Словом, Роза из Маленького Принца.
Краткое содержание сказки «Маленький принц»
Читать онлайн книгу «Маленький принц и его Роза. Письма, 1930–1944» автора Антуана де Сент-Экзюпери полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. И не остается сомнений в том, что Консуэло занимала место номер один в сердце нашего героя и в сказке о Маленьком принце (роза). Маленький принц был восхищён гостьей и полюбил её, но роза оказалась гордой и обидчивой. Да, она была как Роза Маленького Принца: смешная, трогательная врушка — единственный в мире, самый прекрасный цветок.
«Маленький принц»: краткое содержание и анализ
– Я в ответе за мою розу – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. «В эту смену все вы стали Маленькими принцами большой планеты «Артек», — обратился к артековцам директор «Артека» Алексей Каспржак, выступая на финальном вечере. Маленький принц и роза: стоковые изображения в HD и миллионы других стоковых фотографий, иллюстраций и векторных изображений без лицензионных платежей в коллекции Shutterstock. Маленький принц: У Розы и Маленького принца очень близкие отношения, которые можно истолковать как любовь. На протяжении всего сериала показано, что она постоянно ждет новостей.
Роза и маленький принц (Или как вырастить самый прекрасный цветок на Урале)
Но когда однажды он уличил розу во лжи, он решил, что больше не может ей доверять. Ему стало одиноко, и он решил уехать. Несмотря на примирение с розой в последнюю минуту, принц отправился исследовать другие планеты и излечиться от одиночества. Пока пилот пытается починить самолёт, Маленький принц делится историями о своих путешествиях на другие планеты и встречах с разными странными персонажами, в итоге преподавая пилоту ценные уроки о жизни, любви и о том, как важно видеть сердцем. Во время путешествия, рассказывает рассказчик, маленький принц проходит мимо соседних астероидов и впервые сталкивается со странным, узкомыслящим миром взрослых. На первых шести планетах, которые посещает маленький принц, он встречает короля, тщеславного человека, пьяницу, бизнесмена, фонарщика и географа — все они живут в одиночестве и поглощены своими занятиями. Такое странное поведение одновременно и забавляет, и возмущает маленького принца. Он не понимает их стремления командовать людьми, восхищаться ими и владеть всем. За исключением фонарщика, чьей доблестной верностью он восхищается, маленький принц не думает многого о взрослых, которых он посещает, и не учится ничему полезному. Однако от географа он узнает, что цветы не вечны, и начинает скучать по оставленной им розе. По предложению географа маленький принц посещает Землю, но приземляется посреди пустыни и не может найти людей.
Вместо этого он встречает змею, которая говорит загадками и мрачно намекает, что её смертельный яд может отправить маленького принца обратно на небо, если он того пожелает. Маленький принц игнорирует предложение и продолжает свои поиски, останавливаясь, чтобы поговорить с трёхлепестковым цветком и взобраться на самую высокую гору, которую он может найти, где он путает эхо своего голоса с разговором. В конце концов, маленький принц находит розовый сад, который удивляет и удручает его — ведь роза говорила ему, что она единственная в своём роде. Принц дружит с лисой, которая учит его, что важные вещи в жизни видны только сердцу, что время, проведённое вдали от розы, делает её ещё более особенной для него, и что любовь делает человека ответственным за тех, кого он любит. Маленький принц понимает, что, хотя роз много, его любовь к своей розе делает её уникальной, и поэтому он несёт за неё ответственность. Несмотря на это откровение, он по-прежнему чувствует себя очень одиноким, потому что находится так далеко от своей розы. Принц заканчивает свой рассказ, описывая свои встречи с двумя мужчинами — железнодорожным коммутатором и продавцом. Рассказчик находится в пустыне уже восьмой день, и по предложению принца они отправляются на поиски колодца. Вода питает их сердца так же, как и тела, и двое разделяют момент блаженства, соглашаясь, что слишком много людей не видят того, что действительно важно в жизни. Однако мысли маленького принца заняты возвращением к своей розе, и он вместе со змеёй начинает строить планы по возвращению на свою планету.
Рассказчику удаётся починить свой самолёт за день до годичной годовщины прибытия принца на Землю, и он с грустью идёт со своим другом к тому месту, где приземлился принц. Змея кусает принца, и тот бесшумно падает на песок. Рассказчик утешается тем, что на следующий день не может найти тело принца, и уверен, что принц вернулся на свой астероид. Рассказчика также утешают звезды, в которых он теперь слышит звонкий смех своего друга. Однако часто он грустит и задаётся вопросом, не съела ли нарисованная им овца розу принца. В заключение рассказчик показывает своим читателям рисунок пустынного пейзажа и просит нас остановиться на некоторое время под звёздами, если мы когда-нибудь окажемся в этих местах, и немедленно сообщить рассказчику, если маленький принц вернулся. Темы Опасности узкого мышления В «Маленьком принце» раскрывается невежество, которое сопровождает неполный и узкий взгляд на вещи. Например, в главе IV, когда турецкий астроном впервые представляет своё открытие астероида B-612, его игнорируют, потому что он одет в традиционную турецкую одежду. Спустя годы он делает ту же презентацию в европейской одежде и получает шумное одобрение. Поскольку трёхлепестковый цветок, описанный в главе XVI, провёл всю свою жизнь в пустыне, он неверно сообщает, что на Земле очень мало людей и что они — бескорневой, дрейфующий народ.
Даже у главных героев «Маленького принца» бывают моменты узости мышления. В главе XVII рассказчик признается, что в его предыдущем описании Земли слишком много внимания уделялось людям. В главе XIX Маленький принц принимает эхо собственного голоса за голос людей и ошибочно обвиняет людей в том, что они слишком повторяются. Такие быстрые суждения, утверждает рассказ, приводят к развитию опасных стереотипов и предрассудков. Они также препятствуют постоянным вопросам и непредвзятости, которые важны для хорошо приспособленной и счастливой жизни. По большей части «Маленький принц» характеризует узкий кругозор как черту взрослых. В первой же главе рассказчик проводит резкий контраст между тем, как взрослые и дети смотрят на мир. Взрослых он изображает лишёнными воображения, скучными, поверхностными и упрямо уверенными в том, что их ограниченный взгляд на мир является единственно возможным. Детей же он изображает образными, открытыми, осознающими и воспринимающими тайну и красоту мира. На первых страницах рассказа рассказчик объясняет, что взрослым не хватает воображения, чтобы увидеть в его рисунке номер один, на котором изображён удав, глотающий слона, что-либо иное, кроме шляпы.
По мере развития сюжета появляются и другие примеры слепоты взрослых.
Ты — это твои действия, и нет другого тебя Нужно стерпеть двух-трех гусениц, если хочешь познакомиться с бабочками Зорко одно лишь сердце Самого главного глазами не увидишь! Маленький принц живёт в каждом из нас! Стань ему другом и он откроет для тебя сокровища твоей души.
А поскольку «все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», автор исправляется и посвящает книгу другу, но когда тот был маленьким. Глава 1. Слон в удаве Когда лётчику было шесть лет, он увидел в книжке картинку, на которой удав целиком заглатывал зверя. После этого лётчик нарисовал слона, проглоченного удавом, но родители решили, что это шляпа. Тогда он нарисовал удава изнутри, и взрослые посоветовали ему «не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием». Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им всё объяснять и растолковывать. Рассказчик больше не рисовал, а стал лётчиком и облетел весь мир. Он долго жил среди взрослых, но «не стал думать о них лучше», ведь никто из них так и не понял, что на рисунке лётчика не шляпа, а удав, проглотивший слона. Реклама Глава 2. Знакомство с Маленьким принцем Однажды лётчик совершил вынужденную посадку в Сахаре: нужно было починить самолёт. Воды у него было едва на неделю. На рассвете лётчика разбудил тоненький голосок, попросивший нарисовать барашка. Не было похоже, что он заблудился в пустыне и умирает от голода и жажды. Лётчик не смог ему отказать и нарисовал то, что умел — слона в удаве. Маленький принц сразу понял, что на рисунке не шляпа, а слон в удаве, и сказал, что ему нужен только барашек, ведь у него дома «всё очень маленькое». Лётчик нарисовал несколько барашков, но ни один из них не понравился малышу. Наконец лётчик нарисовал ящик, якобы в котором сидел барашек, и это принца вполне устроило. Главы 3—6. Астероид В-612 Лётчик выяснил, что принц прилетел с маленькой планеты величиной с дом. Скорее всего, это был астероид В-612, открытый в 1909 году турецким астрономом. Лётчик так подробно рассказал об астероиде, потому что взрослые верят только в цифры, и это убедит их в существовании Маленького принца. Реклама В почве В-612 было много семян баобабов. Огромные баобабы могли бы разорвать планетку своими корнями, поэтому Маленький принц каждое утро выпалывал их ростки. Когда Маленькому принцу становилось грустно и одиноко, он смотрел на закаты. Астероид был настолько мал, что закаты можно было смотреть много раз в день — достаточно передвинуть стул. Однажды принц увидел 43 заката подряд. Главы 7—8. Прекрасный цветок На пятый день Маленький принц спросил лётчика, ест ли барашек цветы с шипами. Лётчик был занят и зол: у него не получалось починить самолёт. Но Маленький принц, «задав какой-нибудь вопрос… никогда не отступался, пока не получал ответа». Он обиделся, что лётчик заговорил с ним «как взрослые», и расплакался. Оказалось, что на В-612 рос прекрасный цветок с шипами, семя которого случайно занесло на астероид, и малыш боялся, что барашек его съест. Принц любил гостью и преданно за ней ухаживал: поливал, прикрывал от ветра. Гостья оказалась горда и обидчива. Она измучила Маленького принца, и он решил отправиться в путешествие. Теперь принц понимал, что цветы надо не слушать, а просто наслаждаться их ароматом. Реклама Лётчик утешил Маленького принца и пообещал нарисовать для барашка намордник. Главы 9—15.
Воды у него было едва на неделю. На рассвете лётчика разбудил тоненький голосок, попросивший нарисовать барашка. Не было похоже, что он заблудился в пустыне и умирает от голода и жажды. Лётчик не смог ему отказать и нарисовал то, что умел — слона в удаве. Маленький принц сразу понял, что на рисунке не шляпа, а слон в удаве, и сказал, что ему нужен только барашек, ведь у него дома «всё очень маленькое». Лётчик нарисовал несколько барашков, но ни один из них не понравился малышу. Наконец лётчик нарисовал ящик, якобы в котором сидел барашек, и это принца вполне устроило. Главы 3—6. Астероид В-612 Лётчик выяснил, что принц прилетел с маленькой планеты величиной с дом. Скорее всего, это был астероид В-612, открытый в 1909 году турецким астрономом. Лётчик так подробно рассказал об астероиде, потому что взрослые верят только в цифры, и это убедит их в существовании Маленького принца. Реклама В почве В-612 было много семян баобабов. Огромные баобабы могли бы разорвать планетку своими корнями, поэтому Маленький принц каждое утро выпалывал их ростки. Когда Маленькому принцу становилось грустно и одиноко, он смотрел на закаты. Астероид был настолько мал, что закаты можно было смотреть много раз в день — достаточно передвинуть стул. Однажды принц увидел 43 заката подряд. Главы 7—8. Прекрасный цветок На пятый день Маленький принц спросил лётчика, ест ли барашек цветы с шипами. Лётчик был занят и зол: у него не получалось починить самолёт. Но Маленький принц, «задав какой-нибудь вопрос… никогда не отступался, пока не получал ответа». Он обиделся, что лётчик заговорил с ним «как взрослые», и расплакался. Оказалось, что на В-612 рос прекрасный цветок с шипами, семя которого случайно занесло на астероид, и малыш боялся, что барашек его съест. Принц любил гостью и преданно за ней ухаживал: поливал, прикрывал от ветра. Гостья оказалась горда и обидчива. Она измучила Маленького принца, и он решил отправиться в путешествие. Теперь принц понимал, что цветы надо не слушать, а просто наслаждаться их ароматом. Реклама Лётчик утешил Маленького принца и пообещал нарисовать для барашка намордник. Главы 9—15. Король, честолюбец, пьяница, делец, фонарщик и географ Маленький принц рассказал, как прибрал свою планетку, почистил три вулкана — один потухший и два действующих, на которых готовил еду, — и отправился в путешествие. На прощание красавица извинилась за своё поведение и призналась, что тоже любит принца. Сначала Маленький принц посетил 6 ближайших астероидов. На первом жил король. Он обрадовался, увидев Маленького принца: наконец он хоть для кого-то сможет стать королём. Монарх был мудр и отдавал только те приказы, которые его подданные могли выполнить. Когда принц захотел полюбоваться закатом, король повелел, чтобы солнце зашло вечером. Маленькому принцу не хотелось ждать вечера, и он решил продолжить путешествие. Король просил его остаться, стать его министром, но принц отказался. Король не мог допустить, чтобы его ослушались, и повелел Маленькому принцу стать послом.
Войти на сайт
В целом роза в «Маленьком принце» символизирует важность любви, уникальность и быстротечность жизни. Роза из «Маленького принца» списана с жены писателя Консуэло: портрет получился точным, хотя и сильно идеализированным. Учащиеся школы №32 собираются создать символ искренней любви, «Розу Маленького принца», на территории своего школьного двора.
Анимированная открытка "Маленький принц и роза"
Маленький принц никогда еще не видал таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. Антуан де Сент-Экзюпери, Консуэло де Сент-Экзюпери «Маленький принц и его Роза. Маленький принц бежал с Земли на свою планетку: одна-единственная роза казалась ему дороже всех богатств Земли. Роза из "Маленького Принца" является источником вдохновения не только для писателей и художников, но и для многих поклонников этой истории. Маленький принц понял, что его роза потеряла свою значимость, став просто одной из многих вишенок на дереве.
Антуан де Сент-Экзюпери, Консуэло де Сент-Экзюпери «Маленький принц и его Роза. Письма 1930-1944»
У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы… 17. Мне ужасно не хватает путешественников. Ведь не географы ведут счет городам, рекам, горам, морям, океанам и пустыням.
Географ — слишком важное лицо, ему некогда разгуливать. Цветы слабые и простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают: если у них шипы, их все боятся… 20. Ты всегда будешь мне другом. Тебе захочется посмеяться со мною.
Иной раз ты вот так распахнешь окно, и тебе будет приятно… И твои друзья станут удивляться, что ты смеешься, глядя на небо. А ты им скажешь: «Да, да, я всегда смеюсь, глядя на звезды! Вот какую злую шутку я с тобой сыграю. Цитаты о власти, пороках и человеческой природе 1. Короли ничем не владеют. Они только царствуют.
Что толку в политических учениях, которые сулят расцвет человека, если мы не знаем заранее, какого же человека они вырастят? Но честолюбец не слышал. Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал. Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую. И все напрасно.
Царство человечье внутри нас. Тщеславные люди воображают, что все ими восхищаются. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр. Среди людей тоже одиноко. Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
Там хорошо, где нас нет. Еще по теме: Лучшие цитаты великих женщин: актуально до сих пор 11. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать. У каждого человека свои звезды. Одним — тем, кто странствует, они указывают путь. Для других это просто огоньки.
Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Ты ищешь смысла в жизни; но единственный ее смысл в том, чтобы ты наконец сбылся. Горюют всегда об одном — о времени, которое ушло, ничего по себе не оставив, о даром ушедших днях. Ему очень хотелось помочь бедняге. Хорошо иметь друга, даже если тебе скоро помирать. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной.
И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду! Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения. Цитаты о дружбе и любви 1. Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить — значит вместе смотреть в одном направлении. Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Ничего я тогда не понимал!
Надо было судить не по словам, а по делам.
И еще он признался: — Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны!
Но я был слишком молод, я еще не умел любить. Как я понял, он решил странствовать с перелетными птицами. Он думал, что никогда не вернется. Но в то утро привычная работа доставляла ему необыкновенное удовольствие. А когда он в последний раз полил чудесный цветок и собрался накрыть колпаком, ему даже захотелось плакать. Красавица не ответила. И постарайся быть счастливым.
И ни слова упрека. Маленький принц очень удивился. Откуда эта тихая нежность? Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти — так уходи. Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок...
Родословное древо корнями уходит в глубь веков: предки по отцу и по матери — лиможские и провансальские рыцари. В детстве Тонио был точной копией Маленького принца. От природы веселый, открытый ребенок был неистощим на всякие выдумки и фантазии. В семье его называли «Король Солнце» из-за белокурых волос.
Хотелось роз без шипов. У писателя начались романы с другими женщинами: с актрисой Натали Палей, и художницей Хедде Стерни, с невероятной красавицей Сильвией Рейнхардт. Но он всегда возвращался к Консуэло. Она бесилась, но прощала.
Расстаться они не могли, как будто порознь их не существовало. Экзюпери говорил: «Когда я вижу вдалеке огоньки, я знаю, что это зовет меня моя Консуэло». Небо — это море Когда началась Вторая Мировая, Экзюпери ушел в военную авиацию. Одна гадалка сказала: он погибнет в море. Летчик рассмеялся: мое море — это небо. Однажды он отправился в полет-разведку с аэропорта на острове Корсика, и больше никто его не видел. Экзюпери исчез вместе с самолетом, и его поклонникам нравилось думать, что он отправился на планету своего друга, Маленького принца. Только в 1998 году недалеко от Марселя в сети рыбака попался браслет с надписями: «Antoine», «Consuelo» и адресом издательства, в котором выходили книги Экзюпери.
А в 2000 году на глубине 70 метров нашли обломки его самолета.
Консуэло оказалась не готова защитить себя в семейных и издательских дрязгах. С детства она сохранила слегка наивную и доверчивую непринужденность, которая не имела ничего общего с беспринципностью европейцев, она не была склонна к интригам… К тому же с Сент-Экзюпери она привыкла к жизни, свободной от любых ограничений и социальных условностей, к жизни, которая как нельзя лучше подходила ее бесшабашной, чувствительной и несдержанной натуре. Поэтому и теперь она поступала как умела — двигалась вперед интуитивно и так же, по наитию, устраивала свою новую жизнь. Мощные ключи энергии, жизненной силы били в ней с самого детства, проведенного в Сальвадоре, где она родилась в 1901 году. Ранние годы ее, так же как у Сент-Экзюпери, прошли в единении с природой. Детство, проведенное в мечтаниях и фантазиях, было украшено ее воображением — Консуэло оказалась прирожденной сказочницей: она «ворковала», она «щебетала», она очаровывала, ниспровергая действительность и преображая ее в сказки.
Она умела вышивать по канве реальных событий, заново выдумывала свою жизнь, и Сальвадор, с его выжженной землей, вулканами и землетрясениями, превращался в волшебную страну. Там она была богиней. В минуты спокойной и счастливой жизни Сент-Экзюпери постоянно заставлял Консуэло рассказывать о Сальвадоре, о том, как маленькой девочкой она играла с индейцами на кофейных плантациях своего отца среди банановых деревьев. Сент-Экзюпери говорил ей: «Когда я лечу среди звезд и вижу вдали огоньки, я не знаю, то ли звезда в небе, то ли лампа на земле подает мне знаки, и тогда я говорю себе, что это моя маленькая Консуэло зовет меня, чтобы рассказывать свои истории, и я лечу на эти пятнышки света». Консуэло не рассталась с детством, именно оно помогало ей пережить самые тяжелые моменты: измены Сент-Экзюпери, его отсутствие, авиакатастрофы и, наконец, исчезновение. Она тоже могла бы сказать: «Я родом из детства». Ее характер — необузданный, несдержанный, взрывной, или «барочный» — в том смысле, который вкладывают в это слово великие писатели ее континента Борхес, Кортасар, Маркес, — оказался находкой для Сент-Экзюпери.
Консуэло внесла поэзию в его жизнь, он существовал на одной волне с ней, богемной и взбалмошной. Оба они обладали аристократической независимостью духа, способностью превращать жизнь в легенды и сказки. Воображение и сила духа спасли Консуэло от беспросветного отчаяния после смерти Сент-Экзюпери. Она начала писать воспоминания. Встреча в Буэнос-Айресе, скоропалительная помолвка, знакомство с семьей, свадьба, переезд в Париж, супружеская жизнь, трудности существования с Сент-Экзюпери, его донжуанские похождения, его нежность при возвращении, переезды, бродячая жизнь, авиакатастрофы, книги и успех, бегство от войны и жизнь в деревне Оппед в Воклюзе, отъезд в Нью-Йорк, огромный белый дом и одиночество в чужом городе, прощание с Тонио, уходящим на войну, и ровные серые воды Гудзона, в толще которых плывет субмарина, уносящая его навсегда… Она написала свои воспоминания на одном дыхании, с тем экспансивным изяществом, которое сквозило во всем, что делала Консуэло. В них она предстает импульсивной и влюбленной, наивной и покорной, мятежной и энергичной, преданной и неверной, выносливой и павшей духом. Она пишет как говорит, как еще заговорит перед смертью, вернувшись к этим событиям и надиктовав несколько магнитофонных кассет, которые сохранили для нас ее голос.
Голос сказочницы, сравнимый по акценту и манере говорить с голосом Сальвадора Дали, с которым она подружилась в Нью-Йорке. Я считаю, что женщина никогда не должна говорить об этом, но я вынуждена сделать это перед смертью, потому что о нашей семье болтают всякие небылицы, и мне не хочется, чтобы это продолжалось. Хотя воспоминания о трудных моментах, которые случаются в каждой семье, причиняют мне боль. Когда священник во время венчания говорит вам, что вы будете вместе и в горе, и в радости, это действительно так». Вся ее жизнь с Сент-Экзюпери, все ее бесценные сокровища — письма и документы, наброски писателя, акварели, портреты, выполненные синим карандашом, рисунки к «Маленькому принцу», старые театральные программки, ресторанные меню, изрисованные детскими фигурками, телеграммы, географические карты , открытки и рукописи, стихотворения и неизданные тексты, патенты и тетради с математическими расчетами — легли в огромных чемоданах в трюм парохода. Так они пересекли Атлантику. И хранились в подвале парижской квартиры Консуэло.
Никто ни разу не открывал их, оберегая тайну погребенного архива. Несколько раз в старости она возвращается к прошлому, решается заглянуть в тайные хранилища. Вернувшись во Францию, она жила в Париже и в Грасе. Получила известность как скульптор и художник. Много времени посвящала увековечению памяти Сент-Экзюпери. Как графиня де Сент-Экзюпери, вдова писателя, погибшего за Францию, она присутствовала на всевозможных мероприятиях, торжественных церемониях, чествованиях, но только потому, что считала это своим долгом, а не потому, что ей это нравилось. Консуэло никогда не любила светской жизни , ее условностей и обязанностей.
Она предпочитала помнить о том, что написала Сент-Экзюпери незадолго до его гибели, в конце июня 1944 года: «Вы во мне, как росток в земле. Я люблю вас, вас, мое сокровище, вас, моя вселенная». И его ответные слова, что им хорошо и покойно, словно двум деревьям, которые сплелись в густом лесу. Раскачиваться на одном и том же ветру. Вместе наслаждаться лучами солнца, луной и пением птиц. На всю жизнь. После смерти Консуэло в 1979 году легендарные шкатулки и папки перешли к ее наследникам.
Но пароходные чемоданы так и не были открыты. Они отправились в сельский дом в Грасе, где пролежали еще несколько лет. Мало-помалу наследники разбирали их и открывали миру. В 1999 году, к столетию со дня рождения Сент-Экзюпери, документы передали мне для изучения. Так воскресли «Воспоминания розы», переписка супругов, заботливо микрофильмированная Консуэло в Америке, черновики «Маленького принца»… Консуэло ожила. Та, что долго была в забвении, появилась снова. Можно сказать, что ее невиновность доказана.
Этот тайный диалог, который никогда никто не читал, раскрывает их историю под неожиданным углом, восстанавливает истину — в неистовой силе страсти, во всей ее сложности. Отношения между Консуэло и Сент-Экзюпери служат основой для понимания писателя. Стал бы он тем же Сент-Экзюпери без Консуэло? Эти документы приоткрывают его человеческие слабости. Что с того, если картина пойдет трещинами, словно тонкий слой воска, покрывающий лики набальзамированных святых? Если портрет будет не совсем таким, каким его написали для вечности? Немногие биографы поняли историю этого союза и его влияние на Сент-Экзюпери, им не хватало главных элементов.
Никто не подозревал о тайне этих отношений. Прочтите «Воспоминания розы» и восполните пробелы. Прочтите эту книгу разгадок. Книгу об ожидании, прежде всего. Книга начинается с ожидания, им же она и заканчивается. Все эти страницы — история мужчины, который уходит и исчезает, ускользает и отдаляется, пускается в бегство и возвращается, ищет себя и не находит. В центре — стремление любить и, главное, быть любимым, отношения с матерью, защитницей, покровительницей рода.
Этот памятный с детства образ верности и постоянства становится его навязчивой фантазией, переносится на остальных женщин. Не на всех: существуют идеальные женщины и «цыпочки», всякие там Габи и Бетти, «попугаихи», как называет их Консуэло. В глубине души Сент-Экзюпери всегда лелеял образ идеальной женщины — хранительницы очага, богини земли, христианский архетип женщины, преданной и покорной. Вопреки всему тому, что о ней говорили, Консуэло не была легкомысленной или взбалмошной. Родители растили ее в строгости, мать, по ее собственному признанию, обращалась с ней сурово, воспитывала в дочери уважение к религии и набожность. Выйдя замуж за Сент-Экзюпери, стала ли она образцом супруги, о которой он мечтал? Консуэло отвечает на этот вопрос в своих воспоминаниях: она старательно играет свою роль, приводит в порядок его одежду, собирает чемоданы, присматривает за тем, чтобы он правильно питался, обставляет его рабочее место и убирает кабинет, и главное — ждет.
Долго и прилежно Консуэло учит свою роль. Ее темперамент иногда не выдерживает, и Консуэло начинает говорить, в то время как Сент-Экзюпери требует тишины, чтобы писать и размышлять. И когда она открывает рот, строй ее речи оставляет желать лучшего. А ему и не надо большего, чтобы отдалиться от нее. Он доверчив — прекрасная мишень для недоброжелателей, легкая добыча для поклонниц. Он любит — и не скрывает этого — жить так, как ему нравится, поступать так, как вздумается, никому не быть обязанным, оставаться абсолютно свободным.