях всякую нечисть, что многие поговаривали о его причастности к загробному миру, с которым он якобы имел связь при жизни. Но у психиатра Владимира Чижа другое мнение. В беседе с Life он рассказал, что у писателя были галлюцинации как слуховые, так и зрительные. Смерть Гоголя и по сей день продолжает считаться одним из самых загадочных событий в истории литературы. В 1839 году классик схватил сильнейшую болотную лихорадку малярию , тогда ему чудом удалось избежать смерти.