Новости устье реки северная двина

В устьевой части реки Северной Двины специальные суда устраняют препятствия на пути ледохода.

Северная Двина

Особое значение имеет Северная Двина, устье которой формирует Белое море», – уточнил Петров. Река Северная Двина от истока до устья в Архангельской области. По данным Северного УГМС, утром 6 апреля голова ледохода вышла на реку Малая Северная Двина и развивается в районе города Красавино Вологодской области. Все новости. 28 февраля, 15:43. Безопасные качественные дороги. В Северодвинске продолжается реконструкция моста через устье Северной Двины. По данным Северного УГМС, утром 6 апреля голова ледохода вышла на реку Малая Северная Двина и развивается в районе города Красавино Вологодской области. В первой декаде апреля прогнозируется начало ледохода на реке Вологде; в конце первой декады апреля и начале второй − на Сухоне, Юге, Ваге; во второй декаде – в верхнем и среднем течении Северной Двины, на Лузе, Сысоле, Виледи, Устье, Волошке; в третьей декаде.

В Северодвинске открыли новый мост через Никольское устье Северной Двины

На реке Пинеге голова ледохода сохраняется в заторе ниже г/п Усть-Покшеньга (268 км от устья); ниже по течению реки ледостав с закраинами. А Большой Северной Двиной именуется отрезок от Котласа до устья. Северная Двина является одной из крупнейших рек европейского Севера России.

Крупные притоки

  • Лента новостей
  • Читайте также:
  • Уровень реки северная двина
  • Поиск по сайту

Видеофакт: Двина снова вышла из берегов

Казалось бы, чего проще — загородить протоку, и все. Но вступать в спор с такой мощной рекой, как Северная Двина, рискованно. Иногда бывает выгоднее подчиниться реке и не отстаивать прежнее место положение фарватера, а, учитывая направленность русловых процессов, перенести его. Но в данном случае и этого делать не пришлось. Через некоторое время побочень, сдвигаясь вниз по течению, сам стал загораживать вход в протоку Мар тушева. К сожалению, так бывает далеко не всегда. Река подмывает то правый берег, то левый. Золотистые песчаные отмели сменяются глинистыми откосами, под которыми возле уреза воды лежат вымытые из морены валуны. Лес то отодвигается к горизонту, открывая поля и деревни, то вновь вплотную подступает к реке, загораживая обзор. Вот уже остаются слева впадающая в Репный рукав быстрая Емца, Сийские пески и леса.

За пристанью Ракула в береговых осыпях начинают попадаться известняки. Вскоре долина Северной Двины сужается, и возле деревни Орлецы над рекой встают светло-серые скалы. Русло реки делает здесь крутой поворот, и поверх ность воды закручивается воронками — признак возникающих обратных течений, или суводей. В 1342 г. Отсюда река далеко просматривается в обе стороны. Плитные выходы светло-серого и желтоватого известняка попадаются местами в береговых обнажениях Северной Двины вниз по течению еще примерно около 25 км. Сразу же за впадением Пинеги возле села Усть-Пинега правый берег Северной Двины поднимается сравнительно невысокой, около 25 м, скалой, и дальше вниз по течению скалистых берегов нет. Рядом со скалой по склону к воде проложены слеги для скатки леса — в устье Пинеги оборудована большая запань. Ниже Усть-Пинеги по течению начинается устьевая область Северной Двины, ее самый молодой участок.

Ведь после ледникового периода река впадала в Белое море не там, где теперь, а гораздо северо-восточнее, сбрасывая воду по Кулой-Пинежской долине, пока в одно из высоких половодий не прорвала Холмогорскую конечно-моренную гряду. Процесс формирования Северной Двиной своего русла продолжается. Вероятно, в конце концов река обойдет большой моренный массив, находящийся сейчас по ее правому берегу в 118 —124 км от устья. В устьевой области Северная Двина почти на всем протяжении течет несколькими рукавами, причем выделить главный среди них не всегда легко. По наиболее крупным рукавам — Богоявленке, Мечке, Косковскому и Бокарицкому проходят местные судоходные линии. Высота коренных берегов к морю постепенно снижается — в районе Холмогорского расширения русла она составляет примерно 20—25 м, а у Архангельска — около 10 м. В начале устьевого участка, вскоре после Усть-Пинеги, вдоль левого низкого берега Северной Двины тянутся широкие отмели светлого песка, а по верхней части поросшего лесом довольно крутого правобережного откоса идут небольшие оползни треугольной формы, словно кто-то специально срезал здесь куски дерна. От небольшой пристани вверх к знаменитому некогда селу Вавчуга ведет деревянная лестница. В 1680 г.

В 1733 г. Почти сразу за Вавчугой начинается Холмогорское расширение. Левый, поросший кустами берег реки становится все ниже и ниже и в конце концов переходит в песчаную отмель, через которую перекатываются поднятые теплоходом волны. За отмелью к далеким, похожим на зеленые застывшие волны холмам убегает широкая протока. Несмотря на большое рас стояние, на холмах ясно и четко, словно это старинная лито графия, видны дома, церковь, куртины рощ и даже отдельные деревья. Левый берег закрывает окно в просторный мир зеленых холмов и песчаных проток. Словно в компенсацию, справа на фоне неба вскоре вырисовываются на высоком берегу шатровая часовня и церковь деревни Чухчермы. Потемневшее от времени и непогод дерево подчеркивает их четкий строгий силуэт. По деревням на Северной Двине сохранились еще местами и чудесные деревянные часовни, и церкви, и коло кольни, и просторные дома с высокой подклетью, с изукрашенным, на две стороны выходящим балконом-крыльцом.

В Малых Корелах под Архангельском создан музей-заповедник деревянного зодчества. В него свозятся все наиболее интересные, как культовые, так и бытовые, постройки Северного края. Конечно, это в какой-то мере компромиссное решение, но других реальных средств уберечь и сохранить этот деревянный эпос нет. За низкими островами и мелями с борта теплохода на какое-то время снова приоткрывается чудесный мир зеленых холмов. Где-то там, на Курострове, в деревне Мишанинской, возле Холмогор, родился в 1711 г. Отдаленность их от моря этому не мешала, ведь основным занятием местного населения был не только морской промысел, но и охота в тайге на пушного зверя. Лишь когда в Холмогорах разместились контора и склады торговой английской Московской компании, стало очевидным, что для дальнейшего успешного развития торговли Русского государства с Европой нужен город-порт, расположенный ближе к морю. Из-за перекатов иностранные корабли не доходили до Курострова, товары с них приходилось перегружать в мелкосидящие суда, а это вызывало не только дополнительные денежные затраты, но и потерю времени. Понимая, что "заведенные по Двине Российские с Англичанами и Голландцами торги посредством мореплавания" станут прибыльнее, если торговые лавки и склады перенести ближе к морю, Иван IV решил заложить новые Холмогоры.

В 1584 г. Строительство Новохолмогорска впоследствии переименованного в Архангельск велось строго по "росписи и чертежу". Через 110 лет после закладки города со стапелей заложенной Петром I Соломбальской Военного ведомства верфи сошло на воду и отправилось за границу с грузом казенного товара первое русское торговое судно. В Архангельске многое связано с именем Петра I. Здесь на голландском корабле у шкипера Клааса Месшу русский царь проходил обучение "распорядку морскому". Здесь, готовясь к войне со Швецией за невские берега, начал он в 1694 г. Предусмотрительность Петра I оказалась не лишней. Вступившая в войну с Россией Швеция решила блокировать торговые связи русского государства с Европой. V 1701 г.

Обезоружив поднявшуюся на борт корабля для досмотра русскую стражу, шведы выслали на разведку к Архангельску два фрегата и яхту. Провести их Березовским рукавом должен был захваченный в плен с монастырского рыболовного судна лодейный кормщик Иван Рябов, хорошо знавший фарватер. Воспользовавшись туманом, он посадил ведомый им фрегат на мель прямо под огонь пушек Ново-Двинской крепости. Но слишком далеко от Европы находился Архангельск, да и гавань была свободна ото льда лишь немногим более пяти месяцев в году. Поэтому Петр I стремился закрепиться на Балтике. Картаво кричат чайки, плывут с моря набрякшие дождем облака. Стоит, небрежно опираясь на трость, на архангельской набережной в мундире офицера Преображенского полка бронзовый Петр I. Чуть хмурясь, всматривается он в речной простор, туда, где Северная Двина в последний раз разбегается тремя рукавами и дальше начинается ее дельта. Самый широкий до 3 км Никольский рукав является прямым продолжением реки.

Средний, Мурманский рукав, делящий дельту на две примерно равные части, был, по всей вероятности, прежде главным, но затем судоходный фарватер пере несли в правый, Корабельный Березовский рукав. Среднюю, мелководную его часть суда обходят по глубокой протоке Маймаксе. Дельта Северной Двины — ширина ее достигает 45 км, а длина 37 км — представляет собой лабиринт из более чем 150 рукавов и проток. Без конца можно блуждать среди островов, очертания которых буквально на глазах неузнаваемо преображаются под действием морских приливов и отливов; изменяются по силе и по направлению и течения в протоках между ними. Максимальная высота прилива отмечается в августе; у расположенного в дельте реки острова Мудьюг она достигает 93 см, а в Архангельске — 80 см. Как и вся устьевая область, рукава дельты Северной Двины смещаются в восточном направлении, и правые их берега размываются. Судя по старым картам, русла Никольского и Мурманского рукавов за последние 150—200 лет сдвинулись в отдельных местах на 4—6 км. А фарватер, проходивший в 1832 г. Перемещается сток по протокам, сдвигаются, меняют свою форму и острова, а некоторые из них, небольшие по площади, размываются полностью.

Так исчез, например, остров Маркова, на котором Петр I останавливался в свой приезд в Архангельск в 1702 г. Удачно выбрано место для города-порта, но в годы высоких половодий и при заторах льда в рукавах дельты низкие берега его подтапливаются. Для острова Соломбалы, например, подъем воды на 4 м над меженью уже создает реальную угрозу наводнения. В XIX в. Наиболее разрушительным было наводнение 1881 г. IV уровень воды в реке у Архангельска поднялся более чем на 6,5 м и оставался высоким шесть суток. В 1843 г. Высокие половодья и заторы льда долгое время заставляли воздерживаться от строительства защитных укреплений в дельте Северной Двины. В 1646 г.

Правда, через 28 лег,. Но в 1929, 1946, 1947, 1953, 1957 и 1961 гг. Только последние 15—20 лет архангелогородцы стали жить спокойнее. Мощные ледоколы задолго до начала ледохода расчищают теперь рукава дельты, спуская лед в море, а новые места застройки поднимаются подсыпкой из песка на 1,5 м и выше. Конечно, эти профилактические меры не гарантируют городу полной безопасности, но вероятность возникновения наводнений снизилась. Хотя заторы льда нередко возникают и в других местах по всей Северной Двине — у Котласа, у Двинского Березника, у Холмогорского расширения, у Орлецов, нигде они не при носили и не приносят столько бед, как в Архангельске. В 1961 г. Ринувшись вниз по течению после подрыва, ледовые массы через несколько часов забили все рукава дельты, кроме Маймаксы, и к вечеру 19. IV вода залила более половины площади Архангельска.

И без того тяжелое положение усугубилось нагоном воды с моря и высоким приливом. Через пять лет, в 1966 г. Чрезвычайно мощный затор льда наблюдался возле Орлецов совсем недавно — в 1983 г. Поднявшаяся за ледяной плотиной вода привела в ту весну к подтоплениям на участке реки протяженностью в 100 км. IV уровень воды у деревни Звоз из-за затора льда возле Орлецов достиг 1 1,6 м над меженным уровнем, а в поселке Емоцк отдельные места были затоплены на глубину 0,5—5,0 м. Считавшийся до того историческим подъем воды в результате затора льда 1966 г. В Брин-Наволоке подъем воды превысил уровень, считавшийся там наивысшим из зарегистрированных 9. V 1978 г. Смерзшийся с лесом лед громоздился в поле затора многометровыми торосами, среди которых вре менами взлетали вверх фонтаны воды.

Обычно средняя продолжительность стояния заторов льда возле Орлецов составляет двое суток, в 1983 г.

Северная Двина сегодня — это достаточно загрязненный водный объект, судя по данным государственного мониторинга. В районе Архангельска фиксируется максимальное содержание валовой ртути», — уточнил Петров. Несмотря на серьезность ситуации с рекой, выход, похоже, уже найден. В апреле 2023 года Министерство природы РФ заявило о намерении расширить федеральную программу по оздоровлению рек.

Северную Двину планируется включить в нее по аналогии с проектом «Оздоровление Волги». Как восстановить экологию реки Для того чтобы уменьшить количество загрязнений, песчаных наносов и завалов леса в Северной Двине на территории Архангельской области, придется применить целый комплекс мер. Бороться нужно как с замусоренностью береговой линии, так и с вредными примесями в самой воде. В ходе заседания председатель Общественного совета при Минприроды России Александр Закондырин объяснил, почему арктическую реку нужно обязательно включить в федеральный экопроект. Очевидно, что Северная Двина нуждается в экологической реабилитации», — подчеркнул эксперт.

По мнению Закондырина, восстановление Северной Двины, вероятно, будет связано со строительством очистных сооружений в регионе и в самом Архангельске. Работы пройдут в рамках государственно-частного партнерства, что позволит включить Северную Двину в формирующийся федеральный проект. Помимо экологического это может дать еще и инфраструктурный результат — у Северной Двины появится шанс стать частью Северного морского пути», — отметил председатель природоохранного совета. Схожего мнения придерживается министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Игорь Мураев. Потому что если мы начнем ее очищать, но при этом не модернизируем очистные, — со временем все придет в то же состояние, с которого мы начинали.

Они длятся с июля до начала зимней межени единым периодом или с перерывами, их сред- няя и максимальная продолжительность - 34 и 132 сут. В течение 1916-2013 гг. Та же закономерность наблюдается и в отношении зимней межени, хотя на навигацию это не влияет. К дельте интенсивность снижения Н уменьшается мин из-за подпора от повышающегося уровня моря. При сильных ветровых сгонах падение уровня в устье Сев.

Двины бывает столь значительным, что возникают затруднения для судоходства, главным образом в дельте. Продолжительность сгонов примерно в 2 раза больше, чем у нагонов. Опасность ветровых сгонов постепенно уменьшается по мере подъема уровня моря. Сведений об ущербах от сгонов, как и от стоковых обмелений, обнаружить не удалось. Выводы: - на устьевом участке Сев.

Двины, несмотря на его арктическое положение, перечень ОГЯ большой и включает наводнения, ветровые сгоны и маловодья, заторы льда и зажоры, интенсивный ледоход, проникновение морских вод в дельтовые рукава. Для них нами собран уникальный и обширный массив разнообразных сведений; - наибольший ущерб, с человеческими жертвами в прошлом, формируют речные наводнения и штормовые нагоны. В многолетнем плане ситуация с разными типами наводнений развивается противоположным образом. Это стало возможным благодаря, во-первых, реализации комплекса защитных, научно обоснованных и поэтому эффективных мер; во-вторых, вследствие естественных гидроклиматических изменений, в частности, потепления климата, снижения Qмакс, толщины речного льда и др. Число нагонных наводнений, наоборот, не уменьшается, а 14-16 ноября 2011 г.

Основные причины этой неблагоприятной тенденции - повышение уровня моря и «смягчение» его ледового режима, усиление в атмосфере синоптической неустойчивости и др. Они затрудняют хозяйственную деятельность и ухудшают условия жизни населения и существования гидробионтов, но не вызывают разрушений, гибели людей и т. Как и в случае с наводнениями, многолетние тенденции у них разные. Частота и размеры стоковых обмелений, возможно, будут увеличиваться, создавая ограничения по водопользованию, главным образом на придельтовом участке и в летне-осенний сезон. Об этом свидетельствует увеличение продолжительности лимитирующего периода с 29 до 39 дней , снижение расходов и уровней воды летне-осенней межени, а также характер климатических изменений в том числе в будущем.

Опасность ветровых сгонов, которых выявлено всего 17 с ущербами , наоборот, уменьшается по мере подъема уровня моря; - ситуация с ОГЯ в устье Северной Двины остается сложной, несмотря на принимаемые меры. Она требует применения не только дорогих инженерных защитных мер некоторые из них нецелесообразны, например строительство противонагонно-го барьера , но и мер не инженерного плана. При последнем подходе упор, на наш взгляд, необходимо делать на повышение качества оперативных и среднесрочных прогнозов, развитие всех форм мониторинга гидрологических процессов, дальнейшее углубление знаний об ОГЯ, в том числе посредством их моделирования, создание невыгодных условий для заселения и освоения потенциально опасных территорий и др. К сожалению, пока ситуация противоположная. Алексеевский Н.

Брызгалов В. Исследование устьевой области реки Северной Двины хронокартогра-фическим методом. Архангельск: Лодия, 2008. Бусин М. Васильев Л.

VI Всеросс. Москва, 2006. Второй оценочный доклад Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации. Государственный водный кадастр. Ресурсы поверхностных и подземных вод, их использование и качество.

Ежегодное издание. Грищенко И. Гидрология устьевой области Северной Двины. Гидрометеорология и гидрохимия морей СССР. Том II.

Белое море. Зайков Б. Высокие половодья и паводки на реках СССР за историческое время. Каталог заторных и зажорных участков рек СССР. Лебедева С.

Динамика потока в приливном многорукавном устье крупной реки на примере р. Северная Двина : Ав-тореф. Лупачев Ю. Опыт космического мониторинга развития весеннего половодья на реке Северная Двина в 2010 г. Михайлов В.

Устья рек России и сопредельных стран: прошлое, настоящее и будущее. Национальный атлас России. Природа, экология. Полонский В. Терский П.

Наводнения на реках бассейна Северной Двины: Автореф. Фролова Н. Коротаева, В. Михайлова, Д. Бабича, Ли Цзунсяня, Лю Шугуана.

Magritsky D. DOI: 10. IAHS Publ. Skripnik E. Поступила в редакцию 21.

Magritsky1, E. Conclusions on the spatial and temporal variability of these characteristics, the causes of variability are 1 Lomonosov Moscow State University, Faculty of Geography, Department of Hydrology, senior lecturer; e-mail: magdima yandex. Key words: river, sea, mouth, delta, hydrological regime, runoff and water levels, inundations, low-water periods, ice jams, storm surges, wind-induced down-surges, damage protective measures. Osobennosti ledovogo rezhima rek bassejna Severnoj Dviny [Features of the ice regime of the Northern Dvina basin], Vodnye resursy, 2006, T. Alekseevskii N.

Bryzgalov VV, Skibinskii L. Busin M. Estuarno-deltovyie sistemyi Rossii i Kitaya: gidrologo-morfologicheskie protsessyi, geomorfologiya i prognoz razvitiya [Estuarine-deltaic system in Russia and China: the hydrological and morphological processes, geomorphology and forecast of evolution], Moskow, 2007, 445 p. Frolova N. II, vyp.

Поздравляю руководство региона и всех дорожников с запуском объекта! Подробнее Проекты Стройка.

Гидрологи рассказали, во сколько ледоход придет в Архангельск

Дорожники расширили до четырех полос и участок Ягринского шоссе от улицы Октябрьской до улицы Транспортной, общая протяженность которого — около 3 км. Вдоль дороги обустроены тротуары, велосипедная дорожка, ливневая канализация и наружное освещение. Например, технология RCD-бурения, которая использовалась при возведении Крымского моста. Наше сооружение по протяженности, конечно, меньше, но с точки зрения технической сложности точно на уровне самых знаменитых инфраструктурных объектов», — цитирует пресс-служба областного правительства слова главы региона Александра Цыбульского.

Губернатор Безопасность дорожного движения Нацпроекты Президент РФ Строительство дорог Видео Масштабная реконструкция Ягринского моста и расширение прилегающего к нему шоссе, которые выполнялись по поручению Президента РФ Владимира Путина, полностью завершены. Работы велись с 2019 года за счет госпрограмм, а с 2022 года объект реконструировался в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». В открытии обновленного мостового сооружения приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин и губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, который по видео-конференц-связи доложил вице-премьеру о готовности ввести реконструированный мост в эксплуатацию. Мост имеет большое значение для жителей Северодвинска, поскольку является единственным сооружением, соединяющим остров Ягры с материковой частью города.

Это один из самых важных и одновременно сложных с технической точки зрения объектов нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в Поморье. Завершение реконструкции позволит значительно увеличить интенсивность движения, обеспечит безопасное, бесперебойное транспортное сообщение острова Ягры с центром Северодвинска и областной столицей, — сказал Марат Хуснуллин. После открытия движения по обновленному мосту глава региона также поблагодарил дорожников за проделанную работу и вручил особо отличившимся из них почетные грамоты, благодарности и благодарственные письма губернатора Архангельской области.

Это единственное сооружение, соединяющее остров Ягры с материковой частью города, а также с сетью автодорог общего пользования, в том числе с федеральной трассой М-8 «Холмогоры», с железнодорожной станцией, автовокзалом и аэропортом, сообщает пресс-служба правительства России со ссылкой на зампредседателя Марата Хуснуллина. Работы велись с 2019 г.

Старый мост был построен в 1954 г. Две полосы движения не обеспечивали необходимую пропускную способность транспорта, что приводило к образованию пробок.

Она, по задумке, предназначена проводить контроль над выбросами и загрязнениями всей экосферы: воды, почвы, воздуха и оперативно принимать меры для их устранения. Какой именно комплекс будет, совершенно не понятно из сообщений законодателей, но инициатива сама по себе правильная, хоть пока это только перспектива.

Смотрите также

  • Что еще почитать
  • Уровень реки северная двина
  • В Архангельске произошел разлив нефтепродуктов в Северную Двину | Новости | Известия | 26.07.2023
  • Исток Северной Двины

Гидрологический бюллетень от 27.04.2024 на 08:00 мск

На реке Северной Двине голова ледохода развивается в районе Боброво в 48 километрах от Архангельска. Новый мост через Никольское устье Северной Двины открыли в Северодвинске Архангельской области. ездил встречать к мосту на р. Пинегу. Сейчас в порту города и устьевой области Северной Двины в результате проведенных ледокольных работ наблюдается движение льда.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий