Я не стала: это стало первым шагом к нелегкому избавлению от синдрома отличника.
Синдром отличника изводит российские семьи
Как понять, есть ли у ребёнка синдром отличника? Синдром отличника практически всегда приводит к проблемам с самооценкой — с детства у ребенка вырабатывается неуверенность в себе и нездоровый перфекционизм, который мешает в принципе что-то начинать. Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих. Из-за чего возникает синдром отличника у детей Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным.
Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника
Чаще интересуйтесь не оценками, а самим процессом учебы - что проходили на биологии, какую книжку обсуждали на литературе, как прошла экскурсия в музей и почему учитель английского дал такое большое задание. Проявляйте искренний интерес, слушайте, если ребенок хочет вам что-то рассказать, хвалите, если чувствуете гордость за достижения своего сына или дочери, но лучше - не за оценки, а за стремление, за попытку, даже если она не увенчалась успехом. Учите ребенка, что в жизни нужны не только победы, ведь неудачи - это прекрасный способ узнать свои слабые стороны и понять, над чем еще можно поработать. Если же ребенок сам стремится продемонстрировать свой успех - «смотри, мама, у меня сегодня две пятерки» - старайтесь все равно избегать похвалы именно за высокий балл. Ваша задача - дать ребенку понять, что оценки - это не главное в жизни. На самом же деле, если школьник чувствует, что родители ему доверяют и не стремятся брать на себя ответственность за исполнение им домашнего задания, он берет ее на себя сам. Возможно, его «естественного» уровня притязаний не хватит на дневник, полный пятерок, зато он вырастет в гармоничную, уверенную в себе и в своих силах личность. Именно такие обычно и добиваются успеха в жизни. Оглядитесь по сторонам - все ли среди тех, кто занимает важные посты, получает хорошую зарплату, добивается успеха в карьере и личной жизни - золотые медалисты и обладатели красных дипломов? Как показывает практика, в реальной жизни куда успешнее становятся как раз-таки троечники, которые не живут ради получения одобрения откуда-то извне, а прекрасно умеют поощрять и мотивировать себя сами.
И, кстати, отсутствие контроля совершенно не означает обилие троек в дневнике. Что делать со своим синдромом отличника? Проблема заключается в том, что синдром отличника, если так можно сказать, - это наследственное «заболевание». Бабушка требовала отличных оценок от вашего папы, он ставил вас в угол за любую «не-пятерку» и теперь вы приходите в ярость при виде двойки или, хуже, даже четверки в дневнике своего ребенка. И, сколько бы вы ни убеждали себя, что оценки - не главное в жизни, когда ваш пятиклассник снова приходит домой, потупив глаза, говорит, что получил четверку за диктант по русскому языку, вы просто не можете совладать со своими эмоциями. И побороть этот паттерн поведения без вмешательства извне порой бывает очень сложно. В такие моменты в вас «оживает» критикующий родитель - тот самый, который был скопирован с ваших собственных мамы и папы. И вы начинаете кричать, обвинять сына или дочь в безалаберности и даже, порой, глупости.
Или не ловите ничего и просто живите. Только сначала почитайте наши премудрости, вдруг что-нибудь пригодится в «быту».
Отстаньте от ребенка И вместе с этим забудьте про раннее развитие, о котором кричат из каждого угла. Считать, писать, читать надо учиться строго в свое время и никак не раньше. Например, два-три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы. Если вы туда полезете и будете нагружать своими «хотелками» ребенка, то начнете тратить его энергетический запас. В результате пострадают эмоциональные процессы, потому что никто не отменял законы развития психики. Если мы тратим энергию на освоение какой-то функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть изначально вложена. Все остальные «драмкружки» — по фото, рисованию, пению — вреда не причинят, и если вам так сильно хочется, то, конечно же, ведите своего малюсенького художника на курсы. Только не забывайте главное: нужно каждый день предоставлять ребенку свободное время для ничегонеделания с вашей точки зрения. Это так же полезно, как и все другие виды игр. Дети ведут себя как дети Согласитесь, мы все об этом забываем.
И воспринимаем незрелые поступки малышей и их не всегда ровный путь познания жизни как нечто вопиющее. Ребенок познает мир, а мы вместо того, чтобы уважать его действия, реагируем грубостью, раздражением и нетерпимостью. Ждем от него логичных поступков и самоконтроля, а это очень большие требования для еще физически и психологически маленького человека. Так что запасаемся терпением и помогаем. Даже если для этого нам потребуется успокоительное или бокал вина!
По мнению педагога с тридцатилетним стажем Марины Соколовой, неточность формулировок в подобных рекомендациях может оказать медвежью услугу — и детям, и родителям. А научить ребенка ценить недостатки, дающие опыт преодолевать трудности, не менее важно, чем обеспечить его багажом знаний. Важно понимать и то, что оценка — вещь субъективная. Тройка или четверка — это стимул для развития, а не приговор. Вот это должны понимать и дети, и их родители.
Ребенок, не готовый получить оценку, ниже той, на которую рассчитывал, может опустить руки и вообще перестать учиться. На портале правительства Москвы опубликованы советы столичных педагогов о том, как настроить детей на учебу, минимизировать стрессы и правильно поддерживать ребенка в стремлении к знаниям. И в них, в частности, тоже говорится о правильной, здоровой мотивации ребенка к получению знаний. По мнению эксперта, это их только напугает, поэтому действовать нужно аккуратно и, конечно, не зацикливаться на оценках. Позиция учителей столичных школ сформулирована очень четко: «Школьников особенно младшеклассников важно поддерживать в учебе и стремлении к знаниям. Не надо гнаться за пятерками и давить на ребенка из-за оценок. Стоит помнить, что эмоциональное состояние детей во многом зависит от настроения близких взрослых», — говорится на портале mos. Важны не они, а то, чего достиг ребенок. Допустим, ребенок пишет с одним количеством ошибок, а через какое-то время их стало меньше. Пусть он пока не получит пятерку, но ошибок-то стало меньше.
Вот что важно. Оковы иллюзий Собственно, о последствиях родительских ошибок, связанных с неверной мотивацией детей к получению оценок, а не знаний, говорится в недавнем исследовании, проведенным известными американскими социальными психологами Томасом Каррэном и Эндрю Хиллом. Конкурентная среда в престижных и хорошо оплачиваемых сферах деятельности подстегивает амбиции. И с одной стороны, ничего плохого в том, чтобы стремиться к совершенству, нет. Перфекционисты ответственно относятся к работе, они усидчивы, все по сто раз проверяют, чтобы не допустить ошибки. С другой — как ни парадоксально, это не всегда нравится работодателям: например, времени на выполнение поставленных задач перфекционист часто тратит больше, чем человек, лишенный этого качества. И вот достоинство уже перерастает в недостаток. А претензии начальства перфекционисты, как и ученики, страдающие синдромом отличника, воспринимают болезненно. А по мнению психолога Ильи Суровцева, опасен именно патологический перфекционизм, когда, даже выполнив работу на высшем уровне, человек все равно остается недоволен результатом, а в общении с коллегами не приемлет никакой помощи, часто действуя по принципу: «хочешь сделать хорошо — сделай сам». Предъявляя себе завышенные требования, человек невольно загоняет себя в угол и оказывается в оковах иллюзий, что все, за что бы он ни брался, можно сделать еще лучше.
Моральное истощение — одно из самых тяжелых последствий запущенного синдрома. Оно проявляется в постоянных душевных терзаниях, нервных срывах и апатии. Также «отличник» отличается тем, что: не умеет получать удовольствие от занятий он сконцентрирован на результате, а не процессе ; не пользуется творческим мышлением, а предпочитает решать задачи знакомыми способами; зацикливается на мелочах; стремится избавиться от соперников конкурентов ; не умеет заводить знакомства из-за сложного характера; проявляет эмоциональную нестабильность. Однозначно, синдром отличника — это патология, которая вредит как самому человеку, так и его окружению. Если очень постараться, можно побороть его самостоятельно. Как избавится от синдрома Сложность лечения патологии заключается в том, что во взрослом возрасте она превращается в черту характера.
Переделывать себя — сложная задача, но попытаться можно и нужно! Для начала необходимо понять причину. Скорее всего, синдром отличника пришел к вам с детства. Состояние развивается из-за недостатка внимания или любви со стороны родителей. Ребенок подсознательно старается заслужить их одобрение, например, через хорошие оценки. Следует четко осознать, что крупные и мелкие неудачи в жизни — не повод огорчаться.
Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться
Синдром отличника: как воспитать у ребёнка адекватное отношение к оценкам — Блог Тетрики | Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. |
«Синдром отличника», или Почему «одни пятерки» — это не всегда хорошо | Возникновение синдрома отличника у ребенка, прежде всего, связано с межличностными отношениями внутри семьи. |
Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить
Excellent student syndrome :: Symptoms, causes, treatment. | Что такое синдром отличника и как его распознать, причины появления, возможные последствия, как справиться с синдромом отличника, советы для родителей, как не допустить развития синдрома отличника у ребенка. |
Методист Лэндри рассказала, что синдром отличника грозит ребёнку развитием невроза — РТ на русском | Но дети и взрослые с синдромом отличника живут в постоянном напряжении — за прекрасными оценками и спортивными наградами могут прятаться серьёзные проблемы. |
Синдром отличника – как помочь ребенку от него избавиться | Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих. |
Синдром отличника изводит российские семьи - Общество - Новая Бурятия | Разбираемся, как понять, что у ребенка синдром отличника, откуда он берется и как с ним справиться. |
Синдром отличника: от депрессии до тика
Что происходит с ребёнком, когда в его жизни появляется навязчивая идея — всегда учиться исключительно хорошо? Что чувствуют дети , если не получают желанную «пятерку»? Пройдите онлайн-тест, чтобы узнать есть ли у вас аллергия «Темная сторона» отличной учебы.
Однако за хорошей успеваемостью может стоять серьёзный комплекс. Проблему можно распознать по трём симптомам: Зависимость от чужого мнения. Ребёнок начинает делать всё, лишь бы получить похвалу и одобрение окружающих. Положительные реакции поощряют его, а критика, наоборот, сильно сказывается на уверенности и самовосприятии. Получить пятёрку любой ценой. Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок учился на отлично и был примером для всех в классе. Однако, если школьник признает только «пятёрки», а «четвёрка» вызывает приступ истерики и самобичевания — стоит обратить на это внимание.
Страх ошибиться. Дети с синдромом отличника работают в режиме достигаторства и боятся допустить даже самую маленькую ошибку. Если проблему не убрать, в будущем она может перерасти в позицию «Либо идеально, либо никак». Как помочь ребёнку избавиться от синдрома отличника Учиться на отлично, везде успевать, быть примером для подражания — это нормальные стремления и желания не только родителей, но и детей. Однако, когда чужое мнение становится самым главным критерием оценивания — пора бить тревогу. Мы подготовили несколько советов о том, как родители могут помочь ребёнку справиться с синдромом отличника: Трезво оценивайте возможности ребёнка — не требуйте от него сверх сил. Определитесь, кому нужны пятёрки — вам или ребёнку. Оценка субъективна и не всегда является показателем реальных знаний.
Если заниматься тем, что не любишь, да ещё с таким рвением, это приведёт к выгоранию. Осознайте, чем именно вы хотите заниматься, и полюбите сам процесс Как помочь победить синдром отличника ребёнку? И вы будете испытывать разочарование каждый раз. С таким круговоротом пора заканчивать, ничего хорошего в нём нет. Проанализируйте все сферы своей деятельности. Найдите ту, которая доставляет вам настоящее удовольствие, — не только результат, но и процесс. И направьте на него свои силы. Все остальные области не настолько для вас важны. Не надо убивать свои силы и здоровье на них. Любимым делом надо наслаждаться. Осознайте, что для любви нет причины Возможно, вам и могло показаться, что хорошее отношение семьи к вам возникло лишь на основе каких-то достижений. Но это совсем не так. Для этого чувства не нужны причины. Близкие и друзья просто рады быть с вами. А если нет, то нужны ли вам рядом такие люди? Научитесь делегировать обязанности Как справиться с синдромом отличника у взрослых? Так вас надолго не хватит. Начните с мелких поручений и просьб, которые несильно влияют на итоговый результат. Привыкните к тому, что другие делают это не так, как вы. И после уже можно будет просить о помощи в более сложных вещах. Научитесь доверять людям. Не надо загонять себя. Любящая семья наверняка всегда готова протянуть вам руку.
По всем этим пунктам отличники более уязвимы. Это долгая работа, начинающаяся с родителей, которые должны пересмотреть свои приоритеты и изменить отношения с ребенком. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, а сын или дочь отвергают любую вашу помощь, стоит найти хорошего подросткового психолога, который поможет проработать ситуацию и выйти из нее с минимальными потерями. Необязательно обращаться к очному психологу. Многие специалисты консультируют онлайн. Как родители могут помочь отличнику Но если найти психолога не получается, постарайтесь помочь ребенку своими силами. Используйте матрицу Декарта Расчертите лист на 4 части. Назовите их так: верхний левый — «Что будет, если это случится»; верхний правый — «Чего не будет, если это случится»; нижний левый — «Что будет, если этого не случится»; нижний правый — «Чего не будет, если это не случится». Пропишите все возможные сценарии. Отличники во многом очень рациональны, поэтому такой разбор снизит у них уровень тревожности. Рассмотрите все варианты После того, как вы разобрали все варианты по матрице Декарта, вы можете найти выход из каждой ситуации. Так он вернет себе контроль над ситуацией, и даже провал на экзамене не станет для него трагедией — ведь он будет знать, что делать. Научитесь расслабляться Для мозга очень важны моменты, когда он ничем не занят. В такие периоды «блуждания» он обрабатывает и структурирует полученную информацию, поэтому важно уметь не только хорошо работать, но и хорошо отдыхать. Для старшего школьника таким отдыхом могут стать посещение батутного центра физическая активность хороша еще и тем, что помогает сбросить напряжение , прогулки с друзьями, посиделки в кафе или просмотр романтической комедии. Обязательно выделяйте время на это. Подкрепляйте его уверенность в себе Отличники завязаны на внешние оценки, поэтому мы должны научить их опираться на внутренние ориентиры. Оценки за экзамены, конечно, важны, но не менее важны и те знания, которые ребенок получил во время обучения.
Синдром отличника: как воспитать у ребёнка адекватное отношение к оценкам
В частности, она сказала, что некоторые школьники привыкли делать так, как хотят взрослые, они зависят от оценки окружающих. Это свидетельствует о том, что у ребенка синдром отличника. Источник фото: Фото редакции По словам Марии Маниной, дети с таким синдромом постоянно ищут одобрения, они с яростью хотят заслужить похвалу взрослых. При этом дети панически боятся совершить ошибку и потерпеть неудачу.
В школе ребенку легко и интересно. Упорный отличник — ребенок, получающий высокие отметки благодаря своему старанию и упорству. Ребенок часами сидит за домашними заданиями, ходит на факультативные занятия, выполняет дополнительные проекты и — все это только для того, чтобы получить заветную пятерку.
Упорный отличник может не выдержать такой нагрузки: нервная система начинает давать сбой. У такого ребенка нет свободного времени, друзей и увлечений. Отличник по желанию родителей. Некоторые родители уверены в том, что их ребенок должен быть отличником. Высокие оценки достигаются любыми способами: репетиторы чуть ли не с начальной школы, выполнение заданий вместо ребенка, давление и жесткий контроль над сыном или дочкой. Отличник поневоле боится плохих оценок, так как за ними стоит жесткая реакция родителей.
Школа вызывает тревожность, а в некоторых случаях страх. В погоне за оценками родители часто забывают о самом ребенке. Ребёнок в итоге получает статус отличника и просто обязан ему соответствовать. У него нет выбора, так как он — пример для одноклассников. Этого требуют родители, учителя или собственные амбиции. Комплекс отличника появляется, чаще всего, у отличников второго и третьего типа и реже у природных отличников.
Как статус отличника перерастает в синдром Оценка в школе имеет важное стимулирующее значение — каждый ученик должен стремиться к высоким отметкам. Получение пятерки — гордость для среднего ученика и норма для отличника. Получить пятерку для отличника — ничего не значит, а получить более низкую оценку — позор и порицание. Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие. Значит, нужно не просто постоянно выполнять домашние задания, а постоянно чем-то удивлять. Отсутствие оригинальности моментально замечается всеми.
И уж совсем непростительно совершить ошибку: - педагоги высказывают мнение о недостаточной подготовке; - родители ищут причины в отсутствии старания; - сверстники радуются ошибкам того, кто учится лучше. Получается, что отличник — это ребенок, чьи ошибки стоят «дорого». Школьная успеваемость отражается на личностных отношениях в семье и в школе. Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады.
Школьники используют шпаргалки и списывания, чтобы получать высокие баллы. Взрослые сотрудники крадут чужие идеи, чтобы выслужиться перед боссом. Появление разного рода зависимостей и проблем со здоровьем. Я понимала, что только так заслужу ее любовь. Отличницей была и в школе, и в университете, все старалась довести до совершенства.
У меня появилось ощущение, будто за мной постоянно кто-то наблюдает — вроде внутреннего надзирателя. Впрочем, даже это не помогало сбросить постоянное напряжение». Как победить «синдром отличника» Лучше не побеждать, а предупредить его. Это задача родителей. Нужно соблюдать всего два простых правила.
Код: Недавно, она вспомнила: "Когда я была в садике. Вышла на вашу тему через новости высвечивающиеся сверху -- там была статья о "Синдроме отличника", а через статью связь с вашей темой. Дочитала вашу тему до 6ой страницы. Решила высказаться. Знакома с этим синдромом. Одна из моих дочерей этим долго страдала. Лишь недавно мы справились с этим синдромом до той степени, что окружающие перестали от него страдать, хотя налет остался. Начала я озабочиваться этим синдромом в первом классе, когда она играла до 9-10ти, затем в 10 вечера, наконец, организовывалась делать уроки и делала их допоздна, хотя уже не было сил. Плакала, в изнеможении выписывала буквочки и обводила их по несколько раз. Я ей говорила: "Ложись спать! Не нужны нам никакие пятерки ценой здоровья! На соревнованиях по бегу заняла первое место, а затем долго болела. Я ее ругала: зачем ты так напрягалась! Никому это не нужно! Кроме всего прочего еще в садике она часто болела, и бронхиты были и аллергия на кошек, затем и на пыльцу одуванчиков. В результате началось постоянное покашливание, по типу нервного и насморк. Покашливание уходило, только если она ходила по два раза в неделю на секцию в бассейн. Как только пропускала, сразу начиналось покашливание. Не знаю, то ли хлорка помогала, то ли физическая нагрузка расслабляла, снимала нервное напряжение. Я думаю, это были симптомы начала астмы. Мы сменили школу. В новой школе не ставили отметки аж до 4 го класса, так как экспериментальная площадка. Покашливание ушло через несколько месяцев полностью. Но расстраивание в случае неуспеха осталось. До 4го класса она часто плакала в школе, чуть только у нее не получалось, хотя она была лучшей ученицей в классе. Наконец, я начала ее лечить с помощью гомеопатии. Нервная система стала более стабильной, плакать перестала. Затем в пятом классе, в случае неуспеха, она стала спорить с нами, но только агрессивно. Что мы все виноваты в том, что она проигрывает в игру, которую мы всей семьей с удовольствием играем, не ориентируясь на победу. Я продолжала ее лечить. Лекарства подбирались по психологическим симптомам, по предпочтениям в еде, по всему в целом. Она стала более уравновешенной. Перестала за всех в классе переделывать задания при работе в группах. Раньше, при работе в группах она не доверяла остальным, а сама все делала как надо. Остальные же дети свешивали ручки -- все равно Х все сделает сама. Научилась наблюдать со стороны за одноклассниками, а не только самой рваться в бой и звездить. В настоящий момент синдромом отличника мы не страдаем до степени явных проблем, которые выливались бы в нервотрепку и простудные заболевания. Пока еще у нее есть постоянный насморк, который раньше выливался в весеннюю аллергию.
Синдром отличника – как помочь ребенку от него избавиться
Следуя этому тезису, дети с «синдромом отличника» склонны находить только одно решение задания, а дети без синдрома имеют более творческое. По ним можно отличить нормальное стремление ребенка к успеху от угрожающего его благополучию синдрома отличника. Рассказываем, как родителям обнаружить синдром отличника у своего ребенка, откуда он берется и как от него избавиться. В какой момент жизнь отличника может стать настолько невыносима, что единственным решением окажется «прекратить эти мучения любым способом»? Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих.
Синдром отличника: как избавиться от нездорового перфекционизма?
Нередко синдром отличника у ребенка проходит незамеченным до тех пор, пока не начнут проявляться серьезные проблемы с нервами или социализацией. Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих. Самооценка ребенка с синдромом отличника опирается на успехи в учебе (и других сферах деятельности, например, спорте или игре на музыкальном инструменте) и похвалу окружающих. под «раздачу» попадают не только дети, но и родители, мужья, коллеги. Родители с синдромом отличника подвержены этому больше всего, но все старания, как правило, приводят к неврозу и иногда разочарованию. В этом видео с психологом обсудим как воспитывать детей, нужно ли избавиться от синдрома отличника?
Синдром отличника негативно сказывается на здоровье ребенка
Как понять, что ребёнок страдает синдромом отличника? Синдром отличника лишает способности рисковать. Самооценка ребенка с синдромом отличника опирается на успехи в учебе (и других сферах деятельности, например, спорте или игре на музыкальном инструменте) и похвалу окружающих. В какой момент жизнь отличника может стать настолько невыносима, что единственным решением окажется «прекратить эти мучения любым способом»? Психологи отмечают, что обычно синдром отличника развивается из‑за слишком амбициозных и требовательных родителей. Взрослым нужно понимать, что часто причины возникновения синдрома отличника у детей находятся в их зоне влияния.
Статья «Влияние родителей на формирование «синдрома отличника»»
По мнению н. Бердяева, творчество — это прежде всего свободное проявление личности [бердяев, 2015, с. Гилфорд определяет креативность как универсальную творческую способность личности. Следуя этому тезису, дети с «синдромом отличника» склонны находить только одно решение задания, а дети без синдрома имеют более творческое мышление и могут найти несколько вариантов. По этой причине факторы школьной и студенческой дезадаптации являются предметом исследования в науке.
Поэтому очень важно на раннем этапе развития данного синдрома диагностировать его, а также найти способы коррекции. Эта проблема вызвала исследовательский интерес, поэтому целью описанного ниже эксперимента является установление механизма образования «синдрома отличника». Это стало первым шагом в создании диагностической методики оценки данного синдрома. Цель: теоретическое и эмпирическое обоснование «синдрома отличника» в зависимости от наличия высокой ситуативной тревожности в условиях оценивания.
Объект: «синдром отличника». Предмет: взаимосвязь «синдрома отличника» с наличием ситуативной тревожности в условиях оценивания. Гипотеза: у учеников с выраженным «синдромом отличника» повысится ситуативная тревожность в условии оценки качества выполненных заданий, а в условиях отсутствия оценки тревожность останется неизменной либо повысится незначительно. Были созданы две рандомизированные группы по 20 человек в каждой.
Процедура одинакова для обеих групп, за исключением 3 этапа : 1 Психодиагностика, срез 1 «Тест Спилберга на ситуативную тревожность». Экспертами были пять преподавателей психологического факультета Самарского университета. При этом вы должны знать, что качество выполненной вами работы отражает честь школы, так как ее результаты будут направлены в министерство.
Так же зацикленность на результате лишает такого человека получать какое-либо наслаждение от процесса работы в любом деле. Очень важно с самого детства рассказывать детям, что ошибаться полезно, а все что ребенок делает - он делает в первую очередь для себя. Хорошим примером здесь послужит история Томаса Эдисона, который сумел наконец изобрести первую в мире электрическую лампу только спустя 10 000 безуспешных попыток. Но о не воспринимал ни одну из них как поражение. Сам он говорил об этом так: "я просто нашел 10 тысяч способов, которые не работают". На ошибках человек учится и становится лучше.
Как бороться с синдромом отличника Некоторые родители придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то ценное, и передают такое отношение детям. Ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит все. Это приводит к постоянному напряжению, опасениям не справиться с задачей, боязнью разочаровать родителей. Основная задача родителей таких детей — это понять и донести до ребенка мысль, что высокая оценка не является главной жизненной целью. Не нужно требовать от ребенка того, с чем он не может справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Обратите внимание, к чему ребенок проявляет наибольшие способности и помогайте ему развиваться в этом направлении. Не нужно убеждать ребенка в его уникальности. Не для всех детей эти слова являются поддержкой, это может причинить и вред. Дайте понять ребенку, что вы будете любить его всегда, и на это не повлияют оценки. Если ребенок полностью погружен в учебу, нужно научить его отдыхать и расслабляться. Чаще отпускайте его гулять или приглашайте детей к себе в дом. Больше времени проводите с ним, можете отправиться в лес, прогуляться в парке, посетить детский развлекательный центр.
Другими словами, человек ставит сложные для себя задачи, максимально вкладывает силы в их решение и при этом старается не столько для себя, сколько для других, не учитывая свои собственные потребности и желания», — сказал он. По словам психолога, можно назвать три основные причины возникновения синдрома отличника. Во-первых, это влияние семьи, вернее — ожидания со стороны родителей от ребенка, которые ему транслируются. Особенно высок риск развития синдрома отличника у ребенка именно в той сфере, где родители не смогли себя реализовать.
Синдром отличника: как воспитать у ребёнка адекватное отношение к оценкам
Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В большинстве случаев синдром отличника формируется под воздействием воспитания в семье, когда для родителя важен успех ребенка. Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих.