Новости пост в среду и пятницу для мирян

каждый понедельник, среду и пятницу — сухоядение.

Однодневные посты в других конфессиях и религиях

  • Великий пост: рецепты на каждый день
  • Что можно и что нельзя делать в Великий пост, приметы, традиции и молитвы
  • Календарь постов на 2024 год
  • Почему в Церкви четыре поста?
  • Питание в Великий пост в 2024 году по дням | меню, календарь

Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье

Но хотя пост среды и пятницы и сравнивается с постом Четыредесятницы, он менее строг Великого поста. В среду и пятницу разрешается сваренная пища с елеем. В летний и осенний мясоеды периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским среда и пятница — дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие канун, сочельник Рождества Христова обычно день строгого поста , случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом. Сплошные седмицы седмицей называется неделя — дни с понедельника по воскресенье означают отсутствие поста в среду и пятницу. Церковью установлены как послабление перед многодневным постом или как отдых после него следующие сплошные седмицы: 1.

РИА «Новости» Верующие перед постом часто просят у священнослужителей благословения на то, чтобы соблюдать ограничения не так строго. Например, поститься только в первую и последнюю недели. Но вообще-то даже в самой церкви утверждают, что такие вещи можно решить самостоятельно, исходя из разумных соображений. И уж точно не стоит слепо соблюдать все ограничения, если поститесь впервые. В Православной церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Русская православная церковь В целом ограничивать себя в еде — не первоочередная задача во время поста, рассказал «360» первый зампред учебного комитета при Священном синоде РПЦ, настоятель храма Преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной Максим Козлов. По его словам, строго поститься могут те, кто и так регулярно молится, но в этот период важнее не телесные ограничения, а духовность. И уж точно дело не в диете. Нужно стараться не «есть» людей, не испытывать вражды и ненависти, хранить в душе мир с окружающими, с совестью и с Богом. А все остальное абсолютно вторично. В качестве помощи для тех, кто и без того живет в церкви и молится Богу, можно применять и физические ограничения в виде воздержания от мясомолочной пищи, излишних отвлечений и развлечений.

В эти дни постящиеся люди отказываются от скоромной пищи, чтобы вспомнить предательство Иуды Христа и распятие Иисуса Христа, показывая траур по трагичным событиям Его земной жизни. Однако эти дни также спасительны для душ, постоянно демонстрируя дьяволу крепость веры и непоколебимое духовное благополучие. Пост укрепляет духовность верующих людей, очищает их и способствует развитию души, аналогично регулярным тренировкам для спортсменов. Постные дни помогают не только поддерживать форму, но только духовную, благотворно влияя на физическое состояние верующего, осознавая мимолетность своего существования и обращаясь снова к молитве. Что нельзя есть в среду и пятницу В соответствии с церковными правилами, посты в среду и пятницу должны соблюдаться с такой же строгостью, как и каждый пост. В эти дни рекомендуется исключить из рациона яйца, мясо, молочные изделия и рыбу. Вместо этого можно потреблять овощи, фрукты, ягоды, орехи и мед. Важно отметить, что эти правила не распространяются на тех, кто получил благословение священника на послабление постных требований, как было указано ранее. Существуют особые дни, когда в среду и пятницу разрешается употреблять рыбу.

В случае наступления тяжелых бедствий — засухи, угрозы неурожая, эпидемии смертельных болезней, нашествия саранчи, угрозы военной атаки и т. В то же время существовали и добровольные посты, рассматривавшиеся как дело личного благочестия. Еженедельный пост понедельника и четверга возник в результате соединения двух последних категорий. Основная информация об иудейских постах находится в талмудическом трактате «Таанит» «Посты». Помимо прочего, в нем описывается одно из самых страшных для Палестины природных бедствий — засуха. Осенью, в месяце мархешван начало периода дождей в Израиле, октябрь — ноябрь по нашему солнечному календарю , назначался особый пост о даровании дождя: «Если дожди не пошли — отдельные люди начинают поститься, и постятся три поста: в понедельник, четверг и следующий понедельник». Если ситуация не менялась, то точно такая же схема поста предписывалась в течение двух следующих месяцев кислева и тебета ноябрь — январь , однако теперь его должны были соблюдать все израильтяне. Наконец, в случае продолжения засухи, строгость поста усиливалась: в течение следующих семи понедельников и четвергов «сокращали торговлю, строительство и посадки, число обручений и бракосочетаний и не здоровались друг с другом — как люди, на которых разгневался Вездесущий». Образец благочестия Талмуд говорит, что «отдельные люди», упоминающиеся в начале данных предписаний, — это раввины и книжники «те, кого можно поставить руководителями общины» , либо особые аскеты и молитвенники, чья жизнь рассматривались как особо угодная Богу. Некоторые благочестивые раввины продолжали соблюдать обычай поститься в понедельник и четверг в течение всего года, независимо от погодных реалий. Этот широко распространившийся обычай упоминается даже в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! Из этой молитвы следует, что подобный пост не был общеобязательной практикой, именно поэтому фарисей и хвалится им перед Богом. Хотя евангельский текст и не говорит о том, что это за дни, не только иудейские, но и христианские авторы свидетельствуют, что ими были именно понедельник и четверг. К примеру, св. Два из семи Ни талмудические, ни раннехристианские источники не сообщают нам о том, почему были выбраны именно два еженедельных дня поста. В иудейских текстах мы встречаем попытки позднейшего богословского обоснования: воспоминание восхождения Моисея на Синай в четверг и схождения в понедельник; пост о прощении грехов, вызвавших разрушение Храма и для предотвращения подобного несчастья в будущем; пост за плавающих в море, путешествующих в пустыне, за здоровье детей, беременных женщин и кормящих матерей и т. Внутренняя логика такой схемы становится более ясной, если мы взглянем на распределение этих дней в рамках иудейской недели. Само собой разумеется, что пост в субботу был запрещен, поскольку она считалась днем радости о завершении творения мира. Постепенно святость субботы начали ограничивать с двух сторон пятницей и воскресеньем : во-первых, чтобы кто-то случайно не нарушил постом субботней радости, не зная точного времени ее наступления и завершения оно варьируется в зависимости от географической широты и времени года ; во-вторых, для отделения периодов поста и радости друг от друга хотя бы одним днем. Об этом ясно говорит Талмуд: «Не постятся накануне субботы из-за чести, подобающей субботе и не постятся в первый день т. Иудейский пост той эпохи был очень строгим — он длился либо с момента пробуждения до наступления вечера, либо с вечера до вечера, поэтому его продолжительность могла достигать 24 часов. В течение этого времени была запрещена любая еда, а некоторые отказывались и от употребления воды. Понятно, что два таких следующих друг за другом постных дня были бы слишком тяжелым испытанием, как говорит еще один талмудический текст: «Посты эти… не следуют друг за другом подряд, каждый день, потому что такое предписание не в состоянии выполнить большинство общества». Поэтому понедельник и четверг стали равноудаленными друг от друга постными днями, которые вместе с субботой были призваны к еженедельному освящению времени. Постепенно они приобрели и литургическое значение, став наряду с субботой днями общественного богослужения: многие благочестивые иудеи, пусть даже и не соблюдавшие пост, старались прийти в эти дни в синагогу на особую службу, во время которой читалась Тора и произносилась проповедь. Апостол Павел неоднократно подчеркивал свободу от иудейского церемониального закона, предупреждая о лжеучителях, «запрещающих употреблять в пищу то, что Бог сотворил» 1Тим. Противостояние с еженедельным иудейским постом начинается не в «Дидахи» — возможно, о нем говорится уже в Евангелии, когда окружающие не понимают, почему не постятся ученики Христа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?

Питание в Великий пост

  • Пост перед заговеньем
  • Как правильно поститься - что можно кушать во время поста по средам и пятницам
  • Пост среда и пятница, что можно есть - Православные иконы и молитвы
  • Спорные продукты
  • Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году

Почему среда и пятница постные дни для православных

При этом в среду и пятницу этой уже читается молитва св. Ефрема Сирина, принятая на службах Поста, а литургия не совершается. Православный пост в среду и пятницу приурочен к самым трагическим дням христианской истории. Помимо многодневных постов в Православии принято держать пост каждую неделю по средам и пятницам. В одном старинном слове Правило о посте в среду и пятницу называется тайной спасения, которая открылась святому Пахомию. Так, однодневный пост в среду начинается с утра среды, и заканчивается утром четверга. Во время Святок отсутствует пост в среду и пятницу, можно есть мясо каждый день.

Церковный пост по средам и пятницам: что можно есть

Почему был установлен пост в среду и пятницу? Все строгие правила питания в Великий пост установлены монастырским уставом для монахов, мирянам не обязательно их придерживаться.
Постные дни. Среда и пятница, многодневные и однодневные посты. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров, в первые пять воскресений Великого поста — литургия Св. Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы.
Что можно и что нельзя делать в Великий пост, приметы, традиции и молитвы Сплошные седмицы (означают отсутствие поста в среду и пятницу как послабление перед многодневным постом или как отдых после него).
Церковный пост по средам и пятницам: что можно есть Но хотя пост среды и пятницы и сравнивается с постом Четыредесятницы, он менее строг Великого поста.
6-я неделя Великого поста Как поститься в среду и пятницу мирянам.

Как правильно постится в среду и в пятницу?

Перед началом поста каждый христианин изучает календарь питания по дням для мирян и узнает что можно кушать в пост, чтобы правильно составить меню. А в другие дни святого поста, в понедельник, в среду и в пятницу не едим вареное. В Петров пост разрешается есть рыбу во все дни, кроме среды и пятницы.

Дни поста в православии

Во время Святок отсутствует пост в среду и пятницу, можно есть мясо каждый день. А в другие дни святого поста, в понедельник, в среду и в пятницу не едим вареное. понедельник, среда и пятница – сухоядение.

Меню для среды и пятницы. Что есть в дни сухоядения Великого поста

Блюда на обед и ужин полагается вкушать одинаковые. Готовить специально для вечерней трапезы Типикон не разрешает. Однако вкушать вечернюю трапезу полагается в теплом виде. Вино полагается на трапезе только в Воскресные и праздничные дни. В другие, даже непостные дни его употребление без особой нужды или немощи возбраняется. По 69-му правилу Святых апостолов, на которое ссылается Типикон, пост среды и пятницы во весь год приравнен к Великому посту. Это означает, что положено вкушать один раз в день сухоядение, «кроме немощи и праздника» глава 33. За нарушение этого поста, как и Великого поста, мирянин подвергается отлучению от Причастия на время, священник же извергается из сана.

Подобает ведати: яко аще случится Христова рождества праздник, и святых богоявлений, в среду, или пяток, разрешаем на сыр и яица: миряне же на мясо. Аще ли случится рождество Богородицы, или сретение, или успение, в среду, и пяток, разрешаем на рыбу и вино. Праздник же преображения и введения, в кой день ни случится, разрешаем на рыбу и вино, и ядим дважды днем. Благовещение же, в кой убо день будет святаго поста до недели цветоносныя, разрешаем на рыбу и вино, ядим же единою днем, кроме субботы, и недели. В великую же неделю, аще случится до великаго четвертка, разрешаем на елей и вино.

В этот день рекомендуется полностью воздержаться от пищи. Постующим можно съесть немного черного хлеба.

Из напитков разрешаются вода или квас. В 3-й день поста верующие придерживаются сухоядения. То есть им можно употреблять только сырые овощи и фрукты, а также орехи и зелень. Сухоядение продолжается. Все продукты должны употребляться в сухом виде. Запрещено готовить еду на огне. Нельзя добавлять в пищу растительное масло.

Питание такое же, как в пятницу. Из напитков разрешен виноградный сок. В этот день постующим можно готовить пищу на растительном масле. Из напитков разрешено натуральное красное виноградное вино. Именно первая неделя Великого поста считается самой строгой. В этот период действуют самые строгие запреты. На протяжении всего дня необходимо употреблять фрукты и овощи, орехи и зелень.

Разрешается готовить горячую пищу, но без добавления масла. В рацион можно включать любые каши на воде, отварные овощи. Растительное масло запрещено. Из блюд разрешено употреблять овощные салаты, солянку, кашу на воде. В этот день постующие могут варить, печь и парить без добавления масла.

Страстная седмица или Великая седмица — в исторических христианских церквях предшествующая Пасхе неделя, во время которой вспоминается Тайная вечеря Великий четверг , предание на Суд, распятие Великая пятница и погребение Иисуса Христа Великая суббота. Традиция поститься в среду и пятницу известна еще с давних времён. Уже в раннехристианских произведениях I века, говорится о посте в среду и пятницу всего года, как в дни, связанные с крестными страданиями Спасителя. Особо строгим постом считается Великая Пятница, так как в этот день Иисус Христос претерпел крестные муки.

О том как правильно поститься в постные дни и кому разрешены послабления, можно спросить у священника в постоянной рубрике клуба «Русской Иконописной Школы» Не менее значимой в этом смысле является и среда. Для православных пост по средам знаменует память о предательстве Иудой Искариотом Иисуса Христа. Пост по средам соблюдался очень строго и некоторые верующие не хотели его прекращать даже в дни великих праздников. Такая строгость вынудила собрать в 1168 году особый собор, который определил, что пост среды и пятницы должно отменять только для праздников Рождества и Богоявления. К числу однодневных постов в Православной церкви относятся также: Воздвижение Креста Господня. В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Усекновение главы Иоанна Крестителя. Великий праздник в Православной церкви, совершаемый 29 августа 11 сентября и посвященный памяти мученической смерти Иоанна Крестителя, которому по приказу тетрарха Галилеи Ирода отрубили голову. В память об этих событиях святой Церковью предусмотрен строгий пост, во время которого не употребляется в пищу мясо, молочные продукты, рыба.

Периоды времени между постами, когда употребляется мясная и молочная пища называются мясоедами. Весенний мясоед — от Пасхи до дня Святой Троицы. Зимний мясоед между Рождественским и Великим постом — от Рождества Христова 7 января до начала Великого поста — Прощенного воскресенья. Во время Святок с 7 по 17 января мясо разрешается есть в любой день. В зимний и весенний мясоеды устав разрешает в среду и пятницу рыбу.

И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?

Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» Мк. Этот ответ вносит некую ясность, однако, не отвечает на поставленный вопрос: почему именно среда и пятница? На самом деле, еженедельные посты, как и ежегодные, берут свое начало из евангельской истории. В среду пост был установлен в воспоминание предательства Христа Иудой, в пятницу — в память крестных страданий и смерти Спасителя. На то, чтобы христианам поститься в среду и пятницу, установлено 69-е Апостольское правило, гласящее: «Если епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец во святую Четыредесятницу, то есть в Великий пост, и в продолжение всего года по средам и пятницам не постится, да будет извержен, если только не препятствует ему телесная болезнь: немощному позволено, по мере сил, вкушать масла и вина. Если же мирянин не постится в определенное время , да отлучится».

Это же подтверждают и Святые Отцы, например, священномученик Петр Александрийский в 15-м правиле покаяния говорит: "Мы должны поститься в среду и пятницу. В среду - по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу - потому что в сей день Он пострадал за нас". А святой Серафим Саровский говорил: «Много грешат те, кто не постится в среду и пятницу».

Великий пост: рецепты на каждый день

Ужином станет фруктовый салат и горсть сухофруктов. В течение дня разбавленный водой морс. Четверг: Ячневая каша без сахара, сваренная на воде. На обед запечёные без масла овощи гриль с ломтиком поджаренного тоста. На ужин можно сделать салат из запечёных или свежих овощей, заправить уксусом или лимонным соком. Густой кисель добавит сытности, а пить можно зеленый или черный чай.

Пятница: Нельзя использовать в рационе термически обработанную пищу, поэтому все меню состоит из фруктовых или овощных салатов, фруктов, орехов и сухофруктов. Суббота: На завтрак гороховая каша с добавлением обжаренного в масле репчатого лука. На обед тыквенный суп пюре с сухариками. На ужин можно побаловать себя винегретом или тушеными овощами. Разрешается немного вина, разбавленного водой, чай, травяные отвары, компоты.

Воскресенье: Салат из тертой моркови или тыквы, фруктовый смузи. На обед — овощной суп с крупой, ломтик хлеба из муки грубого помола. На ужин овощи, нарезанные ломтиками, и запеченые в форме башенки в духовке с огуречным салатом. Сварите густой кисель, компот, выпейте немного красного церковного вина. Третья неделя Великого поста: что можно кушать На этой неделе в Великий пост в 2023 году, из алтаря выносится православный крест, чтобы все верующие могли к нему приложиться.

Что касается питания, то меню будет напоминать вторую неделю, где чередуется сухоядение с приемами горячей постной пищи. Примерное меню третьей недели Великого поста Понедельник: На завтрак фруктовый смузи с бананом, ломтик постного хлеба. На обед салат с гренками и томатами, с заправкой из пряного уксуса. На ужин салат из свеклы, моркови, капусты и зелени, чесноком и лимонным соком. Разрешено пить воду и зеленый чай.

Вторник: На завтрак горячая пшенная каша с тыквой на воде с мёдом. На обед постные щи с томатами и зеленью, гренки. На ужин котлеты из гречки с луком и грибами. В течение дня разбавленный водой апельсиновый сок или морс. Среда: На завтрак горсть смеси из сухофруктов и орешков, стакан фруктового смузи.

На обед салат из шампиньонов с заправкой из чеснока и лимонного сока, ломтик постного хлеба. На ужин сытный салат из свежих овощей и зелени. Пить можно только чистую воду. Четверг: На завтрак овсяная каша с добавлением сахара и какао-порошка. На обед густой чечевичный суп.

На ужин можно потушить картофель с грибами и добавить к нему квашеную капусту с репчатым луком и сахаром. Пятница: На завтрак стоит с вечера залить гречневую крупу холодной кипяченой водой. На обед салат из натертой моркови и свеклы, с заправкой из лимонного сока и имбиря. На ужин порция фруктов. В течение дня можно пить чистую воду с лимонным соком.

Суббота и воскресенье: Эти дни объединяет то, что разрешено употреблять горячую пищу с маслом, но только утром и вечером. Меню можно позаимствовать из предыдущего рациона, а в воскресенье выпить вина, разбавленного водой. Четвертая неделя Великого поста: что можно кушать Великий пост в 2023 году на четвертой неделе наступает Средокрестие или в простонародье — Преполовение Святой Четырехдесятницы. Еще неделю называют «Похвальной», так как в субботние дни молятся Пресвятой Богородице. Понедельник: На завтрак порция свежих или размороженных ягод или фруктовый смузи.

На обед капустный салат с морковью и зеленью. На ужин порция свежих фруктов и салат из листовой зелени с огурцами и заправкой из лимона.

Во-первых, чтобы обуздать похоть плоти. По этой причине апостол говорит о соблюдении постов и целомудрии. Есть пост — есть целомудрие; нет поста — нет целумдрия. Пост стоит на страже нашего целомудрия, оберегает и сохраняет его. При этом надо понимать, что пост — это не только воздержание от пищи, а воздержание от помыслов, разговоров, рассуждений, зрелищ, которые могут во время поста вывести нас из состояни целомудрия.

Блаженный Иероним писал, что воздержание от еды и питья охлаждает пыл человеческой похоти. Особенно надо стараться избегать излишних разговоров во время поста. Во-вторых, соблюдая пост, мы освождаем свой ум и сознание для созерцания небесных вещей. В связи с этим мы читаем о том, что пророк Даниил перед получением Божественного откровения пребывал в посте три седмицы дней. И мы должны пребывать в состоянии поста, чтобы созерцать духовное. Чисто физический пост не такой сложный. Человек довольно легко может ограничить и даже полностью исключить скоромную пищу, но при этом зрелища, разговоры, анекдоты, хохот.

Попытаемся открыть все секреты и предоставить лучшие постные рецепты, чтобы всегда кушать сытно и вкусно. Для вас подготовили два рецепта для постной среды или пятницы. Они очень просты, но сытные и питательные. Коврижка постная Для приготовления нужно: по стакану сахара, варенья, воды, 1 ч. Все ингредиенты нужно смешать.

Форму смазываем и выкладываем на нее тесто. Сверху можно присыпать немного пудры или сделать какую-то глазурь. Коврижку постную советуют есть в пятницу перед Успенским постом. Постный салат Для приготовления необходимы следующие компоненты: постный майонез, орехи, курага, чернослив, свекла. Количество ингредиентов можно брать, как хотите или как любите.

Свеклу отвариваем и измельчаем на терке. Чернослив и курагу заливаем кипятком, чтобы немного размочить. Далее, жидкость сливаем, и фрукты нарезаем соломкой. Орехи дробим. Все ингредиенты смешиваем и заправляем майонезом.

Постный ужин готов!

Этот аспект намного важней, чем вкушение определенной пищи. Ведь человек состоит не только из тела, в нем имеется духовное, божественное начало. Только у многих жизнь подчинена велениям плоти и проходит в поисках удовольствий. Именно еженедельный пост является одним из инструментов духовного возрастания. Он позволяет христианину восстановить правильную иерархию — над телом должен возвышаться дух.

Подобное неспроста — автор сравнивал христиан с воинами Господа. Согласно трактату, воздержание в пище продолжалось до 9-го часа согласно современному времени — до 15 ч. В эти дни богослужения были особенными. Выбор времени не случаен — именно в 9 ч. В древности люди полностью отказывались не только от еды, но даже воду не принимали. Сегодня правила несколько изменились, верующие постятся в течение всего дня, отказываясь от некоторых продуктов.

Христиане первых веков все продукты, которые не съедали в эти дни, приносили своему епископу. Священник отдавал их тем, кто испытывал нужду. Если в наше время традиция постных дней довольно устоявшаяся, то поначалу это было добровольным выбором верующего. Но уже тогда пост завершался принятием Причастия. Правда, хранились святые дары у каждого дома.

Великий пост начинается 11 марта, что можно и нельзя кушать

  • Календарь постов на 2024 год для православных
  • Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням
  • Пост среда и пятница, что можно есть
  • Пост в среду и пятницу

Пост среда и пятница, что можно есть

Но хотя пост среды и пятницы и сравнивается с постом Четыредесятницы, он менее строг Великого поста. Особенно строго пост необходимо соблюдать в первую и последнюю недели, а в первый и последний дни верующим рекомендуется полностью отказаться от еды и пить только воду. В среду и пятницу соблюдается пост до 9 часа (до 15 часов дня), потому что в среду предан Господь, а в пяток распят. Некоторые люди воспринимают пост как диету, но это заблуждение: когда человек постится, он очищается духовно. Какие послабления для мирян в Великий пост предусмотрены церковью?

Календарь Великого поста-2023: первая седмица

В воскресенье, как и в субботу, ранняя Церковь не постилась. Если исключить иудейские постные дни, оставались две возможности: «вторник и пятница» или «среда и пятница». Вероятно, чтобы еще более обособиться от «лицемеров», христиане не просто передвинули оба поста на один день вперед, но первый из них был смещен на два дня. Богословие традиции Любая традиция рано или поздно требует богословского истолкования, особенно если ее истоки с течением лет предаются забвению. В «Дидахи» пост среды и пятницы обосновывается исключительно в рамках противопоставления «нашего» и «их» поста. Однако это толкование, актуальное и понятное для живших в иудейском окружении христиан I в.

Мы не знаем, когда начался этот процесс рефлексии, но первые свидетельства о его завершении мы имеем в начале III в. Этот памятник возник в той же самой географической области, что и «Дидахи», но через столетие богословская перспектива меняется: христиане, живущие рядом с иудеями, еженедельно постятся «за них» очевидно, соединяя с постом молитву об их обращении ко Христу. В качестве мотива поста называются два прегрешения: предательство и распятие Христа. Там, где подобный контакт был не настолько тесным, постепенно выкристаллизовываются только темы предательства Христа Иудой и Крестной Смерти. Традиционное истолкование, которое сегодня можно найти в любом учебнике Закона Божьего, мы встречаем в «Апостольских Постановлениях» IV в.

Такая терминология понятна в рамках всего богословия этого североафриканского автора, который неоднократно описывает христианство в военных терминах, называя верующих «воинством Христовым» militia Christi. Он говорит о том, что этот пост был исключительно добровольным делом, продолжался до 9 часа дня до 15 часов по нашему времяисчислению , и в эти дни происходили особые богослужения. Выбор 9 часа глубоко оправдан с богословской точки зрения — это время смерти Спасителя на Кресте Мф. Но если сейчас наши посты носят качественный характер, т. Действительно, в такой перспективе постящиеся христиане уподоблялись солдатам, находящимся на боевом посту, которые также ничего не вкушали, посвящая все свои силы и внимание несению своей службы.

Тертуллиан использует ветхозаветные военные сюжеты 1Цар. У него же мы встречаем и «военизированное» восприятие молитвы, которая в христианской традиции всегда была неразрывна связана с постом: «Молитва — крепость веры, наше оружие против врага, который осаждает нас со всех сторон». Важно, что этот пост был не только личным делом верующего, но включал в себя диаконическую составляющую: та трапеза завтрак и обед , которые не съедали верующие в постный день, приносились в церковное собрание предстоятелю, и он распределял эти продукты среди нуждающихся бедных, вдов и сирот. Тертуллиан говорит о том, что «statio должно прекращаться принятием Тела Христова», т. Поэтому среда и пятница постепенно становятся особыми богослужебными днями, как свидетельствует, к примеру, св.

Василий Великий, говоря, что в его время в Каппадокии существовал обычай причащаться четыре раза в неделю: по воскресеньям, средам, пятницам и субботам, т. От добровольного к обязательному В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. Мы видели, что пост фарисеев был личным выбором человека, и, вероятно, такой же подход господствовал и в ранней Церкви. Так, в Северной Африке Тертуллиан говорит, что «можно соблюдать его пост по своему собственному усмотрению». Более того, еретиков-монтанистов обвиняли в том, что они сделали его общеобязательным.

Однако постепенно, прежде всего на Востоке, степень обязательности этого обычая постепенно начинает возрастать. В «Канонах Ипполита» IV в. Кто помимо этого соблюдает другие дни, получит награду. Кто же, за исключением болезни или нужды, уклоняется от них, преступает правило и противостоит Богу, Который постился за нас». Последнюю точку в этом процессе поставили «Апостольские Правила» кон.

IV — нач. Из слов св. Епифания Кипрского видно, что пост среды и пятницы не соблюдался в период Пятидесятницы, как противоречащий праздничному характеру этих дней: «В течение всего года в святой кафолической Церкви соблюдается пост, а именно в среду и пятницу до девятого часа, за исключением только всей Пятидесятницы, во время которой не предписаны ни коленопреклонения, ни пост». Однако постепенно монашеская практика изменила и эту традицию, оставив лишь несколько «сплошных» седмиц в течение года. Итак, длительный процесс рецепции иудейской практики и ее трансформации в новую христианскую традицию завершился богословской рефлексией и, наконец, канонизацией среды и пятницы.

Средство или цель? Глядя на пост среды и пятницы в сегодняшней церковной жизни, вспоминаются слова св. Ефрем Сирина: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум, возбудить и развить чувство, подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объеданием, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни — Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий». Действительно, в среду и пятницу можно наесться постной картошкой, упиться постной водкой и в очередной раз провести весь вечер перед постным телевизором — ведь ничего из этого наш Типикон не запрещает!

Формально предписания поста будут выполнены, но цель его не будет достигнута. Воспоминание в христианстве — это не листок календаря с той или иной годовщиной, но причастность к событиям священной истории, которые некогда сотворил Бог и которые должны актуализироваться в нашей жизни. Каждые семь дней нам предлагается глубокая богословская схема освящения повседневности, возводящая нас к высшей точке священной истории — Распятию и Воскресению Христа. И если они не отразятся в нашей душе, в наших «малых Церквях» — семьях, в наших отношениях с окружающими, то тогда нет никакой принципиальной разницы между нами, не вкушающими «некошерные» мясомолочные продукты в среду и пятницу, и теми, кто много столетий назад в далекой Палестине проводил в полном воздержании от пищи каждый понедельник и четверг. Вода Живая Помимо обычных традиционных постов, в православной церкви верующие постятся однодневными постами в среду и пятницу.

Их обязательно соблюдать? В основном это люди, которые только начали приобщаться к церкви и церковной жизни. А ведь действительно, зачем нужен этот однодневный пост? А если человек постоянно следует многодневным постам, ему нужно держать со всей строгостью однодневные? Как соблюдать пост в среду и пятницу?

Это значит, что нужно придерживаться такого поста, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения», — пояснили в РПЦ. Церковь и сама разумно подходит к ограничениям, связанным с Великим постом, и признает, что невозможно установить единый пост даже для монахов, духовенства и мирян.

Миряне не обязаны строго следовать монастырскому уставу, особенно если у них есть хронические заболевания или если это дети и пожилые люди. А в этом году, например, РПЦ разрешила военнослужащим, участвующим в спецоперации, поститься по облегченной программе или вовсе не поститься, написал ТАСС. РИА «Новости» Верующие перед постом часто просят у священнослужителей благословения на то, чтобы соблюдать ограничения не так строго. Например, поститься только в первую и последнюю недели.

Но вообще-то даже в самой церкви утверждают, что такие вещи можно решить самостоятельно, исходя из разумных соображений. И уж точно не стоит слепо соблюдать все ограничения, если поститесь впервые. В Православной церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует.

Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам.

Пятница: Нельзя использовать в рационе термически обработанную пищу, поэтому все меню состоит из фруктовых или овощных салатов, фруктов, орехов и сухофруктов. Суббота: На завтрак гороховая каша с добавлением обжаренного в масле репчатого лука. На обед тыквенный суп пюре с сухариками. На ужин можно побаловать себя винегретом или тушеными овощами. Разрешается немного вина, разбавленного водой, чай, травяные отвары, компоты. Воскресенье: Салат из тертой моркови или тыквы, фруктовый смузи. На обед — овощной суп с крупой, ломтик хлеба из муки грубого помола. На ужин овощи, нарезанные ломтиками, и запеченые в форме башенки в духовке с огуречным салатом.

Сварите густой кисель, компот, выпейте немного красного церковного вина. Третья неделя Великого поста: что можно кушать На этой неделе в Великий пост в 2023 году, из алтаря выносится православный крест, чтобы все верующие могли к нему приложиться. Что касается питания, то меню будет напоминать вторую неделю, где чередуется сухоядение с приемами горячей постной пищи. Примерное меню третьей недели Великого поста Понедельник: На завтрак фруктовый смузи с бананом, ломтик постного хлеба. На обед салат с гренками и томатами, с заправкой из пряного уксуса. На ужин салат из свеклы, моркови, капусты и зелени, чесноком и лимонным соком. Разрешено пить воду и зеленый чай. Вторник: На завтрак горячая пшенная каша с тыквой на воде с мёдом. На обед постные щи с томатами и зеленью, гренки. На ужин котлеты из гречки с луком и грибами.

В течение дня разбавленный водой апельсиновый сок или морс. Среда: На завтрак горсть смеси из сухофруктов и орешков, стакан фруктового смузи. На обед салат из шампиньонов с заправкой из чеснока и лимонного сока, ломтик постного хлеба. На ужин сытный салат из свежих овощей и зелени. Пить можно только чистую воду. Четверг: На завтрак овсяная каша с добавлением сахара и какао-порошка. На обед густой чечевичный суп. На ужин можно потушить картофель с грибами и добавить к нему квашеную капусту с репчатым луком и сахаром. Пятница: На завтрак стоит с вечера залить гречневую крупу холодной кипяченой водой. На обед салат из натертой моркови и свеклы, с заправкой из лимонного сока и имбиря.

На ужин порция фруктов. В течение дня можно пить чистую воду с лимонным соком. Суббота и воскресенье: Эти дни объединяет то, что разрешено употреблять горячую пищу с маслом, но только утром и вечером. Меню можно позаимствовать из предыдущего рациона, а в воскресенье выпить вина, разбавленного водой. Четвертая неделя Великого поста: что можно кушать Великий пост в 2023 году на четвертой неделе наступает Средокрестие или в простонародье — Преполовение Святой Четырехдесятницы. Еще неделю называют «Похвальной», так как в субботние дни молятся Пресвятой Богородице. Понедельник: На завтрак порция свежих или размороженных ягод или фруктовый смузи. На обед капустный салат с морковью и зеленью. На ужин порция свежих фруктов и салат из листовой зелени с огурцами и заправкой из лимона. Черный или зеленый чай в течение дня.

Вторник: На завтрак порция пшенной каши на воде с солью и сахаром. На обед густой гороховый суп с сухариками. Вечером стоит потушить овощи без масла и скушать их с квашеной или маринованной капустой. Компот из сухофруктов. Среда: На завтрак салат из сырой свеклы с лимонным соком и семечками.

В 69-ом Апостольском правиле есть указание, что если церковнослужитель нарушал еженедельный пост кроме случаев телесной немощи , лишался сана. Миряне же отлучались от Церкви. Пост в среду и пятницу В дальнейшем был принят устав Церкви о посте, где постные дни недели среда и пятница приравниваются к Великому посту. Следовательно, рацион включает один прием пищи без масла в холодном виде — сухоядение. Но важно учитывать, что данное правило распространялось на мужские монастыри. Ведь между мужчиной-монахом и мирским человеком, живущим семейной жизнью, существует значительная разница. Как поститься в среду и пятницу мирянам В каждом конкретном случае этот вопрос лучше всего уточнять у духовника или священника, у которого вы исповедуетесь. Для некоторых категорий людей пост ослабляется или исключается вообще. К ним относятся те, для кого особенно важен полноценный рацион питания, включающий продукты животного происхождения. Это больные люди, беременные и кормящие женщины, дети, путешествующие, военнослужащие, те, кто занимается тяжелой физической работой. Существуют общие рекомендации, как поститься в среду и пятницу. Многие священники сходятся во мнении, что входить в еженедельный пост следует постепенно, соизмеряя свои силы, здоровье и возможности.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий