Террористический акт на Каширском шоссе — взрыв в многоквартирном жилом доме на Каширском шоссе в Москве, который был осуществлен 13 сентября 1999 года в 5. А вот после взрыва 13 сентября 1999 года дома на Каширском шоссе министр внутренних дел России Владимир Рушайло уже сразу возложил ответственность за теракты именно на чеченских террористов: «То, что совершено в Москве, сделано людьми Хаттаба и Басаева. Взрыв на Каширском шоссе являлся частью серии террористических актов, которые потрясли Россию с 4 по 16 сентября 1999 года. Террористический акт на Каширском шоссе был частью серии терактов, осуществленных в российских городах в сентябре 1999 года: 8 сентября террористы взорвали жилой дом на улице Гурьянова в Москве, а 16 сентября 1999 года – жилой дом в Волгодонске Ростовской области. 13 сентября 1999 года перестал существовать дом № 6 корпус 3 на Каширском шоссе.
Теракт каширское шоссе 1999 год
Серия терактов в Москве 1999 года включала подрывы жилых домов на улице Гурьянова, на Каширском шоссе. 13 сентября 1999 года произошел теракт в Москве — третий в серии взрывов жилых домов в России, организованных чеченскими боевиками, напоминает ТАСС. Акция памяти на месте взрыва жилого дома на Каширском шоссе в Москве. Фото: РИА Новости / Михаил Фомичев. * Взрыв в Волгодонске — теракт, произошедший 16 сентября 1999 в городе Волгодонск Ростовской области. В августе 1999 года генеральный директор фирмы «ИНВА» Владимир Асеев дал объявление в газете «Из рук в руки» о сдаче в аренду подвального нежилого помещения в доме № 6 корпус 3 по Каширскому шоссе в Москве.
От Норд-Оста до Крокус Сити Холла. Самые громкие теракты в Московском регионе
Непосредственно руководил терактами в Москве ваххабит Ачимез Гочияев, получивший приказ из Чечни от арабских террористов Хаттаба и Абу Умара. На самом деле, в этот день был взорван дом на Каширском шоссе в Москве. 13 сентября 1999 года, 20 лет назад, произошел теракт в Москве — третий в серии взрывов жилых домов в России, организованных чеченскими боевиками. 20 лет назад взрывы на Гурьянова и Каширском шоссе остановили распад России.
Прогулка по Москве 1999 года
А тут еще на радостях после выписки я отправился в гости к лучшему другу Марку в Навои, в Узбекистан. Хотел попасть в город, где был счастлив, где мы жили с родителями, где прошло детство. Мы там бурно отметили мое выздоровление, потанцевали от души, да так, что погнулась в ноге титановая пластина, кость хрустнула. Нога опухла, с температурой 39 градусов я снова попал в ту же 7-ю московскую городскую больницу. Врачи были в шоке, спрашивали: «Как же так?! Начался второй круг ада, я снова два месяца ходил на костылях. Нам здорово помогли женщины-милиционеры: две Татьяны, Венера и Мила.
Приняли участие в нашей судьбе. Возили нас с сестрой по инстанциям, выбивали все, что нам положено: квартиру, документы. Благодаря их усилиям мы получили двухкомнатную квартиру в Братееве, на Борисовских Прудах. Сестра еще долго не могла оправиться от горя. Спать одна в квартире она не могла, жила в постоянном страхе. В том же году случилось еще несколько терактов, жители жилых домов своими силами организовывали круглосуточные дежурства.
Целый год с сестрой рядом днем и ночью были друзья. В квартире нас встретили голые стены. Нужно было делать ремонт, покупать мебель, бытовую технику. Деньги, выделенные властями в качестве компенсации, ушли на лечение. Как чудо восприняли, когда банк «Зенит» по собственной инициативе без всяких условий выделил нам 7 тысяч долларов. А начальник управления соцзащиты населения Южного административного округа Антонина Твердикова выбила для меня автомобиль «Ока».
На этой инвалидной «Оке» я стал возить стройматериалы, зарабатывать. Максиму со всей России приходили письма со словами поддержки. Дети и подростки присылали стихи, рисунки и даже игрушки. Отдавали самое дорогое, что у них было. Эти послания очень сильно вдохновляли. Бывало, придя к часовенке, на место, где был взорван их дом, Максим заставал там Юрия Сафонцева, кому тоже удалось выжить в теракте, в самом центре ада.
Юрия спасла бетонная плита, которая, надломившись, встала «домиком» над его головой. Но нижняя часть его тела была придавлена, он не мог пошевелиться. В первые минуты после взрыва он еще слышал голос жены, которая тихо звала его по имени, а потом затихла. Юрия вытащили спасатели. Услышав рядом с собой голоса, он стал звать на помощь. Плиту сдвинули, его откопали и сразу дали напиться воды из пожарного шланга.
Ему дали инвалидность, ведь мочевой пузырь не восстанавливается, и Юрию приходилось постоянно ходить с пластиковым контейнером. Первые четыре года после взрыва мы еще виделись иногда около мемориала. Он приходил к часовенке, разговаривал со своей покойной женой Татьяной. А потом потерялся из виду. Кто-то упомянул, что дочь забрала его к себе в Лондон, где обосновалась и пустила корни. В теракте погибли заслуженные учителя, известные музыканты, спортсмены, профессора, а сильно пьющие жильцы с первого этажа, которые постоянно устраивали пьяные дебоши и скандалы, как рассказал Максим, именно в тот вечер на всю ночь ушли в гости.
Там заночевали и спаслись. Взрывчатка была сделана на фабрике удобрений в Чечне, в Урус-Мартане. Расфасованную взрывчатую смесь в виде мешков с сахаром доставили в столицу. Один из боевиков, Ачимез Гочияев, для осуществления взрывов по поддельным документам арендовал склад на улице Краснодарской, а потом и помещения на улице Гурьянова и Каширском шоссе. Как потом выяснило следствие, владелец сдал это помещение за тысячу долларов временно под склад «сахара». Но только недавно я узнал, что, оказывается, участковый Дмитрий Кузовов, когда приходил с проверкой, видел эти мешки.
Ему показалось странным, что в мебельном магазине хранится сахар. Когда 12 сентября он пришел с повторной проверкой, дверь в магазин уже была закрыта. А взламывать ее в отсутствие владельца, согласно должностной инструкции, он не мог. Вот так была запущена цепочка трагических случайностей, а может быть, закономерностей, которая привела к взрыву. Максим знает, что все причастные к двум терактам в Москве в 1999 году были установлены. Денис Сайтаков и Равиль Ахмяров были убиты в Чечне.
Хакима Абаева ликвидировали в ходе спецоперации в Ингушетии 30 мая 2004-го. Юсуф Крымшамхалов и Адам Деккушев были арестованы в Грузии. Суд приговорил обоих к пожизненному заключению. Но Ачимез Гочияев, кто арендовал помещения и самолично укладывал мешки с гексогеном в подвалы домов, жив и остается на свободе. Он до сих пор находится в федеральном и международном розыске.
Люди погибли семьями, с детьми и внуками. Столичная система МЧС не была готова к ситуациям такого масштаба. Как признавался позже замглавы московского управления МЧС Игорь Куряков, его специалисты в первый раз столкнулись с терактом, в котором было столько пострадавших. Повезло, что у эмчеэсовцев уже было современное гидравлическое оборудование для спасработ во время землетрясений. Поэтому они быстро развернули спасательные работы — вытаскивали людей из-под обрушившихся конструкций, спускали на верёвках тех, кто остался на верхних этажах. НПЗ в Капотне предоставил тяжёлые машины для разбора завалов, спецтанк МЧС освобождал дорогу, чтобы к дому могли подъехать скорые. То и дело устраивали минуты молчания — слушали, откуда идут стоны. На завалах работали собаки-спасатели — помогали обнаруживать и живых, и мёртвых. Работники коммунальных служб освобождали тех, кто застрял в лифтах. Тамара Горбылева узнала о трагедии из новостей. В такси не могла даже назвать адрес — выла от горя. Чувствовала сердцем — погибли все: дочь, внук, зять... Таксист всё понял, ведь у него было включено радио, и отвез женщину на место трагедии. Люди рвались через оцепление к обрушенным подъездам, мужчины плакали навзрыд, женщины без сил опускались на землю. Другие метались по больницам, надеялись, вдруг именно с ними случилось чудо — и близкие люди живы? Жильцы дома на улице Гурьянова во время поиска уцелевших после взрыва. Тел было много, приходилось ездить по разным моргам, искать среди погибших своих.
Сегодня в России день траура. Давайте мы тоже начнем наше заседание с того, что почтим память всех погибших в Дагестане и Москве. Минута молчания. Пожалуйста, садитесь. Вот сообщение еще передают. По сообщению из Ростова-на-Дону, сегодня ночью был взорван жилой дом в городе Волгодонске. На самом деле, в этот день был взорван дом на Каширском шоссе в Москве.
В ходе предварительного следствия лиица, имевшие отношение к организации, подготовке и непосредственному исполнению преступления, были установлены. Большинство из них были ликвидированы на Северном Кавказе и на территории Грузии в ходе осуществления специальных операций правоохранительных органов. В 2004 году Московский городской суд вынес двоим обвиняемым суровый приговор, который впоследствии был оставлен в силе Верховным Судом России [1] [2] [4] [5]. Хронология осуществления теракта [ править править код ] Террористический акт на Каширском шоссе был частью серии терактов , осуществлённых в российских городах 4—16 сентября 1999 года. По данным следствия, эта серия терактов была организована и профинансирована руководителями незаконного вооружённого формирования Исламский институт «Кавказ» Эмиром аль-Хаттабом и Абу Умар [4]. Эти теракты были направлены на массовую гибель людей, с целью нарушения общественной безопасности, устрашения населения и оказания воздействия на принятие решений органами власти по ликвидации последствий нападения боевиков на Дагестан в августе 1999 года [4]. Один из его председателей, Ачимез Гочияев , организовал из сподвижников диверсионную группу. Гочияев до 1997 года имел успешный бизнес в Москве в сфере строительства. В 1997 году он увлёкся идеями ваххабизма. Из Москвы он возвратился в Карачаевск, затем прошёл обучение в лагере Хаттаба. Для руководства операцией Гочияев подходил идеально: имел боевые навыки и хорошо знал Москву.
Что случилось на Каширском шоссе?
третий в серии взрывов жилых домов в России, организованных чеченскими на Каширском шоссе и другие терак | 20 лет спустя. На самом деле, в этот день был взорван дом на Каширском шоссе в Москве. В 1999 г. 13 сентября в жилом доме на Каширском шоссе в Москве прогремел взрыв. Террористический акт на Каширском шоссе — взрыв в многоквартирном жилом доме на Каширском шоссе в Москве, произошедший 13 сентября 1999 года в 5 часов утра. Террористический акт на Каширском шоссе был частью серии терактов, осуществлённых в российских городах 4-16 сентября 1999 года. Теракты в Москве 1999 Каширское шоссе и Гурьянова.
Взорванные судьбы. 20 лет назад теракт на Каширском шоссе унес жизни 124 человек.
Террористический акт на Каширском шоссе был частью серии терактов, осуществлённых в российских городах 4—16 сентября 1999 года. На самом деле, в этот день был взорван дом на Каширском шоссе в Москве. В суде установили, что в Москве должно было произойти 4 теракта — на улице Гурьянова, Каширском шоссе, Борисовских прудах и на Краснодарской улице.
От взрыва дома в Дагестане до Норд-Оста: самые крупные теракты современной России
Реклама Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело по статье «Террористический акт». Через девять дней его объединили в общее производство с аналогичным делом, возбужденным после взрыва дома на улице Гурьянова в Москве. Эксперты установили, что взрывы были профессионально подготовлены. Оказалось, что в качестве взрывчатого вещества террористы использовали гексоген. Позже следователи нашли водителей и грузчиков, которые привезли из Минеральных Вод Ставропольский край в Москву мешки с сахаром, смешанным со взрывчаткой.
Следствие длилось пять лет.
Погибли 129 заложников. Погибли 16 человек, 59 получили ранения. Организация этого теракта приписывается Зелимхану Сааеву, уничтоженному в Ингушетии в октябре того же года. В ночь на 10 июля 2003 года около ресторана "Имбирь" на 1-й Тверской-Ямской улице задержали женщину, в сумке которой было обнаружено взрывное устройство. При его обезвреживании погиб сотрудник ФСБ. В начале сентября того же года тогдашний глава МВД Борис Грызлов объявил, что выяснены личности двенадцати человек, причастных к взрывам на рок-фестивале в Тушине и неудавшейся попытке ингушки Заремы Мужихоевой взорвать бомбу на Тверской.
Блюменфельд стал звонить в милицию, но, не дозвонившись, набрал номер ФСБ. Из офиса «Делко-2» были изъяты все документы, связанные с Лайпановым. По данным расследования , проведенного газетой «Коммерсант», именно таким образом сыщики нашли склад взрывчатки на Борисовских прудах. В тот же день по описанию Блюменфельда был составлен фоторобот подозреваемого. Спустя несколько месяцев после терактов Романович попал под машину на Кипре и погиб. После этого Блюменфельд под давлением ФСБ изменил показания, и фоторобот изменился. Блюменфельд даже в суде высказывал сомнения относительно второго фоторобота, однако внимания этому никто не придал. Опознавший сотрудника спецслужб Трепашкин был арестован в октябре 2003 года и в 2004 году осужден за разглашение государственной тайны на 4 года.
В ходе расследования менялся и состав взрывчатки. Так, при обнаружении склада ФСБ заявляла, что нашла мешки с гексогеном весом в две тонны. Но такое количество взрывчатки можно достать только на военном складе. В приговоре Московского городского суда Адаму Деккушеву и Юсуфу Крымшамхалову единственным осужденным по делу о взрывах в Москве фигурирует другое вещество — аммиачная селитра. Достать ее можно в любом хозяйственном магазине, вещество используется как удобрение, поэтому отследить его закупку практически невозможно. Внешне нитрат аммония похож на сахар — кристаллическое вещество белого цвета. Но химический состав аммиачной селитры и гексогена спутать нельзя — в последнем присутствует углерод. Отдельный интерес представляет оговорка спикера Геннадия Селезнева 13 сентября на заседании Совета Госдумы: «По сообщению из Ростова-на-Дону, сегодня ночью взорван жилой дом в Волгодонске».
Это же можно как провокацию расценивать: если Государственная дума знает, что дом уже взорван якобы в понедельник, а его взрывают в четверг. Как это произошло, что вам докладывают в 11 утра в понедельник взорван дом, и что, администрация Ростовской области не знала об этом, что вам об этом доложили? Все спят, через три дня взрывают, тогда начинают принимать меры».
В ФСБ России были получены достоверные сведения, что взрывы домов в Москве и Волгодонске организованы и профинансированы чеченскими полевыми командирами. Все они прошли диверсионную подготовку в лагерях чеченских боевиков. Непосредственно руководил терактами в Москве ваххабит Ачимез Гочияев, получивший приказ из Чечни от арабских террористов Хаттаба и Абу Умара. В ходе оперативно-розыскных мероприятий правоохранительные органы России предотвратили еще 13 взрывов, в том числе 6 — в Москве, 5 — в Пятигорске, 1 — в Буйнакске и еще 1 — во Владикавказе. В апреле 2003 года Генеральная прокуратура России завершила расследование уголовного дела о взрывах домов в Москве и Волгодонске.