Зачем раскольники вычеркнули Александра Невского из святых? Князь Александр Невский были причислен Русской православной церковью к лику святых в 1547 году. 12 сентября 1724 году состоялось перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую столицу Российской империи.
Невского причислили к лику святых за защиту православной веры — иерей Максим Васильев
Рака Александра Невского – одна из самых известных и наиболее почитаемых в православии наряду с мощами святого Сергия Радонежского. Зачем раскольники вычеркнули Александра Невского из святых? "Имя святого благоверного князя Александра Невского и сегодня живет в тех ратных делах, которые наша страна совершает. Почитание святого благоверного князя Александра Невского началось сразу по его кончине. И ларец с мощами святого Александра Невского бережно переносится из Свято-Троицкого собора в старейшую Александро-Невскую Благовещенскую церковь, куда и были принесены останки князя по велению императора Петра I. В сегодняшнем видео на библейском портале Экзегет вместе со священником Валерием Духаниным вспоминаем святого благоверного князя Александра Невского.
Православные петербуржцы празднуют День перенесения мощей Александра Невского
В 1242 году войско Александра Невского выбило захватчиков из псковских и новгородских земель. Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 13 мая 1221 г. в городе Переяславле-Залесском. Он уже был не угодник Божий, не святой, как Александр Невский, а политик, и поэтому, оставаясь верующим православным человеком, он в первую очередь все-таки думал о земных способах достижения своих целей. Еще один образ — икону «Святой благоверный князь Александр Невский» с клеймами и с молитвой святому — написал иконописец Алексей Анатольевич Новиков специально для Музея Мирового океана.
6 декабря — день памяти святого благоверного князя Александра Невского
Но чудо происходит не само по себе, а из творящей его святыни. А такой в монастыре не было. Зато была могила Александра Ярославича, прямого предка Дмитрия Ивановича. В 1380 году монахи Рождественского монастыря объявляют о том, что обрели нетленные мощи Александра. Произошло это прямо в момент Куликовской битвы. На следующий год митрополит Московский Киприан официально зарегистрировал факт обретения мощей, совершив над ними службу. Тогда же была написана первая икона Александра Ярославича, изображающая его в образе схимника, в монашеском одеянии. С той поры от мощей новоявленного святого будто бы стали происходить чудеса. Хотя ещё почти два столетия Александр Ярославич оставался местночтимым святым и его культ не распространялся за пределы стен Рождественского монастыря, создание мифа о святом предке московских князей позволило обители сохранить своё главенствующее положение в течение двух столетий.
К началу царствования Ивана Грозного монастырь стал крупнейшим землевладельцем Московской Руси. Благодарные потомки Одна из важнейших причин, благодаря которой культ Александра Ярославича распространился из Владимира на всю Русь, это превращение его потомков во всероссийских самодержцев. Младший сын Александра, Даниил, становится основателем династии московских князей. Князь Даниил Александрович Московский. Pinterest Для обоснования своих притязаний на господство над всеми землями Северо-Восточной, а затем и Киевской Руси московским государям уже было недостаточно традиционной преемственности их власти от отцов и дедов. Московские князья пытаются внушить подданным, что их власть имеет божественное происхождение. В том числе потому, что главным врагом Московской Руси после Куликовской битвы стали татары, с которыми Александр никогда не воевал, а, наоборот, преданно им служил. Новгородский след Новая интерпретация мифа об Александре возникла в первой половине 15-го века, когда Москва начала борьбу против новгородской феодальной республики.
В развернувшейся идеологической войне новгородские летописцы припомнили, что основатель династии московских государей был новгородским князем. Это означало старшинство Господина Великого Новгорода по отношению к Москве. Подвиги, приписанные Александру, должны были представить новгородцев защитниками и хранителями Руси и её духовных скреп. Именно к этому времени и по этой причине в Новгородской летописи появляются сведения о полководческих подвигах Александра, которые так любят цитировать историки. Как фигура общенационального масштаба образ Александра Невского начал формироваться только во второй половине 16-го века, когда Ивану Грозному потребовалось обосновать необходимость завоевания Новгорода и Ливонской конфедерации. Именно в это время Александр получил прозвище Невский и был объявлен общенациональным святым, в честь которого ежегодно отмечался церковный праздник.
А ведь это произошло буквально за несколько десятилетий до того, как Александр Невский вступил на поприще политического деятеля, и воспоминания об этом были очень живы.
Кроме того, Александр Невский и сам боролся с интервенционистской политикой Тевтонского ордена и шведского короля, а те шли на Русь по благословению папы. Это были не просто политические интересы, а своего рода крестовый поход. Александр Невский все это прекрасно понимал, поэтому слова Патриарха совершенно точно раскрывают суть тех событий и того, как смотрел на них Александр Невский. Это, собственно, и объясняет его выбор между Западом и Востоком. В Востоке он не видел, как принято сейчас говорить, экзистенциальной угрозы для будущего Русского мира, несмотря на страшное монголо-татарское иго. Не случайно у русского народа есть расхожая пословица: «незваный гость хуже татарина». То есть в то время татарин был эталоном зла, поэтому это был тяжелый выбор.
В западном же мире видели угрозу гораздо более страшную. Объяснить выбор Александра Невского политическими мотивами невозможно, потому что, очевидно, он был духовный. Он потому и сделал правильный выбор, что был святым. Что такое святость Александра Невского? Это ведь не просто красивый эпитет или титул, которым его посмертно наградили, когда прославили, канонизировали на Московском Соборе в XVI веке. Святость — это качество сознания, внутренней жизни, оно проявляется вовне, в делах, это, прежде всего, такое духовное устроение, когда человек старается делать все в соответствии с Божией правдой, ни в чем ее не преступая. Этим и объясняется его выбор.
Конечно же, он не знал о его последствиях, не мог заглянуть на столетия вперед, но, доверяясь Богу, думал, что принесет пользу своему народу. В то же самое время мы видим и другой пример — тоже выдающийся деятель Древней Руси князь Даниил Галицкий. Он стоял перед тем же выбором, сражался с монголо-татарами и даже одерживал победы, но в конце концов, убедившись, что в одиночку невозможно сопротивляться, сделал выбор в пользу Запада. И хотя это было чисто политическое решение, не сердечное, но, насколько известно из исторических источников, он согласился на титул короля с условием принятия католичества. Правда, это было ненадолго и не для всей Галицкой земли, но все-таки князь Даниил при всех его талантах поступал именно как политик. А Александр Невский — как святой. Сейчас, по сути, происходит то же самое: порой российскую власть обвиняют в нежелании сближения с Западом.
Можно ли проводить такую параллель? Он был против духовного предательства, не хотел разрушать наследие святого князя Владимира Крестителя, который принял православие более чем за два столетия до него не только из личных побуждений, хотя и они были очень сильны, но и ради своего народа как выразитель его чаяний. Это была не идеология и не политика, это был ответ на жажду души. Летописец, повествуя о русских послах в Константинополе, говорил, что, когда они оказались на патриаршем богослужении в главном храме, Софийском соборе, сохранившемся до наших дней, у них было ощущение, будто они на небе. По возвращении они говорили: «Не знаем, где мы были, на земле или на небе. Одно знаем — там Бог пребывает с людьми». Что их поразило?
А ведь она выражение гармонии, то есть совершенства, полноты. Русская душа отозвалась именно на православие, и к моменту монголо-татарского завоевания оно было усвоено очень хорошо. Христианскими становятся и литература, и искусство. Более того, и то и другое приобретает национальные черты. Это тоже свидетельствует о глубине усвоения новой веры. Александр Невский был типичным выразителем русского духа, русского православия, поэтому он ко всему так и относился. Но контакты с Западом были постоянные.
Об этом свидетельствуют и династические браки. Скажем, дочери Ярослава Мудрого вышли замуж за европейских государей. Об этом свидетельствует и искусство. Расцвет древнерусского домонгольского искусства — владимиро-суздальские храмы: церковь Покрова-на-Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире.
В число их попал отец Александра, убитый по приказу хана. А ведь была еще опасность с запада: к землям бедствующей Руси Литва, Швеция, даже — сам Папа Римский. Казалось, над страной уже произнесен Божий суд, дни ее сочтены. Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи Материал: Дерево, левкас, темпера, золото, чеканка Размеры иконы: высота 174 см, ширина 73 см Ростовое изображение святого благоверного князя Александра Невского. State Museum of Palekh Art. Князь Александр для многих тогда был едва ли не символом надежды.
Две победы, которым суждено было обессмертить его имя, одержаны им в юности, когда еще правил Новгородом как старший сын великого князя: в 1240 г. Ожидали ли от него столь же успешной борьбы с монголами? Скорее всего. Но именно ему чаще всего приписывают фразу: «Даст Бог, Орда переменится». Означает она совсем иной подход к опасному противнику. Александр с братом Андреем совершают поездку в Каракорум, сердце Монгольской империи; оба получают политическую поддержку великого хана монголов; вернувшись на родину, князь устанавливает максимально хорошие насколько возможно отношения с ханом Золотой Орды, в зависимости от которой теперь была Русь — Батыем; твердой рукой принуждает разгоряченных русичей, жаждущих мстить врагам за разоренные города, гибель родных — к выплате ордынского «выхода», то есть дани; этому предшествует «число», или перепись всего подлежащего обложению населения; десятки бунтов по крупным городам, самый серьезный конфликт — в Новгороде, не затронутом нашествием; видя, что строптивые новгородцы платить дань не будут, Александр демонстративно уехал из города, предоставив его жителям самим устанавливать отношения с завоевателями; новгородцы одумались сразу, на дань согласились. Любила ли его Русь? Пожалуй, нет.
Святой Александр Невский, будучи главой государства, великим князем Руси, обладал, к тому же, множеством христианских добродетелей. Среди них — кротость и смирение. И это позволило ему призвать благодать Божию на свои труды, и они увенчались победой. Мы с вами живем в другое время, но оно тоже непростое. И нам также важно призвать благодать Божию на свои заботы и попечения. Так будем же, взирая на житие святого князя Александра, помнить слова Евангелия: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" Мф. Станем же стремиться стяжать кротость и смирение всеми силами души нашей, будем стараться жить по заповедям, чтобы и наши труды принесли большие и добрые плоды», — добавил управляющий Нижегородской епархией. Далее архипастыри возложили цветы к расположенному на территории обители памятнику святому князю Александру Невскому.
Александр Невский: полководец, князь, дипломат, святой
Государственный Эрмитаж начал передачу раки святого благоверного князя Александра Невского РПЦ. Святой князь Александр Невский понимал, что нужно заниматься спасением в своем Отечестве веры православной, потому что если ее не будет – не будет на Руси ни народа, ни единой Земли. Святой благоверный князь Александр Невский оставил нам о себе больше, чем память. 12 сентября 2023 года, в праздник перенесения мощей благоверного князя Александра Невского (1724), Святейший Патриарх Кирилл поместил мощи святого в.
Закалить душу. Митрополит Иоанн — о святом Александре Невском и истинной силе русских людей
день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Группа святого благоверного князя Александра Невского является подразделением Храмового комплекса в честь Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском художественном музее. Почему Александр Невский причислен к лику святых | ФОТО из архива редакции. Афиша Plus - 4 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Почему Александр Невский причислен к лику святых | ФОТО из архива редакции. Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 13 мая 1221 г. в городе Переяславле-Залесском.
Санкт-Петербург отметит 300-летие перенесения в лавру мощей Александра Невского
И вселился в сердце его страх Божий в стремлении к соблюдению заповедей Господних; ибо чтил он священнический и монашеский чин. Князь Александр Невский. Титулярник Всегда в юности своей он придерживался смиренномудрия и воздержания, хранил чистоту душевную и телесную, приумножал кротость и избегал тщеславия, много старания к этому приложив. Чревоугодие сдерживал, ибо знал, что плоти пресыщение разрушает целомудрие, и мешает бодрствованию, и другим добродетелям противостоит. В устах же его беспрестанно были божественные слова, услаждающие его больше меда и сот. Он читал их с усердием, и внимал им, и желал воплотить их в дела.
Родные же его видели, что он преуспевает во всех добродетелях, и старались быть полезными, и старались всячески угождать Богу, видя, как он старался угодить Богу, и, горя божественным небесным желанием, он умалял перед людьми все доброе и честное в себе, и не выставлял напоказ душевного многоплодия своего. И от премногого своего смиренномудрия всячески скрывал многочисленные добрые дела свои. Хотя и прославлен был от Бога честью земного царства и супругу имел и детей, но смиренную мудрость стяжал больше всех людей. Был он очень высок ростом; красотой лица был подобен Иосифу Прекрасному; сила же его была частью силы Самсона, голос же его звучал как труба в народе; храбростью он был подобен Римскому царю Веспасиану, сыну Нерона, который пленил всю землю Иудейскую, собрал полки свои и повелел приступать к городу Антипату Иотапату. Горожане вышли и победили полки его; он один пошел против них, и повернул войско их к воротам городским, и дружине своей, посмеявшись, сказал: «Почто оставили меня одного»?
Так и великий князь Александр Ярославич побеждал везде и не был никогда побежден. Великий князь Александр Ярославич. Миниатюра из ЛЛС Премного милостив был, как и богохранимый отец его Ярослав, во всем следуя по стопам его, он отдавал за пленников много золота и серебра, посылая к царю Батыю в Орду за русских людей, которые были пленены безбожными татарами. Он же выкупал их и избавлял от лютого рабства и от многих бед и напастей. Сам же всегда был Богом храним и от всех врагов везде оставался невредим, и прославил его Господь своей милостью к нему.
И был он всем врагам страшен и грозен, и повсюду при имени его трепетали. Мудрость же и острота его ума, как и Соломону, даны были ему Богом. Больше же всего чтил он правосудие, и бояр своих часто поучал притчами из Божественного писания, чтобы прежде всего вопрошали премудрости у Бога, и от пьянства удерживались, и сами пред Богом смирялись, и не забывали праведно судить, и не были бы пристрастны в пользу сильного, и не принимали бы мзду неправедную, и никого не обижали бы, но избавляли бы обиженных от рук обижающих, и больше положенного им ничего бы не брали, но довольны были бы оброками своими. И так много раз говорил, иногда устрашая властью своей, иногда же напоминая о вечном воздаянии, когда на Страшном суде Христос воздаст каждому по делам его. Бояре же и все люди, видя от Бога дарованную ему премудрость, не могли ничего ответить, но единодушно обещали делать так, как он повелевал им.
И так мужественно и праведно правил дарованной ему Богом державой. И слава о нем прошла по многим дальним странам, и многие стремились увидеть его. И еще тогда повсюду был слух о том, что безбожный царь Батый по Божьему попущению много зла сотворил великой земле Русской. А там, где сей блаженный Александр с отцом своим Ярославом правили, в Великом Новгороде, туда дойти нечестивым помешала некая сила божественная и не дала им даже приблизиться не только к землям Великого Новгорода, но и к другим землям, где приходилось им тогда бывать и сражаться с ненавистными врагами — литовцами и немцами. И везде по Божьему попущению не воевали против них жестокие эти татары».
Он был вторым сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича от торопецкой княжны Ростиславы, во крещении Феодосии. С самого раннего детства св. По обычаю того времени, на четвертом году своей жизни он принял воинский постриг от суздальского епископа Симона, который был совершен над ним в Спасо-Преображенском соборе города Переяславля. Обряд происходил следующим образом. Мальчика ставили перед царскими вратами, и над ним произносилась молитва, в которой испрашивалось благословение Божие.
Затем постригались волосы в знак того, что дитя посвящается Богу.
Сначала мощи хотели перевозить на лектике, но дороги сделали этот план невозможным, поэтому раку переносили на руках. Выделяли так называемых «ношатых» людей из местных окрестных сел. По словам историка, вероятно Петр сразу понимал, что это мероприятие не удастся завершить в срок. В результате многочисленных проволочек процессия выдвинулась из Владимира только 11 августа 1723 года. Путешествие было очень тяжелым. Есть документы, описывающие весь путь. Было решено оставить их там на год.
Раку перевезли в крепость Орешек и поставили в крепостной церкви. Лектор подчеркнул, что была полемика о том, в каком именно храме Шлиссельбурга находились мощи. То, что они хранились в крепости Орешек, подтверждается источниками. Здесь также мнение о новаторстве Петра Великого несостоятельно. Александра Ярославича писали как великого князя в светском одеянии еще в допетровскую эпоху. Лектор привел в качестве примера несколько изображений. По его словам, мнение, что после этого указа Александра Невского изображали в монашеских одеждах только в старообрядческой среде, также неверно. Это доказывает сохранившаяся икона-скульптура князя в иноческом обряде в Троицкой церкви села Ворша во Владимирской области.
Для императора это стало венцом его долгих усилий — возвращение Приневья, основание нового великолепного города, дарование ему сильного небесного покровителя. Историк отметил, что в перенесении мощей благоверного князя Александра Невского не последняя роль была отведена флоту. Хорошо известно, что финальный отрезок пути святыню перевозили на галере: первые сановники империи сидели на веслах, сам Петр Великий стоял у руля. Однако часто забывают о том, что святыню встречал, как вспоминает один из иностранных современников события, «весь русский флот». Конечно, это был не весь флот, но в акватории Невы он в этот день был представлен. Вместе с кораблями там находился и знаменитый ботик Петра Великого, с которого начался отсчет истории русского флота. Обер-иеромонах российского флота, насельник Невского монастыря, будущий епископ Рязанский Гавриил Бужинский написал новую службу святому Александру Невскому. В 1725 году она была напечатана и разослана по храмам для употребления на богослужениях.
Об этом оставили воспоминания иностранцы. Екатерина I, продолжая начинания своего мужа, учредила в 1725 году орден святого благоверного князя Александра Невского. После ее смерти возникла определенная коллизия. В службе авторства Гавриила Бужинского в череде благодарностей за победу в Северной войне, важных акцентов на свершениях Петра I, содержалась также благодарность за победу над «злоковарными мятежниками», среди которых был и отец нового императора. Вскоре после воцарения Петра II был низвергнут Меншиков, служба Александру Невскому была изъята из храмов и запрещена, а день памяти святого, 30 августа, отменен. Праздник в день перенесения мощей благоверного князя Александра Невского восстановила императрица Анна Иоанновна. Последующие правители династии Романовых продолжили почитание святого. Особенно сильным оно стало в XIX веке, когда три российских императора были названы Александрами в честь благоверного князя.
Отвечая на вопрос о месте смерти Александра Невского, историк подчеркнул, что это был именно Городец в Нижегородской области, а не Городец Мещерский современный Касимов. На это есть указания в исторических источниках, в частности, упоминание о том, что процессия с телом князя проходила через Боголюбово. Путь занял девять дней. Наличие одинаковых названий различных городов часто вызывает путаницу. Автор первого научного описания биографии Александра Невского Герхард Фридрих Миллер ошибочно указал место кончины князя как Городец Мещерский. Говоря о недавних находках, связанных с историей мощей Александра Невского, лектор остановился на освидетельствованиях святыни, которые произошли в 1917 и в 1922 годах. Первое вскрытие раки произвело духовенство во главе с митрополитом Вениамином Казанским. Тогда все посторонние предметы из ковчега были изъяты, кости сложены в новый кипарисовый ларец.
Это было сделано для возможной эвакуации мощей в связи с угрозой захвата Петрограда во время Перовой мировой войны. Акт об этом освидетельствовании хранился в областном государственном архиве в Выборге и был введен в научный оборот в 2021 году. Второе вскрытие раки с мощам святого Александра Невского произошло в 1922 году уже советскими властями. Была поставлена задача доказать подложность мощей - это была обычная практика в то время. Экспертизу провел профессор Первого медицинского университета Георгий Шор, который установил, что кости в ларце старые и не принадлежат современному человеку. Процесс фиксировался на фото и кинопленку. Лектор отметил, что через несколько месяцев после вскрытия раки начали раскручивать дело митрополита Вениамина Казанского. Манипуляции с попытками доказать подложность мощей планировалось использовать против владыки.
Однако следов подлога выявлено не было. Следователь по особо важным делам Кузьмин собирает вторую медицинскую экспертизу во главе с другим профессором Первого медицинского Федором Чистовичем. В заключении было указано, что обломок берцовой кости в раке принадлежит другому человеку. Через некоторое время в Эрмитаже организуется антирелигиозная выставка, где в описании мощей Александра Невского присутствует баранья кость. Таким образом, по словам Романа Соколова, сведения о святыне обрастали ложью. В итоге рака и серебряная гробница Александра Невского были переданы в Эрмитаж, сотрудники которого спасли реликвии от уничтожения советскими властями. Ларец с мощами святого Александра Невского оказался в музее истории религии и атеизма. Важным документом, также введенным в научный оборот в 2021 году, стала записка о горении мощей Александра Невского во Владимире в XVII веке.
Она находилась в ковчеге со святыней и была зафиксирована как в 1917, так и в 1922 году. После последнего вскрытия раки записку сфотографировали для экспертизы, которая установила ее подлинность. В бумаге сообщалось, что в 1681 году после церковного пожара, когда погорели все иконы, кости Александра Невского были собраны и бережно сохранены.
Раку святого Александра Невского установили в лавре в Петербурге. Сейчас в верхнем храме Благовещенской церкви Александро-Невской лавры установлена ее часть: саркофаг с мощами. Реликвия являющаяся заодно произведением русского декоративно-прикладного искусства в стиле барокко состоит из нескольких элементов: деревянного ковчега, большого серебряного ковчега, декоративной пирамиды, двух пьедесталов с трофеями и двух напольных подсвечников. Деревянный ковчег с мощами перенесли из Владимира, где был похоронен Невский, в только что построенную Благовещенскую церковь в лавре еще в 1724 году. Затем, уже во времена Елизаветы Петровны были созданы другие элементы. После чего в конце восемнадцатого века гробницу передали в Александор-Невскую лавру.
И когда стали в 30-х годах строить социализм в отдельно взятой стране, постепенно начался переход к иной ситуации. До этого в течение 20-х годов историю — древнюю и средневековую — вообще неохотно изучали. Это считалось «немодным». Модно было рассматривать причины, почему революция произошла, ход классовой борьбы и т. А после того, как события, о которых я сказал, произошли, стало понятно, что отдельно взятой социалистической стране, находившейся во враждебном окружении, необходима оборона. А для обороны необходимы идеологические обоснования. Дух-то надо укреплять. Ну и стало понятно, что историю надо возвращать и, соответственно, патриотические символы и национальных героев тоже. Причем во второй половине 1930-х годов прежде всего вспомнили Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, а Невский еще несколько лет оставался забыт.
Это было особенно удивительно в связи с тем, что в тот же период публикуются «Хронологические выписки» Карла Маркса. Это конспект, который Маркс вел, читая труд историка Шлессера по всеобщей истории. Он вовсе не думал, что это когда-то опубликуют. Делал это для себя. Ну и в этом конспекте среди прочего упомянуты события, связанные с «псами-рыцарями» и Александром Невским. Подчеркну, что «псы-рыцари» — это термин непосредственно Карла Маркса, который, упомянул и Невского. Разбитые же на Чудском озере орденские братья именуются там и другими крепкими словами: «прохвосты», «крестоносная сволочь» и проч. Но, несмотря на это Александра все равно не упоминали ни в одной научной статье вплоть до 1937 года в СССР. На это даже эмигранты стали обращать внимание.
Федотов, автор книги «Святые древней Руси», в 1937 году опубликовал в парижской газете статью, которая так и называлась «Карл Маркс и Александр Невский». Минину и Д. Пожарскому на Красной площади а такие планы прежде были , а Александра Невского по-прежнему как бы не замечают, даже несмотря на «заступничество» К. И сам же Федотов отвечал: потому что Александр — святой, и вряд ли советская атеистическая власть когда-то изменит отношение к нему. Но как раз в этот момент отношение Невскому и стало меняться. Эйзенштейн начал работу над фильмом, и был опубликован его сценарий, вышла первая научная статья о князе. Кадр из фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский». Черкасов, сыгравший Невского, и С.
Эйзенштейн говорили, что одна из главных задач, которые они перед собой ставят — это «снять с Александра святой лик» цитата из интервью Н. То есть предполагалось убрать все моменты, связанные с православным почитанием князя, и оставить только его значение как национального героя-воина. В принципе, в фильме это все получилось сделать, потому что Эйзенштейн — гениальный режиссер — знал, как реализовать задуманное. И в том, что во время войны образ Александра Невского оказался столь востребован, конечно, определяющая заслуга его. После выхода ленты Невский снова стал очень популярным героем. Отсюда и самолеты «Александр Невский» летчик герой России посмертно Ф. Шикунов, например, на фюзеляже своей «Аэрокобры» изобразил орден Александра Невского , были названные именем князя танки, бронепоезд. Шведы, немцы, литовцы, ордынцы… - В 1240-м Александр разбил шведов, в 1242 - ливонцев, то бишь немцев, а в 1245-м - литовцев - враги у Новгородской республики были, получается, на любой вкус. Это не считая ордынской угрозы.
В 1240 году шведы, как минимум, хотели обосноваться в среднем течении реки Невы и тем самым отторгнуть от Новгорода выход к Балтийскому морю. Князь их оттуда вышиб. Шведы, в общем, ничего не потеряли и не приобрели, но Новгород, оставшись при своем, получил очень много, потому что он сберег важнейшие геополитически значимые земли, и в самое сложное время. Для нас имелась просто кровная заинтересованность в том, чтобы сохранить Приневье — ключевой пункт на пути к Балтике. Что касается немцев, то примерно также все выглядело. Они аж до Новгорода уже доходили, их цель была, как минимум, блокировать Новгород, и они ее реализовали 1240-1241 , а с течением времени могли бы и сам Новгород захватить. Александр вышиб их из новгородских пределов, заставил заключить мир. Со стороны немцев это была экспансия, направленная на захват земли. Поэтому историки считают, что угрозы от Запада на тот момент были намного серьезнее монгольских?
А в то время такой захват подразумевал онемечивание. То есть не только установление собственной местной администрации, но уничтожение этнического и культурно-религиозного самоопределения покоренных народов. Они эту политику проводили везде абсолютно. В Пруссии самый яркий пример только название осталось от племени прусов славянского происхождения. Понятно, что в Эстонии они не смогли уничтожить этническую принадлежность населения, но религиозную и культурную они совершенно точно существенным образом трансформировали. И продвинулись немцы далеко: захваты 40-го года — Псков, Изборск и строительство Копорья. В летописи сказано, что они доходили до Тёсова, это современное Ям-Тесово в Ленинградской области — уже недалеко от Новгорода. Александр этой экспансии положил конец, немцы вернулись на прежние границы. Для Новгорода такая «ничья» означала очень много — сохранение свободы.
Ибо с учетом тяжелой ситуации - это очень важные победы? Причем Александру ведь 19 лет всего было. Правда, что в 1245 они убегали от одного имени Невского? Собственно, в 1245 году такой набег под Торопец и был совершен, ну а Александр преследовал их под Торопцем, под Торжком, под Жижцем, вплоть до территории современной Беларуси. Нельзя сказать, чтобы литовцы отступали, только потому что испугались Александра в связи с его победами. У них изначально цель была другая — прийти, пограбить и уйти, в отличие от шведов с немцами, закреплявшихся всерьез и надолго. Другое дело, что еще один эпизод был.
6 декабря — день памяти святого благоверного князя Александра Невского
Они узнают не только о том, каким полководцем был Александр Невский, но и о его дипломатических способностях и распространению православия на Руси. Путем всенародного голосования победителем проекта «Имя Россия» выбран Святой князь Александр Невский, за которого проголосовали 524 575 человек. Частица святого прибыла в преддверии важного праздника Русской православной церкви – Дня благоверного князя Александра Невского.