Новости блокада ленинграда эвакуация

Ленинград был окружен еще одним – внешним – кольцом блокады, отвлекая на себя огромное количество немецких войск. Эвакуация жителей из блокадного Ленинграда должна была проходить в несколько этапов. В целом во время эвакуации умерло 120–160 тысяч ленинградцев (только на территории Вологодской и Ярославской областей, по данным историка Александра Ваксера, умерло 20 тысяч эвакуированных из Ленинграда). Статья неточно озаглавлена «О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда». Свыше пяти тысяч оцифрованных архивных дел с информацией о судьбах более чем 684 тысяч эвакуированных жителей блокадного Ленинграда переданы Архивному комитету Санкт-Петербурга.

«Выживу ли я в этом аду?»: как начиналась блокада Ленинграда

Блокада длилась 872 дня, до 27 января 1944 года. По разным оценкам, за это время погибли от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Мужество и стойкость ленинградцев стали символом непобедимости советского народа. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны города посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского и Серафимовского кладбищ. Вокруг города, вдоль бывшей линии фронта, растянулся «Зеленый пояс Славы». В 2020 году Главархив Москвы реализовал несколько важных проектов. В преддверии 9 Мая совместно с центрами госуслуг «Мои документы» был открыт виртуальный музей «Москва — с заботой об истории».

Это первый онлайн-музей, который практически полностью собран из документов и предметов, переданных горожанами. Ко дню воинской славы России в музее начали публиковать имена москвичей, которые совершили трудовой подвиг в тылу во время битвы за Москву.

До июня 1944 года действовала Малая Дорога жизни по льду Финского залива, связывавшая Ораниенбаумский плацдарм через Кронштадт с Лисьим Носом на северном берегу. В ходе операции по снятию блокады по ней перебрасывали войска. После прорыва блокады главным путем снабжения города стала железная дорога: первый поезд с "большой земли" пришел в осажденный Ленинград 7 февраля 1943 года.

Блокадные маршруты С учетом всех ограничений жители могли относительно свободно передвигаться в городской черте днем, ночью действовал комендантский час. Каждый планировал свои маршруты — на работу, учебу, в театр или кино, за хлебом, водой, кипятком, к родственникам и знакомым, учитывая потребности и рассчитывая собственные силы. А усилий для того, чтобы преодолеть даже небольшое расстояние, требовалось немало. Транспорт не ходил с начала зимы 1941 года и до 15 апреля 1942-го, когда был пущен первый трамвай. Потому человек должен был рассчитывать только на свои силы.

В основном передвигались пешком. На них перевозили вещи, с ними ходили за водой, потому что таскать тяжелые ведра для обессиленных людей было невыносимо. Ослабленных людей на санках везли в больницы, умерших — на кладбища", — сказал Мастридеев. При этом, по словам Никиты Ломагина, в городе были и места, куда не пускали в принципе, — например, Смольный в тот период в Смольном работало партийное и советское руководство, располагался и штаб Военного совета Ленинградского фронта. Нельзя было пройти без пропуска через линии заграждения, попасть на режимные объекты.

Пересечение мостов тоже строго отслеживалось. На них стояли посты, которые не просто проверяли документы, но и интересовались, куда идет человек и с какой целью. Кто остался в Ленинграде Состав и численность населения Ленинграда тщательно контролировались властями. Для обеспечения внутренней безопасности следили, чтобы в город не смог попасть никто "лишний". Еще до начала блокады всех, кто пытался приехать в Ленинград, перенаправили дальше в эвакуацию, минуя город.

К тому же приняли меры для выселения неблагонадежных людей — их списки были составлены в конце августа 1941 года, рассказал Ломагин. Сберечь до последней крошки. Как хлеб стал на долгие годы ленинградской святыней Население города за период блокады сократилось в пять раз: с 3,2 млн человек до 650 тыс. Тогда были эвакуированы все, кто не мог участвовать в решении задач по обороне города. Задача была оставить в Ленинграде "лишь то количество населения, которое нужно непосредственно, во-первых, на удовлетворение насущных нужд фронта и флота и, во-вторых, на удовлетворение насущных нужд остающегося населения, и чтобы это население было достаточно мобильно, чтобы в любой момент могло сменить свою профессию на винтовку, оборониться от штурма, потом опять взяться за работу, чтобы оно было мобильное, самодеятельное, а не беспомощное; могущее держать в руках себя и помогать другим в деле организации обороны".

В середине 1942 года, когда в Ленинграде числилось 1,1 млн жителей, было принято волевое решение вывезти из города 300 тыс. Адрес — не дом и не улица Моментального и массового возвращения эвакуированных жителей в Ленинград после снятия блокады не произошло. Во-первых, еще продолжалась война, во-вторых, к вопросу заселения города тоже подходили крайне строго. Поэтому возвращение далеко не всех ленинградцев состоялось. Оно было растянуто по времени, и в первую очередь завозили рабочую силу — "молодые руки", те, которые будут восстанавливать город", — сказал Никита Ломагин.

Вышедшее 12 февраля 1943 года постановление исполкома Ленгорсовета "О въезде и выезде из Ленинграда" требовало согласовывать с властями каждый случай реэвакуации.

Борисова Грива , затем на автомашинах через Ладожское озеро до эвакопунктов на восточном берегу Лаврово, Кобона, Жихарево , а затем вглубь страны железнодорожным транспортом. Темпы эвакуации непрерывно возрастали. Детские сады и ясли. С сентября 1941 года, когда замкнулось кольцо блокады немецких войск, начали работу детские дома и детсады. Почти все они были круглосуточными. Тысячи малышей спаслись благодаря детским садам, там хоть как-то кормили, а главное — отвлекали. В Педагогическом музее собран уникальный архив — свидетельства подвига ленинградских воспитателей, которые самоотверженно выполняли свою работу. Учитывая каждую деталь, чтобы защитить детскую психику. Ленинградские детские сады становились для детей вторым домом, где они жили месяцами, лишь изредка видя родителей.

Служащие детского сада находились на казарменном положении, поэтому, если начинался обстрел или бомбежка, они все участвовали в спуске детей в коридор цокольного этажа, укрывали матрасами, успокаивали малышей, а после отбоя тревоги поднимали всех наверх в групповую комнату. Детские сады работали без перерыва в течение всей блокады. Точное число содержавшихся в них детей оценить трудно, цифры разнятся от 60 до 180 тысяч. Школы Нацистская концепция "образования для славян": "Дети должнызнать некоторые буквы, не обязательно все, уметь считать до 10, больше не требуется. При необходимости подписи - довольствоваться любым знаком. Среднее и высшее образование для славян запрещено. Таким нацисты хотели видеть будущие поколения славян. Именно поэтому, несмотря на бомбежки и обстрелы, Ленинградский городской совет депутатов принял решение не приостанавливать работу школ. Три четверти от числа учащихся довоенного периода сели за парты: часть детей была в эвакуации, часть трудилась на фабриках и заводах. Исследователи говорят о феномене блокадной педагогики, который еще предстоит осмыслить.

На общегородском собрании учителей в начале войны поставили стратегическую задачу — сохранить образование. И дети учились на отлично. Трудно себе представить, как ребенок старательно выводит свои первые буквы, когда за окном взрываются снаряды.

Это была пора поистине великой тесноты. Во многих корпусах не было туалетов, водопровода. Причина в том, что город потерял много жителей. Третьим важнейшим вопросом, который требовал немедленного решения, было восстановление исторического образа города и инфраструктуры, подчеркивают историки. А с 1 мая 1945 года стали светлыми квартиры — была повышена норма электроэнергии, с 5 до 15 гВт-ч в сутки». К восстановлению города привлекались все трудоспособные жители. Эта помощь от непрофессионалов была довольно существенной: например, за 1944 год в Московском районе Ленинграда обычные жители выполнили до трети всех работ», — рассказывает историк. Восстанавливать Ленинград помогали и немецкие военнопленные — ими были построены почти 33 тысячи квадратных метров жилья, 14 школ, 8 больниц, 3 дома отдыха, 4 музея, 1 стадион. Большой лагерь был в самом центре Ленинграда — в помещениях бывшего Конюшенного двора на Конюшенной площади. Также важнейшей проблемой Ленинграда до и после снятия блокады оставались крысы. Поскольку кошек и собак съели за период блокады, то эти грызуны массово размножились, подчеркивает Дмитрий Асташкин. В городе не работала канализация, оставались неубранными останки, большое количество вырытых в земле укреплений оказались заброшены после перемещения фронта. Есть городская легенда, не подтвержденная источниками, о том, что на борьбу с грызунами в Ленинград привозили вагоны кошек из соседних регионов. Каждый год журналисты и блогеры додумывают к ней умилительные детали», — отмечает исследователь. По факту же с крысиным нашествием и его последствиями боролись именно люди, говорит Асташкин.

В Москве показали фильм об эвакуации из блокадного Ленинграда

Праздник на вокзалах Москвы Накануне Нового года столичные вокзалы и станции преобразились, украшенные атрибутикой и символами предстоящего праздника. На вокзальных площадях, в залах ожидания, в вестибюлях станций Московского центрального кольца МЦК и Московских центральных диаметров МЦД расцвели игрушками и шарами пушистые ели, припарковались запряжённые оленями сани и стилизованные новогодние паровозики, стеклянные фас...

Картина рассказывает о трагедии людей, которых эвакуировали из города на барже. Она попала в шторм, а потом еще и под удары гитлеровских бомбардировщиков. Два дня из жизни блокадного Ленинграда пережить за полтора часа, в кино. Вместе с сотнями других людей они оказываются на барже, которая должна стать спасением. Но судно попадает в шторм, а на сигналы о помощи первыми прилетают вражеские самолеты.

Роскошь после блокадных 125 граммов.

Она длилась 872 дня и унесла, по разным данным, от 500 тысяч до 1,5 миллиона жизней. Накануне Владимир Путин возложил цветы к братской могиле, в которой похоронен его брат.

Перед медико-санитарной частью, отвечавшей за эвакуацию, стояли следующие задачи: оказание медицинской помощи гражданам, заболевшим в пути следования, на эвакопунктах, развернутых в Борисовой Гриве, Кобоне и Лаврове оказание медицинской помощи раненым в результате налетов вражеской авиации на пирсы Морье и Кобона транспортировка заболевших в стационары эвакопунктов, развернутых в Жихареве проведение комплекса противоэпидемических мероприятий на пути эвакуации, в местах дислокации эвакопунктов контроль за организацией питания эвакуируемых сопровождение эшелонов с вывозимым в тыл страны населением Для выполнения этих задач медико-санитарная часть Ладожской трассы располагала собственной системой больниц, медицинских пунктов и изоляторов. Этапы эвакуации Организация медицинского обеспечения эвакуации населения строилась с учетом принципа этапности. Начальными этапами были эвакопункты Финляндского и Московского вокзалов, выполнявшие функции своеобразных фильтров по выявлению граждан, которым эвакуация по состоянию здоровья была временно противопоказана. Здесь же выявлялись и инфекционные больные. Эвакуируемые у Московского вокзала.

Из коллекции Военно-медицинского музея Эвакуируемые у Московского вокзала. Из коллекции Военно-медицинского музея Очередным и наиболее ответственным этапом эвакуации населения был путь через Ладожское озеро. Здесь, сначала в Ваганове, а с февраля 1942 года на станции Борисова Грива, люди пересаживались в автомобили и в сопровождении среднего и младшего медицинского персонала следовали на восточный берег озера. Въезд на ледовую трассу у д. Из коллекции Военно-медицинского музея Въезд на ледовую трассу у д. Согласно специальной инструкции, начальник этапа эвакуации, организовавший посадку и погрузку раненых и больных в автомобили, был обязан проверить состояние обуви и одежды эвакуируемых, их обеспеченность теплыми портянками и рукавицами; организовать утепление поврежденных частей тела и дополнительное укутывание раненых, снабдить всех пассажиров химическими грелками; проинструктировать и проверить готовность медицинского персонала, сопровождавшего раненых и больных в пути. Название «полуторка» пошло от грузоподъемности автомобиля, она составляла 1,5 тонны.

Из-за своей распространенности и относительно малой массы они отлично подходили для совершения рейсов по «Дороге жизни». Однако ситуации с уходом автомобилей под лед не были редкостью, особенно в весенний период.

Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады

В течение 2020-2021гг продолжалась масштабная работа с региональными архивными учреждениями по поиску и сбору информации об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда, которых в годы войны судьба разбросала по всему Советскому Союзу. В Петербурге открыли выставку о детях, которых эвакуировали из Ленинграда в годы блокады. Читайте, как работники ЖКХ помогли блокадному Ленинграду выжить, а также как была организована уборка дворов и защита домов от снарядов. Об этом должен знать каждый! Эти исторические события нельзя перечеркнуть и забыть! Все события начиная с древней Руси должны передаваться из поколения в пок.

Твои дети, Ленинград

Этот период характеризовался двумя особенностями: Нежеланием жителей уезжать из города; Много детей из Ленинграда было эвакуировано в районы Ленинградской области. Впоследствии это привело к тому, что 175 000 детей было возвращено обратно в Ленинград. Вторая волна эвакуации Во второй период эвакуация проводилась тремя способами: эвакуация через Ладожское озеро водным транспортом до Новой Ладоги, а затем до ст. Волхов автотранспортом; эвакуация авиацией; эвакуация по ледовой дороге через Ладожское озеро. В общей сложности за время второго периода эвакуации — с сентября 1941 по апрель 1942 года — из города, в основном по «Дороге жизни» через Ладожское озеро, были вывезены около 659 тысяч человек. Третья волна эвакуации С мая по октябрь 1942 г. Всего же за период блокады из города были эвакуированы 1,5 млн человек. К октябрю 1942 г. Последствия блокады для эвакуантов Часть истощённых людей, вывезенных из города, так и не удалось спасти.

Несколько тысяч человек умерли от последствий голода уже после того, как их переправили на «Большую землю».

Считая общую численность оставшихся в Ленинграде детей 400 тыс. Дети блокады вынуждены были заменить возле заводских станков взрослых, которые погибли, умерли или ушли на фронт. Специально для детей, работавших на заводах, были придуманы и изготовлены специальные подставки из дерева, чтобы они могли, как взрослые, работать над изготовлением деталей для пулеметов, артиллерийских снарядов и автоматов. Юнги Валаамской школы боцманов Остров Валаам с началом войны оказался на переднем рубеже. С помощью старых транспортников и спаренных "максимов" юнги творили чудеса. Два месяца защитники Валаама удерживали остров, и, только получив приказ об эвакуации, они оставили Валаам.

После чего отправились на помощь защитникам Ленинграда. Одно из последних упоминаний о валаамской школе содержится в приказе командующего Ленинградским фронтом о передислокации 4-й бригады моряков и гарнизона о. Во исполнение решения от 12 сентября 1941 года о снятии частей с островов Ладожского озера — Валаам и проч. Жуков приказывал в двухдневный срок: «Гарнизон Валаама школа юнг и боцманов обратить на усиление Шлиссельбургского укрепленного сектора». Юнги сражались и на знаменитом Невском "пятачке", на Ладоге и Волхве. Большинство личного состава погибло при первой попытке прорыва ленинградской блокады. Семерым выпускникам присвоено звание Героя Советского Союза.

По заслугам. Награды детей блокады. Около 2000 детей награждены медалью "Партизану Великой Отечественной войны". Нюрнбергский процесс: "дело Ленинграда" 2 февраля 1946 года ленинградская блокада была представлена в общем контексте политики нацистской Германии по разрушению крупных советских городов. Ленинград шел вместе с Москвой, и здесь приводился хорошо известный историкам и тем, кто изучал историю блокады Ленинграда, приказ от 22 сентября 1941 года о будущем Петербурга. Фюрер отдал приказ стереть город с лица земли. Массовые убийства детей в городе также предъявлены обвинением.

Советская делегация настаивала на признании вермахта преступной организацией, но американский и английский представители не допустили этого решения, которое противоречило их интересам. Летчики люфтваффе, бомбившие Лычково, командиры артиллерийских расчетов, наводившие стволы на Эрмитаж, солдаты вермахта, убившие большинство юнг Валаама, остались безнаказанными.

Однако и командованию Ленинградским фронтом прорвать блокаду не удалось. Голод До войны Ленинград в основном снабжался поставками продовольствия из других регионов страны. Уже в начале сентября 1941 года были понижены нормы выдачи хлеба рабочим и инженерам, служащим, иждивенцам по 600, 400 и 300 граммов соответственно. В середине сентября эту норму вновь уменьшили.

Самую низкую норму выдачи хлеба по карточкам ввели 20 ноября 1941 года, когда рабочие стали получать всего 250, а служащие, иждивенцы и дети — 125 граммов хлеба в день. Берггольц Голод стал соратником врага. Люди умирали на работе, в своих квартирах, падали на улицах от изнеможения и больше не поднимались. За годы блокады, по послевоенным подсчётам, в Ленинграде погибло от 800 тысысяч до более миллиона человек прежде всего от голода. Вина за гибель ленинградцев целиком и полностью лежит на гитлеровском командовании и руководстве Финляндии, чья армия блокировала город со стороны Карельского перешейка. Осталась одна Таня».

Таня Савичева, ленинградская школьница. Но Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях трудились ленинградцы мужчины, женщины, подростки , которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду. Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок». Мы стояли насмерть у тёмной Невы.

Мы погибли, чтоб жили вы». Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке» Попытки прорыва блокады предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов. В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом.

К январю 1944 года, кроме обычных рогаток, проволочных заграждений, заборов и спиралей, перед окопами немцев появились двухъярусные препятствия из положенных поверх рогаток спиралей Бруно. Во многих случаях ширина препятствий перед немецкими окопами доходила до 400 метров. Нормальной считалась полоса заграждений в 70—100 метров. В ее составе было свыше 4100 орудий и минометов.

Силы немецкой армии также были значительны. В первой линии перед южным сектором Ленфронта гитлеровцы сосредоточили 12 пехотных и одну танковую дивизию, имелась возможность направить туда еще до шести пехотных дивизий. Для подкрепления под Ленинград был переброшен из Югославии 3-й танково-гренадерский корпус СС и до 50 тысяч человек пополнения. Подготовка к наступлению советских войск Советскому наступлению предшествовала длительная подготовка: армия должна была пройти обучение перед тем, как начать масштабную операцию, целью которой была не только деблокада Ленинграда, но и освобождение оккупированных районов Ленинградской области, в том числе Новгорода и Пскова, и выход в Прибалтику. В подготовительный период в 1943 году на Ленинградском и Волховском фронтах были созданы специальные учебные городки с полосами заграждения по типу немецких, где солдаты тренировались прорывать и преодолевать эти преграды, штурмовать дзоты, учились маневрировать, совершать длительные марши с полной выкладкой, идти сквозь леса и болота, прокладывать гати, взрывать завалы, прорубать просеки. Непосредственно перед наступлением саперы Второй ударной армии разрушили более 500 погонных метров проволочных заграждений, 100 метров завалов и 200 метров дерево-земляных валов. Это оказалось полной неожиданностью для противника.

В ночь накануне наступления девять саперных рот перед фронтом трех стрелковых дивизий первого эшелона проделали 109 проходов в минных полях и заложили усиленные заряды под проволочными заграждениями противника", — рассказывал командующий Второй ударной армией генерал-лейтенант Иван Федюнинский. Ход операции "Январский гром" Красная армия действовала по плану. К 17 января 1944 года прорвала оборону противника. Танки Т-34 вышли к Ропше. Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом. Фашисты стали отступать. Они захватили более двухсот орудий, среди которых 85 тяжелых мортир и гаубиц.

В результате этого полностью был прекращен постоянный обстрел Ленинграда. Ожесточенные бои шли за населенные пункты Ленинградской области. Освобождение последнего означало развал сплошного фронта немецкой обороны. Снятие блокады Ленинграда Несмотря на то что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени, проведенный не в Москве. Стоим, смотрим, молчим, и грудь моя стеснена — кажется, впервые за всю войну мне хочется плакать.

Когда салют кончился, мы прокричали "Ура! К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тысяч жителей из почти трех миллионов, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тысячи до одного миллиона ленинградцев. Были ранены почти 34 тысячи человек, без крова остались 716 тысяч жителей. Всего в 1941—1942 годах по Дороге жизни и по воздуху были эвакуированы 1,7 миллиона человек. Значение обороны и освобождения Ленинграда Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Историческое значение обороны Ленинграда огромно.

Советские войска, остановив фашистов под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. В победах под Москвой, Сталинградом и Курском весомая доля — защитников Ленинграда. Подвиги жителей блокадного Ленинграда Рассказываем о некоторых подвигах жителей блокадного Ленинграда. Героизм альпинистов. У фашистов ориентирами для бомбежек служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов Северной столицы. Все эти конструкции необходимо было замаскировать — обить деревянными досками или закрасить. На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов, которые работали ночью на высоте более 122 м.

При этом, когда они замаскировывали серой краской шпиль Петропавловского собора, были сильные морозы — около минус 40. Организация премьеры симфонии в блокадном Ленинграде для поддержки людей.

Блокадница об эвакуации из Ленинграда: несколько машин с детьми утонули

Эвакуация продолжалась, даже когда вокруг города на Неве сомкнулось кольцо блокады. На этом основании отметим, что «герценовцы» продолжили работу в условиях блокады и эвакуации[21]. Эвакуация из Ленинграда началась в июле, однако она имела не такие значительные масштабы, как того требовала ситуация. Блокада Ленинграда — один из самых известных и трагических периодов Великой Отечественной войны.

Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев

Закончилась страшная страница истории, продолжавшаяся 872 дня — на протяжении всего этого времени в Ленинграде от голода, холода и болезней гибли люди — число потерь от блокады и по разным источникам составляет от 600 тысяч до 2 миллионов человек. Истории бывших блокадников, а также описания "блокадных квартир" — дома стояли с выбитыми окнами, паркета на полу не было его весь сожгли в печах , а комнаты до самого потолка были чёрными от копоти — электричества в городе толком не было, и люди освещали квартиры самодельными "коптилками", сделанными из консервных банок, оставляют гнетущее ощущение о нечеловечески условия, в которых жили ленинградцы по вине немецких захватчиков. Максим Мирович в своем блоге признается , что, изучая материалы о блокаде, он всегда думал — а нельзя ли было хоть как-то уменьшить количество жертв, сделать что-то иначе, как-то помочь людям? И чем больше он узнавал, тем больше неудобных вопросов у него появлялось. Официальная советская версия о блокаде города Ленинграда рассказывает примерно следующее — город был взят в полное кольцо окружения с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. На момент сентября 1941 года в окружённом городе оставалось 2 миллиона 887 тысяч жителей. Далее официальная советская историография утверждает, что в ходе эвакуации 1941-43 годов из города было вывезено до 1 миллиона человек — тогда непонятно, откуда берётся цифра в 2 миллиона погибших в ходе блокады, которую называют некоторые исследователи. Для минимального снабжения города припасами существовала единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, под названием "дорога жизни". В летнее время снабжение проходило по воде, зимой — автомобильным и гужевым способом. По "дороге жизни" в город доставлялось минимальное количество продовольствия, которого всё равно не хватало на всех жителей города — "блокадный" карточный паёк составлял всего 125 грамм хлеба в день.

Военные предприятия в блокадном Ленинграде продолжили свою работу — что интересно, сотни танков, бронемашин, десятки бронепоездов и миллионы снарядов, которые были выпущены в городе во время блокады — спокойно покинули пределы города. Собственно, вот это в кратком пересказе и есть вся история блокады Ленинграда, о которой рассказывалось в советских книжках. Первый и главный вопрос, который возникает после изучения фактов,— а почему, собственно, не эвакуировали тех, кто не был занят на военных производствах?

Только на Уралмаш эвакуировали больше 18 тысяч человек. Это работники Ленинградского, Кировского и Ижорского заводов. Жилья для них катастрофически не хватало, ленинградцев селили на чердаках, в мансардах. Уплотнялись сами уралмашевцы. В комнату к одному из них и подселили отца Валерия Акутина. Жили, вспоминает, тесно, зато дружно.

Валерий Акутин, бывший начальник конструкторского бюро по литейной оснастке Уралмашзавода: «Потом дали большую комнату. Двухэтажные были бараки — бывшая больница. Там расселили и сделали бараки, специально, одни только ленинградцы там жили, потому что их надо было как-то устроить. Мы жили на кухне, громадная плита на бывшей кухне — я на ней спал. У них была койка, тумбочка и две табуретки». Без поблажек, не жалея себя — ленинградцы трудились на заводе, как все, по 12 часов в сутки, а то и больше. Общие сложности — общие победы, вспоминает Владимир Герцберг. Он тогда, в свои 15, стоял у токарного станка. Ленинградцы, по его словам, выделялись среди уральских рабочих разве что манерами — как-никак из культурной столицы.

Однако, до недавнего времени судьбы еще сотен тысяч блокадников оставались неизвестны, а имена многих — потеряны. Проект «Книга Памяти блокадного Ленинграда», запущенный в преддверии 75-летия Победы «Фондом поддержки национальных проектов», поддержанный поручением Президента Пр-433 от 04. На сегодняшний день сверка показала, что из собранных за два года в регионах более 472 тысяч записей из архивных документов, 445 тысяч записей — это новая информация, которой ранее не было ни в одном открытом источнике. Поиск и уточнение новых данных в регионах, принимавших эвакуированных ленинградцев, продолжаются и в 2022 году. Но уже сегодня у многих семей блокадников появилась новая возможность уточнить судьбу своих родственников, которые считались пропавшими без вести, узнать, был ли человек эвакуирован и куда именно, пережил ли эвакуацию и в каком регионе следует искать дополнительные сведения о его судьбе.

Катастрофа, военная драма и история любви — три года съемок, больше 3 тысяч человек на площадке, тонны декораций, опасные трюки почти все актеры выполняли без дублеров. В сцене шторма, например, которая длится больше 10 минут, всего один кадр снят с участием каскадеров. В Москве картину пока показали только кинокритикам и журналистам. Уже в пятницу — премьера в Петербурге. На нее пригласили, конечно, и тех, кто не понаслышке знает о блокаде Ленинграда.

Несколько неудобных вопросов о ленинградской блокаде

В России собирают информацию об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда. Музей обороны и блокады Ленинграда стал одним из участником просветительского проекта «Достижения РФ», свой голос за него уже отдали больше 21 тысячи человек. В целом эвакуировано из Ленинграда было до 1 миллиона человек, из них те, которые прошли через Ярославский край – до 600 тысяч, и 300 тысяч остались у нас. они стали Дорогой жизни, спасительным путем.

Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников

"8 октября в связи с обстоятельствами военного времени (8 сентября началась блокада Ленинграда) была проведена операция по эвакуации из Ленинграда в Новосибирск осужденных и подследственных заключенных из Ленинградских тюрем. В мемуарах переживших блокаду Ленинграда неоднократно приходилось встречать что-то вроде "предложили эвакуировать ребенка, родители отказались". Жители блокадного Ленинграда перед эвакуацией из города.

Тысячи спасенных. 29 июня 1941-го начался I этап эвакуации из Ленинграда

Мга, 8 сентября 1941 года заняли Шлиссельбург Петрокрепость и отрезали Ленинград от остальной страны с суши. Согласно «Военной энциклопедии», в подготовленных в ставке Гитлера тезисах доклада «О блокаде Ленинграда» от 21 сентября отмечалось: «…б сначала мы блокируем Ленинград герметически и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией… г остатки «гарнизона крепости» останутся там на зиму. Весной мы проникаем в город… вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сравняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии». Для осуществления этого плана противник не жалел ни сил, ни вооружения: по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено более 107 зажигательных и фугасных бомб.

Жители города оказались в тяжелейших условиях. Запасы продовольствия были катастрофически ограничены, на 12 сентября 1941 года они составляли: хлеба, крупы и мяса — на 30—35 суток, жиров — на 45 суток, сахара и кондитерских изделий — на 60 суток. Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить только до ноября, жидкого топлива — до конца сентября.

В результате введенные по карточной системе нормы продовольствия стаи снижаться, отмечается в «ВЭ». Дети блокады 1942 год. Автор: Борис Уткин.

Место съемки: г.

Она спасла не только сотни тысяч жизней, но и была примером единения и сплоченности всего многонационального народа СССР. Выполняя задачу, поставленную Президентом Российской Федерации В. Путиным о создании полного, доступного всем гражданам комплекса архивных документов, кино- и фотоматериалов по Второй мировой войне, архивистами Санкт-Петербурга совместно со специалистами учреждений культуры, науки, образования, транспорта, здравоохранения, Министерства обороны РФ, органов безопасности РФ реализуется межрегиональный мемориальный проект «Сплоченные войной. Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой». Задача проекта — восстановить имена тех, кто в 1941 — 1943 гг.

На долю Ленинграда выпала самая длительная и массовая эвакуация. К апрелю 1943 г.

Поэтому пришлось принимать срочные меры и около 170 тыс. Эвакуация взрослого населения развернулась позднее. В районах Ленинграда в конце июня стали создаваться эвакотройки, которые в середине августа были реорганизованы в эвакокомиссии. В начале июля центральные органы власти приняли ряд нормативных документов «О порядке эвакуации населения в военное время», «Положение об эвакопункте» постановление Совнаркома СССР от 5 июля 1941 г. Осуществить эти масштабные планы не удалось: 27 августа железнодорожное сообщение Ленинграда со страной было прервано. Всего, по данным Городской эвакуационной комиссии, до начала сухопутной блокады из города выехали 488703 ленинградца и 147500 жителей Прибалтики и Ленинградской области.

Осенью и зимой 1941 г. География расселения эвакуируемых была обширна: детские учреждения размещались как в близлежащей Ярославской области, так и в далекой Новосибирской; учебные заведения в 1942 г. Герцена , Ташкенте ЛПИ им. Калинина и т. Выехать должны были не менее 500 тыс.

В первую очередь были эвакуированы сотрудники предприятий, которые демонтировали и вывозили в тыл. Вместе с рабочими уезжали и члены их семей.

Также эвакуировали детей, однако их в основном вывозили в Ленинградскую область, которая вскоре была захвачена наступавшими частями вермахта, и детей пришлось возвращать обратно в город. Общее количество эвакуированных до начала блокады составило 488 тысяч человек. Ещё 175 тысяч эвакуированных пришлось вернуть в город из-за наступления немцев в области. Летом 1941 года многие ленинградцы не желали покидать город. Ехать им было некуда и не на что, в сберкассах разрешалось снимать со счёта не более 200 рублей, а на эти деньги нельзя было организовать эвакуацию для всей семьи. Многие не были готовы к трудностям, которые ожидают беженцев: отсутствие жилья, плохое питание и так далее. Конечно, если бы горожане знали, что произойдёт через несколько недель, они бы приложили все усилия, чтобы выехать из города.

Но тогда многие верили, что немцы не дойдут до Ленинграда. С этого момента многие ленинградцы приняли запоздалое решение покинуть город. Толпы людей устремились к порту Осиновец, который специально был построен на берегу Ладожского озера для приёма грузов в условиях блокады. Они рассчитывали эвакуироваться на баржах, на которых привозили продовольствие и другие грузы. Многие из них были беженцами, приехавшими в Ленинград из западных регионов, и не имели в городе ни родственников, ни друзей. Под предлогом того, что их появление мешает работе персонала, всем частным лицам было строжайше запрещено появление в районе гавани. Эвакуироваться теперь можно было, только добившись специального разрешения.

За два месяца навигации по озеру, до наступления холодов, было эвакуировано всего 33,5 тысячи человек. Примерно столько же было вывезено по воздуху. В отличие от ленинградцев, их положение уже было отчаянным, они не имели жилья, работы, друзей и родственников. Коммуникации между осаждённым городом и остальной частью СССР могли осуществляться через Ладожское озеро. Казалось бы, в этих условиях проблема голода не должна была возникнуть даже с учётом того, что немцы периодически устраивали авианалёты на баржи. Но всё оказалось не так просто. Пригодных для плавания по весьма специфическому Ладожскому озеру там очень часто случаются штормы судов не оказалось в достаточном количестве, а речные баржи для него не годились.

Достаточно большой флот Северо-западного речного пароходства растаял в первые месяцы войны. Большую часть судов передали военным для их нужд. По воспоминаниям уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда Дмитрия Павлова, в его распоряжении было только "несколько десятков озёрных барж, брошенных в мирное время на слом как непригодные к плаванию по нормам регистра". Была ещё Ладожская военная флотилия, но она действовала в первую очередь по своему военному профилю, участвуя в высадке морских десантов. Военные корабли могли оказать только вспомогательную поддержку озёрным баржам в перевозке грузов. Но даже имевшиеся в наличии средства доставки поначалу использовались недостаточно эффективно. Первые баржи с пшеницей прибыли в Осиновец уже через четыре дня после начала блокады.

Содержимое трюмов разгружали прямо на берег. Но через три дня последовала крупная неудача, сбившая ритм. В условиях острой нехватки средств доставки необходимо было достичь максимальной скорости разгрузки судов, чтобы они как можно быстрее вышли в обратный рейс. В том числе и для того, чтобы корабли не оставались на рейде в случае налёта немецкой авиации. Но 15 сентября прибыло пять судов, которые нарушили весь график. Зерно в них лежало не в мешках, что значительно ускоряло разгрузку, а было засыпано в трюмы.

Вы точно человек?

Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Всего за время блокады на Ленинград было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено больше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. До блокады Ленинграда через городской эвакопункт было эвакуировано транспортными средствами в глубь страны 147 500 человек. Реквием памяти эвакуированных ленинградцев, захороненных в Вологодской области в годы Великой Отечественной войны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий